Амьенский собор
Амьенский собор | |
---|---|
Собор Амьенской Богоматери | |
Английский : Нотр-Дам Амьенский | |
Амьенский собор | |
49 ° 53'42 "N 2 ° 18'08" E / 49,89500 ° N 2,30222 ° E | |
Расположение | Амьен |
Страна | Франция |
Номинал | Католическая церковь |
независимая церковь | Латинская церковь |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Реликвии хранятся | Предполагаемая глава Иоанна Крестителя |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектор(ы) | Робер де Люзарш Томас и Реньо де Кормон [ 1 ] |
Стиль | Сияющий |
Годы постройки | в. 1220–1270 гг. |
Технические характеристики | |
Длина | 145 м (476 футов) |
Ширина | 70 м (230 футов) |
нефа Ширина | 14,60 м (47,9 футов) [ 2 ] |
Высота | 42,30 м (138,8 футов) |
Другие размеры | Фасад: СЗ |
Площадь пола | 7700 квадратных метров |
Количество шпилей | 1 |
Высота шпиля | 112,70 м (369,8 футов) [ 2 ] |
Администрация | |
Провинция | Реймс |
епархия | Амьен |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Епископ Жерар Ле Станг [ 3 ] |
Официальное название | Амьенский собор |
Тип | Культурный |
Критерии | и, ii |
Назначен | 1981 [ 4 ] |
Справочный номер. | 162 |
Область | Европа и Северная Америка |
Сессия | 5-е место |
Официальное название | Собор Нотр-Дам |
Назначен | 1862 |
Справочный номер. | PA00116046 [ 1 ] |
Номинал | Церковь |
Соборная базилика Амьенской Богоматери ( фр . Basilique Cathédrale Notre-Dame d'Amiens ), или просто Амьенский собор , — католический собор . Собор является резиденцией епископа Амьена . Он расположен на небольшом холме с видом на реку Сомму в Амьене , административной столице региона Пикардия во Франции, примерно в 120 километрах (75 милях) к северу от Парижа.
Собор был почти полностью построен между 1220 и 1220 годами. 1270 г. , удивительно короткий срок для готического собора, придающий ему необычное единство стиля. Амьен является ранним примером периода высокой готики и районного стиля готической архитектуры . [ 5 ] [ 6 ] Районант появился в трифориуме и фонаре, строительство которых было начато в 1236 году, а также в увеличенных высоких окнах хора, добавленных в середине 1250-х годов. [ 6 ]
Его строители пытались максимально увеличить внутренние размеры, чтобы достичь небес и внести больше света. В результате Амьенский собор является крупнейшим во Франции. [ 7 ] 200 000 кубических метров (260 000 кубических ярдов), достаточно большой, чтобы вместить два собора размером с Парижский собор Парижской Богоматери. [ 8 ]
С 1981 года собор внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [ 9 ] Несмотря на то, что Амьенский собор утратил большую часть своих оригинальных витражей, он известен качеством и количеством готических скульптур начала XIII века на главном западном фасаде и портале южного трансепта , а также большим количеством полихромных скульптур более поздних периодов внутри собора. здание.
История
[ редактировать ]Ранние соборы
[ редактировать ]Согласно местной традиции, христианство было принесено в Амьен в третьем веке нашей эры двумя христианскими мучениками, известными как Фирмин Мученик и Фирмин Исповедник. Святой Мартин был крещен в Амьене в 334 году. Церковь была подавлена вторжениями вандалов и возобновилась только в конце пятого века, с крещением Хлодвига I в 498 или 499 году. Первым епископом Амьена был Эдиб. , который участвовал в соборе в 511 году. В документах говорится, что на месте собора существовал ранний собор с двумя церквями, посвященный двум Ферминам. нынешняя церковь, но археологических свидетельств нет. [ 10 ] Сальвию Строительство этого собора приписывают , епископу Амьена около 600 г., но точность его Жития весьма сомнительна. [ 11 ]
Пожар уничтожил две церкви и большую часть города, и между 1137 и 1152 годами на его месте был построен романский собор. В 1193 году в этом соборе состоялась свадьба короля Франции Филиппа II . В 1206 году Амьен получил знаменитую реликвию, известную голову Иоанна Крестителя , купленную в Константинополе. Эта реликвия сделала Амьен основным местом паломничества и дала ему важный источник дохода (мощевик был разрушен во время Французской революции, но его воссозданная копия, сделанная в 1876 году парижским ювелиром с использованием части оригинального горного хрусталя, выставлена сегодня в Соборная казна). [ 10 ]
Строительство
[ редактировать ]-
Внешний вид Амьенского собора
-
План собора в разрезе
Пожар уничтожил романский собор в 1218 году. План нового собора составил мастер-строитель Робер де Люзарш , а в 1220 году епископ Эврар де Фуйуа заложил первый камень. [ 12 ] Лузарш произвел революцию в системе готического строительства, используя куски камня стандартизированных размеров и форм, а не создавая уникальные детали для каждой функции. [ 12 ] Он был архитектором до 1228 года, за ним следовал Томас де Кормон до 1258 года. Его сын Рено де Кормон исполнял обязанности архитектора до 1288 года. [ 12 ]
Строительство велось необычно с запада на восток, начиная с нефа. Де Кормон придал сооружению поразительные размеры и гармонию, построив большие аркады и верхние окна. Неф был завершен в 1236 году, а к 1269 году верхние окна хора были на месте. В конце 13 века были завершены рукава трансепта, а в начале 14 века - фасады и верхние башни. Пока эти работы продолжались, были добавлены часовни между контрфорсами и по углам трансепта. [ 13 ]
Укрепление (15 век)
[ редактировать ]В оригинальной конструкции аркбутанов вокруг хора они располагались слишком высоко, чтобы противодействовать силе выталкивания потолочной арки наружу, что приводило к чрезмерным боковым силам, воздействующим на вертикальные колонны. Конструкция была сохранена только тогда, когда каменщики разместили второй ряд более прочных аркбутанов, которые соединялись ниже на внешней стене. [ 14 ]
В 1497 году на четырех колоннах трансепта, а также на двух левых колоннах шевета появились трещины и другие признаки напряжения. Группа экспертов осмотрела повреждения и провела небольшой ремонт, но трещины остались. Проблема была окончательно решена Пьером Таризелем , который в 1498 году установил из кованых прутьев вокруг уровня цепь , чтобы противостоять силам, выталкивающим каменные колонны наружу. Цепь была установлена нагретой докрасна, чтобы действовать как подпруга , затягивалась по мере остывания и все еще находится на месте. [ 14 ] В 1503 году Тарисель предприняла аналогичные действия, чтобы укрепить часть входа в хор. [ 15 ]
Модификации (16–18 века)
[ редактировать ]-
Яркая южная роза (16 в.)
В 16 веке собор пострадал от пожаров, ураганов и взрыва близлежащей пороховой мельницы , но серьезных повреждений не было. Он также претерпел несколько модификаций с учетом меняющихся стилей; В западном трансепте было установлено новое окно-роза в стиле яркой готики , полное завитков и встречных завитков. В 18 веке были внесены архитектурные изменения в соответствии с новыми доктринами, провозглашенными Тридентским собором . Старая средневековая перегородка между хором и нефом была заменена богато украшенной железной решеткой для хора, чтобы прихожане в нефе могли видеть алтарь. Сам алтарь был модифицирован, убраны двенадцать массивных канделябров и двенадцать сундуков с мощами святых-мучеников. Также были проведены крупные работы по усилению аркбутанов. [ 16 ]
Революция и XIX век.
[ редактировать ]-
Интерьер собора работы Дэвида Робертса (ок. 1827 г.)
-
Интерьер собора Жюля Виктора Гениссона (1842 г.)
-
Фотография собора в сепии 1878 года.
Собор, как и другие соборы по всей Франции, сильно пострадал во время Французской революции. Большая часть скульптуры была разбита молотками, а головы многих статуй отбиты. Многие предметы обстановки, принадлежности и сокровища были украдены; часть собора использовалась как склад материалов, использовавшихся на различных революционных торжествах. [ 17 ]
Собору вернули его религиозную функцию в 1800 году, а первые реставрационные работы начались в 1802 году. [ 17 ] неоклассический архитектор Этьен Ипполит Годд Начиная с 1810 года, работами руководил , а в 1821 году Франсуа Огюст Шюсси поручил трем скульпторам создать новые статуи. После того, как пресса раскритиковала недостатки скульптуры и реставрации, Шюсси подал в отставку, и в 1849 году его заменил Эжен Виолле-ле-Дюк . Виолле-ле-Дюк начал более амбициозную программу, направленную на максимальное возвращение зданию его средневекового духа, включая добавление скульптурных горгулий и других типичных готических элементов. Виолле-ле-Дюк почти непрерывно работал над собором до 1874 года. [ 16 ]
Защита и реставрация (20 век)
[ редактировать ]
Витражи церкви были сняты, чтобы защитить их во время обеих мировых войн, и церковь получила лишь незначительные повреждения. Однако в 1920 году часть окон, хранившихся в мастерской мастера-стеклодела для их защиты, была уничтожена пожаром.
Между 1973 и 1980 годами флеш , или шпиль, был полностью восстановлен. В 1981 году собор был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . Реставрация западного фасада была завершена в 2001 году. В 1992 году искусствовед Стивен Мюррей был назначен Министерством культуры Франции в научный комитет для наблюдения за реставрацией Амьенского собора: Мюррей был удостоен звания почетного гражданина Амьена и награжден почетным званием. Докторская степень Жюля Верна в Университете Пикардии после этой работы. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Хронология
[ редактировать ]- 346 — Первое упоминание о епископе Евлогии в Амьене. [ 21 ]
- 1137–52 - Строительство романского собора.
- 1206 г. - в собор из Константинополя привезен знаменитый череп святого Иоанна Крестителя.
- 1218 г. – романский собор разрушен пожаром.
- 1220 г. – закладка первого камня готического собора.
- в. 1240 – Завершение строительства нефа.
- в. 1269 г. - Вероятное завершение строительства чевета и установка в нем высоких окон.
- в. 1284–1305 гг. - Надстройка крыши над шеветом, трансептом и нефом.
- 1373–1375 - построены часовни Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Богослова, началось строительство Бо Пилие.
- 1498 г. - Добавлены железные цепи для укрепления трифория.
- 1508–1519 гг. - Установлены хоры.
- 1528 г. – Шпиль разрушен молнией.
- 1755 г. - Хоровая перегородка снята, а хор реконструирован в соответствии с постановлениями Тридентского совета.
- 1766–1768 - Хор отремонтирован в стиле барокко и французской классики.
- 1793–1794 - После Французской революции большая часть мебели была разрушена, а часть собора использовалась для хранения украшений для общественных праздников.
- 1802 г. - Церковь возвращена католической церкви для исключительного использования.
- 1805 г. – Начало восстановления церкви.
- 1849–1874 гг. - Эжен Виолле-ле-Дюк руководит реставрацией собора.
- 1854 г. - Часовня Святого Феодосия освящена в присутствии императора Наполеона III.
- 1914–1918 гг. – Для защиты снят витраж; Фасад собора незначительно пострадал во время Первой мировой войны.
- 1920 г. - Часть хранившихся для защиты готических витражей уничтожена пожаром в мастерской.
- 1973–80 – завершена реставрация шпиля.
- 1981 – Собор объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- 2001 г. - Новая реставрация западного фасада обнаруживает следы оригинальной росписи на скульптуре.
Экстерьер
[ редактировать ]Западный фасад и порталы
[ редактировать ]-
Окно-роза и галерея королей на западном фасаде.
-
Западные порталы Амьенского собора
-
Христос вершит суд в центральном портале
-
Местные святые, в том числе обезглавленные мученики Викторик и Гентиан , на западных порталах.
-
Статуя Улыбающейся Богородицы на западном портале
Западный фасад собора был построен за одну кампанию с 1220 по 1236 год и демонстрирует необычайную степень художественного единства. Уровень окна-розы был закончен примерно в 1240 году. После этого строительство шло медленнее. Верхние части башен были завершены только в 14 веке. [ 13 ]
Фасад имеет три глубоких крыльца со стрельчатыми арками, закрывающими три портала. Над порталами расположены две галереи; верхняя - это Галерея королей с двадцатью двумя статуями королей Франции в натуральную величину. Почти все статуи датируются реставрацией Виолле-ле-Дюк. Над галереей находится окно-роза, каменный узор или рама которого датируется 16 веком. Над окном-розеткой находится галерея «Музыканты или колокольчики», реконструкция оригинала XIX века.
Центральный портал посвящен Страшному суду, левый – мученику святому Фирмину ; и правый портал к Деве Марии . Над каждым порталом находится тимпан, наполненный скульптурой. Центральным элементом Тимпана Страшного суда является фигура Христа, поднимающего руки и судящего тех, кто ниже него. Справа и слева от него Богородица и святой Иоанн взывают к нему о милосердии. Добрых христиан справа от него сопровождают в рай, а грешников слева от него отправляют в ад. Недавняя очистка скульптуры выявила следы нарисованных красными отметинами на руках Христа, обозначающих места, куда во время его распятия были забиты гвозди . [ 22 ]
Статуи святых в тимпане включают местно почитаемых Святых Викторика и Генциана , Святого Домиция , Святую Ульфию и Святого Фермина . [ 23 ]
Колокольни
[ редактировать ]Верхние части башен западного фасада, над окном-розой, построены позднее и имеют разную высоту. Южная колокольня справа, обращенная к фасаду, короче и была построена впервые примерно в 1366 году. Северная башня была завершена в 1406 году и оформлена в ярком стиле поздней готики . [ 24 ] В это время была добавлена тщательно продуманная Галерея звонарей или Музыкантов, которая соединяет две башни на уровне крыши, и была существенно отреставрирована или воссоздана в 19 веке Виолле-ле-Дюком. Виолле-ле-Дюк перепроектировал галерею по образцу галереи Шартрского собора того же периода. [ 25 ]
-
Яркая северная башня (ок. 1406 г.) и южная башня (ок. 1366 г.)
-
Южная башня с солнечными часами слева.
Красивая колонна
[ редактировать ]Одной из необычных особенностей башен является Beau Pilier (Красивая колонна), опорный контрфорс, который был добавлен в 14 веке на стыке северной башни и первой из двух новых часовен, построенных на северной стороне. Столп и часовни были заказаны Жаном де ла Гранжем, епископом Амьена (1373–1375), который был главным советником короля Франции Карла VI .
На колонне установлены девять статуй, представляющих крупнейших политических, религиозных и военных деятелей Франции того времени; внизу сам кардинал де ла Гранж; Чемберлен, Бюро де ла Ривьер и адмирал Жан де Вьен, над ними сам король Карл (в центре); его сын дофин, будущий король Франции Карл VI , и его младший сын. Над этими статуями находятся статуи Иоанна Крестителя, Девы Марии и Святого Фирмина. [ 26 ]
-
Король Франции Карл I на Бо-Пилье (14 в.)
-
Скульптура на Бо Пилье – Святой Иоанн Креститель (14 в.)
-
Дева Мария на Бо Пилье (14 в.)
Стрелка
[ редактировать ]Первоначальный флеш , или шпиль собора 13-го века, расположенный над местом пересечения трансепта и нефа, был разрушен молнией в 1528 году, но в 1533 году был заменен флешем, построенным из дерева, покрытым позолоченными свинцовыми пластинами. часто повреждался штормами и в последующие годы ремонтировался, но, в отличие от собора Парижской Богоматери, никогда полностью не перепроектировался и не перестраивался. В нем до сих пор сохранилось много оригинальных материалов 16 века, в том числе деревянный каркас. [ 27 ] От земли до скульптурного петушка на вершине флеш достигает высоты 112,70 м (369,8 футов). [ 2 ]
Статуи на флеше, сделанные из свинца, представляют Христа (лицом к нефу); Святой Павел, Святой Фирмин (в епископской митре); Святой Иоанн Богослов; Дева Мария короновала и держит младенца Иисуса; Святой Иоанн Креститель; Святой Иаков Великий и Святой Петр.
-
Флеш, нарисованный Виолле-ле-Дюк
-
Флеш Амьенского собора (16 в.)
-
Скульптура флеша
Летающие контрфорсы
[ редактировать ]Аркбутаны — это архитектурное решение, которое сделало возможным исключительную высоту стен нефа и хора. Арочные контрфорсы переходят через внешний, нижний уровень собора, где расположены амбулатория и часовни, чтобы стабилизировать верхние стены фонаря. Они противодействуют движению сводчатого потолка наружу и вниз, поэтому стены между контрфорсами могут быть тонкими и в основном заполнены большими окнами. Позже контрфорсам была придана дополнительная устойчивость за счет размещения тяжелых каменных вершин на вершине их вертикальных опор. [ 28 ] Контрфорсы нефа старше, примерно 1230 года, и каждый пирс имеет две арки, расположенные одна над другой. Оба делают один прыжок к стене нефа; одна арка встречается со стеной чуть выше точки максимального толчка свода нефа наружу; другой чуть ниже этой точки.
Контрфорсы хора созданы немного позже и были закончены около 1260 г. по другому дизайну. Каждый контрфорс имеет две вертикальные опоры, одна выше другой, а арки достигают стены посредством двух сводов, встречаясь с ней в точке максимального толчка наружу. Эти контрфорсы хора имеют дополнительную функцию; каналы в верхней части арок отводят дождевую воду как можно дальше от сооружения, выбрасывая ее из уст резных горгулий .
-
Аркбутаны между пролетами, поддерживающие верхние стены хора.
-
Ранние контрфорсы (около 1230 г.) нефа, нарисованные Виолле-Ле-Дюком в XIX веке.
-
Более поздние усиленные двойные контрфорсы хора (ок. 1260 г.)
Интерьер
[ редактировать ]-
План собора
Неф
[ редактировать ]Неф и трансепт были местами поклонения публики, а хор предназначался для духовенства. В Амьене неф повторял модель раннего готического Шартрского собора и Суассонского собора . Возвышение имеет три уровня; большие аркады, трифорий и фонарь наверху. Грандиозные аркады, в отличие от более ранних соборов, занимают полную половину высоты стены. Колонны аркады высотой восемнадцать метров состоят из массивных колонн, окруженных четырьмя более тонкими колоннетами, которые продолжаются вверх по стенам и поддерживают сводчатый потолок. Общая высота стен под сводами составляет 42 метра по сравнению с 36 метрами у Шартрского собора и Реймского собора. По высоте их уступает только собор Бове , своды которого частично обрушились в 1284 году. [ 29 ]
-
Барочная кафедра и неф
-
Верхние окна нефа
Кафедра
[ редактировать ]Кафедра в стиле барокко на северной стороне нефа была установлена в 1773 году и изготовлена из расписного и позолоченного дерева. Кафедру поддерживают статуи, олицетворяющие Веру, Надежду и Милосердие. За амвоном позолоченная каменная драпировка. Тестер выполнен в виде облаков, поддерживаемых каменными ангелами. На вершине «облаков» изображен более крупный ангел, указывающий в небо и держащий книгу с надписью Hoc fac et vives («Сделай это, и ты будешь жить»). [ 30 ]
-
Кафедра в стиле барокко
-
Деталь кафедры; Вера, надежда и милосердие
-
Ангел на кафедре
Трансепт
[ редактировать ]Трансепт, пересекающий церковь в центре, имеет длину семьдесят метров и разделен на три сосуда. Центр трансепта, там, где он пересекает неф, покрыт массивным звездным сводом, одним из самых ранних во Франции, поддерживаемым четырьмя массивными колоннами. Возвышение имеет три уровня, как и неф; аркады, трифорий и фонарь наверху. Трифорий и фонарь полностью покрыты витражами, наполняя центр собора светом. [ 31 ] Окна-розетки являются более поздними дополнениями. Северное окно-роза выполнено в стиле искусственного шелка , а более позднее южное окно-роза выполнено в ярком стиле. Шпиль над центральным переходом был добавлен между 1529 и 1533 годами. [ 2 ]
-
Трансепт и северные витражи
-
Звездный свод трансепта, где он встречается с нефом.
-
Окно-роза южного трансепта (16 век)
Хор
[ редактировать ]Хоровые помещения начала 16 века являются одними из величайших сокровищ собора. Верхние ряды занимали каноники , нижние – клирики. Представитель короля занимал первое место в северной партере, а настоятель собора, старший священнослужитель, - первое место в южной партере. [ 32 ]
Прилавки украшены множеством резных фигур, всего более четырех тысяч. Подлокотники, подвески и помосты также богато украшены скульптурными изображениями реальных и мифических животных, фигурами Ветхого и Нового Заветов и светскими изображениями профессий и ремесел города. Сто десять из первоначальных ста двадцати киосков украшены оригинальной тканью и резьбой 16 века. [ 32 ]
-
Хор и хоры, обращенные на восток к апсиде.
-
Хор стоит
-
Деталь резьбы хора – Успение
Амбулатория, окружающая хор, богато украшена полихромной скульптурой и окружена многочисленными часовнями. Одной из самых роскошных является часовня Драперов. Суконная промышленность была наиболее динамичным компонентом средневековой экономики, особенно на севере Франции, и торговцы тканями стремились продемонстрировать свое богатство и гражданскую гордость. Еще одна поразительная часовня посвящена святому Фоме Кентерберийскому , посвящению 13-го века, которое дополняет очень полный список мучеников собора.
Интерьер содержит произведения искусства и украшения всех периодов, начиная с постройки собора. Есть особенно картины 17-го века в стиле барокко, написанные такими художниками, как Франс II Франкен и Лоран де Ла Гир .
Хоровая ширма (15–16 вв.)
[ редактировать ]Среди самых знаменитых художественных сокровищ собора — полихромные скульптуры, выставленные в амбулатории на внешних стенах хора. Они иллюстрируют жития святого Фермина (южная сторона, сделана между 1490 и 1530 годами) и Иоанна Крестителя (северная сторона, сделана в 1531 году)). Оба предмета были связаны с собором; Предполагаемая голова Иоанна Крестителя была важной реликвией, хранившейся в сокровищнице, а замученный святой Фермин считался первым епископом Амьена. Другая группа полихромных скульптур в северной амбулатории образно изображает очищение Храма Христом. Могилы нескольких епископов и других религиозных деятелей собора, также богато украшенные, находятся в нижних частях ограды, под скульптурными сценами. [ 33 ]
-
Сцены из жития святого Фирмина и гробницы епископа Ферри де Бовуара (1490–1530).
-
Сцена из жития святого Фирмина
Алтарь
[ редактировать ]В середине 18 века центр собора был полностью перепроектирован в стиле рококо , чтобы соответствовать изменениям в церковной доктрине, установленным Тридентским собором , и меняющимся архитектурным вкусам. Был установлен новый пол из цветного мрамора и новый главный алтарь. В 1768 году за алтарем была установлена «Глуара», монументальная ширма в стиле барокко из резного позолоченного дерева, изображающая небеса и украшенная скульптурами херувимов и ангелов. [ 34 ]
-
Деталь хоровой решетки в стиле барокко (18 в.)
-
Главный алтарь в стиле барокко и ширма «Глуар» (1755–68).
-
Деталь экрана «Глуара»
Лабиринт
[ редактировать ]Лабиринт в центре пола нефа был общей чертой соборов ранней и высокой готики; они также были найдены в соборах Санса, Шартра, Арраса и Реймса. Он символизировал препятствия, извилины и повороты на пути к спасению, но также показывал, что при наличии решимости этот путь возможен. В определенные религиозные праздники паломники проходили по лабиринту на коленях. Амьенский лабиринт длиной 240 метров был первоначально заложен в 1288 году архитектором Рене де Кормоном. Лабиринт сегодня представляет собой точную копию, сделанную в 19 веке. [ 35 ]
-
Лабиринт на полу нефа
-
Центр лабиринта
Чевет и восточные часовни
[ редактировать ]Восточная часть собора в значительной степени сохраняет первоначальный средневековый дизайн, в котором находится хор - пространство, предназначенное для духовенства. Он окружен очень богато украшенной резной деревянной ширмой и семью часовнями в полукруглой апсиде. Амбулатория позволяет посетителям прогуляться по кругу часовен за хором. [ 32 ]
Полукруглая стена на восточном конце ознаменовала новый этап развития готики. Верхние стены фонаря, прямо под сводами, и стены трифория под ними были полностью заполнены стеклом. Своды трифория и аркад были увенчаны остроконечными арками, подчеркивавшими вертикаль и пропускавшими максимальное количество света с разных высот и направлений в зависимости от времени суток. Свет также проникал в дезамбулаторию с верхних этажей. [ 32 ]
Семь часовен расположены вокруг полукруглого восточного конца. Часовня Богородицы, посвященная Деве Марии, находилась в самом конце собора, предназначалась для служителей каноников , живших в клуатрах собора. Первая часовня на южной стороне шевета посвящена святому Элою и теперь служит входом в сокровищницу собора. Его главным украшением является серия из восьми картин сивилл XVI века.
Три часовни в восточной части были полностью переоборудованы Виолле-ле-Дюком в 19 веке, чтобы вернуть им то, что считалось их средневековым обликом; это Святой Феодизий на севере, Часовня Дамы (Нотр-Дам-Драпьер) в центре и Сен-Жак или Святое Сердце на юге. Виолле-ле-Дюк спроектировал всю обстановку и украшения, включая позолоченный бронзовый алтарь в часовне Святого Сердца. [ 27 ]
-
Шевет или восточный конец собора с расходящимися часовнями.
-
Часовня Св. Элои, картина Сивиллы ( 16 век)
-
Часовня Нотр-Дам-Драпьер (Часовня Дамы), начало 14 века, с мебелью и декором 19 века.
Боковые и трансептовые часовни
[ редактировать ]Помимо часовен в восточной части, небольшие часовни занимают обе стороны нефа и углы трансепта. Первоначальное убранство этих часовен было заменено в XVIII веке нынешним декором. Каждая часовня посвящена определенному святому и украшена большими картинами, доходящими до окон, алтарями, каменными и деревянными скульптурами XVIII века. Часовни закрыты декоративными коваными ширмами и воротами. [ 36 ]
В северном трансепте часовня Святого Петра занимает северо-восточный угол. Он был создан в ответ на эпидемию чумы, поразившую Амьен в 1667–68 годах, но не был завершен до 1709 года. Его выполнил Жиль Оппенорд, один из пионеров стиля рококо .
На восточной стороне северного трансепта находится часовня Святого Себастьяна, также известная как часовня Зеленого столба. На ее вершине находится скульптура Николя Блассе «Святой Себастьян в окружении аллегорий Справедливости, Мира и Святого Роша», завершенная в 1627 году. Скульптура Святого Людовика работы Луи Дютуа была добавлена к часовне в 1832 году. [ 36 ]
На западной стене северного трансепта расположены четыре горельефа, изображающие Христа, выгоняющего торговцев из Храма, выполненные в 1523 году Жаном Витцем.
Еще одна ранняя работа в трансепте — алтарь часовни Богоматери Красной колонны, собрание скульптур и картин, сгруппированных вокруг главной колонны. Он был завершен в 1627 году Николя Блассе. Картина «Успение Марии» (1627 г.) принадлежит Франсуа Франкену, а скульптуры Святого Себастьяна, Девы Марии, Давида и Соломона, Юдифи и Святой Женевьевы — работы Блассе. [ 36 ]
В южном трансепте находится часовня Святых Петра и Святого Павла, в юго-восточном углу, со статуями этих святых, выполненными Жаном-Батистом Мишелем Дюпюи в 1749 году. Здесь также находится алтарь с картиной Поклонения волхвов раннего периода. 18 век.
группа полихромных рельефов, иллюстрирующих обет Иоанна Крестителя , выполненная в 1511 году. На западной стене южного трансепта находится [ 36 ]
-
Алтарь часовни Красного столба (1627 г.)
-
Святой Себастьян работы Николя Блассе в часовне Зеленой колонны
-
Алтарь часовни Зеленого столба (17 в.)
Казначейство
[ редактировать ]Сокровищница расположена в апсиде восточного конца собора, на южной стороне возле ризницы. Коллекция реликвариев и других драгоценных предметов была разогнана в 1793 году во время Революции, но постепенно часть сокровищ была возвращена, часть воссоздана, а часть добавлена другими дарителями.
Среди объектов, представляющих особый интерес, - Корона Параклета, изготовленная примерно в 1230–1240 годах и спасенная от разрушения в цистерцианском монастыре Параклета, а не в Амьене. В нем хранятся так называемые мощи Страстей Христовых, заключенные в позолоченную эмалированную корону, украшенную драгоценностями, жемчугом и драгоценными камнями. В сокровищнице также находится прекрасная статуя Девы Марии с Младенцем, выполненная из полихромного дерева в 15 веке. [ 37 ]
Другие интересные объекты находятся в часовнях вдоль нефа и трансепта. Первоначальным толчком к строительству собора послужила установка предполагаемой головы Иоанна Крестителя 17 декабря 1206 года. Голова была частью добычи Четвертого крестового похода , которая была отвлечена от кампании против турок на разграбление. Константинополя . , столицы империи Византийской Для хранения черепа был сделан роскошный реликварий с ликом святого. Хотя череп и оригинальный реликварий были утеряны во время революции, была сделана его копия 19-го века, которая выставлена в северном проходе.
-
Коронный реликварий Параклета (1230–1240 гг.)
-
Богоматерь с Младенцем , полихромное дерево (15 в.)
-
Копия реликвария главы святого Иоанна Крестителя (19 век)
Витражи
[ редактировать ]Лишь несколько оригинальных витражей сохранились; многие были удалены во время реконструкции собора в 18 веке. Другие были разрушены, когда церковь была разграблена протестантскими гугенотами в 1561 году, а также ураганами в 1627 и 1705 годах; в результате взрыва пороховой мельницы в 1675 году. Большая группа ранних окон, которые были сняты в 1914 году, чтобы защитить их от повреждений во время Первой мировой войны, были разрушены в 1920 году, когда студия, в которой они хранились, была уничтожена пожаром. [ 38 ]
Некоторые из ранних стекол датируются тем же периодом, что и стекла Шартрского собора, хотя большинство самых ранних окон исчезли. Некоторые из самых ранних стекол, датированных примерно 1269 годом, найдены в двух ланцетах в высоких окнах часовни в конце апсиды, в восточной части собора. Эти два окна изображают одну и ту же сцену, одно противоположное другому. На них изображен священнослужитель, преподносящий витраж Деве Марии, которой посвящена часовня. Ангелы несут короны, которые они держат над головами вытянутых фигур. [ 38 ]
Несколько очень ранних стеклянных панелей, датируемых примерно 1300 годом, можно увидеть в окнах трифория, среднего уровня стены, в апсиде. Они изображают процессию святых, апостолов, пророков и епископов монументальных размеров на фоне светлого стекла, чтобы выделить их. Они обращены к центру апсиды, под окном, изображающим Деву Марию и Благовещение.
Несколько других оригинальных панелей 13-го века, в том числе изображение царя Давида из окна Древа Иессея, изображающее генеалогию Христа, находятся в часовне Святого Франциска Ассизского, в апсиде. [ 38 ]
Новаторской особенностью верхних окон Амьенского собора было то, что они заполняли все пространство верхней стены. Благодаря тонким каменным стойкам, разделяющим группу стрельчатых окон и маленьких круглых окон на верхних уровнях, а также массивным контрфорсам снаружи, поддерживающим стены, отдельные окна в каждом эркере словно сливались в одно большое окно. , наполняя неф внизу светом. [ 39 ]
Большая часть витражей в соборе относится к XIX веку. Окно в апсиде капеллы Святого Феодосия, например, было сделано художником по стеклу Жеренте в 1854 году и подарено императором Луи Наполеоном . В нижних частях окна изображены император, императрица Евгения , епископ Амьенский и папа Пий IX . В соборе также есть стекло в стиле ар-деко 20-го века в часовне Сакре-Кёр, изготовленное в 1932–1934 годах мастером по стеклу Жаном Годеном по эскизам художника Жака ле Бретона. [ 40 ]
-
Витражи в амбулатории
-
Медальон Тайной вечери (13 век)
-
Окна центральной апсидной часовни (13 век)
-
Четыре окна 13 века.
-
Окна капеллы Сент-Этьен
-
стиле ар-деко Витражи в Жана Годена (1933)
Розовые окна
[ редактировать ]Каждое из трех окон-розеток представляет разные периоды строительства собора. Окно-роза на западном фасаде является самым старым, датируемым 1221–1230 годами, периода высокой готики и представляет Иисуса Христа в окружении символических фигур Апокалипсиса . Окно-розетка северного трансепта имеет характерный лучистый узор районной готики. [ 41 ]
Окно-роза южного трансепта является самым поздним, с 1489 по 1490 год, с изгибами и обратными изгибами яркого стиля поздней готики. На нем изображены четырнадцать ангелов, обращенных к центру окна, в стиле, характерном для оконного стиля Пикарда 15 века. [ 42 ]
-
Высокая готическая роза западного фасада (1221–1230 гг.)
-
Вискозная роза северного трансепта (14 в.)
-
Яркая роза южного трансепта (16 в.)
Орган
[ редактировать ]Первый орган в соборе был подарком Альфонса Лемира, чиновника двора короля Франции Карла VI . Он был установлен внутри западной стены собора, под окном-розой, между 1442 и 1449 годами. От этого органа сохранилась только деревянная галерея, щедро украшенная яркой готической резьбой. Нынешние трубы и корпус были установлены в 1549 году, а пристройки - в 1620 году. Он был восстановлен в 19 веке и снова незадолго до Второй мировой войны. [ 43 ]
-
Орган собора
-
Яркое украшение органа (15 век)
Световое шоу – Западный фронт в цвете
[ редактировать ]В ходе лазерной очистки в 1990-х годах были обнаружены свидетельства оригинального разноцветного расписного декора западного фасада. Была усовершенствована методика определения точного состава красок, использовавшихся в 13 веке. Совместно с лабораториями EDF и опытом Общества Скерцо были разработаны методы освещения, позволяющие точно проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихроматический вид 13-го века, не касаясь поверхности камня.
Известные захоронения и мемориалы
[ редактировать ]- Элизабет, графиня Вермандуа , жена Филиппа I, графа Фландрского.
- Шарль де Эмар де Денонвиль , католический епископ и кардинал
- Антуан де Креки Канаплес (только сердце), католический епископ и кардинал
Мемориалы
[ редактировать ]- У южной двери собора находятся одиннадцать мемориальных досок в память о погибших в Первой мировой войне , в основном о тех, кто сражался в битве на Сомме (1916 г.). Отмечаемые страны - это в основном Британская империя и доминионы (современные страны Ирландской Республики , Канады , Австралии и Новой Зеландии ).
- Среди известных людей, удостоенных памяти, - французский генерал Первой мировой войны Мари-Эжен Дебени , британской армии офицер Раймон Асквит и французский Второй мировой войны генерал Филипп Леклерк де Отеклок .
См. также
[ редактировать ]- Высокая готика
- Сияющий
- Готическая Архитектура
- Готические соборы и церкви
- Список готических соборов Европы
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б База данных Мериме, 1992 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хронология» . Памятникиисторические.free.fr. 18 апреля 1928 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Епископ Жан-Люк Мари Морис Луи Булье» . Catholic-Hierarchy.com . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ «Кремль и Красная площадь, Москва» . ЮНЕСКО Конвенция о всемирном наследии . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия (по подписке), «Высокая готика»
- ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 134.
- ^ Мило 2015 , с. 28.
- ^ Лурс 2018 , с. 41.
- ^ «Амьенский собор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Планье 2003 , с. 7.
- ^ Сачи 1770 .
- ^ Jump up to: а б с Планье 2003 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Лурс 2018 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б НОВА | Строительство великих соборов. Архивировано 3 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Планье 2003 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Планье 2003 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Планье 2003 , с. 93.
- ^ Риваллен, Гаэль (12 декабря 2019 г.). «Стивен Мюррей: «Когда входишь в Амьенский собор, как будто начинаешь глубоко дышать» » . Курьер Пикард (на французском языке) . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Мюррей прочтет 70-ю университетскую лекцию» . www.columbia.edu . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Стивен Мюррей получает степень почетного доктора Университета Пикардии имени Жюля Верна – факультета истории искусств и археологии – Колумбийского университета» . www.columbia.edu . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ Планье 2003 , с. 92.
- ^ Планье 2003 , с. 23.
- ↑ сноски. Архивировано 27 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Дюванель 1998 , с. 12.
- ^ Планье 2003 , с. 16.
- ^ Планье 2003 , с. 32-33.
- ^ Jump up to: а б Планье 2003 , с. 79.
- ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия, «Аркбутаны - Архитектура»
- ^ Планье 2003 , с. 43.
- ^ Планье 2003 , с. 13.
- ^ Планье 2003 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Планье 2003 , с. 62.
- ^ Планье 2003 , с. 56.
- ^ Планье 2003 , с. 76.
- ^ Планье 2003 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Планье 2003 , с. 72.
- ^ Планье 2003 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Планье 2003 , с. 81–82.
- ^ Брисак 1994 , с. 33.
- ^ Планье 2003 , с. 82.
- ^ Планье 2003 , с. 81.
- ^ [1] . Сайт Друзей Амьенского собора – Les Stained Glass
- ^ Планье 2003 , с. 80.
Библиография и источники
[ редактировать ]- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Париж: Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
- Дюванель, Морис (1998). Собор Парижской Богоматери в Амьене (на французском языке). Издания Пуаре-Шоке. ISBN 2-9502147-5-4 .
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-27558-0765-3 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Планье, Филипп (2003). Собор Парижской Богоматери в Амьене (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-27577-0404-2 .
- Саши, Жан-Батист Морис де (1770). История епископов Амьена (на французском языке). Абвиль: Вдова книготорговцы Истины.
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- «Амьенский собор» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 6 декабря 2006 г.
- Котрен, Майкл А.; Праче, Энн (1996). «Амьен». В Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Том. 1. Лондон: Макмиллан. стр. 777–781.
- «Амьенский собор» . Объект Всемирного наследия . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года.
- «Амьенский собор на реконструкции». ( белковый отпечаток без даты, ок. 1865–1895 гг .), Коллекция архитектурных фотографий А. Д. Уайта, Коллекции редких и рукописей Корнелльского университета (5/5/3090.01261)
- «Исторический памятник – PA00086250» . Мериме База данных исторических памятников (на французском языке). Франция: Министерство культуры . 1992 год . Проверено 17 июля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюсевель, Гиацинт (1839). Историко-описательное сообщение о кафедральном соборе Амьена (Второе изд.). Амьен: Карон, Вите.
- Мюррей, Стивен (1996). Нотр-Дам, Амьенский собор: сила перемен в готике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-49735-0 .
- Мюррей, Стивен (2021). Нотр-Дам Амьенский: жизнь готического собора . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231195768 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Башни Амьенского собора - Официальный сайт (на французском и английском языках)
- Изображения Амьенского собора, панорамы на 360 ° и очерки. В «Картографии готической Франции» — база данных, созданная Колумбийским университетом и колледжем Вассар.
- 360° фотографии собора
- Отличные фотографии собора
- Фотографии
- Порталы, Доступ к искуплению профессора Стивена Мюррея)
- Фотографии великолепного воспроизведения цветов собора с помощью лазерной проекции
- «Справочная, структурная и статистическая информация о соборе» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 29 января 2011 г.
- Страница Youtube с видеороликами Амьена, созданными Медиа-центром истории искусств Колумбийского университета для основного курса учебной программы «Шедевры западного искусства».
- Фотографии Амьенского собора (польский)
- Панорамы и изображения Амьенского собора в высоком разрешении 360° | Художественный Атлас
- Здания и сооружения построены в 1270 году.
- Здания римско-католической церкви XIII века во Франции
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Римско-католические соборы во Франции
- Здания и сооружения в Амьене
- Достопримечательности Франции
- Церкви-базилики во Франции
- Церкви в Сомме (департамент)
- Готическая архитектура во Франции
- Захоронения династии Гербертинов
- Памятники Национального центра памятников