Аэробус А321
А321 | |
---|---|
A321-200 авиакомпании American Airlines , крупнейшего оператора | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Многонациональный [ а ] |
Производитель | Аэробус |
Первый полет | 11 марта 1993 г. |
Введение | 27 января 1994 г. в составе Lufthansa. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Американские авиалинии Дельта Эйр Лайнс Китайские Южные авиалинии Визз Эйр |
Произведено | 1992–2021 (A321ceo)
2012 – настоящее время (A321neo) |
Количество построенных | 3211 по состоянию на 31 июля 2024 г. [update][ 1 ] |
Разработано на основе | Аэробус А320 |
Развитый в | Аэробус А320нео Аэробус А321нео |
Airbus A321 является членом семейства Airbus A320 малой и средней дальности узкофюзеляжных коммерческих пассажирских двухмоторных реактивных авиалайнеров ; [ б ] он перевозит от 185 до 236 пассажиров. Он имеет удлиненный фюзеляж, который был первой модификацией базового А320 и поступил на вооружение в 1994 году, примерно через шесть лет после оригинального А320. Самолет имеет общий рейтинг типа со всеми другими вариантами семейства Airbus A320, что позволяет пилотам семейства A320 управлять самолетом без необходимости дальнейшего обучения.
В декабре 2010 года Airbus анонсировал новое поколение семейства A320 — A320neo (новый вариант двигателя). [ 2 ] Вариант A321neo с таким же удлиненным фюзеляжем предлагает новые, более эффективные двигатели в сочетании с усовершенствованием планера и добавлением законцовок крыла (называемых Sharklets Airbus ). Самолет обеспечивает экономию топлива до 15%. A321neo перевозит до 244 пассажиров с максимальной дальностью полета 4000 миль (7400 км; 4600 миль) для дальнемагистральной версии при перевозке не более 206 пассажиров. [ 3 ]
Окончательная сборка самолета проходит в Гамбурге , Германия, Мобиле, Алабама , США, Тяньцзине , Китай, [ 4 ] и Тулуза , Франция. [ 5 ] По состоянию на июль 2024 г. [update]Всего поставлено 3211 авиалайнеров А321, из них 3138 находятся в эксплуатации. Кроме того, имеется твердый заказ еще на 5049 самолетов A321neo. American Airlines является крупнейшим эксплуатантом Airbus A321, в ее парке имеется 298 экземпляров. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Airbus A321 был первой производной от A320, также известного как Stretched A320 , A320-500 и A325 . [ 6 ] [ 7 ] Его запуск состоялся 24 ноября 1988 года, примерно в то же время, когда А320 был введен в эксплуатацию, после того как были получены обязательства по поставке 183 самолетов от 10 клиентов. [ 6 ] [ 8 ]
Первый полет Airbus A321 состоялся 11 марта 1993 года, когда прототип , регистрационный F-WWIA, летал с IAE V2500 двигателями ; второй прототип, оснащенный турбовентиляторными двигателями CFM56-5B , поднялся в воздух в мае 1993 года. Lufthansa и Alitalia были первыми, кто заказал удлиненные Airbus: было запрошено 20 и 40 самолетов соответственно. Первый из самолетов A321 с двигателем V2500-A5 компании Lufthansa прибыл 27 января 1994 года, а Alitalia получила свой первый самолет с двигателем CFM56-5B 22 марта 1994 года. [ 9 ] А321-100 поступил на вооружение авиакомпании Lufthansa в январе 1994 года. [ 10 ]
Окончательная сборка A321 проводилась в Германии (тогда Западная Германия), впервые для Airbus. [ 11 ] Это произошло после спора между французами, которые утверждали, что этот шаг повлечет за собой ненужные расходы, связанные с новым заводом, в размере 150 миллионов долларов (135 миллионов евро). [ 6 ] и немцы, которые утверждали, что в долгосрочной перспективе это будет более продуктивно для Airbus. Вторая производственная линия была расположена в Гамбурге , где позже производились меньшие Airbus A319 и A318 . Airbus впервые вышла на рынок облигаций , благодаря чему привлекла 480 миллионов долларов (475 миллионов евро) для финансирования затрат на разработку. [ 8 ] Дополнительные 180 миллионов долларов (175 миллионов евро) были заимствованы у Европейского инвестиционного банка и частных инвесторов. [ 12 ]
A321 — самый крупный вариант семейства A320. [ 13 ] [ 3 ] Длина A321-200 превышает 44,5 м (146 футов), что увеличивает максимальную взлетную массу (MTOW) до 93 000 кг (205 000 фунтов). [ 6 ] Размах крыла остался неизменным, дополнившись различными законцовками крыла. Два поставщика предоставили ТРДД для A321: CFM International с CFM56 и International Aero Engines с двигателем V2500 , оба с диапазоном тяги 133–147 кН (30 000–33 000 фунтов силы ).
За 30 лет с момента запуска взлетная масса A321 выросла на 20% с 83 т (183 000 фунтов) -100 до 101 т (223 000 фунтов) A321XLR , плотность посадочных мест стала на 10% более плотной (244 сиденья), на 24 больше, а запас хода увеличился вдвое. от 2300 до 4700 миль (от 4300 до 8700 км; от 2600 до 5400 миль). [ 14 ] К 2019 году было заказано 4200 самолетов — четверть всех узкофюзеляжных самолетов Airbus, включая 2400 самолетов Neo, что составляет треть всех заказов на A320neo . [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]Airbus A321 — узкофюзеляжный (однофюзеляжный) самолет с убирающимся трехопорным шасси , оснащенным двумя турбовентиляторными двигателями, установленными на пилонах крыла. с низкорасположенным крылом Это свободнонесущий моноплан и обычным хвостовым оперением, имеющим один вертикальный стабилизатор и руль направления . Изменения по сравнению с А320 включают удлинение фюзеляжа и некоторые модификации крыла. Фюзеляж был удлинен за счет заглушки на 4,27 м (14 футов 0 дюймов) перед крылом и заглушки на 2,67 м (8 футов 9 дюймов) за ней, что сделало A321 на 6,94 м (22 фута 9 дюймов) длиннее, чем A320. [ 3 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 15 ] Увеличение длины потребовало преобразования оконных выходов над крыльями А320 в дверные выходы и перемещения их перед и за крыльями. [ 9 ] Для сохранения характеристик были включены закрылки с двумя прорезями и незначительные задней кромки . модификации [ 6 ] увеличение площади крыла со 124 м 2 (от 1330 кв. футов) до 128 м² 2 (1380 кв. футов). [ 16 ] Центральный фюзеляж и ходовая часть были усилены, чтобы выдержать увеличение максимальной взлетной массы на 9600 кг (21 200 фунтов), в результате чего она выросла до 83 000 кг (183 000 фунтов). [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]А321-100
[ редактировать ]Первоначальная модификация А321, А321-100, имела меньшую дальность полета, чем А320, поскольку для компенсации возросшего веса не было добавлено никакого дополнительного топливного бака. Взлетная масса A321-100 составляет 83 000 кг (183 000 фунтов). А321-100 поступил на вооружение Lufthansa в 1994 году. Было произведено всего около 90 самолетов; некоторые из них позже были переоборудованы в вариант А321-200. [ нужна ссылка ]
А321-200
[ редактировать ]Airbus начал разработку более тяжелого и дальнего А321-200 в 1995 году, чтобы обеспечить полнопассажирский А321 для трансконтинентальных полетов в США. Это было достигнуто за счет двигателей большей тяги (V2533-A5 или CFM56-5B3), незначительного усиления конструкции и увеличения запаса топлива за счет установки одного или двух дополнительных баков емкостью 2990 л (790 галлонов США) в заднем подпольном отсеке. [ 15 ] Дополнительные топливные баки увеличили общую емкость до 30 030 л (7 930 галлонов США). Эти модификации также увеличили максимальную взлетную массу А321-200 до 93 000 кг (205 000 фунтов). Этот вариант впервые поднялся в воздух в декабре 1996 года и поступил на вооружение Monarch Airlines в апреле 1997 года. В следующем месяце Middle East Airlines получила свой первый А321-200 в мае 1997 года. Среди его прямых конкурентов - 757-200 и 737-900/900ER. .
А321нео
[ редактировать ]1 декабря 2010 года Airbus выпустил семейство A320neo ( neo для нового варианта двигателя ) с увеличенной дальностью полета на 500 миль (930 км; 580 миль) и улучшенной топливной экономичностью на 15% благодаря новым CFM International LEAP -1A или Pratt & Whitney PW1000G. двигателям и большие акульи. [ 17 ] Удлиненный прототип A321neo совершил свой первый полет 9 февраля 2016 года. [ 18 ] Сертификат типа он получил 15 декабря 2016 года. [ 19 ] Первый поступил на вооружение в мае 2017 года авиакомпании Virgin America . [ 20 ]
А321LR
[ редактировать ](MTOW) большей дальности 97 т (214 000 фунтов) В октябре 2014 года Airbus начал продавать вариант с максимальной взлетной массой с тремя вспомогательными топливными баками, что дало ему дальность полета на 100 миль (190 км; 120 миль) больше, чем у Boeing 757 -200. [ 21 ]
Airbus запустил A321LR (дальнемагистральный) 13 января 2015 года; он имеет запас хода 4000 миль (7400 км; 4600 миль) и 206 мест в двух классах. [ 22 ] [ 23 ] 31 января 2018 года вариант совершил свой первый полет. [ 24 ]
Airbus объявил о своей сертификации 2 октября 2018 года. [ 25 ] 13 ноября 2018 года Arkia получила первый A321LR. [ 26 ]
A321XLR
[ редактировать ]A321XLR - это вариант A321LR с увеличенной взлетной массой. [ 27 ] призван составить конкуренцию Boeing NMA , [ 28 ] который с тех пор был приостановлен.
Вариант был представлен на Парижском авиасалоне в июне 2019 года с дальностью полета 4700 миль (8700 км; 5400 миль). Он включал в себя новый постоянный задний центральный бак (RCT) для большего количества топлива, усиленное шасси для взлетной массы 101 т (223 000 фунтов) и оптимизированную конфигурацию закрылков задней кромки крыла для сохранения взлетных характеристик. [ 29 ]
В июне 2022 года A321XLR совершил свой первый полет. [ 30 ] Iberia станет стартовым клиентом.
Конверсия грузового судна
[ редактировать ]Хотя Airbus не построил новую грузовую версию A321, первая попытка переоборудования бывших в употреблении A320/321 в грузовой самолет была предпринята Airbus Freighter Conversion GmbH. Однако программа была отменена в 2011 году до того, как были переоборудованы какие-либо самолеты. [ 31 ]
17 июня 2015 года ST Aerospace подписала соглашения с Airbus и EFW о сотрудничестве по запуску программы конверсии пассажирских самолетов в грузовые (P2F) A320/A321. [ 32 ] Первоначальный переоборудованный самолет совершил первый полет 22 января 2020 года. 27 октября 2020 года первый A321-200P2F был доставлен оператору запуска Qantas Freight . [ 33 ]
A321-200PCF — это переоборудованный пассажирский самолет в грузовой, разработанный компанией Precision Conversions и сертифицированный в 2021 году.
Sine Draco Aviation также предлагает программу переоборудования пассажирского самолета A321 в грузовой; его первая конверсия ожидается в первом квартале 2022 года. [ 34 ]
15 марта 2022 года Lufthansa Cargo начала эксплуатацию своего A321F, грузового варианта A321. [ 35 ]
Операторы
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 г. [update]3138 самолетов Airbus A321 (1711 генеральных + 1427 нео) находились в эксплуатации у более чем 100 эксплуатантов. [ 1 ] American Airlines и Delta Air Lines управляют крупнейшим парком А321, состоящим из 298 и 188 самолетов соответственно. [ 1 ]
Заказы и поставки
[ редактировать ]Тип | Заказы | Поставки | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | Отставание | Общий | 2024 | 2023 | 2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | |
A321CEO | 1,784 | — | 1,784 | — | — | — | 22 | 9 | 38 | 99 | 183 | 222 | 184 | 150 | 102 | 83 | 66 | 51 |
А321нео | 6,476 | 5,049 | 1,427 | 179 | 317 | 264 | 199 | 178 | 168 | 102 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
(А321) | (8,260) | (5,049) | (3,211) | (179) | (317) | (264) | (221) | (187) | (206) | (201) | (203) | (222) | (184) | (150) | (102) | (83) | (66) | (51) |
Тип | Поставки | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | |
A321CEO | 87 | 66 | 51 | 30 | 17 | 35 | 33 | 35 | 49 | 28 | 33 | 35 | 22 | 16 | 22 | 16 |
А321нео | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
(А321) | (87) | (66) | (51) | (30) | (17) | (35) | (33) | (35) | (49) | (28) | (33) | (35) | (22) | (16) | (22) | (16) |
Данные по состоянию на июль 2024 г. [update][ 1 ] [ 36 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]С самолетом Airbus A321 32 авиационных происшествия и инцидента , произошло [ 37 ] в том числе 6 аварий с потерей корпуса или криминальных происшествий, в результате которых по состоянию на август 2019 года погибло 377 человек. [ 38 ] [ 39 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | А321 [ 3 ] | А321нео [ 40 ] | А321LR | A321XLR |
---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | Два | |||
2-классные места | 185 (16F @ 36 дюймов, 169Y @ 32 дюйма) [ 41 ] | 206 (16 Дж при 36 дюймах + 190 Y при 30 дюймах) [ 42 ] | ||
1 класс макс. | 220 [ 43 ] [ 44 ] | 240 @ 28 дюймов [ 45 ] | ||
Грузоподъемность | 51,70 м 3 (1826 куб. футов) / 10 × ЛД3-45 [ с ] | |||
Длина | 44,51 м (146 футов) | |||
Размах крыльев | 35,80 м (117 футов 5 дюймов) [ д ] | |||
Крыло | 122,4 м 2 Площадь (1318 кв. футов), угол обзора 25° [ 46 ] | |||
Высота | 11,76 м (38,6 футов) | |||
Фюзеляж | 3,95 на 4,14 м (13,0 на 13,6 футов) ширина × высота, кабина шириной 3,70 м (12,1 фута) | |||
Макс. взлетный вес | 93,5 т (206000 фунтов) | 97 т (213 800 фунтов) | 101 т (223000 фунтов) | |
Макс. полезная нагрузка | 25,3 т (56000 фунтов) | 25,5 т (56 200 фунтов) [ 47 ] : 3-2-1 | ||
Оп. пустой вес | 48,5 т (107000 фунтов) [ 41 ] | 50,1 т (110 500 фунтов) | ||
топлива Запас | 24 050–30 030 л (6 350–7 930 галлонов США) | 23 490–29 474 л (6 205–7 786 галлонов США) [ и ] | 23 490–32 853 л (6 205–8 679 галлонов США) [ ж ] | 32 940 л (8 700 галлонов США) |
Двигатели (×2) | CFM56 -5B, вентилятор 68,3 дюйма (1,73 м) IAE V2500 -A5, вентилятор 63,5 дюйма (1,61 м) |
CFM LEAP -1A, вентилятор 78 дюймов (1,98 м) PW1100G -JM, вентилятор 81 дюйм (2,06 м) | ||
Макс. Тяга (×2) [ 48 ] | 133–142,34 кН (29 900–32 000 фунтов силы ) | 143,05–147,28 кН (32 160–33 110 фунтов силы ) | ||
Скорость | Круиз: 0,78 Маха (450 узлов; 833 км/ч; 518 миль в час) [ 49 ] Макс.: 0,82 Маха (473 узла; 876 км/ч; 544 миль в час) [ 48 ] | |||
Потолок | 39 100–39 800 футов (11 900–12 100 м) [ 48 ] | |||
Типичный диапазон | 3200 миль (5930 км; 3680 миль) [ г ] | 3500 миль (6480 км; 4030 миль) [ 50 ] | 4000 миль (7410 км; 4600 миль) [ ч ] | 4700 миль (8700 км; 5410 миль) |
Двигатели
[ редактировать ]Модель самолета | Дата сертификации | Двигатели [ 48 ] | Взлетная тяга | Макс. Непрерывный |
---|---|---|---|---|
А321-111 | 27 мая 1994 г. | CFM56-5B1 | 133,44 кН (30 000 фунтов силы ) | 129,40 кН (29 090 фунтов силы ) |
А321-112 | 15 февраля 1994 г. | CFM56-5B2 или 5B2/П | 137,89 кН (31 000 фунтов силы ) | 129,40 кН (29 090 фунтов силы ) |
А321-131 | 17 декабря 1993 г. | ИАЭ В2530-А5 | 133,00 кН (29 900 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-211 | 20 марта 1997 г. | CFM56-5B3 или 5B3/P или 5B3/2P | 142,34 кН (32 000 фунтов силы ) | 129,40 кН (29 090 фунтов силы ) |
А321-212 | 31 августа 2001 г. | CFM56-5B1 или 5B1/P или 5B1/2P | 133,44 кН (30 000 фунтов силы ) | 129,40 кН (29 090 фунтов силы ) |
А321-213 | 31 августа 2001 г. | CFM56-5B2 или 5B2/П | 137,89 кН (31 000 фунтов силы ) | 129,40 кН (29 090 фунтов силы ) |
А321-231 | 20 марта 1997 г. | ИАЭ В2533-А5 | 140,55 кН (31600 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-232 | 31 августа 2001 г. | ИАЭ В2530-А5 | 133,00 кН (29 900 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-251Н | 15 декабря 2016 г. | ЦДМ LEAP-1A32 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-252Н | 18 декабря 2017 г. | ЦДМ LEAP-1A30 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-253Н | 3 марта 2017 г. | ЦДМ LEAP-1A33 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-271Н | 15 декабря 2016 г. | PW1133G-JM | 147,28 кН (33 110 фунтов силы ) | 145,81 кН (32780 фунтов силы ) |
А321-272Н | 23 мая 2017 г. | PW1130G-JM | 147,28 кН (33 110 фунтов силы ) | 145,81 кН (32780 фунтов силы ) |
А321-251NX | 22 марта 2018 г. | ЦДМ LEAP-1A32 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-252NX | 22 марта 2018 г. | ЦДМ LEAP-1A30 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-253NX | 22 марта 2018 г. | ЦДМ LEAP-1A33 | 143,05 кН (32 160 фунтов силы ) | 119,88 кН (26 950 фунтов силы ) |
А321-271NX | 22 марта 2018 г. | PW1133G-JM | 147,28 кН (33 110 фунтов силы ) | 145,81 кН (32780 фунтов силы ) |
А321-272NX | 22 марта 2018 г. | PW1130G-JM | 147,28 кН (33 110 фунтов силы ) | 145,81 кН (32780 фунтов силы ) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Airbus A321 производится в Гамбурге, Германия, и Мобиле, Алабама, США.
- ^ Первоначально Airbus был консорциумом европейских аэрокосмических компаний под названием Airbus Industrie, а теперь полностью принадлежит Airbus , первоначально называвшемуся EADS. С 2001 года компания Airbus носит название Airbus SAS .
- ^ нет дополнительного центрального бака
- ^ с акулами
- ^ 0–2 Дополнительный центральный бак [ 47 ]
- ^ 0–3 Дополнительный центральный бак
- ^ акулы, типичные пассажиры и сумки
- ^ с 206 пассажирами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Заказы и поставки Airbus» . Аэробус. 31 июля 2024 года. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Airbus предлагает новые варианты топливосберегающих двигателей для семейства A320» . Аэробус. 1 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Характеристики А321» . Аэробус. Архивировано из оригинала 18 октября 2018 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ «Последняя сборочная линия Airbus в Азии собирает свой первый самолет А321» . Аэробус . Аэробус . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Airbus поставляет первый самолет с новой линии окончательной сборки в Тулузе — A321neo для авиакомпании Pegasus Airlines» . Аэробус . Аэробус . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Аэробус . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI. стр. 50–53. ISBN 0-7603-0677-Х .
- ^ Ламинг, Тим; Хьюсон, Роберт (2000). Аэробус А320 . Зенит Отпечаток. п. 23. ISBN 0-7603-0902-7 . Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рид, Артур (1992). Airbus: лидер Европы . Цюрих, Швейцария: Издательство Norden. п. 84. ИСБН 3-907150-10-4 .
- ^ Jump up to: а б Иден, Пол Э., изд. (2008). Гражданская авиация сегодня . Лондон: Янтарные книги. п. 25. ISBN 978-1-905704-86-6 .
- ^ «Вот так северная Германия стала регионом бума авиастроения с Airbus A321» . stern.de (на немецком языке). 21 сентября 2023 г. Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Себдон, Гилберт (7 февраля 1990 г.). «Победа А321 Западной Германии» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 24 февраля 2011 г.
- ^ Норрис и Вагнер 1999 , с. 52
- ^ Jump up to: а б «Технические характеристики Airbus A320» . Аэробус . Архивировано из оригинала 24 января 2012 года . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Макс Кингсли Джонс (15 июля 2019 г.). «Невероятная эволюция самого большого узкофюзеляжного самолета Airbus» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 15 июля 2019 года . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ганстон, Билл (2009). Airbus: Полная история . Спаркфорд, Йовил, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing. стр. 213–215. ISBN 978-1-84425-585-6 .
- ^ Моксон; Джулиан (17 марта 1993 г.). «А321: Борьба с 757» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 25 февраля 2011 г.
- ^ «Airbus предлагает новые варианты топливосберегающих двигателей для семейства A320» (пресс-релиз). Аэробус. 1 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Airbus A321neo завершил первый полет после выключения двигателя» . Рейтер. 9 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Airbus A321neo с двигателями P&W получил сертификат типа» (Пресс-релиз). Аэробус. 15 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 11 января 2017 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Аарон Карп (20 апреля 2017 г.). «Virgin America получила первый A321neo, поскольку Аляска обдумывает будущий флот» . Мир воздушного транспорта . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Эксклюзив: Airbus запускает дальнемагистральный самолет A321neoLR взамен 757-200W» . Лихэм Ньюс . 21 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г. . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Airbus запускает дальнемагистральный A321neo» . Международные авиационные новости . 13 января 2015 г. Архивировано из оригинала 21 января 2021 г. Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Airbus запускает дальнемагистральную версию A321neo» . Авиационная неделя . 13 января 2015 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Дальнемагистральный самолет Airbus A321LR совершил первый полет» . Рейтер . 31 января 2018 г. Архивировано из оригинала 31 января 2018 г. Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «EASA и FAA сертифицировали способность A321neo дальнего действия» (пресс-релиз). Аэробус. 2 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2018 г. Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (13 ноября 2018 г.). «Руководитель Arkia: первый узкофюзеляжный самолет A321LR превзошел по экономичности 757-300» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Йенс Флоттау (31 января 2018 г.). «Airbus изучает A321neo повышенной вместимости» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Йенс Флоттау; Гай Норрис (20 июля 2018 г.). «Airbus продвигается вперед с определением A321XLR» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Airbus запускает самый дальнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер: A321XLR» (пресс-релиз). Аэробус. 17 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ О'Коннор, Кейт (17 июня 2022 г.). «Airbus A321XLR совершил первый полет» . AVweb . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Сильный спрос на бывшие в употреблении самолеты Airbus A320 привел к совместному решению остановить программу конверсии грузовых самолетов» (пресс-релиз). Аэробус. 3 июня 2011 г.
- ^ «ST Aerospace, Airbus и EFW запускают программу конверсии A320 и A321P2F» (пресс-релиз). СТ Аэроспейс. 17 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 г. . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Крис Бакетт (27 октября 2020 г.). «Первый в мире A321P2F поступает в эксплуатацию» . Журнал Airways . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ «Преимущество A321-200 SDF» . sinedraco.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ «А321F — Люфтганза Карго» . lufthansa-cargo.com . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ «Исторические заказы и поставки 1974–2009» . Airbus SAS , январь 2010 г. Архивировано из оригинала (Microsoft Excel) 23 декабря 2010 г. . Проверено 10 декабря 2012 г.
- ↑ События с Airbus A321. Архивировано 31 августа 2017 года в Wayback Machine . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 г.
- ↑ Случаи потери корпуса Airbus A321. Архивировано 31 августа 2017 года в Wayback Machine . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 г.
- ^ Статистика происшествий A321. Архивировано 31 августа 2017 года в Wayback Machine . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 г.
- ^ «Семейные фигуры Airbus» (PDF) . Аэробус. Июль 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 февраля 2018 г. . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Все о семействе Airbus A320» . Аэробус. 2009. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Airbus запускает дальнемагистральную версию A321neo» . Авиационная неделя . 13 января 2015 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Характеристики A321ceo» . Аэробус . Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (24 апреля 2014 г.). «Airbus указывает на потенциал для 240-местного A321neo» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ «Airbus представляет новую компоновку A321neo: новый Cabin-Flex и большие двери» . Австралийский деловой путешественник. 13 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Файл данных о самолете Airbus» . Проектирование гражданских реактивных самолетов . Эльзевир. Июль 1999 года. Архивировано из оригинала 27 января 2017 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б «Характеристики самолета A321 — планирование аэропорта и технического обслуживания» (PDF) . Аэробус. 1 февраля 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2019 г. . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата» (PDF) . EASA. 22 февраля 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2019 г. . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Аэробус А320нео Технология» . Аэробус . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года.
- ^ «Аэробус А321XLR» . Аэробус . Проверено 12 июля 2023 г.