Карнавал Света
«Карнавал света» | |
---|---|
![]() Плакат рейва «Миллион вольт света и звука», 1967 год (дизайн Боба Гилла ) [ 1 ] | |
Композиция Битлз | |
Записано | 5 января 1967 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | Авангард , [ 2 ] конкретная музыка [ 3 ] |
Длина | 13 : 48 [ 4 ] |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
« Carnival of Light » — неизданная авангардная запись английской рок- группы The Beatles . Он был заказан для рейва «Миллион вольт света и звука», мероприятия, проходившего в Roundhouse в Лондоне 28 января и 4 февраля 1967 года. «Carnival of Light», записанный во время записи песни « Penny Lane », длится почти 14 минут. и содержит искаженные, насыщенные эхом звуки перкуссии, клавишных, гитары и вокала. Его создание было инициировано интересом Пола Маккартни к лондонской авангардной сцене и благодаря его связям с дизайнерской фирмой Binder, Edwards & Vaughan (часто называемой BEV и возглавляемой партнерами Дугом Биндером , Дадли Эдвардсом и Дэвидом Воганом ).
После этого события "Carnival of Light" звучал редко и не распространялся на бутлегах . Для Маккартни это произведение имело большое значение в его усилиях стать первым «Битлом», полностью связавшимся с авангардом, более чем за год до того, как Джон Леннон записал « Revolution 9 ». В 1996 году Маккартни попытался включить этот трек в сборник «Антология 2 » группы «Битлз» , но его бывшие товарищи по группе наложили вето на его включение. Маккартни подтвердил, что в 2008 году запись у него все еще была. По состоянию на 2016 год он все еще рассматривал возможность ее выпуска.
Фон
[ редактировать ]Со своим альбомом Revolver в августе 1966 года Битлз открыли новые горизонты в поп-музыке, отойдя от традиционных представлений жанра о композиционной форме, инструментах и технике; по описанию музыковеда Уолтера Эверетта , это был также «новаторский пример электронной музыки ». [ 5 ] Примерно в декабре Воан нарисовал психоделический рисунок на фортепиано, принадлежавшем Полу Маккартни. Доставляя пианино в дом Маккартни в Сент-Джонс-Вуде , он попросил Маккартни написать музыкальное произведение для The Million Volt Light and Sound Rave. К удивлению Воана, Маккартни согласился. Это история, предложенная в биографии Барри Майлза 1997 года « Пол Маккартни: много лет спустя» . [ 6 ] Кроме того, Маккартни позже сказал музыкальному журналисту Марку Эллену , что именно Майлз попросил его внести свой вклад в мероприятие. [ 7 ] в то время как автор Говард Соунс сказал, что Эдвардс из BEV попросил Маккартни о музыкальном вкладе от Битлз и вскоре после этого получил кассету с "Carnival of Light". [ 8 ]
«Рейв света и звука на миллион вольт» (иногда называемый «Карнавал света рейв») — арт-фестиваль, организованный BEV как демонстрация электронной музыки и световых шоу. Мероприятие проходило в театре Roundhouse на Чок-Фарм на севере Лондона. [ 7 ] Плакаты к мероприятию обещали «музыку, написанную Полом Маккартни и Unit Delta Plus ». [ 4 ] Последняя представляла собой группу электронной музыки, в состав которой входили композиторы Делия Дербишир и Брайан Ходжсон из BBC Radiophonic Workshop , а также синтезаторов пионер Питер Зиновьев . [ 9 ] [ номер 1 ] Готовясь к мероприятию, Эдвардс взял Маккартни на встречу с Зиновьевым в доме последнего в Путни на юго-западе Лондона. Там Зиновьев сыграл им экспериментальную композицию «на таких интенсивных частотах в децибелах», по словам Эдвардса, «что многие части моей анатомии (включая внутренние органы) начали непроизвольно танцевать. Я могу описать это только как «экстатические подергивания». " [ 11 ]
Запись
[ редактировать ]Я сказал: «Все, что я хочу, чтобы ты делал, это просто бродил вокруг всех этих вещей, стучал, кричал, играл, это не должно иметь никакого смысла. Ударь в барабан, затем сядь на пианино, возьми несколько нот и просто побродить».
- Пол Маккартни вспоминает свои предложения по поводу «Карнавала света». [ 12 ]
The Beatles записали новую композицию для BEV 5 января 1967 года, в начале записи альбома, который стал Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Они начали работу после завершения наложений на песню " Penny Lane ". [ 13 ] Присутствовали все четверо «Битлз», а также Джордж Мартин . их продюсер [ 2 ] Ссылаясь на имя Маккартни на афише рейва, автор Стив Тернер говорит, что будучи «музыкальным безумием» четырех «Битлз», «Carnival of Light» «был не столько «сочинен» Полом, сколько инициирован им. ". [ 14 ]
Маккартни вспомнил, как начал запись, сказав своим товарищам по группе: «Это немного снисходительно, но не могли бы вы дать мне 10 минут? Меня попросили сделать это. Все, что я хочу, чтобы вы сделали, это просто побродить по всему этому материалу. и бей, кричи, играй». [ 15 ] Он сказал, что это произведение нельзя отнести к категории музыкального произведения, но определило его как авангардное и входящее в категорию « Штокхаузен / Джон Кейдж ». [ 2 ] По словам биографа «Битлз» Яна Макдональда , Маккартни также намеревался передать дух AMM , лондонской экспериментальной джазовой группы, с творчеством которой он познакомился через Майлза, и их эстетика аналогичным образом повлияла на запись « A Day in the Life » группы «Битлз» позже в Январь. [ 16 ] [ номер 2 ]
В «Carnival of Light» нет текста, [ 2 ] Маккартни и Джона Леннона . хотя в треке слышны голоса [ 18 ] Группа сначала создала базовый трек из барабанов и органа, записанный на высокой скорости, благодаря чему они звучали глубже по высоте и медленнее по темпу . К инструментам и вокалу Леннона и Маккартни было применено большое количество реверберации. Эти двое также записали боевые кличи коренных американцев, свист, задыхание через микрофон, искренний кашель и фрагменты студийных разговоров. Другие наложения на песню включают всплески гитарной, органной, фортепианной и электронной обратной связи, когда Леннон кричит «Электричество!» [ 18 ] В какой-то момент Маккартни играет на фортепиано версию « Ficing a Hole ». [ 2 ]
Майлз предполагает, что эта пьеса «больше всего напоминает « Возвращение сына монстра-магнита » из Mothers of Invention » группы « Freak Out! ! , [ 19 ] альбом, который он подарил Маккартни в 1966 году и который перекликался с первоначальными идеями последнего о Sgt. Перец . [ 20 ] Майлз продолжает: «За исключением того, что здесь нет ритма, а музыка здесь более фрагментарна, абстрактна и серьезна… Бит иногда устанавливается на несколько тактов с помощью перкуссии или ритмичных ударов по фортепиано. Мелодии нет, хотя обрывки мелодии иногда грозят прорваться». [ 21 ] Историк Битлз Марк Льюисон получил доступ к завершенной записи «Carnival of Light» во время составления своей книги 1988 года «Полные сеансы записи Битлз» . [ 22 ] Он изложил содержание четырехдорожечной кассеты:
- Трек первый: «Искаженные, гипнотические звуки барабанов и органа».
- Второй трек: «Искаженная соло-гитара»
- Трек третий: «Звуки церковного органа, различные эффекты (одним из которых было полоскание горла водой) и голоса… возможно, самое пугающее из всех, Джон и Пол безумно кричали и выкрикивали вслух случайные фразы вроде: «С тобой все в порядке?» и «Барселона!»
- Трек четвертый: «Различные неописуемые звуковые эффекты с завалами эха и маниакальным бубном» [ 23 ]
Статья завершается тем, что Маккартни спрашивает звукоинженера студии пропитанным эхом голосом: «Можем ли мы услышать это сейчас?» [ 21 ] Льюисон написал, что Воану дали черновой мономикс. [ 4 ] в то время как Майлз заявил, что микс имел «полное разделение стерео». [ 18 ] После завершения сеанса, по словам инженера Джеффа Эмерик , Мартин сказал: «Это смешно. Нам нужно впиться во что-то конструктивное». [ 2 ] Эмерик писал, что крик Леннона «Барселона» и другие «фрагменты» из сессии «Carnival of Light» были позже переработаны для « Revolution 9 », звукового коллажа, записанного Ленноном с Йоко Оно в июне 1968 года. [ 24 ] [ 25 ]
Премьера
[ редактировать ]"Карнавал света" единственный раз был показан публично на фестивале Million Volt Light and Sound Rave. [ 26 ] Никто из «Битлз» не присутствовал на рейве. Вместо этого 28 января Маккартни и Джордж Харрисон посетили концерт Four Tops в Королевском Альберт-Холле . [ 27 ] Маккартни разозлился на организаторов, когда узнал, что кассету разрешили воспроизводить дальше согласованного момента, тем самым предоставив толпе предварительный просмотр «Fixing a Hole». Эдвардс сказал, что это было не намеренно, а что он и Дуг Биндер были заняты световым шоу рейва. [ 28 ] За два вечера пьеса была сыграна несколько раз. [ 29 ]
По воспоминаниям Ходжсона, «Карнавал света» был «полным беспорядком… Казалось, что в том, что было на пленке, не было никакой последовательности». [ 9 ] По словам биографа Маккартни Яна Пила , другие, кто слышал запись, были «полностью разочарованы». [ 27 ] Воан вспоминал: «Так что вся музыка была живой, за исключением чертовых [ sic ] кассет, которые записал Пол Маккартни. Знаете, когда он думал, что сделает что-то без слов, это было очень загадочно… Я не думаю, что это было слишком уж». [ 27 ] Дэвид Аллен из Soft Machine он немного улучшился ». «Сержант Пеппер», рассказал Пилу: «Я смутно помню звуковой коллаж, потому что он не особо запомнился. Очевидно, к тому времени, когда был создан [ 27 ]
Последствия и отсутствие в Антологии 2
[ редактировать ]Я начал интересоваться авангардными вещами... Я так и не стал известен благодаря этому, потому что Джон позже заменил меня: «О, должно быть, это Джон был уродом Штокхаузена». На самом деле это было не так, это были я и моя лондонская компания – Роберт Фрейзер, журнал Miles of IT … Джон Данбар, Питер Ашер, группа Indica. [ 30 ]
– Маккартни Марку Льюисону
По словам автора Марка Бренда, с 1967 года "Carnival of Light" слышали только "инсайдеры Abbey Road" и не распространялись на бутлегах . [ 7 ] Несмотря на эксперименты Битлз под руководством Маккартни во время Sgt. Период перца , именно Леннон стал известен как революционный авангардист группы благодаря "Revolution 9" и другим совместным работам с Оно, включая их альбом 1968 года Two Virgins . [ 31 ] Харрисон также стал публично ассоциироваться с авангардным экспериментализмом благодаря своим сольным альбомам конца 1960-х годов Wonderwall Music и Electronic Sound . [ 32 ] как и Ринго Старр , поддерживая Apple художника Джона Тавенера ; для сравнения, по словам музыкального критика Ричи Унтербергера , Маккартни сохранил «самый прямой публичный имидж из четырех». [ 33 ] Когда его спросили о «Carnival of Light» в интервью для книги Льюисона 1988 года, Маккартни сравнил этот трек с набегами Харрисона на индийскую музыку с «Битлз» и сказал, что недавно возобновил свой интерес к такой экспериментальной работе. [ 34 ]
В 1996 году Маккартни попытался включить "Carnival of Light" в сборник "Битлз" Anthology 2 , но на него наложили вето Харрисон, Старр и Оно (как вдова Леннона) на том основании, что трек никогда не предназначался для выпуска "Битлз". [ 35 ] [ 36 ] Позже Маккартни вспоминал, что «ребятам эта идея не понравилась, типа «это чушь»». [ 15 ] Он сказал, что Харрисону не нравился авангард («как сказал бы Джордж, «авангард — ключ к разгадке»). [ 37 ] [ номер 3 ] Джордж Мартин, который помог оценить все записи Битлз для включения в компакт-диски Антологии , [ 38 ] также посчитал «Карнавал света» недостойным выпуска. [ 7 ] [ 39 ] Маккартни был мотивирован включить этот трек из желания быть признанным первым Битлом, принявшим авангардную музыку, почти за восемнадцать месяцев до того, как Леннон, который раньше высмеивал авангард как «французское дерьмо», записал «Revolution 9». . [ 40 ] [ номер 4 ]
Льюисон помогал Битлз в составлении проекта Антологии . [ 45 ] Он сказал, что выступает за включение этого трека в «Антологию 2» , но: «Он определенно не вышел за рамки Джорджа, я не уверен, что он вышел за рамки Ринго или Йоко. Это было что-то, что потенциально должно было привлечь внимание только Пол в хорошем смысле, и я не знаю, было ли это тем, чего они все вместе хотели». [ 46 ] Барри Майлз, один из немногих, кто слышал «Карнавал света», назвал его «действительно ужасным». [ 47 ] Он также сказал: «Это не выдерживает освобождения. Это просто масса эха… Это было то же самое, что все делали дома». [ 47 ] По мнению Иэна Макдональда, в отличие от чувствительности, которую AMM привнесла в свою работу, «Битлз просто ругались одновременно, накладываясь без особых раздумий и полагаясь на эффекты эха ленты Instant Art, чтобы создать что-то достаточно «далекое». " [ 16 ]
Дальнейшие предположения о выпуске
[ редактировать ]
В интервью с Эллен 2001 года, воспроизведенном на веб-сайте Rocking Vicar в апреле следующего года, [ 2 ] Маккартни сказал, что он работал над фотоколлажем о Битлз, который был похож на другой созданный им фильм « Благодарные мертвецы – фотофильм» (1995). Он сказал, что планирует использовать в саундтреке «Карнавал света». [ 48 ] По состоянию на 2006 год этот проект еще не был замечен, и ни одна часть пути не всплыла на поверхность. [ 49 ] Во время интервью 2004 года Маккартни подтвердил, что мастер-записи по-прежнему принадлежат ему и что «пришло время для этого получить свой момент. Мне это нравится, потому что это «Битлз», свободные и выходящие за пределы трассы». [ 15 ] ему потребуется согласие Старра, Оно и вдовы Харрисона Оливии Харрисон . На выпуск трека [ 12 ] [ 50 ]
Музыкальный журналист Майкл Галлуччи назвал "Carnival of Light" "Святым Граалем утраченных записей Битлз". [ 51 ] Ян Пил посвящает этому треку целую главу в своей книге 2002 года «Неизвестный Пол Маккартни: Маккартни и авангард» . [ 49 ] В своих комментариях Пилу Дэвид Вон сказал о важности этого авангардного произведения для Маккартни: «Идея, конечно, заключалась в том, что он сделал это до Джона [Леннона]. Они были занозой в заднице, эта пара… .. На самом деле они все были такими. Они всегда пытались отодвинуть на задний план друг друга, я имею в виду, какая разница, кто был первым в этом вопросе, вы понимаете, о чем я?» [ 27 ]
В интервью 2016 года Маккартни заявил, что обдумывал идею выпустить ранее не издававшиеся записи Beatles, включая «Carnival of Light». [ 52 ] Вопреки ожиданиям фанатов, он не появился в качестве бонус-трека ни в одном из расширенных изданий Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band вышла в следующем году. [ 53 ] [ 54 ] Джайлс Мартин , курировавший новый стереоремикс на Sgt. Pepper к выпуску, посвященному 50-летию, отметил, что трек рассматривался для включения, но «на самом деле он не был частью Pepper … Это совсем другое дело», [ 55 ] добавив, что «'Carnival of Light' на самом деле никогда не задумывался как пластинка. Это одна из тех вещей, о которых говорят фанаты... Но она предназначалась для Roundhouse». [ 53 ] Тем не менее Мартин выразил надежду «сделать что-нибудь интересное» с треком в будущем. [ 55 ] После долгожданного релиза « Now and then » в 2023 году многие поклонники «Битлз» призвали «Carnival of Light» выпустить собственный релиз. [ 56 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Кеннета Вомака : [ 57 ]
- Джон Леннон , Пол Маккартни , Джордж Харрисон , Ринго Старр — вокал, магнитофонные эффекты, фортепиано, орган, гитара, бубен
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Маккартни также рассматривал возможность сотрудничества с Дербиширом над радиофонической версией « Yesterday ». [ 9 ] Отвечая на это предложение, Ходжсон сказал: «Откровенно говоря, я думал, что Делия сделала бы это. Столько слухов ходит, столько легенд. Случайные встречи превращаются в длительные ассоциации, которых не было». [ 10 ] Дербишир отметила, что ее связь с Маккартни продлилась недолго после их короткой встречи в 1966 году. [ 10 ]
- ↑ The Beatles также включили авангардные эксперименты в коллаж, вставленный в Sgt. Pepper LP Выходной грув . [ 17 ]
- ↑ В аннотации к переизданию Electronic Sound в 1996 году Харрисон пренебрежительно написал: «Это можно было бы назвать авангардом. Но более подходящим описанием было бы (по словам моего старого друга Элвина [Ли] ) «Авангард». подсказка!» [ 32 ]
- ↑ Та же самая мотивация присутствовала в интервью Маккартни с 1986 года, в том числе в рамках проекта «Антология» ; [ 41 ] эссе, которое он заказал для программы, распространялось бесплатно во время его мирового турне 1989–90 годов ; [ 42 ] и особенно его официальная биография с Майлзом через много лет . [ 43 ] Последний включает 57 страниц, посвященных установлению причастности Маккартни к лондонской авангардной сцене 1960-х годов, а также комментарий к «Карнавалу света». [ 44 ]
Ссылки
- ^ Тернер 2016 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вомак 2016 , с. 90.
- ^ Грин 2016 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Льюисон 1992 , с. 240.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 31, 67.
- ^ Майлз 1997 , стр. 307–08.
- ^ Jump up to: а б с д Бренд 2005 , с. 79.
- ^ Соунс 2010 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б с Бренд 2005 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Бренд 2012 , с. 177.
- ^ Тернер 2016 , стр. 390–91.
- ^ Jump up to: а б « Подтверждена «мифическая» песня Битлз» . Новости Би-би-си . 16 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ Хейлин 2007 , стр. 69–70.
- ^ Тернер 2016 , стр. 389–90.
- ^ Jump up to: а б с Торп, Ванесса (16 ноября 2008 г.). «Сорок лет спустя Маккартни хочет, чтобы мир услышал эпопею о «потерянных» Битлз» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Макдональд 1998 , с. 199.
- ^ Пил 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Майлз 1997 , с. 309.
- ^ Майлз 1997 , с. 308.
- ^ Тернер 2016 , с. 367.
- ^ Jump up to: а б Майлз 1997 , стр. 308–09.
- ^ Холмс 2012 , с. 445.
- ^ Льюисон 2005 , с. 92.
- ^ Эмерик и Мэсси 2006 , с. 157.
- ^ Эмерик и Мэсси 2006 , стр. 238, 253–54.
- ^ Бренд 2012 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и Пил 2013 .
- ^ Звуки 2010 , стр. 166–67.
- ^ Макдональд 1998 , с. 200.
- ^ Льюисон 2005 , с. 14.
- ^ Грин 2016 , стр. 56–57, 60.
- ^ Jump up to: а б Хантли 2006 , стр. 30–31.
- ^ Унтербергер 2006 , с. 161.
- ^ Льюисон 2005 , с. 15.
- ^ Бэдман 2001 , с. 554.
- ^ Хантли 2006 , с. 268.
- ^ Пил 2013 , с. 56.
- ^ Бэдман 2001 , стр. 532, 542.
- ^ Холмс 2012 , с. 444.
- ^ Макдональд 1998 , с. 198.
- ^ Гарсия, Гилберт (28 января 2003 г.). «Баллада о Поле и Йоко» . Салон . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Соунс 2010 , с. 419.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 291–92, 325–26.
- ^ Унтербергер 2006 , стр. 161, 187.
- ^ Рунта, Иордания (25 ноября 2013 г.). «Знакомьтесь с The Beatles: Марк Льюисон завершает длинный и извилистый первый том полной биографии группы» . vh1.com . Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Стокилл, Закари (2016). «Эпизод 1: Ведущий в мире историк Битлз, автор книги «Настройтесь» Марк Льюисон» . Путешествия в музыке . Архивировано из оригинала 24 января 2020 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хейлин 2007 , с. 70.
- ^ Пил 2013 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Унтербергер 2006 , с. 187.
- ^ Грей, Сэди (16 ноября 2008 г.). «Самый странный трек Битлз может быть выпущен 41 год спустя» . Независимый . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Галлуччи, Майкл (5 апреля 2017 г.). «The Beatles подтверждают расширенный трек-лист» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Новости развлечений (10 августа 2016 г.). «Пол Маккартни рассматривает возможность выпуска студийных треков Битлз» . Экспосе Развлечения . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 года . Проверено 28 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Маринуччи, Стив (18 мая 2017 г.). «Джайлз Мартин о том, как порадовать Пола и Ринго ремиксом к 50-летию 'Sgt. Pepper' и представить альбом 'новому поколению' » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Квантик, Дэвид (24 мая 2017 г.). «The Beatles - обзор альбома сержанта Пеппера... к 50-летнему юбилею» . Классический рок . Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Синклер, Пол (11 апреля 2017 г.). "The Beatles / Remixed Sgt. Pepper представлен в студии Abbey Road" . Супер Делюкс издание . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Уинвуд, Ян (2 ноября 2023 г.). «Карнавал света: безумная история «потерянной» песни Битлз, которую вы никогда не услышите» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Вомак 2016 , с. 91.
Источники
[ редактировать ]- Бэдман, Кейт (2001). Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 гг . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8307-6 .
- Бренд, Марк (2005). Странные звуки: необычные инструменты и звуковые эксперименты в поп-музыке . Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books. ISBN 9-780879-308551 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- Бренд, Марк (2012). Звук завтрашнего дня: как электронная музыка проникла в мейнстрим . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-62356-153-6 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 15 января 2020 г. .
- Доггетт, Питер (2011). Ты никогда не отдаешь мне свои деньги: Битлз после распада . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: It Books. ISBN 978-0-06-177418-8 .
- Эмерик, Джефф ; Мэсси, Ховард (2006). Здесь, там и повсюду: Моя жизнь при записи музыки The Beatles . Нью-Йорк: Готэм. ISBN 978-1-59240-179-6 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512941-0 . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 20 февраля 2020 г.
- Грин, Дойл (2016). Рок, контркультура и авангард, 1966–1970: как «Битлз», Фрэнк Заппа и Velvet Underground определили эпоху . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 978-1-4766-6214-5 .
- Хейлин, Клинтон (2007). Закон, который вы знали все эти годы: жизнь и загробная жизнь сержанта. Перец . Эдинбург, Великобритания: Кэнонгейт. ISBN 978-1-84195-955-9 .
- Холмс, Том (2012). Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура (4-е изд.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-89636-8 .
- Хантли, Эллиот Дж. (2006). Мистический номер: Джордж Харрисон – После распада Битлз . Торонто, Онтарио: Guernica Editions. ISBN 1-55071-197-0 .
- Льюисон, Марк (1992). Полная хроника Битлз от EMI . Книги о пирамидах. ISBN 1-85510-021-5 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Майлз, Барри (1997). Пол Маккартни: Через много лет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-5249-6 .
- Пил, Ян (2013) [2002]. Неизвестный Пол Маккартни: Маккартни и авангард . Титан. ISBN 978-1-78116-275-0 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 14 января 2020 г.
- Соунс, Ховард (2010). Потрясающе: интимная жизнь Пола Маккартни . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-723705-0 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ecco. ISBN 978-0-06-247558-9 .
- Унтербергер, Ричи (2006). Неизданные «Битлз»: музыка и кино . Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books. ISBN 978-0-87930-892-6 .
- Вомак, Кеннет (2016). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-4427-0 . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 14 января 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Блок Дельта Плюс
- « Карнавал света» История самого загадочного неизданного трека Битлз» . Abbeyrd.best.vwh.net. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.