Только северная песня
«Только северная песня» | |
---|---|
Обложка нот «Северные песни» (по лицензии Sonora Musikförlag) | |
Песня Битлз | |
из альбома Желтая подводная лодка | |
Выпущенный | 13 января 1969 г. |
Записано | 13–14 февраля и 20 апреля 1967 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | Психоделия |
Длина | 3 : 25 |
Этикетка | Яблоко |
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
« Only a Northern Song » — песня английской рок-группы The Beatles из их саундтрека к альбому Yellow Submarine 1969 года . Написанная Джорджем Харрисоном , это была первая из четырех песен, которые группа представила для анимационного фильма 1968 года « Желтая подводная лодка» , чтобы выполнить свои контрактные обязательства перед United Artists . Песня была записана в основном в феврале 1967 года, во время сессий Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band , но Битлз решили не включать ее в этот альбом. Группа завершила запись два месяца спустя, сразу после завершения работы над Sgt. Перец .
Харрисон написал «Only a Northern Song» из-за неудовлетворенности своим статусом младшего автора песен в издательской компании «Битлз» Northern Songs . Тексты и музыка передают его разочарование тем, что компания сохранила авторские права на опубликованные ею песни, и тем, что после ее публичного листинга в 1965 году основные акционеры получили больше прибыли от его композиций, чем он сам. В записи используется орган Хаммонда , на котором играет Харрисон, а также наложенный монтаж различных звуков, включая звуки трубы и разговорные голоса, предвосхищающие Джона Леннона 1968 года звуковой коллаж « Революция 9 ». Из-за сложности сборки законченного трека из двух кассетных источников "Only a Northern Song" оставалась редкой песней из каталога Битлз после 1963 года, которая была недоступна в настоящем стерео до 1999 года. В том же году на нее был сделан ремикс для включения в альбом. альбом Yellow Submarine Songtrack .
Песня получила неоднозначные отзывы рецензентов; в то время как Ян Макдональд называет этот трек «панихидной песней по потаканию своим прихотям», [ 1 ] сайт Ultimate Classic Rock называет его одним из лучших произведений Битлз в психоделическом жанре. Версия песни с другой вокальной партией и без наложений звуковых коллажей была выпущена на сборнике отрывков Битлз 1996 года Anthology 2 . Грейвенхерст и Yonder Mountain String Band входят в число артистов, исполнивших кавер на "Only a Northern Song".
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ][«Только северная песня»] — это шутка, касающаяся Ливерпуля, священного города на севере Англии. Кроме того, авторские права на песню принадлежат компании Northern Songs Ltd., которой я не владею, так что:
На самом деле не имеет значения, какие аккорды я играю… ведь это всего лишь Северная песня. [ 2 ]
– Джордж Харрисон, 1979 г.
Джордж Харрисон заявил, что тема «Only a Northern Song» связана как с городом его рождения, Ливерпулем в Мерсисайде , так и с тем фактом, что авторские права на композицию принадлежали «Битлз издательской компании » Northern Songs . [ 2 ] [ 3 ] Автор Брайан Саутхолл описывает эту песню как «личное осуждение Харрисоном музыкально-издательского бизнеса Битлз», учитывая его невыгодное положение в Northern Songs. [ 4 ] Компания была размещена на Лондонской фондовой бирже в феврале 1965 года. [ 5 ] [ 6 ] в качестве средства спасения Джона Леннона и Пола Маккартни , главных авторов песен «Битлз», налоговых обязательств, возникших в результате международного успеха их каталога. [ 7 ] [ 8 ] В конце 1964 года Харрисон основал собственную издательскую компанию Harrisongs ; [ 9 ] несмотря на финансовые преимущества, предоставляемые его 80-процентной долей в этой компании, он согласился остаться в Northern Songs, чтобы помочь схеме размещения акций. [ 10 ] Среди четырех «Битлз» Леннон и Маккартни были основными акционерами Northern Songs, каждый из которых владел по 15 процентами акций публичной компании. [ 5 ] и пара заработала значительное состояние за первый год размещения. [ 11 ] [ 12 ] Харрисон и Ринго Старр , как авторы песен по контракту, владели по 0,8 процента каждый. [ 5 ] Эта договоренность гарантировала, что, помимо того, что компания сохранила авторские права на все свои опубликованные песни, Леннон и Маккартни получили больше прибыли от композиций Харрисона, чем он сам. [ 13 ] [ 14 ]
Обсуждая песню в двух интервью конца 1990-х годов с Billboard главным редактором Тимоти Уайтом , Харрисон отметил, что основной целью его жалоб был Дик Джеймс . [ 15 ] [ 16 ] управляющий директор Northern Songs. [ 10 ] Подписанный Джеймсом в 1963 году, в возрасте двадцати лет, [ 17 ] Харрисон заявил, что издатель не объяснил, что, подписывая контракт, он также отказывается от права собственности на свои композиции. [ 15 ] [ 18 ] Харрисон добавил, что он понял последствия только после размещения акций в 1965 году. [ 18 ] когда основные акционеры «делали все эти деньги на этом каталоге». [ 16 ] [ 19 ] [ номер 1 ] Что касается пародии Ратлза 1978 года на историю Битлз, « Все, что вам нужно, это наличные» : [ 22 ] он также сказал Уайту: «Я думаю, что [посыл «Only a Northern Song»] был лучше передан в воображаемом телевизионном документальном фильме… где говорилось: «Дик Джоус, безработный музыкальный издатель без фиксированных способностей». подписал их на всю оставшуюся жизнь». [ 15 ]
По оценке автора Яна Макдональда , "Only a Northern Song" предполагает, что Харрисону "еще не удалось восстановить свой энтузиазм по поводу того, чтобы быть битлом" после того, как он пригрозил покинуть группу после их последнего концертного тура в августе 1966 года. [ 23 ] До перегруппировки группы в ноябре того же года. [ 24 ] начать запись своего альбома Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band Харрисон провел шесть недель в Индии со своим игры на ситаре учителем Рави Шанкаром . [ 25 ] визит, который усилил его отсутствие интереса к проекту Битлз. [ 26 ] [ 27 ] Макдональд считает, что на связь Харрисона с северной Англией в «Only a Northern Song» повлияла работа «Битлз» над песнями о взрослении в Ливерпуле. [ 28 ] именно эта концепция рассматривалась в начале проекта Sgt. Перцовые сеансы. [ 29 ] [ 30 ]
Композиция и музыкальная структура
[ редактировать ]Харрисон написал «Only a Northern Song» на органе Hammond , который стал его любимым инструментом для написания песен в 1967 году, заменив гитару. [ 31 ] Песня в тональности ля мажор , [ 32 ] хотя Макдональд дает си минор в качестве вторичной тональности. [ 33 ] Вступительная партия органа заканчивается предварительным просмотром мелодии, поверх которой в самой песне появляется название песни. После этого короткого вступления композиция разделена на две части, каждая из которых состоит из двух куплетов и припева, за которыми следуют один куплет, финальный припев и финал, причем некоторые из этих разделов представлены как инструментальные отрывки. [ 32 ]

Композиция представляет собой мета -песню, [ 35 ] [ 36 ] в том смысле, что его предметом является само произведение. [ 37 ] Комментируя бессмысленность написания «Северных песен», [ 14 ] Харрисон использует сарказм [ 38 ] и музыкальный диссонанс , чтобы выразить свое недовольство компанией. [ 39 ] [ 40 ] По описанию музыковеда Уолтера Эверетта , в музыкальном плане это достигается за счет использования «неправильных тонов » и «неправильного лада ». аккордов [ 41 ] [ номер 2 ]
Начиная с аккорда мажора, открывающего куплет, мелодия переходит в II минор. [ 32 ] воспроизводится как си минор 7/11 за счет включения ноты ми в нижнем регистре. [ 43 ] [ 44 ] В своих текстах Харрисон признает очевидную неловкость такого изменения: [ 44 ] пение «Вы можете подумать, что аккорды идут не так» [ 45 ] и в последнем куплете гармония «может быть немного мрачной и фальшивой». [ 46 ] Музыковед Алан Поллак считает, что музыка и лирическое послание песни «необычайно созвучны» друг другу, и что этот эффект усиливается удивительной и нестандартной длиной фраз в куплетах. [ 32 ]
В отличие от минимальной смены аккордов в куплетах, припевы представляют собой быструю последовательность аккордов. [ 32 ] - в частности, ми мажор, си минор 7, соль мажор, C ♯ 7 и F ♯ 7. [ 47 ] В первом припеве [ 46 ] Харрисон комментирует, что, учитывая неадекватность его издательской деятельности, «не имеет особого значения, какие аккорды я играю». [ 10 ] [ 14 ] Автор Ян Инглис интерпретирует эту фразу как отражение жалобы певца биографу Битлз Хантеру Дэвису в конце 1960-х годов на тщетность живых выступлений группы, когда их кричащие фанаты никогда не слушали музыку, которую играли Битлз. [ 48 ] Биограф Харрисона Саймон Ленг описывает «Only a Northern Song» как первый пример того, как ее композитор «отталкивает Битлз как организацию, которую он считает неудовлетворительной», тема, к которой Харрисон вернулся в 1968 году с песней « Not Guilty », с его комментариями по поводу песни Харрисона Саймона Ленга. внутренний разлад в группе. [ 49 ] [ номер 3 ]
Производство
[ редактировать ]Запись
[ редактировать ]
The Beatles записали основной трек "Only a Northern Song" в студии EMI (ныне Abbey Road Studios ) 13 февраля 1967 года. [ 53 ] [ 39 ] во время сессий для сержанта. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [ 54 ] Как это было типично для его новых композиций, Харрисон еще не дал песне названия, поэтому ее назвали «Не известно». [ 55 ] [ 56 ] В состав трека входили Харрисон на органе, Леннон на тамбурине, Маккартни на басу и Старр на барабанах. [ 41 ] Группа записала девять дублей песни, прежде чем выбрать третий для дальнейшей работы. [ 55 ] На следующий день инженеры студии записали три микса этого исполнения на свежие 4-дорожечные кассеты. На том, что теперь называлось дублем 12 (третий из сокращенных миксов), Харрисон заполнил два доступных трека своим вокалом. [ 57 ]
Песня не понравилась продюсеру Битлз Джорджу Мартину . [ 35 ] который позже сказал, что это была его наименее любимая песня Харрисона. [ 36 ] [ 58 ] Группа была столь же без энтузиазма [ 36 ] и было решено исключить песню из альбома. [ 59 ] [ 60 ] В качестве его единственного письменного вклада в Sgt. Пеппер , Харрисон вместо этого предложил в индийском стиле. « Внутри тебя без тебя » [ 61 ] что, по воспоминаниям Мартина, было встречено «с небольшим облегчением». [ 62 ] "Only a Northern Song" стала первым треком, который группа предоставила для саундтрека к анимационному фильму "Желтая подводная лодка " в соответствии с их контрактным обязательством перед United Artists предоставить четыре новые песни. [ 63 ] [ 64 ] Описанный историком Битлз Марком Льюисоном как «миф», [ 55 ] Позже распространилась история о том, что Харрисон в спешке написал композицию для United Artists в начале 1968 года, после того как Эл Бродакс , продюсер фильма, обратился к группе с просьбой о финальной песне. [ 65 ] [ номер 4 ]
Наложение
[ редактировать ]Я помню, как глупо играл на трубе [в «Only a Northern Song»]. Мой отец играл. Я не могу, но я могу много возиться – и эта песня дала мне идеальную основу. Это было очень насмешливо. [ 3 ]
– Пол Маккартни, 2000 г.
Группа вернулась, чтобы снять третью часть "Only a Northern Song" 20 апреля, в день, когда члены продюсерской группы Yellow Submarine посетили их в студии. [ 57 ] Группа начала работу над песней менее чем через 45 минут после завершения окончательного сведения Sgt . Пеппер , демонстрирующий то, что Льюисон назвал «огромным желанием» продолжать запись. [ 66 ]
Сохранив партии органа и ударных, они наложили новую партию бас-гитары, а на отдельный трек - трубы, глокеншпиля и вокала. звуки [ 57 ] Был использован второй 4-дорожечный магнитофон, что позволило распределить различные инструментальные партии и студийные эффекты по восьми доступным каналам. [ 67 ] На этой машине группа работала над вторым миксом от 14 февраля, известным как дубль 11. [ 66 ] из которого стерли все ранее записанные треки, кроме партии органа Хаммонда. [ 57 ] Затем Харрисон записал два вокальных трека, один из которых включал в себя еще трубу Маккартни и дополнительные вокализованные звуки, а последний трек был наполнен литаврами , меллотроном , фортепиано и органом. Присутствие оригинальной партии Хаммонда Харрисона на обеих кассетах обеспечило более существенное звучание инструмента в миксе. [ 57 ]
Многие наложения «Битлз» исполнялись бессистемно. [ 35 ] Том Магиннис из AllMusic описывает законченный трек как «сильно пропитанный психоделическими звуками того периода, с использованием большого количества свободных инструментов», особенно «хаотичных взрывов трубы». [ 68 ] [ кол. 5 ] По словам Поллака, эти дополнения представляют собой «шумовой трек», который еще больше усиливает тему диссонанса и используется для заполнения инструментальных частей песни, становясь особенно заметным во время финала. [ 32 ] Благодаря включению случайных звуков и голосов, [ 68 ] Инглис называет эффект звукового коллажа прецедентом для авангардного трека Леннона 1968 года " Revolution 9 ". [ 37 ] и ранний пример электронной музыки . [ 71 ]
Смешивание
[ редактировать ]21 апреля «Битлз» завершили мономикс песни для включения в «Yellow Submarine» . [ 66 ] Из-за сложности одновременного воспроизведения двух 4-дорожечных машин, [ 19 ] попытки создания стереоэквивалента были оставлены. [ 72 ]
В октябре 1968 года, готовя к выпуску альбом саундтреков к альбому Yellow Submarine , инженеры EMI создали дуофонический (или псевдостерео) микс "Only a Northern Song" из мономикса. [ 73 ] Монофоническая версия альбома, изначально доступная только в Великобритании. [ 74 ] аналогично использовал неоптимальную версию записи. [ 75 ] В этом случае, как и в случае с тремя другими новыми песнями, представленными United Artists, инженеры объединили два канала из дуофонического микса, а не использовали настоящий мономикс апреля 1967 года. [ 75 ] [ номер 6 ]
Появление в «Жёлтая подводная лодка» . фильме
[ редактировать ]
The Beatles минимально участвовали в создании Yellow Submarine , оставив производство компании Бродакса King Features Syndicate . [ 78 ] [ 79 ] Создатели фильма во многом опирались на сержанта. перца , Концепция [ 80 ] [ 81 ] связь Битлз с Ливерпулем, [ 82 ] и другие аспекты их публичного имиджа. [ 78 ] Хотя художественный дизайн проекта был выполнен командой под руководством Хайнца Эдельмана , такие эпизоды, как « Элеонора Ригби » и «Только северная песня», были созданы сторонними аниматорами, что обеспечило стилистические вариации по всему фильму. [ 83 ]
«Только северная песня» звучит над сценой, когда желтая подводная лодка путешествует по Морю Науки. [ 35 ] [ 84 ] во время стремления Битлз освободить Пепперленда и заключенного в тюрьму сержанта. Группа клуба одиноких сердец Пеппера [ 78 ] от ненавидящих музыку Blue Meanies . [ 85 ] запись была замедлена на полтона . Для включения в фильм [ 57 ] Ссылаясь на психоделические образы в анимации, автор Стивен Глинн говорит, что этот фрагмент «имеет смысл» только тогда, когда читается как попытка аудиовизуального воссоздания галлюциногенного состояния». [ 86 ] Джеремайя Массенгейл, академик в области визуальных коммуникаций , выделяет этот эпизод как одну из многих технических инноваций, представленных в фильме 1968 года, говоря: «Сопровождая разноцветные квадратные портреты Битлз во время «Только северной песни», есть творческое использование генератора , выделяющего звуковые волны трека». [ 87 ] [ номер 7 ]
В своей книге «Фильмы о Битлз» Боб Ниверсон говорит, что этот отрывок, возможно, представляет собой лучший пример использования в фильме психоделической иконографии, типичной для андеграундного плакатного искусства 1960-х годов . Он описывает это как «моделированную последовательность « путешествий »» и добавляет: «Здесь яркие вспышки чередующихся основных цветов и крупные планы ушей Битлз, прикрепленные к частотным мониторам, подчеркивают более высокую реальность, чем реальность объективного мира, и, в использование иррациональных образов и интуитивный натиск «умопомрачительных» цветов пытаются имитировать гипнотический «психический выход» эпических масштабов». [ 89 ] Глинн называет вдохновленные наркотиками образы «Only a Northern Song» и двух других фрагментов песен как истинную причину того, что Rank снял «Желтую подводную лодку» с показа в кинотеатрах в Великобритании, а не официальные аргументы компании о том, что фильм имел плохие кассовые сборы. . [ 90 ]
Этот отрывок был среди клипов, показанных в сюжете о Желтой подводной лодке телешоу « Как это есть» . [ 91 ] Шоу, спродюсированное Тони Палмером и включающее в себя отрывки из спектакля по книге Леннона « In His Own Write» , транслировалось на BBC1. [ 91 ] через два дня после мировой премьеры фильма в Лондоне, 19 июля 1968 года. [ 92 ] К началу XXI века «Только северная песня» была единственным музыкальным клипом из передачи «Как это есть» , ходившим среди коллекционеров. [ 91 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Саундтрек к фильму рассматривался как второстепенная работа Битлз. [ 71 ] которые отложили его выпуск, чтобы позволить выпустить одноименный двойной альбом 1968 года (также известный как «Белый альбом»). [ 93 ] [ 94 ] 13 января 1969 года «Only a Northern Song» был выпущен как второй трек на первой стороне Yellow Submarine пластинки . [ 95 ] оркестровая партитура Джорджа Мартина к фильму занимает всю вторую сторону. [ 96 ] Хотя контракт Харрисона с Джеймсом истек в марте 1968 года, [ 97 ] авторские права на «Только северную песню» и его второй вклад в фильм « Это слишком много » остались за Northern Songs. [ 15 ] вместо того, чтобы быть назначенным на Harrisongs, как это было с его четырьмя композициями из Белого альбома. [ 98 ] [ 99 ] Выпуск песни совпал с периодом вражды между Диком Джеймсом и Битлз, особенно Ленноном и Маккартни, о которых Льюисон пишет: «Если Джон и Пол все еще думали, что их песни принадлежат им [после выхода в свет Northern Songs], они обманывали себя. " [ 100 ] В марте 1969 года, опасаясь разногласий внутри группы и проблем, затрагивающих их Apple Corps , бизнес-империю [ 101 ] Джеймс продал свой контрольный пакет акций Northern Songs компании Лью Грейда ATV Music . [ 102 ] тем самым продавая в собственность каталог Beatles. [ 103 ] [ 104 ] [ номер 8 ]
В современном обзоре Yellow Submarine Beat Instrumental посетовал, что группа предложила мало нового материала, но назвал "Only a Northern Song" и "It's All Too Much" "превосходными произведениями", которые "искупают" первую сторону. [ 106 ] Рецензент Record Mirror сказал , что, хотя большинство песен были «простыми песнями Битлз», «Only a Northern Song» оказалась «техническим экспериментом по определению того, сколько фальшивых вариаций на солидной фоновой мелодии можно вписать». при этом] все еще сохраняя разумную изящество – и это получается очень хорошо». [ 107 ] Однако, вспоминая выпуск своей книги 1977 года «Битлз навсегда» , Николас Шаффнер назвал этот трек одной из «пустяковых безделушек», которые «Битлз» предоставили для фильма. [ 80 ] Придерживаясь рассказа Бродакса о создании песни, NME критик Боб Воффинден нашел в "Only a Northern Song" "значительные достоинства" и сказал, что отклонение Харрисона от его обычного методического подхода к написанию песен - это то, чем ему следует преследовать чаще. [ 108 ]
В январе 1996 года песня была выпущена как сторона B на синем виниле к песне "It's All Too Much" на сингле из музыкального автомата . [ 109 ] как часть серии релизов Beatles, выпущенных Capitol Records подразделением CEMA Special Markets . [ 110 ] К 1999 году "Only a Northern Song" оставалась одной из двух песен Битлз после 1963 года, которые не были доступны в настоящем стерео (вторая - " You Know My Name (Look Up the Number) "). [ 111 ] В том же году стала доступна стереоверсия, когда на трек был сделан ремикс для включения в альбом Yellow Submarine Songtrack , который сопровождал переиздание анимационного фильма на DVD. [ 35 ] [ 112 ] [ номер 9 ] Харрисон был самым активным из бывших «Битлз» в продвижении переиздания 1999 года, что, по его словам, было своевременным, учитывая, что Blue Meanies «сейчас имеют большую мертвую хватку на планете, чем когда-либо в 1967 году!» Он добавил, что «даже музыкальная индустрия поседела и в ней доминируют Blue Meanies». [ 113 ]
Ретроспективная оценка и наследие
[ редактировать ]В песне «Only a Northern Song» Джордж Харрисон осознал, что музыкальный бизнес – это не очень-то весело. Наверное, поэтому мы так хорошо поладили! [ 114 ]
Написав для Billboard в 2001 году, Билл Холланд объединил «Only a Northern Song» с » группы Byrds « So You Want to Be a Rock 'n' Roll Star начала 1970-х годов и релизами Kinks и Джони Митчелл , как песни, составляющие первая волна музыкальных заявлений, в которых артисты «обвиняют или обвиняют бизнес-политику своей отрасли». [ 115 ] песней Битлз" Ян Инглис считает "Only a Northern Song" "первой постмодернистской из-за "намеренного иронического намерения", очевидного в теме, использовании магнитофонных эффектов и разрозненных разговорах. [ 37 ]
Как и большинство пост- Sgt. Pepper Записи 1967 года и их вклад в Yellow Submarine традиционно не пользовались большим уважением у биографов группы. [ 116 ] Марк Льюисон описывает наложения группы на "Only a Northern Song" от 20 апреля как "любопытную сессию" и пишет, что их работа за этот период "демонстрирует поразительное отсутствие сплоченности и энтузиазма". [ 117 ] Марк Херцгаард считает, что «Only a Northern Song» была «по понятным причинам… отвергнута как недостаточно хорошая для сержанта Пеппера ». [ 118 ] Ян Макдональд считает ее «мрачной», «потакающей своим прихотям панихидой» и первой «сознательно неряшливой» записью Битлз. [ 119 ]
В своей книге « Психоделия и другие цвета » Роб Чепмен говорит, что «Only a Northern Song» — один из «наиболее неправильно понятых и оклеветанных» треков Битлз, и что такой анализ, как упущение Макдональда, упускает «жизненно важные нюансы», включая трансцендентное качество, превосходящее сарказм Харрисона. из-за его проблем с публикацией, так что тексты песен раскрывают об «иллюзорной природе существования» столько же, сколько « Tomorrow Never Knows » Леннона. Чепмен говорит, что это было бы желанным дополнением к песне «Внутри тебя без тебя» сериала «Сержант». Pepper и противовес «вынужденной веселости» в других частях этого альбома. Он также признает эту песню единственным психоделическим треком Битлз, полностью посвященным «влиянию прослушивания музыки на наркотики». [ 120 ]
Среди недавних рецензий на Yellow Submarine Питер Доггетт , пишущий для Mojo , считает, что две композиции Харрисона «[сделали] многое для спасения альбома от забвения», и описывает «Only a Northern Song» как «великолепно ироничную». [ 121 ] [ кол. 10 ] Алекс Янг из Consequence of Sound рассматривает его как «типичный трек с лирической точки зрения», поскольку «он прекрасно определяет Yellow Submarine только в двух куплетах, а по звучанию напоминает Pink Floyd би-сайд из сессий Obscured by Clouds …» [ 123 ] Напротив, Марк Кемп из Paste называет эту песню «извилистой скукой». [ 124 ] Pitchfork Марк Ричардсон из говорит, что, как и "It's All Too Much", она не представляет особого интереса, если не считать "кружащихся" психоделических эффектов, хотя в песне "по крайней мере есть хорошая шутка". [ 125 ]
Написав для Ultimate Classic Rock в 2013 году, Дэйв Суонсон поставил этот трек на третье место в своем списке «10 лучших психоделических песен Битлз» (после «Tomorrow Never Knows» и « I Am the Walrus »). Он считал это «потрясающим умом», которое сделало бы сержанта. Pepper был бы «даже лучше», если бы он был включен вместо такой песни, как « When I'm Sixty Four ». [ 126 ] В 2006 году "Only a Northern Song" заняла 75-е место в Mojo списке "101 величайшая песня Битлз", где автор песен Гленн Тилбрук описал ее как "удивительно неожиданную мелодию" с "прекрасной... сардонической лирикой", которая " может стать источником вдохновения для тысячи песен Rutles». Он добавил: «В музыкальном плане это очень грамотная песня. И по сравнению с Ленноном и Маккартни, чтобы сделать это, нужно довольно много смелости». [ 127 ]
Другие версии
[ редактировать ]Альтернативная редакция песни была включена в Beatles' Anthology 2 в 1996 году. сборник отрывков [ 128 ] [ 129 ] Немного ускорен и сведен в стерео. [ 130 ] эта версия включает в себя основной трек без большинства наложений апреля 1967 года и с альтернативным вокалом, который содержит некоторые изменения в тексте. [ 131 ] [ 132 ] По словам историка музыки Ричи Унтербергера , помимо текста, версия Anthology 2 демонстрирует, что "Only a Northern Song" была "намного больше похожа на стандартную рок-песню" до "причудливых наложений трубы и других натянутых радикальных идей". [ 132 ] [ номер 11 ]
Совпало с популярностью "It's All Too Much" среди кислот-рок- групп начала 1990-х. [ 74 ] Sun Dial выпустила кавер на «Only a Northern Song» как сторону B своего сингла 1991 года «Fireball». [ 133 ] В 2009 году Грег Дэвис и джазовый певец и автор песен. [ 134 ] Крис Вейсман назвал свое психоделическое фолк -сообщество Northern Songs в честь трека Beatles. [ 135 ] Альбом пары Northern Songs 2010 года также почтил эту песню и включил кавер-версию на "It's All Too Much". [ 136 ]
Когда Mojo выпустила компакт-диск Yellow Submarine Resurfaces , в июле 2012 года [ 137 ] "Only a Northern Song" была исполнена кавером Грейвенхерстом . [ 138 ] [ 139 ] Группа Yonder Mountain String Band включила эту песню в свои живые выступления в 2013 году. [ 140 ] и 2015. [ 141 ] [ 142 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда: [ 1 ]
- Джордж Харрисон — вокал, орган Hammond , [ 19 ] дополнительный орган, [ 57 ] диалог, шум
- Джон Леннон — глокеншпиль , [ 19 ] фортепиано, [ 41 ] диалог, шум
- Пол Маккартни — бас-гитара, труба, [ 41 ] шумы
- Ринго Старр — ударные, шумы
- в титрах не указан (играют Битлз) — литавры , Меллотрон , [ 57 ] дополнительная перкуссия [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Харрисон начал регулярно писать песни только в альбомах Битлз 1965 года Help! и резиновая душа , [ 20 ] для каждого из которых он написал по две песни. [ 21 ]
- ↑ Последний прием используется в нескольких композициях Битлз периода 1965–67 годов, включая « Think for Yourself » Харрисона, и служит для придания гармонического выражения мелодии песни. [ 42 ]
- ↑ Эверетт и музыкальный журналист Роберт Фонтено сравнивают «Only a Northern Song» с « Taxman ». [ 35 ] [ 41 ] композиция Харрисона 1966 года, в которой он протестует против чрезмерного налогообложения Британским казначейством доходов Битлз. [ 50 ] В том же году Харрисон начал писать « Искусство умирать ». [ 51 ] в оригинальном тексте песни упоминается Брайан Эпштейн , менеджер группы, и комментируется поверхностность карьеры Битлз. [ 52 ]
- ↑ В этом альтернативном отчете говорится, что «Битлз» работали в студии в 2 часа ночи. [ 55 ] и Харрисон заверил Бродакса, что напишет новую песню в течение часа. Харрисон тогда якобы представил готовую композицию со словами: «Вот Эл – это всего лишь северная песня». [ 65 ]
- ↑ Признавая отсутствие у него навыков игры на инструменте, Маккартни вспоминал: «Продюсеры фильма бродили по студии, и им пришлось как бы смириться с этим - я видел несколько очень грустных лиц, пока играл на трубе». [ 69 ] Макдональд описывает запись как «сознательно неряшливую работу». [ 70 ]
- ↑ Оригинальный микс песни был недоступен до ремастеринга каталога Beatles в 2009 году, когда он появился на Yellow Submarine . компакт-диске [ 67 ] и как часть бокс-сета Beatles in Mono . [ 76 ] [ 77 ]
- ↑ По словам автора Майкла Фронтани, многие источники признают, что «Желтая подводная лодка» стала спасительницей анимационных фильмов, «или, по крайней мере, [с] созданием альтернативы подходу Диснея ». [ 88 ]
- ↑ С выкупом ATV Леннон и Маккартни также лишились всех гонораров за публикацию своих первых 56 зарегистрированных композиций и остались на том, что Маккартни назвал «ставкой 1963 года» для гонораров за публикацию своих более поздних песен. [ 100 ] Для сравнения: 80-процентная доля Харрисона в Harrisongs (которая увеличилась до 100 процентов в 1970 году) гарантировала, что только он один получал прибыль от своих поздних композиций Beatles, таких как « Something » и « Here Comes the Sun ». [ 105 ]
- ↑ По словам автора Джона Винна, таким образом, «Время было добрее к песне Джорджа», поскольку давно назревший стереомикс внес ясность, тогда как дуофоническая обработка превратила звуки как «один неуслышанный комок». [ 57 ]
- ↑ Доггетт также считает это «самым красноречивым комментарием к саге о Северных песнях», в отличие от того, как Леннон называл Джеймса «свиньей» и «фашистским бездельником», когда в конце карьеры группы издатель навещал Битлз в студия звукозаписи. [ 122 ]
- ↑ Новый трек был создан путем объединения третьего дубля с вокалом Харрисона из 12-го дубля. [ 57 ] [ 132 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Макдональд 2005 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Харрисон 2002 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Битлз 2000 , с. 292.
- ^ Саутхолл и Перри 2007 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с Саутхолл и Перри 2007 , с. 38.
- ^ Майлз 2001 , с. 189.
- ^ Льюисон 2003 , стр. 100–01.
- ^ Соунс 2010 , с. 119.
- ^ Гарри 2003 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Льюисон 2003 , с. 101.
- ^ Звуки 2010 , стр. 119–20.
- ^ Воффинден 1981 , с. 18.
- ^ Саутхолл и Перри 2007 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Тернер 1999 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с д Уайт, Тимоти (9 марта 1996 г.). «Магический исторический тур: Харрисон анонсирует «Антологию 2» » . Рекламный щит . п. 89 . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Тимоти (19 июня 1999 г.). «Новый песенный трек Yellow Submarine выйдет в сентябре» . Рекламный щит . п. 77 . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Гарри 2003 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Хантли 2006 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с д Вомак 2014 , с. 698.
- ^ Инглис 2010 , стр. 5–6.
- ^ Гарри 2003 , с. 353.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 243–44.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 213, 236.
- ^ Майлз 2001 , с. 247.
- ^ Битлз 2000 , с. 242.
- ^ Клерк, Кэрол (февраль 2002 г.). «Джордж Харрисон 1943–2001». Необрезанный . п. 46. Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Грин 2006 , стр. 74–76.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 215–17, 236 сн.
- ^ Ирвин, Джим (март 2007 г.). «Большой взрыв!». Моджо . п. 78.
- ^ Гулд 2007 , с. 384.
- ^ Ленг 2006 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Поллак, Алан В. (1998). «Заметки к «Только северной песне» » . Звуковые ландшафты . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Макдональд 2005 , с. 496.
- ^ Ленг 2006 , стр. 30, 32, 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фонтено, Роберт. «Песни Битлз: «Только северная песня» - история этой классической песни Битлз» . oldies.about.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Рунта, Иордания (25 мая 2017 г.). «Сержант Пеппер» группы «Битлз» в 50 лет: как Джордж Харрисон нашел себя в песне «Внутри тебя без тебя» » . Rollingstone.com . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Инглис 2010 , с. 10.
- ^ Чепмен 2015 , стр. 282, 292.
- ^ Jump up to: а б Макдональд 2005 , стр. 236–37.
- ^ Педлер 2003 , стр. 591–92.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эверетт 1999 , с. 127.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 127, 146.
- ^ Макдональд 2005 , с. 237сн.
- ^ Jump up to: а б Педлер 2003 , с. 458.
- ^ Макдональд 2005 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Харрисон 2002 , с. 99.
- ^ Педлер 2003 , с. 591.
- ^ Инглис 2010 , стр. 10, 161.
- ^ Ленг 2006 , стр. 33, 38.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 14, 200.
- ^ Родригес 2012 , стр. 70–71.
- ^ Спайзер 2005 , с. 225.
- ^ Майлз 2001 , с. 256.
- ^ Унтербергер 2006 , стр. 171–72.
- ^ Jump up to: а б с д Льюисон 2005 , с. 97.
- ^ Макдональд 2005 , с. 236сн.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Винн 2009 , с. 102.
- ^ Шарп, Кен (январь 2014 г.). «Сэр Джордж Мартин: «Пятый битл» оглядывается назад (интервью)» . Каменный подвал . Архивировано из оригинала 3 июня 2017 года . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ Уильямсон, Найджел (февраль 2002 г.). «Только северная песня: песни Джорджа Харрисона, написанные для The Beatles». Необрезанный . п. 60.
- ^ Чепмен 2015 , с. 292.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 111–12.
- ^ Ингхэм 2006 , с. 199.
- ^ Доггетт 2003 , с. 76.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 127, 160.
- ^ Jump up to: а б Гарри 2003 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б с Льюисон 2005 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Роуз, Аллан; Хоулетт, Кевин (2009). Желтая подводная лодка (буклет на компакт-диске «Запись заметок»). Битлз . Apple Records .
- ^ Jump up to: а б Маджиннис, Том. «Битлз: всего лишь северная песня » . Вся музыка . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Коллис, Кларк (октябрь 1999 г.). «Фантастическое путешествие». Моджо . п. 55.
- ^ Макдональд 2005 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Инглис 2009 , с. 114.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 109, 163.
- ^ Льюисон 2005 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Майлз 2001 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Унтербергер 2006 , стр. 175–76.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. «Битлз Битлз в моно [бокс-сет] » . Вся музыка . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Womack 2014 , стр. 647, 699.
- ^ Jump up to: а б с Фронтани 2007 , с. 174.
- ^ Гулд 2007 , стр. 484–85.
- ^ Jump up to: а б Шаффнер 1978 , с. 99.
- ^ Бамбер, Мартин (май 2003 г.). « Желтая подводная лодка » . Чувства кино . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 227–28.
- ^ Фронтани 2007 , стр. 174, 175.
- ^ Womack 2014 , стр. 698–99.
- ^ Тилл, Скотт (5 июня 2012 г.). « Жёлтая подводная лодка с искрами: глубокое погружение в психоделическую анимацию» . Проводной . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Глинн 2013 , с. 137.
- ^ Массенгейл, Иеремия (2 июля 2012 г.). «Анимация никогда не говорила, что хочет революции, но она ее получила благодаря «Желтой подводной лодке» группы «Битлз» » . ПопМатерс . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Фронтани 2007 , с. 176.
- ^ Ниверсон, Боб. «Жёлтая подводная лодка: Часть 2 – Анализ» . Beatlesmovies.co.uk. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Глинн 2013 , стр. 136–37.
- ^ Jump up to: а б с Винн 2009 , с. 189.
- ^ Майлз 2001 , стр. 303, 304.
- ^ Гулд 2007 , с. 538.
- ^ Глинн 2013 , с. 133.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 164, 200.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 160–61.
- ^ Майлз 2001 , стр. 311, 314.
- ^ Харрисон 2002 , стр. 383–86.
- ^ Хантли 2006 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Льюисон 2003 , стр. 101, 102.
- ^ Льюисон 2003 , с. 102.
- ^ Клейсон 2003 , с. 265.
- ^ Вомак 2014 , с. 672.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 123.
- ^ Льюисон, Марк (2003). «Что-то еще». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 118.
- ^ Доггетт 2003 , с. 78.
- ^ Неуказанный писатель (18 января 1969 г.). «Битлз: Желтая подводная лодка (Apple Records, Stereo PCS7O70)». Запись зеркала . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Воффинден 1981 , с. 8.
- ^ Макгири, Митч; Кокс, Перри; Гурвиц, Мэтт (1998). «Музыкальный автомат Битлз 45-х» . Редкие Битлз . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Badman 2001 , стр. 518, 551.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 127, 128, 338.
- ^ Womack 2014 , стр. 698, 1031–32.
- ^ Хантли 2006 , стр. 280–81.
- ^ Кашли, Джо (2003). «На мультяшке». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 79.
- ^ Холланд, Билл (29 сентября 2001 г.). «Песни протеста заполняют малиновый чарт» . Рекламный щит . п. 71 . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Харрис, Джон (март 2007 г.). «День, когда мир превратился в светлый день!». Моджо . п. 89.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 109, 114.
- ^ Хертсгаард 1996 , с. 228.
- ^ Макдональд 2005 , стр. 236–37, 254.
- ^ Чепмен 2015 , стр. 292–93.
- ^ Доггетт 2003 , стр. 78–79.
- ^ Доггетт, Питер (2002). «Здание Империи». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней битломании (первые годы — с 1 апреля 1962 г. по 31 декабря 1964 г.) . Лондон: Emap. п. 100.
- ^ Янг, Алекс (25 сентября 2009 г.). «The Beatles – Yellow Submarine [обновленный]» . Последствие звука . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Кемп, Марк (8 сентября 2009 г.). «Битлз: длинный и извилистый репертуар» . Вставить . п. 60 . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Ричардсон, Марк (10 сентября 2009 г.). «Битлз: Желтая подводная лодка» . Вилы . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Суонсон, Дэйв (30 марта 2013 г.). «10 лучших психоделических песен Битлз» . Абсолютный классический рок . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Александр, Фил; и др. (июль 2006 г.). «101 величайшая песня Битлз». Моджо . п. 66.
- ^ Эверетт 1999 , с. 337.
- ^ Womack 2014 , стр. 87–88.
- ^ Винн 2009 , стр. 102–03.
- ^ Льюисон, Марк (1996). Антология 2 (примечания к буклету компакт-диска). Битлз . Apple Records . стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Унтербергер 2006 , с. 172.
- ^ «Солнечный циферблат – Огненный шар / Это всего лишь северная песня – НЛО – Великобритания – PF 2» . 45кат . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Бушлоу, Мэтт (май 2011 г.). «Крис Вейсман: Интервью» . Крошечные микстейпы . Проверено 29 марта 2015 г.
- ^ Ярноу, Джесси (10 июня 2009 г.). «Грег Дэвис и Крис Вейсман» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Ярноу, Джесси. Грега Дэвиса / Криса Вейсмана « Северные песни » . Вся музыка . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ «Mojo 2012» > «MOJO, выпуск 224 / июль 2012 г.» . mojo4music.com . Январь 2012 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Брей, Элиза (5 марта 2012 г.). «Интервью: Грейвенхерст» . Интересный звук . Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ «Всплывание жёлтых подводных лодок» . Обложки компакт-дисков Моджо. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Томсон, Рекс (15 марта 2013 г.). «Обзор и фотографии: Струнный оркестр Yonder Mountain в Сент-Луисе» . Журнал «Глайд» . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Хорган, Кэндис (24 августа 2015 г.). «Струнный оркестр Yonder Mountain поздно вечером привозит варенье из травы в Ред-Рокс (фото, обзор)» . Привет, Ревербератор . Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Админ (31 декабря 2015 г.). «Посмотрите, как струнный оркестр Yonder Mountain играет «For What It’s Worth» и «White Rabbit» с Сэмом Бушем» . Живи ради живой музыки . Проверено 10 февраля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Бэдман, Кейт (2001). Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 гг . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8307-6 .
- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 0-8118-2684-8 .
- Чепмен, Роб (2015). Психоделия и другие цвета . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-28200-5 .
- Клейсон, Алан (2003). Джордж Харрисон . Лондон: Святилище. ISBN 1-86074-489-3 .
- Доггетт, Питер (2003). « Желтая подводная лодка : подводное сокровище». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. стр. 76–79.
- Доггетт, Питер (2011). Ты никогда не отдаешь мне свои деньги: Битлз после распада . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: It Books. ISBN 978-0-06-177418-8 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- Фронтани, Майкл Р. (2007). Битлз: имидж и СМИ . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 978-1-57806-966-8 .
- Глинн, Стивен (2013). Британский поп-музыкальный фильм: Битлз и не только . Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-39222-9 .
- Гулд, Джонатан (2007). Любовь мне не купить: Битлз, Британия и Америка . Лондон: Пяткус. ISBN 978-0-7499-2988-6 .
- Грин, Джошуа М. (2006). А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-470-12780-3 .
- Харрисон, Джордж (2002) [1980]. Я, Я, Мой . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 978-0-8118-5900-4 .
- Гарри, Билл (2003). Энциклопедия Джорджа Харрисона . Лондон: Virgin Books. ISBN 978-0-7535-0822-0 .
- Хертсгаард, Марк (1996). Один день из жизни: Музыка и артистизм Битлз . Лондон: Пан Книги. ISBN 0-330-33891-9 .
- Хантли, Эллиот Дж. (2006). Мистический номер: Джордж Харрисон – После распада Битлз . Торонто, Онтарио: Guernica Editions. ISBN 1-55071-197-0 .
- Ингэм, Крис (2006). Грубый путеводитель по Битлз (2-е изд.) . Лондон: Rough Guides/Penguin. ISBN 978-1-84836-525-4 .
- Инглис, Ян (2009). "Революция". В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Инглис, Ян (2010). Слова и музыка Джорджа Харрисона . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 978-0-313-37532-3 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Льюисон, Марк (2003). «Иду за песней». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. стр. 98–103.
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (2005). Революция в голове: отчеты The Beatles и шестидесятые (2-е изд.) . Чикаго, Иллинойс: Chicago Review Press. ISBN 978-1-55652-733-3 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8167-6 .
- Родригес, Роберт (2012). Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Соунс, Ховард (2010). Потрясающе: интимная жизнь Пола Маккартни . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-723705-0 .
- Саутхолл, Брайан; с Перри, Рупертом (2007). Северные песни: правдивая история издательской империи песен Beatles . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-1-84609-996-0 .
- Спайзер, Брюс (2005). Соло The Beatles на Apple Records . Орлеан, Луизиана: 498 производств. ISBN 0-9662649-5-9 .
- Тернер, Стив (1999). Написание тяжелого дня: истории каждой песни Beatles (2-е изд.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Карлтон/ХарперКоллинз. ISBN 0-06-273698-1 .
- Унтербергер, Ричи (2006). Неизданные «Битлз»: музыка и кино . Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books. ISBN 978-0-87930-892-6 .
- Винн, Джон К. (2009). Это волшебное чувство: записанное наследие Битлз, том второй, 1966–1970 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Three Rivers Press. ISBN 978-0-3074-5239-9 .
- Воффинден, Боб (1981). Битлз врозь . Лондон: Протей. ISBN 0-906071-89-5 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-3133-9171-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст песни на официальном сайте Beatles. Архивировано 25 мая 2018 года на Wayback Machine.
