Девагандхари
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Ароханам | S R₂ M₁ P D₂ Ṡ |
---|---|
Авароханам | Ṡ N₃ D₂ N₂ D₂ P M₁ G₃ R₂ S |
Девагандхари (произносится как девагандхари) — это рага (музыкальная гамма) в индийской классической музыке. В классической музыке Карнатика Девагандхари — это джанья -рага (производная гамма), мелакарта- рага которой (родительская гамма, также известная как джанака ) — Шанкарабхаранам , 29-я в системе 72-х Мелакарта -раг. Его не следует путать с Карнатакой Девагандхари , которая представляет собой джанья Кхарахараприи, подобную Абхери .
Он также присутствует в сикхской традиции северной Индии и является частью Гуру Грантх Сахиб . [ 1 ]
В музыке Карнатика
[ редактировать ]Структура и лакшана
[ редактировать ]

Его структура арохана-аварохана (восходящая и нисходящая шкалы) выглядит следующим образом ( см. в сварах в музыке Карнатика подробную информацию об обозначениях и терминах ниже ):
Рагам Девагандхари - это рага аудава-вакра-сампурна , что означает, что в арохане приходят 5 свар (поэтому она называется аудава ), а в аварохане приходят все свары (так сампурна ), и существует «зигзагообразный» узор нот (так вакра ). В этом рагаме используются следующие ноты: шаджам, чатушрути ришабхам, антара гандхарам, шуддха мадхьямам, панчамам, чатушрути дхайватам и какили нишадам . Этот рагам иногда включает в себя каишика нишадам ( анья свара – нота, внешняя по отношению к гамме, что делает этот рагам бхашанга ).
Ближайшая к этой раге — «Арабхи» . Вот некоторые вещи, которые отличают Арабхи (хотя оба имеют одну и ту же восходящую и нисходящую шкалу с точки зрения основных обозначений):
- Девагандхари поется с гамаками и виламбита кала прайогасами (обычаями с удлиненными нотами). [ 2 ]
- Девагандхари поется с дергхой гандхарамом (удлиненная G3). [ 2 ]
- Девагандхари — это бхашанга-рага, и некоторые прайоги используют каишика-нишадам: S N3 D N2 , , DP
Популярные композиции
[ редактировать ]Вот еще несколько композиций, посвященных Девагандхари.
Тип | Состав | Композитор | талам | Язык |
---|---|---|---|---|
Крити | Кширасагара | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Винарадана Манави | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Колувайюннаде | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Туласамма | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Эвару Манаку | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Сита вара сангита | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Карунасамудра | Тьягараджа | Обычный | телугу |
Крити | Кшития Раманам | Мутхусвами Дикшитар | Обычный | санскрит |
Крити | Джаяджая Рама Рамана | Свати Тирунал | Джампа | санскрит |
Крити | Пахи Мамайи | Свати Тирунал | Идти | санскрит |
Крити | Лампа для автобуса | Свати Тирунал | Рупакаам | санскрит |
Крити | Шараде Вина Вадана | Папанасам Сиван | Идти | санскрит |
Крити | Эннерамум | Гопалакришна Бхарати | Обычный | тамильский |
Песни из фильмов
[ редактировать ]тамильский
[ редактировать ]Заглавная песня
[ редактировать ]Песня | Телесериал | Композитор | Певица |
---|---|---|---|
«Аадугиран Каннан» | Адугира Каннан | К. Сатья | Шринивас |
В сикхской традиции
[ редактировать ]
В сикхской традиции северной Индии это часть Гуру Грант Сахиб . В каждой раге есть строгий набор правил, определяющих количество используемых нот; какие заметки можно использовать; и их взаимодействие, которого необходимо придерживаться при создании мелодии. В « Гуру Грантх Сахиб» , священном сикхском Грантхе (книге), всего 60 композиций раг, и эта рага является двадцать первой рагой, появившейся в этой серии. Композиция этой раги занимает в общей сложности 10 страниц с номерами с 527 по 537 .
Сегодня Девагандхари – это редкая, малоизвестная древняя рага. Время его исполнения – утренние часы. Исторически оно имело три формы; здесь описан менее орнаментированный тип. В « Рагмале » Девагандхари — это рагини Малкаунсы. Сегодня он принадлежит тате Билавал. Некоторые связывают эту рагу с Блиавал тата с асавари анг. Его настроение – молитвенное моление, имеющее героический эффект. Тексты, прилагаемые к этой раге, раскрывают героический поиск тех качеств, которые ведут человека к Господу. Эту рагу в основном использовал Гуру Арджан . К нему было сочинено сорок семь гимнов, в том числе три Гуру Тег Бахадара и шесть Гуру Рам Даса .
- Каста: Аудава – Сампурна
- Время: второй пехар
- Таат: Билавал / Билавал - Асавари Анг
- Аро: Са Ре Ма Па Дха Са
- Авро: Са Ни Дха Па, Ма Па, Са Ни Дха Па, Ма Га Ре Са
- Пакар: Дха Ни Дха Па, Ма Га, Са Ре Ма, Га Са Ре Га Са
- См.: Ма
- Самвади: Са
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Издательство Хемкунт. п. 60. ИСБН 978-81-7010-301-1 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.