Кхамти люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2020 г. ) |
Тэ Нанг Ти 景頗 | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 212 890 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мьянма | ~200,000 |
Индия | 12,890 |
Китай | 5,000 |
Языки | |
Кхамти , бирманский | |
Религия | |
Тхеравада Буддизм | |
Родственные этнические группы | |
|
Кхамти люди | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Канди люди | ||
| |||
бирманское имя | |||
бирманский | Ханты-Шаньцы | ||
Тайское имя | |||
тайский | Люди Тай Кхамти |
Тай Кхамти ( Khamti : တဲး ၵံးတီႈ ), также известный как Хкамти Шан ( бирманский : ခန္တီးရှမ်းလူမျိုး ; китайский : 康迪人) или просто Кхамти — тай этническая группа из Индии, Китая и Мьянмы.Тай-Кхамти — последователи буддизма Тхеравады . У тай-хамти есть своя собственная письменность, известная как «Лик Тай», которая произошла от шанского (тайского) письма Мьянмы. [1] Их родной язык известен как язык Кхамти . Это тайский язык , тесно связанный с тайским и лаосским .
Согласно переписи населения Индии 2001 года, население Тай Кхамти составляет 12 890 человек. [2] В Мьянме их общая численность оценивается в 200 000 человек. [3]
Тай Кхамти, населяющие регион вокруг бассейна Тенгапани в Аруначал-Прадеше, были потомками мигрантов, прибывших в восемнадцатом веке из Шанского региона Хкамти Лонг , в западном истоке долины реки Иравади .
Распределение
[ редактировать ]Они расположены в Хкамти Лонг , Могаунг и Мьичина регионах штата Качин, также в округе Хкамти округа Сагайн Мьянмы а . В Индии они встречаются в округах Намсай и Чангланг штата Аруначал -Прадеш . Меньшее количество присутствует в районах Лакхимпур , Дхемаджи и деревне Мунгланг Кхамти в районе Тинсукиа в Ассаме и, возможно, в некоторых частях Китая .
Общество
[ редактировать ]Общество Кхамти разделено на классы, каждый из которых имеет особый статус в социальной иерархии. Высшие должности занимают вожди, за ними следуют жрецы, обладающие значительным влиянием на все ранги. В прошлом рабы составляли самый низкий ранг.
Культура
[ редактировать ]Образ жизни и обычаи
[ редактировать ]Тай-Кхамти — очень сильные верующие в буддизм Тхеравады . В домах есть молитвенная комната, и каждое утро и вечер они молятся, предлагая цветы (нам тау ёнли) и еду (кхао тан сом). Они традиционно миролюбивы.
Дома Тай-Хампти построены на приподнятых этажах с соломенными крышами. Крыши построены настолько низко, что стены остаются скрытыми. Для пола использованы деревянные доски, а стены выполнены из бамбуковых сплетений.
Кхамти — оседлые земледельцы. Они используют плуг (thaie), запряженный одним животным: быком или буйволом (или даже слоном в былые времена).
Кхамти выращивают такие культуры, как рис-сырец (коу), семена горчицы и кунжута (нга) и картофель (ман-кала). Их основной пищей является рис, обычно дополненный овощами, мясом и рыбой. Пиво из риса (лау) пьют как напиток, который не подают во время фестивалей. Некоторые из известных блюд - это кхао пук (приготовленный из липкого риса и семян кунжута), кхао лам (бамбуковый рис), паа са (суп из свежей речной рыбы с особыми травами), паа сом и нам сом и другие. Говядина считается табу. [4]
Они являются первыми людьми, которые использовали чай в Индии. Но существенных документов об истории чаепития на Индийском субконтиненте в доколониальный период не существует. Можно только предполагать, что чайные листья широко использовались в древней Индии, поскольку это растение произрастает в некоторых частях Индии. Племя Сингфо и племя Кхамти, жители регионов, где произрастало растение Camellia sinensis , употребляют чай с XII века. Также возможно, что чай использовался под другим названием. Фредерик Р. Даннауэй в эссе «Чай как сома» [5] утверждает, что чай, возможно, был более известен как « Сома » в индийской мифологии.
Язык и сценарий
[ редактировать ]Кхамти — юго-западный тайский язык, на котором говорят люди кхамти в Мьянме и Индии. Это дайский язык, а именно кадайская, кам-тайская, тайская, юго-западная и северо-западная ветви. Язык, по-видимому, зародился в районе Могонга в Верхней Мьянме . Он тесно связан с тайским и лаосским языками. Название «Хамти» означает «место золота».
Известны три диалекта хамти: северобирманский хамти, ассам хамти и синкалинг хамти. Носители хамти двуязычны, в основном на ассамском и бирманском языках. [ нужна ссылка ]
У Тай Кхамти есть собственная система письма под названием «Лик-Тай», которая очень напоминает письмо Северного Шаня в Мьянме, причем некоторые буквы принимают разные формы. Их сценарий, очевидно, произошел от сценария Лик Тхо Нгок , существовавшего сотни лет назад. Всего 35 букв, из них 17 согласных и 14 гласных. Сценарий традиционно преподается в монастырях по таким предметам, как трипитака, сказки Джатаки, кодекс поведения, доктрины и философия, история, своды законов, астрология, хиромантия и т. д. Первая печатная книга была опубликована в 1960 году. В 1992 году ее отредактировал Комитет тайской литературы, Чонгкхам. В 2003 году ученые Северной Мьянмы и Аруначал-Прадеша снова изменили его, добавив тональную маркировку. [ нужна ссылка ]
Одеваться
[ редактировать ]Традиционная мужская одежда Кхамти представляет собой хлопчатобумажную рубашку с длинными рукавами (сиу пачаи) и разноцветный саронг (фаной). Женское платье состоит из рубашки с длинными рукавами (сиу пасао), длинного саронга насыщенного цвета ( синх ) из хлопка или шелка и цветного шелкового шарфа (пхамай). Замужние женщины носят простой черный длинный саронг (синн) и поверх него более короткую зеленую ткань (лангват).
Их украшения состоят из ярких янтарных беруш, кораллов, ожерелий из бисера, серебряных заколок для волос, браслетов и золотых украшений. Мужчины Кхамти обычно татуируют свое тело.
Кхамти завязывают волосы в большой узел, который поддерживается белым тюрбаном (пха-хо). Вожди носят длинные шелковые пальто. Волосы собраны сзади и по бокам в один массивный рулон длиной от четырех до пяти дюймов. Рулон опоясывает вышитая лента, концы которой с бахромой и кисточками свисают сзади.
Искусство
[ редактировать ]Кхамти славятся своим мастерством. Их меч известен как фа-нап. Их священники, как известно, являются мастерами-любителями, которые используют дерево, кость или слоновую кость для вырезания религиозных статуй.
Считается, что, придав форму рукояткам оружия из слоновой кости, они проявят большое мастерство. Их оружие включает отравленные бамбуковые шипы (панджи), копье, лук и стрелы, меч и щит, обычно сделанный из шкуры носорога или буйвола. У хамти также есть огнестрельное оружие, напоминающее старые кремневые мушкеты и конские пистолеты. Меч носят на передней части тела, чтобы при необходимости его можно было взять в правую руку.
Танец и драма
[ редактировать ]Танец «Ка Пунг Тай» — один из основных видов драматического искусства Тай Кхамти. В отличие от многих форм традиционного танца Аруначали, танец Кхамти представляет собой танцевальную драму, отражающую культуру буддистов Кхамти.
Традиционные народные танцы Тай Кхамтис берут свое начало в Юго-Восточной Азии, странах таких как Таиланд и Мьянма. В общине много народных танцев, и каждый танец имеет религиозную подоплеку. Некоторые из наиболее распространенных танцевальных драм Тай Кхамти:
- Танец павлина: Каа Кингнара Кингнари — популярный танец среди Тай Кхамти. Это буддийская вера в природу, которая изображает медленный и грациозный танец мифических получеловеков и полупавлинов, существовавших в Гималаях.
- Танец петушиного боя: Каа Конг Ту Кай — популярный танец племени Тай Кхамти в Аруначал-Прадеше. Его исполняют два или четыре человека, носящие головной убор в форме головы петуха, под звуки барабана (конгпат), тарелок (пайсенг) и набора гонгов (монг-видение). Этот танец обычно показывает бой между двумя петухами и вдохновлен древней традицией развлекать короля петушиными боями.
- Танец оленей: согласно легенде, танец оленей (каа-тоэ) в октябре (Нуэн-Сип-Эйт) — это праздник света, основанный на истории о духах людей и животных, приветствующих оленя. возвращение Будды после его проповеди и благодарения матери и другим духам. Этот танец Ка-Тоэ является буддийским верованием и религиозным по своей природе.
- Танец демонов. Танец демонов Каа Пхи Пхай – еще один известный танец, который исполняется в важных социальных и религиозных случаях. Тема этого танца вращается вокруг достижения Буддой просветления, несмотря на попытки Мары, царя злых духов, помешать его глубокой медитации. Каа Пхи Пхай символизирует победу святого над злом и знаменует достижение Буддой «Нирваны».
Фестивали
[ редактировать ]Сангкен — главный фестиваль Кхамти. Он отмечается 14 апреля. Индийские национальные цвета демонстрируются на фестивале Сангкен, в ритуалах которого участвуют люди независимо от племени, касты, культуры, расы и т. д.
Главной достопримечательностью фестиваля являются брызги чистой воды, которая является символом мира и чистоты. Изображения Будды выносят и после торжественного омовения. Процессия сопровождается барабанами, танцами и весельем. Это священное омовение является благоприятным событием. Праздник проходит три дня подряд. Во время празднования местные жители готовят домашние сладости и раздают их. Обмен подарками – общая черта фестиваля.
Помимо Сангкена, в течение года отмечаются и другие фестивали. Некоторые из фестивалей: Пои-Пи-Мау (Новый год Тай Кхампти), Май-Касунг-Пхай, Кхоа-Ва, Поат-Ва и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роланд Дж. Л. Бретон (1997). Атлас языков и этнических общностей Южной Азии . Публикации SAGE . п. 188. ИСБН 0-8039-9367-6 .
- ^ «Индия — перепись населения Индии 2001 года, основные данные — зарегистрированные племена, Аруначал-Прадеш» . censusindia.gov.in . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Иглис Д. (2007). Номинальная структура в Тай Кхамти. Пайапский университет . п. 1.
- ^ Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный дневник . Библиотека Уильяма Кэри. п. 131. ИСБН 978-0-87808-361-9 .
- ^ «Чай как сома, часть 1 - Чайное общество Делавэра» . сайты.google.com .