Средневековый танец

Источники для понимания танца в Европе в средние века ограничены и фрагментарны и состоят из некоторых интересных изображений на картинах и иллюминациях , нескольких музыкальных примеров того, что может быть танцами, и разрозненных намеков в литературных текстах. Первые подробные описания танцев датируются только 1451 годом в Италии , то есть после начала эпохи Возрождения в Западной Европе. [ 1 ]
Кэрол
[ редактировать ]Наиболее документированной формой светского танца в средние века является гимн, также называемый «каролой» или «каролой» и известный с 12-го и 13-го веков в Западной Европе в сельской местности и при дворе. [ 2 ] Он состоял из группы танцоров, обычно державшихся за руки в кругу , причем танцоры пели в стиле лидера и припева во время танца. [ 3 ] Никаких сохранившихся текстов или музыки гимна обнаружено не было. [ 2 ] На севере Франции другие термины для этого типа танца включали «ронд» и его уменьшительные формы «рондет», «рондель» и «ронделе», от которых произошел более современный музыкальный термин «рондо». [ 3 ] В немецкоязычных регионах этот же тип хорового танца был известен как «рейген». [ 4 ]
Маллалли в своей книге о гимнах утверждает, что танец, по крайней мере во Франции, исполнялся в замкнутом кругу , когда танцоры, обычно мужчины и женщины, чередовались, держась за руки. Он приводит доказательства того, что общее развитие танца происходило влево (по часовой стрелке) и что шаги, вероятно, были очень простыми и состояли из шага влево левой ногой, за которым следовал шаг правой ноги, приближающийся к левой ноге. [ 5 ]
Франция
[ редактировать ]Кристиан из Труа
[ редактировать ]
Некоторые из самых ранних упоминаний о гимне встречаются в произведениях французского поэта Кретьена де Труа в его серии романов о короле Артуре . В сцене свадьбы в Эреке и Эниде (около 1170 г.)
- Девицы колядуют и танцуют,
- Trestuit de Joie празднует Тансент
- (строки 2047–2048) [ 6 ]
- «Девицы исполняли хороводы и другие танцы, стараясь каждая превзойти другую в проявлении своей радости» [ 7 ]
В «Рыцаре телеги» (вероятно, конец 1170-х годов) на лугу, где присутствуют рыцари и дамы, проводятся различные игры, при этом:
- Другой, кем они были,
- Искупить свое детство,
- Baules et queroles et dance;
- И петь, и настраиваться, и плыть
- (строки 1656–1659) [ 8 ]
- «[Некоторые] другие играли в детские игры – кружили, танцевали и барабанили, пели, кувыркались и прыгали» [ 9 ]
В, вероятно, последней работе Кретьена «Персеваль, История Грааля» , написанной, вероятно, в 1181–1191 годах, мы находим:
- «Мужчины и женщины танцевали на каждой улице и площади» [ 10 ]
и позже в суде:
- «Королева... приказала всем своим девицам взяться за руки, чтобы танцевать и начать веселье. В его честь они начали петь, танцевать и кружить» [ 11 ]
Италия
[ редактировать ]
Данте (1265–1321) имеет несколько незначительных упоминаний о танце в своих произведениях, но более подробное описание хоровода с песней из Болоньи исходит от Джованни дель Вирджилио (Флоруит 1319–1327). [ 12 ]
Позже, в XIV веке, Джованни Боккаччо (1313–1375) показывает нам «каролу» во Флоренции в « Декамероне» (около 1350–1353 гг.), в котором есть несколько отрывков, описывающих мужчин и женщин, танцующих под собственное пение или в сопровождении музыкантов. [ 12 ] Боккаччо также использует два других термина для современных танцев: ридда и баллончио , оба из которых относятся к хороводам с пением. [ 13 ] [ 14 ]
Примерно современниками « Декамерона» является серия фресок Амброджо Лоренцетти в написанных Сиене , около 1338–1340 годов, на одной из которых изображена группа женщин, выполняющих фигуру «мост» в сопровождении другой женщины, играющей на бубне . [ 12 ]
Англия
[ редактировать ]В житии святого Дунстана, составленном около 1000 г., автор рассказывает, как Дунстан, войдя в церковь, обнаружил девушек, танцующих на ринге и поющих гимн. [ 15 ] Согласно Оксфордскому словарю английского языка (1933 г.), термин «карол» впервые был использован в Англии для обозначения этого типа хоровода, сопровождаемого пением, в рукописях, датируемых еще 1300 годом. Это слово использовалось как существительное и глагол, а также как существительное и глагол. Использование гимна в качестве танцевальной формы сохранялось вплоть до 16 века. Одно из самых ранних упоминаний находится в книге Роберта Бруннского ) начала XIV века «Handlyng Synne» ( «Обращение с грехом» , где это слово встречается как глагол. [ 16 ]
Другие цепные танцы
[ редактировать ]Хороводы или линейные танцы также существовали в других частях Европы за пределами Англии, Франции и Италии, где термин «Колядка» был наиболее известен. Эти танцы были однотипными: танцоры держались за руки и ведущий пел балладу. [ 17 ]
Скандинавия
[ редактировать ]
В Дании в старых балладах упоминается закрытый танец на ринге, который может переходить в танец-цепочку. Фреска датируемая в церкви Орслев в Зеландии, примерно 1400 годом, изображает девять человек, мужчин и женщин, танцующих в ряд. Лидер и еще несколько человек в цепочке несут букеты цветов. [ 17 ] Танцы могли быть для мужчин и женщин, только для мужчин или только для женщин. Однако в случае женских танцев ведущим мог быть мужчина. [ 18 ] Два танца, специально названные в датских балладах и которые кажутся линейными танцами этого типа, - это «Танец нищего» и «Танец удачи» , который, возможно, был танцем для женщин. [ 17 ] Современную версию этих средневековых цепей можно увидеть в фарерском танце цепей , самое раннее упоминание о котором относится только к 17 веку. [ 19 ]
В Швеции в средневековых песнях тоже часто упоминались танцы. Образовалась длинная цепочка: ведущий пел куплеты и устанавливал время, а остальные танцоры присоединялись к припеву. Эти «Длинные танцы» сохранились в Швеции до наших дней. [ 20 ] Подобный тип песенного танца, возможно, существовал и в Норвегии в средние века, но никаких исторических свидетельств не обнаружено. [ 21 ]
Центральная Европа
[ редактировать ]Тот же танец в Германии назывался «Рейген» и, возможно, произошел от религиозных танцев на раннехристианских праздниках. Церковные власти часто осуждали танцы вокруг церкви или костер, что только подчеркивает их популярность. Есть записи о том, что церковные и гражданские чиновники в различных немецких городах запрещали танцы и пение с 8 по 10 века. [ 22 ] [ 23 ] И снова во время певческих шествий лидер исполнял куплет, а другие танцоры исполняли припев. [ 4 ] [ 23 ] Миннезингер , живший в первой половине 13 века, написал несколько песен для танцев, в некоторых из Нейдхарт фон Ройенталь которых используется термин «reigen». [ 24 ]
В южном Тироле, в замке Рункельштайн , в последние годы 14 века была выполнена серия фресок. [ 25 ] На одной из фресок изображена Елизавета Польская, королева Венгрии, ведущая цепной танец. [ 26 ]
Хороводы были также распространены на территории современной Чехии . Описания и иллюстрации танцев можно найти в церковных реестрах, летописях и сочинениях Богуслава Хасиштейнского из Лобковича XV века . Танцы в основном исполнялись вокруг деревьев на деревенской зелени, но с 14 века появляются специальные дома для танцев. [ 27 ] В Польше самые ранние деревенские танцы также представляли собой круги или шеренги, сопровождавшиеся пением или аплодисментами участников. [ 28 ]
Балканы
[ редактировать ]Современные народные танцы на Балканах состоят из танцоров, связанных между собой руками или плечами, образуя открытый или закрытый круг или линию. Основной хоровод в разных странах региона имеет множество названий: чорос , коло , оро , хоро или хора . Современный парный танец, столь распространенный в Западной и Северной Европе, лишь несколько раз проник в балканский танцевальный репертуар. [ 29 ]

Цепные танцы, подобные этим современным танцевальным формам, были задокументированы на средневековых Балканах. Десятки тысяч средневековых надгробий под названием «Стеччи» найдены в Боснии и Герцеговине и соседних районах Черногории , Сербии и Хорватии . Датируются они концом 12-16 веков. На многих камнях есть надписи и фигуры, некоторые из которых можно интерпретировать как танцоров в ринге или линейном танце. В основном они датируются 14-15 веками. Обычно мужчины и женщины изображаются танцующими вместе, держась за руки на уровне плеч, но иногда группы состоят только из представителей одного пола. [ 30 ] [ 31 ]
Южнее, в Македонии , недалеко от города Злетово , находится Лесново монастырь , первоначально построенный в 11 веке, был отреставрирован в середине 14 века и была написана серия фресок. [ 32 ] На одном из них изображена группа молодых людей, взявшихся за руки в хороводе. Их сопровождают два музыканта: один играет на кануне , а другой бьет в длинный барабан.
Есть также некоторые документальные свидетельства из прибрежной зоны Далмации , где сейчас находится Хорватия . Анонимная хроника 1344 года призывает жителей города Задар петь и танцевать хороводы на празднике, в то время как в 14 и 15 веках власти Дубровника запрещали хороводы и светские песни на территории собора. [ 33 ] Еще одно раннее упоминание происходит на территории современной Болгарии в рукописи проповеди XIV века, в которой цепные танцы называются «дьявольскими и проклятыми». [ 34 ]
В более поздний период имеются рассказы двух западноевропейских путешественников, посетивших Константинополь, столицу Османской империи . Саломон Швайггер (1551–1622) был немецким проповедником, путешествовавшим в свите Йохима фон Зинцендорфа, посла Рудольфа II в Константинополе в 1577 году. Он описывает события на греческой свадьбе: [ 35 ]
- Затем они скрещивают руки друг на друге / образуют кольцо / ходят по рингу / сильно пинают и топают ногами / один поет впереди / за которым следуют все остальные.
- «Затем они взялись за руки друг друга, образовали круг, пошли по кругу, тяжело ступая и топая ногами; один пел первым, а все остальные следовали за ним».
Другой путешественник, немецкий аптекарь Райнхольд Любенау, побывавший в Константинополе в ноябре 1588 года, так сообщает о греческой свадьбе: [ 36 ]
- Компания греков, часто состоящая из десяти и более человек, подъезжала к площади, держалась за руки, делала круг и то стояла друг за другом, то сама по себе, то гуляла, пела по-гречески, то они энергично топтали ногами по земле.
- «Компания греков, часто в десять и более человек, выходила на открытое место, брала друг друга за руки, делала круг и то отступала назад, то вперед, иногда ходила вокруг, напевая при этом по-гречески, иногда сильно топтали ногами по земле».
Стэмпи
[ редактировать ]Если история о том, что трубадур Рэмбо де Вакейрас (около 1150–1207) правдива, написала знаменитую провансальскую песню «Календа Майя» , соответствующую мелодии эстампи , которую он слышал от двух жонглеров , то история эстампи восходит к XII веку. [ 37 ] Единственные музыкальные примеры, действительно идентифицированные как «эстампи» или «истанпита», встречаются в двух рукописях 14 века. В тех же рукописях содержатся и другие произведения под названием «danse real» или другие танцевальные названия. По музыкальной структуре они похожи на эстампии, но мнения относительно того, следует ли считать их одинаковыми, разделились. [ 37 ] [ 38 ]
Помимо этих инструментальных музыкальных произведений, упоминания об эстампии встречаются и в различных литературных источниках 13-14 веков. Один из них, как «stampenie», можно найти в « » Готфрида фон Страсбурга 1210 Тристане года в каталоге достижений Тристана:
- он также пел дифирамбы
- укрыться и осмотреться мудро,
- рефлоит и штампение
- (строки 2293–2295) [ 39 ]
- «он также превосходно пел тонкие арии, шансоны, рефлоиты и эстампи» [ 40 ]
Позже в описании Изольды:
- Если вы видите это,
- труп и так время нотелин,
- ты никогда не являешься клиентом,
- по-французски мудро
- от Санзе и Сан-Динизе.
- (строки 8058–8062) [ 39 ]
- «Она играла свою эстампи, свои песни и свои странные мелодии во французском стиле о Санзе и Сен-Дени» [ 41 ]
Полтора века спустя в поэме «Любовная тюрьма» (1372–73) [ 39 ] французского летописца и поэта Жана Фруассара (ок. 1337–1405) мы находим: [ 42 ]
- Это были менестрели
- Кто хорошо и красиво себя оправдал
- Трубить и все новое
- Некоторые телевизионные танцы, которые он выпускает,
- И так скоро, что прекратилось
- Отпечатки, которые он бил,
- Сил и селес, которые с'эсбатоиент
- На танце без войн подожди
- Их руки начали тянуться
- Кэрол.
- «Вот все редкие менестрели, Которые теперь так честно себя оправдывают, Играя на своих дудках, какие бы танцы ни были. Начинаем с небольшим ожиданием, чтобы взяться за руки в хорале».
Мнения относительно того, была ли эстампия на самом деле танцем или просто ранней инструментальной музыкой, разделились. Сакс [ 43 ] считает, что сильный ритм музыки, происхождение названия от термина, означающего «штамповать», и цитата из стихотворения Фруассара, приведенная выше, определенно характеризуют эстампи как танец. Однако другие [ 39 ] подчеркните сложную музыку в некоторых примерах как нехарактерную для танцевальных мелодий и интерпретируйте стихотворение Фруассара как означающее, что танец начинается с гимна. Также ведутся споры о происхождении слова «эстампи». [ 44 ] В любом случае описания танцевальных шагов или фигур для эстампи неизвестны.
Парные танцы
[ редактировать ]
По словам немецкого историка танца Энне Гольдшмидт , самое старое упоминание о парном танце происходит из южногерманского латинского романса «Руодлиб», вероятно, написанного в начале-середине 11 века. [ 45 ] Танец исполняется на свадебном пиру и в переводе Эдвина Зейделя описывается следующим образом: [ 46 ]
- юноша встал, и девушка тоже.
- Он поворачивается, как сокол, а она, как ласточка.
- Но когда они сошлись, они снова быстро прошли друг друга,
- ему казалось, что он движется (скользит), а она плывет.
Другое литературное упоминание относится к более позднему периоду в Германии с описанием парного танца в Вольфрама фон Эшенбаха эпической поэме «Парсифаль» , обычно датируемой началом 13 века. Сцена происходит на странице 639 рукописи, ведущий — Гавейн , столы с трапезы убраны и набраны музыканты:

- Теперь поблагодарите хозяина, что он не удержал их в радости. В его присутствии там танцевало множество прекрасных дам.
- Рыцари свободно смешивались с сонмом дам, объединяясь то в одну, то в другую, и танец представлял собой прекрасное зрелище.
- Вместе они пошли в атаку на печаль. Часто красивого рыцаря видели танцующим с двумя дамами, по одной с каждой стороны.
Эшенбах также отмечает, что, хотя многие из присутствовавших дворян были хорошими скрипачами, они знали только танцы старого стиля, а не многие новые танцы из Тюрингии . [ 47 ]
начала XIV века В Кодексе Манессе из Гейдельберга есть миниатюры многих миннесангских поэтов того периода. На портрете Генриха фон Стретелингена он изображен в «куртуазном парном танце», а на миниатюре Хилтболта фон Швангау он изображен в танце-трио с двумя дамами, по одной в каждой руке, со скрипачом, исполняющим музыку. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Danse Macabre (Танец смерти)
- Танцевальная мания — социальный феномен XIV–XVII веков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бумке, Иоахим (2000). Куртуазная культура . Вудсток, штат Нью-Йорк: The Overlook Press. п. 225. ИСБН 1-58567-051-0 .
- ^ Jump up to: а б «Кэрол» в Дон Майкл Рэндел, изд. (1986). Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-61525-5 .
- ^ Jump up to: а б Хоппин, Ричард Х. (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 296 . ISBN 0-393-09090-6 .
- ^ Jump up to: а б Сакс, Курт (1963). Всемирная история танца . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 271. ИСБН 0-393-00209-8 .
- ^ Маллалли, Роберт (2011). Кэрол: исследование средневекового танца . Фарнем, Суррей, Англия: Эшгейт. стр. 41–50. ISBN 978-1-4094-1248-9 .
- ^ «Erec et Enide, изд. Ферстер, т. 1845–2924» . www.uhb.fr/alc/medieval . Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 24 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Английский перевод с Кретьен де Труа – Романсы о короле Артуре (перевод Карлтона В. Кэрролла) . Лондон: Пингвин . 1991. с. 62 . ISBN 0-14-044521-8 .
- ^ «Рукопись У» . www.princeton.edu . Проверено 24 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Английский перевод с Кретьен де Труа – Романсы о короле Артуре (перевод Уильяма В. Киблера) . Лондон: Пингвин . 1991. с. 228 . ISBN 0-14-044521-8 .
- ^ Английский перевод с Кретьен де Труа – Романсы о короле Артуре (перевод Уильяма В. Киблера) . Лондон: Пингвин . 1991. с. 415 . ISBN 0-14-044521-8 .
- ^ Английский перевод с Кретьен де Труа – Романсы о короле Артуре (перевод Уильяма В. Киблера) . Лондон: Пингвин . 1991. с. 491 . ISBN 0-14-044521-8 .
- ^ Jump up to: а б с Падован, Маурицио (1985). «От Данте до Леонардо: итальянский танец через исторические источники». Итальянский танец . 3 :5–37.
- ^ Носов, Роберт (1985). «Танцы Риголетто». Журнал музыковедения . 24 (3): 407–446. дои : 10.1525/jm.2007.24.3.407 .
- ^ Брагалья, Анто Джулио (1952). Итальянские народные танцы . Рим: Enal Editions.
- ^ Пейдж, Кристофер (1992). "Музыка" . В Форде, Борис (ред.). Ранняя Британия . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 252 . ISBN 0-521-42881-5 .
- ^ «Роберт Бруннский «Handlyng Synne» » . quod.lib.umich.edu . Проверено 15 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Jump up to: а б с Лоренцен, Поль; Йеппесен, Йеппе (1950). Танцы Дании . Нью-Йорк: Chanticleer Press. стр. 7–9.
- ^ Курт Сакс (1963) Всемирная история танца , стр.263
- ^ Лоренцен и Джеппесен, стр.10.
- ^ Сальвен, Эрик (1949). Танцы Швеции . Лондон: Макс Пэрриш. п. 8.
- ^ Бил, Дэниел (1988). Танцы из Норвегии . Миннеаполис: Сыны Норвегии. п. 45. ИСБН 0-9620940-0-5 .
- ^ Гольдшмидт, Энна (1978). Справочник немецкого народного танца . Вильгельмсхафен: Генрихсхофен. п. 27.
- ^ Jump up to: а б Файф, Агнес (1951). Танцы Германии . Лондон: Макс Пэрриш. стр. 8–9.
- ^ «Миннесанг: Нейдхарт фон Ройенталь» (на немецком языке). www.deutsche-liebeslyrik.de . Проверено 13 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ «Замок Рункельштайн – Иллюстрированный замок. Краткая история» . www.runkelstein.info . Проверено 14 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Мартин, Джордж (1974). Венгерские народные танцы . Будапешт: Корвина Пресс. п. 17.
- ^ Любинова, Мила (1949). Танцы Чехословакии . Нью-Йорк: Chanticleer Press. Мистер. 8.
- ^ Дзевановская, Ада (1997). Польские народные танцы и песни . Нью-Йорк: Гиппокрина. п. 26. ISBN 0-7818-0420-5 .
- ^ Лидстер, Мириам; Тамбурини, Дороти (1965). Народные танцевальные прогрессии . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. п. 9.
- ^ Алоиз Бенац «Глава XIII: Средневековые надгробия (Стеччи)» в Бихальджи-Мерин, Отто, изд. (1969). Художественные сокровища Югославии . Нью-Йорк: Абрамс. стр. 277–96.
- ^ Бихальджи-Мерин, Отто; Бенак, Алойз (1962). Богомилы . Лондон: Темза.
- ^ «Исторический взгляд на Лесновский монастырь» . Слово . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 15 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Иванчан, Иван (1988). «Народный танец хорватов». Народное искусство (спецвыпуск 2). Загреб: 74.
- ^ Казарова-Кукудова, Райна; Дженев, Кирилл (1958). Болгарские народные танцы . Кембридж, Массачусетс: Славица. п. 9.
- ^ Швайггер, Саломон (1964). Новое описание Рейсса от Германии до Константинополя и Иерусалима . Грац: Академическая полиграфическая и издательская компания. п. 227.
- ^ Сам, В., изд. «Описание путешествий Рейнхольда Любенау». Сообщения из городской библиотеки Кенигсберга i. Пр . ВИ : 23.
- ^ Jump up to: а б «Эстампи» в Дон Майкл Рэндел, изд. (1986). Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-61525-5 .
- ^ Хоппин, Ричард Х. (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон . стр. 349–352 . ISBN 0-393-09090-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Веллекуп, Кес (1984). «Эстампи: его занятие и функции». Базельский ежегодник исторической музыкальной практики VIII . стр. 51–66.
- ^ Готфрид фон Страсбург — Тристан (перевод А. Т. Хатто ) . Балтимор, Мэриленд: Пингвин . 1960. с. 71.
- ^ Готфрид фон Страсбург — Тристан (перевод А. Т. Хатто ) . Балтимор, Мэриленд: Пингвин . 1960. стр. 147–148.
- ^ Цитата и перевод в Сакс, Курт (1963). Всемирная история танца . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 284. ИСБН 0-393-00209-8 .
- ^ Курт Сакс (1963) Всемирная история танца , стр.292
- ^ Вагенаар-Нолтениус, Хелен (1970). «Эстампи/Стантипес/Стампита». Итальянская Ars Nova четырнадцатого века II . стр. 399–409.
- ^ Гольдшмидт (1978), Справочник немецкого народного танца , стр. 95
- ^ Зейдель, Эдвин Х. (1959). Руодлиб: Самый ранний куртуазный роман (после 1050 г.) . Университет Северной Каролины. стр. 110–111.
- ^ фон Эшенбах, Вольфрам (1961). Парсифаль . Перевод Горчицы, Хелен; Пассаж, Чарльз. Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 337.
- ^ Иоахим Бумке (2000). «Куртузаская культура», с. 226
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маллалли, Роберт. Кэрол: исследование средневекового танца . Фарнхэм, Суррей: Ашгейт, 2011.
Внешние ссылки
[ редактировать ]