Вака (стихи)

Вака ( 和歌 , «японская поэма») — разновидность поэзии в классической японской литературе . Хотя вака на современном японском языке пишется как 和歌 , в прошлом оно также писалось как 倭歌 (см. Ва , старое название Японии), а вариант названия — ямато-ута ( 大和歌 ) .
Этимология
[ редактировать ]Слово вака имеет два разных, но связанных значения: первоначальное значение было «поэзия на японском языке» и охватывало несколько жанров, таких как тёка и седока (обсуждаемые ниже); более позднее, более распространенное определение относится к поэзии размером 5-7-5-7-7 . До и во время составления « Маньёсю» в восьмом веке слово вака было общим термином для обозначения поэзии, написанной на японском языке, и включало несколько жанров, таких как танка ( 短歌 , «короткое стихотворение») , тёка ( 長歌 , «короткое стихотворение»). длинное стихотворение») , буссокусэкика ( 仏足石歌 , « стихотворение о следах Будды ») и седока. ( 旋頭歌 , «повторение первой части стихотворения») . Однако ко времени Кокинсю составления в начале десятого века все эти формы, за исключением танка и чока , фактически вымерли, а известность чока значительно уменьшилась. В результате слово вака стало фактически синонимом танка , а слово танка вышло из употребления, пока не было возрождено в конце девятнадцатого века (см. Танка ).
Танка (далее вака ) состоит из пяти строк ( 句 , ку , буквально «фраз») 5-7-5-7-7 по слоговых единиц. Поэтому танка иногда называют Мисохитомодзи ( 三十一文字 ) , то есть всего он содержит 31 слог.
Формы вака
[ редактировать ]Термин вака первоначально охватывал ряд различных форм, в основном танка ( 短歌 , «короткое стихотворение» ) и тёка ( 長歌 , «длинное стихотворение» ) , но также включал буссокусэкика , седока ( 旋頭歌 , «заученное стихотворение» ) и катаута ( 片歌 , «фрагмент стихотворения» ) . [ 2 ] Однако эти последние три формы вышли из употребления в начале периода Хэйан , и чока вскоре после этого исчезла. Таким образом, термин вака пришел вовремя и стал обозначать только танка . [ 3 ] [ 4 ]
Имя | Форма | Примечание |
---|---|---|
Корзина | 5-7-7 | Половина обмена двумя стихотворениями; самый короткий тип вака [ 5 ] |
Чока | 5-7-5-7-5-7...5-7-7 | Повторение 5 и 7 в фразах, причем последняя фраза содержит 7 в . В основном сочиняется в ознаменование публичных событий, за которым часто следует ханка или посланник . Многочисленные чока появляются в Манъёсю , но только 5 в Кокинсю . |
Танка | 5-7-5-7-7 | Самый распространенный тип вака за всю историю. |
Седока | 5-7-7-5-7-7 | Состоит из двух наборов 5-7-7 (аналогично двум катаутам ). Часто в форме мондока ( 問答歌 , «поэма-диалог» ) или обмена между любовниками ( сомонка ). |
Буссокусэкика | 5-7-5-7-7-7 | Танка лишней из 7. фразой с добавленной в конце |
Чока
[ редактировать ]Чока состоит из 5-7 фраз , повторяющихся как минимум дважды, и заканчивается окончанием 5-7-7.
Самая короткая чока задокументированная - Манъёсю -но. 802, который имеет структуру 5-7 5-7 5-7 5-7-7. Он был написан Ямануэ-но Окура в период Нара и гласит: [ 6 ]
Если ты ешь дыню |
Ури хамба |
Когда я ем дыни |
За чокой выше следует посланник ( 反歌 , ханка ) в форме танка, также написанный Окурой:
Серебро тоже |
Shirokane mo |
Что они мне, |
[Английский перевод Эдвина Крэнстона ]
В ранний период Хэйан (начало X века) тяка писалось редко, и основной формой вака стала танка. С тех пор общий термин вака стал почти синонимом танка. Известные примеры таких произведений — дневники Ки-но Цураюки и Изуми Сикибу , а также такие сборники стихотворений-сказок, как «Сказки об Исэ» и «Сказки Ямато» .
Малые формы вака
[ редактировать ]Существуют меньшие формы вака , представленные в Манъёсю и других древних источниках. Помимо этого, было много других форм, таких как:
- Буссокусэкика : эта форма, вырезанная на сланцевой плите – «след стопы Будды» или буссокусэки – в храме Якуси-дзи в Наре . Также записано в Манъёсю . Схема 5-7-5-7-7-7.
- Седока : Эту форму записали Манъёсю и Кокинсю . Схема 5-7-7-5-7-7.
- Катаута : Эту форму записал Манъёсю . Катаута означает «полупоэма». Схема 5-7-7.
История
[ редактировать ]Вака имеет долгую историю, впервые записанную в начале 8 века в Кодзики и Манъёсю . Под влиянием других жанров, таких как канси , романов и рассказов, таких как «Сказка о Гэндзи» , и даже западной поэзии, он постепенно развивался, расширяя свой репертуар выражений и тем. [ 7 ]
Историк литературы Дональд Кин использовал четыре большие категории.
- Ранняя литература и литература Хэйан ( от Кодзики до «Повести о Гэндзи» до 1185 года)
- Средневековье («тюсей» с 1185 года, включая периоды Камакура и Муромати )
- Домодернистская эпоха (1600–1867, затем разделена на 1600–1770 и 1770–1867)
- Современная эпоха (после 1867 г., разделенная на Мэйдзи (1868–1912), Тайсё (1912–1926) и Сёва (с 1927 г.)).
Древний
[ редактировать ]Самые древние вака были записаны в исторических записях « Кодзики» и 20 томах « Маньёсю» , старейшей из сохранившихся антологий вака. Редактор « Маньёсю» анонимен Отомо , но считается, что последним редактором был -но Якамоти . Он был поэтом вака и принадлежал к самому молодому поколению, представленному в антологии; действительно, в последнем томе преобладают его стихи. Первый вака первого тома был написан императором Оджином . Нуката-но Окими , Какиномото-но Хитомаро , Ямабе-но Акахито , Ямануэ-но Окура , Отомо-но Табито и его сын Якамоти были величайшими поэтами в этой антологии. В Манъёсю записаны не только произведения королевской семьи и знати, но также работы солдат и фермеров, имена которых не были записаны. Основными темами Манъёсю были любовь, печаль (особенно в связи с чьей-то смертью) и другие разные темы.
- Ранние песни
- Песни и поэзия в Кодзики и Нихон Сёки.
- Манъёсю
Классический
[ редактировать ]Хэйан возрождение
[ редактировать ]В период Нара и ранний период Хэйан двор отдавал предпочтение поэзии в китайском стиле ( канши ), а форма искусства вака в значительной степени вышла из-под официальной поддержки. [ 8 ] Но в 9 веке Япония прекратила отправлять официальных посланников в Китай династии Тан . Этот разрыв связей в сочетании с географической изоляцией Японии, по сути, вынудил двор развивать местные таланты и смотреть внутрь себя, синтезируя китайские поэтические стили и техники с местными традициями. Форма вака снова начала процветать, и император Дайго приказал создать антологию вака. [ 9 ] где были собраны вака древних поэтов и их современников; антология получила название « Кокин Вакасю », что означает «Сборник древних и современных японских стихов » . Он был представлен императору в 905 году. Это была первая антология вака, отредактированная и выпущенная под эгидой императора. [ 10 ] и это положило начало долгой и выдающейся традиции императорских антологий вака, которая продолжалась до периода Муромати.
- Подъем японской национальной культуры
- Первые три чокусеншу
Первыми тремя вака антологиями , созданными по императорскому заказу ( 三代集 , Сандай-сю ), были « Кокин Вакасю» , « Госен Вакасю » и « Сюй Вакасю» . Кокинсю , составлен Ки-но Цураюки , Ки-но Томонори по Осикоти-но Мицунэ и Мибу-но Тадамине императора . в 905 году Дайго был приказу Стихи Кокинсю обычно считаются рефлексивными и идеалистическими. [ нужна ссылка ]
Примерно через полвека после составления « Кокинсю» , в 951 году, император Мураками приказал Пяти мужчинам Грушевой палаты составить « Госэн вакасю» , помимо подготовки кундоку -чтений для «Маньёсю» , что к тому времени было уже трудно для даже научил японцев читать.
В 1005 году император Итидзё приказал составить « Сюйшу» .
- Пять поздних антологий Хэйан
Вышеуказанные три придворные антологии, в дополнение к пяти следующим антологиям, известны как «Сборники восьми веков» ( 八代集 , Хатидай-сю ) , и все они были составлены в период Хэйан .
Средневековый
[ редактировать ]Периоды Камакура и Муромати
[ редактировать ]После периода Хэйан, в период Камакура и позже, начала развиваться ренга , форма совместной связанной поэзии. В конце периода Хэйан появились трое последних великих поэтов вака: Фудзивара-но Сюнзэй , его сын Фудзивара-но Тейка и император Го-Тоба . Император Го-Тоба приказал создать новую антологию и присоединился к ее редактированию. Антология получила название Shin Kokin Wakashū . Он редактировал его снова и снова, пока не умер в 1239 году. Тейка делал копии древних книг и писал по теории вака. Его потомки, да и почти все последующие поэты, такие как Сётэцу , обучали его методам и изучали его стихи. В сценах куртуазной поэзии исторически доминировали несколько благородных кланов и союзников, каждый из которых занимал свою позицию.
К этому периоду ряд кланов отошли на второй план, оставив семьи Рейзей и Нидзё ; первые выступали за «прогрессивные» подходы, разнообразное использование «десяти стилей» и новизны, в то время как вторые консервативно придерживались уже установившихся норм и стиля «ушин» (глубокие чувства), доминировавшего в куртуазной поэзии. [ нужна ссылка ] В конце концов, семья Нидзё распалась, что привело к возвышению «либеральной» семьи Рейзей. Их новаторское правление вскоре было свергнуто семьей Асукай при поддержке сёгуна Асикага Асикага Ёсинори.
В период Муромати рэнга стала популярной при дворе и окружающих его людях. Оно распространилось на класс жрецов, а затем и на богатых простолюдинов. Во многом так же, как и вака, антологии ренга создавались под эгидой империи. Когда импульс и общественный интерес сместились в сторону формы ренга, стиль танка был оставлен на усмотрение императорского двора. Консервативные тенденции усугубляли потери жизней и гибкости. Традиция под названием Кокин-дендзю, [ нужна ссылка ] наследие Кокин Вакасю получило развитие. Это была система анализа Кокин Вакасю, включающая тайное (или точно утерянное) значение слов. Изучение вака переросло в изучение множества сложных правил, намеков, теорий и секретов, чтобы создать танка, который будет принят судом.
Смешные вака уже существовали в Кодзики и Манъёсю , но благородный стиль вака при дворе запрещал и презирал такие аспекты вака. [ нужна ссылка ] Вскоре Ренга оказалась в таком же положении со многими кодексами и ограничениями, отражающими литературную традицию. Хайкай-но ренга (также называемый просто хайкай (игривый ренга)) и кёка, комичный вака, были реакцией на эту серьезность. Но в период Эдо сама вака потеряла почти всю свою гибкость и стала повторять и повторять старые стихи и темы.
Ранний модерн
[ редактировать ]Период Эдо (1603–1867)
[ редактировать ]В ранний период Эдо вака не был модным жанром. Недавно созданный хайкай-но ренга которого ( хокку , или вступительный стих , хайку был редакцией конца XIX века) был излюбленным жанром. Эта тенденция сохранялась и в этот период, но в конце периода Эдо вака столкнулась с новыми тенденциями, выходящими за пределы двора. Мотоори Норинага , великий возродитель традиционной японской литературы, пытался возродить вака как способ передать «традиционные чувства, выраженные в подлинно японском стиле». Он написал вака, и вака стала важной формой для его последователей, ученых Кокугаку .
В провинции Этиго буддийский священник Рёкан сочинил множество вака в наивном стиле, намеренно избегая сложных правил и традиционного способа исполнения вака. Он принадлежал к другой великой традиции вака: вака для выражения религиозных чувств. Его откровенное выражение своих чувств нашло множество поклонников и тогда, и сейчас. В городах возникла комичная, ироничная и сатирическая форма вака. Оно называлось «кёка» (狂歌), безумное стихотворение, и его любили интеллектуальные люди в больших городах, таких как Эдо и Осака . Это была не совсем новая форма; Сатирический вака был стилем, известным с древних времен. Но именно в период Эдо этот аспект вака развился и достиг художественного пика. Тем не менее, большинство поэтов вака придерживались древних традиций или превратили эти реформации в еще один стереотип, и в конце этого периода вака в целом не был ярким жанром.
Современный
[ редактировать ]Известные вака поэты
[ редактировать ]- Какиномото-но Хитомаро
- Ямабе-но Акахито
- Отомо-но Якамоти
- Хэндзё
- Аривара-но Нарихира
- Fun'ya no Yasuhide
- Кисен
- Оно-но Комачи
- Отомо-но Куронуси
- Идзуми Сикибу
- Канпу Омата
- Для торта
- Ки но Цураюки
- Мурасаки Сикибу
- Фудзивара-но Тейка (1162–1241)
- Сайгё (1118–1190)
- Минамото-но Санэтомо (1192–1219)
- Император Го-Тоба (1180–1239)
- Камо-но Тёмей (1155–1216)
- Мотори Норинага (1730–1801)
- Акинари Уэда (1734–1809)
- Рёкан (1758–1831)
- Принцесса Кадзу (1846–1877)
- Император Мэйдзи (1852–1912)
- Мокичи Окада (1882–1955)
Знаменитые вака коллекции
[ редактировать ]- Нидзюичидайшу - собирательное название для всех 21 вака , созданной по императорскому заказу. антологии
- Хякунин Иссю - Сборник Фудзивара-но Тейки из 100 стихотворений 100 поэтов.
- Кокка Тайкан - энциклопедический сборник с указателем, впервые опубликованный в 1901 году.
- Санкасю
Словарь терминов, связанных с вака композицией
[ редактировать ]Срок | японский | Определение | Примечание |
---|---|---|---|
Макура-Котоба | Слова-подушки | Буквально «слово-подушка». Поэтические эпитеты обычно используются не в буквальном смысле, а для «связи» со словом (часто названием места), которое следует за ним. | |
Джокотоба | предлог | Буквально «предисловие». Более длинные версии макура-котоба. | |
какекотоба | висящие слова | Буквально «висячее слово». Слово, намеренно используемое для передачи двух значений из-за существования отдельных гомофонных слов. Примером может служить мацу , что может означать либо «сосна» ( 松 , мацу ), либо «ждать» ( 待つ , мацу ) . | |
энго | родственное слово | Буквально «связанные слова». Семантически связанные слова, используемые в разных позициях вака . | |
Цуику | куплет | Буквально «парные фразы». Аналогично параллелизму . | |
иметь | разрыв фразы | Буквально «фразовый разрыв». Самый существенный смысловой пробел в ваке . | |
Хонкадори | Коллекция Хонка | Буквально «взяв из основного стихотворения». Намек на одну или несколько строк из стихотворения, написанного кем-то другим, или цитирование. | |
Тайген-купол | перестань говорить | Завершение стихотворения существительным или именной группой. Поскольку японский язык представляет собой язык субъект-объект-глагол , полные грамматические предложения обычно заканчиваются глаголом, но в композиции вака это не обязательно так. |
См. также
[ редактировать ]- Поэма о смерти – японская поэма о смерти ( дзисэй ) в основном написана в вака . форме
- Утакай Хадзиме — встреча императора вака в начале года.
- Ироха – старояпонское слоговое письмо в форме 7-5-метрового стихотворения.
- Кимигайо — национальный гимн Японии, основанный на ваке начала X века.
Библиография антологий вака в английском переводе и соответствующие научные работы
[ редактировать ]- Брауэр, Роберт Х. и Эрл Майнер, Японская придворная поэзия , издательство Стэнфордского университета, 1961. ISBN 0-8047-1524-6 pbk
- 527 стр., стандартное академическое исследование.
- Картер, Стивен Д., редактор и переводчик, «Традиционная японская поэзия: антология» . Издательство Стэнфордского университета, 1991 г.
- Вака, танка, ренга, хайку и сэнрю с переводами и аннотациями
- Картер, Стивен Д., редактор и переводчик, « В ожидании ветра: тридцать шесть поэтов позднего средневековья Японии» , издательство Колумбийского университета, 1989.
- Крэнстон, Эдвин , редактор и переводчик, Антология Вака, Том первый: Кубок, сверкающий драгоценными камнями , Stanford University Press, 1993. ISBN 0-8047-1922-5 ткань ISBN 0-8047-3157-8 pbk
- 988 стр. включают почти все вака от Кодзики ( «Записи о древних делах», завершенные в 712 г.) до Манъёсю (« Сборник для десяти тысяч поколений », около 759 г.), а также включают «Стихи на подножье Будды» (21 стихотворение Буссокусэки, вырезанное на камне в Якуси). Храм -дзи в Наре , ок. 753 г. )
- Крэнстон, Эдвин, редактор и переводчик, Антология Вака, Том второй: Травы памяти , Stanford University Press, 2006. ISBN 0-8047-4825-X ткань
- Маккалоу, Хелен Крейг , Парча ночью: «Кокин Вакасю» и придворный стиль в японской классической поэзии , Stanford University Press, 1985
- Маккалоу, Хелен Крейг, Кокин Вакасю: Первая императорская антология японской поэзии, с «Тоса Никки» и «Синсен Вака» , Stanford University Press, 1985 г.
- Майнер, Эрл, Введение в японскую придворную поэзию , издательство Стэнфордского университета, 1968.
- На основе Брауэра и Майнера
- Филиппи, Дональд , переводчик, « Это вино мира, вино смеха: полная антология самых ранних песен Японии» , Нью-Йорк, Гроссман, 1968.
- Сато, Хироаки и Уотсон, Бертон , редакторы и переводчики, «Из страны восьми островов: антология японской поэзии» , доступно несколько изданий.
- Ширане Харуо, Нобуюки Канетику, Кумико Табути, Хиденори Джинно, редакторы, «Вака, открывающаяся миру», Бенсейсюппан, ISBN 978-4585290346
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парча ночью: «Кокин Вакасю» и придворный стиль в японской классической поэзии . Издательство Стэнфордского университета. Октябрь 1985 г. с. 1. ISBN 978-0-8047-6645-6 .
- ^ Запись Britannica Kokusai Dai-Hyakkajiten для "Waka".
- ^ Сато, Хироаки и Уотсон, Бертон. Из страны восьми островов: Антология японской поэзии . Издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-06395-1 стр.619
- ^ Запись в словаре Digital Daijisen для слова «вака» : «Поэзия, уникальная для Японии, написанная с древних времен и используемая в отличие от канси . Общее название для различных типов поэзии, включая чока, танка, седока и ката-ута, которые состоят из в строках 5 и 7 на . Начиная с периода Хэйан , это слово стало относиться в первую очередь к танка, также называемому ямато-ута ».
- ^ Турко, Льюис (1986). Новая книга форм: справочник поэтики . Льюис Турко. Ганновер: Университетское издательство Новой Англии. стр. 154–155. ISBN 0-87451-380-4 . ОСЛК 13359091 .
- ^ Английский перевод Эдвина А. Крэнстона, из Антологии Вака: Том первый: Кубок, сверкающий драгоценными камнями , Stanford University Press © 1993
- ^ Вака открывается миру , 2012.
- ^ Кин, Дональд Сидс в сердце , University of Columbia Press, Нью-Йорк, 1999: 221
- ↑ Дайго Тэнно Кокин Вакасю , получено 18 сентября 2012 г.
- ^ Теории ( 勅撰説 , chokusen-setsu ), основанные на китайском предисловии к Кокинсю , о том, что Манъёсю, несмотря на это, задумывался как придворная антология. Десять периодов правления империи, или сто лет, прошло с тех пор, как давным-давно император Хэйзэй издал указ о составлении Манъёсю . Проверено 18 сентября 2012 г.