Jump to content

Протесты на Гран-при Бахрейна 2012

Часть последствий восстания в Бахрейне 2011 года.
Протестующие с плакатами против Формулы-1 во время акции протеста 20 апреля.

Гран -при Бахрейна 2012 года вернулся в Бахрейн после того, как гонка 2011 года была отменена из-за антиправительственных протестов . [1]

Решение провести гонку, несмотря на продолжающиеся во время гонки протесты и насилие. [2] был охарактеризован как «спорный» на английском языке Al Jazeera , [3] Си-Эн-Эн , [4] АФП [5] и Sky News . [6] The Independent назвала это «одним из самых противоречивых в истории спорта». [7]

События, предшествовавшие гонке

[ редактировать ]

Отмена в 2011 г. и восстановление в 2012 г.

[ редактировать ]

Гран -при Бахрейна 2011 года был отменен из-за гражданских беспорядков 21 февраля 2011 года. [8] по просьбе наследного принца Салмана бен Хамада бин Исы Аль Халифы и Автомобильной федерации Бахрейна. [9] Спустя месяц после неудачной попытки Всемирного совета автоспорта FIA возобновить гонку с датой октября, [10] [11] FIA опубликовала предварительный календарь на сезон 2012 года, восстановив Гран-при Бахрейна. Первоначально мероприятие было назначено на ноябрь, чтобы обеспечить возвращение стабильности в страну. [12] Второй предварительный календарь был опубликован в июле, а Гран-при Бахрейна перенесен на 22 апреля. [13] Позже это было подтверждено выпуском финального календаря сезона в декабре 2011 года. [14]

Поскольку предсезонные тесты сезона 2012 года начались в феврале 2012 года, будущее Гран-при Бахрейна стало предметом новых спекуляций. Несколько команд выразили обеспокоенность состоянием страны еще на Гран-при Японии 2011 года . [15] в то время как Бахрейнский центр по правам человека призвал команды бойкотировать гонку на фоне возобновления политических волнений в стране, [16] утверждая, что правительство Бахрейна пыталось использовать гонку, чтобы представить страну как стабильную. Берни Экклстоун сохранил свою позицию по поводу предстоящей гонки, в то время как 1996 года чемпион мира Дэймон Хилл заявил, что верит, что Формула-1 может вернуться в Бахрейн «с чистой совестью» после посещения страны. [17] Однако всего две недели спустя Хилл изменил свою позицию, заявив, что гонка может «создать больше проблем, чем решить». [18] Он уточнил ситуацию, предостерегая от «безразличия» и призвав спорт не занимать политическую позицию. [19] Его коллега по бывшему чемпиону мира Джеки Стюарт выразил поддержку проведению гонки, предупредив, что отмена Гран-при может нанести еще больший ущерб спорту, чем его проведение. [20]

«FIA, как и многие представители дипломатического сообщества королевства, основная политическая оппозиция [...] считает, что проведение Гран-при будет полезным для преодоления некоторых трудностей, с которыми сталкивается Бахрейн. FIA не в состоянии влиять на политические вопросы в такой суверенной стране, как Бахрейн, и мы можем только желать долгосрочного мирного решения».

Позиция FIA . относительно будущего Гран-при Бахрейна по состоянию на 19 февраля 2012 года [17]

Граффити против F1 в деревне Барбар

«Что мы должны поставить превыше всего, так это то, каким будет наказание с точки зрения человеческих жертв, если гонка продолжится. Было бы плохим положением дел и плохим для Формулы-1, если бы увидели, что вводят военное положение, чтобы проводить гонку – это не то, чем должен быть этот вид спорта».

Бывший чемпион мира Дэймон Хилл выражает обеспокоенность по поводу того, что гонка идет по плану. [18]

«Вы должны быть очень осторожны, потому что, если вы скажете, что Гран-при Бахрейна не должен состояться, будет ли давление на Россию, например, в отношении зимних Олимпийских игр, когда они пройдут в 2014 году? Будут ли демонстрации? потому что Россия все еще пытается создать демократию? [...] Вы должны быть очень осторожны, если эту гонку отменят, то я думаю, что это очень отсталая позиция в спорте. У нас уже есть модель на Севере. Ирландия, где продолжали играть в футбол, регби и мотоциклы».

Бывший чемпион мира Джеки Стюарт о последствиях отмены гонки. [20]

Гражданские протесты против гонки

[ редактировать ]

В январе 2012 года правозащитные группы страны призвали команды бойкотировать гонку 2012 года на фоне продолжающегося конфликта в стране. [21] В феврале протестная организация, называющая себя « Молодежная коалиция 14 февраля» , написала Берни Экклстоуну, угрожая «сделать все, что в их силах, чтобы гарантировать провал предвыборной гонки», если она состоится. [22] Они также добавили, что не смогут гарантировать безопасность команд, гонщиков и зрителей, если гонка состоится. [23] Экклстоуна эта угроза не обеспокоила, заявив, что он не считает, что протестующим необходимо прибегнуть к насилию, и выразив уверенность, что организаторы мероприятия не ответят силой на какое-либо сопротивление. Чемпионы мира среди пилотов Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер также поддержали предстоящую гонку. [24]

28 марта 2012 года Экклстоун подтвердил, что мероприятие состоится. [25] Четыре дня спустя протестующие возобновили свою кампанию против гонки: полиция разогнала демонстрации в Абу-Сайбе и Тубли . Активисты также обратились в Twitter , чтобы добиться отмены мероприятия. [24] К концу первой недели апреля стало известно, что фокус протестного движения сместился на гонку: активисты обвинили правительство в том, что оно использует гонку, чтобы «[пытаться] обмануть международное сообщество, говоря им, что все вернуться к нормальной жизни». [26] Правительство отвергло эти утверждения, а председатель округа Заид аз-Заяни заявил, что гонка отвечает интересам всех участников и принесет региону экономические выгоды, которые нельзя игнорировать. Аль-Заяни далее заявил, что он не понимает, почему гонка превратилась в политический вопрос, и вместо этого был процитирован его слова: «Гонка проводится потому, что Бахрейн был домом автоспорта на Ближнем Востоке». [27] и обвинил «кабинетных наблюдателей» и «разжигающих панику экстремистов» в попытке создать моральную панику по поводу предвыборной гонки. [28] Активисты опровергли эти утверждения, подтвердив свою уверенность в том, что правительство пытается использовать гонку, чтобы «сообщить внешнему миру, что все вернулось в норму» и что «они хотят вернуться из изоляции и сказать, что все вернулось в норму». ". [19]

После протестов против гонок Экклстоун признал, что у него нет полномочий заставлять команды участвовать в гонках в Бахрейне, если они этого не хотят. [29] В тот же день The Guardian процитировала неназванного руководителя команды, который сказал, что ему «некомфортно» ехать в Бахрейн, и «единственный способ, которым они [организаторы] могут провести эту гонку без происшествий, - это ввести там полную военную изоляцию. И Я думаю, что это было бы неприемлемо как для Формулы-1, так и для Бахрейна, но я не вижу другого способа сделать это». [30] не было никаких ограничений на поездки в Бахрейн, введенных Министерством иностранных дел и по делам Содружества , Он признал, что, хотя за две недели до гонки [31] и никаких возражений против поездки в страну страховых компаний, страхующих команды, [32] несколько команд поделились аналогичными сомнениями по поводу предстоящей гонки. [32] Поскольку гонка должна была состояться через неделю после Гран-при Китая , далее утверждалось, что командам были выданы два обратных билета — один из Шанхая напрямую в Англию, а другой из Шанхая в Англию через Бахрейн — на случай, если гонка состоится через неделю после Гран-при Китая. Отмена Гран-при Бахрейна. [30] Экклстоун преуменьшил значение этих комментариев, заявив, что ни одна из двенадцати команд не выразила ему каких-либо оговорок по поводу гонок, и добавив, что любая команда, не принявшая участия в гонках, будет нарушать Соглашение Согласия и потенциально столкнется с финансовым штрафом. [33]

Ответ ФИА

[ редактировать ]

Во время подготовки к Гран-при Китая, за неделю до гонки в Бахрейне, Заид аль-Заяни обратил внимание на доклад, подготовленный по заказу Lotus F1, в котором предсказывалось, что протесты по поводу гонки будут ограничены мирными демонстрациями, не считая небольшого увеличения присутствия полиции. зрители «не заметят разницы» между событиями 2010 и 2012 годов. [28] Отчет Lotus был подтвержден брифингом Джона Йейтса , бывшего помощника комиссара Лондонской столичной полиции и советника Министерства внутренних дел Бахрейна , в котором говорится, что протесты были незаконными и искажались в средствах массовой информации. [34] Позже Йейтс признал, что правительство Бахрейна не может гарантировать чью-либо безопасность на время гонки, а силы безопасности могут быть вынуждены использовать боевые патроны и смертоносную силу в случае инцидента во время Гран-при. [35] После этого и предупреждений о том, что протесты могут привести к жертвам, [36] Набиль Раджаб , президент Бахрейнского центра по правам человека , заверил, что никто в сообществе Формулы-1 не пострадает в результате протестов и что протесты были не личным нападением на спорт, а, скорее, направленным против политических последствий гонки. идем вперед. [37]

«Я особенно обеспокоен тем, что тем, кто тесно связан с Формулой-1 – гонщикам, командам, спонсорам, средствам массовой информации и болельщикам, желающим принять в ней участие – представляют искаженную картину. Эта картина формируется огромным количеством неточной и часто заведомо ложной информации, распространяемой распространяются через форумы в социальных сетях. Некоторые проблемы все еще существуют. Почти ночные стычки, которые происходят в некоторых деревнях, являются потенциальным препятствием на пути прогресса и подвергают серьезной опасности тех, кто занимается их охраной, и невинных представителей общественности. Что касается того, как эти события могут быть изображены через YouTube и другие средства массовой информации, их значение не следует преувеличивать. Сейчас это законные протесты, которые разрешены, но насильственное поведение очень небольшого меньшинства – часто групп из 15–20 молодых людей. Эти преступные действия совершаются против невооруженных полицейских, которые перед лицом таких нападений действуют с поразительной сдержанностью. Эти люди намерены причинить вред полиции и сообществам, в которых они живут. Они не представляют подавляющее большинство прекрасных, законопослушных граждан, представляющих настоящий Бахрейн, который я вижу каждый день. Вместе со своей семьей я чувствую себя в полной безопасности. Действительно, в большей безопасности, чем я часто чувствовал себя в Лондоне».

Брифинг Джона Йейтса , бывшего помощника комиссара Лондонской столичной полиции , для команд FIA и Формулы-1, датированный 12 апреля 2012 года. [34]

Члены Ассоциации команд Формулы-1 отреагировали на предположения СМИ об отмене гонки, заявив, что у них нет полномочий отменять Гран-при. [38] а Берни Экклстоун заявил, что гонка будет отменена только по требованию властей Бахрейна. [39] Отвечая на вопрос об их чувствах на Гран-при Бахрейна, McLaren и Red Bull Racing пилоты Дженсон Баттон и Марк Уэббер призвали к единству в спорте по этому вопросу, призвав FIA принять максимально обоснованное решение. [40] [41]

13 апреля FIA опубликовала заявление, в котором говорится, что она удовлетворена положением дел в Бахрейне и что Гран-при Бахрейна 2012 года будет проходить по плану. [2] По итогам встречи команд с Экклстоуном в Шанхае команды заявили, что довольны решением о проведении гонки. [42] Это решение вызвало возражения со стороны правозащитников: Amnesty International назвала ситуацию «не лучше», чем в 2011 году. [43] в то время как The Times сообщила, что команды освободили от своих должностей сотрудников, которые возражали против участия в соревнованиях в Бахрейне. [44] McLaren и Mercedes заявили о своей поддержке продолжения гонки, а руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш заявил, что McLaren будет участвовать в гонках в Бахрейне, пока мероприятие останется в календаре. [45]

Сравнение с политическим инцидентом на Гран-при Турции 2006 года.

[ редактировать ]

На Гран-при Турции 2006 года победителю гонки Фелипе Массе вручил свой трофей Мехмет Али Талат , которого называли «президентом Турецкой Республики Северного Кипра ». [46] государство, признанное только Турцией . [47] [48] [49] FIA провела расследование после того, как правительство Республики Кипр официально подало жалобу и оштрафовало организаторов гонки на 5 миллионов долларов (2 787 068 турецких лир ), при этом представитель FIA отметил, что «политический нейтралитет имеет основополагающее значение для роли FIA как руководящего органа международного автомобильного движения». спорт. Никакие компромиссы или нарушения этого нейтралитета недопустимы». [46] что отражено в статье 1 Устава FIA , которая гласит, что «FIA должна воздерживаться от проявления расовой, политической или религиозной дискриминации в ходе своей деятельности и от принятия каких-либо действий в этом отношении». [50]

Комментаторы отметили, что в преддверии Гран-при Бахрейна 2012 года [51] что организаторы гонки продвигали гонку под лозунгом UNIF1ED — One Nation In Celebration , с буквой «fi» в слове «unified», стилизованной под «F1». [52] В статье, опубликованной на его веб-сайте, журналист Кейт Коллантайн описал кампанию как носящую политический характер и что ответ FIA был «[издевательством] над заявлением FIA о политическом нейтралитете» в соответствии с их собственными уставами. [51] в то время как репортер Sky Sports по пит-лейну Тед Кравиц прокомментировал, что «каждый руководитель команды и каждый человек, с которым я разговаривал в Формуле 1, сказал: «Но вот что я вам скажу: они не должны были делать этого UniF1ed» - не в последнюю очередь потому что вам не разрешено использовать Формулу 1 в каких-либо политических целях». [53] Когда Жана Тодта спросили о кампании «UNIF1ED», он уклонился от ответа. [54]

Журналисты, освещавшие конфликт, высказали мнение, что кампания «UNIF1ED» не смогла представить страну единой и вместо этого имела противоположный эффект. [55]

Давление со стороны международного дипломатического сообщества

[ редактировать ]

По мере приближения предвыборной гонки несколько членов британского парламента , в том числе Джереми Корбин , Питер Боттомли , Боб Рассел и Энди Слотер [56] [57] — призвал к немедленной отмене гонки, выразив обеспокоенность тем, что «гонка Формулы-1 будет использована правительством Бахрейна как подтверждение его политики подавления инакомыслия». [57] Лейбористская партия также обратилась напрямую к британским гонщикам Дженсону Баттону , Льюису Хэмилтону и Полу ди Реста с просьбой бойкотировать гонку. [58] Лидер лейбористов Эд Милибэнд и теневой министр внутренних дел Иветт Купер открыто призвали отменить гонку. [59] [60]

В письме, адресованном Red Bull и News Corporation генеральным директорам Дитриху Матешицу и Руперту Мердоку , теневой министр иностранных дел Дуглас Александер призвал команды, СМИ и спонсоров бойкотировать мероприятие. [56] не ссылаясь прямо на Гран-при, Белый дом, осудил насилие с обеих сторон конфликта. [34] 19 апреля выяснилось, что несколько спонсоров, в том числе Royal Dutch Shell , Vodafone и UBS , не будут использовать гонку для развлечения клиентов и партнеров. [61] Агентства корпоративного гостеприимства также отказались от участия в мероприятии, при этом в некоторых из них наблюдается спад бизнеса до восьмидесяти процентов. [61]

Президент FIA Жан Тодт поддержал свою позицию о том, что страна находится в безопасности, и, по его словам, «очевидно, что Гран-при может состояться. По этому поводу были некоторые разногласия, но FIA - спортивная организация. Нас интересует только спорт». , а не политика». [57] Берни Экклстоун продолжал описывать страну как «тихую и мирную», несмотря на то, что полиция по охране общественного порядка атаковала толпу протестующих светошумовыми гранатами и активистов, выступающих за демократию, призывавших к «дням ярости» в дни, предшествовавшие предвыборной гонке. [62]

Команды прибывают в Бахрейн

[ редактировать ]

«Я верю в то, что FIA знает всю информацию — лично я не знаю — поэтому мы должны доверять их решению. Я не думаю, что они когда-либо захотят подвергнуть нас риску. Они много делают для безопасности. для гонщиков, с точки зрения трасс, машин и всего, что у вас есть, и это для них приоритет. Поэтому я верю в решение FIA, если все будет просто и ничего не произойдет, это даже не будет в моем кузове. ум вообще».

2009 года Чемпион мира Дженсон Баттон выражает уверенность в решении FIA о продолжении гонки. [63]

Первые члены команды прибыли в Бахрейн 17 апреля на фоне сообщений об аресте шестидесяти лидеров шиитских протестов перед гонкой. [64] [65] Готовясь к прибытию в Бахрейн, команды приняли дополнительные меры безопасности, в том числе наняли местных экспертов по безопасности и спланировали специальные маршруты из столицы Манамы до трассы. [66] примерно в 40 километрах (24,9 миль) от него. Информационное агентство Agence France-Presse сообщило, что их журналистам и фотографам был запрещен въезд в Бахрейн, а нескольким иностранным журналистам были задержаны визы, чтобы помешать им въехать в страну. Агентство AFP также сообщило, что весь персонал, работающий с камерами, должен был всегда иметь хорошо видимую маркировку, чтобы их было легко идентифицировать и чтобы они не могли освещать события за пределами трассы. [67] Журналисты, получившие разрешение на въезд в Бахрейн, обратились к социальным сетям , чтобы обойти цензуру прессы. [68] [69] Сообщалось о присутствии большого количества полиции на дороге из Манамы к автодрому, в том числе бронетехники и полиции по охране общественного порядка . [70]

Пуйолар, гоночный инженер пилота Williams Ксеви Пастора Мальдонадо , [71] фотографию загрузил в Твиттер , сообщающую, что «на улице все нормально», [65] в то время как HRT гонщик и председатель Ассоциации водителей Гран-при Педро де ла Роса отметил, что его не беспокоит безопасность мероприятия. [72] Действующий чемпион мира Себастьян Феттель добавил, что, по его мнению, Бахрейн не более опасен, чем Бразилия ; [73] На Гран-при Бразилии 2010 года в Сан-Паулу чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон стал участником инцидента, в ходе которого вооруженные вооруженные люди попытались задержать его дорожную машину после того, как он покинул трассу. [74] Комментарии Феттеля вызвали критику со стороны бывшего гонщика Рубенса Баррикелло , который заявил, что между Бразилией и Бахрейном нет никакого сравнения. [73] Несколько гонщиков, в том числе Баттон, Михаэль Шумахер и Ромен Грожан, отказались комментировать политическую ситуацию в Бахрейне, подтвердив свою уверенность в том, что спорт и местная политика должны быть разделены. [73] [75] В статье для The Independent журналист Роберт Фиск резко атаковал гонщиков за их нейтральную позицию, назвав Себастьяна Феттеля «невежественными» и обвинив Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона в двойных стандартах, заключив, что спортсмены в 21 веке не могут больше позволяют себе дистанцироваться от моральных ценностей. [76]

Команда Porsche Supercup MRS Racing, которая должна была участвовать в первом раунде сезона Porsche Supercup 2012 года в рамках законопроекта о поддержке Гран-при, отказалась от участия в мероприятии 18 апреля, сославшись на опасения по поводу безопасности в стране в качестве причины своего участия. снятие. [77]

Инцидент с зажигательной бомбой в Force India

[ редактировать ]

«Мы смотрим на это с точки зрения обеспечения благополучия каждого и комфорта каждого. И это является для нас ключевой целью. У нас были проблемы, как вы все знаете, с вещами, и у нас есть Чтобы убедиться, что экипаж чувствует себя комфортно в окружающей среде, и это то, над чем мы работаем. Но экипаж полностью привержен проведению квалификации и гонки – и если это означает ограниченное участие или отсутствие FP2 для достижения этой цели, то это так. решение, которое нам придется принять. Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить безопасность экипажа. У нас есть гарантии, и я не верю, что возникнут какие-либо протесты, и я считаю, что это досадный инцидент. , но случаются неприятные инциденты. Когда это случается с вашей командой, вы должны поступать с этим должным образом, что мы и делаем».

Force India Заместитель руководителя команды Боб Фернли о решении не принимать участие во второй пятничной тренировке. [78] [79]

18 апреля бывший механик McLaren , ставший журналистом Марк Пристли, написал в Твиттере, что арендованный автомобиль, которым пользовались механики Force India , был замешан во взрыве с зажигательной смесью. [80] хотя травм и повреждений не было. [81] Члены команды ехали на машине без опознавательных знаков. [82] и были задержаны импровизированным блокпостом, который они не смогли очистить, прежде чем неподалеку взорвалась бомба с зажигательной смесью. [83] Дальнейшие сообщения об инциденте показали, что механики на короткое время подверглись воздействию слезоточивого газа, выпущенного силами безопасности по протестующим. [84] Один из членов команды, причастных к инциденту, на следующий день вылетел из страны. [85] Механик, имя которого не называется, решил уйти, поскольку больше не чувствовал себя комфортно в стране. [86] Второй механик ушел через несколько часов. [87] Пилот Force India Нико Хюлькенберг был обеспокоен чередой событий и заявил, что «неправильно», что члены команды должны бояться за свою личную безопасность. [88]

Вскоре после окончания первой тренировки в пятницу утром в средствах массовой информации появились предположения, что Force India пропустит вторую девяностоминутную сессию, которая должна состояться позже в тот же день, поскольку им неудобно возвращаться в Манаму после наступления темноты. [89] [90] [91] Хотя вторая сессия должна была закончиться в 15:30 по местному времени, время, затраченное на сборку боксов в гаражах, потребовало бы, чтобы команды ехали с трассы в столицу во время дневных пятничных молитв, которые стали свидетелями некоторых или крупнейших организованных демонстраций — или «дней ярость» — как в Бахрейне, так и на протяжении всей « арабской весны» . [92] [93] [94] Даррен Хит, давний спортивный фотограф, описал похожее чувство беспокойства по всему пит-лейну. [95] Позже команда подтвердила, что они «рассматривают» выход из второй сессии и оценивают возможность принять участие в ограниченной программе перед досрочным завершением карьеры. [78] [96] прежде чем принять решение вообще не участвовать во второй сессии. [79] Команда подтвердила свою поддержку решения о проведении гонки. [97] Берни Экклстоун был ошеломлен решением команды отказаться от второй тренировки, заявив, что ни одна из других команд не выразила обеспокоенности по поводу их безопасности, и что он предложил сопровождать персонал Force India обратно в Манаму в качестве заверения, но они отклонили это предложение. . [98]

Члены команды Sauber также подтвердили, что они пережили подобную встречу; Микроавтобус, полный сотрудников команды, столкнулся с огнем посреди дороги, и к нему подошла группа людей в масках, прежде чем водитель смог отъехать. [68] [69] Бразильский журналист также сообщил, что был свидетелем того, как полиция применила слезоточивый газ по демонстрантам. [98]

Аль Халифа обратился к расовым критикам

[ редактировать ]

Вскоре после окончания второй тренировки 20 апреля наследный принц Бахрейна Салман бин Хамад бин Иса Аль Халифа сделал заявление перед представителями средств массовой информации, собравшимися на мероприятии, в котором он отказался отменить гонку и назвал ее жизненно важной для будущего Бахрейн. [99]

«Я думаю, что отмена просто расширяет возможности экстремистов. Я думаю, что для тех из нас, кто пытается найти выход из этой политической проблемы, проведение гонки позволит нам навести мосты между сообществами и заставить людей работать вместе. Нация как идея позитивная, а не вызывающая разногласия. Поэтому я действительно думаю, что наличие расы не позволяет экстремистам делать то, что, по их мнению, им нужно делать, вне внимания всего мира.

«Я абсолютно могу гарантировать, что любые проблемы, которые могут или не могут произойти, не направлены против Формулы 1. Это показывает, что есть люди, которые стремятся вызвать хаос. У вас [в Британии] были такие проблемы в прошлом году в вашей стране и там. Это очень большая разница между протестом за политические права и беспорядками, и нападение, произошедшее вокруг Force India, было направлено на полицию. Это было неспровоцировано и было довольно опасно, но ни разу никто из Формулы-1 не подвергался опасности.

«Надеюсь, придя сюда, вы поймете, что в отличие от того, что сообщалось, мы не пытаемся сказать, что мы идеальны. Мы реальная страна с реальными проблемами, и мы надеемся, что вы получите шанс проявить все наши сложности и все наши оттенки, я искренне верю, что эта раса несет добро».

Наследный принц Бахрейна Салман бин Хамад бин Иса Аль Халифа в заявлении, сделанном для средств массовой информации, собравшихся в округе Сахир 20 апреля 2012 года. [99]

Во время выступления Аль Халифы напряженность между протестующими и правительством была охарактеризована как самая высокая со времен «Кровавого четверга» . [100] серия ночных рейдов, проведенных полицией против протестующих на Жемчужной кольцевой развязке в Манаме в марте 2011 года, в результате которых погибли четыре протестующих. [101] Его комментарии подверглись критике по нескольким направлениям: группы по свободе СМИ отметили, что, ограничивая доступ журналистам, правительство «хочет привлечь международное внимание к проведению Гран-при, но не хочет, чтобы иностранные журналисты уходили с гоночной трассы, где они могут стать свидетелями политических протестов», тем самым превратив гонку в «пропагандистское упражнение». [102]

Протестующий был убит в столкновениях с полицией в пятницу перед гонкой. [103]

Сообщество хактивистов Anonymous выразило возмущение гонкой и запустило «Операцию Бахрейн», угрожая превратить сайт Формулы-1 в «дымящийся кратер в киберпространстве» на время гоночного уик-энда. [104] Сайт был ненадолго отключен после распределенной атаки типа «отказ в обслуживании» , но через несколько часов был восстановлен. [105] Представитель Anonymous взял на себя ответственность за организацию аналогичных атак на сайты нескольких правительственных министерств Бахрейна. [106]

Отчет о гонке

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонатан Ноубл (17 февраля 2011 г.). «Гонка GP2 Asia в Бахрейне отменена» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Пресс-релиз: Чемпионат мира Формулы-1 FIA – Гран-при Бахрейна» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 13 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
  3. ^ «Столкновения в Бахрейне перед гонкой Формулы-1» . Аль Джазира . Катарская медиагруппа . 20 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  4. ^ Фредерик Плейтген (18 апреля 2012 г.). «Господин трассы Бахрейна: гонка не представляет большого риска» . CNN . Проверено 30 июня 2012 г.
  5. ^ News Wires (21 апреля 2012 г.). «Безопасность Бахрейна и столкновение протестующих перед Гран-при» . АФП . Франция 24 . Проверено 30 июня 2012 г.
  6. ^ «Протесты по мере роста гнева по поводу гонки Формулы-1 в Бахрейне» . Небесные новости онлайн . 20 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  7. ^ Тейлор, Джером; Тремейн, Дэвид (21 апреля 2012 г.). «Ярость против машины Формулы-1» . Независимый . Архивировано из оригинала 12 июля 2020 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  8. ^ «Гран-при Бахрейна отменен из-за антиправительственных протестов» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 21 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. Проверено 2 апреля 2012 г.
  9. ^ «Гран-при Бахрейна отменен из-за антиправительственных протестов» . Би-би-си Спорт . 21 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. Проверено 21 апреля 2012 г.
  10. ^ Благородный, Джонатан; Ренкен, Дитер (19 мая 2011 г.). «Формула-1 обдумывает возможность проведения Гран-при Индии 4 декабря» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  11. ^ Ноубл, Джонатан (9 июня 2011 г.). «Бахрейн отказывается от участия в гонке 2011 года» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  12. ^ «FIA опубликовала календарь из 21 гонки на 2012 год» . gpupdate.net . Обновление графического процессора. 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2011 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  13. ^ Элизальде, Пабло (29 июля 2011 г.). «Открытие сезона Формулы-1 2012 года сохранит место 18 марта, несмотря на капитальный ремонт» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  14. ^ Коллантайн, Кейт (7 декабря 2011 г.). «Гран-при США остается в календаре Формулы-1 на 2012 год без изменений» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  15. ^ Ноубл, Джонатан (9 октября 2011 г.). «Команды выражают обеспокоенность текущей политической ситуацией в Бахрейне» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  16. ^ Феррис-лэй, Клэр (8 января 2012 г.). «Команды Формулы-1 призывают бойкотировать Гран-при Бахрейна» . Арабский бизнес . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Минаган, Гэри (19 февраля 2012 г.). «Берни Экклстоун не изменил позицию по Бахрейну» . Национальный . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Уивер, Пол (4 апреля 2012 г.). «Дэймон Хилл выражает новую обеспокоенность по поводу проведения Гран-при Бахрейна» . Хранитель . Проверено 5 апреля 2012 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (7 апреля 2012 г.). «Дэймон Хилл говорит, что Формула 1 не может позволить себе быть «безразличной» к ситуации в Бахрейне» . Автоспорт . Проверено 8 апреля 2012 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Даффи, Марисса (11 апреля 2012 г.). «Джеки Стюарт призывает спасти Гран-при Бахрейна» . Глазго Геральд . Новостиквест . Проверено 11 апреля 2012 г.
  21. ^ Феррис-лэй, Клэр (8 января 2012 г.). «Команды Формулы-1 призывают бойкотировать Гран-при Бахрейна» . Арабский бизнес . Проверено 25 марта 2012 г.
  22. ^ Ноубл, Джонатан (17 марта 2012 г.). «Босс Формулы-1 Берни Экклстоун уверен, что Гран-при Бахрейна будет безопасным» . Автоспорт . Проверено 25 марта 2012 г.
  23. ^ Керр, Симеон (8 апреля 2012 г.). «Молодежная группа Бахрейна нацелена на Формулу 1 (требуется регистрация)» . Файнэншл Таймс . Проверено 9 апреля 2012 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Молодежь Бахрейна протестует против Формулы-1» . Новости Google . Агентство Франс-Пресс . 1 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 2 апреля 2012 г.
  25. ^ Бакстон, Уилл (29 марта 2012 г.). «О Бахрейне» . Блог Бакстона . Уилл Бакстон . Проверено 30 марта 2012 г.
  26. ^ Макки, Роберт (7 апреля 2012 г.). «Голодовка активистов из Бахрейна опровергает образ спокойствия перед гонкой Формулы-1» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 апреля 2012 г.
  27. ^ Ноубл, Джонатан (7 апреля 2012 г.). «Руководитель округа Сахир говорит, что Гран-при Бахрейна поможет стране восстановиться» . Автоспорт . Проверено 8 апреля 2012 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Бир, Мэтт (10 апреля 2012 г.). «Председатель Бахрейна Заид аль-Заяни говорит, что «разжигающие панику экстремисты» являются причиной беспокойства по поводу события в Сахире» . Автоспорт . Проверено 10 апреля 2012 г.
  29. ^ «Экклстоун отступает перед Бахрейном (требуется подписка)» . Таймс . 9 апреля 2012 года . Проверено 10 апреля 2012 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Уивер, Пол (9 апреля 2012 г.). «Команды Формулы-1 хотят, чтобы FIA отложила Гран-при Бахрейна» . Хранитель . Проверено 10 апреля 2012 г.
  31. ^ Аллен, Джеймс (9 апреля 2012 г.). «Внимание к Гран-при Бахрейна усиливается» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 апреля 2012 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Коллантайн, Кейт (10 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна в Формуле-1 – это вопрос денег» . F1 Фанатик . Проверено 10 апреля 2012 г.
  33. ^ Уивер, Пол (10 апреля 2012 г.). «Берни Экклстоун говорит командам Формулы-1 либо заплатить, либо заткнуться из-за Бахрейна» . Хранитель . Новости Guardian и СМИ . Проверено 10 апреля 2012 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Ноубл, Джонатан (12 апреля 2012 г.). «ФИА заверила, что Гран-при Бахрейна будет безопасным» . Автоспорт . Проверено 12 апреля 2012 г.
  35. ^ Уивер, Пол (18 апреля 2012 г.). «Бахрейн не может гарантировать безопасность Формулы-1, говорит бывший сотрудник Метрополитена» . Хранитель . Проверено 19 апреля 2012 г.
  36. ^ Кэри, Том (17 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна 2012: тысячи людей маршируют в мирном протесте, поскольку бывший политик признается, что опасается жертв» . «Дейли телеграф» . Проверено 19 апреля 2012 г.
  37. ^ « Никто в Формуле-1 не пострадает» – лидер по правам человека» . GPUpdate.net . Обновление графического процессора. 19 апреля 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  38. ^ Ноубл, Джонатан (11 апреля 2012 г.). «Ассоциация команд Формулы-1 заявляет, что решение по Гран-при Бахрейна принимает FIA» . Автоспорт . Проверено 11 апреля 2012 г.
  39. ^ Болдуин, Алан (12 апреля 2012 г.). «Экклстоун говорит, что гонка в Бахрейне началась» . Рейтер . Проверено 12 апреля 2012 г.
  40. ^ Ноубл, Джонатан (12 апреля 2012 г.). «Дженсон Баттон говорит, что Формула-1 должна оставаться единой во время Гран-при Бахрейна» . Автоспорт . Проверено 12 апреля 2012 г.
  41. ^ Благородный, Джонатан; Стро, Эдд (12 апреля 2012 г.). «Уэббер говорит, что у гонщиков Формулы-1 нет другого выбора, кроме как довериться FIA и сделать правильный выбор в отношении Бахрейна» . Автоспорт . Проверено 12 апреля 2012 г.
  42. ^ Ноубл, Джонатан (13 апреля 2012 г.). «Команды Формулы-1 рады продолжению Гран-при Бахрейна» . Автоспорт . Проверено 13 апреля 2012 г.
  43. ^ Бир, Мэтт (13 апреля 2012 г.). «Amnesty International считает, что кризис в Бахрейне не лучше, чем тот, когда в 2011 году был отменен Гран-при Формулы-1» . Автоспорт . Проверено 16 апреля 2012 г.
  44. ^ «Экклстоун и Тодт не прислушаются к предупреждениям (требуется подписка)» . Таймс . 15 апреля 2012 года . Проверено 16 апреля 2012 г.
  45. ^ Стро, Эдд (14 апреля 2012 г.). «Mercedes и McLaren удовлетворены решением Гран-при Бахрейна» . Автоспорт . Проверено 16 апреля 2012 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б «Турки оштрафовали всего на 5 миллионов долларов» . GrandPrix.com . 19 сентября 2006 г. Проверено 21 апреля 2012 г.
  47. ^ Europe Review , Коган Пейдж, 2003, стр.79.
  48. ^ Нуршин Атешоглу Гюней, Спорные вопросы безопасности и будущее Турции , Ashgate Publishing, 2007, стр.161.
  49. ^ Всемирный справочник ЦРУ, 2010 г. , Центральное разведывательное управление (США), стр. 182.
  50. ^ «УСТАВ ФИА» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Коллантайн, Кейт (18 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна: вопрос совести» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн . Проверено 21 апреля 2012 г.
  52. ^ «BIC ВСЕ ГОТОВ ДЛЯ ГРАН-ПРИ «UNIF1ED» GULF AIR BAHRAIN» . BahrainGP.com . Международный автодром Бахрейна . 19 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
  53. ^ Кравиц, Тед (23 апреля 2012 г.). «Записная книжка Теда по гонкам» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Проверено 24 апреля 2012 г.
  54. ^ Аллен, Джеймс (21 апреля 2012 г.). «Тодт наконец высказался по поводу Бахрейна» . Джеймс Аллен о Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
  55. ^ Де Сибель, Розамунд (21 апреля 2012 г.). «Анализ Бахрейна: как план Формулы-1 мог иметь неприятные последствия для правящей семьи королевства Персидского залива» . Телеграф . Проверено 22 апреля 2012 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б Кэри, Том (19 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна 2012: Британские политики усиливают давление, чтобы добиться отмены воскресной гонки» . «Дейли телеграф» . Проверено 19 апреля 2012 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с «Депутаты запускают кампанию с призывом отменить Гран-при Бахрейна» . Хранитель . Ассоциация прессы . 18 апреля 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  58. ^ «Бойкотируйте Гран-при Бахрейна, — говорят лейбористы британским гонщикам» . BBC Великобритания . 20 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  59. ^ «Эд Милибэнд призывает отменить Гран-при Бахрейна» . «Дейли телеграф» . 20 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  60. ^ «Иветт Купер призывает отменить Гран-при Бахрейна в преддверии новых жестоких протестов» . Лондонский вечерний стандарт . ES Лондон Лимитед. 20 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б Бергин, Том; Вейр, Кейт (19 апреля 2012 г.). «Компании избегают гостеприимства на Гран-при Бахрейна» . Рейтер . Проверено 19 апреля 2012 г.
  62. ^ Уивер, Пол (18 апреля 2012 г.). «Активисты призывают к дням ярости, когда Формула-1 прибудет в Бахрейн» . Хранитель . Проверено 19 апреля 2012 г.
  63. ^ «Гран-при Бахрейна 2012: Я доверяю FIA в решении продолжить гонку Формулы-1, — говорит Дженсон Баттон» . «Дейли телеграф» . 19 апреля 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  64. ^ Хаммонд, Эндрю (18 апреля 2012 г.). «Бахрейн арестовывает лидеров протеста перед Формулой-1 на фоне пыток» . Рейтер Африка . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 18 апреля 2012 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б Пуйолар, Ксеви (17 апреля 2012 г.). "@xevipujolar — 17 апреля" . @xevipujolar . Твиттер . Проверено 18 апреля 2012 г.
  66. ^ Купер, Адам (19 апреля 2012 г.). "@adamcooperf1 — 19 апреля" . @adamcooperf1 . Твиттер . Проверено 19 апреля 2012 г.
  67. ^ «Бахрейн отказывает в визах иностранным журналистам для участия в Формуле-1» . Yahoo! Новости . Yahoo! . Агентство Франс-Пресс . 19 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б Кэри, Том (20 апреля 2012 г.). "@tomcary_tel — 20 апреля" . @tomcary_tel . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б Паркс, Ян (20 апреля 2012 г.). "@ianparkesf1 — 20 апреля" . @ianparkesf1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  70. ^ Исон, Кевин (20 апреля 2012 г.). "@easonF1 — 20 апреля" . @easonF1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  71. ^ «Ксеви Пуйолар – гоночный инженер, Мальдонадо» . Уильямс Ф1 . Гран-при Уильямса по инженерному делу. Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  72. ^ Стро, Эдд (19 апреля 2012 г.). «Де ла Роса: Не беспокойтесь о безопасности водителей в Бахрейне» . Автоспорт . Проверено 19 апреля 2012 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б с Ноубл, Джонатан (19 апреля 2012 г.). «Рубенс Баррикелло критикует тех, кто сравнивает безопасность Бахрейна и Бразилии» . Автоспорт . Проверено 20 апреля 2012 г.
  74. ^ «Дженсон Баттон не пострадал после того, как ему угрожали вооруженные люди» . Би-би-си Спорт . 7 ноября 2010 г. Проверено 20 апреля 2012 г.
  75. ^ «Пресс-конференция в четверг – Бахрейн» . Автоспорт . 19 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  76. ^ Fist=work= The Independent , Роберт (21 апреля 2012 г.). «Роберт Фиск: Это политика, а не спорт. Если водители этого не видят, они — ямы» . Архивировано из оригинала 1 мая 2022 г. Проверено 21 апреля 2012 г.
  77. ^ Тремейн, Сэм (18 апреля 2012 г.). «Команда Porsche Supercup MRS покидает Бахрейн, ссылаясь на опасения по поводу безопасности» . Автоспорт . Проверено 18 апреля 2012 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Благородный, Джонатан; Элизальде, Пабло (20 апреля 2012 г.). «Форс Индия рассматривает возможность пропуска второй тренировки в Бахрейне из-за опасений по поводу безопасности» . Автоспорт . Проверено 20 апреля 2012 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б Кэри, Том (20 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна 2012: вынудили Индию пропустить тренировку из соображений безопасности» . «Дейли телеграф» . Проверено 20 апреля 2012 г.
  80. ^ Пристли, Марк (18 апреля 2012 г.). "@f1elvis — 18 апреля" . @f1elvis . Твиттер . Проверено 18 апреля 2012 г.
  81. ^ Пристли, Марк (18 апреля 2012 г.). "@f1elvis — 18 апреля" . @f1elvis . Твиттер . Проверено 18 апреля 2012 г.
  82. ^ Купер, Адам (19 апреля 2012 г.). "@adamcooperf1 — 19 апреля" . @adamcooperf1 . Твиттер . Проверено 19 апреля 2012 г.
  83. ^ Купер, Адам (19 апреля 2012 г.). "@adamcooperf1 — 19 апреля" . @adamcooperf1 . Твиттер . Проверено 19 апреля 2012 г.
  84. ^ Бенсон, Эндрю (19 апреля 2012 г.). «Автомобиль Force India сбежал с протеста против бомбы с зажигательной смесью» . Би-би-си Спорт . Проверено 19 апреля 2012 г.
  85. ^ Исон, Кевин (19 апреля 2012 г.). "@easonF1 — 19 апреля" . @easonF1 . Твиттер . Проверено 19 апреля 2012 г.
  86. ^ Ноубл, Джонатан (19 апреля 2012 г.). «Член Force India покидает Бахрейн после инцидента» . Автоспорт . Проверено 19 апреля 2012 г.
  87. ^ Тремейн, Дэвид ; Тейлор, Джером (19 апреля 2012 г.). «Механики Формулы-1 бегут из Бахрейна после взрыва бомбы с зажигательной смесью во время уличных протестов» . Независимый . Архивировано из оригинала 1 мая 2022 г. Проверено 20 апреля 2012 г.
  88. ^ Благородный, Джонатан; Элизальде, Пабло (19 апреля 2012 г.). «Нико Хюлкенберг говорит, что неправильно, что члены команды Формулы-1 должны опасаться за свою безопасность в Бахрейне» . Автоспорт . Проверено 19 апреля 2012 г.
  89. ^ Бенсон, Эндрю (20 апреля 2012 г.). "@andrewbensonf1 — 20 апреля" . @andrewbensonf1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  90. ^ Аллен, Джеймс (20 апреля 2012 г.). «@jamesallenonf1 — 20 апреля» . @jamesallenonf1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  91. ^ Ноубл, Джонатан (20 апреля 2012 г.). "@noblef1 — 20 апреля" . @noblef1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  92. ^ «Бахрейн пытается помешать антиправительственным митингам» . Вашингтон Пост ; Компания Вашингтон Пост . 13 февраля 2011 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  93. ^ «Йеменцы участвуют в конкурирующих протестах «Дня ярости»» . Арабские новости . Саудовская исследовательская и издательская компания. 3 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  94. ^ «Полиция на юге Йемена разгоняет протесты «Дня ярости»» . Новости Google . Аден, Йемен: Google Inc. Agence Presse-France. 11 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2011 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  95. ^ Хит, Даррен (20 апреля 2012 г.). "@F1Photographer — 20 апреля" . @F1Фотограф . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  96. ^ Ноубл, Джонатан (20 апреля 2012 г.). "@noblef1 — 20 апреля" . @noblef1 . Твиттер . Проверено 20 апреля 2012 г.
  97. ^ Ноубл, Джонатан (20 апреля 2012 г.). «Форс Индия поддерживает решение продолжить Гран-при Бахрейна» . Автоспорт . Проверено 20 апреля 2012 г.
  98. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (20 апреля 2012 г.). «Экклстоуна не волнуют проблемы безопасности в Бахрейне, поскольку Force India прекращает тренировки» . Автоспорт . Проверено 20 апреля 2012 г.
  99. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (20 апреля 2012 г.). «Наследный принц Бахрейна исключает отмену Гран-при» . Автоспорт . Проверено 20 апреля 2012 г.
  100. ^ Блэк, Ян (20 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна усиливает поляризацию стран Персидского залива» . Хранитель . Проверено 20 апреля 2012 г.
  101. ^ «Протесты в Бахрейне: полиция разгоняет толпу на Жемчужной площади» . Новости Би-би-си. 17 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  102. ^ «Активисты СМИ нападают на Бахрейн на бордюрах Гран-при» . Рейтер Великобритания . 20 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  103. ^ «Бахрейн: Активист найден мертвым перед Гран-при» . Би-би-си . 21 апреля 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
  104. ^ «Анонимный пресс-релиз – Операция Бахрейн» . АнонПаста . Аноним . 19 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  105. ^ Кэри, Том (20 апреля 2012 г.). «Гран-при Бахрейна 2012: город горит, но Берни Экклстоун настаивает, что шоу должно продолжаться» . Телеграф . Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
  106. ^ Верт, Рэй (20 апреля 2012 г.). «СРОЧНО: Anonymous отключили сайт Формулы 1 с помощью DDOS-атаки» . Ялопник . Гоукер Медиа . Проверено 21 апреля 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68bf64a6c530a34cf895d04e7d21a321__1717765620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/21/68bf64a6c530a34cf895d04e7d21a321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2012 Bahrain Grand Prix protests - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)