Аргентинская литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2007 г. ) |
Часть серии о |
Культура Аргентины |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
![]() |
Аргентинская литература , то есть совокупность литературных произведений, созданных писателями, выходцами из Аргентины, является одной из самых плодовитых, актуальных и влиятельных во всем испаноязычном мире, с такими известными писателями, как Хорхе Луис Борхес , Хулио Кортасар , Леопольдо Лугонес и Эрнесто. Сабато .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Фактически, само название страны происходит от латинизма, впервые появившегося в литературном источнике: Мартина дель Барко Сентенеры эпической поэме «Аргентина » (1602). Это сочинение состоит из 10 000 стихов и описывает ландшафт, а также завоевание территории. Это слово было вновь введено в аргентинскую рукопись , прозаическую хронику Руя Диаса де Гусмана.
Аргентинская литература началась около 1550 года с творчества Матиаса Рохаса де Окендо и Педро Гонсалеса де Прадо (из Сантьяго-дель-Эстеро , первого важного городского поселения в Аргентине), писавших прозу и стихи . Частично они были вдохновлены устной поэзией аборигенов — в частности, по словам Карлоса Абрегу Виррейры, лулесами , присяжными , диагитас и тонокоте . Симбиоз в качестве возник между аборигенными и испанскими традициями, создав особую литературу, географически ограниченную (вплоть до XVIII века) северными и центральными регионами Аргентины с провинцией Кордова ее центра, благодаря основанию Национального университета Кордова . Из этого периода выделяются два имени: Гаспар Хуарес Бавиано и Антония де ла Пас и Фигероа, также известная как «Беата Антула».
Постепенно, по мере экономического процветания порта, культурная ось переместилась на восток. Письма колониальной эпохи (наместничество- неоклассицизм , барокко и эпос ) выросли под защитой независимого рвения: Висенте Лопес-и-Планес , Панталеон Риварола и Эстебан де Лука .
В 17 веке аргентинская литература в стиле барокко была бедна по сравнению с литературой Европы и некоторых других частей Нового Света. Единственным выдающимся поэтом этого периода был Фрей Хосе Луис де Техеда, написавший Coronas líricas и El peregrino de Babilonia.
Культурная независимость от Испании
[ редактировать ]
Как и на остальной части континента, в Аргентине присутствовало сильное чувство эмансипации от Испании. До обретения независимости некоторые авторы- неоклассики, такие как Хуан Крус Варела, написали множество работ, связанных с этим революционным духом, но все еще находящихся в парадоксальной испанской сфере.
Истинный разрыв Аргентины с испанской традицией проявился в литературе через принятие французского романтизма в качестве модели, постулировавшего возврат к народным источникам и к средневековью . Эту эстетику и интеллектуальность привнес Эстебан Эчеверриа, написавший первый местный реалистический рассказ « Эль Матадеро » («Бойня»), а также нативистскую поэму « Ла Каутива » («Пленница») на пампасов фоне . Его колючее остроумие и противодействие могущественному губернатору Буэнос-Айреса Хуану Мануэлю де Росасу вынудили его покинуть страну.
В середине XIX века Хосе Мармол опубликовал первый аргентинский роман «Амалия» (1851–1852), исторический роман, действие которого происходит в мрачном 1840 году, в котором смешаны вымышленные персонажи (Амалия, Даниэль Белло, Эдуардо Бельграно) с реальными историческими персонажами, такими как Хуан Мануэль де Росас. [1]
По мере того как власть Росаса росла, появлялось больше литературных произведений оппозиции, таких как Хуана Баутисты Альберди пьеса « Эль Гиганте Амаполас » , хороший пример местного сайнете . В жанре эссе Доминго Фаустино Сармьенто опубликовал свое « Факундо» , особое (пере) видение жизни Факундо Кироги с детерминистской точки зрения. В этом анализе Сармьенто передал аспекты социологии и семиотики .
Эчеверриа, Мармол и Сармьенто входят в группу писателей, известных как «Generación del 37» , которые считаются первым поколением местных интеллектуалов.
Поэзия уменьшилась в боевом духе и обратилась к анекдотичному и сентиментальному: Карлос Гвидо-и-Спано и Рикардо Гутьеррес , писатели-хроники народной литературы. Лусио В. Мансилья опубликовал в 1870 году Una excursión a los indios ranqueles , своего рода хронику добровольной экспедиции для подписания мирного договора с индейцами. Его работы (отраженные в реалистической эстетике) предвосхитили «Поколение 80-х», находящееся под глубоким влиянием модернизма . Хуана Мануэла Горрити была одной из первых популярных писательниц, главным образом благодаря ее мелодраматическим повествовательным произведениям, таким как роман « La hija del mazorquero» , и основанию La alborada» журнала о культуре « .
Левая литература
[ редактировать ]
Ориентированные на Европу, даже европоцентричные темы и стили останутся нормой в аргентинских письмах, особенно из Буэнос-Айреса, в этом столетии. В (романтических) поэзиях Рафаэля Облигадо, таких как или последний Santos Vega La cautiva , большое значение придавалось природе пампы . [2] обмен некоторыми элементами с живописной литературой, имитирующей гаучо , претендующей на использование языка гаучо и отражение их менталитета. Первое течение известно как poesía nativista (нативистская поэзия) и стало литературной традицией. Второй (известный как poesía gauchesca ) развивался параллельно как часть понимания национальной идентичности этого поколения. Хотя это произведение также является произведением литературных авторов, в этом произведении в качестве главного героя с самого начала используется голос гаучо. Гауческа связана с пением паядора , который является современным эквивалентом неграмотных средневековых певцов. Произведение паядора, в отличие от гаучески , исполняется спонтанно. [3]
Первым гаушеско автором был Бартоломе Идальго , который писал во время войны за независимость , и поэтому его произведения имели сильную политическую идеологию. Его композиции в основном представляли собой cielitos ( песни в стиле паядорески , но с провокационными политическими посылами) и diálogos patrióticos (разговоры между двумя персонажами о текущих событиях).
Во втором периоде на Гауческу повлияла борьба между политическими фракциями. Эстанислао дель Кампо и Иларио Аскасуби — наиболее типичные писатели этого периода. Дель Кампо написал «Фаусто» — стихотворение, которое было прочитано как пародия на гауческу и как умная шутка в адрес горожан. [4] В стихотворении Анастасио Эль Полло встречает друга и рассказывает ему свои впечатления от конкретного события: он видел Дьявола. Чего Эль Полло не знает (или делает вид, что не знает), так это того, что все, что он видел, на самом деле было оперным представлением в Театре Колон . [5]
Последним автором гаучески является Хосе Эрнандес , автор Мартина Фиерро . Гауческа отказывается от своего политического влияния и становится социальной в том смысле, что гаучо исчезают, главным образом из-за Сармьенто и новой экономической модели. Эрнандес считается ответственным за консолидацию стиля гаушеско.
Поколение 1880 года
[ редактировать ]Поколение 1880 года подчеркивало европейский колорит и культурное превосходство Буэнос-Айреса . Миграционный поток смешанного этнического состава усилил превращение большой деревни в космополитический мегаполис . Поэзия этого периода лирична: Леопольдо Диас и Альмафуэрте . Последний обычно изображает жизнь рабочего в страстных нападках на противоречия современного общества. Альмафуэрте (псевдоним Педро Бонифасио Паласиос ) также был учителем и журналистом, чьи мнения и статьи доставляли ему массу проблем.
Эссе — новый жанр, развившийся в конце 19 века: Хосе Мануэль Эстрада , Педро Гойена и Хоакин В. Гонсалес .
Повествовательные произведения колебались между социальными проблемами и народной литературой. Преобладающей тенденцией был реализм , лучше всего представленный Мигелем Кане в его автобиографическом романе «Ювенилия» . Другими писателями, оказавшими влияние на реализм, были Лусио В. Мансилья, Франсиско Сикарди, Бенито Линч и Карлос Мария Окантос. Натурализм также был важной тенденцией конца века. Аргентинским натурализмом руководил Эухенио Камбасерес в его романах «Грех румбо» и «Сентиментальная музыка» , почти забытых сегодня. Камбасерес был вдохновлен теорией Эмиля Золя о натуралистическом подходе к литературному творчеству, но его идеология претерпела значительные изменения. Хулиан Мартель и Антонио Аргерих с «Невиновными или виновными»? добавил высоконравственный оттенок аргентинскому натурализму.
Современный
[ редактировать ]
К концу XIX века под руководством никарагуанца Рубена Дарио модернизм появляется в латиноамериканской литературе. Изысканность манеры и сильное влияние символизма подводят итог новому жанру, который вдохновляет самого ясного голоса в поэзии, Леопольдо Лугонеса , автора первого аргентинского научно-фантастического рассказа. Первое по-настоящему современное поколение аргентинской литературы — Мартинфьерристас (около 1922 г.). Движение вносит интеллектуальную доктрину, в которой объединяется ряд современных тенденций: тенденция, представленная группой Флориды , присущей ультраизму , с Оливерио Хирондо , Хорхе Луисом Борхесом , Леопольдо Марешалем и Маседонио Фернандесом; и направление Боэдо, вдохновленное русским реализмом , с Раулем Гонсалесом Туньоном, Сезаром Тьемпо и Элиасом Кательнуово. Рикардо Гуиральдес , однако, остается классическим по стилю, придавая совершенно новую свежесть поэзии гаучески и написав, возможно, роман « Дон Второй Сомбра ».
Бенито Линч (1885–1951), эксцентричный писатель рассказов, который, как и Гюральдес, нелегко вписывается в какое-либо «поколение», писал свои причудливые рассказы в очаровательной неогаушистской примерно в это же время манере.Между концом этого десятилетия и началом следующего появилось поколение Novísimos («Новейшие»), поколение поэтов (Артуро Камбурс Окампо, Карлос Карлино и Хосе Портогало), писателей-фантастов (Артуро Черретани, Роберто Арльт , Луис Мария Альбамонте). и Луис Орасио Веласкес) и драматурги (Роберто Валенти, Хуан Оскар Понферрада и Хавьер Вильяфанье). Группа продвигала философские размышления и новую сущность Аргентинидада . Леопольдо Марешаля Роман «Адан Буэносайрес», опубликованный в 1948 году и получивший высокую оценку Хулио Кортасара в 1949 году.
Также следует отметить литературное творчество Леонардо Кастеллани (1899–1981), священника-иезуита, оставившего значительную часть эссе, романов, рассказов и стихов. Изгнанный из Общества Иисуса , откровенный Кастеллани также широко игнорировался – как и его современник Марешаль – литературной интеллигенцией своего времени из-за его националистической идеологии.
Поколение '37
[ редактировать ]«Поколение 1937 года» сосредоточено на поэзии, где оно развило описательное, ностальгическое и медитативное творчество Рикардо Э. Молинари , Висенте Барбьери , Ольги Ороско , Леона Бенароса и Альфонсо Сола Гонсалеса. Писатели-фантасты придерживались идеализма и магического реализма (Мария Граната, Адольфо Биой Касарес , Хулио Кортасар , Сильвина Окампо ) или более тонкой форме реализма Мануэля Мухика Лайнеса , Эрнесто Л. Кастро, Эрнесто Сабато и Абелардо Ариаса) с некоторыми городскими штрихами, как а также народная литература (Хоакин Гомес Бас и Роджер Пла).
Эссеистов не так много. Антонио Пагес Ларрайя, Эмилио Карилья, Луис Солер Каньяс — одни из немногих, кто выделяется, хотя величайший аргентинский эссеист после Сармьенто — Эсекьель Мартинес Эстрада — также принадлежал к «Поколению 37-го». Многие из этих писателей, а также ряд европейских писателей внесли значительный вклад в Sur , литературный журнал, издаваемый Викторией Окампо , известным комментатором современной культуры.
Неогуманизм, экзистенциализм и другие влияния
[ редактировать ]
В 1950 году возникла еще одна веха: новый гуманизм, ответ на Вторую мировую войну и ее последствия. На одном уровне находятся такие авангардисты , как Рауль Густаво Агирре, Эдгар Бэйли и Хулио Ллинас; с другой стороны, экзистенциалисты : Хосе Исааксон, Хулио Аристидес и Мигель Анхель Виола. Еще дальше находятся те, кто примиряет обе тенденции с региональной тенденцией: Альфредо Вейраве, Хайме Давалос и Алехандро Никотра. Другие писатели-фантасты оставили весьма напряженные свидетельства того времени: Беатрис Гвидо , Давид Виньяс , Марко Деневи и Сильвина Буллрич . В большинстве писателей сильное влияние англосаксонской и итальянской поэзии ощутимо . Особый интерес представляют поэтические произведения двух учеников Марешаля, поэтов Рафаэля Сквирру и Фернандо Демарии.
Новая тенденция началась в 1960 году и продолжалась примерно до 1990 года. Ее влияния неоднородны: Сартр , Камю , Элюар; некоторые испанские писатели, такие как Камило Хосе Села; и предыдущие аргентинские писатели, такие как Борхес, Арльт, Кортасар и Марешаль. Налицо были две тенденции: отслеживание метафизического времени и историчности (Орасио Салас, Алехандра Писарник , Рамон Плаза) и исследование городского и социального беспорядка: ( Абелардо Кастильо , Марта Линч, Мануэль Пуч , Алисия Стейнберг).
Грязная война
[ редактировать ]1970-е годы были мрачным периодом для интеллектуального творчества в Аргентине. Эпоха характеризуется изгнанием ( Хуан Гельман , Антонио Ди Бенедетто ) или смертью (Роберто Санторо, Харольдо Конти и Родольфо Уолш ) крупных писателей. Остальные литературные журналисты, такие как Лилиана Хекер , завуалировали свое мнение в своих работах. Некоторые журналисты ( Родольфо Уолш ), поэты (Агустин Тавитиан и Антонио Алиберти), писатели-фантасты ( Освальдо Сориано , Фернандо Соррентино) и эссеисты (Рикардо Эррера, Мария Роза Лохо ) выделились среди перипетий и обновили поле этических и эстетических идей. .
Текущий
[ редактировать ]1990-е годы отмечены воссоединением выживших представителей разных поколений в интеллектуальной коалиции по пересмотру ценностей и текстов, актуальных для Аргентины, когда страна переживала конец века. Некоторые примеры - Алан Паулс , Гильермо Саккоманно , Марио Арека , Анибал Кристобо , Эрнесто де Санктис , Марко Деневи , Эдгар Брау и т. д. В XXI веке некоторые из наиболее известных авторов - такие писатели, как Клаудия Пиньеро , Мариана Энрикес , Альберто Лаисека , Сезар. Айра и Эрнан Кашари .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мария Минеллоно. «Между мыльной оперой и историческим романом: проблема пола в «Амалии » Хосе Мармоля»
- ^ Эдуардо Романо. Нативизм как идеология в «Сантосе Веге» Рафаэля Облигадо : Редакционная библос
- ^ Статья в Википедии (на испанском языке)
- ^ Энрике Андерсон Имберт. Пролог к Фаусту . Буэнос-Айрес: Издательство Бельграно
- ^ Энрике Андерсон Имберт. Анализ Фауста. Буэнос-Айрес: CEAL, 1968 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Прието, Мартин (2006). Краткая история аргентинской литературы (на испанском языке). Телец. ISBN 978-9870403371 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на испанском языке) Арсе, Эмилия Изабель. « Институционализация материнской роли во время авторитарных правительств: реакция аргентинских и бразильских писателей на патриархальное построение пола и нации ». ( Архив ) (докторская диссертация). Техасский университет в Остине , май 2009 г. (аннотация на английском языке включена)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История аргентинской литературы (на испанском языке)
- Литература Аргентины (на испанском языке)
- Generacion del 37 (на испанском языке)
- Основная библиотека аргентинской литературы
- Сканер культурный
- Иммиграция в аргентинской литературе (на испанском языке)
- Истоки аргентинской литературы (на испанском языке)
- Досье Хуана Л. Ортиса
- Аргентинская литература на Argentina.ar (на английском языке)