География Месопотамии

География Месопотамии , охватывающая ее этнологию и историю , сосредоточена на двух великих реках, Тигре и Евфрате . В то время как южная часть равнинная и болотистая, близкое сближение двух рек друг с другом в месте, где холмистое плато на севере внезапно погружается в вавилонский аллювий , имеет тенденцию еще более разделять их. В самые ранние зарегистрированные времена северная часть входила в состав Месопотамии ; он был отмечен как Ассирия после возникновения Ассирийской монархии . Помимо Ассура , первоначальной столицы Ассирии, главные города страны Ниневия , Калах и Арбела находились на восточном берегу Тигра. Причиной было обильное снабжение водой, тогда как великая равнина на западной стороне должна была зависеть от ручьев, впадающих в Евфрат.
Определение Месопотамии
[ редактировать ]Месопотамия означает «(Земля) между двумя реками» на древнегреческом языке , имея в виду землю между реками Тигр и Евфрат, но этот регион можно определить в широком смысле, включив в него территорию, которая сейчас составляет большую часть Ирака, восточную Сирию, юго-восточную Турцию. [ 1 ] Самое старое известное появление названия «Месопотамия» датируется IV веком до нашей эры, когда оно использовалось для обозначения земли к востоку от Евфрата на севере Сирии . [ 2 ] В наше время это слово стало более широко применяться ко всем землям между Евфратом и Тигром . [ нужна ссылка ] таким образом, включив в себя не только часть Сирии, но также почти весь Ирак и юго-восточную Турцию , а также части юго-западного Ирана. [ 3 ] Соседние степи к западу от Евфрата и западную часть гор Загрос также часто включают в более широкий термин Месопотамия. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Дальнейшее различие обычно проводится между Верхней или Северной Месопотамией и Нижней или Южной Месопотамией. [ 7 ] Верхняя Месопотамия , также известная как Джазира, представляет собой территорию между Евфратом и Тигром от их истоков до Багдада . [ 4 ] Нижняя Месопотамия — территория от Багдада до Персидского залива . [ 7 ] В современном научном использовании термин «Месопотамия» часто также имеет хронологический оттенок. В современной западной историографии региона термин «Месопотамия» обычно используется для обозначения территории с начала времен, до мусульманского завоевания в 630-х годах, при этом арабские названия Ирак и Джазира используются для описания региона после этого события. . [ 3 ] [ 8 ]
Верхняя Месопотамия
[ редактировать ]

Эта обширная равнина имеет длину около 250 миль (400 км), прерывается лишь единственным известняковым хребтом, резко поднимающимся над равниной и ответвляющимся от гор Загрос под названиями Саразур , Хайнрин и Синджар . Многочисленные остатки старых поселений показывают, насколько плотно этот ровный участок когда-то был заселен, хотя сейчас он в основном представляет собой дикую местность. К северу от плато возвышается хорошо орошаемая и холмистая полоса местности, в которую впадают невысокие гряды известняковых холмов, иногда засушливых, иногда покрытых карликовым дубом и часто замыкающихся между их северным и северо-восточным склоном и главной горной линией от которые они отделяют, богатые равнины и плодородные долины. Позади них возвышаются массивные хребты Евфрата и Загроса, где берут начало Тигр и Евфрат и которые отрезают Ассирию от Армении и Курдистана . Само название Ассирия произошло от названия города Ашшур или Асур , ныне Калат Шеркат (Кале Шергат), на правом берегу Тигра, на полпути между Великий и Маленький Заб . Он оставался столицей еще долгое время после того, как ассирийцы стали доминирующей державой в Западной Азии, но в конечном итоге был вытеснен Калахом ( Нимруд ), Ниневией (Неби Вунус и Куюнджик) и Дур-Шаррукином (Хорсабад), примерно в 60 милях (97 км). дальше на север.
Нижняя Месопотамия
[ редактировать ]В отличие от засушливого плато Месопотамии простиралась богатая аллювиальная равнина Халдеи , образованная отложениями двух великих рек, которые ее окружали. Почва была чрезвычайно плодородной и изобиловала трудолюбивым населением. На востоке возвышались горы Элама , на юге были морские болота и калды, или халдеи, и другие арамеи , а на западе цивилизация Вавилонии вторгалась за берега Евфрата, на территорию кочевых древних семитоязычных народов ( или Сути). Здесь стоял Ур (Мугейр, точнее Мукайяр), самая ранняя столица страны; и Вавилон с его пригородом Борсиппой (Бирс Нимруд), а также двумя Сиппарами (Сепарваимами Писания, ныне Абу-Хабба) занимали как арабский, так и халдейский берег реки. Арахту, или «река Вавилона», протекала мимо южной стороны города, а к юго-западу от него, на Аравийском берегу, лежало великое внутреннее пресноводное море Наджаф , окруженное скалами из красного песчаника значительной высоты, в 40 милях ( 64 км) в длину и 35 в ширину в самой широкой части. Выше и ниже этого моря, от Борсиппы до Куфы, простираются знаменитые халдейские болота, где Александр Македонский был почти потерян (Арриан, Eup. Al. VII. 22; Страбон XVI. I, § 12); но они зависят от состояния канала Хиндия и полностью исчезают, когда он закрывается.
К востоку от Евфрата и к югу от Сиппары, Кутхи и Вавилона находились Киш (Ультамир, в 9 милях (14 км) к востоку от Хиллы), Ниппур (Ниффер) – где стояло великое святилище Эл-лу, древнего Бел-Урука или Урук (араб. Варка ) и Ларса (араб. Сенкера ) с храмом бога Солнца, вероятно, к востоку от Шатт-эль-Хая. древним руслом Тигра был Лагаш ( Телло ), сыгравший важную роль в ранней вавилонской истории.
Первобытный морской порт страны, Эриду , место поклонения Эа, богу культуры, находился немного южнее Ура, на западном берегу Евфрата. Сейчас он находится примерно в 130 милях (210 км) от моря; поскольку со времени основания Спасина Харакса (Музамра) во времена Александра Великого в результате заиления берега образовалось около 46 дюймов земли, или около 115 футов (35 м) в год, город будет существовали, возможно, 6000 лет назад. Болота на юге, как и прилегающая к ним пустыня, часто посещались арамейскими племенами; из них наиболее известными были халдеи, которые при Мардук-апла-иддине II стали хозяевами Вавилона и дали свое имя в более поздние времена всему населению страны. Объединенный поток Евфрата и Тигра, протекавший через болота, был известен вавилонянам как ндр маррати , «соленая река» (ср. Книгу Иеремии 1:21), название, первоначально применявшееся к Персидскому заливу .
Аллювиальная равнина Вавилонии называлась Эдином , хотя это название ограничивалось «равниной» на западном берегу реки, где бедуины пасли стада своих вавилонских хозяев. Этот «банк» или кисад вместе с соответствующим западным берегом Тигра (по мнению Фрица Хоммеля , современный Шатт эль-Уай) дал название земле Хесед , откуда произошло Касдим или Касдин еврейской Библии. В ранних надписях Лагаша весь район известен как Гу-Эдинна , шумерский эквивалент семитского Кисад Эдини . Прибрежная зона также была известна как Гу-губба (аккадский Кисад тамтим ) «берег моря».
Более полное название южной Месопотамии было Кенги , «земля» или Кенги Шумер , «земля Шумера». Предполагается, что Шумер является оригиналом библейского Синара и Санхара букв Амарны . Противостоянием Кенги и Шумеру были Урра (Ун) и Аккад или северная Вавилония. Первоначальное значение слова Урра, возможно, было «глинистая почва», но позже оно стало обозначать «верхнюю страну» или «горную местность», а кенги — «низменность». В семитские времена Урра произносилась как Ун и смешивалась с Уру , «город» как географический термин, однако оно было заменено Аккаду , семитской формой Агаде — написанного Аккаттим в эламских надписях — имени Саргона Аккадского . капитал. Возвышение империи Саргона было вероятной причиной расширения названия Аккад; отныне в императорском титуле «Шумер и Аккад» обозначали всю Вавилонию. После завоевания страны касситами северная Вавилония стала называться Кар-Дунияш, «стеной бога Дунияска», из-за ряда фортов, подобных той, что построил Навуходоносор II между Сиппаром и Описом, чтобы защитить свое царство от нападений с севера. Поскольку последней была «Стена Семирамиды », упомянутая Страбоном возможно, представлял собой Срединную стену Ксенофонта (xi. 14. 8), то Кар-Дунияш , (Анаб. ii. 4. 12), следы которой нашел Ф. Р. Чесней. простирается от Фаллуджи до Джибара.
Многолетнее орошение
[ редактировать ]Плотное население возникло в результате тщательно продуманного орошения Вавилонской равнины, которая первоначально освободила ее от чумных и необитаемых болот и сделала ее самой плодородной страной в мире. Наука об ирригации и инженерном деле, по-видимому, впервые получила развитие в Вавилонии, которая была покрыта сетью каналов, искусно спланированных и регулируемых. Три главных из них несли воды Евфрата в Тигр над Вавилоном: канал Забзаллат (или Нахр Сарсар), идущий от Фалуджи до Ктесифона , канал Кута от Сиппары до Мадама, проходящий по пути Телль-Ибрагима или Кут'а. и Королевский канал или Ар-Малха между двумя другими. Последний, который, возможно, обязан своим названием Хаммурапи , проводился от Евфрата к Упи или Опису, который, как показал Х. Винклер ( Altorientalische Forschungen , II, стр. 509 след.), находился недалеко от Селевкии на западе. берег Тигра. Паллакопас, называемый в нововавилонских текстах Паллуккату, начинался от Паллуккату или Фаллуджи и шел параллельно западному берегу Евфрата до Иддарату или Тередона, (?) орошал огромный участок земли и снабжал большое озеро вблизи Борсиппа. Б. Мейснер, возможно, прав, отождествляя его с «Каналом бога Солнца» ранних текстов.
Благодаря этой системе орошения в Вавилонии была развита обработка почвы. Согласно Геродоту (1.193), пшеница обычно возвращается сеятелю в двухсоткратном размере, а иногда и в трехсоткратном. Плиний Старший ( HN xviii. 11) утверждает, что его разрезали дважды, и после этого его можно было использовать для содержания овец, а Беросс заметил, что пшеница, кунжут , ячмень , офрис , пальмы , яблоки и многие виды очищенных фруктов росли дико, как пшеница. все еще делает это в окрестностях Аны . Персидская армией поэма прославляет 360 применений пальмы (Страбон, XVI, I, 14), а Аммиан Марцеллин (XXIV, 3) говорит, что от места, достигнутого Юлиана , до берегов Персидского залива был один сплошной лес зелень.
Древние каналы
[ редактировать ]Местоположение большинства крупных городов, таких как Киш , Урук , Лагаш и др., известно достоверно, тогда как расположение мелких поселений, расположенных вдоль сети каналов, реконструировать труднее. Важным источником месопотамской топонимики является великая вавилонская энциклопедия Урра=хубуллу и комментарии к ней. Эти тексты содержат списки топонимов, но для их соотнесения с географическим положением необходимы косвенные доказательства. Наиболее полезной категорией текстов для этой цели являются маршрутные листы, в которых перечислены населенные пункты в той последовательности, в которой их проходит путешественник.
Включены важные каналы Шумера.
- канал Зуби ( Изуби , аккадский Изубитум ), короткий путь Тигра между местами современных Самарры и Багдада . Поселения вдоль этого канала включали Хибаритум и Пуш.
- канал Ирнина соединялся с каналом Зуби выше Пуша. Поселения вдоль этого канала включали Хиритум, Хурситум, Сарру-Лаба, Намзиум.
- Канал Гибил тянулся на юго-запад от Тигра до точки к югу от пограничного города Кеш , мимо ответвления, ведущего на север к этому городу. Гибил продолжал свой путь до Аписалы, где пересекался с каналом Нинагина, протекавшим на юго-восток от Забалама. Из Аписалы Гибил направился в Умму, где влился в канал Итурунгал.
- Канал Иссиннитум отходил от правого берега Евфрата выше Ниппура, проходил мимо города Исина и оттуда снова соединялся с Евфратом у Кисурры.
- Канал Итурунгал оставил Евфрат ниже Ниппура, проходя мимо Адаба, Дабрума, Забалама, Уммы, Нагсу, Бад-Тибиры и Ларсы, а также между Уруком и Энеги , прежде чем снова присоединиться к Евфрату.
- Канал Нанагугал отходил от левого берега канала Итурунгал ниже Бад-Тибиры. Он обозначал восточную границу Ура и западную границу Лагаша.
- Канал Нинагина шел от Итурунгала в Забаламе на юго-восток, минуя Гирсу, Лагаш и Нину. Он пересекался с каналом Гибил в Апичелле.
- Канал Сусука пролегал на юго-восток от Ура до Эриду.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Месопотамии | Определение, цивилизация, краткое изложение, сельское хозяйство и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Финкельштейн 1962 , с. 73
- ^ Перейти обратно: а б Фостер и Полингер Фостер 2009 , с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Утка 2011
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 222–223.
- ^ Мэтьюз 2003 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Майкл и др. 2011 год
- ^ Бахрани 1998 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бахрани, З. (1998), «Заклинание Месопотамии: творческая география в прошлом мира», Мескелл, Л. (ред.), Археология под огнем: национализм, политика и наследие в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке , Лондон: Рутледж, стр. 159–174, ISBN. 978-0-415-19655-0
- Канард, М. (2011), «Аль-Джазира, Ходжазират Ахур или Ихлим Ахур», в Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Хайнрихс, WP (ред.), Энциклопедия ислама, второе издание , Лейден: Brill Online, OCLC 624382576
- Финкельштейн, Дж. Дж. (1962), «Месопотамия», Журнал ближневосточных исследований , 21 (2): 73–92, doi : 10.1086/371676 , JSTOR 543884 , S2CID 222432558
- Фостер, Бенджамин Р.; Полингер Фостер, Карен (2009), Цивилизации Древнего Ирака , Принстон: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-13722-3
- Мэтьюз, Роджер (2003), Археология Месопотамии. Теории и подходы , Приближаясь к прошлому, Милтон-сквер: Рутледж, ISBN 0-415-25317-9
- Микель, А.; Брайс, WC; Сурдел, Д.; Обен, Дж.; Холт, премьер-министр; Келидар, А.; Блан, Х.; Маккензи, Д.Н.; Пеллат, Ч. (2011), «Ирак», в Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.), Энциклопедия ислама, второе издание , Лейден: Brill Online, OCLC 624382576
- Уилкинсон, Тони Дж. (2000), «Региональные подходы к месопотамской археологии: вклад археологических исследований», Журнал археологических исследований , 8 (3): 219–267, doi : 10.1023/A:1009487620969 , ISSN 1573-7756 , S2CID 140771958
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуглас Фрейн, Раннединастический список географических названий (1992).
- Петр Штайнкеллер, О чтении и местонахождении топонимов ÚR×Ú.KI и A.ḪA.KI, Журнал клинописных исследований, Vol. 32, № 1 (январь 1980 г.), стр. 23–33.
- Уильям В. Халло, Дорога к Эмару, Журнал клинописных исследований, Vol. 18, № 3 (1964), стр. 57–88.