Бристоль Тип 173
Тип 173 | |
---|---|
![]() | |
Второй прототип Bristol 173 демонстрируется на авиасалоне в Фарнборо в 1954 году. | |
Роль | 13-местный пассажирский вертолет |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Первый полет | 3 января 1952 г. |
Количество построенных | 5 |
Развитый в | Бристоль Бельведер |
Bristol Type 173 — британский двухмоторный с тандемными винтами транспортный вертолет , построенный компанией Bristol Airplane Company . [ 1 ] Он был разработан Раулем Хафнером как гражданский транспортный вертолет, но вызвал интерес у военных. Он не пошел в производство, но был преобразован в Bristol Belvedere , который эксплуатировался Королевскими ВВС с 1961 по 1969 год.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Тип 173 представлял собой развитие тандемного несущего винта более раннего Type 171 Sycamore одновинтового вертолета . На нем использовались два двигателя и несущая установка Sycamore Leonides Major с новым фюзеляжем. [ 2 ] Редукторы роторов были соединены валом, который позволял одному двигателю приводить в движение оба ротора в случае отказа одного из двигателей. [ 2 ]
Первый самолет Type 173 Mk 1, зарегистрированный G-ALBN, совершил свой первый полет в режиме зависания 3 января 1952 года, но имел тенденцию лететь задом наперед. После приземления со второго висения возник земной резонанс. [ 2 ] Модификации самолета, направленные на исправление этих недостатков, задержали первый полет из режима висения, который произошел 24 августа 1952 года. [ 2 ]
В 1953 году он прошел оценку Королевских ВВС (с серийным номером XF785 ), а также провел ходовые испытания для Королевского флота на авианосце HMS Eagle . [ 2 ] Для преодоления резонанса в фюзеляже позже на него установили четырехлопастные несущие винты. [ 2 ]
Второй Тип 173 получил обозначение Тип 173 Mk 2 , имел военный серийный номер XH379 и имел измененное шасси с поворотными передними колесами и фиксированными задними колесами. [ 2 ] Он также был оснащен небольшими короткими крыльями спереди и сзади для улучшения крейсерской скорости; короткие крылья были сняты после нескольких полетов, когда вертолет использовался для военно-морских испытаний, и было добавлено горизонтальное хвостовое оперение. [ 2 ] В результате испытаний Королевский флот проявил интерес к заказу этого типа для использования в качестве авианосца. [ 2 ]
В августе 1956 года второй прототип был передан в аренду компании British European Airways для оценки. [ 2 ] [ 3 ] Самолет Mk 2 был уничтожен в результате аварии во время авиашоу в Филтоне в сентябре 1956 года. Вертолет сначала врезался в землю носовой частью при переходе из режима висения в полет вперед. Экипаж не пострадал, но самолет списали. [ 4 ] После крушения хвостовое оперение было снято с Mk 2 и установлено на Mk 1, чтобы определить наилучшую конфигурацию устойчивости. [ 5 ] Прототипы Mk 1 и Mk 2 были оснащены двумя 9-цилиндровыми двигателями Alvis Leonides 73 мощностью 550 л.с. (410 кВт) каждый. [ 6 ]
Компания получила контракт на три оценочных вертолета от Министерства снабжения . Эти улучшенные Type 173 Mk 3 имели четырехлопастные несущие винты, более высокий кормовой пилон для повышения эффективности в порывистом воздухе, более прочные планеры. [ 7 ] и оснащались 14-цилиндровыми Alvis Leonides Major мощностью 850 л.с. двигателями [ 2 ] Они должны были использоваться для оценки Королевскими военно-воздушными силами и Королевским флотом, которые в 1953 году выпустили спецификации для тандемных вертолетов. [ 2 ]
Требования Королевского военно-морского флота (спецификация HR.146) касались самолета с двигателем Leonides Major для корабельного вертолета для противолодочных, спасательных и транспортных задач, спецификация HR.149 предназначалась для аналогичного самолета для Королевского военно-морского флота Канады. [ 2 ] Королевские ВВС выпустили спецификацию H.150 на транспортный вертолет общего назначения с возможностью подъема крупногабаритных внешних грузов.
Бристоль произвел три конструкции: Тип 191 для удовлетворения требований Королевского военно-морского флота, Тип 192 для Королевских ВВС и Тип 193, который будет построен в Канаде для Королевского военно-морского флота Канады . [ 2 ] В апреле 1956 года были размещены заказы на 94 вертолета всех трех типов, прототипы с двигателями Leonides Major и серийные самолеты с турбовальными двигателями Napier Gazelle . [ 2 ]
Третий Тип 173 впервые поднялся в воздух 9 ноября 1956 года, но дальнейшие полеты были прекращены, когда во время наземных испытаний были обнаружены перегрев двигателя и отказы трансмиссии. [ 2 ] Хотя эти проблемы не были серьезными, Адмиралтейство использовало их как часть дела об отмене британского военно-морского заказа и размещении альтернативного заказа на построенный в Вестленде вариант американского Sikorsky S-58 . [ 2 ]
Вскоре после этого Канада отменила выпуск Type 193 из соображений экономии. [ 2 ] Компания сконцентрировалась на модели Type 192 с двигателем Gazelle для Королевских ВВС, и первые два из отмененных Type 191 использовались в качестве наземных испытательных стендов Gazelle, а третий использовался в качестве стенда для контроля усталости. [ 2 ] Первоначальный заказ Королевских ВВС на 22 самолета был увеличен до 26, и первый Тип 192 (позже получивший служебное название Belvedere ) поднялся в воздух 5 июля 1958 года. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- Тип 173 Мк 1
- Первый прототип. [ 2 ]
- Тип 173 Мк 2
- Второй прототип. [ 2 ]
- Тип 173 Мк 3
- Еще три прототипа для военной оценки с четырехлопастными винтами. [ 2 ]
- Тип 191
- Проектируемый военно-морской вариант. Никогда не летал; первые два самолета использовались в качестве наземных испытательных стендов «Газель» для Типа 192. [ 2 ]
- Тип 192
- Военно-транспортный вертолет Королевских ВВС по имени Бельведер. [ 2 ]
- Тип 193
- Вариант Типа 191 для Королевского военно-морского флота Канады, не строился. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]- British European Airways для оценки
- Королевские ВВС для оценки
- Королевский флот для оценки
Самолет на выставке
[ редактировать ]Прототип Type 173 XF785 хранился в Музее Королевских ВВС в Косфорде до 2002 года, затем его перевезли в Кембл для демонстрации в Бристольской коллекции Aero, пока это место не закрылось в мае 2012 года. [ 8 ] Впоследствии он был переведен в Aerospace Bristol .
Технические характеристики (Тип 173 Мк 2)
[ редактировать ]Данные Bristol Aircraft с 1910 года. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: 13 пассажиров
- Длина: 55 футов 2 дюйма (16,82 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м)
- Пустой вес: 7820 фунтов (3547 кг)
- Полная масса: 11000 фунтов (4990 кг)
- Силовая установка: 2 14-цилиндровых радиальных двигателя Alvis Leonides Major с воздушным охлаждением, мощностью 550 л.с. (410 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 2 × 48 футов 7 дюймов (14,81 м).
Производительность
- Крейсерская скорость: 115 миль в час (184 км/ч, 100 узлов) [ 1 ]
- Диапазон: 185 миль (298 км, 161 миль)
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джексон 1973, стр. 260–263.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Барнс 1988, стр. 366–372.
- ^ Джексон 1973, с. 528
- ^ «Крушение самолета Бристоль 173 в День эфира» . Авиационный архив . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Бристоль 192, крупнейший военный вертолет Европы» . Рейс Интернешнл . 74 (2584): 170. 1 августа 1958 г. Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ Алвис Леонидес
- ^ "Леонидес Майорс в Бристоле 173", рейс 16 ноября 1956 г., стр. 775.
- ^ «Производственный список Бристоля Тип 173» . Филтон Флаер . Архивировано из оригинала 13 мая 2002 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Швейцария (1988). Бристоль Эйркрафт с 1910 г. (3-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-851778232 .
- Джексон, Эй Джей (1973). Британские гражданские самолеты с 1919 года, том 1 . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370100069 .