Аналогия Солнца
Аналогия Солнца (или сравнение Солнца , или метафора Солнца ) встречается в шестой книге « Государства» (507b–509c), написанной греческим философом Платоном как диалог между его братом Главконом и Сократом и повествуемой последним. Осторожный Сократ, побуждаемый Главконом дать определение добру, заявляет, что не способен на это. [1] : 169 Вместо этого он проводит аналогию и предлагает поговорить о «дитя добра». [1] : 169 ( греческий : «ἔκγονός τε τοῦ ἀγαθοῦ» ). Сократ раскрывает, что этим «дитя добра» является Солнце, предполагая, что подобно тому, как Солнце освещает, даруя способность видеть и быть увиденным глазом, [1] : 169 своим светом, так и идея добра освещает умопостигаемое истиной. Хотя аналогия излагает как эпистемологические , так и онтологические теории, ведутся споры о том, являются ли они наиболее аутентичными для учения Сократа или его более поздних интерпретаций Платона.
Анализ
[ редактировать ]Использование Платоном такой аналогии можно интерпретировать по разным философским причинам. Например, Платон использует их, чтобы проиллюстрировать и прояснить свои аргументы. В «Аналогии Солнца» Сократ сравнивает «Добро» с Солнцем. Платон, возможно, использовал образ Солнца, чтобы оживить свои аргументы или сделать их более понятными. Дэвид Юм однажды написал: «Все наши рассуждения, касающиеся фактов, основаны на своего рода аналогиях». [2]
Платон утверждает, что «зрение и видимая сфера недостаточны». [1] : 170 Он утверждает, что для использования других чувств достаточно самого чувства и того, что им можно ощутить (например, чтобы ощутить сладость, нужно чувство вкуса и то, что можно ощутить как сладкое), но «даже если глаза человека способны видеть, и он пытается этим воспользоваться, и то, на что он пытается смотреть, окрашено, зрение ничего не увидит, и цвета останутся невидимыми, конечно, если только не будет присутствовать еще и лишняя треть вещь, сделанная специально для этой цели». [1] : 170 Третье, о чем говорит Платон, — это свет. Посредством этой аналогии он приравнивает то, что дает нам естественный свет, Солнце, к источнику добра в этом мире.
Поскольку добро находится в умопостигаемой сфере разума и вещей, которые мы знаем,
поэтому солнце находится в видимой сфере для зрения и вещей, которые мы видим.
- Республика VI (508c) [1] : 171
Другими словами, Платон говорит, что истинная природа реальности не может быть постигнута обычными чувствами. Таким образом, нам следует использовать разум, а не органы чувств, чтобы лучше понять высшие истины Вселенной. Разуму, как и зрению, для правильного функционирования требуется «третья вещь», и эта третья вещь — идея добра Платона . Он уподобляет разум без добра зрению без света; одно не может работать с максимальной эффективностью без другого.
Что ж, вот как можно думать и об уме. Когда его объектом является нечто, освещенное истиной и реальностью, тогда оно обладает – и очевидно имеет – разумным осознанием и знанием. Однако когда его объект пронизан тьмой (то есть когда его объект — это нечто, подверженное зарождению и распаду), то он имеет убеждения и менее эффективен, потому что его убеждения рубятся и меняются, и в этих обстоятельствах он сталкивается с как лишенный интеллекта. - Республика VI (508d) [1] : 171
Сделав эти заявления, Сократ спрашивает Главкона: «... кого из небесных богов ты можешь считать причиной и хозяином того, чей свет позволяет нашему зрению так прекрасно видеть и видеть вещи?» (508а) Главкон отвечает, что и он, и все остальные ответили бы, что это солнце . Аналогично, говорит Сократ, как солнце освещает видимое светом, так и идея добра освещает умопостигаемое истиной, что, в свою очередь, дает возможность людям иметь знание. Кроме того, как способность глаза видеть становится возможной благодаря свету Солнца, так и способность души познавать становится возможной благодаря истине добра.
Пойми же, что то же самое происходит и с душой, так: когда она прочно утвердится в той области, в которой ярко сияет истина и действительное бытие, она понимает и знает это и кажется обладающей разумом; но когда ему не на чем опереться, кроме того, что смешано с тьмой, - того, что становится и погибает, - полагает он, - оно тускнеет, меняя мнения вверх и вниз, и становится как бы чем-то без причины. - Республика VI (508d) [3]
перевод WHD Rouse
Аллюзия на «...то, что становится и исчезает...» относится ко всему тому, что воспринимается телесными чувствами. Телесные чувства ясно дают понять, что все видимые вещи подвержены изменению, которое Сократ подразделяет либо на изменение становления, либо на изменение умирания. Сократ утверждает, что телесные чувства могут привести нас только к мнениям, передавая основополагающее предположение о том, что истинное знание - это то, что не подлежит изменению.
Вместо этого, продолжает Сократ, знание следует искать в «... той области, в которой ярко сияют истина и реальное бытие...» (508d). Это умопостигаемое, освещенное высшей идеей добра. Поскольку истина и бытие находят свой источник в этой высшей идее, то только о душах, просвещенных этим источником, можно сказать, что они обладают знанием, тогда как те души, которые отворачиваются, «...смешаны с тьмой...». Эта тема позже ярко проиллюстрирована в « Аллегории пещеры» (514а–520а), где узники, с детства прикованные к темной пещере, являются примерами этих душ, отвернувшихся от просветления.
Сократ продолжает, объясняя, что, хотя свет и зрение напоминают Солнце, они не могут отождествлять себя с Солнцем. Подобно тому, как Солнце ценится выше, чем свет и зрение, так и добро оценивается выше, чем знание и истина. Именно доброта позволяет нам знать истину и дает возможность иметь знание. Следовательно, добро более ценно, чем истина и знание, поскольку оно занимает более высокое место. Посредством этой аналогии Сократ помог Главкону прийти к осознанию того, что Добро имеет неоценимую ценность, будучи одновременно источником знания и истины, а также более ценным и недостижимым, чем оба. [1] : 171
Сократ также ясно дает понять, что на Солнце нельзя смотреть, поэтому его нельзя познать только посредством чувственного восприятия. Даже сегодня люди по-прежнему используют всевозможные математические модели, физику электромагнитных измерений, выводы и логику, чтобы лучше узнать и понять настоящее Солнце как удивительное существо. Реальное существо всегда находится далеко за пределами наших слов, наших мыслей и наших измерений. Мы действительно никогда не сможем полностью рассмотреть и познать Солнце целиком эмпирическим методом.
Платон далее приравнивает Солнце к высшей форме добра, называя их обоими источниками «порождения». [1] : 171 Солнечный свет не только делает объекты видимыми, но и необходим для их роста и питания, подобно тому, как добро не только делает возможным познание вещей, но и позволяет вещам существовать.
ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ | ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ |
Солнце обеспечивает не только видимость видимых вещей, но, как я думаю, вы согласитесь, также их зарождение, рост и питание, хотя само по себе оно не является порождением...
Точно так же и с известными вещами, согласитесь, что добро есть не только причина их познания, но и причина, которой они являются, причина их состояния бытия, хотя само добро не является состоянием бытия, а чем-то, превосходящим далеко превосходит его по достоинству и силе. — Республика VI (509b) [3]
перевод WHD Rouse
Главной заботой Сократа было то, что он не хотел, чтобы его последователи ставили Добро, Знание и Истину на один и тот же уровень. Вы можете достичь Добра благодаря Истине и Знанию, но то, что у вас есть Истина и Знание, не означает, что у вас есть Добро. Платон пишет:
Что ж, я говорю о том, что именно добро придает вещам, которые мы знаем, их истину и позволяет людям иметь знания. Оно отвечает за знание и истину, вы должны думать о нем как о находящемся в умопостигаемой сфере, но не следует отождествлять его со знанием и истиной, иначе вы ошибетесь: при всей своей ценности оно еще более ценно. В другой сфере правильно считать свет и зрение подобными солнцу; Так что в этой области правильно считать знание и истину сходными с добром, но не отождествлять ни то, ни другое с добром, которое должно оцениваться еще выше. — Республика VI (508e-509a) [1] : 171
В конечном счете, вся суть заключается в самом Благо. Добро (солнце) обеспечивает ту самую основу, на которой покоится вся остальная истина. Платон использует образ Солнца, чтобы помочь определить истинный смысл Добра. Добро «проливает свет» на знания, чтобы наш разум мог видеть истинную реальность. Без Добра мы могли бы видеть только физическими глазами, а не «мысленным взором». Солнце дарит свой свет, чтобы мы могли видеть мир вокруг нас. Если бы источника света не существовало, мы были бы в темноте и неспособны учиться и понимать истинную реальность, которая нас окружает. [5]
Между прочим, метафора Солнца иллюстрирует традиционную взаимосвязь между метафизикой и эпистемологией : интерпретации фундаментального существования создают — и создаются — способы познания. В нем также четко суммируются две точки зрения, которые известны Платону: его рационализм и его реализм (об универсалиях).
Сократ, взяв за основу сравнение с Солнцем, продолжает «Аналогию разделенной линии» (509d–513e), за которой следует « Аллегория пещеры» (514a–520a). По сравнению с другими метафорами, понятный метод может помочь понять Добро, символизируемое Солнцем. Разделенная линия дает детали четырехэтапного процесса перехода от мнений или теней к математике, логике, дедукции и диалектическому методу. Добро можно определить как правильное отношение между всем сущим, от людей, природы до Первопричины .
См. также
[ редактировать ]- Аллегорические интерпретации Платона
- Аналогия разделенной линии
- Платона Республика в популярной культуре
- Форма блага
- Экклезиаст
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Пойман, Луи и Вон, Л. (2011). Классика философии . Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc.
- ^ Фосл, Питер С.; Багджини, Джулиан (2010). Инструментарий философа . Блэквелл Паблишинг Лтд. с. 53.
- ^ Jump up to: а б Республика VI; пер. WHD Роуз.
- ^ «Республика Платона - Книга VI - Раздел 509b - Каталог Персея» .
- ^ Мармыш, Джон (2012). Путь философии . Уодсворт: Cengage Learning. п. 49.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генцлер, Дж. (2005). «Как познать добро: моральная эпистемология Республики Платона». Философский обзор . 114 (4): 469–496. дои : 10.1215/00318108-114-4-469 . JSTOR 30043692 .
- Хант А. и Якобсен ММ (2008). «Дорога» Кормака Маккарти и «Сравнение Солнца» Платона ». Экспликатор . 66 (3): 155. doi : 10.3200/EXPL.66.3.155-158 . S2CID 162306826 .
- Лир, Дж. (1992). «Внутри и за пределами республики». Фронезис . 37 (2): 184–215. дои : 10.1163/156852892321052605 . S2CID 170563547 .