Dassault Mirage 5
Мираж 5 | |
---|---|
![]() Чилийские воздушные силы Mirage 5MA | |
Общая информация | |
Тип | Атаковать самолеты Бомбардировщик |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Dassault Aviation |
Статус | Активный |
Основные пользователи | Французские ВВС (исторические) |
Номер построен | 582 |
История | |
Первый полет | 19 мая 1967 года |
Разработан из | Dassault Mirage III |
Варианты | IAI Nesher |
Превратился в | Привет |
Dassault Mirage 5 -это французский суперзвуковый атака самолета / бомбардировщик, разработанный Dassault Aviation в 1960-х годах, и производимый во Франции и других странах. Он был получен из популярного истребителя Dassault Mirage III и породил несколько собственных вариантов, включая IAI Kfir . На службе Пакистана Mirage 5S изменяются и способны к доставке ядерного оружия . [ 1 ]
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Mirage 5 вырос из запроса в Дассо из Израильских ВВС . Поскольку погода на Ближнем Востоке ясная и солнечная большую часть времени, израильтяне предложили удалить радар перехвата воздуха и его авионика, обычно расположенную за кабиной, из стандартного Мираж IIIE, чтобы снизить стоимость и обслуживание, и заменить их большим количеством Хранение топлива для атаки. [ 2 ] [ 3 ] В сентябре 1966 года израильтяне разместили заказ на 50 новых самолетов. Из-за предпочтения клиента некоторые варианты Mirage 5 были оборудованы радаром. [ 4 ]
Мираж 5
[ редактировать ]
Первый Мираж 5 вылетел 19 мая 1967 года. [ 5 ] Это было очень похоже на Mirage III, за исключением того, что у него был длинный тонкий нос, который расширял длину самолета примерно на полметра. Трубка Пито была отчетливо перемещена от кончика носа к носу в большинстве вариантов Миража 5. Mirage 5 сохранил двойное оружие Defa IIIE, но добавил два дополнительных пилона, в общей сложности семь. Максимальная военная нагрузка составляла 4000 кг (8 800 фунтов). Положение для ракетного двигателя SEPR было удалено. Растущая напряженность на Ближнем Востоке привела к тому, что президент Франции де Голль эмбарго Чарльз израильского Миража 5S 3 июня 1967 года. Миражи продолжали откатываться от производственной линии, даже если они были эмбюрго предоставил окончательные платежи. [ 6 ] В конце 1969 года израильтяне, у которых пилоты во Франции проверяли самолет, попросили перевести самолет в Корсику , теоретически, чтобы позволить им продолжить обучение на полете зимой. Французское правительство стало подозрительным, когда израильтяне также пытались получить топливные баки на большие расстояния и отменили ход. [ Цитация необходима ] Израильтяне, наконец, бросили попытки приобрести самолет и приняли возмещение. [ 7 ]

Некоторые источники утверждают, что сотрудничество с Францией возобновилось за пределами глаза общественности, и Израиль получил 50 Mirage 5 S в ящиках от французских ВВС , в то время как французы захватили 50 самолетов, первоначально предназначенных для Израиля, как Mirage 5f S. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Официально Израиль утверждал, что построил самолет после получения полных чертежей, назвав их iai nesher . [ 11 ] [ 12 ]
Как и Mirage IIIE, Mirage 5 был популярен среди экспортных клиентов, причем различные варианты экспорта оснащены широким спектром различной авионики. В то время как Мираж 5 был первоначально ориентирован на роль атаки с чистой погодой, с некоторыми авионическими приступами он был переориентирован на миссию воздушного боя. Поскольку электронные системы стали более компактными и мощными, можно было обеспечить Mirage 5 с повышенной способностью, даже если залив Avionics был удален, поэтому в некоторых субсиверсиях результатом был «заново изобретен» Mirage IIIE.
Разведка и двухместные версии Mirage 5 были проданы с обозначением Mirage 5R и Mirage 5D соответственно.
Мираж 5 был продан Абу -Даби , Бельгии , Колумбии , Египту , Габону , Ливии , Пакистану , Перу , Венесуэле и Заиру , с обычным списком подвариантных обозначений и вариаций в наборе. Бельгийские самолеты были оснащены в основном американской авионикой, а некоторые египетские самолеты были оснащены системой авионики MS2 от альфа-самолета Dassault-Dornier .
В 1982 году начальник пакистанского персонала AIM ACM ( генерал ) Анвар Шамим приобрел дополнительную эскадрилья Миража 5 от Франции, чтобы оказать эффективную поддержку военно -морскому флоту. [ 13 ]

В 1978 и 1980 годах Израиль продал в общей сложности 35 из своих нешерс плюс 4 самолета Nesher Trainer (Nesher TS) в Аргентину , где они были на местном уровне, сначала известная как кинжалы и после их обновления в качестве пальцев . [ 14 ] Аргентинцы проиграли два Миража IIIEA и двенадцать кинжалов во время войны с Фолклендами в 1982 году. [ 15 ] В качестве меры солидарности перуанцы передали десять своих мираж 5ps в Аргентину под названием Mirage Mara , чтобы помочь облегчить его потери. [ 16 ]
Южная Африка приобрела пять тренеров Nesher для испытаний во время собственной программы истребителя Atlas Cheetah . Все самолеты в конечном итоге были обновлены до Cheetah D. стандарта [ 17 ]
Чили включила несколько Mirage 5s под названием Mirage Elkan . [ Цитация необходима ]
Всего было построено 582 Mirage 5S, в том числе 51 израильский сеть.
Бельгийское производство
[ редактировать ]
В 1968 году правительство Бельгии приказало 106 Mirage 5s от Dassault повторно обогнать № 3 крыла на воздушной базе Bierset. Все самолеты, но первый должен был быть построен Сабкой в Бельгии. Производство компонентов на заводе Сабка -Харен возле Брюсселя последовало сборка на заводе Сабки на аэродроме Госсели, недалеко от Чарлеруа. Двигатели ATAR были произведены FN Moteurs на заводе этой компании. [ 18 ] Производство SABCA включало три версии: Mirage 5ba для роли на земле, Mirage 5BR для разведывательной роли и Mirage 5BD для обучения и преобразования.
К концу 1980-х годов Парламент была согласована программой улучшения безопасности Миража (MIRSIP), призывая к модернизации 20 низкочастотных мираж (15 Mirage 5BAS и 5 BD). Первоначальные планы включали новый более мощный двигатель, но эта идея была заброшена для ограничения стоимости. Обновление в конечном итоге включало в себя более современную кабину, новое сиденье выброса, лазерный дальномер и Канардс для повышения производительности взлета и общей маневренности. Новое правительство отменило miRsip, но Sabca было разрешено выполнять обновление, чтобы продать самолет на экспортном рынке. [ 19 ] После завершения правительство Бельгии продало все 20 самолетов в Чили, а также 4 не обновляемые Mirage 5BR и один не обновленный Mirage 5BD. [ 20 ]
Мираж 50
[ редактировать ]Разработка и последующая установка нового двигателя ATAR 09K-50 привели к следующему варианту Mirage, Mirage 50 в течение 1970-х годов. Повышенный двигатель дал Mirage 50 лучшие характеристики взлета и подъема, чем его предшественники. Mirage 50 также включал новую авионику, такую как радиолокационная система Cyrano IV. Однако, несмотря на эти обновления, это не оказалось популярным в продажах экспорта, поскольку сам Мираж 5 устарел.
Чили заказал количество Mirage 50 -х годов, получив как новую продукцию, так и обновленную Armée de L'IR MIRAGE 5S. Чилийские самолеты были позже модернизированы в соответствии с IAI KFIR и назывались Enaer Pantera. Pantera включает в себя фиксированные Канарды и другие аэродинамические улучшения, а также передовую авионику . Эти самолеты имеют расширенный нос для размещения некоторых новых систем.
В начале 1990 -х годов Dassault модернизировал партию Venezuelan Mirage IIEVS и 5S до Mirage 50.
Mirage 5 Rose
[ редактировать ]В 1990-х годах PAF запустила программу Mid-Life Update (MLU), кодовой как Project Rose (модернизация удара Element), на его стареющий Mirage III и самолеты Mirage 5 с современной авионикой, предоставленной французским, итальянским и пакистанским программным обеспечением. Полем PAF приобрел чертежи самолетов от Франции, перепланировав и переиздание его в Пакистанском аэронавтическом комплексе .
На первом этапе проекта PAF приобрел 33 бывших Королевских австралийских военно -воздушных сил истребителей Air Air Force Mirage III , которые были модернизированы и обозначены розы i . PAF закупил избыточные истребители Mirage 5F в конце 1990 -х годов Затем в конце 1990 -х годов в двух партиях . Около 20 бойцов из первой партии были обновлены с новыми кабинами, навигационными/атакационными люксами , защитными системами СПИДа и датчиком инфракрасного (FLIR), который находится под предварительным инфракрасным (FLIR) под носом и кабиной самолета, представленная Rose II. Кабины включали новые MFD, HUDS, Hotas Controls, Radar Altimeters и RWR.
Кроме того, 14 бойцов Mirage 5F из второй партии были аналогично обновлены, но с более новыми системами и обозначенной Rose III. Датчики FLIR позволяют бойцам Mirage 5 Rose специализироваться на ночной роли атаки.
Оперативная история
[ редактировать ]Бельгия
[ редактировать ]Во время войны в Персидском заливе 1991 года 18 Бельгийских Мираж 5S были развернуты в Турции вместе с немецкими альфа -самолетами и итальянскими F -104 в рамках операции, основанной на НАТО по защите Турции от потенциальных иракских атак. [ 21 ]
Пакистан
[ редактировать ]В феврале 2019 года IAF Jets нарушил пакистанское воздушное пространство и бомбил лесистую зону в Балакоте . В результате Пакистан начал ответные авиаудары (под кодовой названием « Операция Swift Restort ») по военным установкам в индийском управлении Кашмиром . Во время авиаударов два Dassault Mirage-5pas от эскадрильи № 15 сбросили свои бомбы H-4 Sow Glide, которые были направлены на их конкретные цели сотрудниками системы оружия, сидящих в Dassault Mirage-IIDAS через канал данных . Операция была успешной, и самолет вернулся безопасно. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Варианты
[ редактировать ]- Mirage 5 : Одноместное самостоятельное истребительное истребители с раданой.
- Mirage 5AD : экспортная версия Mirage 5 для Абу -Даби , ОАЭ ; 12 построено. [ 25 ]
- Mirage 5ead : одноподключенная версия для истребителей-бомбардировщиков для Абу-Даби , ОАЭ . 14 построено. [ 26 ]
- Mirage 5ba : одноместная версия Mirage 5 для Бельгии , оснащенная в основном американской авионикой; 63 построено, 62 по лицензии Сабки. [ 25 ]
- Mirage 5coa : экспортная версия Mirage 5 для Колумбии . 14 построено. [ 25 ] Оставшиеся самолеты обновляются IAI с Canard и новой авионикой. [ 27 ]
- Mirage 5d : экспорт одноэтажных самолетов Mirage 5 для Ливии ; 53 построено. [ 25 ]
- Mirage 5de : одноместная версия истребителя-бомбардировщика с радаром, оборудованная радаром для Ливии ; 32 построено. 31 выжившие обновлены с помощью радарных предупреждений, начиная с 1975 года. [ 28 ]
- Mirage 5F : одноместный истребитель для атаки на землю для французских ВВС . 50 бывшего израильского Миража 5JS. [ 29 ] Восемь самолетов, отозванных для преобразования в Mirage 50C для Чили, с восемью новыми 5FS, построенным в качестве замены. [ 30 ]
- Mirage 5G : экспортная версия Mirage 5 для Габона . Три построены. [ 25 ]
- Mirage 5G2 : четыре самолета для Габона , с предоставлением лазерного дальномеру под носом; Два новых и двух неисправных бывших Zaire 5M. [ 31 ]
- Mirage 5J : 50 самолетов были заказаны Израилем , но впоследствии французский правительство было впоследствии. Вместо этого они были доставлены в Французские ВВС как Мираж 5F . [ 29 ]
- Mirage 5M : экспортная версия Mirage 5 для Zaire ; [ 25 ] 14 построено, из которых только 11 доставили из -за нехватки финансирования. [ 32 ]
- Mirage 5ma Elkan : модернизированный самолет Mirage 5ba продается в Чили .
- Mirage 5p : экспортная версия Mirage 5 для Peru ; 22 построено. [ 33 ]
- Mirage 5p Mara : модернизированный Mirage 5p для Аргентины ; 10 самолетов, проданных Перу. [ 16 ]
- Mirage 5P3 : модернизированный самолет для Перу , с новой Litton инерционной навигационной системой , радио -альтиметрором и новым IFF ; 10 построено. [ 34 ]
- Mirage 5p4 : модернизированный самолет для Перу , со всеми улучшениями, обнаруженными на Mirage 5p3, а также на выездном дисплее , лазерный дальномер , Hotas управления , заправка в полете и способный использовать магические ракеты R.550. ; Два новых строительства плюс обновленные пожилые самолеты. [ 35 ]
- Mirage 5pa : одноместная безло радара версия Mirage 5 для Пакистана ; 28 построено. [ 25 ] Позже модернизирован с головным дисплеем и в Литтоне инерционной навигационной системой . [ 36 ]
- Mirage 5pa2 : новая самолета для Пакистана , оснащенное радаром агавы; 18 построено. [ 37 ]
- Mirage 5pa3 : новая борьба с пособием для Пакистана , также оснащенный радаром агавы и совместимы с Exocet ракетой анти-коорства . 12 построено. [ 38 ]
- Mirage 5sde : одноэтажная радарная версия истребителя-бомбардировщика для Египта , эквивалентная Mirage IIIE; 54 построено. [ 39 ]
- Mirage 5e2 : модернизированная версия атаки без радара для Египта , с системой навигации и атак, идентичной той, которая найдена на Alpha Jet MS2 . 16 построено. [ 40 ]
- Mirage 5V : однократный самолет грунтовых атак 5 для Венесуэлы ; шесть построено. 2 выжившие восстановились в соответствии с стандартом Mirage 50EV и 1 до Mirage 50DV. [ 41 ]
- Mirage 5R : самолеты разведки одноместного.
- Mirage 5br : разведка версия 5BA для Бельгии ; 27 построено, 23 в Бельгии. [ 42 ]
- Mirage 5Cor : экспортная версия Mirage 5R для Колумбии ; [ 42 ] два построены. [ 43 ]
- Mirage 5dr : экспортная версия Mirage 5R для Ливии ; Десять построено. [ 44 ] [ 45 ]
- Mirage 5rad : экспортная версия Mirage 5R для Абу -Даби , ОАЭ ; три построены. [ 26 ]
- Mirage 5SDR : экспортная версия Mirage 5R для Египта ; шесть построено. [ 39 ]
- Mirage 5dx : двухместная тренировочная версия.
- Mirage 5BD : двухместная версия 5BA для Бельгии; 16 построено, 15 построено на месте. [ 46 ]
- Mirage 5cod : двухместный тренер для Колумбии. Два построены. [ 46 ] Модернизировано с Canard и новой авионикой. [ 27 ]
- Mirage 5dad : двухместный тренер для Абу-Даби, ОАЭ. Три построены. [ 46 ]
- Mirage 5dd : двухместный тренер для Ливии; 15 построено. [ 46 ]
- Mirage 5dg : двухместный тренер для Габона; два доставлены в 1978 году. [ 31 ]
- Mirage 5dg2 : двухместный тренер для Габона; Два построены, доставлены в 1984 и 1985 годах соответственно. [ 31 ]
- Mirage 5dm : двухместный тренер для Заира; Три построены, все из которых были доставлены. [ 47 ]
- Mirage 5DP : двухместный тренер для Перу; четыре доставлены. [ 33 ]
- Mirage 5DP3 : модернизированный тренер для Перу, с теми же улучшениями, что и на Мираж 5P3; один построен. [ 48 ]
- Mirage 5DP4 : модернизированный тренер для Перу, с теми же улучшениями, что и на Мираж 5P4, за исключением заправки в полете; Один новый сборник плюс обновленные пожилые самолеты. [ 48 ]
- Mirage 5DPA2 : двухместная версия тренера для Пакистана; два построены. [ 38 ]
- Mirage 5DV : двухместный тренер для Венесуэлы; три построены. Один выживший восстановился в стандарте Mirage 50DV. [ 41 ]
- Mirage 5MD Elkan : модернизированный Mirage 5BD Самолет продается в Чили.
- Mirage 5sdd : двухместный тренер для Египта; шесть построено. [ 39 ]
- Mirage 50 : Многопользовательский истребитель-истребитель, самолеты для атаки с наземным атакой, оснащенные более мощными 49,2 кН (11 055 фунтов), сухой, 70,6 кН (15 870 фунтов) с двигателем повторного нагрева ATAR 9K-50. Доступно с радаром или без него.
- Mirage 50c : новая радарная радар Mirage 50 для Чили; шесть построено. [ 49 ]
- Mirage 50FC : восемь переработанных самолетов Mirage 5F продано Чили. [ 49 ]
- Mirage 50DC : двухместная тренировочная версия для Чили. Три встроенных, два с более низким двигателем ATAR 9C-3. [ 49 ]
- Mirage 50cn Pantera : Mirage 50C и 50FC Самолет, обновляемые Enaer с помощью израильской компании IAI для Чили с Канардом, пересмотренным, носом в стиле KFIR и новой авионикой; 13 50C и FC обновляются плюс два тренера 50DC. [ 50 ]
- Mirage 50EV : одноместная версия истребителя-бомбардировщика для Венесуэлы. Оснащены Канардом и заправкой в полете . Новый радар Cyrano IVM3, Sagem инерциальная навигационная система и дисплей с головкой . Оснащен приемником предупреждения о радаре Sherloc и диспенсером ALE-40 Chaff / Flare . Способен использовать Exocet анти-корабльную ракету . Six New-Build, а также семь модернизированных самолетов (Two Mirage IIIV, два Mirage 5V и три экстраарианского Миража 5M). [ 51 ]
- Mirage 50DV : двухместная тренировочная версия для Венесуэлы. Подобно стандарту 50В, за исключением радара и заправочного зонда, который можно использовать только для обучения (невозможно переноса топлива). Одна новая сборка плюс два обновления (один Mirage 5V и One Mirage 5DV). [ 51 ] Этот вариант также обслуживается в Эквадорских ВВС . [ 52 ]
Операторы
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]Египет : 75 в настоящее время оперативно, [ 53 ] из 101 доставленного, [ 54 ] Один из которых был сбит 14 марта 1986 года во время войны Ирана-Ирака от AIM-9 Sidewinder, запущенной иранским Grumman F-14 Tomcat . [ 55 ]
Пакистан : 92 [ 52 ] [ 56 ]
- Школа боевых командиров , PAF Base Mushaf , Mirage 5pa
- Нет. 8 эскадрилья , базовый MASROOR PAF , Mirage 5PA2, 5APA3, 5DPA2 - (1979-2022)
- 9 эскадрилья , базовый PAF Rafiqui , Mirage 5pa - (1973–1984)
- 15 эскадрилья , базовый PAF Rafiqui , Mirage 5pa, 5dr (преобразовано в J-10C в 2022 году)
- Эскадрилья № 18, база Masroor PAF , Mirage 5pa2 - (1981–1989)
- Эскадрилья № 22, базовая база PAF , Mirage 5pa, 5pa2 - (1984–2004)
- 25 эскадрилья, базовый PAF Rafiqui , Mirage 5f Rose II
- 27 эскадрилья , базовый PAF Rafiqui , Mirage 5f Rose III
Бывший
[ редактировать ]Абу -Даби /
Объединенные арабские эмираты : 32 [ 57 ]
Аргентина : 10 Mirage 5p и 39 iai nesher [ 17 ] [ 52 ] [ 58 ]
Бельгия : 106 [ 52 ] [ 59 ]
Чили : 42, 25 Мираж 5 млкан и 17 Мираж 50 [ 60 ]
Колумбия : 18 [ 52 ]
Эквадор : 6 Мираж 50 [ 52 ]
Франция : 50 [ 61 ]
Габон : 11 [ 52 ]
Израиль : 61 IAI Nesher [ 17 ]
Ливия : 110 [ 52 ] [ 62 ]
Перу : 40 [ 63 ]
Южная Африка : 5 IAI Nesher; все обновлено до атласа гепарда [ 17 ]
Венесуэла : 21, 9 Mirage 5 и 16 Mirage 50 (в том числе 4 восстановленного Миража 5, которые уже использовались Венесуэлой раньше) [ 41 ]
Заир : 17 [ 52 ]
Технические характеристики (Mirage 5f)
[ редактировать ]Данные энциклопедии мировых военных самолетов [ 64 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 15,55 м (51 фут 0 дюймов)
- Размах крыльев: 8,22 м (27 футов 0 дюймов)
- Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
- Область крыла: 35 м 2 (380 кв. Футов)
- Пустой вес: 7150 кг (15 763 фунта)
- Максимальный вес взлета: 13 700 кг (30 203 фунтов)
- Силовая установка: 1 × SNECMA ATAR 9C Afterburing Turbojet , 41,97 кН (9 440 фунтов), тяга сухой, 60,8 кН (13 700 фунтов
Производительность
- Максимальная скорость: 2350 км/ч (1460 миль в час, 1270 кН) при 12 000 м (39 000 футов)
- Скорость круиза: 956 км/ч (594 миль в час, 516 кН)
- Диапазон боевых действий: 1250 км (780 миль, 670 нми) профиль Hi-Lo-Hi с 2х 400 кг (882 фунт) бомб и максимальное внешнее топливо
- Перевозка: 4000 км (2500 миль, 2,200 нми) [ 65 ]
- Потолок обслуживания: 18 000 м (59 000 футов)
- Загрузка крыла: 391 кг/м 2 (80 фунтов/кв.
Вооружение
- Оружие: 2 × 30 мм (1,18 дюйма) Defa 552 Cannons с 125 раундами на пистолет
- Ракеты: 2 × Матра JL-100 Танк/ракетный пакет, каждый с 18 × 68-мм ракеты SNEB и 66 галлонов США (250 литров) топлива
- Ракеты: 2 × AIM-9 Sidewinder или Matra R550 Magic
- Бомбы: 4000 кг (8 800 фунтов) полезной нагрузки на пяти внешних жестких точках , включая различные бомбы, разведывательные стручки или резервуары.
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список операторов Dassault Mirage III
- Список самолетов истребителей
- Список военных самолетов Франции
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Программа ядерного оружия Пакистана: оценка архивирована 16 февраля 2013 года на машине Wayback .
- ^ Duchateau/Salvador 1990, p. 26
- ^ Джексон 1985, с. 32–34.
- ^ Джексон 1985, с. 35
- ^ Джексон 1985, с. 34
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 37
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 40
- ^ "Wing Magazine, Vol. 30/№ 4, август 2000 г., с.48, швейцарский федеральный суд" . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Получено 5 января 2007 года .
- ^ «Добро пожаловать в информационную группу Air Combat» . 1map.com . Архивировано с оригинала 26 июля 2014 года.
- ^ Рабинович, Авраам. Лодки Шербурга: Секретная израильская операция, которая произвела революцию в военно -морской войне Seaver Books, Нью -Йорк ISBN 978-0-8050-0680-3
- ^ Купер. Том. «Война истощения, 1969–1970». Архивировано 7 июля 2010 года в журнале Wayback Machine Wing через ACIG.ORG, 24 сентября 2003 г. Получено: 6 декабря 2010 года.
- ^ Бейкер, Найджел и Том Купер. «Dassault Mirage III и Mirage 5/Nesher в израильской службе». Архивировано 26 июля 2014 года в журнале Wayback Machine Wing через ACIG.Org, 26 сентября 2003 года. Получено: 6 декабря 2010 года.
- ^ Ежедневный отчет: Южная Азия . Информационная служба иностранного вещания. 1982 . Получено 13 января 2018 года .
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , стр. 243–244
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 248
- ^ Jump up to: а беременный Chenel, Liebert & 2014 , p. 250
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Dassault Mirage III и Mirage 5/Nesher в израильской службе» . Ациг 2003. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Получено 9 августа 2013 года .
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 178
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 193
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 350
- ^ "Ace Guard" .
- ^ «Операция Swift Возрасти один год» . Keymilitary.com . Алан Варнс. 19 марта 2020 года . Получено 10 августа 2022 года .
- ^ Etfa Khurshid Mirza (6 ноября 2019 г.). Прекрасная реторта (отчет). Центр исследований аэрокосмической и безопасности . Получено 10 августа 2022 года .
- ^ «Бедствие ИАФ в Балакоте два года» . PAF Falcons.com . Air Commodore (Retd) Kaiser Tufail. 26 февраля 2021 года . Получено 10 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Jackson World Air Power Journal Том 15, с. 101.
- ^ Jump up to: а беременный Джексон 1985, с.43.
- ^ Jump up to: а беременный Jackson World Air Power Journal Том 15, с. 107–108.
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 198
- ^ Jump up to: а беременный Jackson World Air Power Journal Том 15, с. 100
- ^ Джексон 1985, с. 30
- ^ Jump up to: а беременный в Chenel, Liebert & 2014 , p. 330
- ^ Делаланде, Арно (21 ноября 2017 г.). «Жан Луи М'Пеле М'Пеле полетел по-французскиму бойцу Конго» . Война скучная . Получено 20 декабря 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Jackson World Air Power Journal Том 16, с. 112.
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 167
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , стр. 167–168
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 148
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 150
- ^ Jump up to: а беременный Jackson World Air Power Journal Том 16, с. 111.
- ^ Jump up to: а беременный в Jackson World Air Power Journal Том 16, с. 98
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 315
- ^ Jump up to: а беременный в Chenel, Liebert & 2014 , p. 278
- ^ Jump up to: а беременный Jackson World Air Power Journal Том 14, с.133.
- ^ Джексон 1985, с. 51
- ^ Джексон 1985, с.53.
- ^ Jackson World Air Power Journal Том 16, с. 110.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Jackson World Air Power Journal Том 14, с. 126
- ^ Jackson World Air Power Journal Том 16, с. 119
- ^ Jump up to: а беременный Chenel, Liebert & 2014 , с. 166, 168
- ^ Jump up to: а беременный в Jackson World Air Power Journal Том 15, с. 104
- ^ Jackson World Air Power Journal Том 15, с. 116
- ^ Jump up to: а беременный Chenel, Liebert & 2014 , с. 278–281
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я «Торговые регистры» . Армстрада.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Получено 3 декабря 2014 года .
- ^ Справочник World Air Force 2022
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 314
- ^ Купер, Том; Бишоп, Фарзад (2004), Холмс, Тони; Hales-Dutton, Bruce (Eds.), Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою , Osprey Combat Aircraft, Vol. 49, Оксфорд: Osprey Publishing, Приложения: Иранский F-14A Tomcat победы, с. 87, ISBN 1-84176-787-5
- ^ «Всемирные воздушные силы 2021» . Полет Global . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Получено 2 сентября 2021 года .
- ^ Колодзи, Эдвард А. «Создание и маркетинговое оружие: французский опыт и его последствия для международной системы». Издательство Принстонского университета , 2014. ISBN 1-40085-877-1 . С. 347–350.
- ^ «Официальное прощание с самолетами аргентинского Мальвинаса Миража, после 40 -летнего обслуживания» . Mercopress. 17 августа 2015 года. Архивировано с оригинала 19 сентября 2015 года . Получено 7 сентября 2015 года .
- ^ Air International , декабрь 1994, с. 322.
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , стр. 340, 350
- ^ Dassault Aviation Mirage III
- ^ «Военно -воздушные силы: получение эскадрильи самолетов« Охотника за Хоукером » Архивировано 31 декабря 2007 года на машине Wayback ». Ливанская армия . Получено 9 июня 2012 года.
- ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 166
- ^ Дональд и озеро 1996, с. 129
- ^ Тейлор 1976, с. 48–49.
Библиография
[ редактировать ]- Atlejees, Leephy. Армскор фильм Армскора, SABC и Leephy Atlejees. Публичная трансляция SABC Television, 1972, Rebroadcast: 1982, 1984.
- Бейкер, Найджел и Том Купер. «Ближневосточная база данных: Dassault Mirage III и Mirage 5/Nesher в израильской службе». www.acig.org , Журнал Information Group Air Combat (ACIG), 26 сентября 2003 года. Получено: 1 марта 2009 г.
- БЕРФОРТ, Доминик и Андре Жуино. «Мираж III, 5, 50 и производные с 1955 по 2000 год». Самолеты и пилоты 6 . Париж: Histoire et Collections, 2004. ISBN 2-913903-92-4 .
- Карбониль, Жан-Кристоф. Французские секретные проекты 1: бойцы после войны . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2016. ISBN 978-1-91080-900-6
- «Гепари: истребители». Архимед 12 , июнь 1987 года.
- Ченель, Бернард; Лиеберт, Мишель; Моро, Эрик (2014). Мираж III/5/50 на службе за границей . Le Vigen, Франция: издания Lela Presse. ISBN 978-2-914017-76-3 .
- Купер, Том. «Ближневосточная база данных: War of Etright, 1969–1970». www.acig.org , Журнал Information Group Air Combat (ACIG), 24 сентября 2003 г. Получено: 1 марта 2009 г.
- «Дизайнер планера бомбардировщика B-1». Wings Журнал , Vol. 30/№ 4, август 2000, с. 48
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Airtime Publishing, 2000. ISBN 1-880588-24-2 .
- Дюшато, Филипе и Мафе Уэртас, Сальвадор. Мираж! Полем Osprey Publishing Limited, Лондон. 1994 ISBN 0-85045-953-2
- Грин, Уильям и Гордон Сванборо. Полная книга бойцов . Нью -Йорк: Smithmark Books, 1994, ISBN 0-8317-3939-8 .
- Jackson, Paul. Modern Combat Aircraft 23: Mirage . Shepperton, UK: Ian Allan, 1985. ISBN 0-7110-1512-0 .
- Джексон, Пол. «Mirage III/5/50 Брифинг варианта: Часть 1: Дельта Дассо». World Air Power Journal Том 14, осень/осень 1993, с. 112–137. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 1-874023-32-8 .
- Джексон, Пол. «Mirage III/5/50 Брифинг варианта: Часть 2: пятерки, пятидесятые годы, иностранцы и подтяжки лица». World Air Power Journal Том 15, зима 1993, с. 100–119. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 1-874023-34-4 .
- Джексон, Пол. «Мираж III/5/50 Брифинг варианта: Часть 3: Операторы». World Air Power Journal Том 16, весна 1994, с. 90–119. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 1-874023-36-0 .
- Озеро, Джон. "Атлас Гепарда". World Air Power Journal 27, Winter 1966. С. 42–53.
- Перес, Сан -Эметерио Карлос. Мираж: Мираж техники и политики . Мадрид: Armas 30. Редакционная статья Сан -Мартин, 1978. ISBN 84-7140-158-4 .
- Роджерс, Майк. VTOL военные исследования самолеты . Лондон: Фулис, 1989. ISBN 0-85429-675-1 .
- Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1976–77 . Лондон: ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
Первоначальная версия этой статьи была основана на статье об общественном доступе от векторат Грега Гебеля .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс; Cicalesi, Хуан Карлос; Ривас, Сантьяго. Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Кинжал, пальцем и Мара . Серия ВВС (на испанском). Vol. Арчндд из оригинала 29 декабря 2014 года . Получено 24 августа 2014 года .
- Ривас, Джеймс; Селин, Хуан Карлос (2010). Мираж III/ 5/2000 Ведущий, Техас, США: Group Publishing. ISBN 978-0-9825539-4-7 .
- Dildy, Дуглас; Calcaterra, Pablo (2017). Sea Harrier Frs 1 против Mirage III/Dagger - Южная Атлантика, 1982 . Дуэль Тол. 81. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1889-8 .
- Arrópide Rivera, Julio (февраль 2022 г.). ВВС Миардса Чили . Цветные самолеты (на испанском). Том. 1. Чили: авиационное искусство и история. ISBN 9-798798-675364 Полем Получено 15 августа 2022 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]