Чэнду J-10
J-10 Энергичный Дракон | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Многоцелевой боевой самолет |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Группа авиационной промышленности Чэнду |
Дизайнер | Чэндуский авиационно-конструкторский институт |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии |
Количество построенных | 600+ по состоянию на 2023 год [ нужна ссылка ] |
История | |
Изготовлено | 2002 – настоящее время [ 1 ] |
Дата введения | 2004 [ 2 ] |
Первый полет | 23 марта 1998 г. [ 3 ] |
Chengdu J-10 Vigorous Dragon ( китайский : 歼-10 Raptor ; пиньинь : Jiān-10 Měnglóng ; отчетное название НАТО : Firebird) [ 4 ] [ 5 ] ), представляет собой средний поколения 4,5 одномоторный многоцелевой боевой самолет с треугольным крылом и уткой . [ 2 ] Он производится Chengdu Aircraft Corporation (CAC) для ВВС Народно-освободительной армии (НОАК), ВВС Пакистана (PAF) и Военно-морских сил Народно-освободительной армии (PLANAF). J-10 в основном предназначен для боя в воздухе, но может выполнять и ударные задачи.
Разработка
[ редактировать ]
В 1981 году командующий ВВС НОАК Чжан Тинфа предложение представил Дэн Сяопину о разработке истребителя третьего поколения за 500 миллионов юаней ; Позже в том же году он был принят Центральной военной комиссией (CMC). Это была первая китайская авиационная программа, в которой были использованы современные процессы разработки и приобретения. [ 6 ] Одним из отклонений от прошлого было то, что поставщик теперь нес ответственность непосредственно перед клиентом; это позволило ВВС НОАК сообщить о своих требованиях и обеспечить их выполнение; раньше поставщики несли ответственность перед своим управляющим агентством, которое могло производить продукцию, не отвечающую требованиям конечного пользователя. [ 6 ] Еще одним отличием был выбор дизайна на конкурсе, а не передача проекта институту и использование любого дизайна, созданного этим институтом. [ 7 ]
Конструкторские предложения были сделаны тремя крупнейшими авиационными проектными институтами. Предложение Шэньяна основывалось на снятом с производства самолете J-13 с F-16 крылом типа МиГ . Предложением Хунду был -23 / Су-24 с крылом изменяемой стреловидности . Чэндуского института проектирования самолетов Предложением (CADI) была конструкция Saab 37 Viggen, основанная на снятом с производства J-9 . [ 7 ] Предложение CADI было выбрано в феврале 1984 года. В следующем месяце CADI и Чэндускому истребительному заводу было официально поручено разработать и произвести самолет соответственно. [ 8 ] Сун Вэньцун (宋文cong) стал главным дизайнером. [ 9 ]
Двигатель был выбран на стадии проектного предложения. [ 6 ] Кандидатами были улучшенный Woshan WS-6 , WP-15 или новый двигатель. Новый двигатель, в конечном итоге Shenyang WS-10 , был выбран в 1983 году. [ 10 ]
Госсовет . и КМС одобрили программу в 1986 году [ 8 ] [ 6 ] назвав его «Проект № 10». [ 8 ] В последующие годы интерес снизился, что ограничило финансирование и замедлило развитие. Война в Персидском заливе возобновила интерес и обеспечила адекватные ресурсы. [ 11 ] В отличие от более ранних программ, в J-10 удалось избежать резкого увеличения требований . [ 11 ]
Техническое развитие было медленным и трудным. J-10 представлял собой более высокий уровень сложности, чем китайские самолеты предыдущих поколений. Около 60% самолетов требовали новых технологий и деталей вместо, по данным Чэнду, обычных 30% для новых самолетов; высокая доля отражает как потребности, так и ограниченные внутренние возможности. [ 9 ] Развитие и модернизация авиационной промышленности Китая происходили одновременно с J-10; [ 9 ] [ 11 ] программа была одним из первых китайских пользователей цифрового проектирования, моделирования и тестирования. [ 12 ] включая компьютерное проектирование (САПР) и вычислительную гидродинамику . [ 9 ] J-10 был первым китайским самолетом, в конструкции которого широко использовались САПР. [ 9 ] что позволило завершить детальное проектирование в 1994 году. [ 12 ] [ 8 ] Гидравлическая система тестировалась на физических моделях из-за ограниченных возможностей цифрового моделирования. [ 9 ]
Первый J-10 был собран в июне 1997 года. [ 8 ] Лэй Цян совершил первый полет [ 9 ] 23 марта 1998 г.; [ 3 ] Лей был выбран за его опыт работы с современными зарубежными самолетами третьего поколения. [ 9 ] Учебные подразделения НОАК получили J-10 досрочно, начиная с 2003 года. [ 9 ] Испытания оружия произошли осенью того же года. [ 13 ] Проект был завершен в 2004 году. [ 8 ] Слухи о авариях во время летных испытаний на самом деле были несчастными случаями, связанными с двигателем АЛ-31. [ 14 ]
J-10 вступил в строй в 2006 году. [ 8 ] Он был официально представлен правительством Китая в январе 2007 года, когда фотографии были опубликованы информационным агентством Синьхуа . [ 14 ]
научных гидов » . К 2016 году к программе был привлечен Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) из России. По данным СибНИА, он осуществлял лишь наблюдение и инструктирование в качестве « [ 15 ]
Согласно опубликованным Национальным радио Китая изображениям учений с боевыми стрельбами ВВС НОАК в неустановленном месте в мае 2021 года, J-10C Vigorous Dragons были оснащены характерными выхлопными соплами турбовентиляторного двигателя WS-10B Taihang. [ 16 ] Это первый раз, когда WS-10 был официально замечен на боевом J-10. [ 17 ]
Спорное происхождение
[ редактировать ]В 1988 году министр обороны Израиля опроверг сообщение The Sunday Times о том, что Израиль и Китай договорились о разработке истребителя на основе IAI Lavi , проекта на базе F-16. [ 18 ] В 2006 году российские инженеры СибНИА считали, что J-10 представляет собой «более или менее версию» «Лави», вобравшую в себя «плавильный котел иностранных технологий и приобретенные методы проектирования… но существует ряд других моделей других самолетов». или технологии, являющиеся частью конфигурации, которую они получили из разных источников». [ 15 ] В 2008 году Джейнс заявил, что J-10 получил пользу от технической информации израильского проекта, ссылаясь на высокопоставленных российских инженеров, которые сказали, что слышали об этом от китайских коллег. [ 19 ]
Китайцы утверждают, что характеристики J-10, которые, как утверждается, взяты от Lavi, взяты из предыдущей конструкции самолета производителя, например, приписывая конфигурацию двойного утка J-10, подобную Lavi, работе Чэнду над отмененным J-9. [ 7 ] 1960-х и 1970-х годов; [ 8 ] эту точку зрения поддерживает Сун Вэньцун, [ 20 ] который работал над J-9 и стал главным конструктором J-10, [ 9 ] и генерал-майор ВВС НОАК Чжан Вэйган. [ 21 ]
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2010 г. ) |
J-10 был спроектирован и разработан Chengdu Aircraft Design Institute (CADI), дочерней компанией Chengdu Aircraft Corporation .

Авионика
[ редактировать ]Кабина оснащена тремя жидкокристаллическими (ЖК-дисплеями) многофункциональными дисплеями (MFD), а также разработанным в Китае голографическим проекционным дисплеем (HUD), каждый из которых полностью совместим с современным китайским усовершенствованным нашлемным прицелом (HMS) , заявленным Китайцы превзойдут HMS на Су-27, проданном Китаю. [ 22 ] [ 23 ]
Радар
[ редактировать ]Первые J-10 изначально были оснащены импульсно-доплеровским радаром (ПД) Тип 1473, разработанным 14-м институтом CETC ; Тип 1473 был назван первым в Китае «успешным» или «практичным» радаром PD. [ 24 ]
J-10B оснащен активной антенной решеткой с электронным сканированием (АФАР). [ 24 ] или радар с пассивной решеткой с электронным сканированием (PESA). [ 2 ] Согласно китайским отчетам, PESA никогда не использовалась из-за неудовлетворительных характеристик; Институт AVIC 607 и 14-й институт CETC разработали радар PESA, который мог отслеживать несколько целей одновременно, но имел меньшую дальность действия, чем радар PD. Разработка PESA и AESA задержала выпуск J-10B. [ 24 ] 14-й институт CETC помог разработать радар AESA для J-10B. [ 25 ]
Движение
[ редактировать ]
J-10 оснащен одним турбовентиляторным двигателем . J-10A поступил в производство вместе с российским Салютом АЛ-31 ФН. [ 26 ] Первоначальная версия создавала максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН ; 28 000 фунтов силы ). [ 27 ] В декабре 2013 года «Салют» сообщил, что проводит испытания модернизированного АЛ-31ФН серии 3 для Китая с увеличенным сроком службы на 250 часов и большей тягой на 1000 кгс; Серия 3 будет оснащена улучшенным J-10B. [ 28 ] [ 29 ] По сравнению с оригинальным АЛ-31Ф «Люлька-Сатурн», АЛ-31ФН устанавливался на J-10 путем поворота коробки передач и пакета принадлежностей вниз. [ 26 ]
Предполагаемый двигатель J-10 - китайский Shenyang WS-10. При разработке WS-10 возникли трудности, и производство самолета было продолжено с использованием в качестве замены Салюта АЛ-31ФН. [ 30 ] Предсерийный J-10C летал с WS-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018 года ; сопло двигателя было модифицировано с учетом малозаметности и управления вектором тяги (TVC). [ 26 ] В марте 2020 года на видео китайских государственных СМИ был показан J-10C в ливрее ВВС НОАК, оснащенный WS-10B; [ 28 ] К ноябрю 2021 года самолеты с двигателями WS-10B поступили на вооружение. [ 31 ]
Вооружение и внешние нагрузки
[ редактировать ]Внутреннее вооружение самолета состоит из Грязева-Шипунова ГШ-23 двухствольной пушки , расположенной под левым бортом воздухозаборника. Другое вооружение и оборудование монтируется снаружи на 11 точках подвески, к которым можно прикрепить 5600 кг (12300 фунтов) ракет и бомб, сбрасываемых баков с топливом или другого оборудования, такого как блоки авионики. [ нужна ссылка ]
Развернутые ракеты «воздух-воздух» могут включать ракеты «воздух-воздух» малой дальности , такие как PL-8 и PL-10 (на J-10C), ракеты «воздух-воздух» с радиолокационным наведением средней дальности, такие как ПЛ-12 и ПЛ-15 (на J-10C), неуправляемые и высокоточные боеприпасы, такие как бомбы с лазерным наведением, ракеты класса «воздух-поверхность» , такие как КД-88 , [ 32 ] противокорабельные ракеты, такие как YJ-91 A, [ 32 ] и противорадиационные ракеты , такие как YJ-91. [ 32 ]
Операционная история
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
Первый самолет был доставлен в 13-й испытательный полк 23 февраля 2003 года. Самолет был признан работоспособным в декабре того же года, после 18 лет разработки. [ 3 ] [ 33 ]
J-10C поступил на боевую службу в апреле 2018 года. [ 34 ]
Сообщается, что J-10C неизменно побеждал в моделируемых боевых боях с истребителями Су-35, приобретенными у России, поскольку уменьшенная радиолокационная заметность истребителя позволяла ему первым обнаружить цель и обстрелять ее. Меньшая радиолокационная заметность истребителя, а также значительно более совершенные датчики и вооружение как для визуального, так и для ведения боевых действий за пределами видимости были названы экспертами главными преимуществами, которые самолет сохранил. J-10C одерживал победы как над Су-35, так и над J-16 на учениях три года подряд, с 2019 по 2021 год. [ 35 ] [ нужен лучший источник ]
Пакистан
[ редактировать ]Переговоры о приобретении J-10A начались в 2006 году, когда его предложил Китай. [ 36 ] [ 37 ] но переговоры продолжались до 2012 года с предложением J-10B. [ 38 ]
В сентябре 2020 года сообщалось, что Пакистан заинтересовался J-10C. [ 39 ] В декабре 2021 года Пакистан объявил о покупке 25 самолетов J-10CE с возможностью приобретения еще 11; Ожидалось, что они вступят в строй в марте 2022 года. [ 40 ] [ 41 ] 4 марта 2022 года первая партия из 6 самолетов J-10CE для ВВС Пакистана (PAF) приземлилась на базе PAF Минхас (Камра) после перегона из Чэнду, Китай. [ 42 ] ВВС Они были официально зачислены в состав 15-й эскадрильи «Кобры » , базирующейся на базе ВВС Минхас 11 марта 2022 года. [ 5 ] [ 43 ] [ 44 ]
18 января 2024 года Пакистан нанес серию воздушных и артиллерийских ударов по территории Ирана, нацеленных на сепаратистские группы белуджей, несколько беспилотников JF-17C и Wing Loong II в сопровождении J-10CE начали атаки на группы боевиков BLA и BLF с использованием планирующих бомб GIDS B-REK. . В результате теракта погибли 9 террористов. [ 45 ]
Варианты
[ редактировать ]
- J-10A : одноместный вариант. Экспортное обозначение F-10A. [ 46 ] или FC-20 . [ 47 ]
- J-10AH : военно-морская версия J-10A.
- J-10AY : пилотажный вариант J-10A. [ 48 ]
- J-10S : тандемный учебно-тренировочный вариант J-10A. [ 49 ]
- J-10SH : военно-морская версия J-10S.
- J-10B : модернизированный J-10, первоначально обозначенный как «Супер-10». [ 50 ] Он имеет более легкий и малозаметный сверхзвуковой воздухозаборник без дивертора , более длинный носовой обтекатель, возможно, вмещающий активную РЛС с электронным сканированием , электрооптический датчик наведения ( IRST и лазерный дальномер) и новый модуль электронного предупреждения или противодействия на вершине вертикального стабилизатора. [ 51 ] Самолет оснащен двигателем АЛ-31ФН М1 ; [ 51 ] один агрегат совершил полет на WS-10A в июле 2011 года, но этот двигатель не был выбран для первоначальной производственной партии. [ 52 ] Первый полет самолета состоялся не позднее декабря 2008 года. [ 53 ]
- J-10B TVC Demonstrator : прототип истребителя на базе J-10B, оснащенный WS-10B двигателем управления вектором тяги . Истребитель обладает сверхманевренностью , способен выполнять маневр «Кобры» . [ 54 ]
- J-10C : модернизированная версия J-10B, она оснащена собственной РЛС управления огнем с АФАР и оснащена визуализирующей инфракрасной ГСН (IIR) PL-10 , WS-10B. двигателем [ 55 ] и ракеты «воздух-воздух» ПЛ-15. [ 56 ] [ 57 ]
- J-10CE : экспортная версия J-10C. [ 58 ]
- J-10CY : пилотажный вариант J-10C, замененный J-10AY. [ 48 ]
- J-10D : вариант радиоэлектронной борьбы с прямым выступающим спинным хребтом в центральной части планера, содержащий системы радиоэлектронной борьбы и противодействия. [ 59 ]
Операторы и будущие операторы
[ редактировать ]
- ВВС Народно-освободительной армии : 236 J-10A, 55 J-10B, 220 J-10C, 77 J-10S по состоянию на 2023 г. [ 60 ]
- ВВС Египта : J-10CE (неуказанное количество в заказе) [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- ВВС Пакистана : J-10CE (20 поставлено, 16 под заказ) [ 65 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]12 ноября 2016 года 1 августа тренировочный полет пилотажной группы потерпел столкновение в воздухе в провинции Хэбэй . Двухместный J-10 разбился. Пилот, капитан Юй Сюй , и второй пилот катапультировались, но Юй был сбит другим J-10 и погиб. Ю была первой женщиной, сертифицированной для управления J-10. [ 66 ]
Технические характеристики (J-10C)
[ редактировать ]

Данные из [ 67 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 [ 33 ]
- Длина: 16,9 м (55 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
- Высота: 5,7 м (18 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 37 м 2 (400 кв. футов)
- Вес пустого: 9750 кг (21495 фунтов) [ 68 ] [ ненадежный источник? ]
- Полная масса: 14 000 кг (30 865 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 19 227 кг (42 388 фунтов) [ 33 ] [ 68 ]
- Запас топлива: 4950 л (3860 кг) внутренний. [ 68 ] 4000 л (3120 кг) внешний с 3 откидными баками (2x1600л + 1x800л) [ 69 ]
- Силовая установка: 1 двигатель WS-10B турбовентиляторный с дожиганием , тяга 89,17 кН (20 050 фунтов силы), тяга 135 кН. [ 70 ] [ 71 ] - 144 кун [ 72 ] с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1,8 Маха.
- Скорость сваливания: 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов)
- Дальность: 1850 км (1150 миль, 1000 миль) [ 73 ] [ 68 ]
- Боевая дальность: 550 км (340 миль, 300 миль) [ 73 ] [ 68 ]
- Перегоночная дальность: 4600 км (2900 миль, 2500 морских миль)
- Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов) [ 68 ]
- Скорость набора высоты: 300 м/с (59 000 футов/мин) [ 74 ]
- Нагрузка на крыло: 381 кг/м 2 (78 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 1,04
Вооружение
- Guns: 1× Gryazev-Shipunov GSh-23
- Узлов подвески: всего 11 (6 подкрыльевых, 2 подвсасывающих и 3 подфюзеляжных) с вместимостью 5600 кг подвесного топлива и боекомплекта.
- Ракеты: 90-мм неуправляемые ракетные блоки.
- Ракеты:
- Бомбы:
Бомбы с лазерным наведением: (LS-500J, [ 75 ] ЛТ-2 )
Планирующие бомбы: ( LS-6 , GB3 , GB2A , GB3A )
Бомбы со спутниковым наведением: ( ФТ-1 )
Неуправляемые бомбы: 250 кг, 500 кг.
- Другие:
- До 3 внешних топливных баков (1 под фюзеляжем, 2 под крылом) для увеличения дальности полета и времени барражирования.
Авионика
- Радар
- РЛС АФАР (J-10C) [ 76 ]
- Тип 1473Н Импульсно-доплеровская РЛС управления огнем (J-10A)
- Внешние блоки авионики:
- Блок наведения K/JDC01A (на J-10A) [ 77 ]
- блок типа Hongguang-I Инфракрасный поисково-сопровождающий (на J-10A)
- СМ-802АКГ Блок прицеливания для КД-88 и YJ-91 (на J-10C) [ 77 ]
- KG600 электронного противодействия Модуль [ 77 ]
- Модуль навигации и нападения Blue Sky
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- AIDC F-CK-1 Цзин-куо
- Боинг F/A-18E/F Супер Хорнет
- Дассо Рафаль
- Еврофайтер Тайфун
- General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон
- Микоян МиГ-29/МиГ-35
- Митсубиси Ф-2
- Куплю JAS 39 Gripen.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Чэнду J-10 (Цзянь-10, Истребитель-10/F-10)» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года . Проверено 23 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Бронч 2020 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Ван Цзецин. «Раскрыта тайна процесса испытательных полетов истребителя J-10» . Южные выходные. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 года . Проверено 4 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Дженнингс, Гарет (11 марта 2022 г.). «Пакистан получает первые истребители J-10 из Китая» . Джейнс . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исследования, разработки и приобретение , стр. 2
- ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вуд и Стюарт 2019 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вуд и Стюарт 2019 , с. 62.
- ^ Авиационная двигателестроительная промышленность Китая , стр. 26.
- ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 4
- ^ Jump up to: а б Вуд и Стюарт 2019 , с. 41.
- ^ Вуд и Стюарт 2019 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас, 2013. Крылья Дракона . Бирмингем: Ian Allan Publishing Ltd.
- ^ Jump up to: а б «СибНИА остается центром российских инноваций» . 2007. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Уолдрон, Грег (21 мая 2021 г.). «Китайский J-10 достиг совершеннолетия с отечественным двигателем» . рейсглобальный .
- ^ Йео, Майк (11 мая 2021 г.). «Китай выставляет на вооружение самолеты J-10 с самодельным двигателем» . Новости обороны . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Пакистан закупает китайские самолеты на базе списанного израильского истребителя Лави» . Гаарец . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Хьюсон, Роберт. «Китайский J-10 извлек выгоду из проекта Лави»». Архивировано 26 мая 2008 г. в Wayback Machine Jane's , 19 мая 2008 г.
- ^ «Эксклюзивное интервью с генеральным конструктором J-10 Сун Вэньцуном» . 2007. Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 6 января 2007 г.
- ^ «Генерал-майор опровергает «теорию истребительного плагиата»: J-10 создан на основе J-9» . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года.
- ^ «Носовая часть и кабина перспективного китайского истребителя четвертого поколения были представлены на авиасалоне в Чжухае (фото) — подвеска, шлемный прицел, система авионики, Phoenix.com, Phoenix New Media — Huangyan News Network» . Архивировано из оригинала . 21 ноября 2015 г. Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ sina UI Team. «Это шлем пилота-истребителя J-10» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ Jump up to: а б с Вуд, Ян и Клифф 2020 , с. 45.
- ^ Вуд, Ян и Клифф 2020 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Рубен Ф. (22 ноября 2019 г.). «Dubai Airshow 2019: Китайский Чэнду продвигает экспортный вариант J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «АЛ-31ФН» (на русском языке). Салют. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джу, Хуан (5 марта 2020 г.). «Изображения показывают, что Китай начал установку отечественного двигателя WS10 на истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «ФГУП «НПО газотурбиностроения «Салют» успешно завершило первый этап стендовых испытаний на долговечность и работоспособность двигателя с учетом будущих поставок новой версии АЛ-31ФН серии 3» . Салют . 24 декабря 2013. Архивировано с сайта оригинал 9 января 2014 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ Вуд и Стюарт 2019 , с. 32.
- ^ Джованцанти, Алессандра (23 ноября 2021 г.). «25-я авиационная бригада ВВС НОАК теперь имеет на вооружении многоцелевые истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 118. ИСБН 978-09973092-5-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Sinodefence.com: Многоцелевой истребитель J-10» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 9 апреля 2007 г.
- ^ ZX, изд. (16 апреля 2018 г.). «Китайский истребитель J-10C приступает к боевому дежурству» . Синьхуанет. Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Абрамс, Авраам (2024). J-20 Mighty Dragon: первый в Азии истребитель-невидимка в эпоху военного подъема Китая . Уорвик: Гелион. п. 58.
- ^ «Пакистан поддержит Китай против «осады» США, — говорит Рашид» . Дейли Таймс (Пакистан) . 23 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Ансари, Усман (3 августа 2011 г.). «Китай официально предлагает Пакистану вариант J-10» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Истребители J-10B и 6 морских пехотинцев для Пакистана, пока идут переговоры Cino-Pak, которые приведут к тому, что Пакистан приобретет 100 супершершней J-10 и F16» . Новостное племя. 22 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2013 г. . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Чоудхури, Сринджой (6 сентября 2020 г.). «Пакистан обращается к Китаю за дополнительными истребителями и ракетами» . Времена сейчас . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Кумар, Анкит (29 декабря 2021 г.). «Пакистан подтверждает создание эскадрильи китайских J-10C в ответ на индийские самолеты Rafale» . Индия сегодня . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ "Пакистан приобрел эскадрилью элитных истребителей J-10C: сообщает" . Пакистан сегодня . 30 декабря 2021 г. Проверено 6 января 2022 г.
- ^ "Пакистан получил первую партию китайских истребителей J-10CE - SAMAA" . Samaaenglish.tv . Проверено 14 марта 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС Великобритании» . 11 марта 2022 г.
- ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
- ^ "Пояснилось: какое оружие было использовано, как именно Пакистан нанес авиаудары по Ирану?" .
- ^ «Пакистан одобряет закупку истребителей Lockheed Martin F-16 и Chengdu J-10 – 13 апреля 2006 г. – Washington DC-Flight International» . Flightglobal.com. 13 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г.
- ^ Лэй, Чжао (18 февраля 2016 г.). «Истребители НОАК выставлены на продажу» . Китайская газета . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Паркен, Оливер (29 марта 2023 г.). «J-10 изменил игру китайских истребителей 25 лет назад» . Драйв .
- ^ Копп, Карло (10 июля 2007 г.). «Двухместный вариант J-10S» . ВВС Австралии. п. 1. Архивировано из оригинала 4 августа 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Иванов, Генри (9 января 2006 г.), Китай работает над усовершенствованным истребителем «Супер-10» , Janes Defense World, заархивировано из оригинала 11 января 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Вининг, Александр; Харди, Джеймс (9 октября 2014 г.). «Появились новые фотографии J-10B» . IHS Jane's 360. Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (12 января 2015 г.). «Изображения показывают, что J-10B близки к поступлению на вооружение Китая» . Janes.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Обнаружен новый вариант J-10» . Новости обороны Джейнс. 23 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ УОЛДРОН, ГРЕГ (6 ноября 2018 г.). «J-10B TVC поражает публику в Чжухае неожиданным выступлением» . рейсглобальный. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Джованцанти, Алессандра. «Появляются изображения истребителей J-10C Пакистана» . Джейнс . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Новый BVRAAM, возможно, поступил на вооружение НОАК» . Janes.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Бронч 2020 , с. 41.
- ^ Хелфрих, Эмма; Рогоуэй, Тайлер (18 июля 2022 г.). «Китайский истребитель J-10 замечен в новой конфигурации «Big Spine»» . Драйв .
- ^ Международный институт стратегических исследований 2024 , с. 260.
- ^ https://www.eurasiantimes.com/chinese-j-10c-fighters-gun-down-f-16/
- ^ https://nationalinterest.org/blog/buzz/f-16-being-replaced-chinas-j-10c-fighter-1-air-force-212643
- ^ https://bulgarianmilitary.com/2024/09/07/egypt-selects-chinese-j-10cs-instead-of-upgrading-its-f-16vs/#google_vignette
- ^ https://simpleflying.com/thread/who-will-buy-the-chinese-made-j/
- ^ Международный институт стратегических исследований 2024 , с. 304.
- ^ Го, Кай (14 ноября 2016 г.). «Найден черный ящик самолета, в котором разбилась и погибла летчица-истребительница» . Народная газета . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Чу Вэнь (19 ноября 2019 г.). «[Продажи военной техники за рубежом] Китайский самолет третьего поколения выходит на международный рынок? J-10C дебютирует на авиасалоне в Дубае» (на традиционном китайском языке, Гонконг, 01). Проверено 23 января. 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «J-10 (Jian 10) — многоцелевой тактический истребитель Vigorous Dragon, Китай» . СПГ Медиа Лимитед. 10 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 г.
- ^ «Aerospaceweb.org | Музей самолетов — J-10/F-10» . www.aerospaceweb.org .
- ^ «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» . Джейнс.com . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Гонрада, Габриэль (27 ноября 2022 г.). «Китайские истребители отказываются от России в пользу отечественных двигателей» . Азия Таймс . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Опубликовано ВВС (17 апреля 2018 г.). «Новый истребитель ВВС J-10C находится на боевом дежурстве, что сообщило Шэньчжэньское телевидение?» на упрощенном китайском языке ( Проверено 23 ноября 2022 г. ) .
- ^ Jump up to: а б «Веб-страница удалена» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. Проверено 18 апреля 2019 г. .
- ^ «Министр обороны Южной Кореи посетил летно-испытательную базу ВВС Китая и поднялся на борт J-10_Sina Military_Sina.com» .
- ^ Рупрехт, Андреас (29 октября 2018 г.). Современные китайские военные самолеты — ВВС Китая . Издательство Гарпия. п. 46. ИСБН 978-0-9973092-6-3 .
- ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 121. ИСБН 978-09973092-6-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Бронк, Джастин (октябрь 2020 г.). Тенденции боевой авиации России и Китая (PDF) (Отчет). Отчет Уайтхолла. Том. 3–20. Королевский институт объединенных служб исследований в области обороны и безопасности . Проверено 3 сентября 2024 г.
- Эриксон, Эндрю; Лу, Ханлу; Брайан, Кэтрин; Сентябрь, Сэмюэл (2014). Исследования, разработки и приобретения в авиационной промышленности Китая: истребитель J-10 и БПЛА «Птеродактиль» . Ежегодный обзор оборонных технологий и промышленной базы Китая . 7. Калифорнийского университета . Институт глобальных конфликтов и сотрудничества
- Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Военный баланс 2024 . Рутледж. ISBN 978-1-032-78004-7 .
- Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9781082740404 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- Вуд, Питер; Уолстром, Олден; Клифф, Роджер (март 2020 г.). Авиамоторная промышленность Китая (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9798637786664 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2021 года . Проверено 22 ноября 2020 г.
- Вуд, Питер; Ян, Дэвид; Клифф, Роджер (ноябрь 2020 г.). Ракеты «воздух-воздух»: возможности и разработки в Китае (PDF) . Монтгомери, Алабама: Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9798574996270 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья на AirForceWorld.com о J-10
- Статья об истребителе J-10B
- Статья GlobalSecurity.org о J-10
- SinoDefence.com Информационный бюллетень и фотографии J-10
- Китайская военная авиация на Stormpages.com
- Статья и изображения Milavia.com о J-10 (включая характеристики J-10 из журнала Air Forces Monthly)
- Статья на SinoDefence.com о J-10B
- Статья Jane's Defense о J-10B