Кукольные люди
Кукольные люди | |
---|---|
![]() | |
Типы | Традиционный |
Искусство предков | яванский |
Потомки искусства | Балийский |
Зародившаяся культура | Индонезия |
Три жанра традиционного танца на Бали | |
---|---|
Страна | Индонезия |
Ссылка | 617 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2015 |
![]() Священные танцы Вали (Реджанг, Сангхьянг Дедари , церемония Барис ), Бебали полусвященные танцы ( Топенг Сидхакарья/Топенг Паджеган , танцевальная драма Гамбу , танцевальная драма Ваянг Вонг), Балих-Балихан развлекательные танцы ( Легонг Кратон , Джогед Бумбунг , Баронг Кет ) |
Ваянг вонг ( яванский : ꦮꦪꦁ ꦮꦺꦴꦁ ), также известный как ваянг оранг (буквально «человеческий ваянг »), представляет собой разновидность классического яванского и балийского танцевального театрального представления на темы, взятые из эпизодов Рамаяны или Махабхараты . Спектакли стилизованы под яванскую придворную культуру:
Танцевальная драма Ваянг Вонг в центральном яванском Кратоне (королевском дворе) Джокьякарты представляет собой воплощение яванского эстетического единства. Это тотальный театр, включающий танец, драму, музыку, изобразительное искусство, язык и литературу. Высококультурное чувство формальности пронизывает каждый аспект его презентации. [ 1 ]
Несмотря на тесную связь с яванской и балийской традициями, варианты танцевальной драмы ваянг вонг также можно найти в соседних яванских этнических традициях, включая сунданскую традицию.
История
[ редактировать ]Барельефные панели девятого века храма Прамбанан изображают эпизоды эпоса Рамаяна . Адаптация эпизодов Махабхараты была интегрирована в яванскую литературную традицию со времен Кахурипана и Кедири , с такими яркими примерами, как «Арджунавиваха» , написанная Мпу Канвой в 11 веке. Храм Пенатаран темы Рамаяны и Махабхараты на Восточной Яве изображает на своих барельефах яванская танцевальная драма, связанная с Ваянга эпическими темами из Рамаяны и Махабхараты . К тому времени уже существовала .
Ваянг на языке кави ( старояванский ) означает «тень», а вонг — «человек». Ваянг Вонг представлял собой выступление в стиле ваянг кулит (театр теней Центральной Явы), где роли марионеток исполняли актеры и актрисы. Первое письменное упоминание об этой форме содержится в каменной надписи Вималарама из Восточной Явы, датированной 930 годом нашей эры. [ 2 ] В настоящее время этот жанр реализуется в замаскированных и немаскированных вариациях на Центральной Яве, Бали и Чиребоне, а также в Сунда (Западная Ява). [ 3 ]
Ваянг вонг тесно связан с яванской культурой . Первоначально оно проводилось только как аристократическое развлечение в четырех дворцах Джокьякарты , Пакуаламана , Суракарты и Мангкунегарана . С течением времени оно также превратилось в популярную и народную форму. Спектакли яванского ваянг вонга регулярно ставятся на сцене под открытым небом Тримурти Рамаяна в храме Прамбанан , входящей в состав балета Рамаяна , в культурном зале Пурависата в Джокьякарте, в парке Шриведари в Соло , а также в Нгести Пандава в Семаранге .
Вариации
[ редактировать ]Помимо яванской танцевальной традиции, варианты танцевальной драмы ваянг вонг также можно найти в других традициях, в том числе в балийских и сунданских традициях.
Балийские куклы
[ редактировать ]
Ваянг вонг Бали — это балийская версия танцевальной драмы ваянг . Его современное представление обычно включается в танец кечак , где фрагменты или эпизоды из Рамаяны исполняются среди поющих танцоров кечак . Однако балийская версия ваянг вонг , в которую не входят танцоры кечак , также существует, особенно в Убуде. Ваянг Вонг Бали обычно ассоциируется с районом Булеленг . [ 4 ]
Ваянг из Чиребона
[ редактировать ]Ваянг вонг Чиребон относится к традиции танцевальной драмы ваянг в городе Чиребон , Западная Ява. Чиребон имеет два стиля ваянг вонг . Первый - это простонародная или деревенская версия, в которой исполнители находятся в масках. Второй вариант дворца Чиребон, где исполнители танца разоблачены. Чиребонский ваянг развился в начале девятнадцатого века и оказал влияние на ваянг вонг Прианган . к концу того же века [ 3 ]
Мужская марионетка
[ редактировать ]Ваянг вонг Прианган относится к сунданской версии танцевальной драмы ваянг , разработанной в регионе Прианган в центре Западной Явы. Ваянг вонг Прианган развивался в конце девятнадцатого века, достиг своего пика в регентствах Бандунг, Сумеданг, Гарут и Сукабуми в период перед Второй мировой войной и отступил к концу 1960-х годов, когда аудитория пошла на убыль. [ 3 ] В суданской традиции наиболее распространенной традицией ваянга является ваянг голек , кукольное представление с деревянными прутьями. Тем не менее, существуют также танцевальные драматические представления на тему ваянг , которые обычно исполняются в традиционной суданской драматической форме сандивара .
Гедог марионетка
[ редактировать ]
Ваянг гедог (букв. « Ваянг в маске »), еще одна форма исполнения ваянг вонг , обычно считается чем-то средним между ваянг вонг и танцем топенг . Эти представления взяты из сюжетов цикла Панджи о королевстве Джанггала . Игроки носят маски, известные как ваянг топенг или ваянг гедог . Слово гедог происходит от слова «кедок» , что, как и топенг, означает «маска». Основная тема — история любви принцессы Чандры Кираны из Кедири и Радена Панджи Асмарабангуна , наследного принца Джанггалы. Чандра Кирана был воплощением Деви Ратих (индуистской богини любви), а Панджи был воплощением Камаджаи (индуистского бога любви). Рассказ Чандры Кираны получил название « Смарадахана » («Огонь любви»). В конце сложной истории они наконец женятся и рожают сына. Панджи Асмарабангун правил Джанггалой под официальными именами «Шри Камешвара», «Прабу Сурьовиссо» и «Хино Кертапати».
Танцевальный стиль
[ редактировать ]Ваянг Вонг имеет фиксированные модели движений и костюма:
Для исполнителей-мужчин:
- Alus : очень медленное, элегантное и плавное движение. Например, танец Арджуны , Пунтадевы и всех других утонченных и стройных кшатриев . Есть два типа движения: ланьяп и лурух .
- Гага : более мужественное и мощное танцевальное движение, обычно используемое для ролей крепкого телосложения кшатриев , солдат и генералов.
- Касар : грубый стиль, используемый при изображении злых персонажей, таких как Ракшасы , огры и демоны .
- Гекул : забавный придворный шут и простолюдин, изображающий понокавана и кантрика .
- Камбенг денгклик : для воинов- обезьян , таких как Хануман .
- Kalang kinantang dengklik : для воинов- обезьян , таких как Сугрива и Субали .
Для женщин-исполнителей:
Движения, известные как нггруда или нгенсенг энкот в классическом высоком стиле танца, состоят из девяти основных движений ( джогед покок ) и двенадцати других движений ( джогед губахан и джогед вирого ) и используются при исполнении бедойо и сримпи .
Сегодня ваянг вонг , следуя стилю Гаграк в Суракарте , танцуют женщины. Они следуют движениям алус , связанным с кшатрием , напоминающим Арджуну . В стиле Гагкра из Джокьякарты танцор использует те же движения алуса , чтобы изображать принцев и генералов. Существует около 45 различных типов персонажей.
Спектакли
[ редактировать ]
Спектакли ваянг вонг регулярно проводятся в яванских культурных центрах, придворных городах Джокьякарта и Суракарта (Соло). В столице страны Джакарте также проводятся представления ваянг вонг , хотя они не всегда широко освещаются в прессе.
Джокьякарта
[ редактировать ]Серия известных драматических ежемесячных вечерних представлений ваянг вонга из Рамаяны проводится круглый год в храме Прамбанан недалеко от Джокьякарты . Самый полный Рамаяна-вайанг, в котором принимают участие более сотни танцоров, художников и музыкантов-гамеланов, исполняется только в сухой сезон (обычно с мая по октябрь) на большой открытой сцене на фоне храмов Прамбанан Тримурти. Однако во время сезона муссонных дождей спектакль переносится в небольшой крытый театр неподалеку. В центре Джокьякарты, на восточной стороне Кератона Джокьякарты , Рамаяна Ваянг Вонг также исполняется каждый вечер, начиная с 20:00 в театре Пурависата, Джалан Бригджен Катамсо, Джокьякарта.
Суракарта
[ редактировать ]Эпизоды из Махабхараты и Рамаяны часто исполняются ежедневно в театре Ваянг Оранг Шриведари в парке культуры Шриведари по адресу Джалан Сламет Рияди 275, город Суракарта , Центральная Ява. Это ежедневное представление начинается в 20:15 каждый вечер, кроме воскресенья.
Джакарта
[ редактировать ]В Джакарте группа ваянг-оранг-бхарата , одна из старейших групп ваянг-оранг-бхарата , существующих в Джакарте, обычно каждую субботу вечером ставит спектакли в театре Бхарата к северу от Пасар Сенен, недалеко от центра города. [ 5 ] Театр Бхарата, вмещающий около 300 человек, был отремонтирован на средства правительства города Джакарты в начале 2000-х годов. [ 6 ] Спектакли часто основаны на историях конфликтов между кланами, взятых из Махабхараты . Презентации включают традиционные яванские танцы, стилизованные бои и периоды диалога, сопровождаемые музыкой мощного оркестра гамелана. [ 7 ] Актеры, изображающие известных клоунов Пунокавана , в том числе всеми любимого Семара , обычно участвуют в действии, часто высмеивая самодовольную жизнь, которую ведут принцы и знатные воины. [ 8 ] Цены на билеты относительно скромные: даже лучшие места в театре Бхарата обычно стоят (начало 2013 года) менее 10 долларов США на человека.
Помимо еженедельных представлений Бхараты вонг в районе Сенен, Джакарта иногда устраивала специальные ежегодные представления ваянг оранга в Гедунг Сени Джакарта недалеко от Пасар Бару в Центральной Джакарте, Таман Исмаил Марзуки или в Гедунг Певаянган Каутаман, недалеко от Таман Мини Индонезия, Инда . Это не рутинные выступления; Расписание следует узнавать заранее в этих театрах. В Джакарте есть несколько трупп ваянг вонг , такие как Сваргалока, Сенаванги, Пуспобудойо и Секар Будая Нусантара.
Телевидение
[ редактировать ]Выступления ваянг-вонг иногда транслируются по телевидению, например, на TVRI и World of Wayang на Kompas TV .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарретт Кам (весна 1987 г.). « Ваянг Вонг при дворе Джокьякарты: непреходящее значение яванской танцевальной драмы». Азиатский театральный журнал . 4 (1): 29–51. JSTOR 1124435 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Соедарсоно, 1997: 4-6.
- ^ Jump up to: а б с Используйте русский язык. «Танцевальная драма Западной Явы» (PDF ) Gamelan.org .
- ^ «Танцевальные выступления» . Окончательный Бали .
- ↑ Эдна Тариган, «Выживший кукольный спектакль» , The Jakarta Post Travel , 24 марта 2014 г. См. также Марию Юниар, «Моя Джакарта: Виджарно, танцор ваянг-оранг» , The Jakarta Globe , 13 октября 2010 г.
- ↑ Ани Сусванторо, «Ваянг Вонг Бхарата выживает благодаря любви и преданности» , The Jakarta Post , 9 марта 2008 г.
- ↑ Новиа Стефани, «Звезда Вян Оранг наслаждается своим вторым актом» , The Jakarta Post , 24 января 2012 г.
- ^ Ани Сусуванторо, «История Гатутка Лувенга» , The Jakarta Post , 9 марта 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Ваянгом Вонгом , на Викискладе?