Хула
Хула ( / ˈ h uː l ə / ) — гавайская танцевальная форма, выражающая пение ( oli ) [ 1 ] или песня ( мэле ). Он был разработан на Гавайских островах коренными жителями Гавайских островов, которые там поселились. Хула драматизирует или изображает слова оли или меле в визуальной танцевальной форме.
Существует множество подстилей хулы, две основные категории — это Хула Ауана и Хула Кахико. [ 2 ] Древняя хула, исполнявшаяся до встречи Запада с Гавайями, называется кахико . Он сопровождается песнопениями и традиционными инструментами. Хула, возникшая под влиянием Запада в 19 и 20 веках, называется ауана (слово, означающее «бродить» или «дрейфовать»). Он сопровождается песнями и музыкальными инструментами с западным влиянием, такими как гитара , гавайская гитара и контрабас .
Терминология для двух дополнительных категорий начинает проникать в лексикон хула: «Монархия» включает в себя любую хулу, которая была сочинена и поставлена в 19 веке. За это время приток западной культуры привел к значительным изменениям в формальном гавайском искусстве, включая хулу. «Ай Кахико», что означает «в древнем стиле», - это хула, написанные в 20 и 21 веках и соответствующие стилистическим протоколам древнего хула кахико.
Есть также две основные позиции в танце хула: сидя ( танец нохо ) или стоя ( танец луна ). В некоторых танцах используются обе формы.
Танец хула сложен, в нем много движений рук, используемых для обозначения слов в песне или песнопении. Например, движения рук могут обозначать аспекты природы, такие как покачивание дерева на ветру или волны в океане, или чувства или эмоции, такие как нежность или тоска. Движения стоп и бедер часто берутся из базовой библиотеки шагов, включая кахоло , као , кавелу , хела , увехе и ами .
Есть и другие родственные танцы ( тамуре , хура, апарима , отэа , хака , капа хака , пои , фаатаупати , тауолунга и лакалака ), которые пришли с других полинезийских островов, таких как Таити , острова Кука , Самоа , Тонга и Новая Зеландия ; однако хула уникальна для Гавайских островов. [ 3 ]
Пять жанров хула можно расположить по спектру: «самый древний» слева и «самый современный» справа. Подкатегории Хула паху и хула 'ала'апапа древние и возникли еще до появления христианства. Благодаря хорошо сохранившейся документации в рукописных источниках остаются ясными рекомендации исполнителям по возвращению поэтического текста на сцену. С другой стороны континуума, песни хапа хаоле относительно современны и также распространялись в виде нотных нот, что стало результатом совместных усилий современных этномузыкологов и авторов песен. Два других типа хула, хула куи и хула 'олапа, представляют собой сложную задачу для редакторов с точки зрения их текстуализации и представления в критическом издании. Эти два жанра отражают социальную трансформацию и вестернизацию региона под влиянием американской экономики и политики. Что еще более важно, в обоих жанрах применяется один и тот же формат строфического текста, состоящий из двух или четырех строк текста, причем каждая из них обычно имеет одинаковое количество долей. Во время исполнения песни обычно делятся на строфы, которые повторяются короткими ритмическими паузами. Среди жанров хула соответствующая мелодическая структура и строфическая музыкальная структура отличают современные хула куи и хулалапа от других. [ 4 ]
Классический танец
[ редактировать ]Хула кахико, часто определяемая как хула, написанная до 1894 года и не содержащая современных инструментов (таких как гитара, гавайская гитара и т. д.), включает в себя огромное разнообразие стилей и настроений, от торжественных и священных до легкомысленных. Многие хула были созданы для восхваления вождей и исполнялись в их честь или для их развлечения. Типы хула кахико включают алаапапа, хаа, олапа и многие другие. Сегодня хула кахико называют просто «традиционной» хула.
Многие танцы хула считаются религиозными представлениями, поскольку они посвящены или прославляют гавайскую богиню или бога. Как и в случае с церемониями в хейау , храме-платформе, даже незначительная ошибка считалась аннулирующей представление. Это может даже быть предзнаменованием неудачи или иметь ужасные последствия. Танцоры, которые учились исполнять такую хулу, обязательно допускали множество ошибок. их ритуально изолировали и помещали под защиту богини Лаки Поэтому на период обучения . Церемонии отмечали успешное изучение хулы и выход из затворничества.
Хула кахико сегодня исполняется в виде танца под исторические песнопения. Многие хула кахико характеризуются традиционными костюмами, строгим внешним видом и почтением к своим духовным корням.
Сонг (Оли)
[ редактировать ]Гавайская история была устной историей . Оно было зафиксировано в генеалогиях и песнопениях, которые запоминались и передавались из поколения в поколение. В отсутствие письменности это был единственный доступный метод обеспечения точности. В песнопениях рассказывались истории творения, мифологии, королевской власти и других значительных событий и людей.
Ōlelo Noʻeau (гавайская поговорка или пословица) « O'oe ka lua'ahi o kāu mele » переводится как «Вы несете на себе как хорошие, так и плохие последствия сочиняемых вами стихов». [ 5 ] Идея этого высказывания берет начало в древнем гавайском поверье, что язык обладает маной, или «силой, полученной из духовного источника». [ 5 ] особенно когда это доставляется через оли (песня). Поэтому умелое манипулирование языком хаку меле (композиторами) и певцами имело величайшее почтение и важность. Оли был неотъемлемым компонентом древнего гавайского общества и возник почти во всех социальных, политических и экономических аспектах жизни.
Традиционные типы песнопений чрезвычайно разнообразны по контексту и техническим компонентам и охватывают широкий спектр конкретных функций. Среди них (в неопределенном порядке убывания священности) существуют меле пуле (молитва), хула куаху (ритуальный танец), куаухау (космогения), коихонуа (генеалогия), ханау (рождение), иноа (имя), маи (деторождение/генитальные органы). , каникау (плач), хей (игра), хоойпоипо (любовь) и кахеа (выражение/вызов). [ 6 ] Важное различие между oli , hula и mele заключается в следующем: mele может иметь много разных значений и часто переводится как просто песня. Однако в более широком смысле меле можно понимать как поэзию или языковое сочинение. Хула (пение с танцем) и оли (пение без танца) — два основных стиля, в которых можно использовать/исполнять меле. Как правило, «все меле могут исполняться как оли (пение без танца), но только определенные типы, такие как песнопения имен, сексуальные песнопения, любовные песнопения и песнопения, посвященные [ 'аумакуа ] богам хула (ритуальный танец), могут быть исполнены. исполняется как хула (пение с танцем)». [ 6 ]
Гавайский язык содержит 43 различных слова, описывающих качество голоса; техника и особенности стилей пения имеют решающее значение для понимания их функции. Сочетание общего стиля (с танцем или без) и контекста исполнения определяет, какой вокальный стиль будет использован при пении. Кепакепа, кавеле, олиоли, хоаеа, хоууэ и айхаа являются примерами стилей, различающихся вокальной техникой. Кепакепа звучит как быстрая речь и часто произносится длинными фразами. Олиоли – это стиль, который многие сравнивают с песней, поскольку он мелодичен по своей природе и включает в себя устойчивые ноты, [ 6 ] часто с «i'i» , или вибрато голоса, который содержит гласные тона на концах строк.
Закон, принятый на Гавайях в 1896 году (вскоре после свержения американцами Гавайского королевства ), запретил использование «Олело Гавайи» в школах. Это, в сочетании с общей узурпацией социальной, политической и языковой автономии Гавайев, привело к массовому упадку гавайского языка, оказавшемуся на грани исчезновения. В результате американизации, в том числе распространения христианства, многие традиционные песнопения стали считаться языческими и в конечном итоге были забыты. Но культурное возрождение, начавшееся в конце 1960-х годов и продолжающееся до сих пор, оживило многие гавайские практики, включая разговорную речь и пение, и этому способствовала растущая поддержка со стороны различных учреждений, в том числе школ гавайского языкового погружения Pūnana Leo, финансируемых Гавайским фондом. 'i Государственного департамента образования, а также крупных соревнований по хуле, таких как фестиваль Merrie Monarch, который официально начался в 1971 году. [ 5 ]
В халау хула (школах хула) просьба разрешения войти в помещение, чтобы приобщиться к знаниям куму ( учителя), является ключевым компонентом учебы. Многие халау используют вариацию «Кунихи». [ 5 ] оли кахеа , чаще всего делается в стиле олиоли . Студенты часто стоят у входа и повторяют несколько раз, пока куму не решает дать им разрешение войти, и не используют в ответ другое пение. Это пример того, как оли интегрируется в современные культурные практики в контексте обучения хуле.
Оли повсеместно считается наиболее типичным типом местной музыки, не построенной на размерах. Фактически, художественное выражение оли варьируется в зависимости от обстоятельств, в которых проводится исполнение, что также является причиной того, что в репертуаре оли были разработаны пять различных артикуляционных вокальных техник. Вот эти пять стилей:
- kepakepa : разговорная скороговорка, которая должна произноситься быстро, но слоги обычно слишком короткие, чтобы можно было определить высоту звука.
- кавеле : по сравнению с кепакепа, слоги в кавеле звучат немного дольше, но их еще нельзя легко идентифицировать по высоте. У олисов это, как правило, более подходящая форма для декламации и декламации.
- olioli : считается наиболее часто используемым видом oli, устойчивый монотонный тон которого несет поэтическую форму в более вокально украшенной форме.
- ho'āeae : здесь чаще используются устойчивые высоты звука, и в музыкальном контексте может быть несколько тонов, следующих фундаментальной конфигурации.
- ho'ouweuwe : применяется исключительно в качестве причитаний на похоронах.
Исполнитель Оли целенаправленно изучает репертуар с целью изучения не только мелодий, но и перформативных приемов. Самое важное для исполнителя – решить, в какой стиль идеально вписаться поэтический текст, и найти способ безупречного сочетания текста и стиля оли в соответствии с заданным контекстом, такими временными рамками и конкретной ситуацией, в которой Оли доставлено. [ 4 ]
Инструменты и инвентарь
[ редактировать ]- Ипу — одинарный из тыквы барабан
- Ипу хеке — двойной барабан из тыквы.
- Паху — барабан, покрытый акульей кожей; считается священным
- Пуниу — небольшой коленный барабан из скорлупы кокосового ореха, покрытый рыбьей кожей (кала).
- Гравий — изношенный водой лавовый камень, используемый в качестве кастаньет.
- Ежевика — погремушки из пернатой тыквы (также ежевика).
- Пучок — разделенные бамбуковые палочки.
- палочки Ритм
Браслеты из собачьих зубов, которые иногда носили танцоры-мужчины, также можно было считать инструментами, поскольку они подчеркивали звуки топота ног.
Платье/Наряды
[ редактировать ]Традиционные танцовщицы носили повседневную пау , или юбку с запахом, но были топлесс. Сегодня эта форма платья изменилась. В знак роскоши пау мог быть намного длиннее обычной длины тапы или ткани из коры, которая была достаточно длинной, чтобы обхватывать талию. Посетители сообщают, что видели танцоров, закутанных во многие ярды тапы, которых достаточно, чтобы существенно увеличить их окружность. Танцоры также могут носить украшения, такие как ожерелья, браслеты и ножные браслеты, а также множество леев (в виде головных уборов (лей поо), ожерелья, браслетов и браслетов (купэ)) и других аксессуаров.
Юбку из зеленых листьев ки ( Cordyline fruticosa ) также можно носить поверх пау . Они расположены плотным слоем примерно из пятидесяти листьев. Ки были священными для богини леса и танца хула Лаки , и поэтому только кахуна и али разрешалось носить лей из листьев ки ( лей лаи ) во время религиозных ритуалов. Подобные C. fruticosa, юбки из листьев которые носят поверх тупену , также используются в религиозных танцах в Тонге , где они известны как сиси . Однако в юбках из листьев Тонги обычно используются красные и желтые листья. [ 7 ] [ 8 ]
Традиционные танцоры-мужчины носили повседневное мало, или набедренную повязку. Опять же, они могли носить громоздкое мало, сделанное из многих ярдов тапы. Они также носили ожерелья, браслеты, ножные браслеты и леи.
Материалы для леев, которые носили во время выступления, собирали в лесу после вознесения молитв Лаке и лесным богам.
Лей и тапа, которые носили во время священной хулы, считались пропитанными священностью танца, и их нельзя было носить после выступления. Лей обычно оставляли на небольшом алтаре Лаке, который можно найти в каждом халау, в качестве подношения.
Спектакли
[ редактировать ]Хула исполнялась для спонтанного ежедневного развлечения, а семейные застолья посещались без особых церемоний. Однако хула, исполнявшаяся как развлечение для вождей, была делом тревожным. Высшие вожди обычно путешествовали из одного места в другое в пределах своих владений. В каждом населенном пункте нужно было разместить, накормить и развлечь вождя и его окружение. Выступления хула были формой верности, а часто и лести вождю. Во время выступлений мужчины начинали, а женщины приходили позже, чтобы завершить представление. Большинство выступлений кахико начиналось с вступительного танца каи. [ 9 ] и завершится заключительным танцем, хои, [ 10 ] констатировать наличие хулы. Были хула, прославляющие его происхождение, его имя и даже его гениталии (хула маи). [ 11 ] Также танцевали священную хулу, прославляющую гавайских богов. Все эти выступления должны быть выполнены без ошибок (что было бы и неудачей, и неуважением).
Приезжие вожди из других владений также будут удостоены представлений хула. Эту любезность часто оказывали важным западным гостям.
Танцевальный танец
[ редактировать ]Современная хула возникла в результате адаптации традиционных идей хулы (танца и меле) к западным влияниям. Основное влияние оказали христианская мораль и мелодическая гармония. Хулаауана по-прежнему рассказывает или комментирует истории, но истории могут включать события, начиная с 1800-х годов. Костюмы танцовщиц менее откровенны, а музыка находится под сильным западным влиянием.
Песни
[ редактировать ]Меле хула ауана обычно поют так, как если бы это была популярная музыка . Ведущий голос поет в мажорной гамме с редкими гармоническими партиями.
Тематика песен столь же широка, как и диапазон человеческого опыта. Люди пишут меле хула ауана, чтобы прокомментировать значимых людей, места или события или просто выразить эмоции или идеи.
Хотя весь гавайский репертуар можно в основном разделить на две части: хуа кахико и хула ауана, звуковое сопровождение считается одним из символических знаков, позволяющих их различать. В местной гавайской музыке поэтический текст всегда был важным художественным элементом. Было документально подтверждено, что ранние гавайские музыканты на самом деле не сосредотачивались на разработке чистой инструментальной музыки, а просто использовали флейту с выдутым носом, которая могла воспроизводить не более четырех нот. Однако после того, как гавайская культура встретилась с западной музыкой, некоторые гавайские музыканты разработали несколько техник игры на инструментах, в которые был включен традиционный гавайский репертуар. Например, появление гавайского метода игры на гитаре, получившего название « стальная гитара », было связано с идеальным сочетанием, возникающим, когда гитарист приглушает струны стальным стержнем; другой подход к игре на гитаре, « гитара со слабой клавишей », требует, чтобы музыкант настраивал гитару, ослабляя струны и вырывая основную мелодию с помощью высоких струн, в то время как струны с более низким тоном также обрабатываются для создания постоянного басового рисунка. . [ 4 ]
Инструменты
[ редактировать ]Музыканты, исполняющие хула ауана, обычно используют портативные акустические струнные инструменты .
- используется как часть ритм-секции или как ведущий инструмент
- Стальная гитара — акцентирует внимание на вокалисте.
- Бас — поддерживает ритм
Иногда хула ауана требует от танцоров использования инструментов, и в этом случае они будут использовать те же инструменты, что и для хула кахико. Часто танцоры используют улиули (погремушку из оперенной тыквы).
Регалии
[ редактировать ]Традиционный гавайский костюм хула включает в себя юбки из ткани капа, а мужчины носят только мало (набедренную повязку), однако в 1880-х годах хула ауана была разработана под западными влияниями. Именно в этот период юбку из травы стали можно увидеть повсюду, хотя костюмы хула ауана обычно выглядят более западно, с платьями для женщин и брюками для мужчин. [ 12 ]
Регалии играют роль в иллюстрации интерпретации мела инструктором хула. От цвета одежды до типа украшений, каждая часть костюма ауана символизирует часть меле ауана, например, цвет значимого места или цветка. Хотя существует некоторая свобода выбора, большинство халау следуют общепринятым традициям костюмирования. Женщины обычно носят юбки или платья того или иного типа. Мужчины могут носить длинные или короткие брюки, юбки или мало (ткань, обернутую под пахом и вокруг него). Для медленных, изящных танцев танцоры будут носить официальную одежду , такую как муумуу для женщин и пояс для мужчин. Быструю, задорную, «шалавливую» песню исполнят танцоры в более откровенных или праздничных нарядах . Хула кахико всегда исполняется босиком , но хула ауана можно исполнять босиком или в обуви. В старые времена, [ когда? ] у них были леи и другие украшения, но одежда была совсем другой. Женщины носили повязку из ткани тапа, называемую «пау», а мужчины — набедренные повязки, называемые «мало». Говорят, что оба пола ходили без рубашек. Их браслеты на лодыжке и запястье, называемые «купе», были сделаны из китового уса и клыков, а также из других предметов, созданных природой. Некоторые из них издают музыку: ракушки и кости гремят друг о друга, пока танцоры танцуют. Женщины исполняют большинство гавайских танцев хула. Танцовщицы хула обычно носят яркие топы и юбки с леями. Однако традиционно мужчины с такой же вероятностью исполняли хулу. Юбка-трава — это юбка, которая свисает с талии и закрывает все или часть ног. Юбки из травы изготавливались из множества различных натуральных волокон, таких как гибискус или пальма.
Обучение
[ редактировать ]Хула преподается в школах или группах, называемых халау . Учитель хулы – куму хула . Куму означает «источник знаний» или буквально «учитель».
Часто в школах хула существует иерархия - начиная с куму (учителя), алакаи (руководителя), кокуа (помощников), а затем 'олапы (танцоров) или хауманы (учеников). Это справедливо не для каждого халау , но случается часто. У большинства, если не у всех, хула халау есть разрешающее пение, позволяющее им войти туда, где они могут практиковать. Они коллективно скандируют входную песнопение, затем ждут, пока куму ответит входной песнопением, и как только он или она закончит, ученики смогут войти. Одно из хорошо известных и часто используемых песнопений входа или разрешения — Кунихи Ка Мауна/Тунихи Та Мауна.
История
[ редактировать ]Легендарное происхождение
[ редактировать ]Существуют различные легенды о происхождении хулы.
Согласно одной гавайской легенде, Лака , богиня хулы, родила танец на острове Молокаи , в священном месте в Каане. После смерти Лаки ее останки были спрятаны под холмом Пуу Нана .
Другая история повествует о Хииаке , которая танцевала, чтобы умилостивить свою пламенную сестру, богиню вулканов Пеле . В этой истории источник хулы находится на Гавайях, в районе Пуна на береговой линии Хаэна. Древняя хула Ке Хаа Ала Пуна описывает это событие.
Другая история гласит, что Пеле, богиня огня, пыталась найти себе дом, убегая от своей сестры Намакаокахаи (богини океанов), когда наконец нашла остров, где ее не могли коснуться волны. Там, у цепи кратеров на острове Гавайи, она станцевала первый танец хула, означающий, что она наконец победила.
Куму Хула (или «мастер хула») Леато С. Савини из Гавайской культурной академии Халау На Мамо О Тулипа, расположенной в Вайанае, Япония, и Вирджинии, считает, что хула зародилась еще в те времена, когда гавайцы называют Кумулипо , или счет. о том, как мир был создан в первую очередь богом жизни и воды Кейном. Куму Леато сказал: «Когда Кейн и другие боги нашего творения, Лоно, Ку и Каналоа создали землю, мужчину и женщину, они читали заклинания, которые мы называем Оли или Чанты, и использовали свои руки и двигали ногами, читая эти оли. Отсюда и происхождение хулы».
19 век
[ редактировать ]Американские протестантские миссионеры, прибывшие в 1820 году, часто осуждали хулу как языческий танец, несущий в себе пережитки язычества . Недавно обращенные в христианство али (королевская знать и знать) были призваны запретить хулу. В 1830 году королева Каахуману запретила публичные выступления. [ 13 ] Однако многие из них продолжали в частном порядке покровительствовать хуле. К 1850-м годам общественная хула регулировалась системой лицензирования.
Гавайское исполнительское искусство возродилось во время правления короля Давида Калакауа (1874–1891), который поощрял традиционное искусство. Вместе с принцессой Лилиуокалани , посвятившей себя старым обычаям, как покровительнице древних песнопений (меле, хула), она подчеркнула важность возрождения уменьшающейся культуры своих предков в условиях пагубного влияния иностранцев и модернизма , которое было навсегда. меняя Гавайи.
Практикующие объединили гавайскую поэзию , пение , танцевальные движения и костюмы, чтобы создать новую форму, хула куи (куи означает «объединить старое и новое»). Паху , похоже, не использовался в хула куи, очевидно, потому, что практикующие уважали его священность; Тыква ипу (Lagenaria sicenaria) была местным инструментом, наиболее тесно связанным с хула куи.
Ритуалы и молитвы сопровождали все аспекты обучения и практики хулы даже в начале 20 века. Учителя и ученики посвящали себя богине хулы Лаке.
Танец хула 20 века.
[ редактировать ]Хула радикально изменилась в начале 20-го века, поскольку ее показывали в туристических зрелищах, таких как выставка Kodak Hula Show , и в голливудских фильмах. водевиля Звезда Сигне Патерсон сыграла важную роль в повышении своего авторитета и популярности на американской сцене, исполняя хулу в Нью-Йорке и Бостоне, обучая танцу деятелей общества и совершая поездку по стране с Королевским Гавайским оркестром. [ 14 ] Однако более традиционная хула поддерживалась в небольших кругах практикующими старшего поколения. возобновился интерес к хуле, как традиционной, так и современной С 1970-х годов и в эпоху Гавайского Возрождения .
В ответ на то, что несколько спортивных команд тихоокеанских островов использовали свои родные военные песнопения и танцы в качестве ритуальных вызовов перед игрой, футбольная команда Гавайского университета перед играми начала исполнять боевые песнопения и танцы, используя родной гавайский язык, который назывался хаа. в 2007 году.
С 1964 года фестиваль Merrie Monarch стал ежегодным недельным соревнованием хула, которое проводится весной и привлекает посетителей со всего мира. Это дань уважения королю Давиду Калакауа, известному как Веселый монарх, который возродил искусство хула. [ 15 ]
Фильмы
[ редактировать ]- Куму Хула: Хранители культуры (1989), режиссер Роберт Магге .
- Холо Май Пеле - Халау О Кекухи (2000), режиссер Кэтрин Татге
- Американское алоха: Хула за пределами Гавайев (2003), Лизетт Мари Фланнери и Эванн Сибенс
- Девочки Хула (2006)
- Студент (2013)
- Серый учитель (2014)
Книги
[ редактировать ]- Натаниэль Эмерсон , Миф о Пеле и Хииаке . В эту книгу включен оригинальный гавайский миф о Пеле и Хииаке, и поэтому она представляет собой бесценный ресурс для изучающих языки и других людей.
- Натаниэль Эмерсон , Неписаная литература Гавайев . Многие из оригинальных гавайских песнопений хула, а также описания Эмерсона того, как их танцевали в девятнадцатом веке.
- Эми Стиллман, Хула Алаапапа . Анализ стиля священной хулы Алаапапа.
- Измаил В. Стагнер: Куму хула: корни и ветви . Гонолулу: Паб Island Heritage, 2011. ISBN 978-1-59700-621-7
- Джерри Хопкинс, Хула; Пересмотренное издание: Bess Press Inc., 2011. ISBN 978-1-57306-312-8
- Нанетт Килохана Кайхаванавана Орман, «Сестринский танец: Путеводитель по танцу коренных народов Гавайев». Гонолулу: Паб Island Heritage, 2015. ISBN 1-61710-257-1 .
См. также
[ редактировать ]- Cordyline fruticosa , ки, священное растение, листья которого традиционно используются для изготовления юбок хула.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ песнопения, называемые оли, обычно не танцуют; ср. Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск нефти » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета .
- ^ «Краткая история Хулы» . Проект «Океан Гавайских островов». 1 февраля 2018 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Лейлани Холмс, Опыт предков: путешествие к гавайским способам познания (Гонолулу: University of Hawai'i Press, 2012), 6.
- ^ Jump up to: а б с Стиллман, Эми Куулейалоха (2005). «Текстуализация гавайской музыки» . Американская музыка . 23 (1): 69–94. дои : 10.2307/4153041 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 4153041 .
- ^ Jump up to: а б с д Сильва, Калена (1989). «Гавайское пение: динамичная культурная связь или атрофированная реликвия?». Журнал Полинезийского общества . 98 (1): 85–90. JSTOR 20706253 .
- ^ Jump up to: а б с Татарка, Елизавета (1981). «К описанию преконтактной музыки на Гавайях». Этномузыкология . 25 (3): 481–492. дои : 10.2307/851556 . JSTOR 851556 .
- ^ Кавате, М.; Учида, Дж.; Кофлин, Дж.; Мельцер, М.; Кадука, К.; Кам, Дж.; Сугано, Дж.; Фукуда, С. (2014). «Болезни листьев ( Cordyline Terminalis или Fruticosa ) в коммерческих садах Гавайев» (PDF ) Hānai'Ai/Поставщик еды : 1–11. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря . Получено 21 , января
- ^ Гамайо, Дарде (4 августа 2016 г.). «Лист: растение каноэ древних Гавайев» . Большой остров сейчас Получено 21 , января
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск тренеров » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета .
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск хои » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета .
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск маи » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета .
- ^ «Модная традиция» . Смитсоновский институт . Проверено 22 марта 2018 г.
- ↑ Миссионеры и упадок Хулы. Архивировано 18 апреля 2016 г. в Wayback Machine , HawaiiHistory.org; также: Хонг, Сесили, « Сила хулы: текст-спектакль для присвоения идентичности среди первой гавайской молодежи » (2013). Докторские диссертации. Документ 56, с. 21: Королева Каахуману, любимая жена Камеамеа I и исполняющая обязанности регента во время правления Камеамеа II и Камехамеха III, стала практикующей христианкой и запретила хулу и сопровождающее ее меле во всех общественных местах.
- ^ М'Свиган, Мари (23 февраля 1930 г.). «Первый белый представитель хулы возвращается на сцену» . Питтсбург Пресс . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Стейси Камехиро, Искусство королевской власти: гавайское искусство и национальная культура эпохи Калакауа (Гонолулу: University of Hawai'i Press, 2009), 2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Учитель хулы на «Что моя линия», 26 августа 1962 г.
- Все, что связано с танцем хула, историей хулы и теорией хула
- Архивы гавайской музыки и Хулы
- Общество охраны Хулы
- Фестиваль Мерри Мондарч
- Европейский фестиваль Хула
- Художественная фотография танца Хула
- «Там, где господствуют традиции» Статья Джилл Энглдоу о «Ка Хула Пико» на Молокаи. Журнал Maui No Ka 'Oi, том. 11 № 2 (март 2007 г.).
- Американское Алоха: Хула за пределами Гавайев (2003) - фильм PBS
- Урок танцев хула, округ Солт-Лейк-Сити, Юта