Христианский научно -исследовательский институт

Христианский научно -исследовательский институт ( CRI ) - это евангельское христианское министерство апологетики . [ 1 ] [ 2 ] Он был основан в октябре 1960 года в штате Нью -Джерси Уолтером Мартином (1928–1989). [ 3 ] В 1974 году Мартин переехал министерство в Сан -Хуан Капистрано, штат Калифорния . [ 4 ] Управление министерства было перемещено в 1990 -х годах возле Ранчо Санта -Маргарита . В 2005 году организация переехала в свое нынешнее место в Шарлотте, штат Северная Каролина . [ Цитация необходима ]
Фон
[ редактировать ]Создание CRI в 1960 году тесно связано с Уолтером Мартином . Он представляет собой одну из новаторских организаций в том, что называется христианским контркультным движением , но также относится к более широкой истории евангельской христианской апологетики в середине двадцатого века. [ 5 ]
Мартин считается одним из первых апологетов на полный рабочий день, специализирующихся на христианской контркультной апологетике. [ 6 ] В 1949 году Мартин начал свои набеги в богословский анализ различных групп, таких как свидетели Иеговы , христианская наука , мормонизм и спиритизм . Большая часть этой ранней работы совпала с его высшими исследованиями в Шелтон -колледже и Нью -Йоркском университете в 1950 -х годах. [ Цитация необходима ]
1953 году Мартин познакомился с Пресвитерианской радиосвязи преподавателем В Дональда Грея Барнхауса . [ 7 ] Барнхаус был редактором -основателем (1950) ежемесячного журнала «Печно вечность» . [ 8 ] Стивен Совет, в своем исследовании истории евангельских периодических изданий , отметил, что в течение первого десятилетия публикации вечности было построено вокруг личности Барнхауса и его собственных конкретных причин. [ 9 ]
В 1954 году Барнхаус пригласил Мартина стать обозревателем в журнале Eternity , а затем между 1955 и 1960 годами Мартин служил регулярным редактором. Мартин написал ряд статей о культах , которые сформировали эмбриональные тексты для различных книг, которые он написал. Тем не менее, Мартин также написал обзоры книг , изучил общую апологетику и доктринальные проблемы, а также рассматривал социальные вопросы, такие как алкоголизм . [ Цитация необходима ]
В начале 1950-х годов стали публикация нескольких книг, которые написал Мартин, или соавтор с Норманом Кланном, такими как Иегова из «Сторожевой башни» (1953), христианский научный миф (1954), «Рост культов» (1955) и христианина и культы (1956). Барнхаус написал предисловие для христианского научного мифа , и его поддержка министерства Мартина имела решающее значение для узакофикации контркультной апологетики для более широкого избирательного округа. [ 10 ] В 1960 году Барнхаус умер от опухоли головного мозга всего за несколько недель до того, как Мартин официально основал CRI. [ 11 ] К тому времени Мартин стал новым апологетом, чье министерство и репутация получили признание в парашютных организациях, таких как Американское общество трактатов , Евангельское богословское общество , Национальная ассоциация евангелистов и национальные религиозные вещатели . [ 12 ]
Раннее развитие министерства
[ редактировать ]Основная хартия для CRI началась с целью служения в качестве бюро информации о культах , других религиях и христианской апологетике . [ 13 ] Уолтер Мартин впоследствии дал этот краткий профиль о CRI: «Цель института состоит в том, чтобы предоставить основные данные обо всех культах и нехристианской миссионерской деятельности, как здесь, так и за рубежом. Это функция этого института индексировать основные культы и Поставка резюме их происхождения, истории и доктрин, с библиографическим материалом, направленным на специально евангелизацию и опровержение их соответствующих учений ». [ 14 ]
CRI помогал отдельные доноры и благотворительные гранты от таких организаций, как Фонд Пью . Кри управлял советом директоров, в который входил зять Мартина Эверетт Джейкобсон. [ 15 ]
В начале 1960 -х годов большая часть деятельности Кри была сосредоточена на странном проповедническом служении Мартина в церквях и в парашютных организациях . Мартин провели семинары по всей Северной Америке о проблемах церквей и миссионеров, сталкивающихся с культами. Он использовал появление кассет аудио-кассеты с несколькими из своих семинарных презентаций, записанных и первоначально распределенных Bible Voice Inc. в Нью-Джерси и Общество Аудио Библейского общества в Пенсильвании (позже через Vision House и, наконец, самим CRI).
Мартин также разработал профиль по радио изначально в качестве со-ведущего в , Барнхауса часе изучения Библии а затем в качестве постоянного гостя о панелях на шоу Длинного Джона Небеля в 1960-х годах. Затем Мартин стал хозяином своих собственных шоу, библейского ответа Человека и Dateline Eternity . Шоу стали национально синдицированными и ускоренными в популярности после переезда министерства в Калифорнию . [ 16 ]
Мартин стремился разработать библиотеку ресурсов по культурам и апологетике, включая книги, аудиофайлы и периодические издания. Он поощрял развитие бюро ораторов, связанных с CRI, которое в 1960 -х годах включало такие цифры, как Уолтер Бьорк, Флойд Гамильтон, Джеймс Бьорнштад и Шилдс Джонсон. [ 17 ] Другие видные богословы, которые были связаны с CRI, включали Гарольда О.Дж. Брауна [ 18 ] и Джон Уорик Монтгомери . [ 19 ] Намерение состояло в том, чтобы поддерживать сеть ученых, вовлеченных в апологетику. [ 20 ] [ 21 ]
CRI выпустил различные трактаты о мормонах и свидетелях Иеговы , распределенных лентах, книгах и буклетах Мартина, и в 1961–62 годах работал периодически, известный как Digest религиозных исследований . В 1968 году министерство опубликовало 26-страничный буклет НЛО: друг или фантазия . [ 22 ]
В 1963 году Мартин задумал идею создания компьютерного банка данных апологетической информации. Впоследствии эта концепция была сформулирована под аббревиатурой Send/East (Electronic The Wearch Technology). [ 23 ] В 1968 году был созван симпозиум ученых в Австрии , где планы компьютеризированного апологетического банка CRI были представлены в лекциях Мартином и Джоном Уориком Монтгомери. сообщалось об этом в Сегодня в христианстве христианстве , а затем на книжных компьютерах Монтгомери , культурных изменениях и Христе . [ 24 ] [ 25 ]
Перевод в Калифорнию
[ редактировать ]В 1974 году Мартин покинул Нью -Джерси и переехал в Калифорнию , и это также повлекло за собой передачу CRI. На ранних стадиях Мартину помогали Боб и Гретхен Пассантино в качестве сотрудников CRI. [ 26 ] Мартин также стал частью преподавательского факультета недавно сформированной Мелодиландской школы богословия в Анахайме , где контркультная апологетика была интегрирована в учебную программу, и там размещались 13 000 томов библиотеки Кри. [ 27 ] Позже министерство открыло офис в Эль -Торо , а затем перешло к более крупным помещениям в Ирвине .
Подъем интереса к работе Мартина и Кри совпал с революцией народа Иисуса , контркультуре и социальными конфликтами по поводу новых культов в 1970 -х годах. [ 28 ] В течение 1970 -х и 1980 -х годов Мартин был наставник, в число которых был наставлен многие молодые апологеты , Кэд -Кри и Кэл Бейснер, Тодд Эренборг , Крейг Хокинс, Кэрол Хаусманн, Курт Ван Горден, Джон Уэлдон, Джордж Мазер, Пол Карден, Рич Опрос, Роберт М. Боуман Jr. , Kenneth Samples и Elliot Miller. [ 29 ] Профиль CRI увеличился с широко распространенными продажами книги Мартина «Королевство культов» (теперь с примерно 750 000 копий проданы [ Цитация необходима ] ), его альбомы звука, его радио-министерство и его появление на национальном телевидении.
Мартин также был вовлечен в создание программы MA в области апологетики в Школе юридического факультета Саймона Гринлифа (ныне Тринити -юридическая школа ) в 1980 году. [ 30 ] Мартин преподавал там на культах и оккультизме в течение 1980 -х годов, и время от времени ему помогали Боб и Гретхен Пассантино . [ Цитация необходима ]
В 1977 году CRI запустила новую ежеквартальную периодическую дивизиацию под названием « Христианский научно -исследовательский институт» , которая в 1978 году была переиздана вперед . Благодаря этому периодическому анализу были опубликованы такие движения, как Харе Кришна , Джонстаун , Раджниш , Новая Эра и Сатанизм . [ Цитация необходима ]
В 1983 году CRI основал Христианский научно -исследовательский институт (ICP), филиалов в Сан -Паулу, Бразилия . Основанный исследователем штаба Полом Карденом, в конечном итоге его возглавлял Мартин Диски Паулу Ромеро.
В 1987 году форвард был обновлен как христианский журнал исследований , который был первоначально разработан в качестве трехлетнего публикации. В 1990 году журнал был увеличен в размерах и стал ежеквартальной публикацией и с тех пор стал ежемесячным периодическим периодом. Христианский исследовательский журнал получил несколько наград за выдающиеся достижения от Ассоциации евангельской прессы . Журнал теперь охватывает более широкий спектр вопросов в дополнение к культам, таким как общая апологетика, этическая апологетика, мировые религии и богословские противоречия. Это также включает в себя составные эссе авторов, которые не являются сотрудниками с CRI. [ Цитация необходима ]
Министерство после 1989 года
[ редактировать ]26 июня 1989 года Мартин умер в своем доме сердечного приступа в 60 лет. [ 31 ] Новость о смерти Мартина сообщила в различных христианских периодических изданиях. [ 32 ] Хэнк Ханеграафф сменил Мартина на посту президента министерства. [ Цитация необходима ]
Как во время смерти Мартина, а затем в ближайшие годы, чтобы последовать, ряд сотрудников, связанных с CRI, начали появляться в качестве авторов различных книг по противодействию апологетике. Среди этих авторов были Ричард Абанес , [ 33 ] Роберт М. Боуман , [ 34 ] Протирать М. Кастро, [ 35 ] Крейг Хокинс, [ 36 ] Роберт Дж. Лайл, [ 37 ] Эллиот Миллер, [ 38 ] Bj oropeza , [ 39 ] Рон Родс, [ 40 ] и Кеннет образцы. [ 41 ] Многие из этих авторов покинули CRI и основали свои собственные организации или присоединились к другим. [ Цитация необходима ]
Противоречия
[ редактировать ]Контркультная апологетика
[ редактировать ]Из -за противоречивой природы христианского контркультного движения и Мартин , и Кри были вовлечены в различные богословские и социальные конфликты. В течение жизни Мартина между собой и различными лидерами религиозных групп разразились различные конфликты, но особенно с мормонами . Эти столкновения иногда приводили к публичным дебатам и даже в судебном процессе, поданный Мартином для предполагаемой клеветы . [ 42 ] [ 43 ]
В течение короткого времени в конце 1970 -х годов Кри и Мартин были вовлечены в противоречие из -за утверждений о том, что апологеты обнаружили часть рукописи Книги Мормона , которая, как утверждается, была запланирована из романа Соломона Сполдинга . Дело было спорен в книге, которая действительно написала Книгу Мормона? Уэйн Коудри, Говард Дэвис и Дональд Шилс. [ 44 ] [ 45 ] Тем не менее, дело было серьезно поставлено под сомнение христианскими апологетами и критиками мормонизма Джеральд и Сандра Таннер в Сполдинге написал «Книгу Мормона»? [ 46 ] Это было также опровергнуто мормонскими апологетами Робертом и Розмари Брауном во втором томе из их серии книг, в которых они ждут, чтобы обмануть . [ 47 ] Эдвард Плоуман сообщил о заявках CRI в журнале Cristerity Today в июле 1977 года, а затем в октябре 1977 года обновил свой отчет с доказательствами, которые указывали на крах в достоверности претензий. [ 48 ] [ 49 ]
Книга под названием « Кто на самом деле написал книгу Мормона? - Загадка Spalding ( издательство Concordia , июль 2005 г.) пытается возродить первоначальный аргумент. Соавторы Коудри, Дэвис и Ваника пытаются показать, что Сидни Ригдон фактически посетил Питтсбург , последнюю резиденцию Спалдинга, до 1820 года. Документ, созданный по СПД исследовательских групп, аффилированных Фондом . 130 страниц для рассмотрения книги 2005 года и ее претензий. [ 50 ]
Вдова редактора CRI News Уильям Алнор рассказывает о спорах с участием Уолтера Мартина и Хэнка Ханеграафа в ее аккаунте под названием «Дуэльный библейский ответ мужчины» Части 1 [ 51 ] и 2 [ 52 ] Джеки Альнор.
Финансовая ответственность
[ редактировать ]«Группа по подотчетности CRI», которая включала в себя прекращенных работников, утверждается, что уход CRI 1992 года из евангельского совета по финансовой ответственности (ECFA) заключался в том, чтобы избежать ограничений на финансовые отношения со своим исполнительным директором, Хэнк Ханеграафф . [ 53 ] После того, как он вернулся, аудит ECFA 2003 года обнаружил, что CRI не соответствует ряду финансовых стандартов. Это привело к санкциям, требующим, чтобы «совет директоров был укреплен» и «значительным возмещению» для CRI. [ 54 ] В 2004 году министерство Watch выпустило донорское предупреждение о неспособности CRI ответить на неоднократные запросы объяснить корректирующие шаги, которые это предприняли в отношении выводов о нарушениях трех из семи стандартов ECFA ответственного управления. [ 55 ]
Преобразование Хэнка Ханеграфа в восточную ортодоксальность
[ редактировать ]Президент CRI Хэнк Ханеграфф был крещен в восточную православную церковь в Вербное воскресенье , 9 апреля 2017 года. [ 56 ] В последующей трансляции Ханеграфф ответил на обвинения в том, что он «ушел от христианской веры» из -за его ухода от протестантского христианства . «Если я заставил кого -либо споткнуться, я смиренно просию прощения. Моя цель в чтении это не столько для того, чтобы ответить на кого Церковь " [ 57 ] CRI защищал восточную ортодоксальную доктрину теоза в видео на веб -сайте CRI. [ 58 ] Преобразование Ханеграфа подняло вопросы среди евангелистов, которые указывают на серьезные различия между восточной православием и евангельским протестантизмом. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтер Мартин, «Христианский научно-исследовательский институт», христианский библиотекарь , том 14, номер 1 октября 1970 года, с. 15-18.
- ^ Христианский научно -исследовательский институт
- ^ Дуглас Э. Коуэн, с ложным свидетелем? Введение в Christian Contracult , Westport: Praeger, 2003, p. 102
- ^ «Христианский научно -исследовательский институт» в Питере Д. Дресзер Эд. Справочник исследовательских центров , 12 -е изд, том 2 Детройт: Gale Research, 1988, p. 1193.
- ^ Дж. Гордон Мелтон, «Движение по мониторингу контркульта в исторической перспективе», « Вызов религии: эссе в честь Эйлин Баркер », под редакцией Джеймса А. Бекфорда и Джеймса Т. Ричардсона, Routledge, London, 2003, с. 102 -113.
- ^ Дуглас Гротус, «Уолтер Р. Мартин» в евангельском словаре мировых миссий , изд. А. Скотт Моро, Гранд -Рапидс: Baker Books, 2000, p. 601.
- ^ Маргарет Н. Барнхаус, этот человек Барнхаус , Уитон: Тиндейл Хаус, 1983, с. 283.
- ^ C. Аллин Рассел, «Дональд Грей Барнхаус: фундаменталист, который изменил» журнал «Пресвитерианская история» , том 59, номер 1 весна 1981, с. 33-57.
- ^ Стивен Совет, «Перемещение мира с помощью журналов: опрос евангельских периодических изданий» в американских евангелистах и в средствах массовой информации , изд. Квентин Дж. Шульце, Гранд -Рапидс: Зондерван, 1990, с. 123.
- ^ Барнхаус, этот человек Барнхаус , с.224-225
- ^ Диагноз, и смерть Барнхауса описаны в Барнхаусе, что человек Барнхаус , стр.390-403.
- ^ «Доктор Уолтер Р. Мартин» Христианский библиотекарь , том 13, номер 4 апреля 1970 г., с.3.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Королевство культов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1965, с. 352-353.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Мартин выступает на Cults , Вентура, Калифорния: Vision House, 1983, с.125.
- ^ «Мемориальная служба для доктора Уолтера Мартина» Христианский исследовательский информационный бюллетень , том 2, номер 4 1989.
- ^ Доктор Уолтер Р. Мартин " Христианский библиотекарь , том 13, номер 4, апрель 1970 г., с. 3-4.
- ^ Вкладчики Уолтера Р. Мартина Эд. НЛО: друг противник или фантазия , Уэйн, Нью -Джерси: Христианский научно -исследовательский институт, 1968, с. 1; Флойд Э. Гамильтон, Основа христианской веры , 4 -й преподобный Эд. Нью -Йорк: Harper & Row, 1964; Джеймс Бьорнстад, Пророчество двадцатого века: Джин Диксон, Эдгар Кейс , Миннеаполис: Бетани Стипендия, 1969; Джеймс Бьорнштад и Шилдс Джонсон, Звезды, Знаки и Спасение в эпоху Водолея , Миннеаполис: Бетани, 1971.
- ^ Уолтер Р. Мартин, «Христианский научно -исследовательский институт», христианский библиотекарь , том 14, номер 1, октябрь 1970, с. 16
- ^ Джон Уорик Монтгомери, Компьютеры, культурные изменения и Христос , Уэйн, Нью -Джерси: Христианский исследовательский институт, 1969.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Королевство культов , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1965, с.352-353
- ^ Дональд Тиндер, «Евангельская инициатива: факты кончика пальца», Христианство сегодня , 13 марта 1970 г., с. 53
- ^ Уолтер Р. Мартин Эд. НЛО: Друг враг или фантазия , Уэйн, Нью -Джерси: Христианский научно -исследовательский институт, 1968.
- ^ Уолтер Мартин, «Присланс/Восток: электронная технология поиска ответов», христианский библиотекарь , том 14 № 1 октября 1970 года, с. 3-6.
- ^ Джон Уорвик Монтгомери, «Автоматизация апологетики в Австрии» Христианство сегодня , 8 ноября 1968 года, с. 57-58; Компьютеры, культурные изменения и Христос , Уэйн, Нью -Джерси: Христианский исследовательский институт, 1969.
- ^ Tinder, «Евангельская инициатива» Христианство сегодня 13 марта 1970 г., с. 53
- ^ Уолтер Мартин, «Предисловие» в Роберте Пассантино и Гретхен Пассантино, отвечает культистам у вашей двери , Юджин, Орегон: издательство Harvest House, 1981, с. 3. Также см. Боб Пассантино и Гретхен Пассантино, Охота на ведьм , Нэшвилл: Томас Нельсон, издательство, 1990, с. 220-229.
- ^ Ричард Кьюбедо, мирские евангелисты , Сан-Франциско: Harper & Row, 1978, с. 66-67.
- ^ Quebedeaux, мирские евангелисты , с. 67
- ^ Многие из этих людей представлены в «кредитах» в Уолтере Р. Мартин Эд. Новые культы , Санта-Ана, Калифорния: Vision House, 1980, с. 409-410. Также см. Работы этих авторов, ссылаясь на их сотрудники CRI с CRI: Роберт М. Боуман, «Понимание свидетелей Иеговы» , Grand Rapids: Baker Book House, 1991, p. 9; Крейг С. Хокинс, Колдовство: Изучение мира Викки , Гранд -Рапидс: Бейкер Книжный Дом, 1996, с. 229; Эллиот Миллер, аварийный курс по движению Нью Эйдж , Grand Rapids: Baker Book House, 1989, с. 11
- ^ Джон Уорвик Монтгомери, «Предисловие» в привлечении закрытого ума , Дэн Стори, Гранд -Рапидс: Крегель, 1999, с. 5
- ^ «Уолтер Ральстон Мартин», современные авторы , том 129, изд. Сьюзен М. Троцкий, Детройт: Gale Research, 1990, p. 287
- ^ «Культовый авторитет Мартин умирает», Bookstore Journal , том 22, август 1989, с. 93. "Основатель CRI Уолтер Мартин умирает", харизма и христианская жизнь , август 1989, с. 28. «Мемориал», журнал Евангельского богословского общества , том 33, номер 1, март 1990 г., с. 143.
- ^ Ричард Обанес, Путешествие в Свет: Изучение опыта, связанных с смертью , Grand Rapids: Baker Books, 1996.
- ^ Роберт М. Боуман, Свидетели Иеговы, Иисус Христос и Евангелие от Иоанна , Гранд -Рапидс: Бейкер Книжный Дом, 1989.
- ^ Кеннет Р. Образцы, Эрвин М. Де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд -Рапидс: Бейкер Книги, 1994.
- ^ Крейг С. Хокинс, Колдовство: Изучение мира Викки , Гранд -Рапидс: Бейкер книги, 1996.
- ^ Кеннет Р. Образцы, Эрвин М. Де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд -Рапидс: Бейкер Книги, 1994.
- ^ Эллиот Миллер, аварийный курс по движению Нью Эйдж , Grand Rapids: Baker Book House, 1989.
- ^ BJ Oropeza, 99 причин, почему никто не знает, когда Христос вернется , Downers Grove: Intervarsity Press, 1994.
- ^ Поддельный Христос движения Нью Эйдж , Гранд -Рапидс: Baker Book House, 1990.
- ^ Кеннет Р. Образцы, Эрвин М. Де Кастро, Ричард Абанес и Роберт Дж. Лайл, Пророки Апокалипсиса , Гранд -Рапидс: Бейкер Книги, 1994.
- ^ Walter R. Martin, Maze of Mormonism , Santa Ana: Vision House, 1978, с. 196-197.
- ^ « Уолтер Р. Мартин против Брюса А. Джонсона и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней » 88 Кал. App.3d 595, Апелляционный суд, Четвертый округ, Отдел 2, 19 января 1979 г., Калифорнийский репортер Запад , том 151, Сент-Пол, Миннесота: Западная издательская компания, 1979, с.816-827.
- ^ Уэйн Л. Коудри, Говард А. Дэвис и Дональд Р. Скайлз, которые действительно написали Книгу Мормона? Санта -Ана: Vision House, 1980.
- ^ Уолтер Р. Мартин, Лабиринт мормонизма , Rev. редакция Санта-Ана: Vision House, 1978, с. 59-69.
- ^ Джеральд Таннер и Сандра Таннер, написал ли Спалдинг Книгу Мормона? Солт -Лейк -Сити: современная микрофильмная компания, 1977.
- ^ Роберт Л. Браун и Розмари Браун, они лежат в ожидании, чтобы обмануть, том 2, Меса, Аризона: Brownsworth Publishing, 1986.
- ^ Эдвард Э. Плоуман, "Кто действительно написал Книгу Мормона?" Христианство сегодня 8 июля 1977 года, с. 32-34.
- ^ Эдвард Э. Плоуман, «Мормонская рукопись утверждает: еще один взгляд», Христианство сегодня 21 октября 1977 года, с. 38-39.
- ^ Roper, Matthew (2005), «Мифическая рукопись, найденная», архивирована 18 февраля 2007 года, в The Wayback Machine , Farms Review 17 (2): 7-140 [ссылка по состоянию на 2007-09-05].
- ^ «CRI: дуэльные библейские ответчики - Pt 1 - Эра Уолтера Мартина Джеки Альнора - христианский страж» . Христианский Страж . 2017-11-08 . Получено 2017-11-21 .
- ^ «CRI: дуэльная библейская ответа мужчин - Pt 2 Hank Hanegraaff от Джеки Алнора - христианского стражного» . Христианский Страж . 2017-11-19 . Получено 2017-11-21 .
- ^ Кеннеди, Джон В. Создание радиоволн христианства сегодня, 15 августа 1994 г.
- ^ Лобделл, Урок Уильяма Аудита был «болезненным» для евангелиста Los Angeles Times 17 августа 2003 г.
- ^ Министерство наблюдения донора предупреждение о архивировании 2007-04-15 на машине Wayback февраль 2004 г.
- ^ « Библейский ответ человек» превращается в православие » .
- ^ «Я« оставил христианскую веру »и Q & A | Христианский исследовательский институт» .
- ^ «Восточная ортодоксальность и теоз | Христианский научно -исследовательский институт» .
- ^ «Обращение Хэнка Ханеграфа в ортодоксальность: Айг Кена Хэма говорит, что церковь ритуальна, не хватает Евангелия »
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианский научно -исследовательский институт
- Индекс христианского исследовательского журнала (охватывает публикации с 1977 по 1997 год)
- Христианские контркультные организации
- Политические организации, базирующиеся в Соединенных Штатах
- Критики мормонизма
- Евангельские парашютные организации
- Христианские организации основаны в 1960 году
- 1960 заведения в Нью -Джерси
- Христианские благотворительные организации, базирующиеся в Соединенных Штатах
- Благотворительные организации, базирующиеся в Нью -Джерси