Jump to content

Шахнаме Шаха Тахмаспа

(Перенаправлено из Шахнамы Шаха Тахмаспа )
Суд Гаюмарса
Приписывается Ака Мираку , Фаридун, замаскированный под дракона, испытывает своих сыновей.

Шахнаме , Шаха Тахмаспа ( персидский : شاهنامه شاه‌طهماسب ) или Хоутон Шахнаме — одна из самых известных иллюстрированных рукописей Шахнаме национального эпоса Великого Ирана , и высшая точка в искусстве персидской миниатюры . Вероятно, это наиболее полно иллюстрированная рукопись текста, когда-либо созданная. На момент создания рукопись содержала 759 страниц, 258 из которых были миниатюрами. Эти миниатюры были расписаны вручную художниками королевской мастерской в ​​Тебризе при правителях Шахе Исмаиле I и Шахе Тахмаспе I. После завершения « Шахнаме» был подарен османскому султану Селиму II в 1568 году. Размер страницы составляет около 48 х 32 см, текст написан шрифтом насталик высочайшего качества. Рукопись была разбита на части в 1970-х годах, и сейчас ее страницы находятся в различных коллекциях по всему миру. [ 1 ]

Он был создан в Тебризе по приказу шаха Исмаила I, недавно взявшего под свой контроль город. Шах Исмаил I был харизматичным и агрессивным в военном отношении лидером, что позволило ему завоевать большие территории с космополитическим населением. Благодаря этому он имел доступ к широкому кругу художников со многими специальностями и обучением в разных стилях, что позволило художникам сотрудничать и привело к созданию нового стиля освещения, позже названного « Стиль Тебриза» . [ 2 ] [ 3 ]

Он поручил наиболее выдающимся художникам Сефевидской Персии проиллюстрировать эту рукопись как демонстрацию изменения политического ландшафта и как утверждение своего господства как шаха. Назначение Шахнаме было распространенным способом утвердить легитимность правителя, поскольку текст изображает шаха как сильного, стабильного человека, которому нужно беспрекословно подчиняться и уважать. [ 4 ]

Такая дорогая и богато украшенная рукопись представила бы Исмаила I как успешного и могущественного лидера, связанного с силой и известностью персов. Скорее всего, рукопись предназначалась либо для того, чтобы в конечном итоге подарить Сулейману Великолепному , султану Османской империи , либо, возможно, для того, чтобы отпраздновать возвращение его сына Тахмаспа с поста губернатора Герата . [ 5 ] Шахнаме . описывают как смесь мифологии и истории иранского народа Это делает его сопоставимым с произведениями на аналогичные темы из других регионов мира, такими как Ветхого Завета » «Книга царей или « Илиада» . [ 6 ]

Рустам спит, а его конь Рахш убивает льва, фол. 118р. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] : 31 

Хотя точные даты до сих пор обсуждаются, большинство ученых считают, что работы начались в 1520-х годах. Для завершения потребовалось бы несколько поколений художников, и многие великие художники заняли пост режиссера, в том числе Султан Мохаммед, Мир Мусаввир и Ага Мирак . Шах Исмаил I умер в 1524 году вскоре после начала работы над рукописью. [ 10 ] Затем Тахмасп I унаследовал трон, но в свои 11 лет он явно был недостаточно взрослым, чтобы осознать важность продвижения великого искусства и культуры в обществе. Вероятно, его советники настаивали на завершении рукописи. [ 11 ] и, вероятно, к середине 1530-х годов он был близок к завершению. [ 12 ] во время его правления.

Наконец, в 1568 году «Шахнаме » был передан османскому султану Селиму II . Османские источники сообщают, что он прибыл в иранское посольство в феврале 1568 года в сопровождении 34 верблюдов и других щедрых подарков, предназначенных для султана. [ 13 ] И султан, и члены его дворца были впечатлены рукописью. [ 14 ] На момент первого представления его длина оценивалась в 30 000 куплетов. [ 15 ] Долгое время она хранилась в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле , а комментарии, добавленные на полях около 1800 года, доказывают, что замечательно украшенная рукопись очаровывала многих правителей и ученых еще долгое время после ее завершения. [ 16 ]

Когда в начале 1900-х годов Османская империя распалась, рукопись появилась в коллекции Эдмонда Джеймса де Ротшильда . [ 17 ] Он остался в семье Ротшильдов, а затем был приобретен Артуром Хоутоном II . Рукопись когда-то содержала 258 миниатюр, но Хоутон продавал их индивидуально, чтобы избежать налогов. [ 18 ] Хоутон оставил себе 118 миниатюр, в 1972 году подарил Метрополитен -музею 78 картин , а остальные продал другим частным и государственным коллекциям по всему миру. [ 11 ]

После кончины Артура Хоутона II в 1990 году его сын решил продать переплет, страницы с текстом и оставшиеся 118 картин. В результате сложных переговоров с лондонским арт-дилером Оливером Хоаром остатки рукописи были обменены с Музеем современного искусства в Тегеране в 1994 году на Виллема де Кунинга картину « Женщина III» . Картина была куплена императрицей Фарах , но в Исламской Республике ее сочли неприятной. [ 19 ] Разрозненные миниатюры находятся в нескольких коллекциях, в том числе в Коллекции исламского искусства Халили , насчитывающей 10 листов. [ 20 ] [ 21 ]

6 апреля 2011 года страница из этой рукописи, принадлежавшая ученому и коллекционеру Стюарту Кэри Уэлчу, была продана за 7,4 миллиона фунтов (12 миллионов долларов). [ 22 ]

Миниатюры

[ редактировать ]

Огромный масштаб работы, насчитывавшей в общей сложности 759 страниц, включая 258 миниатюр, потребовал бы помощи всех ведущих художников царской мастерской. Некоторые из идентифицированных художников: Мир Сайид Али , Султан Мохаммед , Мизра-Али (сын Султана Мухаммеда). [ 23 ] Ага Мирак , Мир Мусаввир , Даст Мухаммад и, вероятно, Абд аль-Самад . [ 24 ] Ученые определили ряд художников по их стилю, но имена им неизвестны. [ 25 ] Размер каждой страницы составляет около 48 х 32 см, текст написан качественным шрифтом насталик . Стиль миниатюр значительно различается, но качество неизменно высокое. Хотя многие миниатюры имеют мифические мотивы, они также изображают предметы повседневного обихода, которые были обычным явлением в период Сефевидов в Иране. Это делает миниатюры уникальными для определенного времени и места. [ 26 ] В рукописи показано слияние стилей школ Герата, где королевские мастерские Тимуридов разработали стиль классической сдержанности и элегантности, и художников Тебриза, чей стиль был более выразительным и образным. Тебриз был бывшей столицей туркменских правителей , последовательно Кара-Коюнлу и Аг-Коюнлу , которые правили большей частью Персии до того, как Исмаил I победил их и положил начало династии Сефевидов в 1501 году. [ 27 ]

Даст Мухаммад написал отчет о персидской живописи, в котором упоминается рукопись. Это первый из многих рассказов, в котором выделяется двор Гуюмара (показанный выше), который, по его словам, принадлежит султану Мухаммеду, которого он называет «зенитом века». [ 28 ] Позднее ученые назвали эту миниатюру «бесподобной» и «вероятно, величайшей картиной в иранском искусстве». [ 29 ] В рассказе Даста Мухаммада также подчеркивается удивительный талант художников-портретистов Ага Мирака и Мир Мусаввира, которые также иллюстрировали Хамсу Низами . [ 30 ]

Знаменитая незаконченная миниатюра, изображающая спящего Рустама , в то время как его конь Рахш отбивается от льва, вероятно, была сделана для рукописи, но так и не была закончена и переплетена, возможно, потому, что ее энергичный тебризский стиль не понравился Тахмаспу. Судя по всему, это произведение Султана Мухаммеда, чьи более поздние работы в рукописи демонстрируют стиль, адаптированный к придворному стилю Камала уд-Дина Бехзада . Сейчас он находится в Британском музее . [ 31 ]

На одной из наиболее известных миниатюр, «Он убивает Белого Дива », Рустам убивает Белого Дива (или демона) в ходе своего путешествия по спасению короля Кея Кавуса. Красочная листва, окружающая Рустама и Дива, призвана противодействовать черной пустоте, которая символизирует обширную пещеру Дива во враждебном регионе Мазандаран, вокруг двух фигур. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Леони, Франческа. «Шахнама шаха Тахмаспа: образец истории искусств Хайльбрунна » Метрополитен-музей . Получено 13 февраля.
  2. ^ «ФАРИДУН В ОБЛИКЕ ДРАКОНА ИСПЫТЫВАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ФОЛИАН (F.42) ИЗ ШАХНАМЕ ШАХА ТАХМАСПА, ПРИПИСЫВАЕМЫЙ АКА МИРАК, ПЕРСИЯ, ТЕБРИЗ, КОРОЛЕВСКОЕ АТЕЛЬЕ, ОКОЛО 1525-35 гг.» . Сотбис . 6 апреля 2011 г.
  3. ^ Уэлч, Стюарт (1976). Персидская живопись: пять королевских рукописей Сефевидов шестнадцатого века . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Inc., с. 14. ISBN  978-0-8076-0812-8 .
  4. ^ Фирдавси; Мариани, Фил (2011). Шахнама шаха Тахмаспа: персидская книга царей . Фирдавси., Кэнби, Шейла Р., Мариани, Фил., Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). Нью-Йорк. стр. 13, 21. ISBN.  9781588394361 . OCLC   711045556 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Пиотровский и Роджерс, 112.
  6. ^ Лаунер, Джон (октябрь 1980 г.). «Чтение для удовольствия: Книга королей» . Британский медицинский журнал . 281 (6245): 933–934. дои : 10.1136/bmj.281.6245.933 . JSTOR   25441592 . ПМК   1714204 . ПМИД   20793198 .
  7. ^ Кэнби (2014) , 148, 340
  8. ^ Сьюзан Бабайе . «Сьюзан Бабаи: взгляд на персидскую живопись» . ХЕНИ беседует .
  9. ^ Кэнби, Шейла Р. (2000). Золотой век персидского искусства, 1501–1722 гг . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., стр. 22–65. ISBN  0-8109-4144-9 .
  10. ^ «Шахнама Шаха Тахмаспа» . www.metmuseum.org . Проверено 27 ноября 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Нерассказанная история «Шахнаме шаха Тахмаспа» ». Иранская газета . 29 апреля 2014 г.
  12. ^ Вальтер и Вольф, 424.
  13. ^ Леони, Франческа (июнь 2008 г.). «Шахнама Шаха Тахмаспа» . Метрополитен-музей . Проверено 27 ноября 2018 г.
  14. ^ Лаунер, Джон (октябрь 1980 г.). «Чтение для удовольствия: Книга королей» . Британский медицинский журнал . 281 (6245): 933–934. дои : 10.1136/bmj.281.6245.933 . JSTOR   25441592 . ПМК   1714204 . ПМИД   20793198 .
  15. ^ Таниди, Зерен (2000). «Дополнения к иллюстрированным рукописям в османских мастерских». Мукарнас . 17 : 147–161. дои : 10.2307/1523295 . JSTOR   1523295 .
  16. ^ Леони, Франческа (июнь 2008 г.). «Шанама Шаха Тахмаспа» . Метрополитен-музей . Проверено 27 ноября 2018 г.
  17. ^ Вальтер и Вольф, 420.
  18. ^ «Нерассказанная история «Шахнаме шаха Тахмаспа» ». Иранская газета . 29 апреля 214 г.
  19. ^ Блэр, Шейла. «Изготовление и порча рукописей Шахнамы» . Ханская академия . Проверено 10 марта 2021 г.
  20. ^ Пиотровский и Роджерс, 112-117; Вальтер и Вольф, 420
  21. ^ «Десять фолиантов из копии « Шахнамы» Фирдавси, сделанной для шаха Тахмаспа (Хоутон Шахнама)» . Коллекции Халили .
  22. ^ «Фолиант XVI века устанавливает рекорд аукциона исламского искусства» . Reuters.com. 6 апреля 2011 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
  23. ^ Уэлч, Стюарт Кэри (1986). «Исламское искусство». Недавние приобретения (Метрополитен-музей) (1986/1987): 8–11. дои : 10.2307/1513701 . JSTOR   1513701 .
  24. ^ Вальтер и Вольф, 420; об Абд аль-Самаде см. его биографию; есть некоторые разногласия по поводу его вклада
  25. ^ Пиотровский и Роджерс, 112-117.
  26. ^ Фирдавси.; Фирдауси; Тахмасп, Иран Шах; Тахмасп, Иран Шах (2011). Шахнама шаха Тахмаспа: персидская книга царей . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 13–21. ISBN  9781588394361 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  27. ^ Титли, 80 лет; Вальтер и Вольф, 420–424 гг.
  28. ^ Биньон, Лоуренс; Грей, Бэзил; Уилкинсон, JVS (19 апреля 1989 г.). Персидская миниатюрная живопись (изд. Дувра). Великобритания: Королевская академия художеств. п. 186 . ISBN  978-0486220543 .
  29. ^ Титли, 83 года; Уэлч, 17 лет, оба цитируются
  30. ^ Биньон, Лоуренс (1933). Персидская миниатюрная живопись: включая критический и описательный каталог миниатюр, выставленных в Берлингтон-хаусе в январе-марте 1931 года . Уилкинсон, Дж.В.С. (Джеймс Вер Стюарт), Грей, Бэзил, 1904–1989, Королевская академия художеств (Великобритания) (изд. Дувра). Нью-Йорк. ISBN  978-0486220543 . OCLC   162867 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Кэнби (1993), 79-80
  32. ^ Маквильямс, Мэри (1993). « Седьмой курс Рустама: Он убивает белый див»: Картина из Тахмаспа «Шахнама» ». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 80 (4): 148–153. JSTOR   25161404 .
  33. ^ Кэнби (2014) , 86, 335
  34. ^ Кэнби (2014) , 68
  35. ^ Кэнби (2014) , 280, 353
  36. ^ Уэлч, Стюарт Кэри, Чудеса эпохи: шедевры ранней живописи Сефевидов, 1501-1576 (отрывок) (PDF) , стр. 58 (№ 12)
  37. ^ Кэнби (2014) , 82, 335
  38. ^ Кэнби, Шейла Р. (14 декабря 2018 г.). «Ангел Суруш спасает Хосрова Парвиза из тупика» . Мет-музей . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  • Блэр, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, ISBN   0300064659
  • Кэнби, Шейла Р., Персидская живопись , 1993, British Museum Press, ISBN   9780714114590
  • Кэнби, Шейла Р. (2014), Шахнама Шаха Тахмаспа: Персидская книга королей , Музей искусств Метрополитен, стр. 337, ISBN  9780300194548
  • Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (редакторы), Рай на Земле: Искусство исламских стран , 2004, Престель, ISBN   3791330551
  • Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, ISBN   0292764847
  • Вальтер, Инго Ф. и Вольф, Норберт, «Шедевры освещения» (Codices Illustres); стр. 350–3; 2005 г., сумки, Кёльн; ISBN   382284750X
  • Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи , Темза и Гудзон, 1976 г., ISBN   0500270740

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Диксон М.Б. и Уэлч С.К., Хоутон Шахнаме , 1981, Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, 2 тома.
  • Рустем, Юнвер, Загробная жизнь королевского подарка: Османские вставки Шахнама-и Шахи. В Мукарнасе , т. 29, 2012, стр. 245–337.
  • Вагмар, Бурзин, Аннотированная микроистория и библиография Хоутона Шахнамы . В Сунил Шарма и Бурзин Вагмар, ред. Firdawsii Millennium Indicum: Материалы тысячелетнего семинара Шахнама, Восточный институт КР Кама, Мумбаи, 8–9 января 2011 г. , Мумбаи: Восточный институт КР Кама, 2016, стр. 144–80. ISBN   9789381324103 .
  • Уэлч, Стюарт Кэри , Королевская книга королей: Шах-наме шаха Тахмаспа , 1972, Метрополитен-музей, ISBN   0870990284 , 9780870990281
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a97ef63ab77cf09885e73626ad61846__1712221200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/46/9a97ef63ab77cf09885e73626ad61846.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shahnameh of Shah Tahmasp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)