Шахнаме Шаха Тахмаспа
Шахнаме , Шаха Тахмаспа ( персидский : شاهنامه شاهطهماسب ) или Хоутон Шахнаме — одна из самых известных иллюстрированных рукописей Шахнаме национального эпоса Великого Ирана , и высшая точка в искусстве персидской миниатюры . Вероятно, это наиболее полно иллюстрированная рукопись текста, когда-либо созданная. На момент создания рукопись содержала 759 страниц, 258 из которых были миниатюрами. Эти миниатюры были расписаны вручную художниками королевской мастерской в Тебризе при правителях Шахе Исмаиле I и Шахе Тахмаспе I. После завершения « Шахнаме» был подарен османскому султану Селиму II в 1568 году. Размер страницы составляет около 48 х 32 см, текст написан шрифтом насталик высочайшего качества. Рукопись была разбита на части в 1970-х годах, и сейчас ее страницы находятся в различных коллекциях по всему миру. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Он был создан в Тебризе по приказу шаха Исмаила I, недавно взявшего под свой контроль город. Шах Исмаил I был харизматичным и агрессивным в военном отношении лидером, что позволило ему завоевать большие территории с космополитическим населением. Благодаря этому он имел доступ к широкому кругу художников со многими специальностями и обучением в разных стилях, что позволило художникам сотрудничать и привело к созданию нового стиля освещения, позже названного « Стиль Тебриза» . [ 2 ] [ 3 ]
Он поручил наиболее выдающимся художникам Сефевидской Персии проиллюстрировать эту рукопись как демонстрацию изменения политического ландшафта и как утверждение своего господства как шаха. Назначение Шахнаме было распространенным способом утвердить легитимность правителя, поскольку текст изображает шаха как сильного, стабильного человека, которому нужно беспрекословно подчиняться и уважать. [ 4 ]
Такая дорогая и богато украшенная рукопись представила бы Исмаила I как успешного и могущественного лидера, связанного с силой и известностью персов. Скорее всего, рукопись предназначалась либо для того, чтобы в конечном итоге подарить Сулейману Великолепному , султану Османской империи , либо, возможно, для того, чтобы отпраздновать возвращение его сына Тахмаспа с поста губернатора Герата . [ 5 ] Шахнаме . описывают как смесь мифологии и истории иранского народа Это делает его сопоставимым с произведениями на аналогичные темы из других регионов мира, такими как Ветхого Завета » «Книга царей или « Илиада» . [ 6 ]
Хотя точные даты до сих пор обсуждаются, большинство ученых считают, что работы начались в 1520-х годах. Для завершения потребовалось бы несколько поколений художников, и многие великие художники заняли пост режиссера, в том числе Султан Мохаммед, Мир Мусаввир и Ага Мирак . Шах Исмаил I умер в 1524 году вскоре после начала работы над рукописью. [ 10 ] Затем Тахмасп I унаследовал трон, но в свои 11 лет он явно был недостаточно взрослым, чтобы осознать важность продвижения великого искусства и культуры в обществе. Вероятно, его советники настаивали на завершении рукописи. [ 11 ] и, вероятно, к середине 1530-х годов он был близок к завершению. [ 12 ] во время его правления.
Наконец, в 1568 году «Шахнаме » был передан османскому султану Селиму II . Османские источники сообщают, что он прибыл в иранское посольство в феврале 1568 года в сопровождении 34 верблюдов и других щедрых подарков, предназначенных для султана. [ 13 ] И султан, и члены его дворца были впечатлены рукописью. [ 14 ] На момент первого представления его длина оценивалась в 30 000 куплетов. [ 15 ] Долгое время она хранилась в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле , а комментарии, добавленные на полях около 1800 года, доказывают, что замечательно украшенная рукопись очаровывала многих правителей и ученых еще долгое время после ее завершения. [ 16 ]
Когда в начале 1900-х годов Османская империя распалась, рукопись появилась в коллекции Эдмонда Джеймса де Ротшильда . [ 17 ] Он остался в семье Ротшильдов, а затем был приобретен Артуром Хоутоном II . Рукопись когда-то содержала 258 миниатюр, но Хоутон продавал их индивидуально, чтобы избежать налогов. [ 18 ] Хоутон оставил себе 118 миниатюр, в 1972 году подарил Метрополитен -музею 78 картин , а остальные продал другим частным и государственным коллекциям по всему миру. [ 11 ]
После кончины Артура Хоутона II в 1990 году его сын решил продать переплет, страницы с текстом и оставшиеся 118 картин. В результате сложных переговоров с лондонским арт-дилером Оливером Хоаром остатки рукописи были обменены с Музеем современного искусства в Тегеране в 1994 году на Виллема де Кунинга картину « Женщина III» . Картина была куплена императрицей Фарах , но в Исламской Республике ее сочли неприятной. [ 19 ] Разрозненные миниатюры находятся в нескольких коллекциях, в том числе в Коллекции исламского искусства Халили , насчитывающей 10 листов. [ 20 ] [ 21 ]
6 апреля 2011 года страница из этой рукописи, принадлежавшая ученому и коллекционеру Стюарту Кэри Уэлчу, была продана за 7,4 миллиона фунтов (12 миллионов долларов). [ 22 ]
Миниатюры
[ редактировать ]Огромный масштаб работы, насчитывавшей в общей сложности 759 страниц, включая 258 миниатюр, потребовал бы помощи всех ведущих художников царской мастерской. Некоторые из идентифицированных художников: Мир Сайид Али , Султан Мохаммед , Мизра-Али (сын Султана Мухаммеда). [ 23 ] Ага Мирак , Мир Мусаввир , Даст Мухаммад и, вероятно, Абд аль-Самад . [ 24 ] Ученые определили ряд художников по их стилю, но имена им неизвестны. [ 25 ] Размер каждой страницы составляет около 48 х 32 см, текст написан качественным шрифтом насталик . Стиль миниатюр значительно различается, но качество неизменно высокое. Хотя многие миниатюры имеют мифические мотивы, они также изображают предметы повседневного обихода, которые были обычным явлением в период Сефевидов в Иране. Это делает миниатюры уникальными для определенного времени и места. [ 26 ] В рукописи показано слияние стилей школ Герата, где королевские мастерские Тимуридов разработали стиль классической сдержанности и элегантности, и художников Тебриза, чей стиль был более выразительным и образным. Тебриз был бывшей столицей туркменских правителей , последовательно Кара-Коюнлу и Аг-Коюнлу , которые правили большей частью Персии до того, как Исмаил I победил их и положил начало династии Сефевидов в 1501 году. [ 27 ]
Даст Мухаммад написал отчет о персидской живописи, в котором упоминается рукопись. Это первый из многих рассказов, в котором выделяется двор Гуюмара (показанный выше), который, по его словам, принадлежит султану Мухаммеду, которого он называет «зенитом века». [ 28 ] Позднее ученые назвали эту миниатюру «бесподобной» и «вероятно, величайшей картиной в иранском искусстве». [ 29 ] В рассказе Даста Мухаммада также подчеркивается удивительный талант художников-портретистов Ага Мирака и Мир Мусаввира, которые также иллюстрировали Хамсу Низами . [ 30 ]
Знаменитая незаконченная миниатюра, изображающая спящего Рустама , в то время как его конь Рахш отбивается от льва, вероятно, была сделана для рукописи, но так и не была закончена и переплетена, возможно, потому, что ее энергичный тебризский стиль не понравился Тахмаспу. Судя по всему, это произведение Султана Мухаммеда, чьи более поздние работы в рукописи демонстрируют стиль, адаптированный к придворному стилю Камала уд-Дина Бехзада . Сейчас он находится в Британском музее . [ 31 ]
На одной из наиболее известных миниатюр, «Он убивает Белого Дива », Рустам убивает Белого Дива (или демона) в ходе своего путешествия по спасению короля Кея Кавуса. Красочная листва, окружающая Рустама и Дива, призвана противодействовать черной пустоте, которая символизирует обширную пещеру Дива во враждебном регионе Мазандаран, вокруг двух фигур. [ 32 ]
-
Единственный полезный «портрет» Тахмаспа I работы Фаррух-бека , который, возможно , когда-то его видел.
-
Притча о «Корабле судьбы (Корабле шиизма)», л. 18В. [ 34 ]
-
Даст Мухаммад , История Хафтвада и Червя , л. 521в. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Леони, Франческа. «Шахнама шаха Тахмаспа: образец истории искусств Хайльбрунна » Метрополитен-музей . Получено 13 февраля.
- ^ «ФАРИДУН В ОБЛИКЕ ДРАКОНА ИСПЫТЫВАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ФОЛИАН (F.42) ИЗ ШАХНАМЕ ШАХА ТАХМАСПА, ПРИПИСЫВАЕМЫЙ АКА МИРАК, ПЕРСИЯ, ТЕБРИЗ, КОРОЛЕВСКОЕ АТЕЛЬЕ, ОКОЛО 1525-35 гг.» . Сотбис . 6 апреля 2011 г.
- ^ Уэлч, Стюарт (1976). Персидская живопись: пять королевских рукописей Сефевидов шестнадцатого века . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Inc., с. 14. ISBN 978-0-8076-0812-8 .
- ^ Фирдавси; Мариани, Фил (2011). Шахнама шаха Тахмаспа: персидская книга царей . Фирдавси., Кэнби, Шейла Р., Мариани, Фил., Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). Нью-Йорк. стр. 13, 21. ISBN. 9781588394361 . OCLC 711045556 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пиотровский и Роджерс, 112.
- ^ Лаунер, Джон (октябрь 1980 г.). «Чтение для удовольствия: Книга королей» . Британский медицинский журнал . 281 (6245): 933–934. дои : 10.1136/bmj.281.6245.933 . JSTOR 25441592 . ПМК 1714204 . ПМИД 20793198 .
- ^ Кэнби (2014) , 148, 340
- ^ Сьюзан Бабайе . «Сьюзан Бабаи: взгляд на персидскую живопись» . ХЕНИ беседует .
- ^ Кэнби, Шейла Р. (2000). Золотой век персидского искусства, 1501–1722 гг . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., стр. 22–65. ISBN 0-8109-4144-9 .
- ^ «Шахнама Шаха Тахмаспа» . www.metmuseum.org . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нерассказанная история «Шахнаме шаха Тахмаспа» ». Иранская газета . 29 апреля 2014 г.
- ^ Вальтер и Вольф, 424.
- ^ Леони, Франческа (июнь 2008 г.). «Шахнама Шаха Тахмаспа» . Метрополитен-музей . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Лаунер, Джон (октябрь 1980 г.). «Чтение для удовольствия: Книга королей» . Британский медицинский журнал . 281 (6245): 933–934. дои : 10.1136/bmj.281.6245.933 . JSTOR 25441592 . ПМК 1714204 . ПМИД 20793198 .
- ^ Таниди, Зерен (2000). «Дополнения к иллюстрированным рукописям в османских мастерских». Мукарнас . 17 : 147–161. дои : 10.2307/1523295 . JSTOR 1523295 .
- ^ Леони, Франческа (июнь 2008 г.). «Шанама Шаха Тахмаспа» . Метрополитен-музей . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Вальтер и Вольф, 420.
- ^ «Нерассказанная история «Шахнаме шаха Тахмаспа» ». Иранская газета . 29 апреля 214 г.
- ^ Блэр, Шейла. «Изготовление и порча рукописей Шахнамы» . Ханская академия . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Пиотровский и Роджерс, 112-117; Вальтер и Вольф, 420
- ^ «Десять фолиантов из копии « Шахнамы» Фирдавси, сделанной для шаха Тахмаспа (Хоутон Шахнама)» . Коллекции Халили .
- ^ «Фолиант XVI века устанавливает рекорд аукциона исламского искусства» . Reuters.com. 6 апреля 2011 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Уэлч, Стюарт Кэри (1986). «Исламское искусство». Недавние приобретения (Метрополитен-музей) (1986/1987): 8–11. дои : 10.2307/1513701 . JSTOR 1513701 .
- ^ Вальтер и Вольф, 420; об Абд аль-Самаде см. его биографию; есть некоторые разногласия по поводу его вклада
- ^ Пиотровский и Роджерс, 112-117.
- ^ Фирдавси.; Фирдауси; Тахмасп, Иран Шах; Тахмасп, Иран Шах (2011). Шахнама шаха Тахмаспа: персидская книга царей . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 13–21. ISBN 9781588394361 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Титли, 80 лет; Вальтер и Вольф, 420–424 гг.
- ^ Биньон, Лоуренс; Грей, Бэзил; Уилкинсон, JVS (19 апреля 1989 г.). Персидская миниатюрная живопись (изд. Дувра). Великобритания: Королевская академия художеств. п. 186 . ISBN 978-0486220543 .
- ^ Титли, 83 года; Уэлч, 17 лет, оба цитируются
- ^ Биньон, Лоуренс (1933). Персидская миниатюрная живопись: включая критический и описательный каталог миниатюр, выставленных в Берлингтон-хаусе в январе-марте 1931 года . Уилкинсон, Дж.В.С. (Джеймс Вер Стюарт), Грей, Бэзил, 1904–1989, Королевская академия художеств (Великобритания) (изд. Дувра). Нью-Йорк. ISBN 978-0486220543 . OCLC 162867 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кэнби (1993), 79-80
- ^ Маквильямс, Мэри (1993). « Седьмой курс Рустама: Он убивает белый див»: Картина из Тахмаспа «Шахнама» ». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 80 (4): 148–153. JSTOR 25161404 .
- ^ Кэнби (2014) , 86, 335
- ^ Кэнби (2014) , 68
- ^ Кэнби (2014) , 280, 353
- ^ Уэлч, Стюарт Кэри, Чудеса эпохи: шедевры ранней живописи Сефевидов, 1501-1576 (отрывок) (PDF) , стр. 58 (№ 12)
- ^ Кэнби (2014) , 82, 335
- ^ Кэнби, Шейла Р. (14 декабря 2018 г.). «Ангел Суруш спасает Хосрова Парвиза из тупика» . Мет-музей . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, ISBN 0300064659
- Кэнби, Шейла Р., Персидская живопись , 1993, British Museum Press, ISBN 9780714114590
- Кэнби, Шейла Р. (2014), Шахнама Шаха Тахмаспа: Персидская книга королей , Музей искусств Метрополитен, стр. 337, ISBN 9780300194548
- Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (редакторы), Рай на Земле: Искусство исламских стран , 2004, Престель, ISBN 3791330551
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, ISBN 0292764847
- Вальтер, Инго Ф. и Вольф, Норберт, «Шедевры освещения» (Codices Illustres); стр. 350–3; 2005 г., сумки, Кёльн; ISBN 382284750X
- Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи , Темза и Гудзон, 1976 г., ISBN 0500270740
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диксон М.Б. и Уэлч С.К., Хоутон Шахнаме , 1981, Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, 2 тома.
- Рустем, Юнвер, Загробная жизнь королевского подарка: Османские вставки Шахнама-и Шахи. В Мукарнасе , т. 29, 2012, стр. 245–337.
- Вагмар, Бурзин, Аннотированная микроистория и библиография Хоутона Шахнамы . В Сунил Шарма и Бурзин Вагмар, ред. Firdawsii Millennium Indicum: Материалы тысячелетнего семинара Шахнама, Восточный институт КР Кама, Мумбаи, 8–9 января 2011 г. , Мумбаи: Восточный институт КР Кама, 2016, стр. 144–80. ISBN 9789381324103 .
- Уэлч, Стюарт Кэри , Королевская книга королей: Шах-наме шаха Тахмаспа , 1972, Метрополитен-музей, ISBN 0870990284 , 9780870990281
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с «Шахнаме» Шаха Тахмаспа , на Викискладе?