Ростам
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Ростам | |
---|---|
Ростам | |
![]() Ростам оплакивает Сохраба . Персидская миниатюра. | |
Рожденный | |
Умер | |
Причина смерти | По заговору своего сводного брата Шагада он упал в колодец, полный отравленных копий, и был убит в Кабулистане . |
Другие имена | Рустам Рустам |
Известный | Семь подвигов Битва с Сохрабом Битва с Эсфандияром убийство демона-альбиноса |
Супруг | Тахмина |
Дети | Сохраб Фарамарз Сияваш (приемный сын) Бану Гошасп ( мясо Бану Гошасп ) |
Родители | |
Семья | Сэм (дедушка) Завара (брат) Шагад (сводный брат) |

Ростам или Рустам ( персидский : رستم [rosˈtæm] ) — легендарный герой персидской мифологии , сын Зала и Рудабы , чья жизнь и творчество были увековечены персидским поэтом X века Фирдоуси в «Шахнаме» , или «Эпосе о царях» , который содержит доисламский иранский фольклор и историю. Однако корни повествования берут начало гораздо раньше.
В Шахнаме Ростам и его предшественники — ( современные марзбаны Систана Иран и Афганистан ) . Ростам наиболее известен своей трагической битвой с Эсфандияром , другим легендарным иранским героем; за его экспедицию в Мазандаран (не путать с современной провинцией Мазандаран ). Он также известен историей своих семи подвигов .
Ростам всегда представлялся как самый могущественный из иранских паладинов (святых воинов), и атмосфера эпизодов, в которых он участвует, сильно напоминает Парфянскую империю . Он ездит на легендарном жеребце Рахше и носит в боях специальный костюм по имени Бабр-э Баян .
Происхождение
[ редактировать ]Хотя повествование «Шахнаме » является окончательной работой о Ростаме, Фирдоуси не изобретал этого персонажа; Истории о Ростаме были популярны еще в седьмом веке в Парсе и возникли гораздо раньше, вероятно, на восточных ираноязычных территориях. Он, как известно, носит зин-и паланг или «одежду из шкуры пантеры»:
Рассмотренный к настоящему времени материал доказывает, что легенда о Рустаме была полностью сформирована и хорошо известна в Западном Иране не позднее седьмого века нашей эры, а в восточноиранских землях - к началу восьмого века. В некоторых недавних публикациях Франц Грене пытался найти графические аллюзии на несколько столетий раньше, в «симурге», изображенном на пряжке Шапура I (240–272 гг. н.э.) на скальном рельефе Раг-и-Биби в северном Афганистане, и в сцене На восточно-сасанидском серебряном блюде, относящемся к первой половине IV в., изображен принц, ломающий жеребенка. Николас Симс-Уильямс упомянул личное имя Пурланг-зин, написанное греческим письмом πορλαγγοζινο, в бактрийском документе, который почти наверняка был написан в четвертом веке во времена сасанидского правления, утверждая, что это имя можно перевести как «человек с пантерой». кожа» и что оно представляет собой «явную ссылку на зин-и паланг Рустама». [...] первым элементом этого имени является бактрийское слово, означающее «пантера» или «леопард». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
В Шахнаме Ростам является уроженцем Забулистана , исторического региона, примерно соответствующего сегодняшней провинции Забуль на юге Афганистана . Его мать Рудаба была принцессой Кабула . Ростам — чемпион среди чемпионов, и он участвует в многочисленных историях, составляющих одни из самых популярных (и, возможно, самых мастерски созданных) частей « Шахнаме» . В «Шахнаме » Ростам, как и его дедушка Сэм, одновременно является верным военным генералом и создателем королей династии Каянов персидской .
Будучи маленьким ребенком, он убивает обезумевшего белого слона короля Манучехра всего одним ударом булавы, принадлежавшей его деду Сэму, сыну Наримана. Затем он приручает своего легендарного жеребца Ракша .
Этимология имени Ростама происходит от общеиранского «*rautas-taxma-», «реко-сильный», то есть «сильный, как река». [ 7 ] Мать Ростама - Рудаба «(она) из речной воды», [ 7 ] и его отец — Зал , у которого седые волосы.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Мать Ростама Рудаба, принцесса Кабула, была известна своей несравненной красотой, а отцом Ростама был Зал. Зал был одним из самых могущественных воинов Персии и великим полководцем, который покорил множество мятежных племен и правил Забулистаном. Зал был известен своей мудростью и не имел себе равных в верховой езде и сражениях верхом. Однажды он продемонстрировал свои навыки императору Манучеру, чтобы получить его одобрение на женитьбу на своей возлюбленной Рудабе.
В персидской мифологии роды Рудабы при рождении Ростама затянулись из-за необычайных размеров ее ребенка — настолько, что Зал , ее любовник и муж, был уверен, что его жена умрет во время родов. Рудаба действительно был при смерти, когда Зал решил вызвать Симурга , который появился должным образом и проинструктировал его, как выполнить Ростамзад , кесарево сечение , тем самым спасая и Рудабу, и ребенка.
После того, как отец Зала, Сэм, узнал о рождении внука, он бросился навестить Ростама и был вне себя от радости. Ростама воспитал и обучил Зал военному делу. Когда Ростам в одиночку убил бешеного слона, отец отправил его на первое военное задание.
Задачей Ростама было захватить крепость на вершине горы Сипанд, где его прадед Нариман когда-то осадил ее и был убит в бою. Ростам прорвал крепость, разбил врага, разграбил ее сокровищницу и сообщил о своем успехе своему отцу Залу и дедушке Сэму.
Если бы Хан
[ редактировать ]
Он предпринимает героическое путешествие, чтобы спасти своего повелителя, самоуверенного Кая Кавуса , захваченного дивами Мазандарана . Это путешествие называется «Семь поисков Ростама».
Есть некоторое сходство между легендами о Ростаме и легендами о великом ирландском герое Кухулине . В молодости они оба побеждают свирепого зверя, убивают своих сыновей в бою (« Ростам и Сохраб », мотив также встречается в «Песни о Хильдебранде »), практически непобедимы в бою и убиты предательством, убивая своего убийцу в последний раз. дыхание. [ 8 ]
Два персидских героя, Ростам и Эсфандияр, рассказывают истории о подвигах Геракла . [ 9 ]
Альтернативные взгляды
[ редактировать ]пишет Королевское среднеазиатское общество в «Журнале Королевского среднеазиатского общества» , что борьба между Ростамом и Див-е Сепидом «Белым демоном» представляет собой борьбу между персами и захватчиками из северных прикаспийских провинций . [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]В «Шахнаме» продолжительность жизни героев, принадлежащих к поколению Сэма (дедушки Ростама), описывается как очень долгая, и жизнь Ростама соответствует этому образцу: на момент своей насильственной кончины он достиг возраста шестисот лет. (умирает от руки своего завистливого сводного брата Шагада, который убивает его, бросив в колодец, полный отравленных копий). верный конь Ростама Рахш и брат героя Заваре В этом инциденте также погибают .
Происхождение и другие отношения
[ редактировать ]
От Тахмине , принцессы Самангана , у Ростама был сын по имени Сохраб , который был случайно убит своим отцом во времена Кая Кавуса . В Бану Гошасп Нама Ростам позже родилась дочь по имени Бану Гошасп , у которой был родной брат по имени Фарамарз , и оба стали известными героями в Туране и Индии. У Гошаспа от брака с Гивом родился сын Биджан .
У Ростама также был сводный брат по имени Шагад , который всегда завидовал ему и спровоцировал его смерть.
Столь же знаменитым, как и Ростам, был его конь Рахш , который, как и Ростам, прожил невероятно долгую жизнь благодаря божественной защите и умер одновременно с Ростамом.
Историческая основа
[ редактировать ]Эрнст Герцфельд утверждал, что династия Гондофаров представляла Дом Суренов , высшую из пяти главных семей Парфянской империи , наделенную наследственным правом командовать королевскими армиями и возлагать корону на голову короля при коронации. Вероятно, когда около 129 г. до н. э. кочевые народы, особенно индо-скифы ( сакараваки , древнеперсидский сакаравака, «кочевые саки » или сараукаи) и тохары напали на восточную границу Парфии , защита была поручена парфянскими императорами суренам; и последний в конечном итоге не только отразил индо-скифов, но и преследовал их до Арахосии и Пенджаба , что, вероятно, представляет собой interitus Saraucarum (гибель сакаравов) Гнея Помпея Трога (Пролог 42).
Отголоски этих событий сохранились в легендах Систанского цикла, частично включенных в « Шахнаме» , но когда-то сохранившихся и как самостоятельные эпосы, такие как « Гаршаспнама» , упомянутая в « Тарих-е Систан» , и « Кетаб ас-Сакисаран», цитируемый аль- Масуди . В них рассказывается о деяниях героя Гаршаспа и его потомков, Наримана , Сэма, Зала или Дастана, и, прежде всего, сына последнего Ростама. Трудно связать индопарфянские имена, известные из монет и истории, с именами из эпоса, которые, возможно, являются почетными титулами, поскольку на недавно опубликованной серебряной монете Гондофар (написанный греческим шрифтом Гиндофаррес) описан как по фамилии Сэм. Разумеется, один правитель мог получить более одного такого титула, и исторические имена могли повторяться в последующих поколениях. [ 11 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Гаршасп | Мардас | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нариман | Заххак | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сэм | Мехраб Каболи | Синдухт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зал | Рудаабе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шагад | Ростам | догадаюсь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фарамарз | Сохраб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Галерея
[ редактировать ]Рукописи эпохи Великих Моголов, изображающие Ростама семь подвигов и другие подвиги :
-
Третий подвиг из семи подвигов Ростама: Ростам убивает дракона.
-
Рустам стаскивает хакана Китая со своего слона.
-
Рустам стреляет в Ашкабуса.
-
Последний подвиг семи подвигов Ростама: Ростам убивает Белого Демона.
-
Рустам спасает Бижана из ямы.
В популярной и традиционной культуре
[ редактировать ]Слово «Рустам» является синонимом физической силы, особенно для борцов в персидской, урду, хинди и персидской культурах в целом. Например, Великую Гаму в народе называли Рустам-е-Хинд , или «Рустам Индии».
Рустам остается популярным именем в персидских культурах от Турции до Индии.
См. также
[ редактировать ]- Шахнаме
- Список персонажей Шахнаме
- Ростам и Сохраб
- Битва при Ростаме и Эсфандияре
- Ростам и Шагад
- Семь подвигов Ростама
- Зал и Рудабе
- Гаршаспимя
- Бану Гошасп
- Накш-э Ростам
- Ростами (квадраты)
- Rostami (surname)
- Рыцарь в шкуре пантеры
- Надр ибн аль-Харис — современник Мухаммеда , рассказывал истории о Ростаме и Эсфандияре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История жизни Ростама, изложенная на основе книги Шахнаме» .
- ^ Симс-Уильямс, Николас; Симс-Уильямс, Урсула (лето 2014 г.). «Рустам и его зин-и паланг » . Иран Намех . 29 (2): 252–3. Архивировано из оригинала 14 марта 2022 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Резахани, Ходадад (15 марта 2017 г.). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. п. 124. ИСБН 978-1-4744-0030-5 .
- ^ «Возрождение Шелкового пути - журнал археологии» . www.archaeology.org .
- ^ "Вполне возможно, что согдийская аристократическая культура того времени сохранила некоторую память о славных днях Хингилы, первого эфталита-завоевателя Индии. Профиль Рустама, изображенный на разных картинах в Пенджикенте, весьма отличается от других изображений в согдийского искусства и напоминает прототипы эфталитов. Портреты имеют узкие черепа, V-образные брови, крючковатые носы и тяжелые челюсти и, таким образом, очень напоминают некоторые портреты Хингилы на монетах (Гренет 2002, 218-219)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ Грене, Франц (2003). «Региональное взаимодействие в Центральной Азии и Северо-Западной Индии в кидаритский и эфталитский периоды» . Индоиранские языки и народы : 218.
- ^ Перейти обратно: а б Симс-Уильямс, Николас; Симс-Уильямс, Урсула (лето 2014 г.). «Рустам и его зин-и паланг » . Иран Намех . 29 (2): 250–1. Архивировано из оригинала 14 марта 2022 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Коннелл Монетт, Средневековый герой: христианские и мусульманские традиции . (Саарсбрук: 2008).
- ^ Коннелл Монетт, Средневековый герой: христианские и мусульманские традиции . (Саарсбрук: 2008), стр. 227–28.
- ^ Журнал Королевского Центральноазиатского общества Королевского Центральноазиатского общества.
- ^ «Ростам» в Encyclopædia Iranica
Источники
[ редактировать ]- Газерани, Саги (2015). Эпосный цикл Систани и национальная история Ирана: на задворках историографии . БРИЛЛ. стр. 1–250. ISBN 9789004282964 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 . ( требуется регистрация )
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Шахнаме , Хаким Абол-Касем Фердоуси Туси, полное произведение (64 эпоса) на персидском языке ( ParsTech Архивировано 3 июля 2009 г. в Wayback Machine ). Эту работу можно скачать бесплатно (Размер файла, скомпилированного в виде HTML-файла справки: 1,4 МБ).
- Ирадж Башири, Персонажи «Шахнаме» Фирдоуси , Иранское камерное общество , 2003.
- Шахнаме , английский перевод Хелен Циммерн .
- Шахнаме . Перевод Хелен Циммерн.
- Шахнаме , Артура и Эдмонда Уорнеров. Перевод
- Новый перевод «Персидской книги царей» — март 2006 г., из NPR , и «Эпоса об Иране» — апрель 2006 г. , из The New York Times . Кроме того, 14 мая 2006 года книжный критик Washington Post , лауреат Пулитцеровской премии, Майкл Дирда рецензировал перевод Дика Дэвиса «Шахнаме: Персидская книга царей». «Этот чудесный перевод древней персидской классики оживляет эти истории для новой аудитории» . Иллюстрированное трехтомное издание этого перевода в футляре. ISBN 0-934211-97-3 .
- Персидские источники