Белая овца
Белая овца Ак Куюнлу | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1378–1503 [ а ] | |||||||||||
Флаг ( санджак ), принадлежащий Узун Хасану ( оригинал здесь )
| |||||||||||
![]() Конфедерация Ак Коюнлу в наибольшей степени при Узун Хасане | |||||||||||
Статус | Конфедеративный султанат | ||||||||||
Капитал |
| ||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||
Религия | Суннитский ислам [ 8 ] | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Правитель | |||||||||||
• 1378–1435 | Кара Юлюк Усман Бег | ||||||||||
• 1497–1503 | Султан Мурад | ||||||||||
Законодательная власть | |||||||||||
Историческая эпоха | Средневековый | ||||||||||
• Первый набег на Трапезунтинскую империю. Тур Али Бека [ 9 ] | 1340 | ||||||||||
• Осада Трапезунда [ 9 ] | 1348 | ||||||||||
• Учредил | 1378 | ||||||||||
• Переворот Узуна Хасана [ 3 ] | Осень 1452 г. | ||||||||||
• Воссоединение [ 3 ] | 1457 | ||||||||||
• Смерть Ахмад-бека , дивизии Ак-Коюнлу. [ 3 ] | Декабрь 1497 г. | ||||||||||
• Крах правления Ак-Коюнлу в Иране [ 3 ] | Лето 1503 г. | ||||||||||
• Конец правления Ак Коюнлу в Месопотамии. [ 3 ] | 1508 | ||||||||||
Валюта | Акче [ 10 ] Ашрафи [ 10 ] Динар [ 10 ] Танка [ 10 ] Хасанбеги [ 11 ] (равен 2 действиям) | ||||||||||
|
Ак -Коюнлу или туркмены «Белые овцы». [ с ] ( Азербайджанский : Агкоюнлулар , Агкоюнлу : персидский в культурном отношении ) был персидским народом , [ 15 ] [ 16 ] сунниты [ 8 ] туркменский [ 17 ] [ 18 ] племенная конфедерация . Основанная в Диярбакырском районе Кара Юлуком Усман Бегом , [ 19 ] [ 20 ] они правили частями современной восточной Турции с 1378 по 1503 год, а в последние десятилетия своей жизни также правили Арменией , Азербайджаном , большей частью Ирана , Ирака и Омана , где правитель Ормуза признал сюзеренитет Ак Коюнлу. [ 21 ] [ 22 ] Империя Ак-Коюнлу достигла своего апогея при Узун Хасане . [ 3 ]
История
Этимология
Имя Ак Коюнлу буквально означает «те, у кого белые овцы». [ 23 ] Впервые упоминается в источниках конца XIV века. Было высказано предположение, что это название относится к старым тотемическим символам, но, по словам Рашид ад-Дина Хамадани , тюркам было запрещено есть мясо своих тотемных животных, и поэтому это маловероятно, учитывая важность баранины в рационе кочевники-скотоводы. Другая гипотеза состоит в том, что это название относится к преобладающему цвету их стад. [ 3 ]
Происхождение
Согласно хроникам Византийской империи , Ак Коюнлу впервые упоминается в районе Байбурт к югу от Понтийских гор , по крайней мере, с 1340-х годов. [ 24 ] В этих хрониках Тур Али-бек упоминается как владыка «тюрков Амида [Диярбакыра]», уже достигший звания эмира при Ильхане Газане . Под его руководством они осадили Трапезунд , но не смогли взять город. [ 25 ] Ряд их лидеров, в том числе Кара основатель династии Юлук Усман Бег , [ 26 ] женился на византийских принцессах . [ 27 ]
К концу периода Ильханидов в середине XIV века огузские племена , входившие в конфедерацию Ак-Коюнлу, кочевали по летним пастбищам Армении , в частности, по верховьям реки Тигр и зимним пастбищам между городами Диярбакыр и Сивас. . С конца XIV века Ак Коюнлу вел постоянные войны с другой племенной конфедерацией огузских племен — Кара Коюнлу . Ведущим племенем Ак Коюнлу было племя Баяндур . [ 23 ]
Узун Хасан утверждал, что он был «почетным потомком Огуз-хана и его внука Баяндур-хана». В письме, датированном 1470 годом, которое было отправлено Шехзаде Баязиду , тогдашнему правителю Амасьи , Узун Хасан писал, что представители племен Баяндур и Баят , а также другие племена, входившие в состав «Огузов иль», и ранее населявший Мангышлак , Хорезм и Туркестан , пришел и служил при его дворе. Символом своего государства он также сделал тамгу (печать) племени Баяндур. По этой причине тамга Баяндура встречается на монетах Ак Коюнлу, их официальных документах, надписях и флагах. [ 11 ]
- Миф
Султаны Ак-Коюнлу заявляли о своем происхождении от Баиндир-хана, который был внуком Огуз-хана, легендарного предка тюрков-огузов . [ 28 ]
По словам профессора Г. Льюиса : [ 29 ]
Султаны Ак-коюнлу заявляли о своем происхождении от Баиндир-хана, и вполне вероятно, что Книга Деде Коркута была написана под их патронажем. Загвоздка в том, что в генеалогии Ак-коюнлу отец Баиндыра назван Гок («Небесным») Ханом, сыном одноименного Огуз-хана, тогда как в нашей книге он назван Кам Ганом, имя которого иначе неизвестно. Поэтому, за неимением лучшего объяснения, я склоняюсь к мнению, что книга была написана до того, как правители Ак-коюнлу решили, кем были их предки. Именно в 1403 году они перестали быть племенными вождями и стали султанами, поэтому можно предположить, что их официальная генеалогия сложилась примерно в эту дату.
Согласно « Китаб-и Диярбакрийя» , предки Узун Хасана вплоть до пророка Адама в 68-м поколении перечислены поименно и даны сведения о них. Среди них Тур Али-бей, дедушка деда Узун Хасана, который упоминается и в других источниках. Но трудно сказать, действительно ли существовали Пехливан-бей, Эзди-бей и Идрис-бей, перечисленные в более ранние периоды. Большинство людей, перечисленных в качестве предков Узун Хасана, - это имена, связанные с огузской легендой и огузскими правителями. [ 30 ]
Узун Хасан
Туркмены Ак-Коюнлу впервые приобрели землю в 1402 году, когда Тимур подарил им весь Дияр-Бакр на территории современной Турции. В течение длительного времени Ак Коюнлу не могли расширить свою территорию, так как соперник Кара Коюнлу, или «туркмены-черные овцы», сдерживал их. Однако ситуация изменилась с приходом к власти Узуна Хасана, который победил туркменского вождя «Черной овцы» Джахан-шаха в 1467 году. После смерти Джахан-шаха его сын Хасан Али с помощью Тимурида Абу Саида Мирзы двинулся на Азербайджан , чтобы Знакомьтесь, Узун Хасан. Решив провести зиму в Карабахе , Абу Саид был схвачен и отброшен Узун Хасаном, когда первый продвигался к реке Аракс . [ 31 ] [ нужна страница ] [ 32 ]
После поражения лидера Тимуридов Абу Саида Мирзы Узун Хасан смог взять Багдад вместе с территориями вокруг Персидского залива . Он распространился на Иран вплоть до Хорасана . Однако примерно в это же время Османская империя стремилась расшириться на восток, и эта серьезная угроза вынудила Ак Коюнлу заключить союз с Караманидами центральной Анатолии.
Еще в 1464 году Узун Хасан запросил военную помощь у одного из сильнейших врагов Османской империи — Венеции . Несмотря на венецианские обещания, эта помощь так и не прибыла, и в результате Узун Хасан потерпел поражение от османов в битве при Отлукбели в 1473 году. [ 33 ] хотя это не уничтожило Ак Коюнлу.
В 1470 году Узун поручил Абу Бакру Тихрани составить историю конфедерации Ак-Коюнлу. [ 34 ] В « Китаб -и Диярбакрийя» , написанном на персидском языке, Узун Хасан упоминается как сахиб-киран , и это была первая историческая работа, в которой этот титул был присвоен правителю, не являющемуся тимуридским. [ 34 ]
Узун Хасан сохранял отношения с членами народного ордена дервишей, чьи основные склонности были к шиизму , одновременно содействуя городскому религиозному истеблишменту посредством пожертвований и подтверждений налоговых льгот или пожертвований, а также приказывая преследовать экстремистские шиитские и антиномистические секты . Он выдал одну из своих дочерей замуж за своего племянника Хайдара, нового главы секты Сефевидов в Ардебиле . [ 35 ]
Султан Якуб

Когда Узун Хасан умер в начале 1478 года, ему наследовал его сын Халил Мирза , но последний потерпел поражение от конфедерации под командованием его младшего брата Якуба в битве при Хое в июле. [ 14 ] : 128
Якуб, правивший с 1478 по 1490 год, еще некоторое время поддерживал династию. Однако за первые четыре года его правления было семь претендентов на престол, которых пришлось свергнуть. [ 14 ] : 125 В отличие от своего отца, Якуб-бек не интересовался народными религиозными обрядами и оттолкнул от себя значительную часть народа, особенно турок. Поэтому подавляющее большинство турок оказалось вовлеченным в орден Сафавия, который стал воинственной организацией с крайней шиитской идеологией под руководством шейха Хайдара . Якуб первоначально отправил шейха Хайдара и его последователей на священную войну против черкесов , но вскоре решил разорвать союз, потому что опасался военной мощи шейха Хайдара и его ордена. Во время своего похода в Грузию шейх Хайдар напал на одного из вассалов Якуба, Ширваншахов , в отместку за своего отца, шейха Джунайда (убитого в 1460 году), и Якуб послал войска к Ширваншахам , которые победили и убили Хайдара и захватили три его сына. Это событие еще больше усилило сефевидские настроения среди азербайджанских и анатолийских туркмен. [ 3 ] [ 36 ]
После смерти Якуба снова вспыхнула гражданская война, Ак Коюнлу уничтожили себя изнутри и перестали представлять угрозу для своих соседей. Ранние Сефевиды , которые были последователями религиозного ордена Сефавийа , начали подрывать преданность Ак Коюнлу. Сефевиды и Ак Коюнлу встретились в битве в городе Нахчыван в 1501 году, и лидер Сефевидов Исмаил I вынудил Ак Коюнлу отступить. [ 37 ]
Отступая от Сефевидов, лидер Ак Коюнлу Алванд разрушил автономное государство Ак Коюнлу в Мардине . Последний лидер Ак-Коюнлу, султан Мурад , брат Алванда, также потерпел поражение от того же лидера Сефевидов. Хотя Мурад ненадолго обосновался в Багдаде в 1501 году, вскоре он вернулся в Дияр Бакр, сигнализируя об окончании правления Ак Коюнлу.
Ахмад Бег

В разгар борьбы за власть между внуками Узун Хасана Байсунгуром (сыном Якуба) и Рустамом (сыном Максуда) на сцене появился их двоюродный брат Ахмед-бей. Ахмед-бей был сыном старшего сына Узун Хасана Угурлу Мухаммада , который в 1475 году бежал в Османскую империю, где султан Мехмед Завоеватель любезно принял Угурлу Мухаммада и выдал ему замуж свою дочь, из которой был Ахмед-бей. рожденный. [ 38 ]
Байсунгур был свергнут с престола в 1491 году и изгнан из Тебриза . Он предпринял несколько безуспешных попыток вернуться, прежде чем был убит в 1493 году. Желая примирить свою религиозную систему и знаменитый суфийский орден, Рустам (1478–1490) немедленно разрешил сыновьям шейха Хайдара Сефеви вернуться в Ардебиль в 1492 году. Два года спустя, Айба Султан приказал их повторно арестовать, поскольку их восстание снова угрожало Ак Коюнлу, но их младший сын Исмаил , которому тогда было семь лет, лет, сбежал и был спрятан сторонниками в Лахиджане . [ 3 ] [ 39 ]
Согласно «Ахсану ат-тавариху» Хасана Румлу , в 1496–1497 годах Хасан Али Тархани отправился в Османскую империю, чтобы сказать султану Баязиду II , что Азербайджан и Персидский Ирак беззащитны, и предложил отправить туда Ахмед-бея, наследника этого королевства, с Османские войска. Баязид согласился с этой идеей, и к маю 1497 года Ахмад-бей столкнулся с Рустамом возле Аракса и победил его. [ 38 ]
После смерти Ахмада партия «Ак Коюнлу» стала еще более раздробленной. Государством правили три султана: Алванд Мирза на западе, племянник Узун Хасана Касим в анклаве в Диярбакыре и брат Альванда Мухаммед в Фарсе и Ирак-Аджаме (убит в результате насилия летом 1500 года и заменен Морадом Мирзой). Распад государства Ак-Коюнлу в Иране начался осенью 1501 года с поражения от рук Исмаила Сефеви, покинувшего Лахиджан двумя годами ранее и собравшего большую аудиторию туркменских воинов. Он завоевал Ирак-Аджами, Фарс и Керман летом 1503 г., Диярбакыр в 1507–1508 гг. и Месопотамию осенью 1508 г. Последний султан Ак-Коюнлу Морад, надеявшийся вернуть себе трон с помощью османских войск, был Исмаила побежден и убит воинами Кызылбаша в последней крепости Рохада, положив конец политическому правлению династии Ак Коюнлу. [ 32 ] [ 3 ]
Управление
Лидеры Ак Коюнлу были выходцами из клана Бегундур или Баяндур тюрков-огузов. [ 40 ] и считались потомками полумифического отца-основателя огузов Огузов-кагана . [ 41 ] Баяндуры вели себя как государственные деятели, а не военачальники и заручились поддержкой купеческих и феодальных классов Закавказья (современные Армения , Азербайджан и Грузия ). [ 41 ] Ак-Коюнлу, наряду с Кара-Коюнлу, были последними иранскими режимами, которые использовали свое чингизидское происхождение для установления своей легитимности. При Якуб-беке была распущена чинггисидская яса (традиционные кочевые законы средневековых тюрко-монголов евразийских степных земель). [ 42 ]
Завоевание Узун Хасаном большей части материкового Ирана переместило центр власти на восток, где Ак Коюнлу перенял иранские обычаи управления и культуры. В иранских районах Узун Хасан сохранил прежнюю бюрократическую структуру вместе со своими секретарями, принадлежавшими к семьям, в ряде случаев служившим при разных династиях на протяжении нескольких поколений. [ 3 ] Все четыре высших гражданских поста Ак-Коюнлу были заняты иранцами, в том числе при Узун Хасане; визирь, возглавлявший великий совет ( диван ); мостауфи аль-мамалек , высокопоставленные финансовые бухгалтеры; мордар ; , поставивший государственную печать и маракур «хозяин конюшен», курировавший королевский двор. [ 3 ]
Культура процветала при Ак Коюнлу, который, хотя и имел тюркское происхождение, спонсировал иранскую культуру. Сам Узун Хасан принял его и правил в стиле иранского царя. Несмотря на свое туркменское происхождение, он гордился тем, что он иранец. [ 43 ] В своей новой столице Тебризе он управлял изысканным персидским двором. Там он использовал атрибуты доисламской персидской королевской семьи и бюрократов, взятые из нескольких более ранних иранских режимов. Используя свои растущие доходы, Узун Хасан смог купить одобрение улемов ( духовенства) и, в основном, иранской городской элиты, одновременно заботясь об обедневших сельских жителях. [ 42 ]
В письмах османских султанов при обращении к королям Ак-Коюнлу такие титулы, как арабский : ملك الملوك الإيرانية «Король иранских царей», арабский : سلطان السلاطين يرانية «Султан иранских султанов», персидский : نشاه يران خديو عجم Шаханшах- Иран Хадив-е Аджам « Шаханшах Ирана и правитель Персии», Джамшид шаукат ва Ферейдун райат ва Дара дераят «Мощный, как Джамшид , флаг Ферейдуна и мудрый, как Дарий ». [ 44 ] Узун Хасан также носил титул Падишах -и Иран «Падишах Ирана», который был повторно усыновлен его внуком прялки Исмаилом I, основателем империи Сефевидов. [ 45 ]
Царство Ак-Коюнлу было известно тем, что здесь проживало множество выдающихся деятелей, таких как поэты Али Кушджи (умер в 1474 г.), Баба Фигани Ширази (умер в 1519 г.), Ахли Ширази (умер в 1535 г.), поэт, ученый и суфий Джами (умер в 1492 г.) . ) и философ и теолог Джалал ад-Дин Давани (умер в 1503 г.). [ 43 ]
Культура
Ак Коюнлу покровительствовал персидской художественной литературе , в которую входили такие поэты, как Ахли Ширази , Камал ад-Дин Банаи Харави, Баба Фигани, Шахиди Куми. [ 46 ] Ко времени правления Якуба двор Ак-Коюнлу питал любовь к персидской поэзии. [ 47 ] XVI века Азербайджанский поэт Физули также родился и вырос при правлении Ак Коюнлу, написав свое первое известное стихотворение для шаха Алванда Мирзы . [ 48 ]
Нур ад-Дин Абд ар-Рахман Джами посвятил Якубу свое стихотворение «Саламан ва Абсал» , написанное на персидском языке. [ 49 ] [ 50 ] Якуб наградил Джами щедрым подарком. [ 49 ] Джами также написал панегирик « Сильсилат аз-Захаб» , в котором косвенно критиковал аморальное поведение Якуба. [ 46 ] Якубу были посвящены персидские стихи, в том числе аллегорическая маснави Ахли Ширази о любви « Шам ва парвана» и поэма Банаи из 5000 стихов « Бахрам ва Бихруз» . [ 46 ]
Племянник Якуба по материнской линии, Абдаллах Хатифи, писал стихи в течение пяти лет, которые он провел при дворе Ак-Коюнлу. [ 51 ]
Узун Хасан и его сын Халил. [ 52 ] покровительствовал, наряду с другими выдающимися суфиями, членам тарикатов Кобрави и Нематаллахи. [ 53 ] Согласно «Тарих-э лам-р-йе амини» Фазлалла б. Рузбен Хонджи Исфахни, написанная по заказу суда история правления Якуба, Узун Хасан построил около 400 построек в районе Ак-Коюнлу с целью убежища суфийских общин. [ 53 ]
В 1469 году Узун Хасан отправил главу Тимуридского султана Шахруха II бин Абу Саида с посольством ко двору новоявленного аль-Ашрафа Кайтбая в Каире. [ 54 ] Вместе с этими подарками пришла фатнама на персидском языке, объясняющая мамлюкскому султану события, приведшие к конфликту Ак Куюнлу и Тимуридов примерно пятью месяцами ранее, подчеркивая, в частности, планы агрессии Султана-Абу Саида в отношении владений Мамлюков и Ак Куюнлу. - планы, которым сорвал верный коллега Кайтбая Узун Хасан. [ 55 ] Несмотря на отрицательный ответ Кайтбая, [ 54 ] Продолжающаяся переписка Узуна Хасана с Мамлюкским султанатом велась на персидском языке. [ 54 ]
Администрация
Администрация Ак Коюнлу состояла из двух частей; военная каста, которая в основном состояла из туркмен , но имела в своем составе и иранских соплеменников. Другая часть представляла собой гражданский персонал, который состоял из чиновников из известных персидских семей. [ 56 ]
Военная структура
Организация армии Ак Коюнлу основывалась на слиянии военных традиций как кочевых, так и оседлых культур. Этнический состав войск Ак-Коюнлу был весьма неоднороден: в него входили «сарвары» Азербайджана, народы Персии и Ирака, иранзаминские аскеры, дилаверы Курдистана, туркменские мехтары и другие. [ 57 ] [ 58 ]
Падишах (Государь) | Глава Минобороны Тавачи дари | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник охраны Корчу ему должен | Главный командующий армейскими частями (Амир аль-Умара – Военный кошун) | Знаменосец (Порядок мира) | Тавачи | Кади Назир | Амир Битикчи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Королевский телохранитель Мальчик-нукер | Охранники (корчу) | Инженерный корпус | Главный всадник (Эмир Ахур) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гарнизоны | Начальник охоты Амир-и Шикар | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Артиллерия | Военный инспектор Ариз-и Лашкар | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожные охранники | интендант Букаул-и Лашкар | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулярная армия (Джери) | Поиск единиц Баларгучи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кочевники Мир-и | Армейский инспектор Амири Джандар | Жандарские подразделения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник отдела продовольственного снабжения Рикабдар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник вспомогательных войск Ясаул ему должен | Ясаульские подразделения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель кемпинга Юрчу ему должен | Юртчу отряды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мессенджер Чавуш | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иисус | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секретные агенты/шпионы Сахиб Хабар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джагдиул | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник отдела внутренних дел Эшик Асаси Баши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Галерея
-
Флаг ( санджак ), принадлежащий Узун Хасану ( Дворец Топкапы )
-
Мавзолей Зейнель-бея, ранее находившийся в Хасанкейфе.
-
Мехмед II и Угурлу Мухаммед ( Хюнернаме )
Чеканка монет
-
Монета Джахангира, после 1444 года нашей эры.
-
Монета Узуна Хасана, отчеканенная в Амиде (Диярбакыр), ок. 1453–1478 гг.
-
Монета султана Якоба, ок. 1479–1490 гг. н.э.
-
Монета Байсунгура, отчеканенная в Тебризе, ок. 1490–1493 гг. н.э.
-
Монета султана Рустама, 1495 г. н.э.
-
Монета султана Ахмада, отчеканенная в Тебризе, 1497 год нашей эры.
-
Монета Султана Мухаммеда.
-
Монета султана Альванда.
-
Монета султана Мурада.
См. также
История Азербайджана |
---|
![]() |
![]() |
История Турции |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
История Ирана |
---|
![]() |
Хронология ![]() |
Примечания
- ^ Однако некоторые остатки государств Ак-Коюнлу продолжали править до 1508 года, прежде чем они были поглощены Империей Сефевидов I. Исмаилом [ 1 ]
- ^ ...Персидский язык был в первую очередь языком поэзии при дворе Ак-Коюнлу. [ 5 ]
- ^ • Также упоминается как Конфедерация Ак Коюнлу , Султанат Ак Коюнлу , Империя Ак Коюнлу , [ 3 ] Конфедерация Белых Овец .
• Другие варианты написания включают Аг Коюнлу , Аг Коюнлу или Ак Коюнлу .
• Также упоминается как Баяндурийе ( Баяндуриды ) на иранском языке. [ 12 ] [ 11 ] и османские источники. [ 13 ]
• В мамлюкских источниках также известен как Тур-Алиды . [ 14 ] : 34
Ссылки
- ^ Чарльз Мелвилл (2021). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана . Том. 10. с. 33.
Только спустя еще пять лет Исмаилу и Кезельбашу наконец удалось победить остатки режима Ак Коюнлу. В Диярбакре моусиллу свергли Зейнала б. Ахмад, а затем позже присягнули Сефевидам, когда Сефевиды вторглись в 913/1507 году. В следующем году Сефевиды завоевали Ирак и изгнали Солтан-Морада, который бежал в Анатолию и больше никогда не мог заявить о своих правах на власть Ак-Коюнлу. Таким образом, только в 1508 году последние регионы власти Ак-Коюнлу наконец перешли к Исмаилу.
- ^ Дэниел Т. Поттс (2014). Кочевничество в Иране: от древности до современности . п. 7.
Действительно, род Баюндур, к которому принадлежали правители Ак-коюнлу, носил то же имя и тамгу (символ), что и род огузов.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «АК КОЮНЛУ» . Энциклопедия Ираника. 5 августа 2011 г. стр. 163–168.
- ^ Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 .
Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
- ^ Перейти обратно: а б Эркинов 2015 , с. 62.
- ^ Лаццарини, Изабелла (2015). Коммуникация и конфликты: итальянская дипломатия в эпоху раннего Возрождения, 1350–1520 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 244. ИСБН 978-0-19-872741-5 .
- ^ Джавади и Беррилл 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл М. Гюнтер, Исторический словарь курдов (2010), стр. 29
- ^ Перейти обратно: а б Фарук Шумер (1988–2016). «А.К.Коюнлу Туркменская династия, правившая в Восточной Анатолии, Азербайджане и Ираке в XV веке (1340–1514)» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Монеты племенной федерации Ак Коюнлу» .
- ^ Перейти обратно: а б с Фарук Шумер (1988–2016). «УЗУН ХАСАН (ум. 882/1478) правитель Аккоюнлу (1452–1478)». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Сейфеттин Эршахин (2002). Аккоюнлулар: политическая, культурная, экономическая и социальная история (на турецком языке). п. 317.
- ^ Международный журнал тюркских исследований . Том. 4–5. Университет Висконсина. 1987. с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя . Университет Юты Пресс, Солт-Лейк-Сити. ISBN 0-87480-565-1 .
- ^ «Ак Коюнлу» в Энциклопедии Ираника ; «Оседлые христиане не были полностью исключены из экономической, политической и социальной деятельности государства Ак Коюнлу, и что Кара Омман имел в своем распоряжении, по крайней мере, элементарный бюрократический аппарат ирано-исламского типа. [...] С После завоевания Ирана центр власти Ак Коюнлу не только сместился на восток, но и иранское влияние вскоре оказало влияние на их методы завоевания Ирана. правительство и их культура».
- ^ Кошик Рой, Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400–1750 гг. , (Bloomsbury, 2014), 38; «Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана».
- ^ Микаберидзе, Александр (2011). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия, том. 1 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. п. 431. ИСБН 978-159884-336-1 . «Его армия Кызылбаша разгромила массированные силы доминирующих туркмен Ак-Коюнлу (Белая овца) в Шаруре в 1501 году...».
- ^ Книга Деде Коркута (Ф.Сумер, А.Уйсал, изд. У.Уокера). Издательство Техасского университета. 1972. с. Введение. ISBN 0-292-70787-8 . «Более известны как туркмены ... временные династии Ак-Коюнлу и Каракоюнлу...»
- ^ Эрдем, Ильхам. «Государство Ак-коюнлу от смерти Осман-бея до Узун Хасан-бея (1435–1456)». (2008). «Создателем княжества Ак-Коюнлу, основанного в районе Диярбакыра, был Кара Юлюк Осман-бей, член племени Баындыр огузов».
- ^ Пайнс, Юрий, Михал Биран и Йорг Рюпке, ред. пределы универсального правления: сравнение евразийских империй. Cambridge University Press, 2021. «Ак Коюнлу, как и османы, начали свою жизнь как собрание слабо организованной группы пасторальных кочевых налетчиков-огузов в районе Диярбакыр в восточной Анатолии»
«династия контролировала территорию на своей родине в Восточной Анатолии» - ^ Поттс, Дэниел Т. Кочевничество в Иране: от древности до современности. Издательство Оксфордского университета, 2014.
- ^ Подмигните, Андре. Индо-исламское общество: 14–15 вв. Том. 3. Брилл, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт, CE (1 июня 2019 г.). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 275–276. ISBN 978-1-4744-6462-8 .
- ^ Синклер, Т.А. (1989). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том I. Пиндар Пресс. п. 111. ИСБН 978-0907132325 .
- ^ Джексон, Питер; Локхарт, Лоуренс, ред. (1986). Кембриджская история Ирана. Том 6, Периоды Тимуридов и Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. п. 154.
- ^ Минорский, Владимир (1955). «Ак-коюнлу и земельные реформы (Туркменика, 11)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (3): 449. дои : 10.1017/S0041977X00112376 . S2CID 154166838 .
- ^ Роберт МакГенри. Новая Британская энциклопедия , Британская энциклопедия, 1993, ISBN 0-85229-571-5 , с. 184.
- ^ Корнелл Х. Флейшер (1986). Бюрократ и интеллектуал в Османской империи . п. 287.
- ^ Х.Б. Паксой (1989). Алпамыш: Центральноазиатская идентичность под властью России . п. 84.
- ^ Исмаил Ака (2005). Статьи (на турецком языке). Том. 2. Книжный магазин Берикан. п. 291.
- ^ Иглз 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Тиграни, Абу Бакр-и (2014). Китаб-и Диярбекрийе (PDF) . Турецкое историческое общество. ISBN 978-9751627520 .
- ^ Иглз 2014 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Маркевич 2019 , стр. 184.
- ^ «АККоюнлулар – Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (PDF) . Университет Юты Пресс. ISBN 0-87480-565-1 .
- ^ Томас и Чесворт 2015 , с. 585.
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Минорский. «Ак-Коюнлу и земельные реформы (Туркменика, 11)», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , 17/3 (1955): 458.
- ^ Сары, Ариф (2019). «Турецкие государства Ирана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевиды». Приключение человечества . Запросить публикации.
- ^ CE Босворт и Р. Буллиет, Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство , Columbia University Press, 1996, ISBN 0-231-10714-5 , с. 275.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз ван дер Леу. Азербайджан: В поисках идентичности, краткая история , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 0-312-21903-2 , с. 81
- ^ Перейти обратно: а б Лейн 2016г .
- ^ Перейти обратно: а б Лангаруди и Негабан 2015 .
- ^ Муайид Сабити, Али (1967). Аснад ва Намахха-йи Тарихи (Исторические документы и письма от раннего исламского периода до конца правления шаха Исмаила Сефеви) . Иранская культура и литература. Китабханах-ти Тахури. , стр. 193, 274, 315, 330, 332, 422 и 430. См. также: Абдул Хусейн Наваи, Аснад о Мокатебаат Тарихи Иран (Исторические источники и письма Ирана), Тегеран, Бонгаах Тарджоме и Нашр-э-Кетаб, 2536. , стр. 578, 657, 701–702 и 707.
- ^ HR Ремер, «Период Сефевидов», в Кембриджской истории Ирана , Vol. VI, Издательство Кембриджского университета, 1986, стр. 339: «Еще одним свидетельством желания следовать линии туркменских правителей является принятие Исмаилом титула «Падишах-и-Иран», ранее принадлежавшего Узуну Хасану».
- ^ Перейти обратно: а б с Лингвуд 2014 , с. 26.
- ^ Лингвуд 2014 , с. 111.
- ^ Мазиоглу, Хасибе (1992). отрывки из его турецкого дивана Физули и (на турецком языке). Министерство культуры, Департамент публикаций. п. 4. ISBN 978-975-17-1108-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Даадли 2019 , с. 6.
- ^ Лингвуд 2014 , с. 16.
- ^ Лингвуд 2014 , с. 112.
- ^ Лингвуд 2014 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Лингвуд 2011 , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б с Мелвин-Кушки 2011 , с. 193.
- ^ Мелвин-Кушки 2011 , с. 193–194, 198.
- ^ В. Минорский, «Гражданское и военное обозрение в Фарсе» 881/1476, с. 172
- ^ Перейти обратно: а б Агаев, Юсиф; Ахмедов, Сабухи (2006). Ак-Коюнлу-Османская война (in Russian).
- ^ Перейти обратно: а б Эрдем, И. (март 1991 г.). «[Человеческий элемент, составивший армию Аккоюнлу]» . Журнал исторических исследований (на турецком языке). 15 (26): 85–92. ISSN 1015-1826 .
Библиография
- Босворт, Клиффорд (1996) Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство (2-е изд.), Columbia University Press, Нью-Йорк, ISBN 0-231-10714-5
- Джавади, Х.; Беррилл, К. (24 мая 2012 г.). «Азербайджан х. Азербайджано-турецкая литература» . Энциклопедия Ираника .
Среди азербайджанских поэтов XV века следует упомянуть Хатаи Тебризи. Он написал манави под названием «Юсоф ва Золейха» и посвятил его Аккоюнлу Султану Якубу (годы правления 1478–1490), который сам писал стихи на азербайджанском турецком языке.
- Дахадли, Тауфик (2019). Эзотерические образы: расшифровка позднегератской школы живописи . Брилл.
- Иглз, Джонатан (2014). Штефан Великий и балканский национализм: Молдова и история Восточной Европы . ИБ Таурис. ISBN 978-1780763538 .
- Эркинов, Афтандил (2015). «От Герата до Шираза: уникальная рукопись (876/1471) поэзии Али Шира Наваи из круга Ак Коюнлу». Центральное Каье д'Ази . 24 . Перевод Бина, Скотта: 47–79.
- Лейн, Джордж (2016). «Туркменские конфедерации (Аккоюнлу и Карагоюнлу)». В Далзиэле, Н.; Маккензи, Дж. М. (ред.). Энциклопедия Империи . стр. 1–5. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe193 . ISBN 978-1118455074 .
- Лангаруди, Реза Резазаде; Негахбан, Фарзин (2015). «Ак-куюнлу » В Маделунге, Уилферд ; Блокнот, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия онлайн Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Лингвуд, CG (2011). «Кебла Джами - это не что иное, как Тебриз»: Абд ар-Рахман Джами и суфизм Накшбанди при королевском дворе Ак Коюнлу». Журнал персидских исследований . 4 (2): 233–245. doi : 10.1163/187471611X600404 .
- Лингвуд, Чад Г. (2014). Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране . Брилл.
- Маркевич, Кристофер (2019). Кризис королевской власти в позднесредневековом исламе: персидские эмигранты и становление османского суверенитета . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108492140 .
- Мелвин-Кушки, Мэтью (2011). «Деликатное искусство агрессии: «Фатнама» Узуна Хасана Кайтбаю 1469 года» . Иранские исследования . 44 (2 (МАРТ)): 193–214.
- Морби, Джон (2002) Мировые династии: хронологический и генеалогический справочник (2-е изд.), Oxford University Press, Оксфорд, Англия, ISBN 0-19-860473-4
- Томас, Дэвид; Чесворт, Джон А., ред. (2015). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история: Центральная и Восточная Европа, Азия, Африка и Южная Америка . Том. 7. Брилл. ISBN 9004298487 .
- Вудс, Джон Э. (1999) Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (2-е изд.) University of Utah Press, Солт-Лейк-Сити, ISBN 0-87480-565-1