Небра (фараон)
Небра | |
---|---|
Ранеб, Небре, Какау, Кайчоос, Цехус | |
фараон | |
Царствование | 10–14 лет |
Предшественник | Хотепсехемви |
Преемник | Нюнетьер |
Дети | Пернеб , Нюнетьер ? |
Отец | Хотепсехемви ? |
Похороны | Галерея Гробница А, Саккара (?) |
Династия | 2-я династия ; около 2850 г. до н.э. |
Небра или Ранеб — это имя Гора второго раннего египетского царя династии 2-й . Точная продолжительность его правления неизвестна, поскольку Туринский канон поврежден, а годовые отчеты утеряны. [1] Манефон предполагает, что правление Небры длилось 39 лет. [2] но египтологи подвергают сомнению точку зрения Манефона как неверное толкование или преувеличение имевшейся у него информации. Они приписывают Небре правило 10 или 14 лет. [3]
Сертификаты
[ редактировать ]Имя Небры появляется на нескольких каменных сосудах, в основном сделанных из сланца , алебастра и мрамора . Большинство чаш было найдено в Абидосе, Гизе и Саккаре . Надписи содержат изображения культовых зданий, таких как дом Ка , изображения божеств, таких как Бастет, Нейт и Сет, а также упоминания о культовых праздниках. На всех найденных объектах имя Небры присутствует либо вместе с именем его предшественника Хотепсехемви, либо с его преемником Нинетьером . Имя Небры никогда не появляется отдельно. [4]
Отпечатки глиняных печатей с именем Небры были найдены под дамбой пирамиды Унаса в Саккаре и внутри большой гробницы-галереи также в Саккаре. На этой гробнице также было обнаружено несколько оттисков печати с именем Хотепсехемви, и по этой причине ведутся споры о том, принадлежит ли гробница Небре или его предшественнику Хотепсехемви. [5]
В 2012 году Пьер Талле и Дэмиен Лейсней сообщили о трех наскальных надписях с именем Гора Небры, найденных на юге Синайского полуострова . Каждую наскальную надпись можно найти в разных вади: Вади Абу Мадави, Вади Абу Куа и Вади Амейра. Места, где изображено имя Небры, лежат на очень старом маршруте, использовавшемся для экспедиций с западного берега Синая вглубь его, где существовали медные и бирюзовые рудники. имена додинастических царей вплоть до фараонов IV династии . Вдоль вади в тех же местах расположены [6]
Назовите источники
[ редактировать ]Небры сереха представляет большой интерес для египтологов , так как оно написано иероглифическим знаком Солнца Имя , еще не ставшего при его жизни объектом божественного обожания. [ нужна ссылка ] Во времена короля Небры важнейшие религиозные культы были сосредоточены на сохранении дуалистического равноправия государственных покровителей Гора и Сета. [ нужна ссылка ] Нет ничего важнее, чем сохранение этого божественного баланса. Сами цари считались живыми представителями этой богоподобной пары. [ нужна ссылка ] Солнце рассматривалось как небесный объект, управляемый либо Гором, либо, как в случае с царем Сетом-Перибсеном , Сетом. [ нужна ссылка ] Следовательно, Солнце еще не было самостоятельным божеством. Первое определенное доказательство существования Сунду- бога Ра встречается в начале 3-й династии во время правления царя Джосера в именах высоких чиновников, таких как Хесире . И первое убедительное доказательство полностью устоявшегося королевского культа Солнца произошло при короле Раджедефе , третьем правителе 4-й династии . Он был первым царем, который связал свое имя при рождении с именем Ра, положив начало великой религиозной вере в то, что египетские цари были живыми представителями Солнца наряду с Гором и Сетом. [7] [8]
Таким образом, имя Гора Небры проблематично с точки зрения его перевода и значения. Типичный перевод имени Небры как «Ра — мой господин», который читался бы как «Ранеб», вызывает сомнения, поскольку это предполагает, что Солнцу уже поклонялись как независимому божеству. Следовательно, египтологи предложили перевод «Повелитель Солнца (Гора)», который читается как «Небра» и подразумевает власть фараона над Солнцем (как небесным телом), которое действительно также находилось под контролем Гора или Сета. Никакая солнечная религия или солярная символика еще не утвердились в какой-либо полезной форме, и теперь считается, что король Небра, возможно, действительно был первым королем, который принял расширенную религиозную мысль о Солнце и небе. [7] [8]
Семья
[ редактировать ]Жена Небры неизвестна. «Сын короля» и «жрец Сопду» по имени Пернеб мог быть его сыном, но поскольку глиняные печати с его именем и титулами были найдены в гробнице-галерее, которая в равной степени приписывается двум королям (Небре и его предшественнику, Hotepsekhemwy ), неясно, чьим сыном на самом деле был Пернеб . [9] [10]
Личность
[ редактировать ]Короля Небру обычно отождествляют с Рамессида эпохи картушем-имям Какау , которое можно перевести как « Бык Аписа » . Это связано с анекдотом, написанным Манефоном, который сказал, что при царе Кечоосе ( греческий вариант имени Какау ) божества Апиес , козел Мендеса и Меневуса были «представлены и поклонялись им как богам». Эта точка зрения подвергается сомнению современными египтологами, поскольку культ Аписа уже существовал во времена I династии , если не раньше. Само имя «Какау» проблематично для этого раннего фараона, поскольку во времена Небры не было источника имени, который можно было бы использовать для образования этого слова. [11]
Имя при рождении Небры также остается неясным. Теория гласит, что Небра был тем же человеком , египтолога Йохема Калья что и загадочный король Венег-Небти . Он указывает на фрагмент сосуда из вулканического пепла, который был найден в гробнице царя Перибсена (более позднего правителя во времена 2-й династии) в Абидосе . Он считает, что на черепке горшка есть следы цветка венега под вырезанным именем короля Нинетджера . Справа от имени Нинетьера частично сохранилось изображение Ка -дома короля Небры. Такое расположение привело Калья к выводу, что цветок венега и имя Небры связаны друг с другом, и король Нинетьер заменил надпись . Каль также указывает, что король Нинетьер написал свое имя зеркально , так что его имя намеренно написано в направлении, противоположном имени Небры. [12] Теория Калья является предметом продолжающихся дискуссий, поскольку надпись на сосуде повреждена, что оставляет много места для различных интерпретаций .
Египтологи, такие как Юрген фон Бекерат и Баттискомб Ганн, отождествляют Небру с другим загадочным ранним фараоном: Нубнефером . Эта связь подвергается сомнению другими учеными, поскольку правители 2-й династии часто писали свое имя рождения и имена Гора одинаково (например: Хор-Небра → Нисут-Бити-Небти-Небра). Таким образом, имя «Нубнефер» может быть именем при рождении другого царя. [13] [14]
Царствование
[ редактировать ]О правлении Небры мало что известно. Обнаружение печатей с именем Небры вместе с печатями Хотепсехемви в Саккаре позволяет предположить, что Небра провел захоронение Хотепсехемви и был его прямым преемником. [15] Дополнительным подтверждением этой преемственности служат статуя и каменная чаша, на которых рядом изображены Хотепсехемви и серехи Небры. [ нужна ссылка ] Другие надписи на горшках и отпечатки печатей, сохранившиеся с его времени, упоминают только культовые и административные события, такие как «Воздвижение столпов Гора». Под Неброй происходит первое изображение богини Бастет . Точная продолжительность правления Небры является предметом расследования . Реконструкция хорошо известного Палермского камня , черной базальтовой таблицы, представляющей годовые события королей от начала 1-й династии до короля Нефериркаре в виде четко разделенных карт, позволяет сделать вывод, что Небра и его предшественник, король Хотепсехемви , правил в общей сложности 39 лет. Поскольку у Небры меньше записей о его правлении, чем у Хотепсехемви, считается, что Небра правил более короткое время. Расчеты различаются от 29 и 10 лет до 25 и 14 лет. [16] [17] [18]
По мнению разных авторов, Небра правила Египтом ок. 2850 г. до н.э., [19] с 2820 г. до н.э. по 2790 г. до н.э. ( Дональд Б. Редфорд ), с 2800 г. до н.э. по 2785 г. до н.э. ( Юрген фон Бекерат ) или с 2765 г. по 2750 г. до н.э. ( Й.Малек ). [20]
Могила
[ редактировать ]Местоположение могилы Небры неизвестно. Египтологи, такие как Вольфганг Хельк и Питер Манро, полагают, что Небра была похоронена в галерее гробницы B под дамбой пирамиды Унаса в Саккаре . Действительно, там было найдено большинство артефактов, носящих имя Ранеба. [21] [22]
Галерея
[ редактировать ]- Надпись на каменной чаше с изображением серехов Небра и Хотепсехемви перед богиней Бастет. [23]
- Картуш с именем Небры в Списке царей Абидоса, читается как k3 k3w(kakau) (картуш № 10)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Х. Гардинер: Королевский каноник Турина . Оксфордский институт Гриффита, Оксфорд (Великобритания), 1997 г., ISBN 0-900416-48-3 ; стр. 15 и таблица I.
- ^ Уильям Джиллиан Уодделл: Манефон (Классическая библиотека Леба, том 350) . Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс), 2004 г. (перепечатка), ISBN 0-674-99385-3 , страницы 37–41.
- ^ Дитрих Вильдунг: Роль египетских царей в сознании их потомков. Часть 1: Посмертные источники о царях первых четырёх династий ; Мюнхенские египтологические исследования, том 17. Deutscher Kunstverlag , Мюнхен/Берлин, 1969 . страницы 31-33.
- ^ Тоби А. Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 87.
- ^ Ева-Мария Энгель: Развертывание печати Хетепсечемуи и Ранеба из Саккары . В: Эрнст Черни, Ирмгард Хейн: Хронология - Исследования в честь Манфреда Биетака (= Orientalia Lovaniensia Analecta. (OLA) , том 149). Левен, Париж/Дадли 2006, с. 28-29, рис. 6-9.
- ^ Пьер Талле, Дэмиен Ленэ: Ири-Хор и Нармер на Южном Синае (Уади Амейра), дополнение к хронологии египетских горнодобывающих экспедиций. В: Бюллетень Французского института восточной археологии (BIFAO) , вып. 112, 2012, с. 389-398.
- ^ Перейти обратно: а б Йохем Каль: Ра — мой Господь. В поисках восхода Бога Солнца на заре египетской истории . Харрасовиц, Висбаден, 2007 г., ISBN 3-447-05540-5 . стр. 4–14.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Квирк: Религии Древнего Египта . Издательство Dover Publishing, Лондон, 1992 г., ISBN 0-7141-0966-5 , стр. 22.
- ^ Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет: стратегия, общество и безопасность. Рутледж, Лондон, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , стр. 296.
- ^ Питер Каплони : Надписи раннего египетского периода. Том 3 (= Египтологические трактаты , том 8). Харрасовиц, Висбаден, 1963 г., ISBN 3-447-00052-X , стр. 96 как Obj. 367.
- ^ Уолтер Брайан Эмери: Египет. Ранняя история и культура . Фурье, Мюнхен, 1964, стр. 103 и 274.
- ^ Йохем Каль: Ра — мой Господь — В поисках восхода Бога Солнца на заре египетской истории . Харрасовиц, Висбаден, 2007 г., ISBN 3-447-05540-5 , страницы 12–14 и 74.
- ^ Баттискомб Ганн в: Анналы Службы древностей Египта - Дополнения , Том 28. Французский институт восточной археологии, Кайро, 1938, стр. 152.
- ^ Юрген фон Бекерат: Справочник египетских королевских имен . Немецкое художественное издательство, Мюнхен, Берлин, 1884 г. ISBN 3-422-00832-2 , страницы 48 и 49.
- ^ Тоби А. Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет: стратегии, общество и безопасность . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2001 г., ISBN 0-415-26011-6 , с. 71
- ^ Вольфганг Хельк в: Сообщения Немецкого археологического института в Каире 30. Немецкий археологический институт, Отдел Востока (ред.). де Грютер, Берлин, 1974, ISSN 0342-1279, стр. 31.
- ^ Вернер Кайзер в: Журнал египетского языка и древности 86. Akademie-Verlag, Берлин, 1961, ISSN 0044-216X, стр. 39.
- ^ Винфрид Барта в: Журнал египетского языка и древности 108. Akademie-Verlag, Берлин, 1981, ISSN 0044-216X, стр. 11.
- ^ ML Bierbrier, Исторический словарь древнего Египта , ML Bierbrier, Scarecrow Press, 2008, стр. XVII
- ^ «Египетские фараоны: Ранний династический период: Династия 2: Ранеб» .
- ^ Вольфганг Хельк: Экономическая история древнего Египта в 3-м и 2-м тысячелетиях до нашей эры, Брилл, Лейден, 1975. ISBN 90-04-04269-5 , страницы 21–32.
- ^ Питер Манро: Кладбище Унас на северо-западе I. Фон Заберн, Майнц, 1993, стр. 95.
- ^ Пьер Лако и Ян-Филипп Лауэр: Пирамида степени IV. Абб.58.