Тукулер люди
Хаалпулаар هَالْݒُلَارْХалаллар 𞤖𞤢𞥄𞤤𞤨𞤵𞤤𞤢𞥄𞤪 | |
---|---|
Общая численность населения | |
1 миллион (2010) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сенегал Гамбия У них было Мавритания | |
Языки | |
Пулаар и французский | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Серер , Волоф , Фула |
Народ Тукулер или народ Тукулор ( арабский : توكولور , французский : Тукулер ), также известный как Хаалпулаар (Аджами: Халаллар , Адлам: 𞤖𞤢𞥄𞤤𞤨𞤵𞤤𞤢𞥄𞤪 ) — западноафриканская этническая группа, родом из региона Фута Торо в Сенегале . Меньшие общины есть в Мали и Мавритании . [1] Тукулеры были исламизированы в 11 веке; их раннее и сильное исламское наследие, которое считается определяющей чертой, является для них «предметом большой гордости». [1] [2] Они были одними из первых мусульман на территории, которая стала Сенегалом. [3] Они оказали влияние на распространение ислама в Западной Африке в средневековую эпоху .
Они основали обширную империю Тукулёр в 19 веке под руководством Омара Саиду Талля , который возглавил религиозную войну против соседних этнических групп и французских колониальных сил. [2] [4]
Тукулеры традиционно ведут оседлый образ жизни, расселяются в основном в долине реки Сенегал , их основными видами деятельности являются сельское хозяйство, рыбная ловля и разведение крупного рогатого скота. Общество Тукулера было патрилинейным, полигинным и с высоким социальным расслоением, которое включало рабство и кастовую систему . [1] [2] [5] В Западной Африке проживает около 1 миллиона людей тукулеров. [1]
Распределение
[ редактировать ]Они обитают в основном в северных регионах Сенегала, где составляют 15% населения. Этот регион орошается долиной реки Сенегал , перекрывает южную часть Мавритании . В колониальную эпоху и в наше время некоторые тукулеры переселились на запад Мали . [2] Это около миллиона людей тукулер в долине реки Сенегал и около 100 000 в Мали. [1] [6]
Идентификация и язык
[ редактировать ]Помимо Тукулера разному называют Тукулер или , Футанке , их по - Хаалпулаар ( французская литература). [7] Имя Тукулер имеет неясное происхождение, некоторые источники утверждают, что оно имеет французское происхождение, означающее «всего цвета», что само по себе может быть народной этимологией . Скорее всего, это деформация текрури , доколониального термина, означающего «люди из Такрура ». [8]
Предполагаемое различие между тукулерами и народами фула в целом было изобретено французскими этнографами в 19 веке. Они провели различие между предположительно оседлыми, земледельческими, фанатичными и антиевропейскими тукулерами , с одной стороны, и кочевыми, скотоводческими, послушными и склонными к сотрудничеству пеулами , с другой, но эта дихотомия ложна. [9]
Тукулеры говорят на языке пулаар , диалекте фула , атлантической ветви нигерско-конголезской языковой семьи. [2]
История
[ редактировать ]Согласно устным традициям Тукулеров и Сереров , Тукулеры являются потомками предков Сереров и Фула . [10] Эту традицию поддерживают многие ученые, включая Фольца и Филлипса. [10] [11] существует взаимоприемлемое взаимодействие в стиле подшучивания, называемое шутливыми отношениями антропологами Между серерами и тукулерами . [12]
Народ Тукулёр издавна населял район реки Сенегал , а корни организованного королевства Текрур уходят корнями в V век. [8] Они были частью королевства с 10 по 18 века, но возглавлялись правителями, не принадлежащими к Тукулерам, из других этнических групп. [ ВОЗ? ] В 18 веке возникла империя Тукулёр, которая достигла своего пика влияния в 19 веке при исламском лидере Омаре Саиду Талле . [1] Омар родился в духовной семье Тукулеров в 1797 году. [13] Во время своего визита в Мекку в 1827 году Омар был провозглашен «халифом Черной Африки». Он вернулся в Западную Африку в 1833 году и впоследствии изучил стратегии политического и государственного строительства у своего тестя в халифате Сокото . [4]
Омар вернулся в Сенегал в 1845 году, где начал проповедовать ислам среди тукулеров. Он получил оружие из Европы, [14] затем мобилизовал Тукулера для ведения исламской священной войны в 1854 году против немусульманских этнических групп и тех мусульман, которые заблудились. [4] Армии Тукулера добились успеха. Империя Тукулёр росла и распространилась от Сенегала до большей части Мали в течение следующих десяти лет. Его сын Мустафа правил этой империей и Тукулером между 1864 и 1870 годами, за ним следовал второй сын Омара, Ахмаду Талл. Правление Ахмаду, штат Галлиени и Жоффр, было «тукулерско-мусульманским деспотом» над народами мандинка и народом бамбара . [15] Империя рухнула в 1880-х годах, когда фулани, туареги и мавры напали на тукулеров. [4] и гражданская война между местными лидерами Тукулера охватила регион. Империя распалась в 1891 году, после того как французские колониальные войска вторглись в регион. [1]
Люди и общество
[ редактировать ]Тукулеры говорят на диалекте Фута Тооро Пулаара . Они называют себя Хаалпулаар'ен , что означает «те, кто говорит на пулааре». Они мусульмане. В культурном отношении тукулеры отличаются от других людей фула оседлым характером своего общества.
Социальная стратификация
[ редактировать ]Общество тукулеров патриархально и разделено на строгие и жесткие кастовые иерархии . [1] [16]
Самый высокий статус среди пяти каст Тукулеров имеют аристократические лидеры и исламские ученые, называемые Торобе . Ниже них находятся римбе , или администраторы, торговцы и фермеры. Ньенбе — каста ремесленников общества Тукулёр. Четвертый кастовый слой называется галлункобе или рабами или потомками рабов, «освобожденных». Нижние слои тукулеров — это матюбе , или рабы. [1] [17] Рабы были приобретены в результате набегов на языческие этнические группы или куплены на невольничьих рынках. [18] или статус был унаследован. [19]
Иерархическая социальная стратификация представляла собой экономически закрытую систему, что исторически означало заметное неравенство. Недвижимость и земля принадлежали исключительно членам высшей касты. [2] [20] Профессии и кастовая принадлежность передаются по наследству. Касты Тукулеров были эндогамными , сегрегированными, и смешанные браки были редки. [21] [22] Священнослужители Тукулера, как и народ волоф, образовали отдельную группу. Религиозные лидеры не обязательно были эндогамными и занимали унаследованный пост в долгой истории народа Тукулер, но люди из низших каст редко становились религиозными специалистами, утверждает Рюдигер Зеземанн, поскольку их считали недостаточно придерживающимися «церковных стандартов благочестия». ". [22]
Свадьба
[ редактировать ]Для заключения брака между тукулёрами выкуп за невесту семье невесты необходимо уплатить . Девушка из семьи с высоким социальным статусом, например, благородного происхождения, ожидает значительно более высокой оплаты, чем девушка с более низким статусом, например, из касты ремесленников или рабыни. [2]
Брак утверждается мечетью . Невеста приезжает жить к совместной семье мужа. Традиционно перед заключением брака тетя невесты проверяет, девственница ли девушка, затем купает ее и массирует. Затем жених и невеста присоединяются к свадебному пиру, к которому присоединяются жители деревни, отмечая начало новой пары. [ нужна ссылка ]
Роды и имя
[ редактировать ]Через неделю после пембугале (родов) ребенку дают имя, и горгол (сестра отца) стрижет ему волосы. Отец сообщает марабу имя, которое он выбрал, после чего марабу шепчет имя младенцу на ухо и молится. После этого марабут сообщает гавло ( гриоту ) выбранное название, а гриот объявляет это название деревне. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 500–501. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тукулор , Британская энциклопедия
- ^ Трилло, Ричард; Хадженс, Джим (ноябрь 1995 г.). Западная Африка: Примерное руководство . Грубые гиды (2-е изд.). Лондон: Грубые гиды. п. 144. ИСБН 978-1-85828-101-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 1116 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 . , Цитата: «Эндогаминые группы ремесленников и музыкантов характерны для более чем пятнадцати западноафриканских народов, включая мандинг, сонинке, волоф, серер, фулани, тукулор , сонгай, догоны, сенуфо, минианка, мавры и туареги».
- ^ Филлипс, Дэвид Дж. (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 155, 161. ISBN. 978-0-87808-352-7 .
- ^ Рой М. Дилли (2014). Почти коренной, едва цивилизованный: путешествие Анри Гадена по колониальной французской Западной Африке (1894-1939) . БРИЛЛ Академик. стр. 1, 319–320. ISBN 978-90-04-26528-8 .
- ^ Jump up to: а б Джон А. Шуп (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 97. ИСБН 978-1-59884-362-0 .
- ^ Кларк, Эндрю Ф. «Фульбе Бунду (Сенегамбия): от теократии к секуляризации». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 29, нет. 1, 1996, с. 4. JSTOR, https://doi.org/10.2307/221416 . По состоянию на 1 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фольц, Уильям Дж., «От Французской Западной Африки до Федерации Мали», том 12 Йельских исследований по политологии, стр. 136, Yale University Press (1965).
- ^ Филлипс, Дэвид Дж. (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. ISBN 978-0-87808-352-7 . , стр. 161
- ^ Фольц, Уильям Дж., «От Французской Западной Африки до Федерации Мали», Том 12. Йельские исследования в области политологии, стр. 136. Издательство Йельского университета, 1965.
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 519. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 126. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Барнетт Сингер; Джон Лэнгдон; Джон В. Лэнгдон (2008). Культурная сила: создатели и защитники Французской колониальной империи . Университет Висконсин Пресс. п. 120. ИСБН 978-0-299-19904-3 .
- ^ Мари-Элен Ле Дивелек (1967), «Новые» социальные классы в городской среде: пример Сенегала и Северной Нигерии , Цивилизации , Институт социологии Брюссельского университета, Том. 17, № 3 (1967), стр. 240–253; Цитата: «В Сенегале социальная структура также основана на жесткой системе каст, каждая из которых выполняет определенную политическую, экономическую или ритуальную функцию. Кастовые антагонизмы гораздо важнее, чем племенные различия».
- ^ Эрик Миле (2007). Мали: Магия реки на краю пустыни (на французском языке). Париж: Editions Olizane. п. 104 . ISBN 978-2-88086-351-7 .
- ^ Амин, Самир (1972). «Отсталость и зависимость в Черной Африке - истоки и современные формы». Журнал современных африканских исследований . 10 (4). Издательство Кембриджского университета: 503. doi : 10.1017/s0022278x00022801 . S2CID 154467466 .
- ^ Мартин А. Кляйн (1968). Ислам и империализм в Сенегале: Сине-Салум, 1847–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 7–11 . ISBN 978-0-8047-0621-6 .
- ^ Цойчлер, Грегори Г.А. (1999). «Растущая безопасность: права на землю и развитие сельского хозяйства на севере Сенегала». Журнал африканского права . 43 (1). Издательство Кембриджского университета: 36. doi : 10.1017/s0021855300008718 . S2CID 143293506 .
- ^ Джон МОГИ и Хайнц БАКМАН (1986), Родство в рамках двух стратегий развития, Журнал сравнительных семейных исследований , Vol. 17, № 2 (ЛЕТО 1986 г.), стр. 233–244.
- ^ Jump up to: а б Рюдигер Зеземанн (2011). Божественный потоп Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 154–155. ISBN 978-0-19-538432-1 .
- Эта статья включает в себя некоторый контент, который представляет собой перевод соответствующей статьи из французской Википедии, доступ к которой открыт 5 июля 2005 г.