Jump to content

Тукулер люди

(Перенаправлено с Халпулара )
Тукулер люди
Хаалпулаар
هَالْݒُلَارْХалаллар
𞤖𞤢𞥄𞤤𞤨𞤵𞤤𞤢𞥄𞤪
Мужчина и женщина Тукулор
(Картина Давида Бойла, 1853 г.)
Общая численность населения
1 миллион (2010) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Сенегал
Гамбия
У них было
Мавритания
Языки
Пулаар и французский
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Серер , Волоф , Фула

Народ Тукулер или народ Тукулор ( арабский : توكولور , французский : Тукулер ), также известный как Хаалпулаар (Аджами: Халаллар , Адлам: 𞤖𞤢𞥄𞤤𞤨𞤵𞤤𞤢𞥄𞤪 ) — западноафриканская этническая группа, родом из региона Фута Торо в Сенегале . Меньшие общины есть в Мали и Мавритании . [1] Тукулеры были исламизированы в 11 веке; их раннее и сильное исламское наследие, которое считается определяющей чертой, является для них «предметом большой гордости». [1] [2] Они были одними из первых мусульман на территории, которая стала Сенегалом. [3] Они оказали влияние на распространение ислама в Западной Африке в средневековую эпоху .

Они основали обширную империю Тукулёр в 19 веке под руководством Омара Саиду Талля , который возглавил религиозную войну против соседних этнических групп и французских колониальных сил. [2] [4]

Тукулеры традиционно ведут оседлый образ жизни, расселяются в основном в долине реки Сенегал , их основными видами деятельности являются сельское хозяйство, рыбная ловля и разведение крупного рогатого скота. Общество Тукулера было патрилинейным, полигинным и с высоким социальным расслоением, которое включало рабство и кастовую систему . [1] [2] [5] В Западной Африке проживает около 1 миллиона людей тукулеров. [1]

Распределение

[ редактировать ]
Тукулер берут свое начало в долине реки Сенегал на границе Сенегала и Мавритании.

Они обитают в основном в северных регионах Сенегала, где составляют 15% населения. Этот регион орошается долиной реки Сенегал , перекрывает южную часть Мавритании . В колониальную эпоху и в наше время некоторые тукулеры переселились на запад Мали . [2] Это около миллиона людей тукулер в долине реки Сенегал и около 100 000 в Мали. [1] [6]

Идентификация и язык

[ редактировать ]

Помимо Тукулера разному называют Тукулер или , Футанке , их по - Хаалпулаар ( французская литература). [7] Имя Тукулер имеет неясное происхождение, некоторые источники утверждают, что оно имеет французское происхождение, означающее «всего цвета», что само по себе может быть народной этимологией . Скорее всего, это деформация текрури , доколониального термина, означающего «люди из Такрура ». [8]

Предполагаемое различие между тукулерами и народами фула в целом было изобретено французскими этнографами в 19 веке. Они провели различие между предположительно оседлыми, земледельческими, фанатичными и антиевропейскими тукулерами , с одной стороны, и кочевыми, скотоводческими, послушными и склонными к сотрудничеству пеулами , с другой, но эта дихотомия ложна. [9]

Тукулеры говорят на языке пулаар , диалекте фула , атлантической ветви нигерско-конголезской языковой семьи. [2]

Согласно устным традициям Тукулеров и Сереров , Тукулеры являются потомками предков Сереров и Фула . [10] Эту традицию поддерживают многие ученые, включая Фольца и Филлипса. [10] [11] существует взаимоприемлемое взаимодействие в стиле подшучивания, называемое шутливыми отношениями антропологами Между серерами и тукулерами . [12]

Народ Тукулёр издавна населял район реки Сенегал , а корни организованного королевства Текрур уходят корнями в V век. [8] Они были частью королевства с 10 по 18 века, но возглавлялись правителями, не принадлежащими к Тукулерам, из других этнических групп. [ ВОЗ? ] В 18 веке возникла империя Тукулёр, которая достигла своего пика влияния в 19 веке при исламском лидере Омаре Саиду Талле . [1] Омар родился в духовной семье Тукулеров в 1797 году. [13] Во время своего визита в Мекку в 1827 году Омар был провозглашен «халифом Черной Африки». Он вернулся в Западную Африку в 1833 году и впоследствии изучил стратегии политического и государственного строительства у своего тестя в халифате Сокото . [4]

Империя Тукулёр Омара Саиду Талля расширилась от Фута Тороо на новые регионы (красные) в 19 веке.

Омар вернулся в Сенегал в 1845 году, где начал проповедовать ислам среди тукулеров. Он получил оружие из Европы, [14] затем мобилизовал Тукулера для ведения исламской священной войны в 1854 году против немусульманских этнических групп и тех мусульман, которые заблудились. [4] Армии Тукулера добились успеха. Империя Тукулёр росла и распространилась от Сенегала до большей части Мали в течение следующих десяти лет. Его сын Мустафа правил этой империей и Тукулером между 1864 и 1870 годами, за ним следовал второй сын Омара, Ахмаду Талл. Правление Ахмаду, штат Галлиени и Жоффр, было «тукулерско-мусульманским деспотом» над народами мандинка и народом бамбара . [15] Империя рухнула в 1880-х годах, когда фулани, туареги и мавры напали на тукулеров. [4] и гражданская война между местными лидерами Тукулера охватила регион. Империя распалась в 1891 году, после того как французские колониальные войска вторглись в регион. [1]

Люди и общество

[ редактировать ]
Тукулер марабу (слева) и женщины в традиционных платьях (19 век).

Тукулеры говорят на диалекте Фута Тооро Пулаара . Они называют себя Хаалпулаар'ен , что означает «те, кто говорит на пулааре». Они мусульмане. В культурном отношении тукулеры отличаются от других людей фула оседлым характером своего общества.

Социальная стратификация

[ редактировать ]

Общество тукулеров патриархально и разделено на строгие и жесткие кастовые иерархии . [1] [16]

Самый высокий статус среди пяти каст Тукулеров имеют аристократические лидеры и исламские ученые, называемые Торобе . Ниже них находятся римбе , или администраторы, торговцы и фермеры. Ньенбе каста ремесленников общества Тукулёр. Четвертый кастовый слой называется галлункобе или рабами или потомками рабов, «освобожденных». Нижние слои тукулеров — это матюбе , или рабы. [1] [17] Рабы были приобретены в результате набегов на языческие этнические группы или куплены на невольничьих рынках. [18] или статус был унаследован. [19]

Иерархическая социальная стратификация представляла собой экономически закрытую систему, что исторически означало заметное неравенство. Недвижимость и земля принадлежали исключительно членам высшей касты. [2] [20] Профессии и кастовая принадлежность передаются по наследству. Касты Тукулеров были эндогамными , сегрегированными, и смешанные браки были редки. [21] [22] Священнослужители Тукулера, как и народ волоф, образовали отдельную группу. Религиозные лидеры не обязательно были эндогамными и занимали унаследованный пост в долгой истории народа Тукулер, но люди из низших каст редко становились религиозными специалистами, утверждает Рюдигер Зеземанн, поскольку их считали недостаточно придерживающимися «церковных стандартов благочестия». ". [22]

Переводчик Тукулера по имени Альфа Сега со своими сестрами. Изображение сделано в 1882 году.

Для заключения брака между тукулёрами выкуп за невесту семье невесты необходимо уплатить . Девушка из семьи с высоким социальным статусом, например, благородного происхождения, ожидает значительно более высокой оплаты, чем девушка с более низким статусом, например, из касты ремесленников или рабыни. [2]

Брак утверждается мечетью . Невеста приезжает жить к совместной семье мужа. Традиционно перед заключением брака тетя невесты проверяет, девственница ли девушка, затем купает ее и массирует. Затем жених и невеста присоединяются к свадебному пиру, к которому присоединяются жители деревни, отмечая начало новой пары. [ нужна ссылка ]

Роды и имя

[ редактировать ]

Через неделю после пембугале (родов) ребенку дают имя, и горгол (сестра отца) стрижет ему волосы. Отец сообщает марабу имя, которое он выбрал, после чего марабу шепчет имя младенцу на ухо и молится. После этого марабут сообщает гавло ( гриоту ) выбранное название, а гриот объявляет это название деревне. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 500–501. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тукулор , Британская энциклопедия
  3. ^ Трилло, Ричард; Хадженс, Джим (ноябрь 1995 г.). Западная Африка: Примерное руководство . Грубые гиды (2-е изд.). Лондон: Грубые гиды. п. 144. ИСБН  978-1-85828-101-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 1116 . ISBN  978-0-87779-044-0 .
  5. ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR   182616 . S2CID   162509491 . , Цитата: «Эндогаминые группы ремесленников и музыкантов характерны для более чем пятнадцати западноафриканских народов, включая мандинг, сонинке, волоф, серер, фулани, тукулор , сонгай, догоны, сенуфо, минианка, мавры и туареги».
  6. ^ Филлипс, Дэвид Дж. (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 155, 161. ISBN.  978-0-87808-352-7 .
  7. ^ Рой М. Дилли (2014). Почти коренной, едва цивилизованный: путешествие Анри Гадена по колониальной французской Западной Африке (1894-1939) . БРИЛЛ Академик. стр. 1, 319–320. ISBN  978-90-04-26528-8 .
  8. ^ Jump up to: а б Джон А. Шуп (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 97. ИСБН  978-1-59884-362-0 .
  9. ^ Кларк, Эндрю Ф. «Фульбе Бунду (Сенегамбия): от теократии к секуляризации». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 29, нет. 1, 1996, с. 4. JSTOR, https://doi.org/10.2307/221416 . По состоянию на 1 июля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б Фольц, Уильям Дж., «От Французской Западной Африки до Федерации Мали», том 12 Йельских исследований по политологии, стр. 136, Yale University Press (1965).
  11. ^ Филлипс, Дэвид Дж. (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. ISBN  978-0-87808-352-7 . , стр. 161
  12. ^ Фольц, Уильям Дж., «От Французской Западной Африки до Федерации Мали», Том 12. Йельские исследования в области политологии, стр. 136. Издательство Йельского университета, 1965.
  13. ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 519. ИСБН  978-0-19-533770-9 .
  14. ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 126. ИСБН  978-0-19-533770-9 .
  15. ^ Барнетт Сингер; Джон Лэнгдон; Джон В. Лэнгдон (2008). Культурная сила: создатели и защитники Французской колониальной империи . Университет Висконсин Пресс. п. 120. ИСБН  978-0-299-19904-3 .
  16. ^ Мари-Элен Ле Дивелек (1967), «Новые» социальные классы в городской среде: пример Сенегала и Северной Нигерии , Цивилизации , Институт социологии Брюссельского университета, Том. 17, № 3 (1967), стр. 240–253; Цитата: «В Сенегале социальная структура также основана на жесткой системе каст, каждая из которых выполняет определенную политическую, экономическую или ритуальную функцию. Кастовые антагонизмы гораздо важнее, чем племенные различия».
  17. ^ Эрик Миле (2007). Мали: Магия реки на краю пустыни (на французском языке). Париж: Editions Olizane. п. 104 . ISBN  978-2-88086-351-7 .
  18. ^ Амин, Самир (1972). «Отсталость и зависимость в Черной Африке - истоки и современные формы». Журнал современных африканских исследований . 10 (4). Издательство Кембриджского университета: 503. doi : 10.1017/s0022278x00022801 . S2CID   154467466 .
  19. ^ Мартин А. Кляйн (1968). Ислам и империализм в Сенегале: Сине-Салум, 1847–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 7–11 . ISBN  978-0-8047-0621-6 .
  20. ^ Цойчлер, Грегори Г.А. (1999). «Растущая безопасность: права на землю и развитие сельского хозяйства на севере Сенегала». Журнал африканского права . 43 (1). Издательство Кембриджского университета: 36. doi : 10.1017/s0021855300008718 . S2CID   143293506 .
  21. ^ Джон МОГИ и Хайнц БАКМАН (1986), Родство в рамках двух стратегий развития, Журнал сравнительных семейных исследований , Vol. 17, № 2 (ЛЕТО 1986 г.), стр. 233–244.
  22. ^ Jump up to: а б Рюдигер Зеземанн (2011). Божественный потоп Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 154–155. ISBN  978-0-19-538432-1 .
  • Эта статья включает в себя некоторый контент, который представляет собой перевод соответствующей статьи из французской Википедии, доступ к которой открыт 5 июля 2005 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: add32ccf85b70d343146fcb76fafa90b__1722631620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/0b/add32ccf85b70d343146fcb76fafa90b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toucouleur people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)