Yolngu
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Австралия | |
Языки | |
Дорога языка жестов ( Дхаунг-Джанг , Нхангу , Дхувал , Ритарнгу , Джинанг , Джибути ), австралийский английский , Дорога языка жестов | |
Религия | |
Традиционные религии , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Австралийские аборигены |
Йолнгу или Йолу ( IPA: [ˈjuːlŋʊ] или [ˈjuːŋuːl] ) — скопление австралийских аборигенов, населяющих северо-восток Арнемленда на Северной территории Австралии. Yolngu означает «человек» на языках Yolŋu . Термины Мурнгин , Вуламба , Ялнумата , Мурргин и Юлангор ранее использовались некоторыми антропологами для обозначения йолнгу.
Все кланы Йолнгу принадлежат либо к Дхува (также пишется Дуа ), либо Йирритжа к группировке . К выдающимся кланам Дхува относятся кланы Рирратджи и Галпу народа Дангу , а клан Гуматдж является наиболее известным во фракции Йирритья.
Имя
[ редактировать ]Этноним У. Мурргин получил распространение после его широкого использования в книге американского антрополога Ллойда Уорнера . [ 1 ] чье исследование «Йолнгу, Черная цивилизация: социальное исследование австралийского племени» (1937) быстро приобрело статус этнографической классики, которую Р. Лористон Шарп считал «первой адекватно завершенной описательной картиной сообщества австралийских аборигенов». [ 2 ] Норман Тиндейл пренебрежительно относился к этому термину, считая его, как и термин Курнаи , «искусственным», произвольно применявшимся к большому числу народов северо-восточной Австралии. Правильная транслитерация этого слова, в любом случае, была Мураин , что означает « народ с лопатоносыми копьями», выражение, подходящее для западного языка. [ 3 ] периферийные племена, такие как рембарнга из описанной Уорнером территории. [ а ]
По мнению Тиндейла, согласно недавним лингвистическим исследованиям, племенам восточного Арнемленда, составляющим йолнгу, не хватало стандартных племенных структур, наблюдаемых в других местах у аборигенов Австралии, которые включали в себя несколько различных социо-лингвистических реалий в целостном культурном континууме. [ 4 ] Он классифицировал их как Ян-няу , Джинанг , Джинба , Джангу , Дангу , Рембарнга , Ритарнгу , Дхувал и Дхувала .
Уорнер использовал термин «мурнгин» для обозначения группы народов, которые в своем анализе разделяли особую форму организации родства , описывая свои правила брака, систему подразделов и терминологию родства. Другие исследователи в этой области быстро оспорили его ранние выводы. Т. Теодор Уэбб утверждал, что Мурнгин Уорнера на самом деле относится к одной части и может обозначать только Йиритча мала , и отверг терминологию Уорнера как вводящую в заблуждение. [ 5 ] А. П. Элкин , сравнивая работы Уорнера и Уэбба, одобрил анализ последнего как более соответствующий известным фактам. [ 6 ]
Уилбур Чейзелинг использовал термин «Юленгор» в названии своей работы 1957 года. [ 7 ] [ 8 ]
С 1960-х годов термин ёллу широко использовался лингвистами, антропологами и самими народами ёлу. Этот термин применяется как к социокультурной единице, так и к языковым диалектам внутри нее. [ 8 ]
Люди
[ редактировать ]Йолнгу составляют несколько отдельных групп, различающихся по языкам и диалектам, на которых они говорят, но в целом имеют общее сходство в ритуальной жизни, а также в экономическом и культурном образе жизни охотников-собирателей на территории восточного Арнемленда. Ранние этнографы, изучавшие йолнгу, применяли концепции племени , орды и фратрии XIX века для классификации и сортировки по отдельным идентичностям единиц, образующих этнокультурную мозаику йолнгу. В частности, после работы Яна Кина такая таксономическая терминология все чаще рассматривается как проблематичная и неадекватная из-за ее евроцентрических предположений. [ 9 ] Специалисты, например, не определились, насчитывается ли количество языков, на которых говорят йолнгу, пять или восемь, а в ходе одного опроса были выделены одиннадцать различных «диалектных» групп. [ 10 ]
Язык
[ редактировать ]Йолу говорят на дюжине языков, относящихся к общему заголовку Йолнгу Матха .
Система родства
[ редактировать ]Группы ёлу связаны сложной системой родства ( гурруу ). Эта система регулирует фундаментальные аспекты жизни ёлу, включая обязанности по проведению церемоний и правила бракосочетания. Людей знакомят с детьми с точки зрения их отношения к ребенку («бабушка», «дядя» и т. д.), с самого начала знакомя ребенка с родством. [ 11 ]
Общества йоллу, как правило, [ б ] описывается как разделение двух экзогамных наследий : Дхува и Йирритжа . Каждый из них представлен людьми различных групп, каждая из которых имеет свои собственные земли, языки, тотемы и философию. [ 12 ]
Часть | Клановые группы |
---|---|
Йирритья | Гуматдж, Гупапуйу, Ваурри, Ритаррнгу, Маналили, Мунюку, Махарпа,
Варрамири, Дхалвау, Лияланмирри, Маарра, Гамалаша, Горрьинди. |
Дхува | Рирратью и Гялпу (оба относятся к Дангу подгруппе ); Голумала, Марракулу, Маррану, Джапу, Хативуй,
Каймил, Джарварк, Джамбаррпуйю. |
Человек Йирритжа всегда должен жениться на человеке Дхува (и наоборот). Дети берут часть своего отца, а это означает, что если мужчина или женщина — Дхува , их матерью будет Йирритжа (и наоборот). [ 11 ]
Родственные отношения также проецируются на земли, принадлежащие йоллу через их наследственные поместья – так что почти все является либо Йирритья , либо Дхува – каждая рыба, камень, река и т. д. принадлежит той или иной фратрии . Например, Йирритья йидаки ( диджериду ) короче и выше по тону, чем Дхува йидаки . [ 13 ] Некоторые предметы являются вакину (без фрагмента).
Термин йоту-йинди (в честь которого группа получила свое название) буквально означает «большой ребенок» (один) и описывает особые отношения между человеком и частью его матери (противоположными их собственным). [ 11 ] Из-за йоту-йинди Йирритжа испытывает особый интерес и долг по отношению к Дхуве (и наоборот). Например, мужчина Гуматдж может создавать разновидности йидаки, связанные с его собственной клановой группой (Йирритжа), и разновидности, связанные с клановой группой его матери (Дхува). [ 14 ]
Слово «эгоистичный» или «эгоцентричный» на языках йолу звучит как gurrutumiriw , что буквально означает «отсутствие родственников» или «вести себя так, как будто у человека нет родственников». [ 11 ]
Родство йолнгу, основанное на фрагментах, не напрямую соответствует понятию нуклеарной семьи , что затрудняет точные стандартизированные отчеты о домохозяйствах и отношениях, например, при переписи населения . [ 11 ] Полигамия — нормальная часть жизни йолнгу: известно, что у одного мужчины было 29 жен, что является рекордом только по полигамным отношениям среди тиви . [ 15 ]
Отношения избегания
[ редактировать ]Как и почти во всех группах аборигенов, отношения избегания в культуре йолнгу существуют между определенными отношениями. Двумя основными отношениями избегания являются:
- зять – теща
- брат – сестра
Избегание брата и сестры, называемое миррири , обычно начинается после инициации . В отношениях избегания люди не разговаривают напрямую и не смотрят друг на друга и стараются избегать слишком тесной близости друг к другу. [ нужна ссылка ]
Известные фамилии
[ редактировать ]- Гуррувиви - клан Галпу (фракция Дхува, народ Дангу )
- Марика - клан Рирратджингу (фракция Дхува, народ Дангу)
- Юнупингу - клан Гуматдж (фракция Йирритжа)
Культура, право и мифология ёллу
[ редактировать ]Закон
[ редактировать ]Слово «закон» на языке Ёлнгу — rom , [ 16 ] и с Римом связаны особые церемонии, известные как церемония Рима . [ 17 ] Полная система обычного права Йолнгу известна как Нгарра . [ 18 ] или как Махаин [ 19 ] ( месяц не указан [ 20 ] и Мардыхин [ 21 ] ). Махаин воплощает в себе права владельцев закона или граждан ( rom watangu walal ), которые имеют права и обязанности по этому воплощению закона. Махаин включает в себя все народные законы ( ром ); инструменты и предметы, которые кодируют и символизируют закон ( Мадаин гирри ); устные диктанты; названия и циклы песен; и святые, запретные места ( dhuyu ṉuŋgat wäŋa ), которые используются для поддержания, образования и развития права. Галарвуй Юнупингу описал Ром ватангу как всеобъемлющий закон страны, который «вечен и жив… моя опора». [ 22 ] Этот закон охватывает право собственности на землю и воды, ресурсы на этих землях и водах или внутри них. [ 23 ] Он регулирует и контролирует производство и торговлю, а также моральные, социальные и религиозные законы, включая законы по сохранению и выращиванию растений и водной жизни.
Йолу считают, что жить своей жизнью в соответствии с Махайином правильно и цивилизованно. Махаин . создает государство Магайя , которое является состоянием мира, свободы от враждебности и истинной справедливости для всех [ 24 ]
История Барнумбирра (Утренней звезды), изображающая первую смерть во Времени Снов , является началом Махайина , цикла жизни и смерти. [ 21 ]
Гамма
[ редактировать ]Исследование Университета Дикина , опубликованное в 2000 году, исследовало системы знаний аборигенов как реакцию на то, что авторы считали западным этноцентризмом в научных исследованиях . Автор утверждает, что культура йолнгу представляет собой систему знаний, во многом отличающуюся от системы знаний западной культуры , и в широком смысле ее можно охарактеризовать как рассмотрение мира как взаимосвязанного целого, а не как совокупности объектов. Связь между йолнгу и западными знаниями исследуется с использованием идеи йолнгу о гамме ( Йерин на языке гурингай ), которая метафорически описывает два потока: один исходит из земли (знание йолнгу), а другой - из моря (западное знание), поглощая каждый из них. другое, чтобы «силы потоков объединились и привели к более глубокому пониманию и истине». [ 25 ]
Священные объекты
[ редактировать ]Ранга — это название священных предметов или эмблем, используемых в церемониях . [ 26 ] [ 27 ]
Мифология
[ редактировать ]Вангарр
[ редактировать ]Концепция Вангарра (также пишется Ванджа или Вана [ 28 ] ) сложный. В попытках перевести этот термин на английский существ Вангарра называли по-разному: «дух-мужчина/женщина», «предок», « тотем » или различные комбинации. Йолнгу верят, что предки Вангарров не только охотились, собирали пищу и проводили церемонии, как это делают сегодня Йолнгу, но также создали растения и географические объекты, такие как реки, скалы, песчаные холмы и острова, и эти особенности теперь включают в себя суть из Вангарра. Они также давали названия видам растений и животных и делали их священными для местного клана; некоторые Вангарры приобрели характеристики вида, который затем стал тотемом клана. Священные предметы и определенные рисунки также связаны с определенными Вангаррами, которые также дали этому клану язык, законы, картины, песни, танцы, церемонии и истории творения . [ 29 ]
В 2022 году эксперт Рирратью Банула Марика консультировала хореографа Гэри Ланга и его танцевальную труппу NT над новой работой под названием Waŋa , исполненной в сотрудничестве с MIKU Performing Arts и Симфоническим оркестром Дарвина , которая показывает историю путешествия духа после смерти. [ 28 ]
сестер не будет
[ редактировать ]Йоллу времена года
[ редактировать ]Йоллу выделяет шесть различных сезонов: Мидаварр, Дхарратаррамирри, Рарранхдхарр, Барра'мирри, Дхулудур, Майалта и Гухмул . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Макассан контакт
[ редактировать ]Йолу ежегодно вел обширную торговлю с Макасана рыбаками , по крайней мере, за два столетия до контакта с европейцами. Они ежегодно приезжали сюда, чтобы собрать трепанг и жемчуг , платя Йоллу натурой такими товарами, как ножи, металл, каноэ, табак и трубки. В 1906 году правительство Южной Австралии не продлило Макассанам разрешение на добычу трепанга, и этот сбой нанес экономический ущерб региональной экономике Йоллу. [ нужна ссылка ]
Устные истории Йолу и мифы о Джанггавуле сохраняют сведения о народе байджини , который, как говорят, предшествовал макассанам. Эти байджини по-разному интерпретировались современными исследователями как другая группа (предположительно, выходцев из Юго-Восточной Азии ) посетителей Австралии, которые, возможно, посетили Арнемленд до Макассанцев, [ 30 ] как мифологическое отражение опыта некоторых людей йоллу, которые путешествовали на Сулавеси с макасанцами и вернулись обратно, [ 31 ] или, возможно, как торговцы из Китая. [ 32 ]
У Йолу также были хорошо налаженные торговые пути внутри Австралии, простирающиеся до кланов Центральной Австралии и других стран аборигенов. Они не производили бумеранги сами, а получали их через торговлю из Центральной Австралии. [ 33 ] Этот контакт поддерживался с помощью палочек для сообщений , а также почтальонов : некоторые мужчины проходили по работе несколько сотен километров, чтобы отправлять сообщения и передавать приказы между племенами. [ нужна ссылка ]
Европейский контакт
[ редактировать ]Йолу знал о европейцах до прибытия британцев в Австралию благодаря их контактам с торговцами Макасана , которые, вероятно, начались примерно в шестнадцатом веке. Их слово, обозначающее европейца, Баланда , происходит от макассарского языка через малайское «orang belanda» ( голландец ). [ 34 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]В 1883 году исследователь Дэвид Линдси был первым белым колонистом, проникшим на земли Йолнгу с целью исследования его ресурсов и перспектив. Он прошел вдоль реки Гойдер, чтобы достичь болота Арафура на западной окраине земли Вагилак. [ 35 ] В 1884 году 10 000 квадратных миль (26 000 км²) 2 ) Арнемленда был продан колониальным британским правительством скотоводу Джону Артуру Макартни . Это место называлось «Станция Флорида» , и Макартни заселял его скотом, привезенным по суше из Квинсленда. Первый управляющий поместьем, Джим Рэнделл, прикрепил к веранде усадьбы поворотную пушку, чтобы отпугнуть коренное население, а Джек Уотсон , последний управляющий поместьем, как сообщается, «уничтожил много» «черных». живет на побережье в заливе Блу-Мад . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Сообщается, что в период правления Уотсона еще одна крупная резня произошла в Мирки на северном побережье станции Флорида. Сегодня жители Йолнгу помнят эту резню, в которой было застрелено много людей, включая детей. [ 39 ] [ 40 ] Бои между скотоводами и местным населением привели к серьезному сокращению населения Йолнгу, но упорное сопротивление временно положило конец попыткам вторгшихся баланд захватить дальнейшую территорию, а усилия по созданию поселений были остановлены. [ 41 ] Муссонные наводнения, болезни и сильное сопротивление местного аборигенского населения привели к тому, что Макартни покинул станцию Флорида в 1893 году.
двадцатый век
[ редактировать ]В начале 20 века, как повествует устная история Ёлнгу, карательные экспедиции . на их территории были организованы [ 42 ] С 1903 по 1908 год права собственности на большую часть Арнемленда принадлежали компании Eastern and African Cold Storage Supply Company . Этот англо-австралийский консорциум арендовал этот регион под названием животноводческая станция Арафура и попытался построить крупную животноводческую и мясную промышленность. Компания наняла бродячие банды вооруженных людей для расстрела местного аборигенного населения. [ 43 ] Первая миссия в страну Йолнгу была открыта на острове Милингимби в 1922 году. Остров является традиционным домом Ян-няу . Начиная с 1932 года, в течение двух лет, три случая убийства посторонних вызвали проблемы у йолнгу.
В 1932 году пять японских трепангеров были пронзены копьями людей Ёлу во время так называемого кризиса в заливе Каледон . Мужчины «йолнгу» показали, что их действия возникли в ответ на жестокое обращение с их женщинами, а также на избиение и стрельбу по ним со стороны японского экипажа. [ 44 ] Двое белых, Фэган и Трейнор, были убиты возле острова Вуда в следующем году, а вскоре после этого, в июле, на этом острове был заколот констебль МакКолл, расследовавший эти инциденты. [ 45 ] [ с ] Доказательства аборигенов были проигнорированы в судебных процессах, которые привели к их осуждению и заключению пятерых йоллу в тюрьму Фанни-Бэй на территории современного Дарвина . Только вмешательство миссионеров, закрепившихся на окраинах этой территории, и антрополога Дональда Томсона , вызвавшего волну негодования по поводу пародии на правосудие, предотвратили официальную репрессию, призванную «преподать урок диким чернокожим». " [ 42 ] [ 44 ] Один приговор был отменен, трое сыновей местного лидера были освобождены, а также Дагиар, получивший смертный приговор. Широко распространено мнение, что исчезнувшего последнего линчевали местные полицейские. [ 44 ]
Томсон прожил с Ёлу несколько лет (1935–1937) и сделал несколько фотографических и письменных записей об их образе жизни того времени. Они стали важными историческими документами как для Йолу, так и для европейских австралийцев. [ 46 ]
В 1935 году методистская миссия открылась в Йиркала .
В 1941 году, во время Второй мировой войны , Томсон убедил австралийскую армию создать Специальное разведывательное подразделение ( NTSRU ) из людей йоллу, чтобы помочь отразить набеги японцев на северное побережье Австралии (в то время классифицированное как совершенно секретное). Австралии и США Йоллу вступил в контакт с военнослужащими , хотя Томсон стремился предотвратить это. Томсон рассказывает, как солдаты часто пытались получить копья Йолу на память. Эти копья были жизненно важны для существования Ёлу, и на их изготовление и ковка ушло несколько дней.
Совсем недавно йолнгу стали свидетелями установки больших мин на своих племенных землях в Нхулунбай . [ нужна ссылка ]
Ёлнгу в политике
[ редактировать ]С 1960-х годов лидеры йолнгу принимали активное участие в борьбе за земельные права аборигенов .
В 1963 году, спровоцированный односторонним решением правительства об изъятии части своей земли под бокситовый рудник, Йолнгу в Йирркала направил в Палату представителей Австралии петицию о коре . Петиция о коре привлекла внимание страны и международного сообщества и теперь висит в здании парламента Канберры как свидетельство роли Йолнгу в зарождении движения за земельные права . [ 47 ]
Когда политики продемонстрировали, что не изменят своего мнения, йолнгу из Йирркала подали свои жалобы в суд в 1971 году по делу «Милирпум против Набалко Пти Лтд» или делу Гоува о земельных правах. Йолнгу проиграл дело, поскольку австралийские суды по-прежнему были обязаны следовать принципу terra nullius , который не допускал признания каких-либо предшествующих прав на землю за коренными народами во время колонизации. Тем не менее, судья признал ритуальное и экономическое использование земли истцами, а также то, что у них была установленная система права, открывающая путь к будущим правам аборигенов на землю в Австралии . Утверждалось, что он сыграл жизненно важную роль в прокладке пути к признанию земельных прав аборигенов в Законе о земельных правах аборигенов 1976 года и решении Мабо в 1992 году. [ 47 ]
Песня «Treaty» Йоту Йинди , ставшая международным хитом в 1989 году, возникла как протест по поводу медлительности правительства Хоука с выполнением обещаний разобраться с правами аборигенов на землю, и содержала мощный призыв к уважению к культуре йолнгу. территория и право. [ 48 ]
Yolngu arts
[ редактировать ]
Художники и исполнители йолнгу были в авангарде глобального признания культуры аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Традиционные танцоры и музыканты йолнгу широко выступали по всему миру и сохраняют зародышевое влияние, в частности, благодаря покровительству семей Муньярриун и Марика, на современные труппы, такие как Театр танца Бангарра . [ 49 ]
Ёлнгу визуальное искусство
[ редактировать ]
До появления художественного движения Западной пустыни самым известным искусством аборигенов был стиль Йолнгу, изображающий тонкие штриховки на коре . Полые бревна ( ларракитдж ), используемые в погребальных практиках Арнемленда, служат важной духовной цели, а также являются важным полотном для искусства йолнгу. Дэвидом Маланги Даймиррингу Изображение траурных обрядов клана Манхаррнью, выполненное из частной коллекции, было скопировано и помещено на оригинальную австралийскую банкноту в один доллар. Когда стало известно о нарушении авторских прав, австралийское правительство через прямое агентство Х.К. Кумбса поспешило выплатить художнику вознаграждение. [ 50 ]
Ёлнгу также являются ткачами . корзины Из окрашенных листьев пандануса плетут . Ожерелья также изготавливают из бус из семян, рыбьих позвонков или ракушек. Цвета часто играют важную роль в определении происхождения произведений искусства и того, какой клан или семейная группа их создали. Некоторые рисунки являются знаками отличия определенных семей и кланов.
Йолнгу музыка
[ редактировать ]Группа Yothu Yindi , особенно после ее песни "Treaty", исполнила самую популярную музыку коренных народов с тех пор, как " " Джимми Литтла ( Royal Telephone 1963) стала самой успешной современной музыкальной группой коренных народов Австралии и выступала по всему миру. Их работа вызвала серьезный музыковедческий анализ. [ 51 ]
Арнем-Ленд является родиной йидаки , которых европейцы называют диджериду . Ёлнгу — одновременно игроки и мастера йидаки . В нее могут играть только определенные мужчины, и традиционно существуют строгие протоколы ее использования. [ нужны разъяснения ]
Доктор Г. Юнупингу (1971–2017) был известным певцом йолнгу.
Выдающиеся люди йолнгу
[ редактировать ]- Бейкер Бой (Данзал Бейкер)
- Лори Баймаррванга
- Джордж Рруррамбу Бураррванга
- Гэри Дурркей
- Гаджил Джеркура
- Натан Джеркура
- Дэвид Галпилил
- Джалу Гуррувиви
- Лейла Гуррувиви
- Рарривуй Хик
- Дэвид Маланги
- Джамбава Маравили
- Бандук Марика
- Райматтия Марика
- Рой Марк
- Ванджук Марика
- Джанет Муньярриун
- Галаррвуй Юнупингу
- Джеффри Гуррумул Юнупингу
- Мандавуй Юнупингу
Политики
[ редактировать ]Фильмы о Ёлнгу
[ редактировать ]- Десять каноэ
- Westwind: Djalu's Legacy , о Джалу Гуррувиви (о нем есть и другие фильмы)
- Yolngu Boy
- Высокая земля
Фестиваль Гарма
[ редактировать ]Каждый год Ёлнгу собираются вместе, чтобы прославить свою культуру на Фестивале традиционных культур Гарма . Не-йолнгу приглашаются посетить фестиваль и узнать о традициях и законах йолнгу. Фонд Йоту Йинди Этот фестиваль курирует .
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Чистый
- Я голоден
- Ялнумата
Источники: Кин 2005 , с. 80 АИАЦИС: N230 ;
См. также
[ редактировать ]- Дело Гоува о правах на землю
- Коренные австралийские продовольственные группы
- Йирркала лает петиции
- Табу на называние умерших
- Астрономия австралийских аборигенов
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это слово, используемое другими племенами в качестве экзонима , относилось к племенам Арнемленда, имевшим репутацию агрессивного поведения, поскольку им удалось изготовить копья с железными лезвиями из металла, вырезанного из заброшенных залива Каледон резервуаров для воды ( Tindale 1974 , стр. 141). –142).
- ^ В схематических моделях, часто используемых в этнографии для анализа родства, есть сложности. За подробностями читатель может обратиться к двум статьям Яна Кина ( Кин 1995 , стр. 502–527; Кин 2000 , стр. 419–436).
- ↑ «Полиция, задержанная из-за сезона дождей, преследовала мужчин в заливе Блю-Мад, где в июле был заколот констебль Стюарт Макколл. Позже полицию обвинили в том, что она надели наручники на четырех женщин, оставшихся под присмотром Макколла, с двумя следопытами-аборигенами, пока их группа преследовала подозреваемых. Считается, что Макколл освободил всех, кроме одной женщины, Джапарри, которая звала на помощь (незадолго до смерти она сказала Теду Игану, что полового акта не произошло). Затем МакКолл открыла огонь по ее мужу Дагиару, который пронзил его копьем» ( Конор 2013 , стр. 61).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 141.
- ^ Шарп 1939 , с. 150.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 224.
- ^ Тиндейл 1974 , стр. 141, 157.
- ^ Уэбб 1933 , с. 410.
- ^ Элкин 1933 , стр. 415–416.
- ^ Чейзинг 1957 .
- ^ Jump up to: а б Бауэр 2014а , с. 38.
- ^ Кин 1995 , стр. 502–527.
- ^ Бауэр 2014b , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и Морфи 2008б .
- ^ Морфи 2008b , стр. 1–13.
- ^ Дхува и Йирритжа Йидаки .
- ^ Йоту-Йинди и Йидаки Крафт .
- ^ Кин 1982 , с. 620.
- ^ Кристи 2007 , с. 157, №1.
- ^ Каруана 2014 .
- ^ Гаймарани 2011 , с. 285.
- ^ Келли 2014 , с. 33.
- ^ Мортимер 2019 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2007 .
- ^ Юнупингу 2016 .
- ^ Гаймарани 2011 , стр. 286–287.
- ^ Уильямс 1986 , стр.?.
- ^ Хьюз 2000 .
- ^ Ротвелл 2008 .
- ^ Художественная галерея Нового Южного Уэльса .
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2022 .
- ^ Корпорация аборигенов Димурру .
- ^ Берндт 2005 , с. 55.
- ^ Суэйн 1993 , с. 170.
- ^ Нидхэм, Ван и Лу 1971 , с. 538.
- ^ Томсон и Петерсон 2005 , с. ?.
- ^ Уокер и Зорк 1981 , стр. 109–134.
- ^ Белый 2016 , с. 323.
- ^ Маккартни 1909 .
- ^ Гаунт 1934 , с. 3.
- ^ Баттлер 1926 , с. 4.
- ^ Райан 2019 .
- ^ Читайте 2002 г. , стр. 29–35.
- ^ Морфи 2008a , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Морфи 2008a , с. 118.
- ^ Робертс 2005 , стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б с Конор 2013 , с. 61.
- ^ Томсон 1992 , с. 21.
- ^ Томсон 1992 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б МОАД .
- ^ Кукуруза 2009 , с. 42.
- ^ Вергис 2014 .
- ^ Эванс 2016 .
- ^ Стабингтон и Данбар-Холл 1994 , стр. 243–259.
Источники
[ редактировать ]- Баттлер (13 марта 1926 г.). «На трассе» . Утренний бюллетень . № 19, 211. Квинсленд, Австралия. п. 3 . Проверено 20 октября 2020 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- Бауэр, Анастасия (2014a). «Глава 3: Культурный и социолингвистический контекст» (PDF) . Использование пространства для жестов на общем языке жестов Австралии . Уолтер Де Грюйтер. п. 38. ISBN 978-1-61451-547-0 .
- Бауэр, Анастасия (2014b). Использование пространства для жестов на общем языке жестов Австралии . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-1-614-51547-0 .
- Берндт, Рональд М. (2005) [Впервые опубликовано в 1952 году]. Джанггавул: религиозный культ аборигенов северо-восточного Арнемленда . Рутледж . ISBN 978-041533022-0 .
- Каруана, Уолли (4 августа 2014 г.). «Искусство и предмет» . АИАЦИС . Проверено 17 февраля 2020 г.
- Чейзлинг, Уилбур (1957). Юленгор: кочевники Арнемленда . АП Элькин . Эпворт Пресс . Проверено 14 февраля 2020 г. - через Trove .
- Кристи, Майкл (2007). «Экологическая общность и видовая атрибутика в религиозной символике Йолнгху» . В Лейтнере, Герхарде; Малькольм, Ян Г. (ред.). Среда обитания языков аборигенов Австралии: прошлое, настоящее и будущее . Вальтер де Грюйтер . стр. 57–78. ISBN 978-3-110-19079-3 .
- Конор, Лиз (2013). « Черный бархат» и «Пурпурное возмущение»: печатные ответы на японское «браконьерство» женщин-аборигенов» . История аборигенов . 37 : 51–76. дои : 10.22459/AH.37.2013.03 . JSTOR 24046958 .
- Кукуруза, Аарон Дэвид Сэмюэл (2009). Размышления и голоса: изучение музыки Йоту Йинди с Мандавуи Юнупингу . Издательство Сиднейского университета . ISBN 978-1-920-89934-9 .
- «Дхува и Йирритжа Йидаки» . YidakiStory.com . Проверено 29 июля 2018 г.
- Элькин, А.П. (июнь 1933 г.). «Брак и происхождение в Восточном Арнемленде». Океания . 3 (4): 412–416. дои : 10.1002/j.1834-4461.1933.tb01676.x . JSTOR 40327431 .
- Эванс, Бретт (21 февраля 2016 г.). «Как дизайн художника-аборигена Дэйва Маланджи оказался на деньгах Австралии» . Сидней Морнинг Геральд .
- Гонт, CE (6 июля 1934 г.). «Прокаженные Арнемленда и зарисовки» . Северный стандарт . № 52. Северная территория, Австралия. п. 4 . Проверено 20 октября 2020 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- Гаймарани, Джордж Паско (2011). «Введение в закон Нгарры Арнемленда» . Юридический журнал Северной территории . 1 : 283–304.
- Хьюз, Ян (ноябрь 2000 г.). «Ганма: знания коренных народов для примирения и общественных действий» . Электронные отчеты об исследованиях действий. Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года.
- Джеймс, Фелисити (5 августа 2022 г.). «Танцевальное сотрудничество Гэри Лэнга Waŋa исследует древние и современные представления о смерти» . Новости АВС . Проверено 10 августа 2022 г.
- Кин, Ян (декабрь 1982 г.). «Как некоторые мужчины-мурнгины женятся на десяти женах: супружеские последствия матрилатеральных кросскузенных структур». Мужчина . Новая серия. 17 (4): 620–642. дои : 10.2307/2802037 . JSTOR 2802037 .
- Кин, Ян (август 1995 г.). «Метафора и метаязык: «группы» на северо-востоке Арнемленда». Американский этнолог . 22 (3): 502–527. дои : 10.1525/ae.1995.22.3.02a00030 . JSTOR 645969 .
- Кин, Ян (сентябрь 2000 г.). «Связка палок: дебаты о кланах Ёлнгу». Журнал Королевского антропологического института . 6 (3): 419–436. дои : 10.1111/1467-9655.00024 . JSTOR 2661083 .
- Кин, Ян (2005) [Впервые опубликовано в 1990 году]. «Экологическая общность и видовая атрибутика в религиозной символике Йолнгху» . В Уиллисе, Рой (ред.). Значение животных: значение человека в мире природы . Рутледж . стр. 80–96. ISBN 978-0-203-26481-2 .
- Келли, Дэниел (2014). «Основные источники и цели власти в Мадайине» (PDF) . Журнал права и правосудия Университета Виктории . 4 (1): 33–45. дои : 10.15209/vulj.v4i1.40 .
- Льюис, Роберт (2007). «Отголоски пыли: Глава 4: Утренняя звезда: Учебное пособие» (PDF) . АВС Образование . Из журнала Screen Education . Австралийская радиовещательная корпорация и ATOM.
- Макартни, Дж. А. (1909). «Рокхэмптон пятьдесят лет назад: воспоминания пионера; воспоминания о первых днях в Рокгемптоне и других местах» . Коллекция Рекса Нэн Кивелла . Проверено 20 октября 2020 г. - через Trove .
- Макинтош, Ян С. (2008). «Скучаю по революции! Переговоры о раскрытии информации о премакассанах (байини) на северо-востоке Арнемленда» . В Томасе, Мартин; Нил, Марго (ред.). Изучение наследия Арнемлендской экспедиции 1948 года . Австралийский национальный университет . стр. ?. ISBN 978-192166644-5 .
- Морфи, Фрэнсис (2008a). «Чье управление, для чьего блага? Ассоциация родных земель Лайнхапуи и неоассимиляционистский поворот в политике коренных народов». В Ханте, Джанет; Смит, Дайан; Гарлинг, Стефани; Сандерс, Уилл (ред.). Оспариваемое управление: культура, власть и институты коренных народов Австралии . Том. 29. Издательство Австралийского национального университета . стр. 113–151. ISBN 978-1-876-94488-9 . JSTOR j.ctt24hcb3.13 .
- Морфи, Фрэнсис (2008b). Невидимые для государства: родство и моральный порядок Ёлнгу (PDF) . Переговоры о Священном V: Управление семьей. Университет Монаша . стр. 1–13 – через ResearchGate .
- Мортимер, Лоррейн (1 октября 2019 г.). Фильмы Роджера Сэндалла и современная антропология . Издательство Университета Индианы. п. 76. ИСБН 978-025304395-5 .
- «N230: Йонгу Матха» . АИАЦИС . 26 июля 2019 г.
- Нидэм, Джозеф ; Ван, Лин ; Лу, Гвей-джен (1971). Физика и физические технологии: гражданское строительство и мореплавание . Наука и цивилизация в Китае . Том. 4. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-07060-0 .
- Прочтите, Питер (2002). «Примирение, травма и родное рождение» (PDF) . Гуманитарные исследования . 9 (1): 29–35.
- Робертс, Тони (2005). Пограничное правосудие: история страны Персидского залива до 1900 года . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-24083-6 .
- Ротвелл, Николас (8 мая 2008 г.). «Эволюция в священной традиции» . Галереи Аннандейла . Проверено 19 января 2020 г.
- Райан, Линдалл (2019). «Резня на колониальной границе в Австралии, 1788-1930: резня в Мирки» . Университет Ньюкасла, Центр гуманитарных наук XXI века . Проверено 21 октября 2020 г.
- Шарп, Р. Лористон (1939). «Обзор: У. Ллойд Уорнер, Черная цивилизация: социальное исследование австралийского племени» . Американский антрополог . 41 (1): 150–152. дои : 10.1525/aa.1939.41.1.02a00250 .
- Стабингтон, Джилл; Данбар-Холл, Питер (октябрь 1994 г.). «Договор» Йоту Йинди: Ганма в музыке». Популярная музыка . 13 (3): 243–259. дои : 10.1017/s0261143000007182 . JSTOR 852915 . S2CID 153678918 .
- Суэйн, Тони (1993). Место для чужаков: к истории бытия австралийских аборигенов . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-44691-4 .
- Томсон, Дональд (1992). Малвейни, Джон (ред.). «Береговой патруль и отряд специальной разведки 1941-43» (PDF) . История аборигенов . 16 (1): 1–57.
- Томсон, Дональд ; Петерсон, Николас (2005). Дональд Томсон в Арнемленде . Миегунья Пресс . ISBN 978-0-522-85205-9 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Вергис, Шарон (7 июня 2014 г.). «Театр танца Бангарра: история в движении» . Австралиец .
- Уокер, Алан и Зорк, Р. Дэвид (1981). «Австронезийские заимствования в Йолнгу-Матхе на северо-востоке Арнемленда». История аборигенов . 5 : 109–134.
- Уорнер, Уильям Ллойд (апрель 1930 г.). «Морфология и функции австралийского типа родства мурнгинов». Американский антрополог . 32 (2): 207–256. дои : 10.1525/aa.1930.32.2.02a00010 . JSTOR 661305 .
- Уорнер, Уильям Ллойд (апрель – июнь 1931 г.). «Морфология и функции австралийского мурнгинского типа родства (Часть II)» . Американский антрополог . 33 (2): 172–198. дои : 10.1525/aa.1931.33.2.02a00030 . JSTOR 660835 .
- «Ваяву Дхурупутджпи, (2010) Галумы Маймуру (8 августа 1951 г.)» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . Проверено 19 января 2020 г.
- Уэбб, Т. Теодор (июнь 1933 г.). «Племенная организация в восточном Арнемленде». Океания . 3 (4): 406–411. дои : 10.1002/j.1834-4461.1933.tb01675.x . JSTOR 40327430 .
- Уайт, Невилл (2016). «История станции Дониджи, северо-восток Арнемленда» (PDF) . В Петерсоне, Николас; Майерс, Фред (ред.). Эксперименты по самоопределению: истории движения за границу в Австралии . Издательство Австралийского национального университета . стр. 323–346. ISBN 978-1-925-02289-6 .
- Уильямс, Нэнси М. (1986). Йолнгу и их земля: система землевладения и борьба за ее признание . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-804-71306-1 .
- «Петиции о коре Йирркала 1963 (Cth)» . Документирование демократии . Музей австралийской демократии . Проверено 17 февраля 2020 г.
- «Культура ёлнгу» . Корпорация аборигенов Димурру . Проверено 17 февраля 2020 г.
- «Йоту-Йинди и Йидаки Ремесло» . YidakiStory.com . Проверено 29 июля 2018 г.
- Юнупингу, Галарвуй (июль 2016 г.). «Ром Ватангу: Лидер коренных народов размышляет о том, как всю жизнь следовал законам страны» . Ежемесячный . Проверено 19 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «О Ёлнгу» . Корпорация Нхулунбай. Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 29 января 2020 г.
- «Пыльное эхо» . АВС Образование . Австралийская радиовещательная корпорация. 16 мая 2017 г.
Серия из двенадцати прекрасно анимированных историй Dreamtime из Центрального Арнемленда ...
− 12 эпизодов, каждый с сопровождающим учебным пособием: Водоворот, Русалка, Бролга, Утренняя звезда, Наморродор, Проклятие, Лунный человек, Быть, Копье, Вавалаг. (или Вагалак) сестры, Летучая мышь и Бабочка и Мимис. - Двенадцать каноэ — видео (сделано совместно с жителями Рамингининга )
- Льюис, Роберт. Двенадцать каноэ: Учебное пособие (PDF) . Atom, Screen Australia, правительство Австралии. Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2009 года . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- Сальвестро, Дениз Ивонн (апрель 2016 г.). Гравюра художников йолнгу на северо-востоке Арнемленда: «Еще один способ рассказать наши истории» (докторская диссертация). Австралийский национальный университет . doi : 10.25911/5d7636021d35c – через открытое исследование. PDF
- «Культура ёлнгу» . Корпорация аборигенов Димурру.