Контакты Макасана с Австралией
Люди Макассар из региона Сулавеси в Индонезии начали посещать побережье Северной Австралии где-то примерно в середине 18 века, сначала в регионе Кимберли , а несколько десятилетий спустя в Арнемленде . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это были люди, которые собирали и обрабатывали трепанга (также известного как морской огурец ), морского беспозвоночного, ценимого за его кулинарную ценность в целом и за его предполагаемые лечебные свойства на китайских рынках. Термин Макассан (или Макассан) обычно применяется ко всем трепангерам , прибывшим в Австралию.
Ловля и обработка трепанга
[ редактировать ]Это существо и пищевой продукт широко известны на английском языке как морской огурец, bêche-de-mer на французском языке , gamat на малайском языке , а на макасарском языке есть 12 терминов, охватывающих 16 различных видов. [ 4 ] [ 5 ] Один из макассарских терминов, трепанг, тарипан , вошел в языки аборигенов полуострова Кобург как тарриба в Маррку , как джаррипанг в Маунге или иначе как дарриба. [ 6 ]
Трепанги живут на морском дне и обнажаются во время отлива. Рыбалка традиционно велась вручную, копьем, нырянием или дноуглубительными работами. Улов помещали в кипящую воду, а затем сушили и коптили, чтобы трепанг сохранился до возвращения в Макассар и на другие рынки Юго-Восточной Азии. Трепанг до сих пор ценится китайскими общинами за его желеобразную текстуру, улучшающие вкус свойства, а также как стимулятор и афродизиак . [ 7 ] Мэтью Флиндерс сделал запись того, как обрабатывался трепанг, когда он встретил Побассо , командующего флотом Макассана, в феврале 1803 года. [ 8 ]
Путешествие в Мареге и Каю-Джаву
[ редактировать ]Трепанговый флот начал посещать северные побережья Австралии из Макассара на юге Сулавеси , Индонезия, по крайней мере, с 1720 года, а возможно, и раньше. Классическое исследование индустрии трепангов Макасана, проведенное Кэмпбеллом Макнайтом, предполагает, что эта отрасль возникла примерно в 1720 году, а самое раннее зарегистрированное путешествие трепангов было совершено в 1751 году. [ 9 ] Но Регина Гантер из Университета Гриффита отмечает, что историк из Сулавеси предполагает дату начала развития отрасли примерно в 1640 году. [ 10 ] Гантер также отмечает, что для некоторых антропологов обширное влияние индустрии трепангов на народ йолнгу предполагает более длительный период контактов. Арнемленда Наскальные изображения аборигенов , зафиксированные археологами в 2008 году, по-видимому, служат еще одним свидетельством контактов с Макассаном в середине 1600-х годов. [ нужна ссылка ] Основываясь на радиоуглеродном датировании очевидных рисунков прау (лодок) в наскальных рисунках аборигенов, некоторые ученые предполагают, что контакт датируется еще 1500-ми годами. [ 11 ]
В разгар индустрии трепангов Макассан простирался на тысячи километров вдоль северного побережья Австралии, прибывая каждый декабрь с северо-западным муссоном. Макассан пераху или праус мог вместить экипаж из тридцати человек, и Макнайт оценил общее количество трепангеров, прибывающих каждый год, примерно в тысячу. [ 12 ] Экипажи Макасана обосновались в различных полупостоянных местах на побережье, чтобы отварить и высушить трепанг перед возвращением домой, четыре месяца спустя, для продажи своего груза китайским купцам. [ 13 ] Маредж было макасским названием земли Арнем (что означает «Дикая страна»), от полуострова Кобург до Грут-Эйландта в заливе Карпентария . Каю-Джава — название рыболовных угодий в районе Кимберли в Западной Австралии , от залива Нейпир-Брум до мыса Левек . Другие важные районы рыболовства включали Западное Папуа , Сумбаву , Тимор и Селаяр . [ 7 ]
Мэтью Флиндерс во время своего кругосветного плавания по Австралии в 1803 году встретил флот макасанских трепангов недалеко от современного Нхулунбай . Он долго общался с макасским капитаном Побассо через своего повара, который также был малайцем, и из этой встречи узнал о масштабах торговли. [ 8 ] Гантер пишет, что там было не более «1000 макассанцев» по сравнению с почти «7000 британцами, расположенными в Сиднейской бухте и Ньюкасле». [ 14 ] В том же году французский исследователь Николас Боден также встретил двадцать шесть крупных пераху у северного побережья Западной Австралии. [ 15 ]
Британские поселения Форт Дандас и Форт Веллингтон были основаны в результате контакта Филиппа Паркера Кинга с макассанскими трепангерами в 1821 году. [ 14 ]
Даенг Рангка , последний макасский трепангер, посетивший Австралию, дожил до двадцатого века, и история его путешествий хорошо документирована. Впервые он совершил путешествие в северную Австралию в молодости. Он потерпел срыв мачты и несколько кораблекрушений, и в целом у него были положительные, но иногда противоречивые отношения с коренными австралийцами. Он был первым трепангером, заплатившим правительству Южной Австралии (в то время юрисдикции, управлявшей Северной территорией ) за лицензию на трепанацию в 1883 году, что сделало торговлю менее жизнеспособной. [ 16 ] К концу XIX века торговля продолжала сокращаться из-за введения таможенных пошлин и лицензионных сборов и, вероятно, усугублялась чрезмерным выловом рыбы. [ 7 ] Рангка командовал последней макассарской лодкой , вышедшей из Арнемленда в 1907 году.
Вещественные доказательства контакта с Макассаном
[ редактировать ]Существуют важные свидетельства контактов с рыбаками Макасана в примерах наскальных рисунков коренных народов Австралии и росписи коры северной Австралии, при этом пераху из Макасана. характерной чертой является [ 17 ] [ 18 ]
Северная территория
[ редактировать ]Археологические остатки перерабатывающих заводов Макассара 18 и 19 веков до сих пор находятся в Порт-Эссингтоне , заливе Ануру и Грут-Эйландте , а также насаждения тамариндовых деревьев , завезенных Макасаном. Макнайт и другие отмечают, что в ходе раскопок и освоения этих территорий были обнаружены куски металла, разбитая керамика и стекло, монеты, рыболовные крючки и сломанные глиняные трубы, связанные с этой торговлей. [ 19 ] Макнайт отмечает, что большая часть найденного керамического материала датируется девятнадцатым веком. [ а ]
В январе 2012 года источники интернет-новостей и австралийская пресса широко сообщили, что поворотный пистолет, найденный двумя годами ранее на пляже Данди недалеко от Дарвина, был португальского происхождения. [ 21 ] Однако первоначальный анализ, проведенный Музеем и художественной галереей Северной территории в 2012 году, показал, что он имеет юго-восточное азиатское происхождение. [ 22 ] вероятно, из Макассара. По химическому составу, стилю и форме нет ничего, что могло бы сравниться с португальскими поворотными ружьями с казнозарядом. [ 23 ] В коллекциях музея хранятся семь ружей производства Юго-Восточной Азии. [ 24 ] Еще одно вертлюжное ружье производства Юго-Восточной Азии, найденное в Дарвине в 1908 году, хранится в Южно-Австралийском музее и, возможно, также имеет макассанское происхождение. [ 25 ]
в Каменные композиции Вуррвуррвуй Йирркала , внесенные в список памятников наследия, изображают аспекты трепанации Макасана, включая детали внутренней структуры сосудов. [ 26 ]
Западная Австралия
[ редактировать ]две бронзовые пушки , были найдены В 1916 году на небольшом острове в заливе Нейпир-Брум, на северном побережье Западной Австралии . Ученые Западно-Австралийского музея во Фримантле провели детальный анализ и установили, что это оружие представляет собой поворотные ружья и почти наверняка макасского , а не европейского происхождения конца XVIII века. [ 27 ] Отчет Флиндерса подтверждает, что макасанцы, которых он встретил, были лично вооружены, а их пераха были вооружены небольшими пушками. [ 8 ]
В 2021 году археологические раскопки пройдут на острове Нииваларра (остров сэра Грэма Мура) у побережья Кимберли, впервые с тех пор, как Ян Кроуфорд проводил свои исследования в 1960-х годах. Археологам помогают некоторые из традиционных владельцев острова, народ Квини . Свидетельства существования керамики и других артефактов, полученные в результате новых раскопок, дополняются устными историями народа квини, что дает свидетельства о присутствии на острове макасских рыбаков и торговцев. Ряд очагов является свидетельством того, что трепанг готовили на пляже в больших железных горшках, причем активность особенно возросла около 1800 года. [ 28 ]
Индонезия
[ редактировать ]Существуют письменные и устные свидетельства о переселении аборигенов на остров вместе с азиатскими рыбаками, некоторые из которых датируются 1600-ми годами. В начале 2023 года были обнаружены фотографии австралийских аборигенов, сделанные в Макассаре в 1870-х годах. йолнгу Старейшины опознали героев фотографий как людей йолнгу из района Арнемленда. Это открытие вызвало международный поиск потомков этих людей в надежде провести тестирование ДНК, чтобы пролить больше света на миграцию из северной Австралии в Юго-Восточную Азию . [ 29 ]
Влияние на коренное население Австралии
[ редактировать ]Контакты Макассара с аборигенами оказали значительное влияние на культуру последних, и, вероятно, существовали также межкультурные влияния. Гантер пишет: «Культурный отпечаток этого контакта на народе йолнгу повсюду: в их языке, в их искусстве, в их историях, в их кухне». [ 14 ] По словам антрополога Джона Брэдли из Университета Монаша , контакт между двумя группами оказался успешным: «Они торговали вместе. Это было справедливо – не было никаких расовых осуждений, никакой расовой политики». [ 11 ] Даже в начале XXI века общая история двух народов по-прежнему отмечается общинами аборигенов северной Австралии как период взаимного доверия и уважения. [ 11 ]
Однако антрополог Ян Макинтош предположил, что первоначальные последствия контакта с рыбаками Макасана привели к «беспорядку». [ 30 ] при этом следует отметить степень исламского влияния. [ 31 ] В другой статье Макинтош говорит: «Раздоры, бедность и господство… являются ранее незарегистрированным наследием контактов между аборигенами и индонезийцами». [ 32 ] Он также утверждает, что макасанцев, похоже, поначалу приветствовали; однако отношения ухудшились, когда «аборигены начали чувствовать, что их эксплуатируют… что привело к насилию с обеих сторон». [ 33 ] [ нужны разъяснения ]
Торговля
[ редактировать ]Исследования антропологов обнаружили традиции, указывающие на то, что макасанцы вели переговоры с местными жителями австралийского континента о праве ловить рыбу в определенных водах. Обмен также включал торговлю тканью, табаком , металлическими топорами и ножами, рисом и джином. Йолнгу с Арнемленда также торговали черепашьими панцирями, жемчугом и кипарисовой сосной, а некоторые из них работали трепангерами. [ 34 ] Хотя существует множество свидетельств мирных контактов, некоторые контакты были враждебными. Используя Даенг Рангка, описано по крайней мере одно ожесточенное столкновение с аборигенами. [ 16 ] в то время как Флиндерс записал, что Макассан посоветовал ему «остерегаться туземцев». [ 8 ]
Некоторые наскальные рисунки и рисунки на коре, похоже, подтверждают, что некоторые рабочие-аборигены охотно сопровождали макассанцев обратно на их родину в Южный Сулавеси через Арафурское море . По словам Дениз Рассел, женщины также время от времени были предметом обмена, но их взгляды и опыт не были зафиксированы. [ 35 ] После посещения Грут-Эйландта в начале 1930-х годов антрополог Дональд Томсон предположил, что традиционное изоляция женщин от чужих мужчин и использование ими переносных ширм из коры в этом регионе «могло быть результатом контакта с макассанцами». [ 36 ]
Здоровье
[ редактировать ]Часть серии о |
Ислам в Австралии |
---|
История |
|
Мечети |
Организации |
Исламские организации в Австралии |
Группы |
События |
День открытых дверей Национальной мечети |
Люди |
Оспа, возможно, была завезена в северную Австралию в 1820-х годах через контакт с Макассаном. [ 37 ] Это остается недоказанным, поскольку оспы Первого флота по всей Австралии из Сиднейской бухты. уже было зарегистрировано распространение [ 38 ] Распространенность наследственной болезни Мачадо-Джозефа в сообществе Грут-Эйландт объясняется внешним контактом. Недавние генетические исследования показали, что семьи Грут-Эйландт с MJD разделяют гаплогруппу Y-ДНК с некоторыми семьями тайваньского, индийского и японского происхождения. [ 39 ]
Экономический
[ редактировать ]Некоторые общины йолнгу на Арнемленде, похоже, перевели свою экономику с преимущественно наземной на преимущественно морскую после внедрения макассарских технологий, таких как выкопанные каноэ , которые высоко ценились. Эти мореходные лодки, в отличие от традиционных каноэ из коры йолнгу, позволяли людям ловить в океане дюгоней и морских черепах . [ 40 ] Макнайт отмечает, что и выкопанное каноэ, и копье с лопатообразным носом, найденные в Арнемленде, были основаны на макасарских прототипах. [ 37 ]
Язык
[ редактировать ]Макассанский пиджин стал лингва-франка на северном побережье не только между Макассаном и аборигенами, но и как язык торговли между различными группами аборигенов, которые были введены в более тесный контакт друг с другом благодаря культуре мореплавателей Макассар. Слова макасарского языка (родственного яванскому и малайскому ) до сих пор можно найти в разновидностях языка аборигенов северного побережья. Примеры включают рупию (деньги), джаму (работу) и баланду (белый человек). Последний был принят в язык Макассар через малайский термин orang belanda (относящийся к голландцу ). [ 41 ]
В 2012 году огромная картина Гулумбу Юнупингу под названием «Гаррурру» («Парус») была установлена в Австралийского национального университета . Центре мировой политики Хедли Булла [ 42 ] Слово гаррурру означает на языке йолнгу « парус » и происходит от макасского слова, обозначающего парусину . [ 43 ]
Религия
[ редактировать ]Опираясь на работы Яна Макинтоша (2000), Регина Гантер и Пета Стивенсон предполагают, что аспекты ислама йолнгу творчески адаптировали . Отсылки к мусульманству до сих пор сохранились в некоторых церемониях и историях о сновидениях начала 21 века. [ 44 ] [ 45 ] Стивенсон предполагает, что макасанцы, возможно, были первыми посетителями, принесшими ислам в Австралию . [ 46 ] [ нужен лучший источник ]
По словам антрополога Джона Брэдли из Университета Монаша: «Если вы отправитесь на северо-восток Арнемленда, вы увидите [следы ислама] в песне, в живописи, в танце, в погребальных ритуалах. Совершенно очевидно, что есть заимствованные элементы. При лингвистическом анализе вы также слышите гимны Аллаху или, по крайней мере, некоторые молитвы Аллаху». [ б ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Хотя другие индонезийские рыбаки лишены возможности ловить рыбу на территории Арнемленда, они продолжают ловить рыбу вдоль и поперек западного побережья, в том, что сейчас является водами Австралии. Это продолжает практику, существовавшую несколько сотен лет до того, как такие территории были объявлены, и некоторые используют традиционные лодки, принадлежавшие их бабушкам и дедушкам. Нынешнее правительство Австралии считает такой промысел незаконным по своим правилам. С 1970-х годов, если рыбаков ловят власти, их лодки сжигают, а рыбаков депортируют в Индонезию. Большая часть индонезийской рыбалки в австралийских водах сейчас ведется вокруг того, что Австралия назвала « рифом Эшмор » (известного в Индонезии как Пулау Пасир ) и близлежащих островов. [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]- Паторани и падеваканг , два типа лодок, используемых Макасаном для трепангов.
- История Австралии до 1901 года
- Теория открытия Австралии португальцами
- Байджини , легендарный народ, интерпретируемый некоторыми исследователями как домакассанские посетители Арнемленда. [ 48 ]
- Остров Марчинбар , местонахождение месторождения ранних монет в Австралии.
- Яванский контакт с Австралией
Примечания
[ редактировать ]- ^ В то же время он предостерег от принятия радиоуглеродных дат из каминов по переработке трепанга. По-видимому, это дает аномальную дату: 800 лет назад. [ 20 ]
- ^ "...фигура по имени Валита'валита, которой поклоняется клан народа Йолнгу на острове Эльчо , у северного побережья Земли Арнем. Название происходит от арабской фразы ' Аллах та'ала ', что означает ' Бог, возвышенный». Валита-валита тесно связана с погребальными ритуалами, которые могут включать в себя другие исламские элементы, такие как обращение лицом на запад во время молитвы – примерно в направлении Мекки – и ритуальный простирание, напоминающее мусульманский суджуд . Если предположить, что эта фигура — Аллах, то есть «единый истинный Бог», — говорит Говард Морфи , антрополог из Австралийского национального университета. Это скорее тот случай, когда люди йолнгу приняли в свою космологию фигуру, подобную Аллаху, полагает он. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макнайт 2011 , с. 134.
- ^ Рассел 2004 .
- ^ Т. Виджиланте; и др. (2013). «Ценность биоразнообразия на отдельных островах Кимберли, Австралия» (PDF) . Западно-Австралийский музей . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Чу 2004 , с. 57.
- ^ Туво 2004 , с. 52.
- ^ Эванс 2016 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Маньес и Ферсе 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Флиндерс 1814 , стр. 229–232.
- ^ Макнайт 1976b .
- ^ Гантер 2008 , стр. 1–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс 2014 .
- ^ Макнайт 1976b , с. 29.
- ^ Стивенсон 2010 , стр. 22–66.
- ^ Перейти обратно: а б с Гантер, Р. (2005) «Переверните карту вверх дном», в Griffith Review, издание 9, 2005 г. «На севере: мифы, угрозы и чары». Университет Гриффита.
- ^ Рассел 2004 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Макнайт 1976а .
- ^ Тасон и др. 2010 .
- ^ Вудфорд, Дж. (20 сентября 2008 г.). «Наскальное искусство, которое перерисовывает нашу историю» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Макнайт 1976b , стр. 78–81.
- ^ Макнайт 1986 , с. 70.
- ^ См., например, «Находка мальчика Дарвина может переписать историю» . Австралийское географическое издание . 10 января 2012 года. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ Ла Канна, X. (31 марта 2012 г.). «В конце концов, пушке, наверное, не 500 лет» . Телеграф . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Кларк, Пол (2013). Поворотный пистолет Данди-Бич: отчет о происхождении (PDF) . Департамент искусств и музеев правительства Северной территории.
- ^ Дэви, Д. (июнь 2009 г.). «Малайские пушки» . Ежеквартальный информационный бюллетень Ассоциации коллекционеров оружия Северной территории . Том. В., нет. 2. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Джатефф, Э. (март 2011 г.). «Странность в Южной Австралии: индонезийская имитация поворотного пистолета?» (PDF) . Информационный бюллетень Австралазийского института морской археологии . Том. 30, нет. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2012 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ «Вуррвуррвуй (идентификатор места 106088)» . База данных австралийского наследия . Правительство Австралии . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Грин, Дж. Н. (2006). Оружие острова Карронад и основание оружия в Юго-Восточной Азии (PDF) (Отчет). Фримантл, Западная Австралия: Отдел морской археологии Морского музея Западной Австралии. №215. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Парк, Эрин (18 июля 2021 г.). «Новое исследование раскрывает историю торговли аборигенов с иностранными гостями до появления британских поселений» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Парк, Эрин (10 февраля 2023 г.). «Доказательство загадочной колонии аборигенов Австралии и Индонезии, найденное в итальянской библиотеке» . ABC News (Австралия) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Макинтош 1996j , стр. 65–67.
- ^ Макинтош 1996j , с. 76.
- ^ Макинтош 1996 , с. 138.
- ^ Макинтош 1997 , стр. 81–82.
- ^ Мэй, С.К., Маккиннон, Дж.Ф., Раупп, Дж.Т. (2009) Международный журнал морской археологии. «Лодки на коре: анализ картин на коре аборигенов Грут-Эйландт с изображением Макассан Прауса из экспедиции на Арнемленд 1948 года, Северная территория, Австралия». Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Рассел 2004 , с. 15.
- ^ Дональд Томсон, составлено и отредактировано Николасом Петерсоном (2003): Дональд Томсон в Арнемленде. п. 110. Miegunyah Press, Издательство Мельбурнского университета, Ltd. ISBN 978-0-522-85205-9
- ^ Перейти обратно: а б Макнайт 1986 .
- ^ Уоррен, Кристофер (2014). «Оспа в Сиднейской бухте - кто, когда, почему?». Журнал австралийских исследований . 38 (1): 68–86. дои : 10.1080/14443058.2013.849750 . S2CID 143644513 .
- ^ Мартинс, Сандра и Бин-Вен Сунг (2012). «Мутационное происхождение болезни Мачадо-Джозефа в общинах австралийских аборигенов Грут-Эйландт и Йирркала» . Архив неврологии . 69 (6): 746–751. дои : 10.1001/archneurol.2011.2504 . ПМИД 22351852 .
- ^ Гантер 2008 .
- ^ Уокер, Алан и Зорк, Р. Дэвид (1981). «Австронезийские заимствования в Йолнгу-Матхе на северо-востоке Арнемленда». История аборигенов . 5 : 109–134.
- ^ Стрик, Диана (29 марта 2012 г.). «Долгий путь художницы, чтобы увидеть свои работы на выставке» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ «Произведения искусства рисуют картину древних связей Австралии с Азией» . Колледж АНУ Азии и Тихого океана . 14 февраля 2014 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Гантер 2008 , с. 2.
- ^ Стивенсон 2010 , стр. 31–34.
- ^ Стивенсон, П. (2004). «Ислам у коренных народов Австралии: историческая реликвия или современная реальность» . Политика и культура . 2004 (4) (опубликовано 10 августа 2010 г.). Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Стейси, Н. (2007). Лодки, которые нужно сжечь, рыбная ловля Баджо в австралийской рыболовной зоне . Канберра: E-Press ANU, Австралийский национальный университет. дои : 10.22459/BB.06.2007 . ISBN 978-1-920942-95-3 .
- ^ Берндт 2004 , с. 55.
Источники
[ редактировать ]- Берндт, Рональд М .; Берндт, Кэтрин (1947). «Открытие керамики на северо-востоке Арнемленда». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 77 (2): 133–138. дои : 10.2307/2844477 . JSTOR 2844477 .
- Берндт, Рональд М. (2004) [Впервые опубликовано в 1952 году]. Джанггавул: религиозный культ аборигенов северо-восточного Арнемленда . Рутледж и Кеган Пол . ISBN 978-1-136-53864-3 .
- Чу, По-Сзе (2004). «Рыболовство, торговля и использование трепанга в Малайзии» (PDF) . В Лователли, Алессандро; Конанд, Шанталь; Перселл, Стивен; Утик, Свен; Амель, Жан-Франсуа; Мерсье, Энни (ред.). Достижения в области аквакультуры и управления трепангом . Технический документ ФАО по рыболовству. ФАО . стр. 57–68.
- Эванс, Николас (2016). «Настолько интимно? Заимствование парадигмы в Маррку и его последствия для возникновения смешанных языков» . В Микинсе, Фелисити; О'Шаннесси, Кармел (ред.). Утрата и обновление: австралийские языки со времен колонизации . Вальтер де Грюйтер . стр. 29–56. ISBN 978-1-614-51879-2 .
- Флиндерс, Мэтью (1814). Путешествие на Южную Землю в 1801-1803 годах . Лондон: Балмер. п. 230 .
- Гантер, Регина (2008). «Австралийцы-мусульмане: глубокая история контактов» (PDF) . Журнал австралийских исследований . 32 (4): 1–14. дои : 10.1080/14443050802471384 . S2CID 145583395 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2012 года.
- Макнайт, Чарльз Кэмпбелл (1976a). Использование Даенг Рангка (1845–1927) . Австралийский биографический словарь . Том. 6. Издательство Мельбурнского университета .
- Макнайт, Чарльз Кэмпбелл (1976b). Путешествие в Маредж. Макассанские трепангеры в северной Австралии . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-84088-9 .
- Макнайт, Чарльз Кэмпбелл (апрель 1986 г.). «Макассане и прошлое аборигенов». Археология в Океании . 21 (1): 69–75. дои : 10.1002/j.1834-4453.1986.tb00126.x . JSTOR 40386713 .
- Макнайт, Чарльз Кэмпбелл (2011). «Взгляд из Мареджа: австралийские знания о Макассаре и влияние трепаниндустрии на протяжении двух столетий» . История аборигенов . 35 : 121–143. дои : 10.22459/AH.35.2011.06 . JSTOR 24046930 .
- Маньес, Кэтлин Швердтнер; Ферзе, Себастьян, Калифорния (29 июня 2010 г.). «История рыболовства и торговли Макасан Трепанг» . ПЛОС ОДИН . 5 (6): e11346. Бибкод : 2010PLoSO...511346S . дои : 10.1371/journal.pone.0011346 . ПМК 2894049 . ПМИД 20613871 .
- Макинтош, Ян (1996). «Аллах и дух мертвых: скрытое наследие доколониальных контактов индонезийцев и аборигенов на северо-востоке Арнемленда» (PDF) . Австралийский фольклор . 11 : 131–138. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2011 года.
- Макинтош, Ян (июнь 1996j). «Ислам и аборигены Австралии? Взгляд с северо-востока Арнемленда» . Журнал истории религии . 20 (1): 53–77. дои : 10.1111/j.1467-9809.1996.tb00692.x . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- Макинтош, Ян (1997). «Наследие Бирриниджи: аборигены, макасанцы и горнодобывающая промышленность на северо-востоке Арнемленда» . История аборигенов . 21 (опубликовано в июне 1999 г.): 70–89. дои : 10.22459/AH.21.2011 .
- Малвейни, диджей (1969). Предыстория Австралии . Лондон: Темза и Гудзон.
- Роджерс, Джанак (24 июня 2014 г.). «Когда ислам пришел в Австралию» . Новости Би-би-си . Проверено 25 июня 2014 г.
- Рассел, Дениз (22 марта 2004 г.). «Взаимодействие аборигенов и макасанцев в восемнадцатом и девятнадцатом веках в северной Австралии и современные претензии на права на море» (PDF) . Исследования австралийских аборигенов . 2004 (1). Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива: 3–17. ISSN 0729-4352 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- Стивенсон, П. (2010). Исламские мечты: коренные мусульмане в Австралии . Сидней: Издательство Университета Нового Южного Уэльса. ISBN 978-1-74223-247-8 .
- Тасон, Пол СК; Мэй, Салли К.; Фэллон, Стюарт Дж.; Трэверс, Мэг; Уэсли, Дэрил; Ламилами, Рональд (декабрь 2010 г.). «Минимальный возраст для ранних изображений праусов Юго-Восточной Азии в наскальных рисунках Арнемленда, Северная территория» . Австралийская археология . 71 (71): 1–10. дои : 10.1080/03122417.2010.11689379 . hdl : 10072/36684 . ISSN 0312-2417 . S2CID 54182146 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 28 марта 2016 г.
- Туво, Амбо (2004). «Состояние рыболовства и выращивания трепанга в Индонезии» (PDF) . В Лователли, Алессандро; Конанд, Шанталь; Перселл, Стивен; Утик, Свен; Амель, Жан-Франсуа; Мерсье, Энни (ред.). Достижения в области аквакультуры и управления трепангом . Технический документ ФАО по рыболовству. ФАО . стр. 49–55.