Аль-Хаджадж ибн Юсуф
Аль-Хаджадж ибн Юсуф | |
---|---|
![]() Печать аль-Хаджаджа ибн Юсуфа | |
Омейядский губернатор Хиджаза | |
В офисе 692–694 | |
Монарх | Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) |
Предшественник | Тарик ибн Амр |
Преемник | Яхья ибн аль-Хакам |
Омейядский губернатор Ирака | |
В офисе 694–714 | |
Монархи | Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) Аль-Валид I ( годы правления 705–715 ) |
Предшественник | Бишр ибн Марван |
Преемник | Язид ибн Аби Кабша аль-Саксаки |
Личные данные | |
Рожденный | в. 661 г. н. э. Таиф , Хиджаз , Омейядский халифат |
Умер | в. 714 (53 года) Васит , Ирак , Халифат Омейядов |
Супруги |
|
Отношения | Мухаммад ибн Юсуф аль-Сакафи (брат) |
Дети |
|
Родители) | Юсуф ибн аль-Хакам аль-Сакафи (отец) Аль-Фариа бинт Хаммам ибн Урва аль-Сакафи (мать) |
Племя | Бану Такиф |
Абу Мухаммад аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн аль-Хакам ибн Аби Акиль аль-Сакафи ( арабский : Абу Мухаммад аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн аль-Хукм ибн Аби Акил аль-Сакафи , латинизированный : Абу Мухаммад аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн Хакам ; Акил Сакафи аль ибн - аль - Аби romanized: al-Ḥajjāj ibn Yūsuf), was the most notable governor who served the Халифат . Он начал свою службу под руководством халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 халифа ), который последовательно повысил его до главы шурты (отборных войск), губернатора Хиджаза ( Западная Аравия) в 692–694 годах и практического наместника. единой иракской провинции и восточных частей Халифата в Аль-Хаджадж сохранял последний пост при сыне и преемнике Абд аль-Малика аль-Валиде I ( годы правления 705–715 ), на принятие решений которого сильно повлиял аль-Хаджадж, до своей смерти в 714 году.
Будучи губернатором Ирака и востока, аль-Хаджадж провел ключевые реформы. Среди них была чеканка серебряных дирхемов со строго мусульманскими религиозными формулами вместо традиционного доисламского сасанидского дизайна монет; изменение языка дивана ( налоговых регистров) Ирака с персидского на арабский; и введение единой версии Корана . производство и увеличить налоговые поступления, аль-Хаджадж изгнал обращенных мусульман неарабского происхождения из городов-гарнизонов Куфы Чтобы оживить сельскохозяйственное и Басры в их родные деревни и взимал с них джизью (подушный налог), номинально предназначенный для подданных-немусульман. и курировал крупномасштабные проекты рытья каналов. В 701 году аль-Хаджадж с подкреплением из Сирии подавил массовое восстание, возглавляемое куфанским арабским дворянином Ибн аль-Ашасом, чьи ряды охватывали арабские войска, новообращенных мусульман и религиозную элиту Ирака. Следовательно, аль-Хаджадж еще больше усилил контроль над провинцией, основав город Васит для размещения лояльных сирийских войск, на которые он впоследствии полагался для обеспечения соблюдения своего правления.
Аль-Хаджадж был весьма способным, но безжалостным государственным деятелем, строгим по характеру, суровым и требовательным хозяином. Вызвавший всеобщее опасение среди современников, он стал глубоко противоречивой фигурой и объектом глубоко укоренившейся вражды среди более поздних проаббасидских писателей , которые приписывали ему преследования и массовые казни.
Родословная
[ редактировать ]Аль-Хаджадж родился ок. 661 г. в городе Таиф в Хиджазе (западная Аравия , где Мекка и Медина ). расположены [ 1 ] Он принадлежал к семье Абу Акиля. [ 2 ] назван в честь прадеда аль-Хаджаджа по отцовской линии. [ 3 ] Семья принадлежала к ветви Бану Ауф племени Сакиф . [ 2 ] Члены Сакифа достигли высоких военных и административных званий в зарождающемся Халифате и играли важные командные и экономические роли во время и после первых мусульманских завоеваний , особенно в Ираке . [ 4 ] Политическое влияние племени продолжало расти с приходом халифата Омейядов в 661 году. [ 2 ] Родословная Аль-Хаджаджа не была особенно выдающейся: семья Абу Акила была бедной, и ее члены работали камненосцами и строителями. Его мать, аль-Фариа, была замужем и развелась с аль-Мугирой ибн Шу'бой , членом Сакифа, который был назначен губернатором Куфы первым халифом Омейядов Муавией I ( годы правления 661–680) . ). [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]В детстве аль-Хаджадж получил прозвище Кулайб («собачка»), которым его позже насмешливо называли. [ 5 ] Его ранняя жизнь малоизвестна, за исключением того, что он был школьным учителем в своем родном городе (еще один источник насмешек для его врагов), где он учил своих учеников переписывать и декламировать Коран . [ 6 ] Его отец Юсуф ибн аль-Хакам и старший брат Мухаммед также были учителями в Таифе. [ 6 ]
После короткого, неопределенного периода времени аль-Хаджадж и его отец оставили свою преподавательскую работу и пошли на военную службу при халифе Язиде I ( годы правления 680–683 ), который сталкивался с растущим сопротивлением своему правлению в Хиджазе. [ 7 ] Он участвовал во Второй мусульманской гражданской войне , сражаясь в битвах при аль-Харре (682 г.) и при ар-Рабаде (684 г.) — оба недалеко от Медины — но без каких-либо различий. [ 5 ] При аль-Харре, где посланная Язидом сирийская армия разгромила местных защитников Медины, отказавшихся от власти халифа, аль-Хаджадж сражался в составе бригады Хубайша ибн Дульджи аль-Кайни . Во время этого боя он покинул поле боя. [ 8 ] (Книге песен) X века Согласно стихам, собранным в «Китаб аль-агани» , аль-Хаджадж признавал: «Я обратился в бегство... но позже я исправил свою ошибку, возобновив нападение. полет только один раз». [ 8 ] Он и его отец были одними из немногих, кто выжил в битве при ар-Рабаде, где Хубайш, командир экспедиции, был убит в боях с войсками, лояльными находившемуся в Мекке антиомейядскому халифу Абдаллаху ибн аз-Зубайру . [ 9 ] Первый государственный пост Аль-Хаджаджа - губернатора Табалы в регионе Тихама в 240 километрах (150 миль) к югу от Таифа - не был ничем примечательным. [ 5 ] Аль-Хаджадж отказался от этого поста, посчитав его ниже своих амбиций. [ 10 ] Позже на основе этого анекдота возникла арабская пословица: ахван ала аль-Хаджадж мин Табала («столь же незначительна, как Стол для аль-Хаджаджа»). [ 10 ]
Вскоре после того, как Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) присоединился к халифату, аль-Хаджадж покинул родной город и отправился в столицу Омейядов Дамаск , где вошел в шурту (отборные войска) халифа. [ 5 ] Однако, согласно другому сообщению Ибн Кутайбы (ум. 889), аль-Хаджадж начал свою карьеру в шурте Абана ибн Марвана , сводного брата Абд аль-Малика и бывшего губернатора Палестины . [ 11 ] [ 12 ] Командир шурты , главный советник халифа Раух ибн Зинба аль-Джудхами , был впечатлен военными способностями и мышлением аль-Хаджаджа. [ 13 ] По рекомендации Равха Абд аль-Малик назначил аль-Хаджаджа для усиления власти халифа над большой армией, которую он мобилизовал для экспедиции против зубайридского правителя Ирака, брата Ибн аз-Зубайра Мусаба , в 689/90 году. [ 14 ] Халиф был удовлетворен быстротой и эффективностью, с которой аль-Хаджадж восстановил дисциплину во время мятежа войск. [ 5 ] Во время осады Абд аль-Маликом мятежного вождя племен Кайсов Джазиры Зуфара ( Верхняя Месопотамия ) ибн аль-Хариса аль-Килаби , в аль-Карикисию летом 691 года аль-Хаджадж был послан в качестве эмиссара халиф вместе с богословом Раджей ибн Хайвой заключил мир с Зуфаром. [ 15 ]
В результате успеха в подавлении мятежных войск халифа Абд аль-Малик поручил аль-Хаджаджу командовать арьергардом армии. [ 5 ] Он совершил дальнейшие подвиги, так что после поражения Мусаба в битве при Маскине Абд аль-Малик поручил ему подчинить себе Ибн аз-Зубайра в Мекке. [ 5 ] В конце 691 года он выступил из Куфы во главе 2000 сирийского войска. [ 5 ] Захватив Таиф без сопротивления, он остановился там, поскольку Абд аль-Малик поручил ему попытаться обеспечить капитуляцию Ибн аз-Зубайра дипломатическими средствами, если это возможно, и избежать пролития крови в Мекке. [ 5 ] Ибн аз-Зубайр отверг предложения Омейядов, и аль-Хаджадж, получив подкрепление и разрешение халифа, двинулся для нападения на Мекку . [ 5 ] Войска Омейядов обстреливали город катапультами с горы Абу-Кубайс , не прекращаясь даже во время паломничества в хадж ; Кааба также подверглась нападению, несмотря на присутствие собравшихся паломников. Когда внезапно разразилась гроза, которую его солдаты истолковали как божественный гнев, он смог сплотить их и убедить, что на самом деле это был знак победы. Наконец, в октябре 692 года, после семи месяцев осады и бегства нескольких тысяч его сторонников, включая двух его сыновей, Ибн аз-Зубайр был убит вместе со своими последними оставшимися верными последователями, сражавшимися вокруг Каабы. [ 5 ]
В награду Абд аль-Малик передал аль-Хаджаджу пост губернатора Хиджаза, Йемена и аль-Ямамы (центральная Аравия). В качестве губернатора аль-Хаджадж лично возглавил хадж в 73 и 74 годах хиджры (693 и 694 годы н.э.) и восстановил Каабу в первоначальной форме и размерах, отвергнув изменения, внесенные Ибн аз-Зубайром после первая осада Омейядов в 683 году. Аль-Хаджадж смог восстановить мир в Хиджазе, но его суровость вызывала частое личное вмешательство халифа. [ 5 ]
Вице-король Ирака и Востока
[ редактировать ]
В начале 694 года Абд аль-Малик послал аль-Хаджаджа управлять Ираком. [ 5 ] Это предполагало объединение губернаторств Куфы и Басры , чего не делалось со времен Зияда ибн Аби Суфьяна двадцатью годами ранее. Халиф ранее назначил своего брата Бишра ибн Марвана губернатором Куфы, но этот «эксперимент по семейному правлению» ( Хью Н. Кеннеди ) не увенчался успехом, и когда он умер в начале 694 года, аль-Хаджадж, чьи способности и преданность были был полностью продемонстрирован, был назначен на решающую должность. [ 5 ] [ 16 ] Губернаторство Ирака действительно было «самой важной и ответственной административной должностью Исламского государства» (А. Дитрих), [ 5 ] поскольку он включал не только собственно Ирак, но также включал земли, завоеванные войсками двух «гарнизонных городов» ( амсара ) Куфы и Басры, то есть Персии , Хорасана и других восточных провинций Халифата. Таким образом, губернатор Ирака отвечал за огромную суперпровинцию или вице-королевство, простирающуюся от Месопотамии до все еще расширяющихся границ в Центральной Азии и Индийском субконтиненте , охватывающую половину территории Халифата и приносящую более половины его доходов. [ 17 ] Кроме того, этот пост имел особую политическую чувствительность из-за долгой истории хариджизма и политического инакомыслия в Ираке, особенно в Куфе. Это недовольство было вызвано различными племенными, экономическими и политическими факторами. Население Куфы состояло из представителей почти всех арабских племен, а также многих из тех, кто нежелателен в других местах, например, побежденных в войнах Ридда . Хотя он доминировал на плодородных землях Савада , многие из них были переданы Омейядами принцам династии , в то время как среднему куфану давали землю в качестве стипендии за военную службу; но поскольку размер стипендии определялся ранним обращением в ислам, многие получали лишь незначительные гранты. Наконец, куфаны в значительной степени остались без трофеев завоеваний на Востоке; именно басранцы получили львиную долю, захватив гораздо более обширные и богатые территории, такие как Хорасан или Синд, в то время как куфанам остались горы Джибала и центральная Персия в качестве единственных владений их города. [ 17 ] Первоначально из компетенции Аль-Хаджаджа исключались Хорасан и Систан , которыми управлял в значительной степени неэффективный принц Омейядов Умайя ибн Абдаллах ибн Халид ибн Асид . [ 18 ] но в 697/8 г. он получил и эти две провинции, расширив свою власть на всю восточную половину Халифата. [ 5 ] [ 16 ] Он оставался на этом посту до своей смерти в 714 году, и на протяжении всего этого периода, охватывающего оставшуюся часть правления Абд аль-Малика и большую часть правления его преемника аль-Валида I ( годы правления 705–715 ), он будет «доминирующим» особенность в источниках» ( Г. Р. Хоутинг ). [ 19 ]
Отношения с халифами
[ редактировать ]Аль-Хаджадж был, по словам А. Дитриха, «самым преданным слугой, которого только могла пожелать династия», и на его лояльность Абд аль-Малик ответил ему полным доверием. [ 20 ] Отношения еще больше укрепились благодаря семейным связям: дочь аль-Хаджаджа вышла замуж за Масрура , сына аль-Валида, а дочь его брата Мухаммеда была замужем за будущим халифом Язидом II ( годы правления 720–724 ); последний назвал своего первенца в честь аль-Хаджаджа, который, в свою очередь, назвал трех своих сыновей в честь членов династии. [ 21 ] Абд аль-Малик также назвал одного из своих сыновей аль-Хаджаджем. [ 22 ] Об этой тесной связи также свидетельствуют многочисленные сохранившиеся письма, которыми обменивались аль-Хаджадж и Абд аль-Малик. [ 21 ] Отношения аль-Хаджаджа с последним сильно отличались от отношений с аль-Валидом, переписка с которым ограничивалась их официальными функциями. С другой стороны, в то время как Абд аль-Малик умел сдерживать своего чрезмерно ретивого губернатора всякий раз, когда тот «вымогал при повышении налогов, слишком либерально распоряжался государственными ресурсами или проливал больше крови, чем было необходимо» (А. Дитрих ), аль-Валид считал себя должником аль-Хаджаджа, поскольку он защищал преемственность аль-Валида против брата Абд аль-Малика Абд аль-Азиза ибн Марвана , и нового Халиф предоставил своему могущественному губернатору полную свободу действий и во многом полагался на его советы даже при назначении и увольнении чиновников. [ 23 ] Если его вмешательство в престолонаследие обеспечило ему благосклонность аль-Валида, оно также вызвало явную враждебность со стороны брата аль-Валида Сулеймана ( годы правления 715–717 ). Кроме того, Сулейман защищал дело Язида ибн аль-Мухаллаба , которого аль-Хаджадж заключил в тюрьму. Возможность воцарения Сулеймана настолько напугала аль-Хаджаджа, что он не хотел пережить аль-Валида. [ 24 ]
Восстание Ибн аль-Ашаса и его последствия
[ редактировать ]Прибыв в Куфу, аль-Хаджадж произнес вступительную проповедь в местной мечети, которая стала знаменитой и «часто приводится в качестве примера арабского красноречия» (Г. Р. Хоутинг). [ 5 ] [ 25 ] Он обнаружил, что ситуация там была беспорядком. Войска Басры и Куфы, якобы располагавшие гарнизоном в Рамхурмузе под командованием аль-Мухаллаба ибн Аби Суфры , вместо этого после смерти Биша покинули лагерь и бездействовали в городах. Чтобы восстановить дисциплину, аль-Хаджадж объявил, что любой человек, который не вернется в лагерь в течение трех дней, будет казнен, а его имущество останется открытым для разграбления. Это оказалось эффективным, но когда он пошел в войска, чтобы раздать зарплату, аль-Хаджадж столкнулся с новым мятежом под предводительством Ибн аль-Джаруда из-за сокращения заработной платы, которое войска отказались принять. [ 5 ] [ 26 ] Преодолев эти проблемы, аль-Хаджадж направил войска против хариджитов. В 696 году аль-Мухаллаб разгромил азариката , сплотившегося вокруг Катара ибн аль-Фуджи как своего антихалифа, а весной 697 года другой хариджитский лидер, Шабиб ибн Язид аш-Шайбани , потерпел поражение на реке Дуджайл в Хузистане с помощь сирийским войскам. В том же году аль-Хаджадж подавил восстание губернатора Мадаина аль-Мутаррифа ибн аль-Мугиры ибн Шу'бы, вступившего в союз с хариджитами. [ 5 ] [ 26 ]
Эти кампании искоренили хариджитское восстание, но дорого обошлись его отношениям с иракцами: кампании против хариджитов были крайне непопулярны, а такие меры, как сокращение заработной платы, по словам Кеннеди, «[похоже] почти подстрекали иракцев. в бунт, как бы ища предлога, чтобы их сломить». [ 27 ] Взрыв произошел в 699 году: когда ему были пожалованы посты губернаторов Хорасана и Систана, аль-Хаджадж передал их аль-Мухаллабу, но в Систане ситуация была гораздо более нестабильной, и страну пришлось по существу отвоевывать. Армия под командованием местного губернатора Убайд Аллаха ибн Аби Бакра потерпела тяжелое поражение от правителя королевства Забулистан , известного как Зунбиль , и теперь аль-Хаджадж приказал Абд ар-Рахману ибн Мухаммаду ибн аль-Ашасу , самый выдающийся представитель куфанской аристократии ( ашраф ), возглавивший армию против Зунбиля. Эта армия была набрана из куфанской армии, и великолепие ее снаряжения или, возможно, «гордые и надменные манеры куфанских солдат и ашрафов , составлявших ее» (Хоутинг) были таковы, что в истории она стала известна как «Павлинья армия». Армия». Эта экспедиция ознаменовала начало восстания, которое едва не уничтожило власть не только аль-Хаджаджа, но и Омейядов в Ираке. [ 27 ] [ 5 ] [ 28 ]
Ибн аль-Ашас повел свою армию к Систану и, как пишет Дитрих, «сначала проводил свою кампанию тщательно и в соответствии с приказами; он усмирял каждую территорию по мере ее завоевания, обеспечивал снабжение и постепенно приучал свои войска к различным условиям». климатические условия». Аль-Хаджадж, однако, отправлял своему командиру письмо за письмом, требуя немедленного нападения на Зунбиля. Тон этих писем был чрезвычайно оскорбительным, и он угрожал уволить Ибн аль-Ашаса и вместо этого назначить командовать экспедицией своего брата Исхака. Резкий тон и необоснованные требования Аль-Хаджаджа, а также очевидное нежелание армии продолжать столь затяжную и тяжелую кампанию вдали от своих домов спровоцировали массовый мятеж, возглавляемый Ибн аль-Ашасом. [ 29 ] [ 30 ] Повстанческая армия двинулась обратно в Ирак, и в процессе ее численность превысила 100 000 человек, поскольку к ним присоединились другие недовольные. Из мятежа против аль-Хаджаджа, объявленного врагом Бога и фараоном последних дней, оно превратилось в полномасштабное движение против Омейядов. [ 27 ] [ 31 ]
Аль-Хаджадж пытался остановить мятежников у Тустара , но мятежники одержали победу (начало 701 г.). Аль-Хаджадж оставил Басру повстанцам, и Ибн аль-Ашас с триумфом вошел в город. Подкрепленный сирийскими войсками, аль-Хаджадж сумел одержать небольшую победу, после чего основная часть повстанческой армии покинула Басру и направилась в свой естественный оплот Куфу. Аль-Хаджадж отбил Басру и преследовал Ибн аль-Ашаса до Куфы, разбив лагерь недалеко от города. Успехи Ибн аль-Ашаса настолько встревожили двор Омейядов, что они попытались добиться урегулирования путем переговоров, хотя продолжали отправлять сирийские подкрепления в аль-Хаджадж. Абд аль-Малик предложил уволить аль-Хаджаджа, назначить Ибн аль-Ашаса губернатором одного из иракских городов и повысить зарплату иракцам, чтобы они получали такую же сумму, как и сирийцы. Ибн аль-Ашас был склонен принять, но наиболее радикальные из его последователей, особенно ученые, известные как курра , отказались, полагая, что предложенные условия раскрывают слабость правительства, и настаивали на полной победе. Две армии встретились в В битве при Дайр-эль-Джамаджиме в апреле 701 года аль-Хаджадж и его более дисциплинированные сирийцы одержали сокрушительную победу. Куфа впоследствии сдался, а аль-Хаджадж еще больше подорвал поддержку Ибн аль-Ашаса, пообещав амнистию тем, кто сдался, при условии, однако, что они признали, что их восстание было равносильно отказу от ислама; те, кто отказался, были казнены. [ 27 ] [ 31 ] Остатки повстанческой армии бежали в Басру, но вскоре были выселены сирийцами и преследовались до Хузистана и Систана. Там Ибн аль-Ашас искал убежища у Зунбиля, но был либо убит последними, либо покончил жизнь самоубийством, чтобы не быть выданным аль-Хаджаджу. Большинство его оставшихся последователей попытались добраться до Герата , но были разбиты сыном аль-Мухаллаба, Язидом ибн аль-Мухаллабом, который сдал тех, кто происходил из северных арабов ( Мударис ), но отпустил южного араба ( Ямани ). [ 27 ] [ 32 ]
Провал восстания Ибн аль-Ашаса привел к ужесточению контроля Омейядов над Ираком. В 702 году аль-Хаджадж основал город Васит , расположенный на полпути между Басрой и Куфой, куда он перенес свою резиденцию. Там он собрал все сирийские войска, присутствующие в Ираке, якобы для того, чтобы обуздать сирийцев и не допустить эксцессов за счет населения, но на самом деле его целью было изолировать сирийцев от местных жителей и укрепить их лояльность к себе. Отныне Ирак оказался под фактической сирийской оккупацией, а иракцы, независимо от социального статуса, были лишены какой-либо реальной власти в управлении регионом. [ 20 ] [ 33 ] Аль-Хаджадж стал теперь бесспорным хозяином не только Ирака, но и всего исламского Востока; только губернатор Хорасана Язид ибн аль-Мухаллаб сохранил некоторую автономию. Хотя Язид смог отказаться от нескольких вызовов Васиту, наконец, в 704 году аль-Хаджадж убедил халифа уволить его, и Язид был заключен в тюрьму. [ 20 ]
Кампании расширения
[ редактировать ]Будучи губернатором Ирака и наместником Востока, аль-Хаджадж руководил крупной волной экспансии. Он назначил своего родственника Мухаммада ибн аль-Касима аль-Сакафи возглавить завоевание Синда (северо-запад Индии), Кутайбу ибн Муслима для завоевания Трансоксианы (Средняя Азия), а Муджаа ибн Сира - в Оман . [ 20 ] Хотя сам аль-Хаджадж в эти годы не предпринимал никаких кампаний, его роль была существенной: он не только отбирал генералов, проводивших эти кампании, но и «готовил их очень тщательно, не жалея средств, так как рассчитывал, что в случае победы он многократно окупить его расходы» (А. Дитрих). [ 20 ]
Отношения между аль-Хаджаджем и Мухаммадом ибн аль-Касимом всегда вызывали серьезные споры. Во многих источниках аль-Хаджадж указан как его дядя или тесть. Согласно « Чач Нама» , старейшей хронике арабского завоевания Синда, основной причиной, по которой аль-Хаджадж приказал совершить экспедицию против правителя региона Раджи Дахира , был пиратский набег у побережья Дебала , в результате которого были захвачены дары халифа от короля Серендиба (современная Шри-Ланка), а также женщин-паломниц на борту, попавших в плен. [ 34 ] Узнав об этом, аль-Хаджадж написал письмо радже и, после того как решение было достигнуто безуспешно, начал военную атаку. Другими причинами, объясняемыми интересом аль-Хаджаджа, были закрепление плацдарма в Макране ( Белуджистан ) и Синде, защита морских интересов халифата и наказание армий Синда за участие вместе с персами в различных битвах, таких как сражения при Саласале , Кадисии и Нахаванд , а также предоставление убежища бегущим вождям повстанцев.
Внутреннее правительство и реформы
[ редактировать ]
Уже в 695 году аль-Хаджадж начал чеканить новые золотые и серебряные монеты, которые заменили византийские и сасанидские использовавшиеся до тех пор монеты. Он основал монетные дворы в Куфе, а затем в Васите и ввел строгие наказания для фальшивомонетчиков. Новые монеты содержали имя Аллаха , и поэтому первоначально против них выступали многие богословы, которые утверждали, что они также будут использоваться неверными, но они быстро добились успеха и «помогли способствовать денежному обращению и стабилизации экономических условий». (Дитрих). [ 20 ] Аль-Хаджадж также приказал перевести налоговые регистры ( диван ) на арабский язык с персидского, на котором они до сих пор велись, чтобы он мог контролировать их лично. [ 20 ]
После победы над иракцами аль-Хаджадж начал серию реформ, направленных на восстановление спокойствия и процветания в неспокойной провинции после почти двадцати лет гражданской войны и восстаний. [ 20 ] Он вложил много усилий в возрождение сельского хозяйства, особенно в Саваде, и тем самым увеличил доходы за счет хараджа (земельного налога). Он начал восстанавливать и расширять сеть каналов в нижнем Ираке. По словам историка 9-го века аль-Баладхури , он не жалел средств на ремонт насыпей, когда они прорывались, отдавал невозделываемые земли достойным арабам и принимал меры, чтобы обратить вспять отток сельского населения в города, особенно новообращенных ( мавали ). [ 20 ] По словам историка 9-го века Ибн Абд аль-Хакама , аль-Хаджадж при поддержке Абд аль-Малика был первым, кто взимал джизью ( подушный налог) с мавали , несмотря на то, что его взимание традиционно ограничивалось не -Мусульманские подданные Халифата. [ 35 ]

Единообразие Корана и грамматические реформы
[ редактировать ]В рамках своих усилий по укреплению единообразия в государстве он также пытался ввести окончательную, единую версию Корана, чтобы устранить теологические разногласия. Версия Аль-Хаджаджа, вероятно, также включала новые диакритические знаки гласных . Он объявил эту версию единственной достоверной, запретив при этом использование Ибн Масуда ( кираа букв . « чтения » ). [ 20 ] С другой стороны, ряд авторов утверждают, что трудно оценить какую-либо роль аль-Хаджаджа, хотя они утверждают, что правдоподобно широко известное сообщение, в котором он приказал грамматику и кари Насру ибн Асиму аль-Лайти ввести новые диакритические знаки гласных, и эта история не вызывает сомнений, несмотря на сильную враждебность мусульманских источников к аль-Хаджаджу. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Востоковед Артур Джеффри утверждал, что аль-Хаджадж, похоже, «сделал совершенно новую редакцию Корана», основывая свои аргументы на мусульманском источнике и двух христианских источниках. [ 39 ] Мусульманским источником является хадис в «Сунан Абу Дауд» , в котором подробно описаны одиннадцать изменений. [ 36 ] Исследователь Умар ибн Ибрагим Радван утверждает, что эти изменения можно отнести к различиям в кираате . [ 40 ] Сомневаясь в достоверности хадиса, Радван утверждает, что кодекс Усмана, халифа, которого поддерживал аль-Хаджадж, уже был запомнен тысячами мусульман и что династия Аббасидов , которая была известна полемической демонстрацией негативных аспектов правления Омейядов. , [ 41 ] [ 40 ] воспользовался бы возможностью, чтобы показать, что Омейяды исказили Коран. [ 40 ] Одним из христианских источников было письмо, по сообщению армянского священника VIII века Левонда , написанное византийским императором Львом III и адресованное халифу Умару II . [ 39 ] Джеффри отмечает, что подлинность письма оспаривается историками, в том числе Джоном Уонсбро , который отрицал, что Левонд сообщил о нем. [ 39 ] [ 38 ] Нил Робинсон утверждает, что даже если бы письмо было подлинным, деятельность аль-Хаджаджа ограничилась бы уничтожением сектантских писаний и ранних кодексов, в которых суры (главы Корана) сохранились в другом порядке. [ 37 ] Другой христианский источник — это извиняющееся письмо, приписываемое Абд аль-Масиху аль-Кинди . Датировка письма оспаривается, арабист Пауль Краус приходит к выводу, что его составление датируется началом X века. [ 42 ] Более того, другие авторы отвергли фактическую основу письма, утверждая, что это полемическое произведение. [ 36 ]
Согласно исламской исторической традиции, в ок. В 700 году аль-Хаджадж улучшил письменный арабский язык, добавив диакритические знаки к голому rasm («письму») раннего «дефектного» арабского языка, так что такие согласные, как эти пять букв ـبـ ـتـ ـثـ ـنـ ـيـ (y, n, th, t, b ) можно отличить друг от друга. Однако некоторые историки полагают, что эти языковые реформы произошли раньше в Сирии или Ираке, до прихода ислама. [ 43 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Хаджадж умер в Васите в мае или июне 714 года в возрасте 53 или 54 лет. [ 44 ] На смертном одре он назначил своего сына Абдаллаха руководителем пятничных молитв вместо него . [ 44 ] Он написал письмо аль-Валиду, в котором заключался следующее:
Когда я встречу Бога и обрету Его благосклонность, в этом будет радость моей души. Мне достаточно вечности Бога, и поэтому я не возлагаю надежды на смертных. Те, кто были до нас, вкусили смерть, и после них вкусим ее и мы.
Причиной его смерти, по мнению историка XIII века Ибн Халликана , стал рак желудка. [ 45 ] В следующем году умер и аль-Валид, и к власти пришел его брат Сулейман. Как наследник Сулейман вступил в союз со многими противниками аль-Хаджаджа, особенно с Язидом ибн аль-Мухаллабом, которого он назначил губернатором Ирака сразу после своего вступления на престол. [ 46 ] [ 47 ] Возможно, будучи убежденным такими союзниками в том, что аль-Хаджадж спровоцировал ненависть среди иракцев к Омейядам, а не способствовал их лояльности, халиф сверг назначенцев и союзников покойного наместника в провинции и во всем восточном халифате. Вероятно, это произошло из-за их связи лично с аль-Хаджаджем. [ 48 ] Среди тех, кто впал в немилость, был Мухаммад ибн аль-Касим, который был отстранен от должности губернатора Синда и казнен в Васите. [ 49 ]
По оценке историка Юлиуса Велльхаузена , аль-Хаджадж был «резким и порой жестоким, но не жестоким; он не был ни мелочным, ни фанатичным». [ 50 ] Хотя в ранних мусульманских источниках его критиковали за бомбардировку Мекки и Каабы во время осады Ибн аз-Зубайра, «другие постыдные деяния», за которые аль-Хаджадж был признан ответственным, — это «изобретения и выдумки ненависти к его враги». [ 51 ] Среди них было обвинение анонимного источника, записанное ат-Табари, о том, что аль-Хаджадж убил от 11 000 до 130 000 человек в Басре после подавления восстания Ибн аль-Ашаса, в отличие от более старых традиционных мусульманских источников, которые утверждали, что аль-Хаджадж даровал всеобщее помилование в Куфе и Басре после победы над повстанцами, отрекшимися от Ибн аль-Ашаса. [ 51 ]
Семья
[ редактировать ]Первой женой аль-Хаджаджа была Умм Абан, дочь Нумана ибн Башира аль-Ансари , помощника халифа Муавии и бывшего губернатора Куфы. [ 52 ] Прежде чем быть назначенным губернатором Ирака, он также был женат на другой дочери Нумана, Хамиде, после того, как она развелась с Равхом ибн Зинбой; аль-Хаджадж развелся с Хамидой во время его губернаторства в Ираке. [ 53 ] Во время своего губернаторства в Медине аль-Хаджадж женился на Умм аль-Джулас, дочери Абдаллаха ибн Халида ибн Асида , члена династии Омейядов . [ 54 ] Это последовало за его разводом с Умм Кульсум бинт Абдаллахом ибн Джафаром, внучатой племянницей халифа Али ( годы правления 656–661 ). [ 55 ] Хотя аль-Масуди утверждает, что аль-Хаджадж развелся с Умм Кульсум, чтобы унизить семью Абу Талиба (отца Али), сообщения, записанные в Китаб аль-Агани , а также Ибн Абд Раббихи и Ибн аль-Асиром, утверждают, что Абд аль-Асир Малик приказал аль-Хаджаджу развестись с ней и вернуть приданое после ходатайств ее отца и принца Омейядов Халида ибн Язида ибн. Муавия ; современный историк Шив Рай Чоудри утверждает, что последняя версия более достоверна. [ 56 ] Во время своего правления в Ираке аль-Хаджадж женился на Хинд, дочери аль-Мухаллаба, но, по словам историка аль-Табари , развелся с ней в 708/09 году, потому что она громко плакала от пыток своего брата Язида в тюрьме аль-Хаджаджа. . [ 53 ] Женившись на Умм Банин бинт аль-Мугира ибн Абд ар-Рахман, правнучке аль-Хариса ибн Хишама , аль-Хаджадж стал одним из немногих некурайшитов, вступивших в брак с аристократическим Бану Махзум кланом ; двое его сыновей также женились на членах клана. [ 57 ]
По словам историка Ибн Хазма (ум. 1064), у аль-Хаджаджа было четыре сына: его старший Мухаммед, Абд аль-Малик, Абан и Сулейман (или аль-Валид). [ 58 ] [ 22 ] Последние три были названы в честь членов династии Омейядов. [ 22 ] Ат-Табари упоминает сына по имени Абдаллах. [ 44 ] Мухаммед умер при жизни аль-Хаджаджа, и было зарегистрировано, что его потомки жили в Дамаске еще в 9 веке. У Абд аль-Малика также были зарегистрированы потомки, жившие в 9 веке в Басре, в то время как Абан и Сулейман (или аль-Валид) умерли, не оставив потомства. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дитрих 1971 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с Белудж 1953 , с. 243.
- ^ Габриэли 1965 , стр. 282.
- ^ Вкусно 2000 , с. 432.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Дитрих 1971 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Чоудри 1972 , с. 4.
- ^ Чоудри 1972 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Чоудри 1972 , с. 9.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 953.
- ^ Jump up to: а б Oseni 1982 , p. 129.
- ^ Кроун 1980 , с. 124.
- ^ Чоудри 1972 , с. 12.
- ^ Чоудри 1972 , стр. 12–13.
- ^ Чоудри 1972 , стр. 13–14.
- ^ Диксон 1971 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , стр. 57–67.
- ^ Кеннеди 2007 , стр. 241–242.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дитрих 1971 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Дитрих 1971 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с д Чоудри 1972 , с. 155.
- ^ Дитрих 1971 , стр. 41, 42.
- ^ Дитрих 1971 , с. 42.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Кроун 1993 , с. 357.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004 , с. 101.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 67.
- ^ Дитрих 1971 , стр. 40–41.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 67–68.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , стр. 101-1. 68–69.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 69.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 102.
- ^ Мирза Каличбег Фредунбег: Чачнама, древняя история Синда, начиная с индуистского периода до арабского завоевания. Commissioners Press 1900, Раздел 18 [1]. Архивировано 19 октября 2017 года в Wayback Machine.
- ^ Кроун 1994 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Бистон, Джонстон и Серджант, 1983 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Робинсон 1996 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Уонсбро 1978 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Джеффри 1952 , стр. 99–120.
- ^ Jump up to: а б с Радван 1992 , с. 430.
- ^ Маколифф 2006 , с. 166.
- ^ Херд 1986 , с. 120.
- ^ Доннер 2008 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Хиндс 1990 , с. 216.
- ^ Слейн 1842 , с. 362.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 92.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 257–258.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 260.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 258.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 256.
- ^ Чоудри 1972 , стр. 51, 152.
- ^ Jump up to: а б Чоудри 1972 , с. 152.
- ^ Чоудри 1972 , стр. 34, 151–152.
- ^ Чоудри 1972 .
- ^ Чоудри 1972 , стр. 33–34.
- ^ Хиндс 1991 , с. 139.
- ^ Белудж 1953 , с. 249.
Библиография
[ редактировать ]- Белудж, Наби Бахш (октябрь 1953 г.). «Мухаммед ибн аль-Касим: исследование его семьи и личности». Исламская культура : 242–271.
- Бистон; Джонстон; Сержант (1983). Г. Р. Смит (ред.). Арабская литература до конца периода Омейядов . Издательство Кембриджского университета.
- Бистерфельдт, Хинрих; Гюнтер, Себастьян (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Чоудри, Шив Рай (1972). Аль-Хаджадж ибн Юсуф (Исследование его произведений и личности) (Диссертация). Университет Дели .
- Доннер, Фред М. (2008). «Коран в недавних исследованиях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Коран в его историческом контексте . Рутледж.
- Габриэли, Франческо (сентябрь – декабрь 1965 г.). «Мухаммад ибн Касим ат-Сакафи и арабское завоевание Синда». Восток и Запад . 15 (3): 281–295. JSTOR 29754928 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кроун, П. (1993). «аль-Мухаллаб б. Аби Суфра» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 357. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Уолтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Де Слейн, Мак Гакин (1842). Биографический словарь Ибн Халликана, Том 1 . Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. п. 631.
- Дитрих, А. (1971). «аль-Хад̲дж̲д̲j̲ād̲j̲ б. Юсуф » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 39–43. OCLC 495469525 .
- Диксон, Абд аль-Амир (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0718901493 .
- Хиндс, Мартин , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIII: Зенит дома Марванидов: последние годы Абд аль-Малика и халифата аль-Валида, 700–715 гг. Н. Э. / 81–95 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-721-1 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хиндс, М. (1991). «Махзум» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 137–140. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Джеффри, Артур (1952). Коран как Священное Писание . Нью-Йорк: Компания Рассела Ф. Мура.
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью (2007). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Филадельфия, Пенсильвания: Da Capo Press. ISBN 978-0-306-81740-3 .
- Лекер, М. (2000). «Такиф» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 432. ИСБН 978-90-04-11211-7 .
- Маколифф, Джейн Даммен (2006). Кембриджский компаньон Корана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53934-0 .
- Осень, Закарияу И. (1982). «Ранняя жизнь аль-Хаджаджа б. Юсуфа» . Исследования в исламе . 19 . Нью-Дели: Индийский институт исламских исследований: 125–136.
- Радван, Умар ибн Ибрагим (1992). Аара аль-Мусташрикин Хаул аль-Коран аль-Карим ва Тафсир: Дираса ва Накд . Том. 1. Эр-Рияд: Дар ат-Тибах.
- Робинсон, Нил (1996). Открытие Корана: современный подход к завуалированному тексту . СКМ Пресс.
- Трупо, Г. (1986). «Абд аль-Масих аль-Кинди» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 120–121. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Уонсбро, Джон (1978). «Обзор хагаризма: создание исламского мира». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 41 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Класова, Памела (2022). «Наследие тирана в средневековой Сирии: Аль-Хаджадж б. Юсуф на суде в истории Дамаска Ибн Асакира ». Журнал позднеантичных, исламских и византийских исследований . 1 (1–2): 133–166.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- 661 рождение
- 714 смертей
- Арабские люди VII века
- Арабские люди 8-го века
- Арабские генералы
- Бану Такиф
- Генералы Омейядского халифата
- Чач Нама
- Основатели города
- Люди Второй Фитны
- Табиун
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Омейядские губернаторы Ирака
- Омейядские правители Мекки
- Омейядские губернаторы Медины