Jump to content

Хлай люди

(Перенаправлено с Ли Китая )

Хлай
Ли национальность
Li, Lizu
Общая численность населения
1,463,064 (2010) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Хайнань , Гуандун и острова в Южно-Китайском море
Языки
Языки хлай , цзямао , хайнаньский и мандаринский диалекты
Религия
Анимизм , Тхеравада-буддизм [ нужна ссылка ]
Родственные этнические группы
Другие тай-кадай из материкового Южного Китая. народы и популяции [ 2 ]
Хлай люди
китайский Ли
Буквальный смысл [ фонетический ]
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyin
Wade–GilesLi
Альтернативное китайское название
китайский Ли национальность
Буквальный смысл Ли Этническая принадлежность
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLízú
Wade–GilesLi-tsu

Хлай этнических , также известные как Ли или Лизу , — кра-дай , говорящая на языке этническая группа , одна из 56 групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . Подавляющее большинство проживает у южного побережья Китая на острове Хайнань . [ 3 ] где они являются крупнейшей этнической группой меньшинства. Разделен на пять ветвей Ци (Гэй), Ха, Рунь (Zwn), Сай (Тай, Цзямао) и Мэйфу (Мойфау). [ 4 ] Хлай имеют свою собственную самобытную культуру и обычаи.

Традиционные методы ткачества Хлай на острове Хайнань, Китай. Работница ногами растягивает ткацкий станок.

произносится как /лей/, 黎 (Ли), которое на среднекитайском языке является китайской транскрипцией их родного имени Хлай. Иногда их также называют «Сай» или «Сай». [ 5 ] Во времена китайской династии Суй их предки были известны под разными именами, включая Люляо ( 俚僚 ), общий термин, охватывающий несколько неханьских этнических групп в Южном Китае . Имя Ли впервые упоминается в период Позднего Тан (923–937 гг. Н. Э. ). [ 6 ]

Лян и Чжан (1996:18–21) [ 7 ] полагают, что первоначальной родиной языков хлай был полуостров Лэйчжоу , и полагают, что хлай мигрировали через Хайнаньский пролив на остров Хайнань примерно за 4000 лет до настоящего времени. [ 7 ] По словам Шафера, народ ли изначально был расселен по континентальному побережью, охватывая Северный Вьетнам и территорию к западу от Гуанчжоу, включая Хайнань. Их имена были преобразованы в название китайского клана Ли. [ 8 ] Самое раннее упоминание термина Ли как этнонима было во времена династии Хань, когда оно относилось к жителям высокогорья Центрального Вьетнама в Цзючжэне (вьетнамский: Cửu Chân). После династии Хань эти люди в основном проживали в Гуанси и западном Гуандуне. [ 9 ]

III века В Наньчжоу Иужи упоминаются бандиты по имени Лу (俚), которые жили к югу от Гуанчжоу в пяти округах: Цанву, Юлинь, Хэпу, Нинпу и Гаолян. Они жили в деревнях без стен и находили убежище в горах и узких перевалах. У них не было командиров или лордов. [ 10 ] [ 11 ] В начале VI века династия Лян вела войну с народом Ли , называя ее «усмирением Ли дона ». [ 12 ] При династии Тан народу ли северного Вьетнама был присвоен отдельный административный статус среди населения протектората Аннань , и они платили лишь половину налогов обычных подданных. [ 13 ] К 11 веку в записях Ли на материке больше не упоминается. [ 14 ]

Государственное управление низинами Хайнаня было непрямым до династии Сун , а государственный контроль над внутренними горами был косвенным до 1950-х годов. В китайских записях XI века говорится, что люди Хлай жили недалеко от китайских поселений и платили налоги центральному государству. [ 15 ] Однако к концу правления династии Мин в середине 17 века практически все районы Хайнаня, пригодные для интенсивного земледелия, были заселены ханьцами , а нишу поставок горных продуктов заняли хлай. К 1700 году династия Цин восстановила управление Хайнанем. Купцы-мигранты начали проникать на Хайнань и угрожали экономической нише Хлай, которые в 1766 году разразились яростным протестом против этих «гостей-торговцев». [ 16 ]

Шу . Ли живут в предгорьях Пятипалых гор, и хотя их характер отличается от ханьского народа, тем не менее они пашут, сеют, платят налоги и выполняют барщину В ханьской культуре их мариновали очень давно. Поэтому в каждом районе есть много людей Ли, которые побрили головы и хотят стать обычными гражданами [циминь] . Но четкого приказа не было, и многие шу Ли не брили головы. На самом деле нет никакого единообразия. Мы должны приказать лидерам Ли четко приказать всем шу Ли побрить головы. . . потребовав от них повсеместного и постепенного соблюдения, мы сделаем бритые головы преобладающим обычаем, и они не смогут притворяться Шэн Ли и создавать проблемы. Это постепенно и незаметно избавит их от склонностей и привычек к насилию. [ 17 ]

Ян Тинчжан

В 1751 году Хэ Сян написал эссе под названием «Аргументы против заселения Ли и создания графств». В нем он объяснил, что Хайнань опасен не потому, что народ Хлай жесток, а из-за малярии и ядовитых животных. Он высмеивал предыдущие кампании против Хлай за завоевание деревень, не имеющих никакой ценности и значения, в то время как несколько тысяч солдат умерли от малярии. Высокогорья, населенные хлай, также не имели экономической ценности и поэтому еще не были преобразованы. Хотя многие китайские генералы сделали себе имя, «заселив Гуандун», все они оставили Хлай в покое. [ 18 ]

Хотя его коренные жители, известные по-китайски как народ Ли, часто вступали в столкновения с ханьцами на острове, Хайнань никогда не создавал заметного политического или военного движения, стремившегося к независимости от Китая. Никогда не возникало вопросов относительно преданности и принадлежности Хайнаня. Это отличает Хайнань от других проблемных приграничных регионов Китая, включая Тибет, Синьцзян, Маньчжурию, Монголию и Тайвань. [ 19 ]

Джереми А. Мюррей

Во время японской оккупации Хайнаня (1939–1945) Хлай чрезвычайно сильно пострадали из-за своей деятельности коммунистического сопротивления, особенно на западе Хайнаня. Деревни Хлай часто подвергались истреблениям и изнасилованиям со стороны гоминьдановских и японских солдат. Только в четырех городах японцы убили более 10 000 человек хлай. [ 20 ] Хлай подвергались преследованиям со стороны националистов отчасти из-за их поддержки Коммунистической партии Китая (КПК). [ 21 ] Националистические силы убили более 7000 хлай в деревне. Офицеры-националисты казнили 9000 Хлай и 3000 Мяо после того, как обманом выманили их на фронт во время ложной призывной кампании. Когда националисты отступили с более чем 1,5 миллионами мирных жителей, которых они эвакуировали в горы, они устроили резню и украли еду у этнических хлай, а также других племенных народов. Националисты казнили 2180 женщин и детей Мяо, участвовавших в восстании Байша и Баотин . [ 22 ]

Поскольку Хлай встали на сторону КПК во время гражданской войны в Китае против националистов, правительство Китайской Народной Республики относится к Хлай благосклонно . [ 21 ]

Хлай говорят на языках хлай , члене языковой семьи кра-дай . [ 23 ] но большинство из них понимают или говорят на хайнаньском и стандартном китайском языках . Язык Цзямао, на котором на родном языке говорит подгруппа Сай (также известный как Тай или Цзямао), отличается своим отличием от диалектов или языков, на которых говорят другие подгруппы Хлай.

В отчете династии Цин о Хлае, датированном 1756 годом, утверждалось, что у них не было письменности. [ 24 ]

Культура

[ редактировать ]

Женщины смогли стать политическими лидерами в обществе Хлай. присвоил женщине Хлай по имени Ван Эрнян титул «Госпожи Пригодности» В 1171 году двор Сун и пост генерал-командующего над 36 этническими группами на юге. Она была главой народа Хлай, у нее был муж, но никто не знал его имени. Она была очень богата и умела поддерживать порядок среди своего народа. Династия Сун общалась с южанами некитайского происхождения, передавая через нее свои приказы. В 1181 году ее положение унаследовала ее дочь, а в 1216 году это положение унаследовала еще одна дочь. [ 25 ]

У хлай женщины имеют обычай наносить татуировки на руки и спину по достижении определенного возраста. Хлай играют на традиционном духовом инструменте кусяо ( 口箫 ). [ 26 ] и другой по имени лилалуо ( 利拉罗 ). Хлай в Вэньчане ассимилировались с местным населением и смешались с хайнаньцами, в то время как большая часть населения хлай была истреблена в большинстве других частей Хайнаня, только небольшая часть хлай выжила и бежала в горы, где они до сих пор сохраняют хлайскую идентичность. [ нужна ссылка ] .

Землей Шэн Ли не управляют чиновники [бушу гуань] , но у всех есть вожди. Среди них есть те, кто получает заложенный товар и в качестве расписки использует кусок бамбука. У Ли нет письменности, а бамбук, который они используют, разделен на три части, и на нем вырезаны цена и количество «холмовой» земли. Обе стороны и посредник уносят по одной части в качестве доказательства сделки. Нет ни одного, кто осмелится обмануть. Однако в последнее время нечестные, хитрые люди все чаще изготавливают подделки, из-за чего возникают драки. . . . Люди Ли не хранят зерно. После сбора урожая они связывают зерно, сохраняют его и вешают над печами, используя дым печи, чтобы пролечить его, и съедают его через определенное количество дней. . . . Они считают это очень удобным. У Ли нет рынков и никогда не было там продавцов зерна. Бедные люди, которым не хватает еды, занимают деньги у тех, у кого есть рис. Они не начисляют проценты. Оплатят они или нет – тоже не весомый вопрос. В последнее время появилось много нечестных, жадных людей, которые дают в долг весной и ждут погашения осенью. Они получают прибыль от очень высоких процентов; их сердца не следуют путям древних! [ 24 ]

Чжан Цинчан

Хлаи были прежде всего анимистами . Согласно легендам Хлай, каждый из их кланов возник в результате брака женщины и животного. Самое известное животное — змея. Лейгун, бог грома, положил змею на гору Ли. Из яйца вылупилась женщина по имени Лиму (буквально «мать Ли»), которая питалась дикими плодами и гнездилась на деревьях. В конце концов она вышла замуж, и их потомки стали народом Хлай. Другая версия гласит, что женщина прибыла на корабль и вышла замуж за собаку, родив Хлая. Хлаи также поклонялись другим животным, таким как бык, которого в каждом доме изображал камень, который они называли «душой быка». «Праздник быков» отмечался ежегодно в восьмой день третьего лунного месяца. В этот день запрещалось забивать и работать волов. Они оставались дома и их кормили спиртными напитками, которые, как считалось, защищали быка и гарантировали обильный урожай. Легендарной птице «наджиасила» поклонялись как богу-защитнику, заботившемуся о женщине-предке Хлаи. Драконам и кошкам также поклонялись, поскольку они считались предками. [ 27 ]

Генетика

[ редактировать ]

Считается, что хлай являются потомками народа рау , племен древнего Китая, говорящих на языке кра-дай, которые поселились на острове тысячи лет назад. [ 28 ] Анализ ДНК, проведенный среди современного населения Хлай, указывает на тесную связь с населением южно-китайской провинции Гуанси . [ 2 ] большинство из них имеют Y-ДНК O1a и O1b.

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Ху Хунбао (2009 г.); Изменения в принципах этнической идентификации и этническом населении . Юго-Западного университета национальностей Издательство (4).
  2. ^ Jump up to: а б Пэн, Минь-Шэн; Он, Джун-Донг; Лю, Хай-Синь; Чжан, Я-Пин (15 февраля 2011 г.). «Прослеживание наследия первых жителей острова Хайнань – взгляд с точки зрения митохондриальной ДНК» . Эволюционная биология BMC . 11:46 . дои : 10.1186/1471-2148-11-46 . ПМК   3048540 . ПМИД   21324107 .
  3. ^ Оригинал из Университета Индианы. Виконт Джеймс Брайс Брайс (1904). Ганс Фердинанд Гельмольт (ред.). Мировая история: Океания, Восточная Азия и Индийский океан . Том. 2 Всемирной истории: обзор человеческих достижений. ЛОНДОН: Уильям Хайнеманн. п. 60 . Проверено 20 декабря 2011 г. простирался до реки Хань, и Человек жил в центральной и верхней части Янцзы, главным образом на правом берегу. Но число племен, которые тогда еще не были покорены, должно было быть гораздо больше; даже в наши дни, более чем две тысячи шестьсот лет спустя, в южных и западных провинциях империи постоянно встречаются племена коренных жителей, обладающие полной или частичной независимостью. То, что такие племена, как хлай (лимин или лиму, вероятно, потомки мяоцзы, которым Хубилай-хан [Ши-Цу], как говорят, передал часть Формозы в 1292 году), должны были удерживать свои позиции во внутренних районах Формозы и Хайнаня, является менее примечательно, если принять во внимание тот факт, что даже в наши дни целые племена коренных жителей смогли сохранить свою независимость в провинциях на материке, где китайское господство продолжалось на протяжении сотен и тысяч лет.
  4. ^ «Китайские национальности (меньшинство ли)» . Проверено 18 февраля 2011 г.
  5. ^ «МИФОЛОГИИ НАРОДА ЛИ/ХЛАЙ» . Литература коренных народов . 9 апреля 2023 г. Проверено 12 декабря 2023 г.
  6. ^ «Народ Ли» (на китайском языке). Государственная комиссия по делам национальностей, 14 апреля 2006 г. Проверено 22 марта 2020 г. . В древних китайских книгах уже давно имеются записи о предках народа Ли До династии Западная Хань некоторые этнические меньшинства на юге моей страны обычно назывались «Лоюэ», в династии Восточная Хань - «Ли» и «Ман», а в династиях Суй и Тан - «Ли» и «Ляо». и т. д., куда также входили древние предки народа ли на острове Хайнань. Название рода «Ли» впервые официально появилось в документах поздней династии Тан. стала «дуном» «г-жа Сянь» сбросила Ячжоу, «попросив распоряжения суда».
  7. ^ Jump up to: а б Лян, Мин 梁敏; Чжан, Цзюньжу张均如 (1996). Линия ре юзукуангилун Знакомство с языковой семьей кам-тай [ Введение в кам-тайские языки ). ] (на китайском языке: Zhongguo shehui kexue chubanshe ISBN  9787500416814 .
  8. ^ Шафер, Эдвард (1967). Вермиллионная птица . Издательство Калифорнийского университета. п. 58.
  9. ^ Нола Кук, Ли Тана и Джеймс Андерсон (2011). Тонкинский залив в истории . Издательство Пенсильванского университета. п. 70. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Тайпин Юлань "т. 785 Четыре варвара - Наньман I: Ли" цитата: "В "Наньчжоуской хронике посторонних предметов" говорится: На юге Гуанчжоу есть воры, называемые сленгом. Эти воры живут на юге Гуанчжоу, в Цанву, Юлине, Хэпу и Нинпу, центр пяти уездов Гаоляна, находятся за тысячи миль. В других деревнях часто бывают командиры, но нет царя. Они полагаются на опасность гор и не пользуются городом».
  11. ^ Черчман 2015 , с. 65.
  12. ^ Черчман 2015 , с. 70.
  13. ^ Черчман, Майкл (2010). «До появления китайцев и вьетнамцев на равнине Красной реки: период Хань-Тан». Исследования южной китайской диаспоры . 4 : 25–37.
  14. ^ Черчман 2015 , с. 75.
  15. ^ Csete 2006 , с. 229.
  16. ^ Csete 2006 , с. 230.
  17. ^ Csete 2006 , с. 247.
  18. ^ Csete 2006 , с. 238.
  19. ^ Мюррей 2017 , с. 2.
  20. ^ «Чжунхуа мин го ши лу: Мин го юань — сан ши банянь (1912.1.1.-1949.9.30)». {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  21. ^ Jump up to: а б «Знакомство с китайским народом ли» . 30 мая 2018 г.
  22. ^ (Китай), Южный центральный колледж национальностей (1989). «Журнал Южного центрального колледжа национальностей: философия и социальные науки». {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  23. ^ Норквест, Питер К. 2007. Фонологическая реконструкция прото-хлая . доктор философии диссертация, кафедра антропологии, Университет Аризоны.
  24. ^ Jump up to: а б Чете 2006 , с. 241.
  25. ^ Бангвэй, Чжан (2016). «Женщины: этнические женщины, живущие на территориях Ляо, Западная Ся, Цзинь и Дали, а также этнических поселениях, находящихся под юрисдикцией Сун» . Социальная история средневекового Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН  978-1-107-16786-5 .
  26. ^ «Устная флейта - Знакомство с китайскими национальными инструментами» . Архивировано . 8 декабря 2007 года Проверено 3 декабря 2007 года .
  27. ^ «ЛИ МЕНЬШИНСТВО: ИХ ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ И ФЕСТИВАЛИ | Факты и подробности» .
  28. ^ «Ли | Азиатские люди» . Британская энциклопедия . Проверено 24 октября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b30b14548f0add6a3a076fa136cd89c5__1710224820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/c5/b30b14548f0add6a3a076fa136cd89c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hlai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)