Хлай люди
Ли национальность Li, Lizu | |
---|---|
Общая численность населения | |
1,463,064 (2010) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Хайнань , Гуандун и острова в Южно-Китайском море | |
Языки | |
Языки хлай , цзямао , хайнаньский и мандаринский диалекты | |
Религия | |
Анимизм , Тхеравада-буддизм [ нужна ссылка ] | |
Родственные этнические группы | |
Другие тай-кадай из материкового Южного Китая. народы и популяции [ 2 ] |
Хлай люди | |||
---|---|---|---|
китайский | Ли | ||
Буквальный смысл | [ фонетический ] | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Ли национальность | ||
Буквальный смысл | Ли Этническая принадлежность | ||
|
Хлай этнических , также известные как Ли или Лизу , — кра-дай , говорящая на языке этническая группа , одна из 56 групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . Подавляющее большинство проживает у южного побережья Китая на острове Хайнань . [ 3 ] где они являются крупнейшей этнической группой меньшинства. Разделен на пять ветвей Ци (Гэй), Ха, Рунь (Zwn), Сай (Тай, Цзямао) и Мэйфу (Мойфау). [ 4 ] Хлай имеют свою собственную самобытную культуру и обычаи.
Имена
[ редактировать ]произносится как /лей/, 黎 (Ли), которое на среднекитайском языке является китайской транскрипцией их родного имени Хлай. Иногда их также называют «Сай» или «Сай». [ 5 ] Во времена китайской династии Суй их предки были известны под разными именами, включая Люляо ( 俚僚 ), общий термин, охватывающий несколько неханьских этнических групп в Южном Китае . Имя Ли впервые упоминается в период Позднего Тан (923–937 гг. Н. Э. ). [ 6 ]
История
[ редактировать ]Лян и Чжан (1996:18–21) [ 7 ] полагают, что первоначальной родиной языков хлай был полуостров Лэйчжоу , и полагают, что хлай мигрировали через Хайнаньский пролив на остров Хайнань примерно за 4000 лет до настоящего времени. [ 7 ] По словам Шафера, народ ли изначально был расселен по континентальному побережью, охватывая Северный Вьетнам и территорию к западу от Гуанчжоу, включая Хайнань. Их имена были преобразованы в название китайского клана Ли. [ 8 ] Самое раннее упоминание термина Ли как этнонима было во времена династии Хань, когда оно относилось к жителям высокогорья Центрального Вьетнама в Цзючжэне (вьетнамский: Cửu Chân). После династии Хань эти люди в основном проживали в Гуанси и западном Гуандуне. [ 9 ]
III века В Наньчжоу Иужи упоминаются бандиты по имени Лу (俚), которые жили к югу от Гуанчжоу в пяти округах: Цанву, Юлинь, Хэпу, Нинпу и Гаолян. Они жили в деревнях без стен и находили убежище в горах и узких перевалах. У них не было командиров или лордов. [ 10 ] [ 11 ] В начале VI века династия Лян вела войну с народом Ли , называя ее «усмирением Ли дона ». [ 12 ] При династии Тан народу ли северного Вьетнама был присвоен отдельный административный статус среди населения протектората Аннань , и они платили лишь половину налогов обычных подданных. [ 13 ] К 11 веку в записях Ли на материке больше не упоминается. [ 14 ]
Государственное управление низинами Хайнаня было непрямым до династии Сун , а государственный контроль над внутренними горами был косвенным до 1950-х годов. В китайских записях XI века говорится, что люди Хлай жили недалеко от китайских поселений и платили налоги центральному государству. [ 15 ] Однако к концу правления династии Мин в середине 17 века практически все районы Хайнаня, пригодные для интенсивного земледелия, были заселены ханьцами , а нишу поставок горных продуктов заняли хлай. К 1700 году династия Цин восстановила управление Хайнанем. Купцы-мигранты начали проникать на Хайнань и угрожали экономической нише Хлай, которые в 1766 году разразились яростным протестом против этих «гостей-торговцев». [ 16 ]
Шу . Ли живут в предгорьях Пятипалых гор, и хотя их характер отличается от ханьского народа, тем не менее они пашут, сеют, платят налоги и выполняют барщину В ханьской культуре их мариновали очень давно. Поэтому в каждом районе есть много людей Ли, которые побрили головы и хотят стать обычными гражданами [циминь] . Но четкого приказа не было, и многие шу Ли не брили головы. На самом деле нет никакого единообразия. Мы должны приказать лидерам Ли четко приказать всем шу Ли побрить головы. . . потребовав от них повсеместного и постепенного соблюдения, мы сделаем бритые головы преобладающим обычаем, и они не смогут притворяться Шэн Ли и создавать проблемы. Это постепенно и незаметно избавит их от склонностей и привычек к насилию. [ 17 ]
— Ян Тинчжан
В 1751 году Хэ Сян написал эссе под названием «Аргументы против заселения Ли и создания графств». В нем он объяснил, что Хайнань опасен не потому, что народ Хлай жесток, а из-за малярии и ядовитых животных. Он высмеивал предыдущие кампании против Хлай за завоевание деревень, не имеющих никакой ценности и значения, в то время как несколько тысяч солдат умерли от малярии. Высокогорья, населенные хлай, также не имели экономической ценности и поэтому еще не были преобразованы. Хотя многие китайские генералы сделали себе имя, «заселив Гуандун», все они оставили Хлай в покое. [ 18 ]
Хотя его коренные жители, известные по-китайски как народ Ли, часто вступали в столкновения с ханьцами на острове, Хайнань никогда не создавал заметного политического или военного движения, стремившегося к независимости от Китая. Никогда не возникало вопросов относительно преданности и принадлежности Хайнаня. Это отличает Хайнань от других проблемных приграничных регионов Китая, включая Тибет, Синьцзян, Маньчжурию, Монголию и Тайвань. [ 19 ]
— Джереми А. Мюррей
Во время японской оккупации Хайнаня (1939–1945) Хлай чрезвычайно сильно пострадали из-за своей деятельности коммунистического сопротивления, особенно на западе Хайнаня. Деревни Хлай часто подвергались истреблениям и изнасилованиям со стороны гоминьдановских и японских солдат. Только в четырех городах японцы убили более 10 000 человек хлай. [ 20 ] Хлай подвергались преследованиям со стороны националистов отчасти из-за их поддержки Коммунистической партии Китая (КПК). [ 21 ] Националистические силы убили более 7000 хлай в деревне. Офицеры-националисты казнили 9000 Хлай и 3000 Мяо после того, как обманом выманили их на фронт во время ложной призывной кампании. Когда националисты отступили с более чем 1,5 миллионами мирных жителей, которых они эвакуировали в горы, они устроили резню и украли еду у этнических хлай, а также других племенных народов. Националисты казнили 2180 женщин и детей Мяо, участвовавших в восстании Байша и Баотин . [ 22 ]
Поскольку Хлай встали на сторону КПК во время гражданской войны в Китае против националистов, правительство Китайской Народной Республики относится к Хлай благосклонно . [ 21 ]
Язык
[ редактировать ]Хлай говорят на языках хлай , члене языковой семьи кра-дай . [ 23 ] но большинство из них понимают или говорят на хайнаньском и стандартном китайском языках . Язык Цзямао, на котором на родном языке говорит подгруппа Сай (также известный как Тай или Цзямао), отличается своим отличием от диалектов или языков, на которых говорят другие подгруппы Хлай.
В отчете династии Цин о Хлае, датированном 1756 годом, утверждалось, что у них не было письменности. [ 24 ]
Культура
[ редактировать ]Женщины смогли стать политическими лидерами в обществе Хлай. присвоил женщине Хлай по имени Ван Эрнян титул «Госпожи Пригодности» В 1171 году двор Сун и пост генерал-командующего над 36 этническими группами на юге. Она была главой народа Хлай, у нее был муж, но никто не знал его имени. Она была очень богата и умела поддерживать порядок среди своего народа. Династия Сун общалась с южанами некитайского происхождения, передавая через нее свои приказы. В 1181 году ее положение унаследовала ее дочь, а в 1216 году это положение унаследовала еще одна дочь. [ 25 ]
У хлай женщины имеют обычай наносить татуировки на руки и спину по достижении определенного возраста. Хлай играют на традиционном духовом инструменте кусяо ( 口箫 ). [ 26 ] и другой по имени лилалуо ( 利拉罗 ). Хлай в Вэньчане ассимилировались с местным населением и смешались с хайнаньцами, в то время как большая часть населения хлай была истреблена в большинстве других частей Хайнаня, только небольшая часть хлай выжила и бежала в горы, где они до сих пор сохраняют хлайскую идентичность. [ нужна ссылка ] .
Землей Шэн Ли не управляют чиновники [бушу гуань] , но у всех есть вожди. Среди них есть те, кто получает заложенный товар и в качестве расписки использует кусок бамбука. У Ли нет письменности, а бамбук, который они используют, разделен на три части, и на нем вырезаны цена и количество «холмовой» земли. Обе стороны и посредник уносят по одной части в качестве доказательства сделки. Нет ни одного, кто осмелится обмануть. Однако в последнее время нечестные, хитрые люди все чаще изготавливают подделки, из-за чего возникают драки. . . . Люди Ли не хранят зерно. После сбора урожая они связывают зерно, сохраняют его и вешают над печами, используя дым печи, чтобы пролечить его, и съедают его через определенное количество дней. . . . Они считают это очень удобным. У Ли нет рынков и никогда не было там продавцов зерна. Бедные люди, которым не хватает еды, занимают деньги у тех, у кого есть рис. Они не начисляют проценты. Оплатят они или нет – тоже не весомый вопрос. В последнее время появилось много нечестных, жадных людей, которые дают в долг весной и ждут погашения осенью. Они получают прибыль от очень высоких процентов; их сердца не следуют путям древних! [ 24 ]
— Чжан Цинчан
Религия
[ редактировать ]Хлаи были прежде всего анимистами . Согласно легендам Хлай, каждый из их кланов возник в результате брака женщины и животного. Самое известное животное — змея. Лейгун, бог грома, положил змею на гору Ли. Из яйца вылупилась женщина по имени Лиму (буквально «мать Ли»), которая питалась дикими плодами и гнездилась на деревьях. В конце концов она вышла замуж, и их потомки стали народом Хлай. Другая версия гласит, что женщина прибыла на корабль и вышла замуж за собаку, родив Хлая. Хлаи также поклонялись другим животным, таким как бык, которого в каждом доме изображал камень, который они называли «душой быка». «Праздник быков» отмечался ежегодно в восьмой день третьего лунного месяца. В этот день запрещалось забивать и работать волов. Они оставались дома и их кормили спиртными напитками, которые, как считалось, защищали быка и гарантировали обильный урожай. Легендарной птице «наджиасила» поклонялись как богу-защитнику, заботившемуся о женщине-предке Хлаи. Драконам и кошкам также поклонялись, поскольку они считались предками. [ 27 ]
Генетика
[ редактировать ]Считается, что хлай являются потомками народа рау , племен древнего Китая, говорящих на языке кра-дай, которые поселились на острове тысячи лет назад. [ 28 ] Анализ ДНК, проведенный среди современного населения Хлай, указывает на тесную связь с населением южно-китайской провинции Гуанси . [ 2 ] большинство из них имеют Y-ДНК O1a и O1b.
Известные люди
[ редактировать ]- Су Юнин , певица
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ху Хунбао (2009 г.); Изменения в принципах этнической идентификации и этническом населении . Юго-Западного университета национальностей Издательство (4).
- ^ Jump up to: а б Пэн, Минь-Шэн; Он, Джун-Донг; Лю, Хай-Синь; Чжан, Я-Пин (15 февраля 2011 г.). «Прослеживание наследия первых жителей острова Хайнань – взгляд с точки зрения митохондриальной ДНК» . Эволюционная биология BMC . 11:46 . дои : 10.1186/1471-2148-11-46 . ПМК 3048540 . ПМИД 21324107 .
- ^ Оригинал из Университета Индианы. Виконт Джеймс Брайс Брайс (1904). Ганс Фердинанд Гельмольт (ред.). Мировая история: Океания, Восточная Азия и Индийский океан . Том. 2 Всемирной истории: обзор человеческих достижений. ЛОНДОН: Уильям Хайнеманн. п. 60 . Проверено 20 декабря 2011 г.
простирался до реки Хань, и Человек жил в центральной и верхней части Янцзы, главным образом на правом берегу. Но число племен, которые тогда еще не были покорены, должно было быть гораздо больше; даже в наши дни, более чем две тысячи шестьсот лет спустя, в южных и западных провинциях империи постоянно встречаются племена коренных жителей, обладающие полной или частичной независимостью. То, что такие племена, как хлай (лимин или лиму, вероятно, потомки мяоцзы, которым Хубилай-хан [Ши-Цу], как говорят, передал часть Формозы в 1292 году), должны были удерживать свои позиции во внутренних районах Формозы и Хайнаня, является менее примечательно, если принять во внимание тот факт, что даже в наши дни целые племена коренных жителей смогли сохранить свою независимость в провинциях на материке, где китайское господство продолжалось на протяжении сотен и тысяч лет.
- ^ «Китайские национальности (меньшинство ли)» . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ «МИФОЛОГИИ НАРОДА ЛИ/ХЛАЙ» . Литература коренных народов . 9 апреля 2023 г. Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Народ Ли» (на китайском языке). Государственная комиссия по делам национальностей, 14 апреля 2006 г. Проверено 22 марта 2020 г. .
В древних китайских книгах уже давно имеются записи о предках народа Ли До династии Западная Хань некоторые этнические меньшинства на юге моей страны обычно назывались «Лоюэ», в династии Восточная Хань - «Ли» и «Ман», а в династиях Суй и Тан - «Ли» и «Ляо». и т. д., куда также входили древние предки народа ли на острове Хайнань. Название рода «Ли» впервые официально появилось в документах поздней династии Тан. стала «дуном» «г-жа Сянь» сбросила Ячжоу, «попросив распоряжения суда».
- ^ Jump up to: а б Лян, Мин 梁敏; Чжан, Цзюньжу张均如 (1996). Линия ре юзукуангилун Знакомство с языковой семьей кам-тай [ Введение в кам-тайские языки ). ] (на китайском языке: Zhongguo shehui kexue chubanshe ISBN 9787500416814 .
- ^ Шафер, Эдвард (1967). Вермиллионная птица . Издательство Калифорнийского университета. п. 58.
- ^ Нола Кук, Ли Тана и Джеймс Андерсон (2011). Тонкинский залив в истории . Издательство Пенсильванского университета. п. 70.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тайпин Юлань "т. 785 Четыре варвара - Наньман I: Ли" цитата: "В "Наньчжоуской хронике посторонних предметов" говорится: На юге Гуанчжоу есть воры, называемые сленгом. Эти воры живут на юге Гуанчжоу, в Цанву, Юлине, Хэпу и Нинпу, центр пяти уездов Гаоляна, находятся за тысячи миль. В других деревнях часто бывают командиры, но нет царя. Они полагаются на опасность гор и не пользуются городом».
- ^ Черчман 2015 , с. 65.
- ^ Черчман 2015 , с. 70.
- ^ Черчман, Майкл (2010). «До появления китайцев и вьетнамцев на равнине Красной реки: период Хань-Тан». Исследования южной китайской диаспоры . 4 : 25–37.
- ^ Черчман 2015 , с. 75.
- ^ Csete 2006 , с. 229.
- ^ Csete 2006 , с. 230.
- ^ Csete 2006 , с. 247.
- ^ Csete 2006 , с. 238.
- ^ Мюррей 2017 , с. 2.
- ^ «Чжунхуа мин го ши лу: Мин го юань — сан ши банянь (1912.1.1.-1949.9.30)».
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Знакомство с китайским народом ли» . 30 мая 2018 г.
- ^ (Китай), Южный центральный колледж национальностей (1989). «Журнал Южного центрального колледжа национальностей: философия и социальные науки».
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Норквест, Питер К. 2007. Фонологическая реконструкция прото-хлая . доктор философии диссертация, кафедра антропологии, Университет Аризоны.
- ^ Jump up to: а б Чете 2006 , с. 241.
- ^ Бангвэй, Чжан (2016). «Женщины: этнические женщины, живущие на территориях Ляо, Западная Ся, Цзинь и Дали, а также этнических поселениях, находящихся под юрисдикцией Сун» . Социальная история средневекового Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН 978-1-107-16786-5 .
- ^ «Устная флейта - Знакомство с китайскими национальными инструментами» . Архивировано . 8 декабря 2007 года Проверено 3 декабря 2007 года .
- ^ «ЛИ МЕНЬШИНСТВО: ИХ ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ И ФЕСТИВАЛИ | Факты и подробности» .
- ^ «Ли | Азиатские люди» . Британская энциклопедия . Проверено 24 октября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Черчман, Кэтрин (2015), Где провести черту? Южные границы Китая в пятом и шестом веках
- Чете, Энн (2006), Этническая принадлежность, конфликт и государство в период от раннего до середины Цин
- Мюррей, Джереми А. (2017), Одинокая революция Китая
- Он, Гуанглин; Ван, Чжэн; Го, Цзяньсинь; Ван, Менгге (март 2020 г.). «Выводы об истории населения людей, говорящих на языке тай-кадай, и самых южных ханьцев на острове Хайнань с помощью полногеномного генотипирования» . Европейский журнал генетики человека . 28 (Д1): 1111–1123. дои : 10.1038/s41431-020-0599-7 . ПМЦ 7381617 . ПМИД 32123326 .