Норашенская церковь
Норашенская церковь | |
---|---|
![]() Церковь в 2007 году | |
Религия | |
Принадлежность | исторически Армянская Апостольская Церковь ; заявлено Грузинской православной церковью в 1995 году. |
Статус | Несуществующий |
Расположение | |
Расположение | ул. Коте Абхази (Леселидзе) 41, [ 1 ] Тбилиси , Грузия |
Географические координаты | 41 ° 41'28 "N 44 ° 48'24" E / 41,69100 ° N 44,80654 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 1507 |
Норашен ( арм . Норашен , «новопостроенный»; [ 2 ] Армянская , Церковь Армянская Апостольская — недействующая Апостольская церковь в Тбилиси Грузия. Он расположен недалеко от Сиони и собора Материнской церкви Джвариса. [ 2 ] [ 1 ]
Церковь исторически была известна как Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин, Сурб Аствацацин ). [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] Построенная в начале 16 века церковь принадлежала Армянской Апостольской церкви, пока не была закрыта и конфискована советскими властями в 1930-х годах, а позже служила библиотекой. После распада Советского Союза в 1995 году церковь была освящена грузинским православным духовенством как православная церковь, а армянские следы были удалены внутри и вокруг церкви. Армянские протесты в конечном итоге привели к его закрытию на неопределенный срок.
Еще больше споров вокруг церкви возникло в 2008 году, когда грузинский священник построил вокруг церкви забор и попытался убрать некоторые армянские надгробия. Это одна из нескольких несуществующих армянских церквей в Тбилиси , которую Армянская церковь безуспешно пыталась вернуть для использования в постсоветский период.
История
[ редактировать ]Церковь построена в 1507 году. [ 3 ] [ 1 ] богатым армянским дворянином по имени Сатат (Սատաթ), который, вероятно, носил титул парона ( барона ) . Он посвятил его памяти своего деда, отца, жены, их трех сыновей и себя. [ 4 ] Церковь была отремонтирована в 1650 году. [ 3 ] на средства Ходжи Назара из Новой Джульфы, который воздвиг хачкар , встроенный во внутреннюю стену. годом ранее, в 1649 году, [ 4 ] Фрески церкви были написаны Овнатаном Овнатаняном из известного рода Овнатанянов в 1793 году. [ 3 ] Церковь сильно пострадала в 1795 году во время персидского вторжения в Тбилиси Ага Мохаммад-хана Каджара . [ 1 ] Мелик Аветик из семьи Бехбудянов (Бебуташвили) приказал в 1795 году полностью отремонтировать церковь, которая, вероятно, продолжалась до 1808 года. [ 5 ] [ 3 ]
В течение XIX века церковь претерпела еще несколько реконструкций: в 1830–1835, 1857, 1897 и 1899 годах. [ 1 ] В 1858 и 1866 годах при церкви были открыты школы для мальчиков и девочек соответственно. [ 1 ] Как и многие другие культовые сооружения, Норашен была одной из армянских церквей Тбилиси, закрытых советскими властями 22 декабря 1933 года. По состоянию на 1972 год в церкви размещалась научная библиотека Академии наук Грузинской ССР . [ 1 ] По словам Самвела Карапетяна , некоторые изменения в церковь были внесены в 1983 году, когда на территории шел ремонт. Сообщается, что сотрудники Отдела охраны памятников под руководством главного архитектора Тбилиси Шоты Кавлашвили удалили северный портал церкви как «избыточный», а некоторые армянские надгробия исчезли. [ 2 ] [ 6 ]
Споры
[ редактировать ]Исторически церковь была Армянской апостольской церковью; [ 7 ] [ 8 ] как таковой он был упомянут французским путешественником Жаном Шарденом в 1673 году и грузинским ученым Эгнатием Иоселиани в 1837 году. [ 1 ] Однако с последних лет советской власти некоторые грузинские ученые, чиновники и, в первую очередь, Грузинская православная церковь оспаривают право собственности на церковь. [ 9 ] [ 2 ] [ 10 ] Еще в 1989 году Янсук Бабунашвили, заместитель директора Департамента охраны памятников Грузии, объявил Норашен грузинской православной церковью, построенной в 13 веке. [ 2 ] Грузинский историк Бондо Арвеладзе заявил, что Норашен был «незаконно построен армянами на руинах православной церкви», поскольку в архивах нет документов, «разрешающих его строительство, выданных царем или патриархом того времени». [ 11 ] С другой стороны, Созар Субари Грузии омбудсмен в 2006 году отметил, что общеизвестно, что Норашен является армянской церковью и требования армян о возвращении правомерны. [ 12 ]
В своем докладе о состоянии религиозной свободы в Грузии за 2005 год Государственный департамент США отметил, что «многие проблемы среди традиционных религиозных групп возникают из-за имущественных споров» и что «известная армянская церковь в Тбилиси Норашен остается закрытой». [ 13 ] Согласно новостному сообщению РСЕ/РС за 2011 год , Норашен является «крупнейшим источником грузино-армянской напряженности». [ 14 ] По словам Блаувельта и Берглунда, правительство Грузии не возвращает Норашен Армянской церкви, потому что «чиновники не посмели бросить вызов» Грузинской православной церкви. [ 15 ] По состоянию на 2008 год он принадлежал Министерству экономики , а Министерство культуры . за обслуживание отвечало [ 11 ] По состоянию на 2016 год церковь имела статус объекта культурного наследия. [ 16 ] Бека Миндиашвили, грузинский теолог, раскритиковал нерешительность властей как пережиток советского наследия. [ 17 ]

Усилия по «георганизации»
[ редактировать ]1994–95 изменения
[ редактировать ]В ноябре 1994 года из церкви начали выносить книги. [ 2 ] [ 18 ] Теодорос Джохадзе, секретарь Патриарха Грузии Илии II , заявил, что существование армянской церкви вблизи тбилисского Сионского собора неприемлемо и что ее следует «сделать грузинской». [ 2 ] 15 февраля 1995 года грузинское православное духовенство освятило церковь по грузинским церковным обрядам и провозгласило ей новое имя: Хареба (« Благовещение » или «Богоматерь благой вести»); [ 18 ] По-грузински : Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы , к’овладцмида гвтизмшоблис харебис сахелобис эклесиа ). [ 2 ] [ 1 ] архиепископ Торком Манукян выразил Местоблюститель Армении Католикоса обеспокоенность этим шагом в письме президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе и патриарху Илии II. [ 19 ] Месяц спустя, в марте 1995 года, деятели Армянской Церкви посетили Тбилиси по приглашению местной армянской общины. [ 2 ] кто протестовал против этого шага. [ 18 ] [ 20 ] Делегация встретилась с Патриархом Илией II, и стороны договорились закрыть церковь на неопределенный срок и создать комиссию для изучения принадлежности спорных церквей. [ 2 ]
В 1994–95 годах в церковь было внесено несколько изменений. Армянские источники обвиняют Грузинскую церковь и власти Грузии в стирании армянских следов и элементов церкви. Например, сообщается, что бема (возвышенная платформа) была опущена, хачкары, встроенные в стены, были удалены, армянские надписи и фрески были стерты. [ 2 ] Самвел Карапетян из Исследования армянской архитектуры (RAA) утверждает, что грузинские власти систематически удаляют армянские черты из церкви. [ 6 ] По словам Карапетяна, баптистерий, расположенный у внутренней северной стены, был разрушен, а старые двери заменены новыми с крестом в георгианском стиле. Надгробие, расположенное возле северного входа в церковь, было заасфальтировано . [ 6 ]
Споры 2005 и 2008 годов
[ редактировать ]

Весной 2005 года отец Тариэл Сикинчелашвили, священник соседней православной церкви Джварис Мама, перенес грузинские надгробия во двор Норашена. Их разместили у южной стены церкви. Тем временем надгробия с армянскими надписями подверглись вандализму. [ 18 ] Согласно исследованиям Самвела Карапетяна , по крайней мере одно надгробие человека, умершего в 1874 году, было привезено отцом Тариэлом из Душети , где он был священником до переезда в Тбилиси. [ 2 ] Карапетян отметил, что священнослужитель таким образом стремился «разупорядочить» церковь. [ 2 ] Отец Тариэль заявил во время спора: «Земля наша, церковь наша, и мы делаем все, что хотим и что нам говорят». [ 18 ]
В середине мая 2008 года отец Тариэль приказал построить вокруг Норашена железобетонный забор и ворота. Забор украшен символами, характерными для Грузинской церкви. [ 2 ] [ 11 ] Отец Тариэл также заявил тогда, что грузинская литургия "начнется не позднее, чем через месяц после того, как закончатся все внутренние ремонтные работы внутри самого здания". [ 18 ] Епархия Армянской Церкви в Грузии выразила протест против этого шага. [ 1 ] Мэрия Тбилиси приняла решение о снятии ограждения, однако оно не было выполнено. [ 2 ] [ 11 ]
убрать надгробия Микаела и Лидии Тамамшянов (Тамашевых) 16 ноября 2008 года отец Тариэл попытался с помощью бульдозера . [ 11 ] [ 2 ] [ 21 ] Протесты армянской общины позволили вернуть надгробия на прежние места. [ 2 ] Инцидент широко освещался в Армении. Армянская церковь раскритиковала грузинского священника и призвала власти Грузии вернуть церковь. [ 22 ] Вардан Асцатрян , глава департамента правительства Армении по делам национальных меньшинств и религии, назвал это актом вандализма. Перед посольством Грузии в Ереване прошла акция протеста . [ 11 ] Спикер парламента Армении Овик Абрамян выразил свою обеспокоенность по этому поводу послу Грузии в Армении. [ 23 ]
8 декабря 2008 года премьер-министр Армении Тигран Саргсян , министры правительства и армянское духовенство совершили молитву в церкви, что стало первой армянской молитвой в Норашене с 1930-х годов. [ 24 ] [ 25 ]
Более поздние события
[ редактировать ]В 2014 году Национальное агентство Грузии по сохранению культурного наследия приняло решение о восстановлении церкви. Его профинансировал Фонд охраны исторических памятников Грузии. [ 16 ] Всего около 504 тысяч лари . на его реконструкцию было потрачено [ 26 ] Реставрационные работы проводились в 2015-16 годах и были направлены на укрепление его стен и купола. Кроме того, старые двери и окна были заменены на новые и возвращены оригинальные армянские надгробия. [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Норашенская церковь Пресвятой Богородицы в Тбилиси » armenianchurch.ge (на армянском языке). Епархия Армянской Апостольской Православной Святой Церкви в Грузии. Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Исторический очерк церкви Норашен Сурб Аствацацин» . Хетк . 8 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 г .; Армянская версия Кристины Агаларян ( архив PDF )
- ^ Jump up to: а б с д и Асратян, Мурад (2009). «Архитектура армянских церквей в Тбилиси» . Эчмиадзин (на армянском языке). 65 (6): 74. Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б Мурадян 2008 , с. 96.
- ^ Мурадян 2008 , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с Карапетян, Самвел (1998), Государственная политика Грузии и памятники армянской культуры (1988-1998) (на армянском языке) (1-е изд.), Ереван: Исследования армянской архитектуры , стр. vi – vii, ISBN 5-8080-0144-7
- ^ Мурадян 2008 , с. 95.
- ^ «ნორაშენი [Норашени]» (на грузинском языке). Национальная парламентская библиотека Грузии . Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 года.
- ^ «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2009 год: Грузия» . Бюро демократии, прав человека и труда . 11 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2019 г.
Продолжаются споры вокруг диспозиции церкви Норашен, на которую претендуют как Армянская апостольская, так и Грузинская православная церкви.
- ^ «Патриархия Грузии отвечает на вопрос спорных церквей» . patriarchate.ge (на грузинском языке). Грузинская православная церковь. 8 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мамиашвили, Фати; Ходжоян, Сара (22 декабря 2008 г.). «Тбилиси стал свидетелем нечестивого скандала» . Институт освещения войны и мира . Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 года.
- ^ Хачатрян, Анжела (24 апреля 2006 г.). «Судьба армянских церквей неясна» . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2005 год: Грузия» . государство.gov . Государственного департамента США Бюро демократии, прав человека и труда . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года.
- ^ Симонян, Карине (10 июня 2011 г.). «Председатель Армянской Церкви начинает знаковый визит в Грузию» . Радио Свобода . Архивировано из оригинала 15 июля 2019 года.
- ^ Блаувельт, Тимоти К.; Берглунд, Кристофер (2016). «Армяне в создании современной Грузии». В Секерском, Конрад; Трёбст, Стефан (ред.). Армяне в постсоциалистической Европе . Бёлау Верлаг Кёльн Веймар. п. 80 . ISBN 9783412501556 .
Несколько армянских церквей, которые были присвоены государством при советской власти, до сих пор не возвращены общине, поскольку чиновники не осмелились бросить вызов ГПЦ, которая объявила их грузинскими церквями. Пять из этих спорных объектов находились в Тбилиси, в том числе церковь Норашен в старом городе, расположенная на улице бывшего Армянского базара, и многие из этих объектов пришли в упадок.
- ^ Jump up to: а б Гоголашвили, Натия (10 февраля 2016 г.). «Спорные армянские церкви в Тбилиси находятся на грани распада» . Humanrights.ge . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года.
- ^ Рехвиашвили, Джимшер (8 июня 2018 г.). «Бесконечное советское наследие » Радио Свобода . Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Газинян, Арис (23 мая 2008 г.). «Кризис веры: в Тбилиси под угрозой армянская идентичность» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года.
- ^ «Сообщается о напряженности в отношениях с Грузией из-за церкви в Тбилиси» . Ежедневный отчет: Центральная Евразия (40–48). Информационная служба зарубежного вещания (через «Ноян Тапан»): 68 . 1 марта 1995 года.
- ^ " Исторический визит" без результатов ["Исторический визит" без результатов]" (на грузинском языке). Грузинская служба «Голоса Америки» . 15 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2019 г.
- ^ Стамбольцян, Геворг (18 ноября 2008 г.). «Очередное нападение на Святую Новую Церковь Тбилиси» . azatutyun.am (на армянском языке). Радио Свобода .
- ^ Редакция (2008). «Новое посягательство на Армянскую церковь Св. Норашена в Тбилиси » Эчмиадзин (на армянском языке). 64 (10): 138–139.
- ^ "Недавно спикер Национального собрания выразил послу Грузии свою обеспокоенность по поводу беззаконий, совершенных во дворе святой церкви Норашен в Тбилиси" (на армянском языке). Арменпресс . 20 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 г.
- ^ «После 73-летнего перерыва армяне вчера зажгли свечи в Св. Норашене » . Хетк (на армянском языке). 9 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 г.
- ^ Агаларян, Кристина (1 декабря 2008 г.). «Тбилисские армяне не могут зажечь свечу в армянской церкви » . Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 года.
- ^ Агаларян, Кристина (14 сентября 2015 г.). «Святой Норашен Тбилисский находится в воде. Что станет с церковью после укрепления ? » Хетк (на армянском языке). Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года.
- Библиография
- Мурадян, Паруйр (2008). «Реальная история Тбилисской армянской церкви Норашен » Эчмиадзин (на армянском языке). 64 (5): 92–97.
- Шакарян, преп. о. Саак (2010). "Документы о церкви Св. Аствацацин Норашена в Тбилиси " Эчмиадзин (на армянском языке). 66 (7): 70–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Набор фотографий Норашена на Flickr (лето 2008 г.)