Chalchiuhtlicue
Chalchiuhtlicue | |
---|---|
Богиня воды, любовница озер, реки и моря | |
Chalchiutlicue в Codex Borbonicus | |
Другие имена | Iztac-chalchiuhtlicue, matlalcueye |
Обилие | |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Aztec, Tlaxcaltec (NahuaАцте |
Генеалогия | |
Родители | Создан Tezcatlipocas [ 3 ] (Codex Zumarraga) |
Братья и сестры | Никто |
Супруг | Tlaloc |
Дети |
|
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон |

Chalchiuhtlice Ацтек ацтека божество . это воды, река , - -божество [ Цитация необходима ] Chalchiuhtlicue связана с фертильностью, и она является покровительницей родов. [ 4 ] Chalchiuhtlicue была высоко почитана в культуре ацтеков во время испанского завоевания , и она была важной фигурой божества в постклассической ацтек -царстве Центральной Мексики. [ 5 ] Chalchiuhtlicue принадлежит к более крупной группе богов ацтеков, дождей, [ 6 ] И она тесно связана с другим богом ацтеков, называемой Чалчиухтлатональным . [ 7 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Chalchiuitlicue напрямую переводится как «Jade ее юбку»; Тем не менее, ее имя чаще всего интерпретируется как «она из нефритовой юбки». [ 6 ] Она также была известна как Chalchiuhtlatonac (Chalchihu [itl] -tla-tona-c) «она сияет как нефрит» и Matlalcueye «владелец синей юбки» Tlaxcalans , местной группы, которая жила в Республике Тлаксала . [ 8 ]
Chalchiuitlicue была женой или сестрой ацтекского бога дождя Тлалока , в зависимости от текста. Tlaloc и chalchiuitlicue имеют сходные атрибуты, поскольку они оба являются водными божествами; Тем не менее, Chalchiuitlicue часто ассоциировалась с подземными водами, в отличие от Tlaloc. [ 8 ] Она также была матерью ацтекской луны Бога Текцизтекатла . В других текстах она была женой Xiuhtecuhtli , который был старшим божеством для ацтеков. [ 9 ]
В религии ацтеков Chalchiuitlicue помогает править парадиальным царством Тлалокан . Chalchiutlicue приносит фертильность в сельскохозяйственных культурах и, как полагают, защищает женщин и детей. [ 10 ]
Согласно мифам, чалчиухтлика однажды съела солнце и луну. Она часто ассоциируется со змеями, как и большинство ацтекских водных божеств. [ 9 ] Считается, что ее связь с водой и фертильностью говорит о связи ацтеков с маткой и водой. Она часто удерживала двойную роль в мифологии ацтеков как живого и жизненного ижига. [ 11 ] ацтеков В мифе о создании о пяти солнцах Чалчиухтлика возглавляла четвертое солнце или четвертое творение мира. Считается, что Chalchiuhtlicue ответила против плохого обращения с Тлалоком, выпустив 52 -летний дождь, вызывая гигантский наводнение, которое вызвало уничтожение четвертого солнца. [ 12 ] Она построила мост, связывающий небеса и землю, и тем, кто находился в хорошей грации Chalchiuhtlicue, позволили пройти его, в то время как другие были превращены в рыбу. После наводнения развилось пятое солнце. Пятое солнце - это мир, который мы сейчас занимаем. Во время ее правления ацтеки впервые начали использовать кукурузу, которая стала основным продуктом в их рационе и экономике. [ 9 ]
Chalchiutlicue была связана со многими фасадами воды, а также приписывает участие в смерти тех, кто погиб в результате утопления. [ 13 ]
В дополнение к смертельным случаям, связанным с водой, Chalchiuhtlicue председательствовал по ритуалам родов, купанию жертвы и церемониальными субъектами, судебной очистке, королевским инвестициям и утилизации ритуальных отходов. [ 8 ]
Chalchiuhtlicue часто изображали как «река, из которой росло кактус колючей груши, нагруженного плодом, который символизировал человеческое сердце». (Schwartz 2018, 14). Считалось, что она является олицетворянием молодости, красоты и рвения, хотя ее не следует путать с Tlazolteotl (также известным как Ixucuina или Tlaelquani), которая была ацтек -богиней акушерков, паровые бани, очищение, грех и был Патронесса прелюбодеев. Хотя две богини часто перекрывались, они отличались друг от друга. [ 9 ]
Археологические записи
[ редактировать ]
Chalchiutlicue изображена в нескольких рукописях центральной мексиканской мексиканской деятельности, в том числе доколумбийский кодекс Боргия (Пластин 11 и 65), Кодекс 16-го века Borbonicus (стр. 5), кодекс 16-го века Ríos (стр. 17) и Флорентийский кодекс (тарелка 11 ) Когда он представлен через скульптуру, Chalchiutlicue часто вырезается из зеленого камня в соответствии с ее именем.
Пирамида Луны представляет собой большую пирамиду, расположенную в Теотиуакане, доминирующей политической власти в центральном мексиканском регионе в начале классического периода (около 200–600 г. н.э.). Считается, что пирамида была посвящена Chalchiutlicue. Он сопровождает пирамиду Солнца, которая, как считается, была посвящена мужу Чалхиутлика Тлалока.
В середине 19-го века археологи раскопали 20-тонную монолитную скульптуру, изображающую водную богиню, которая, как полагают, была Chalchiuhtlicue из-под пирамиды Луны. Скульптура была раскопана из площади Плаза Форита Пирамиды Лунной структуры. Скульптура была перемещена Леопольдо Батресом в Мехико в 1889 году, где в настоящее время она находится в коллекции музея национальной детропологии . [ 14 ]

Визуальные представления
[ редактировать ]Chalchihuitlicue носит отличительный головной убор, который состоит из нескольких широких, вероятно, хлопковых полос, отделанных семенами амаранта . [ 15 ] Большие круглые кисточки падают с обеих сторон головного убора. Chalchihuitlicue обычно носит платок, украшенную кисточками и юбкой. Ее часто изображают, сидя с потоком воды, вытекающей из ее юбки или из -за ее юбки.
В Codex Borbonicus (стр. 5) Chalchihuitlicue носит сложный синий и белый головной убор. Она сидит на красном табуретке, и поток воды вытекает с дна ее стула. Мужчина -ребенок и ребенок, которые изображены так, как будто плавание, несут в воде. [ 16 ]
В «Кодексе Борджиа» (стр. 65) Чалхиухитя сидит на красном троне, и река течет наружу из -за ее тела. Две фигуры стоят в воде, и Chalchihuitlicue жестикулирует к ним. Она носит сложный желтый головной убор. [ 17 ]
Обряды и ритуалы
[ редактировать ]Пять из 20 больших праздников в ацтек -календаре были посвящены Chalchiutlicue и ее мужу (или брату) Tlaloc. Во время этих праздников священники нырнули в озеро и подражали движениям и мороженным лягушкам, надеясь принести дождь.
Chalchiutlicue председательствует в течение 5 змея и Trecena 1 Treed . Ее праздник празднуется в Венене Этзалькализтли . [ 13 ] Она связана с плодородием как людей, так и земли, и ацтеки попросили Чалчифликуу хорошего урожая сельскохозяйственных культур.
Серия ритуальных церемоний была выполнена и посвящена Chalchiuhtlicue и другим родам/водным божествам, называемым Atlcahualo. Эти церемонии будут длиться весь месяц февраля. [ 9 ]
Роды
[ редактировать ]Chalchiutlicue была опекуном детей и новорожденных. Когда дети заболели, целители призвали к богине, когда они практиковали гидромантию , чтобы найти тоналли (духи) больных детей. [ 18 ] Она также сыграла центральную роль в процессе родов. Матери и дети часто умерли в процессе родов; Роль акушерки также имела первостепенное значение в процессе. [ 19 ] Во время труда акушерка поговорила с новорожденным и спросила богов, что рождение ребенка обеспечивает главное место среди них. После разрезания пуповины акушерка вымыла нового ребенка с обычными приветствиями в Chalchiutlicue. [ 20 ] Через четыре дня после рождения ребенку дали вторую ванну и имя.
Как сообщили информаторы Сахагуна, акушерка сказала: «Боги Ometecutli и Omecioatl, которые сферают в девятом и десятом небесах, повернули вас в этом свете и привели вас в этот мир, полный бедствия и боли. ты жизнь, во имя богини Шалхиутли. " [ 20 ] Затем она посыпала водой во главе ребенка и сказала: «Вот этот элемент без помощи, ни одно смертное не может выжить». Она также посыпала воду на грудь ребенка, говоря: «Получите эту небесную воду, которая промывает нечистоту от вашего сердца». Затем она пошла к голове и сказала: «Сын, получите эту божественную воду, которая, должно быть, все может жить, что может смыть вас и смыть все ваши несчастья, часть жизни с самого начала мира: эта вода По правде говоря, есть уникальная сила противостоять несчастью ». Наконец, акушерка вымыла все тело ребенка и сказала: «В какой части вас несчастье скрыто? Или в какой части вы прячет был залит, как предписано волей Бога моря чалхиутлика ». [ 20 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Сесилио А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (по -испански). Поруа Поруа. ППС 567, 568, 569, 570, 571. ISBN 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилио А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (по -испански). Поруа Поруа. ППС 206, 207. ISBN 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилио А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (по -испански). Поруа Поруа. п. 351. ISBN 970-07-3149-9 .
- ^ Читать & González 2002: 140–142
- ^ Согласно доминиканскому монаху 16-го века и историку Диего Дурана . «Повторно уважаемый» цитируется из его книги Богов и обрядов , написанной 1574-1576 и опубликовано на английском переводе (Durán 1971: 261), как цитируется Read & González 2002: 141.
- ^ Jump up to: а беременный Сахагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: общая история вещей Новой Испании: Книга I, Боги . Андерсон, Артур Джо, Диббл, Чарльз Э. (2 -й, Rev Ed.). Санта -Фе, Нью -Мексико: Школа американских исследований. п. 6. ISBN 9780874800005 Полем OCLC 877854386 .
- ^ Miller & Taube 1993: 60; Taube 1993: 32–35.
- ^ Jump up to: а беременный в Dehouve, Danièle (2020). «Правила строительства божества ацтека: чалчиухтлика, богиня воды» . Издательство Кембриджского университета . 31 : 7–28. doi : 10.1017/s0956536118000056 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Шварц, Дэвид А. (2018). Материнская смерть и заболеваемость, связанная с беременностью, среди женщин из коренных народов Мексики и Центральной Америки . Springer International Publishing. С. 11–33. ISBN 978-3-319-71537-7 .
- ^ Читать, Кей Алмер; Гонсалес, Джейсон Дж. (2002-06-13). Мезоамериканская мифология: путеводитель по богам, героям, ритуалам и убеждениям Мексики и Центральной Америки . UP USA. п. 142. ISBN 9780195149098 .
- ^ Miller & Taube 1993: 60
- ^ Taube 1993: 34–35
- ^ Jump up to: а беременный Сахагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс Университет Юты Пресс. П. 6. ISBN 0874800005 Полем
И иногда она затонула мужчин в воде; Она утопила их. Вода была беспокойной: волны взревели; Они бросились и потерпели крах. Вода была дикой.
- ^ Берло 1992: 138; Pastory 1997: 87-89.
- ^ «Водное божество (chalchihuitlicue) [Мексика; ацтек] (00.5.72) | Объектная страница | Временная шкала истории искусства | Метрополитен Музей искусств» . Архивировано из оригинала 2007-03-15 . Получено 2008-05-31 .
- ^ Codex Borbonicus . п. 5
- ^ Кодекс Борджия . п. 65
- ^ Оливье, Гилхем и Сьюзен Романоски. "Chalchiuhtlicue." В Давиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ Эрнандес, Франциско; Вари, Саймон; Чабран, Рафаэль (2000). Мексиканская казначейство: сочинения доктора Франциско Эрнандес . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3963-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в Сахагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: общая история вещей Новой Испании, Книга 6: Риторика и моральная философия . Школа американских исследований. п. 175.
Библиография
[ редактировать ]- Берло, Джанет Кэтрин (1992). «Иконы и идеологии в Теотиуакане: пересмотренная великая богиня». В Джанет Кэтрин Берло (ред.). Искусство, идеология и город Теотиуакан: симпозиум в Дамбартон -Оукс, 8 и 9 октября 1988 года . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека и коллекция Dumbarton Oaks . С. 129–168. ISBN 0-88402-205-6 Полем OCLC 25547129 .
- Dr.treud, Diego (1971) [1574–79]. Книга богов и обрядов и древний календарь . Индийская серия 102 Doris Heyden, with a Foreword by Miguel León-Portilla (translation of Libro de los dioses y ritos and Норман: Университет включения . ISBN 0-8061-0889-4 Полем OCLC 149976 .
- Оливье, Гилхем и Сьюзен Романоски. "Chalchiuhtlicue." В Давиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Хадсон . ISBN 0-500-05068-6 Полем OCLC 27667317 .
- Pasztory, Esther (1997). Теотиуакан: эксперимент в жизни . Предисловие Энрике Флорскано. Норман: Университет Оклахома Пресс . ISBN 0-292-76597-5 Полем OCLC 56405008 .
- Читать, Кей Алмер; Джейсон Дж. Гонсалес (2002). Справочник по мезоамериканской мифологии: руководство по богам, героям, ритуалам и убеждениям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-514909-2 Полем OCLC 77857686 .
- Таубе, Карл А. (1993). Мифы Ацтека и Майя (4 -е Университет Техасского университета Печать изд.). Остин: Университет Техасской прессы . ISBN 0-292-78130-X Полем OCLC 29124568 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Chalchiuhtlicue в Wikimedia Commons