BSA Rocket 3/Триумф Трайдент
Производитель | Триумф Инжиниринг и BSA |
---|---|
Также называется | Т150/Т160, Ракета III, Ракета Три |
Производство | 1968–1975 |
Двигатель | 740 куб. См (45 куб. Дюймов), верхнеклапанный двигатель с воздушным охлаждением тройной |
Отверстие / ход | 67 мм × 70 мм (2,6 × 2,8 дюйма) |
Степень сжатия | 9.5:1 |
Максимальная скорость | 117,03 миль в час (188,34 км / ч) [1] |
Власть | 58 л.с. (43 кВт) при 7500 об/мин [2] |
Передача инфекции | Сухое сцепление, 4-ступенчатая, цепная, 5-ступенчатая на T150V и T160. |
Тип рамы | Сталь |
Приостановка | Телескопическая вилка, маятник |
Тормоза | 1968–1971: 2LS дорога/дорога 1972–1975: диск/барабан 1975: диск/диск Т160 |
Шины | 3.25-19, 4.10-19 |
Колесная база | 57,5 дюймов (1460 мм) |
Размеры | Через : 22,7 |
Высота сиденья | 31,7 дюйма (805,18 мм) |
Масса | 468 фунтов (212 кг) [2] ( сухой ) 499 фунтов (226 кг) (1/2 бака) [1] ( влажный ) |
Запас топлива | 5,12 галлонов США (19,4 л; 4,26 имп галлонов) |
Расход топлива | 30–40 миль на галлон — США (7,8–5,9 л/100 км; 36–48 миль на галлон — имп ) [2] |
Triumph Trident и BSA Rocket 3 — технически продвинутый, высокопроизводительный родстер (или стандартный), мотоцикл- производимый компаниями Triumph Engineering и BSA (обе компании входят в состав Birmingham Small Arms Company ) с 1968 по 1975 год и продававшийся как под марками Triumph, так и под марками BSA Rocket 3. Марки BSA. [1] Наряду с Honda CB750 , а затем и двухтактными трехтактными двигателями Kawasaki , он привнес новый уровень сложности в уличные мотоциклы, ознаменовав начало эры супербайков . [3] [4] [5] Honda CB750 затмила Trident и запомнилась как «первый супербайк», несмотря на то, что Triumph Trident фактически дебютировал на несколько недель раньше Honda. [3] [4] [5]
объемом 740 кубических сантиметров (45 кубических дюймов) мощностью 58 л.с. (43 кВт) с воздушным охлаждением и с верхнеклапанным двигателем Он имел рядный трехступенчатый двигатель с четырьмя передачами и обычным шасси и подвеской. [2] Двигатель имел меньшую вибрацию, чем существующие близнецы с поворотом на 360° . Rocket 3/Trident был частью плана Triumph по расширению модельного ряда за пределы параллельных близнецов объемом 650 куб.см. Это был последний крупный мотоцикл, разработанный Triumph в Меридене, Уэст-Мидлендс , созданный для удовлетворения потребностей рынка США. Хотя BSA испытывала серьезные финансовые трудности, за ее семилетнюю историю было произведено 27 480 Rocket 3/Trident. [6]
Разработка
[ редактировать ]Triumph Trident был разработан Бертом Хопвудом и Дугом Хеле . двигателя Trident Конструкция трехцилиндрового Triumph 5TA 1959 года была разработана на основе параллельно- твинного двигателя объемом 500 куб.см (который берет свое начало от Эдварда Тернера 1937 года Triumph Speed Twin ). У Trident есть дополнительный цилиндр, и, следуя практике Triumph, его двигатель с толкателем OHV имеет отдельные распределительные валы для впускных и выпускных клапанов. [7]
Хотя прототип был готов к 1965 году, завод на несколько лет отложил косметический редизайн, а это означало, что его окончательное появление было омрачено явно более современной Honda CB750 , представленной в 1969 году.
В отличие от CB750 и других японских супербайков, у которых были картеры с горизонтальным разъемом, двигатель Trident по сути представлял собой параллельный сдвоенный двигатель с вертикальным разъемом и отдельной центральной камерой для размещения третьего цилиндра. В то время как Speed Twin был традиционным британским твином с коленчатым валом на 360°, у этой новой тройки шатуны были смещены на 120° и поэтому по своей сути имели гораздо более плавный первичный баланс, хотя и с качающейся парой. Хотя в большинстве британских мотоциклов использовалось мокрое многодисковое сцепление, у этой тройки было сухое однодисковое сцепление в корпусе между первичной цепной коробкой передач и коробкой передач. На конце первичного вала коробки передач (там, где ожидалось сцепление) был установлен большой амортизатор трансмиссии.
Инженеры-испытатели разработали характеристики управляемости шасси, прикрепив свинцовые грузы к стандартному 650 Bonneville . Первый прототип (P1) был запущен в 1965 году, и казалось, что [ кому? ] что Triumph может запустить машину в производство к 1967 году. Однако решение выпустить версию BSA с наклонными цилиндрами и использовать Ogle Design, чтобы придать ранним Tridents/Rocket 3 их «квадратный бак», увеличило объем и увеличило вес на 40 фунтов (18 кг). вес, что задерживает производство на 18 месяцев. [8] В 1966 году был выпущен прототип P2 с более серийным двигателем Trident, другими размерами диаметра цилиндра и хода поршня и улучшенным охлаждением. Хеле получил 90 л.с. (67 кВт) от двигателя Trident, что привело к спекуляциям. [ кем? ] дальнейшее развитие могло привести к созданию британского супербайка со скоростью 140 миль в час (230 км/ч).
Все трехцилиндровые двигатели (и мотоциклы Rocket 3) производились на заводе BSA в Смолл-Хит , но окончательная сборка модели Triumph Trident проводилась в Меридене в Ковентри. Основные различия заключались в двигателе и раме: у BSA была рама с двойной петлей в стиле A65 (с двигателем, установленным под наклоном), а у Triumph была рама с одинарной нижней трубой в стиле Бонневиля и вертикальными цилиндрами. Остальные различия были косметическими. Хотя на значках на самом велосипеде было написано Rocket 3 , в собственной рекламе BSA название мотоцикла под брендом BSA было оформлено как Rocket III , но в сторонних средствах массовой информации оно печаталось как Rocket 3 , а иногда и Rocket Three . [9] Triumphs продавались лучше в США, несмотря на успехи BSA в гонках Daytona в начале 1970-х годов. Продажи не оправдали ожиданий; в 1971 модельном году была добавлена пятая передача, в результате чего появились BSA A75RV и Triumph T150V. У BSA были финансовые трудности, и до прекращения производства варианта BSA было построено всего около 205 пятиступенчатых Rocket 3. Производство пятиступенчатого Triumph T150V (с передним дисковым тормозом, заменившим оригинальный барабан) продолжалось до 1974 года.
В 1975 модельном году Trident был обновлен до T160 , который получил электрический запуск, передние и задние дисковые тормоза и переключение передач левой ногой. Как и Rocket 3, T160 также отличался наклоненным вперед блоком цилиндров, что обеспечивало лучшее распределение веса и больше места за двигателем для вспомогательного оборудования.
Прием
[ редактировать ]Прототип тройки имел вид «Триумфа» с баком каплевидной формы. Затем BSA/Triumph поручила Ogle Design провести редизайн, что привело к 18-месячной задержке. Новый мотоцикл имел более квадратный топливный бак и менее традиционный вид, с наклонными цилиндрами и глушителями типа «лучевая пушка».
Модель Rocket 3/Trident была представлена летом 1968 года и получила признание критиков, но четыре недели спустя ее затмила Honda CB750 . [2] По сравнению с британской тройкой, CB750 имел пятиступенчатую коробку передач, верхний распределительный вал , маслогерметичный двигатель, электростартер и дисковый тормоз. Honda превзошла по продажам Triumph на рынке США; В 1970 году, чтобы оживить продажи, Триумф рестайлинговал экспортные версии, придав им «классический» вид.
В 1968 году новые тройки разочаровали американское руководство BSA-Triumph, знавшее, что у Honda находится в разработке мотоцикл. Они посчитали, что цена в 1800 долларов (895 фунтов стерлингов) была слишком высокой, а технические детали (такие как вертикальный разъем картера и клапанный механизм верхнего расположения с толкателем) были слишком традиционными. [10] Однако они признали, что мотоцикл был быстрым, и команда продаж в США запустила его, установив рекорды скорости в Дайтоне (которые были побиты только в 1971 году Kawasaki Z1 ).
Cycle World зафиксировала максимальную скорость 117,03 миль в час (188,34 км/ч) в ходе дорожных испытаний 1968 года, а время разгона от 0 до 60 миль в час (от 0 до 97 км/ч) составило 5,6 секунды и От 0 до 1 ⁄ . мили (от 0,00 до 0,40 км) за 13,71 секунды при скорости 98,46 миль в час (158,46 км/ч) [1] Тест на торможение, проведенный журналом, составил от 60 до 0 миль в час (от 97 до 0 км/ч) на высоте 157,0 футов (47,9 м), а расход топлива составил 20,3 миль на галлон США (11,6 л/100 км; 24,4 миль на галлон - имп ). [1]
Триумф Х-75 Ураган
[ редактировать ]Вице-президент BSA США Дон Браун считал, что тройкам BSA/Triumph нужен другой взгляд, чтобы добиться успеха в США. Он поручил дизайнеру Крейгу Веттеру изменить дизайн BSA A75 (сделав его более изящным и сбалансированным) и рассказал о проекте Веттера Питеру Торнтону (президенту BSA/Triumph North America). В октябре 1969 года Веттер продемонстрировал свой модифицированный A75. Затем мотоцикл был отправлен в Великобританию, где он получил вялый прием со стороны главного дизайнера Берта Хопвуда (но положительную реакцию общественности); Vetter BSA Rocket 3 стал Triumph X-75 Hurricane.
Модель Т160
[ редактировать ]В ноябре 1974 года на смену Т150В пришел модифицированный Т160. Некоторые изменения произошли из-за реакции рынка на более ранние модели Trident; другие соблюдали американское законодательство о безопасности. Используя наклоненные вперед цилиндры (как у BSA Rocket 3), электрический запуск и левостороннее переключение передач, NVT предприняла последнюю попытку сохранить крупносерийное производство и сократить разрыв между Trident и Honda CB750. Т160 производился чуть больше года, а производство закончилось в начале 1976 года (когда НВТ развалилась). [11] В 1975 модельном году было построено около 7000 моделей T160; из-за медленных продаж некоторые из них все еще продавались до конца 1977 года. [12]
Изменения на Т160:
- Расположение цилиндров с наклоном вперед заимствовано у BSA Rocket 3 (позволяет установить воздушный короб большего размера).
- Улучшенный центр тяжести
- Электрический старт
- Пятиступенчатая коробка передач (впервые использована на Т150В)
- Переключение передач левой ногой (требования безопасности США)
- Передние и задние дисковые тормоза
- Кольцевые глушители (для соответствия более низким требованиям США по уровню шума)
- Переработанная приборная панель и распределительное устройство на руле.
- Возвращение к традиционному стилю Triumph.
Кардинал
[ редактировать ]В декабре 1975 года последние партии 288 и 224 мотоциклов были предназначены для Австралии и США соответственно, но компания NVT перенаправила их для выполнения заказа полиции Саудовской Аравии. Большинство полицейских Великобритании перешли на мотоциклы BMW , но некоторые (например, полиция Йоркшира) все еще использовали Trident. Около 450 велосипедов было отправлено в Саудовскую Аравию; последние 130 все еще находились в Великобритании, когда саудовцы отменили оставшуюся часть заказа, и компания NVT Motorcycles продала их как Triumph Cardinal. В то время прейскурантная цена акций T160 составляла 1215 фунтов стерлингов; [13] хотя «полицейские аксессуары» стоили всего 150 фунтов стерлингов, NVT перечислила кардинала за 1522,80 фунта стерлингов. В 1982 году европейские дилеры импортировали из Саудовской Аравии около 180 автомобилей Trident с небольшим пробегом; Плохо обслуживаемые, покрытые песком машины были восстановлены и проданы как стандартные T160.
Квадрант
[ редактировать ]Триумфальный квадрант был спроектирован и построен Дугом Хеле в 1973 году. [14] мотоцикл объемом 1000 куб.см, Это был четырехцилиндровый изготовленный из деталей Trident (хотя распределительный вал был поставлен за пределами завода). Четвертый цилиндр возник в результате установки дополнительного блока среднего картера; поскольку первичную цепную коробку и звездочку главной передачи нельзя было сдвинуть с места, четвертый цилиндр выступал с правой стороны мотоцикла.
Почему Хеле разработал эту машину, неизвестно, поскольку однобокая конструкция никогда не могла конкурировать с японскими мотоциклами, такими как Honda CB750 или Kawasaki Z1 . Взгляд изнутри заключается в том, что усилия Хеле были пустой тратой ресурсов, которые, учитывая нестабильное финансовое положение NVT, должны были быть направлены на маркетинг тройного Thunderbird III объемом 900 куб.см. [15]
Модель T180 Тандерберд III
[ редактировать ]В 1975 году появился трехместный прототип NVT объемом 870 куб.см, T180. [16] Triumph Thunderbird III был разработан, но в производство так и не поступил. НВТ передал прототип кооперативу «Мериден», который также не приступил к производству (несмотря на эксперименты с двигателем в маслоподшипниковой раме). [16] [17]
Прототип «Нортон 900 Коммандос». [18] также был построен с двигателем T180 в раме Norton Commando . [16]
Гонки
[ редактировать ]Дуг Хеле продолжил разработку двигателя и в 1971 году присоединился к эксперту по рамам Робу Норту для производства гоночных машин Формулы 750. На Daytona 200 1971 года британские трехцилиндровые мотоциклы заняли три первых места; Дик Манн победил на BSA Rocket 3, за ним следовал Джин Ромеро на Triumph Trident и Дон Эмде стал третьим на другом BSA Rocket 3. [19] Джон Купер на BSA Rocket 3 одержал досадную победу над чемпионом мира в классе 500 куб.см Джакомо Агостини в гонке года 1971 года в Мэллори-парке . [20] Купер финишировал на три пятых секунды впереди MV Agusta Агостини . [21]
Самым известным мотоциклом был Trident серийного класса, подготовленный командой под руководством Леса Уильямса под названием Slippery Sam , родстер, подготовленный для шоссейных гонок серийного класса в соответствии с контролируемыми спецификациями с использованием только избранных модификаций, доступных на заводе в качестве пронумерованных запасов. Команда Уильямса выигрывала подряд серийные гонки с двигателем объемом 750 куб.см на острове Мэн TT в течение пяти лет с 1971 по 1975 год, а в новом соревновании F750 для машин гоночной спецификации машины Triumph и BSA с рамами Роба Норта заняли первое и второе места. [22] Берт Хопвуд рекомендовал серийную версию гоночного тройника мощностью 84 л.с. (63 кВт) при 8250 об / мин, но его предложение не было принято. Дальнейшее развитие гонок велось в Дуарте, Калифорния, под руководством гоночного менеджера Дэна Масиаса.
Том Меллор установил четыре мировых рекорда скорости на солончаках Бонневиль в сентябре 2008 года на Triumph Trident T150 1969 года. [23]
Окончание производства
[ редактировать ]Финансовые и управленческие проблемы в BSA, а также распад британской мотоциклетной промышленности в начале 1970-х годов привели к спонсируемому правительством слиянию «NVT» в июле 1973 года с Norton . Хотя «Нортон» был намного меньше, чем «БСА-Триумф», [24] и у нее был только один продукт, устаревшая версия до подразделения Commando , тем не менее, контроль над NVT был передан Деннису Пуру , боссу Norton. Пур гораздо лучше разбирался в мотоциклах, чем руководство BSA, но бизнес-план Пура оказался лишением BSA активов для Manganese-Bronze , а не консолидацией остатков мотоциклетной промышленности Великобритании. Планы реструктуризации NVT спровоцировали забастовку на заводе Triumph в Меридене в сентябре 1974 года. Производство Trident в конечном итоге было передано на завод BSA Small Heath в марте 1974 года, но длительный трудовой спор прервал производство, и на свет появилось очень мало Small Heath Trident. [25] [26]
Последняя машина, сошедшая с конвейера в Смолл-Хит, Triumph Trident полицейской спецификации для Саудовской Аравии, была произведена 18 декабря 1975 года. [27]
Позднее использование названий Trident и Rocket.
[ редактировать ]новая фирма Triumph Motorcycles была основана После распада Triumph at Meriden в Хинкли Ltd. Новая фирма с 1990 года выпускала новую линейку мотоциклов с модульной конструкцией двигателя. Некоторые из этих мотоциклов назывались «Триумф Трайденты» ; и намного позже был выпущен « Триумф Рокет III ».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Triumph Trident 750: новая тройка для знатоков», Cycle World , vol. 7, нет. 10, стр. 44–49, октябрь 1968 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тут, Филипп (май – июнь 2010 г.). «1968 Triumph Trident T150; этот тройной мотоцикл стал одним из самых популярных классических мотоциклов Triumph» . Мотоциклетная классика .
- ^ Jump up to: а б Зал славы мотоциклов, Honda CB750 1969 года выпуска; Год супербайка , Американская ассоциация мотоциклистов , заархивировано из оригинала 30 октября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б «Рассвет супербайка: замечательный CB750 Honda» , Зал славы мотоциклов AMA , Американская ассоциация мотоциклистов , заархивировано из оригинала 13 января 2010 г. , получено 20 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Лайонс, Питер (январь 1992 г.), «Революция! Первые современные супербайки и как они потрясли мир мотоциклов», Cycle World , vol. 31, нет. 1, стр. 52–56.
- ^ Бэкон, 1995. стр.114.
- ^ Бэкон, 1995. стр. 108.
- ^ Марджи Сигал (сентябрь – октябрь 2009 г.). «1971 БСА Ракета-3» . Мотоциклетная классика . Проверено 20 августа 2009 г.
- ^ Использование III , 3 или трех
Реклама БСА:- Birmingham Small Arms (BSA) (май 1971 г.). «BSA захватывает Дайтону [реклама]» . Американский мотоциклист . 25 (5): 33. ISSN 0277-9358 .
- Birmingham Small Arms (BSA) (декабрь 1971 г.). «Купер на BSA участвует в гонке на 250 миль по Онтарио [реклама]» . Американский мотоциклист . 25 (12): 22. ISSN 0277-9358 .
- «Всемирная выставка велосипедов 1971 года», Cycle World , вып. 10, нет. 8, с. 53 августа 1971 г.
- «Новости AMA; Доктор участвует в гонках» , Американский мотоциклист , вып. 26, нет. 8, Американская ассоциация мотоциклистов , август 1972 г., ISSN 0277-9358.
- ^ Бэкон, 1995. стр.115.
- ^ Бэкон, 1995. стр. 115-116.
- ^ Роланд Браун (январь – февраль 2006 г.). «Триумф Т160 Трайдент» . Мотоциклетная классика . Проверено 19 августа 2009 г.
- ^ Бэкон, 1995. стр.192.
- ↑ Статья в журнале Motorcycle Classics о самодельном Triumph Quadrent Джорджа Пула.
- ^ «BSA - родился в 1861 г., умер в 1973 г.» Билл Мюррей, июль 1984 г.
- ^ Jump up to: а б с Брук 2002 , с. 125.
- ^ Спасите Триумф Бонневиль! Внутренняя история рабочего кооператива Меридена, Джон Розамонд (Veloce, 2009)
- ^ Таншаноми, Питер (6 января 2015 г.). «Двухколесный вторник: последний вздох Изоластика Нортона» . Хуниверс . Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ «Значок: Daytona 200 1971 года» . Мотоциклист . Проверено 9 января 2013 г.
- ^ «История Мэллори-парка» . Mallorypark.co.uk. Архивировано из оригинала 2 июня 2011 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «Джон Купер» . motopaedia.com . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Официальный сайт IoM TT, обзор 1971 г. Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Алан Кэткарт (июль – август 2009 г.). «Рекордный триумф Тома Меллора Trident T150» . Мотоциклетная классика . Архивировано из оригинала 24 июня 2009 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ↑ В период своего расцвета BSA была крупнейшим производителем мотоциклов в мире. МЦН [1]
- ^ «Мериден - несколько специальных наблюдений» Билл Мюррей, 24 марта 1983 г.
- ↑ Инсайдерская монография: «BSA – родился в 1861 г., умер в 1973 г.», Билл Мюррей, июль 1984 г.
- ^ Последний с линии. Motor Cycle Weekly , 3 января 1976 г., стр. 32 (задняя обложка). Проверено 6 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон, Рой (1995). Триумф Близнецы и Тройки . Издательство Нитон. ISBN 978-1-85579-026-1 .
- Брук, Линдси (2002). Триумф: век страсти и силы . Моторбукс Интернешнл. ISBN 9781610592277 .
- Дэвис, Айвор (1991). Триумф-Полная история . Кровуд Пресс. ISBN 978-1-86126-149-6 .
- МакДиармид, Мак (1997). Триумф-Легенда . Издательство Паррагон. ISBN 978-0-7525-2080-3 .