Синтонная запятая
В теории музыки синтоническая запятая , также известная как хроматический диезис , дидимова запятая , птолемеева запятая или диатоническая запятая. [2] — небольшой запятой типа интервал между двумя музыкальными нотами , равный соотношению частот 81:80 (= 1,0125) (около 21,51 цента ). Две ноты, отличающиеся этим интервалом, будут звучать по-разному даже для нетренированного слуха. [3] но были бы достаточно близки, чтобы их скорее интерпретировали как расстроенные версии одной и той же ноты, чем как разные ноты. Запятую также называют дидимовой запятой, потому что это сумма, на которую Дидим исправил пифагорейскую большую треть (81:64, около 407,82 цента). [4] до чуть большей трети (5:4, около 386,31 цента).
Слово «запятая» пришло из латыни от греческого κόμμα, ранее существовавшего *κοπ-μα = «отрезанная вещь».
Отношения
[ редактировать ]Простые делители простого интервала 81/80, известного как синтонная запятая, можно выделить и преобразовать в различные последовательности из двух или более интервалов, которые достигают запятой, например 81/1 × 1/80 или (полностью развернутый и отсортированный простым числом) 1/2 × 1/2 × 1/2 × 1/2 × 3/1 × 3/1 × 3/1 × 3/1 × 1/5. Все последовательности математически обоснованы, но некоторые из наиболее музыкальных последовательностей, которые люди используют для запоминания и объяснения состава, возникновения и использования запятой, перечислены ниже:
- Разница в размере между пифагорейским дитоном ( соотношение частот 81:64, или около 407,82 цента ) и просто мажорной терцией (5:4, или около 386,31 цента). А именно, 81:64 ÷ 5:4 = 81:80.
- Разница между четырьмя правильно настроенными идеальными квинтами и двумя октавами плюс правильно настроенной мажорной третью . Просто идеальная квинта имеет размер 3:2 (около 701,96 цента), а четыре из них равны 81:16 (около 2807,82 цента). Просто мажорная терция имеет размер 5:4 (около 386,31 цента), а одна из них плюс две октавы (4:1 или ровно 2400 центов) равна 5:1 (около 2786,31 цента). Разница между ними заключается в синтонной запятой. А именно, 81:16 ÷ 5:1 = 81:80.
- Разница между одной октавой плюс правильно настроенной малой терцией (12:5, около 1515,64 цента) и тремя правильно настроенными идеальными четвертями (64:27, около 1494,13 цента). А именно 12:5 ÷ 64:27 = 81:80.
- Разница между двумя видами мажорной секунды , возникающими при 5-лимитной настройке : мажорным тоном (9:8, около 203,91 цента) и минорным тоном (10:9, около 182,40 цента). А именно, 9:8 ÷ 10:9 = 81:80. [4]
- Разница между пифагорейской мажорной секстой (27:16, около 905,87 цента) и правильно настроенной или «чистой» мажорной секстой (5:3, около 884,36 цента). А именно 27:16 ÷ 5:3 = 81:80. [4]
На фортепианной клавиатуре (обычно настроенной на 12 тонов равной темперации ) набор из четырех квинт (700 × 4 = 2800 центов) точно равен двум октавам (1200 × 2 = 2400 центов) плюс мажорная треть (400 центов). Другими словами, начиная с ноты «до», обе комбинации интервалов закончатся на «ми». Использование правильно настроенных октав (2:1), квинт (3:2) и терций (5:4), однако, дает два немного разных интервала. примечания. Соотношение между их частотами, как пояснялось выше, представляет собой синтонную запятую (81:80). Пифагорейская настройка также использует правильно настроенные квинты (3:2), но для основных терций использует относительно сложное соотношение 81:64. В значении «четверть запятой» используются правильно настроенные основные трети (5:4), но сглаживается каждая из квинт на четверть синтонной запятой относительно их правильного размера (3:2). Другие системы используют другие компромиссы. Это одна из причин, почему 12-тональная равнотемперированная система в настоящее время является предпочтительной системой настройки большинства музыкальных инструментов. [ нужны разъяснения ] .
Математически, согласно теореме Стёрмера , 81:80 — это самое близкое суперчастное соотношение , возможное с обычными числами в качестве числителя и знаменателя. Суперчастное отношение — это то, у которого числитель на 1 больше, чем его знаменатель, например 5:4, а регулярное число — это то, простые делители которого ограничены 2, 3 и 5. Таким образом, хотя меньшие интервалы могут быть описаны в пределах 5- предельные настройки, их нельзя описать как сверхчастные отношения.
Синтонная запятая в истории музыки
[ редактировать ]Синтоническая запятая сыграла решающую роль в истории музыки. Это степень, на которую некоторые ноты, полученные при пифагорейской настройке, были сглажены или обострены, чтобы образовались только второстепенные и мажорные трети. В пифагорейской настройке единственными очень согласными интервалами были чистая квинта и ее инверсия, идеальная кварта . Пифагорейская мажорная терция (81:64) и минорная терция (32:27) были диссонансными , и это мешало музыкантам использовать трезвучия и аккорды , заставляя их на протяжении веков писать музыку с относительно простой фактурой .
Синтоническая темперация восходит к Дидиму Музыканту , чья настройка диатонического рода тетрахорда . заменила один интервал 9:8 на интервал 10:9 ( меньший тон ), получив только большую треть (5:4) и полутон (16:4) 15). Позже это было исправлено Птолемеем (замена двух тонов местами) в его «синтонической диатонической» гамме (συντονόν διατονικός, syntonón diatonicós , от συντονός + διάτονος). Термин синтонон был основан на Аристоксене и может быть переведен как «напряженный» (условно «напряженный»), имея в виду натянутые струны (следовательно, более острые), в отличие от μαλακόν ( malakón , от μαλακός), переводимого как «расслабленный» (условный «мягкий»), имея в виду более свободные струны (следовательно, более плоские или «мягкие»).
Это было вновь открыто в эпоху позднего Средневековья , когда музыканты поняли, что, слегка смягчая высоту некоторых нот, пифагорейские терции можно сделать созвучными . Например, если частота E уменьшается на синтонную запятую (81:80), CE (большая треть) и EG (малая треть) становятся справедливыми. А именно, CE сужается до справедливо интонированного соотношения
и в то же время EG расширяется до справедливого соотношения
Недостаток в том, что квинты AE и EB, сглаживая E, становятся почти такими же диссонирующими, как квинта пифагорейского волка . Но пятая CG остается созвучной, поскольку только E была сглажена (CE × EG = 5/4 × 6/5 = 3/2) и может использоваться вместе с CE для создания до- мажорного трезвучия (CEG). Эти эксперименты в конечном итоге привели к созданию новой системы настройки , известной как четвертная запятая , в которой количество основных третей было максимально увеличено, а большинство второстепенных третей были настроены на соотношение, которое было очень близко к 6:5. Этот результат был получен путем сужения каждой квинты на четверть синтонической запятой, суммы, которая считалась незначительной и позволяла полноценно развивать музыку со сложной фактурой , например полифоническую музыку или мелодию с инструментальным сопровождением . С тех пор были разработаны другие системы настройки, и синтонная запятая использовалась в качестве эталонного значения для смягчения идеальных квинт во всем их семействе. А именно в семье синтонного темперамента континуум, включая средние темпераменты .
Запятая насос
[ редактировать ]Синтоническая запятая возникает в последовательностях запятой ( смещение запятой ), таких как CGDAEC, когда каждый интервал от одной ноты к другой воспроизводится с определенными интервалами только при настройке интонации . Если мы используем соотношение частот 3/2 для чистых квинт (CG и DA), 3/4 для нисходящих чистых четвертей (GD и AE) и 4/5 для нисходящей большой терции (EC), то последовательность интервалы от одной ноты к другой в этой последовательности составляют 3/2, 3/4, 3/2, 3/4, 4/5. Они умножаются вместе, чтобы дать
это синтоническая запятая (составленные таким образом музыкальные интервалы перемножаются). «Дрейф» создается комбинацией пифагорейских и пятипредельных интервалов в простой интонации и не возникает при пифагорейской настройке из-за использования только пифагорейской мажорной терции (64/81), которая, таким образом, возвращает последнюю ступень последовательность к исходной высоте.
Таким образом, в этой последовательности второе C острее первого C на синтонную запятую транспонирование ее известно как насос запятой. Если музыкальная линия следует этой последовательности и если каждый из интервалов между соседними нотами правильно настроен, то при каждом следовании этой последовательности высота произведения повышается на синтоническую запятую (примерно пятую часть полутона).
. Эта последовательность или любоеИзучение запятой-насоса восходит, по крайней мере, к шестнадцатому веку, когда итальянский ученый Джованни Баттиста Бенедетти сочинил музыкальное произведение, иллюстрирующее синтонический дрейф запятой. [5]
Обратите внимание, что нисходящая чистая кварта (3/4) аналогична нисходящей октаве (1/2), за которой следует восходящая чистая квинта (3/2). А именно, (3/4) = (1/2) × (3/2). Точно так же нисходящая большая терция (4/5) аналогична нисходящей октаве (1/2), за которой следует восходящая малая шестая (8/5). А именно, (4/5) = (1/2) × (8/5). Следовательно, вышеупомянутая последовательность эквивалентна:
или, сгруппировав похожие интервалы,
Это означает, что, если все интервалы правильно настроены, синтоническую запятую можно получить с помощью стека из четырех чистых пятых плюс одна малая шестая, за которой следуют три нисходящие октавы (другими словами, четыре P5 плюс одна m6 минус три P8 ).
Обозначения
[ редактировать ]Мориц Гауптман разработал метод обозначений, используемый Германом фон Гельмгольцем . На основе пифагорейской настройки затем добавляются индексы, обозначающие количество синтонических запятых, на которые нужно понизить ноту. Таким образом, пифагорейская шкала — это CDEFGAB, а правильная — CDE 1 FGA 1 B 1 . Карл Эйтц разработал аналогичную систему, которую использовал Дж. Мюррей Барбур . Добавляются положительные и отрицательные числа надстрочного индекса, указывающие количество синтонических запятых, которые нужно поднять или понизить в соответствии с пифагорейской настройкой. Таким образом, шкала Пифагора — это CDEFGAB, а пятипредельная шкала Птолемея — CDE. −1 ФГА −1 Б −1 .
В нотации Гельмгольца-Эллиса синтонная запятая обозначается стрелками вверх и вниз, добавленными к традиционным случайным знакам. Таким образом, шкала Пифагора — это CDEFGAB, а пятипредельная шкала Птолемея — CDE. ФГА Б .
Композитор Бен Джонстон использует знак «-» как случайное, чтобы указать, что нота понижена синтонической запятой, или «+», чтобы указать, что нота повышена с помощью синтонической запятой. [1] Таким образом, шкала Пифагора — это CD E+ FG A+ B+, а пятипредельная шкала Птолемея — CDEFGA B.
5-лимит всего | Пифагорейский | |
---|---|---|
ОН | CDE ФГА Б | CDEFGAB |
Джонстон | CDEFGAB | CD E+ FG A+ B+ |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Фонвилл . «Расширенная справедливая интонация Бена Джонстона - Руководство для переводчиков», с. 109, Перспективы новой музыки , т. 109, Перспективы новой музыки. 29, нет. 2 (лето 1991 г.), стр. 106–137. и Джонстон, Бен и Гилмор, Боб (2006). «Система обозначений для расширенной простой интонации» (2003), «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке , с. 78. ISBN 978-0-252-03098-7 .
- ^ Джонстон Б. (2006). «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке под редакцией Боба Гилмора . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-03098-2 .
- ^ «Соль-Фа – Ключ к темпераменту». Архивировано 8 февраля 2005 г. в Wayback Machine , BBC .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ллевелин Саутворт Ллойд (1937). Музыка и звук , с. 12. ISBN 0-8369-5188-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайлд, Джонатан; Шуберт, Питер (весна – осень 2008 г.), «Исторически обоснованная перестройка полифонического вокального исполнения» (PDF) , Журнал междисциплинарных музыкальных исследований , 2 (1&2): 121–139 [127], заархивировано из оригинала (PDF) в сентябре. 11, 2010 , дата обращения 5 апреля 2013 , ст. #0821208.