Барокко в Польше
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Польское барокко продолжалось с начала 17 до середины 18 века. Как и барокко стиль в других частях Европы , польское барокко подчеркивало богатство и триумфальную силу форм современного искусства. В отличие от предыдущего, ренессансного стиля, стремившегося изобразить красоту и гармонию природы, художники барокко стремились создать собственное видение мира. Результат был разнообразным, некоторые критики считали его грандиозным и драматичным, но иногда также хаотичным и дисгармоничным, окрашенным в аффектацию и религиозную экзальтацию, отражая тем самым неспокойные времена Европы 17-го века.
Барокко и сарматизм [ править ]
Польское барокко находилось под влиянием сарматизма , культуры польского дворянства ( шляхты ). [1] Сарматизм находился под сильным влиянием стиля барокко и создал уникальное сочетание восточного ( османского ) и западного (французского, итальянского) стилей. [1] Это восточное влияние возникло из-за большой границы, разделяемой Польшей с Османской империей , и частых стычек между двумя странами. [1]
Сарматистская мысль восхваляла идиллическое существование в сельской местности и либеральную золотую свободу дворянства, которое выступало против абсолютной власти монархии . [1] Сарматизм подчеркивал военное мастерство, восходящее к тем временам, когда шляхта впервые вышла из класса рыцарей ; и его религиозные ценности, связанные с исторической миссией польского народа как оплота католического христианства. Сарматская знать чувствовала себя выше даже дворянства других народов, которых они считали несвободными и почти порабощенными своими правителями (согласно конституции Польши, король был всего лишь «первым среди равных»). Однако с течением времени идеалы сарматизма исказились. Ко времени Просвещения XVIII века в Польше сарматизм часто рассматривался как отсталый и ультраконсервативный пережиток прошлого.
В более материальной сфере восточное влияние было заметно в одежде, оружии и украшениях дворян. [1] Новый польский костюм был основан на одежде Османской империи, которая распространялась от знати до горожан и даже крестьян. Польский дворянин носил длинную одежду, похожую на халат, такую как жупан , делия и контуш , часто на подкладке из дорогой ткани; дополнено поясом ( pas kontuszowy ) и дополнено сапогами до колена из мягкой кожи. [1] Арабские лошади были распространены в польской кавалерии . В 17 веке стало популярным бритье головы по - татарски . [1] Символом дворянского сословия было оружие с изогнутым клинком, сабла , нечто среднее между саблей и ятаганом . [1] Османские кинжалы, ножны, ковры, шлемы, седла, климы , коврики, гобелены и вышивки также были обычным явлением: то, что не было приобретено в результате торговли, было добычей во многих военных конфликтах вдоль южной границы Содружества. [1] ( Такими военными трофеями было украшено поместье двур , дворек ) польского дворянина. [1] Некоторые предметы роскоши были отечественного производства, часто имитируя восточный стиль; [1] большинство из них было импортировано с Запада через Данциг ( Гданьск ) или с Востока. Демонстрация своего богатства была важна, и оправданий было много: именины покровителя , а также свадьбы и похороны отмечались экстравагантно. [1] В этот период возникло самобытное искусство гробных портретов . [1]
Контрреформация [ править ]
Римско -католическая церковь стала одним из главных покровителей искусств; другим был королевский дом, покровительство которого было наиболее заметно в новой столице Варшаве . [1] Здесь благочестивый католический король Сигизмунд III Ваза спонсировал множество сакральных сооружений в стиле барокко. На первом этапе церковная архитектура барокко была в первую очередь связана с Орденом иезуитов , прибывшим в Польшу в 1564 году в рамках контрреформации , тенденции, которая в следующем столетии восторжествует в Польше. [1] Иезуиты основали церкви и школы во многих крупных городах, постепенно завоевывая протестантские образовательные центры в Торне ( Торунь ), Данциге и Эльбинге ( Эльблонг ) и Лешно (где школа Комениусов Богемских братьев ). располагалась [1] Возможная победа контрреформации в Польше в конечном итоге возродит и укрепит католическую идентичность Польши.
Монументальный замок Кшижтопор (вечные руины), построенный в стиле палаццо-ин-фортецца между 1627 и 1644 годами, имел несколько дворов, окруженных укреплениями. Также увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в королевы Масисеньки Китайском дворце в Золочеве . [2] Магнатские дворцы XVIII века представляют собой характерный тип в стиле барокко, загородной резиденции построенной между двором и садом (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Речи Посполитой, видна во дворце Потоцких в Радзынь-Подляском , дворце Рачинских в Рогалине и [Вишневецком дворце|Дворце Вишневецкого]] в Вишневце .
В конце 17 века самым известным архитектором Речи Посполитой был голландец Тильман ван Гамерен , который в возрасте 28 лет поселился в Короне Королевства Польского и работал на королеву Марию Казимиру и короля Яна III Собеского. . [3] [4] Тильман оставил после себя наследие на всю жизнь в виде зданий, которые считаются жемчужинами польской архитектуры барокко, в их число входят, среди прочего, дворец Острожских , дворец Отвоцк , дворец Браницких , церковь Св. Казимежа и церковь Св. Анны .
Известный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работе Иоганна Кристофа Глаубица , которому было поручено восстановить столицу Великого княжества Литовского Вильнюс. Поэтому стиль был назван Вильнюсским барокко , а Старый Вильнюс был назван «Городом барокко». [5] Самыми примечательными постройками Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году. [6] Церковь Вознесения, начатая в 1750 году, церковь Св. Иоанна , монастырские ворота и башни церкви Святой Троицы . великолепный и динамичный барочный фасад бывшей готической Среди лучших его работ упоминается церкви Св. Иоанна. Многие церковные интерьеры, в том числе Большая Виленская синагога, были реконструированы Глаубицем, а также Ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим образцом виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке , реконструированный между 1738 и 1765 годами. .
Архитектура [ править ]
Первым сооружением в стиле барокко в Речи Посполитой была церковь Тела Христова, построенная между 1586 и 1593 годами в Несвиже (после 1945 года Несвиж в Беларуси ). [7] [8] Церковь также имеет честь быть первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе . [8]
В последующие годы начала 17 века архитектура барокко распространилась по Содружеству. Важные церкви в стиле барокко, построенные на этом раннем этапе стиля, включали церковь Святых Петра и Павла в Кракове , [9] капелла Васа в Вавельском соборе (которая была в стиле барокко эквивалентом соседней часовни Сигизмунда, построенной несколькими годами ранее в стиле ренессанса) и церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове . Большинство этих церквей раннего барокко следовали образцу дизайна, установленному Бароцци да Виньола Джакомо церковью Джезу в Риме. [9] Другими важными церквями и часовнями в стиле барокко, построенными в середине 17 века, были часовня Св. Казимира в Вильнюсском соборе , [10] Церковь Св. Петра и Павла и церковь Св. Казимира, Вильнюс , монастырь Пажайслис в Каунасе , Доминиканская церковь [11] и церковь Святого Георгия во Львове (ныне Львов, Украина ). Примеры конца 17-го века включают иезуитскую церковь в Познани , собор Святого Франциска Ксавьера в Гродно , Королевскую часовню в Гданьске (которая включает в себя эклектичный архитектурный стиль, основанный на сочетании польских и голландских строительных традиций), [12] и Святилище Святой Марии на Мазурах (построено в стиле тирольского барокко). [13] Яркие примеры жилой архитектуры в стиле барокко этого периода включают замок Уяздов , Вилянувский дворец и дворец Красиньских в Варшаве .
Здания раннего польского барокко часто проектировались иностранными (чаще всего итальянскими) архитекторами. Первым зданием в стиле барокко в современной Польше была церковь Святых Петра и Павла в Кракове работы Джованни Баттиста Тревано . Еврейское население в этот период было большим и процветающим, и многие красивые польские еврейские синагоги были построены в стиле барокко. Несколько этих зданий сохранились, в том числе Влодавская синагога .
Светская архитектура барокко также росла. Королевский замок в Варшаве был реконструирован между 1596 и 1619 годами итальянскими архитекторами Джакомо Ротондо , Маттео Кастелли и Яном Тревано . [1] За пределами замка колонна со статуей короля Зигмунта , созданная Клементе Молли и отлитая Даниэлем Тымом, была воздвигнута его сыном Владиславом IV Вазой в 1644 году. [1] Парк Уяздовский с новым дворцом Уяздов был построен Тревано между 1619 и 1625 годами. [1] Уяздовский дворец вскоре был затмён Вилянувским дворцом , построенным королем Яном III Собеским между 1677 и 1696 годами. [1] Стилю этих новых королевских особняков вскоре стали подражать многочисленные магнаты , которые не хотели отставать от времени, что привело к появлению многочисленных резиденций в стиле барокко, возникших по всей польской сельской местности, например, в Крушине (1630 г., построено для воеводы Каспера Дёнгофа ), Ланьцуте (1629–1629 гг. ). 1641 г., перестроен для Станислава Любомирского ), [14] Вишнич (1616–1621, также для Станислава Любомирского), Уязд ( Кшижтопор, построенный в 1628–1644 годах для Кшиштофа Оссолинского ). [1]
Яркие примеры [ править ]
- Королевская капелла работы Тильмана ван Гамерена , Гданьск
- Монастырь ораторского искусства Филиппа Нери, Глоговко
- Св. Церковь Казимежа , Варшава
- Варшава
- Варшава
- Варшава
- Варшава
- Варшава
- Гданьск
- Университет Леопольдина во Вроцлаве
- Дворец в Неборове
- Ланьцут
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Майкл Микош , Польское барокко и литература Просвещения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1996. 104-108. ISBN 0-89357-266-7 Культурное происхождение
- ^ «Дворцы и замки в стране львов» . www.lvivtoday.com.ua . 2 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 г. Проверено 19 мая 2009 г.
- ^ (на английском языке) Джеймс Стивенс Керл; Джон Дж. Сэмбрук (1999). Словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 264 . ISBN 0-19-210006-8 .
- ^ Данута Шмит-Заверуха (июль 2003 г.). «Тильман ван Гамерен из Варшавы» . Статьи . Варшавский Voice.pl . Проверено 30 ноября 2012 г. (по-английски)
- ^ Ирена Алексайте (2001). Литва: очерк . Акрета. п. 218. ИСБН 9955-463-02-3 .
- ^ Кристиана Бауэрмейстер: Литва , 2007, стр. 70 ( цифровая копия )
- ^ Алексей Серка. «Фарная Римско-Католическая Церковь» . www.belarusguide.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Университет Адама Мицкевича (1991). «Тома 5-6». Литовско-славянское Posnaniensia (на польском языке). УАМ п. 90. ИСБН 83-232-0408-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (1996). Польша: приблизительное руководство . Грубые гиды. п. 380 . ISBN 1-85828-168-7 .
- ^ Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (2000). Дух строгости и роскошные материалы: Архитектурные истоки часовни Св. Казимира в Вильнюсе . Журнал балтийских исследований, том 31, выпуск 1. стр. 5–43.
- ^ Стефан Мутезиус (1994). Искусство, архитектура и дизайн в Польше, 966-1990: введение . Преемник KR Langewische Издательский книжный магазин H. Köster. п. 34. ISBN 3-7845-7611-7 .
- ^ Дорин Э. Грейг (1987). Неохотные колонисты: нидерландцы за границей в 17 и 18 веках . Ван Горкум. п. 27.
- ^ Томаш Торбус (1996). Польша, Путеводители Nelles . Hunter Publishing, Inc. с. 207. ИСБН 3-88618-088-3 .
- ^ (на английском языке) «История замка» . www.zamek-lancut.pl . Архивировано из оригинала 19 января 2021 г. Проверено 1 августа 2010 г.