Soviet cruiser Krasny Kavkaz
Krasny Kavkaz in the 1930s
| |
История | |
---|---|
Советский Союз | |
Имя | Krasny Kavkaz |
Строитель | Russud Dockyard , Nikolayev |
Заложен | 31 октября 1913 г. |
Запущен | 21 июня 1916 г. |
Приобретенный | ноябрь 1917 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 января 1932 г. |
Переименован | 14 декабря 1926 г. от адмирала Лазарева. |
реклассифицирован | 12 мая 1947 г. как учебный корабль. |
Почести и награды | Присвоено гвардейское звание 3 апреля 1942 г. |
Судьба | Затоплен как цель, 21 ноября 1952 г. |
Общая характеристика (в 1940 г.) | |
Класс и тип | «Адмирал Нахимов». типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 159,5 м (523 фута 4 дюйма) |
Луч | 15,7 м (51 фут 6 дюймов) |
Черновик | 6,6 м (21 фут 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала, 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) |
Диапазон | 3500 миль (6500 км; 4000 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 878 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × КОР-1 гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Красный Кавказ (от русского : «Красный Кавказ» – «Красный Кавказ ») — крейсер Советского ВМФ , строительство которого началось во время Первой мировой войны, но так и не было завершено во время Русской революции . Ее конструкция была сильно изменена Советским Союзом , и она была завершена в 1932 году. Во время Второй мировой войны она поддерживала советские войска во время осады Одессы , осады Севастополя и Керченско-Феодосийской операции зимой 1941–42. 3 апреля 1942 года ему было присвоено звание гвардейского . В мае 1947 года он был переклассифицирован в учебный корабль, а в 1952 году был использован в качестве цели.
История обслуживания
[ редактировать ]Заложен 18 октября 1913 года на верфи «Россуд» под именем «Адмирал Лазарев» для Императорского Российского флота как крейсер «Светлана» класса , спущен на воду 8 июня 1916 года. Строительство было прекращено в 1917 году во время Октябрьской революции , когда корабль был готов на 63%. . Морское ведомство гетмана Павла Скоропадского Во второй половине 1918 года достройкой корабля занималось . 25 января 1919 года корабль был официально переименован в «Гетман Петр Дорошенко », но вскоре после этого Николаев был захвачен Антантой. [ 1 ] Корпус был относительно неповрежденным, и Советы решили доработать корабль до измененной конструкции. Он был переименован в Красный Кавказ 14 декабря 1926 года, достроен по модернизированному проекту и вступил в строй 25 января 1932 года. [ 2 ]
Первоначально «Красный Кавказ» предполагалось разместить восемь 8-дюймовых (203-мм) орудий в четырех спаренных башнях , но это было невозможно, учитывая его небольшой и легкий корпус. Три спаренные башни для установки новой калибра разрабатываемой 180-мм (7,1 дюйма) пушки Б-1-К 57 калибра также оказались непрактичными, и Советам пришлось довольствоваться четырьмя орудийными башнями МК-1-180 одиночными 180-мм , по две на каждом конце. Ее надстройка была существенно переработана для размещения этих башен, а все оригинальные каземированные 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия B7 образца 1913 года были удалены. Вспомогательное вооружение состояло всего из четырех 76,2-мм Lender зенитных орудий 30-го калибра , установленных между трубами. Ее первоначальные внутренние торпедные аппараты были заменены четырьмя тройными торпедными установками диаметром 533 мм (21 дюйм), установленными на каждой стороне главной палубы за переломом бака. [ 3 ] Ей подарили кран для обслуживания самолетов, но катапульту за ее задней трубой установили только в 1935 году, когда «Хейнкель» из Германии была импортирована катапульта . На ней также были приспособлены минные рельсы вместимостью до 120 мин . [ 4 ]
Легкий крейсер «Коминтерн» столкнулся с ней в мае 1932 года, вскоре после ее ввода в строй, и сильно повредил ее носовую часть. Он был тщательно перестроен, и его общая длина увеличилась более чем на 11 метров (36 футов). В 1933 году она совершила визиты в порты Турции , Греции и Италии . [ 5 ]
Он был переоборудован перед операцией «Барбаросса» , вероятно, около 1940 года, с него сняли катапульту и значительно увеличили зенитное вооружение. Ее четыре 76,2-мм зенитных орудия Lender были заменены на четыре итальянских Minizini спаренных орудия 100-мм (4 дюйма) 47 калибра, и она получила четыре одиночные установки для полуавтоматических 76,2-мм (3,00 дюйма) орудий 34-К, а также шесть 12,7-мм орудий. мм (0,50 дюйма) зенитные пулеметы. Также были установлены две одиночные установки для орудий 34-К, по одной с каждой стороны квартердека сразу за самой задней орудийной башней. Некоторые из этих пистолетов могли быть получены ранее, источники неясны. Во время ремонта в Поти в конце 1942 года он приземлил кормовую пару торпедных аппаратов и получил еще две установки Minizini, спасенные с затонувшего крейсера «Червона Украина» . Также было установлено десять одиночных установок для морской версии 37-мм зенитной пушки . К 1944 году она также несла по одной четырехстворчатой пулеметной установке Vickers .50 MK III на вершине каждой из ее сверхмощных орудийных башен и, возможно, использовала 20-мм пушка Эрликон . [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]«Красный Кавказ » в компании с крейсерами «Червона Украина» , «Коминтерн» и рядом эсминцев заложил оборонительный минный заград, защищающий базу Черноморского флота в Севастополе . 22 июня [ 7 ] Оказывала огневую поддержку советским войскам, защищавшим Одессу. [ 8 ] и сопровождала конвои, доставляющие 157-ю стрелковую дивизию в Одессу в сентябре 1941 года. Она также перевезла один батальон 3-го полка морской пехоты из Севастополя в ходе успешного морского десанта в тылу румын с целью уничтожения румынских береговых батарей возле Фонтанки и Дофиновки. [ 9 ] С 3 по 6 октября она сопровождала колонны, эвакуировавшие 157-ю стрелковую дивизию из Одессы в Севастополь, и сопровождала последнюю эвакуационную колонну в ночь с 15 на 16 октября. [ 10 ] Во время осады Севастополя она обеспечивала огневую поддержку, эвакуировала в Севастополь отрезанные части Крыма и доставляла подкрепления из кавказских портов. [ 11 ] Она помогла перебросить 388-ю стрелковую дивизию из Новороссийска и Туапсе в Севастополь с 7 по 13 декабря и 354-ю стрелковую дивизию с 21 по 22 декабря, тем временем обстреливая немецкие позиции. [ 12 ]
Во время Керченско-Феодосийской операции « Красный Кавказ» зашел в гавань Феодосии 29 декабря 1941 года, высадил подкрепление и оказал артиллерийскую поддержку советским войскам, уже находившимся на берегу. В ответ она получила семнадцать попаданий от артиллерийского и минометного огня Оси. 1 и 3 января она переправляла припасы и подкрепления для советского плацдарма на Керченском полуострове . На обратном пути он был серьезно поврежден немецкими Junkers Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками из состава II./StG 77. [ 13 ] Четыре промаха рядом с кормой повредили рулевое управление, левый карданный вал, оторвали один гребной винт и образовали столько дыр в корме, что из-за наводнения осадка увеличилась на 5 метров (16 футов). [ 5 ] Она добралась до Новороссийска в сопровождении эсминца «Способный » , где ее достаточно подремонтировали, чтобы добраться до Поти , где можно было провести более капитальный ремонт. Это продолжалось до октября 1942 года, и была использована возможность усилить ее зенитное вооружение. [ 14 ]
ей было присвоено гвардейское звание. 3 апреля в знак признания ее заслуг [ 5 ] В период с 20 по 23 октября «Красный Кавказ» , его сводная сестра «Красный Крым» и три эсминца переправили 12 600 человек из 8-й, 9-й и 10-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе для усиления там обороны. В ночь на 4 февраля 1943 года советские войска совершили серию высадок десанта к западу от Новороссийска, в тылу немцев. «Красный Крым» , «Красный Кавказ» и три эсминца обеспечивали огневую поддержку основного десанта, но к 6 февраля советские войска были уничтожены, хотя один второстепенный десант оказался успешным. [ 15 ] Потеря трех эсминцев, пытавшихся воспрепятствовать эвакуации немцев с Таманского плацдарма 6 октября 1943 года, заставила Сталина запретить развертывание крупных военно-морских соединений без его прямого разрешения, что означало конец активного участия «Красного Кавказа » в войне. [ 16 ]
Послевоенная история
[ редактировать ]О его деятельности после окончания войны мало что известно, кроме того, что 12 мая 1947 года он был переименован в учебный корабль. «Красный Кавказ» был назначен кораблём-мишенью для испытаний КС-1 «Комет» противокорабельного комплекса (питомник АС-1). Ракета 1951 года.
С весны 1952 года «Красный Кавказ» подвергался испытаниям против ракет «Комета» с инертным зарядом, в результате чего образовались три аккуратных дырочки: одна на корме и две на грузиках на надгусеничных крыльях, однако имелось и массивное 10 м² выходное отверстие площадью . В ходе этих испытаний «Красному Кавказу» удалось остаться на плаву, продолжая курс. [ 17 ] 21 ноября 1952 года вышел в море на скорости 18 узлов (33,3 км/ч) без экипажа. [ 18 ] разрешить проведение испытаний противокорабельной ракеты «Комета» с соответствующей боевой частью. Во время испытаний она затонула почти мгновенно, разделившись на две части и затонув в течение трех минут. [ 17 ] [ 18 ] Предполагаемое место крушения — примерно в 15 милях (24,14 км) к югу от мыса , южной оконечности залива .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шрамченко Святослав. Украинская военная Флета 1919–1920 гг.//История украинского войска (от княжеских времен до 20-х годов ХХ ст.) / Крипьякевич И., Гнатевич Б., Стефанив З. И др. 4е изд. перемен. И доп. Львов: Мир, 1992, C. 433-446
- ^ Брейер, с. 168
- ^ Уитли, стр. 204–205.
- ^ Брейер, стр. 168, 171.
- ^ Перейти обратно: а б с «Крейсер Красный Кавказ » . Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ Уитли, с. 205
- ^ Ровер, стр. 80–1.
- ^ Орлов Виталий. «Красный Кавказ» – легендарный крейсер, защитник Одессы в годы войны против фашизма
- ^ Ровер, стр. 94, 99, 102.
- ^ Ровер, стр. 105, 108.
- ^ Ровер, стр. 111–2, 115, 119–20.
- ^ Ровер, стр. 122, 128.
- ^ Ровер, стр. 129, 131.
- ^ Ровер, стр. 131.
- ^ Ровер, стр. 229.
- ^ Ровер, стр. 280.
- ^ Перейти обратно: а б А. В., Скворцов (2005). Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (1926-1945) . Санкт-Петербург: Галея Принт. p. 105. ISBN 5-8172-0098-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Красный Кавказ» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 31 июля 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Хилл, Александр (2024). Советские крейсеры 1917-1945 годов: от Октябрьской революции до Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 326. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 9781472859334 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История корабля (на русском языке)
- Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского флота (с фотографиями)
- - статья на русском языке из Корабельной энциклопедии. Архивировано 16 сентября 2008 г. на Wayback Machine.