Jump to content

Должен

Уфтаде (род. 895 г.х. /1490 г. н.э. или 900 г.х./1495 г. н.э., Бурса — ум. 988 г.х./1580 г. н.э., Бурса) был османским исламским ученым , суфийским поэтом и шейхом Азиза Махмуда Худайи .

Биография

[ редактировать ]

Уфтаде Хазретлери родился в районе Араплар города Бурса. Хотя в источниках дата его рождения указана как 895 (1490), следует понимать, что он родился около 900 (1495) по выражению в Вахыат его ученика ( мюрида ) Азиза Махмуда Худайи. Имя Юфтаде — Мехмед, а его прозвище — Мухиддин. Он известен под псевдонимом «Юфтаде», который он использовал в своих стихах. Записано, что его отец был выходцем из Маньяса и поселился в Бурсе. [ 1 ]

Уфтаде начал свое образование при поддержке Мукада Хызыра Деде, одного из шейхов Байрами, к которому он присоединился в молодом возрасте. Он служил ему около восьми лет до 918 (1512 г.), когда умер его шейх. Своим прекрасным голосом он произнес призыв к молитве ( азан ) в Большой мечети Бурсы и мечети Доган-бей. Он перестал вызывать азан на следующий день после того, как во сне его предупредили: «Ты упал (üftâde) из своего звания», потому что он принял зарплату в несколько монет. После этого случая он зарабатывал на жизнь шелководством , изготовлением пуговиц и копированием книг. При этом он продолжал исполнять обязанности почетного имама и муэдзина . Он начал проповедовать и учить примерно в тридцать пять лет. Публика с большим интересом следила за его проповедями в Доган бей Масджид, мечети Намазга и других мечетях. Он был назначен оратором мечети Эмира Султана между 1529 и 1536 годами, продолжая свою руководящую деятельность в мечети и текке , которые он построил в районе Пынарбаши Кузгунлук на окраине Гора Улудаг . Он продолжал выполнять этот долг, который, по словам Эмира Султана, он принял своим духовным знаком, до 12 джумада аль-авваля 988 года (25 июня 1580 года), когда он умер. Его самый известный халиф (преемник) Азиз Махмуд Худайи присоединился к нему в последние годы его жизни в 984 (1576 г.). Два его сына, Мехмед и Мустафа, стали шейхами вместо него в его дерге . [ 1 ]

Тасаввуф (суфизм)

[ редактировать ]

Уфтаде Цепочка тариката восходит к Хаджи Байрам-и Вели через Хызыр Деде и Акбийык Султан. Хотя орден Селветийе приписывается Азизу Махмуду Худайи, именно Уфтаде берет джалву – возвращение в общество после изоляции ( халва ) – в качестве основы с точки зрения метода продвижения на пути. По этой причине можно сказать, что он был мудрецом Кельветийе. На самом деле, Исмаил Хакки Бурсеви , шейх Кельвети, утверждает, что Кельветийе был полумесяцем во время правления Ибрагима Захид-и Гейлани, луной во времена Уфтаде и полной луной во времена Худая. [ 2 ] [ 1 ]

Одной из наиболее отличительных черт Уфтаде является его аскетизм и благочестие . Помимо того, что он избегал запретного ( харама ), он даже не хвалил некоторые дозволенные ( халяльные ) вещи. Легенда гласит, что султан Сулейман Великолепный однажды запретил Уфтаде упоминать Руми » в своих проповедях « Месневи и Ибн Араби ) «Фусус аль-Хикам » ( «Печати мудрости» , но когда тот пригласил Уфтаде в Стамбул и предложил даровать пару деревень к его доверию, но Уфтаде отказался, султан Сулейман сообщил своим визирям , что некоторые шейхи были искатели мирских благ ( талиб-и дунья ), в то время как Уфтаде был оставившим мирские блага ( тарик-и дунья ). [ 1 ]

Сутью взглядов Уфтаде на раскрытие и гнозис является фраза: «Даже если все вещи в материальном и духовном ( мулк ва малакут ) мирах явятся вам через раскрытие, если вы не сможете объяснить это в соответствии со Священным Законом. ( шариат ), оставьте это открытие, но не отказывайтесь от шариата». По его словам, ищущий на пути, наблюдающем за духовным царством, должен рассказывать о делах этого царства тому, кто находится в материальном царстве и соответствует условиям этого царства, а ищущий на пути, который открывает Истину. должен зашить себе рот иглой и ниткой по шариату. Если он будет выступать публично, не облекая свои слова в шариатское одеяние, это причинит вред, как видно на примерах Халладжи Мансура и Сайида Несими , море раздора ( фитна ) начинает колебаться. Кроме того, они могут привести к тому, что произносящие эти слова путем абстрактного подражания впадут в атеизм. Необходимо обращаться к людям в соответствии с уровнем их понимания. По сути, пророки делали то же самое и говорили в соответствии со способностями ума людей. По этой причине ни одно слово не вышло из уст Уфтаде в форме шатие (юмористических религиозных или суфийских народных стихов). [ 1 ]

поэмы Уфтаде, писавшего мудрые стихи простым языком в стиле Юнуса Эмре Большое внимание в кругах текке привлекли суфийского пения ( илахи , некоторые из которых были сочинены и прочитаны в форме ). Диван , напечатанный Бурсалы Мехмедом Тахиром (Стамбул 1328 г.), имеет еще три публикации на латинице (паб. Мустафа Бахадыроглу, Celvetiyye'nin Piri Hz. Üftade ve Divanı , Bursa 1995; Üftâde Divanı , Bursa 2000, İstanbul 2011). Поль Балланфат перевел произведение Уфтаде, состоящее из пятидесяти стихотворений, написанных в основном арузом , а некоторые по слогам, на французский язык под названием Le divan Hazrat-i Pir Üftâde (Париж, 2002 г.). Анджело Калм-Сеймур перевел это на английский как «Соловей в саду любви» (Оксфорд, 2005). Али Орфи Эфенди прокомментировал поэзию Уфтаде в своем произведении « Шерх-и Нутк-и Уфтаде» , которое начинается со строк «Снова сердце влюбилось». [ 1 ]

Азиз Махмуд Худайи записал слова своего учителя на арабском языке во время своего трехлетнего путешествия, начиная с даты 1 Зуль Када 984 года (20 января 1577 года), когда он присоединился к Уфтаде, и до одного месяца до его отъезда из Бурсы, в пятницу, 9 Шавваля. 987 г. (29 ноября 1579 г.). Завершенная им работа была известна как Vâḳıʿât-ı Hüdâyî ( Vâḳıʿât-ı Üftâde ). Выражение в заголовке означает «Драгоценные слова из кованого золота, произнесенные между почетным шейхом и этим бедняком во время сулука (продвижения в пути)». По словам Исмаила Хакки Бурсеви, «Слова шейха Уфтаде, составленные Хазратом Худайи, стали популярными как Vâḳıʿât », это название было дано произведению позже. Авторский экземпляр книги, которая считается основным источником о взглядах Уфтаде и ордене Сельветийе, зарегистрирован в библиотеке Ускюдара Хаджи Селима Ага в двух томах по 100 листов. [ 3 ] Мехмед Муиззюддин Сельвети, который считается одним из учеников Худая, перевел некоторые части работы на турецкий язык при жизни шейха. [ 4 ] [ 1 ]

Мечеть Уфтаде и Текке

[ редактировать ]

Дерга и комплекс мечети Уфтаде были завершены в 985 (1577 году) в районе Еркапы в Бурсе и сохранились до наших дней с ремонтами и модификациями, произведенными в разное время. [ 1 ] Последняя реставрация была проведена муниципалитетом Бурсы в период 2009–2014 годов. [ 5 ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Хусамеддин Бурсеви, Menâkıb-ı Üftâde , Üftâde Lodge Ktp.
  • Тюрбедар Шейх Ибрагим Эфенди, Менакиб-и Пир Уфтаде , Уфтаде Лодж Ктп.
  • Menâkıb-ı Şeyh Üftâde , Üftâde Lodge Ktp.
  • Медди, Перевод Шекаика , с. 377.
  • Хульви, Лемезат-и Хулвийе , Миллет Ктп., Али Эмири, Шерийе, № 1100, вр. 203б.
  • Исмаил Хакки Бурсеви, Силсиле-и Челветийе , Стамбул 1291, с. 44, 63, 77–80.
  • Белиг, Гюльдесте , с. 107–109.
  • Мустакимзаде Сулейман Садеддин, Рисале-и Меламийе-и Шеттарийе , İÜ Ктп., Ибнулемин, нет. 3357, ул. 5а-6а.
  • Хариризаде, Тибиан , II, ст. 227а вд.
  • Османские авторы , I, 12, 22, 134.
  • Хусейн Вассаф, Сефине-и Эвлия (ред. Мехмет Аккуша – Али Йылмаз), Стамбул, 2006, II, 576–584.
  • М. Фуад Кёпрюлю, Первые суфии в турецкой литературе (под ред. Орхана Ф. Кёпрюлю), Анкара, 1966, стр. 269.
  • Мехмед Шемседдин [Улусой], Ложи Бурсы: Ядигар-и Шемси (ред. Мустафа Кара – Кадир Атлансой), Бурса, 1997, стр. 370.
  • Кепечиоглу, Бурса Кютютю , I, 106; II, 281; III, 248, 396; IV, 281.
  • Ирен Бельдичану-Штайнгерр, шейх Юфтаде, основатель Ордена Шельветийе , Мюнхен, 1961 год.
  • Хасан Камиль Йылмаз, Азиз Махмуд Худайи и секта Сельветийе , Стамбул, 1980, с. 125, 235, 244, 247, 272.
  • Мустафа Бахадыроглу, Пир из Челветие Гц. Юфтаде и его диван , Бурса, 1995 год.
  • a.mlf., Анализ и анализ Вакыата (докторская диссертация, 2003 г.), Институт социальных наук UU.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ÜFTÂDE — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 28 июня 2022 г.
  2. ^ Silsile-i Celvetiyye, p. 63
  3. ^ Азиз Махмуд Худайи, нет. 249-250
  4. ^ Süleymaniye Lib., Михриша Султан, вып. 253/6
  5. ^ «Юфтаде Лодж» . Туристический портал Бурсы (на турецком языке) . Проверено 28 июня 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd1c674422a14552fe105273da9ea1e9__1711201620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/e9/dd1c674422a14552fe105273da9ea1e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Üftade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)