Спектральная музыка
Спектральная музыка использует акустические свойства звука – или звуковые спектры – в качестве основы для композиции . [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Говоря техническим языком, спектральная музыка — это акустическая музыкальная практика, в которой композиционные решения часто принимаются на основе сонографических представлений и математического анализа звуковых спектров или математически сгенерированных спектров. Спектральный подход фокусируется на манипулировании спектральными характеристиками, их взаимосвязи и преобразовании. В этой формулировке компьютерный анализ звука и представление аудиосигналов рассматриваются как аналог тембрального представления звука.
Спектральный подход (акустической композиции) зародился во Франции в начале 1970-х годов, и его методы были разработаны, а затем усовершенствованы, в первую очередь в IRCAM , Париж, совместно с Ensemble l'Itinéraire , такими композиторами, как Жерар Гризи и Тристан Мюрай . Хьюго Дюфуру обычно приписывают введение термина musique Spectrume (спектральная музыка) в статье, опубликованной в 1979 году. [ 1 ] [ 2 ] Мюраил описал призрачную музыку как эстетику, а не стиль, не столько набор техник, сколько отношение; как Джошуа Файнберг , это признание того, что «музыка в конечном итоге является звуком, развивающимся во времени». выразился [ 3 ] Джулиан Андерсон указывает, что ряд крупных композиторов, связанных со спектрализмом, считают этот термин неуместным, вводящим в заблуждение и редуктивным. [ 4 ] Стамбульская конференция по спектральной музыке 2003 года предложила дать новое определение термину «спектральная музыка», включив в него любую музыку, в которой тембр является важным элементом структуры или языка. [ 5 ]
Происхождение и история
[ редактировать ]Хотя обычно считается, что спектрализм как историческое движение зародился во Франции и Германии в 1970-х годах, предшественники философии и техники спектрализма, ценящие природу и свойства звука превыше всего как организующий принцип музыки, восходят к по крайней мере, к началу ХХ века. Среди прото-спектральных композиторов — Клод Дебюсси , Эдгар Варез , Джачинто Шелси , Оливье Мессиан , Дьёрдь Лигети , Яннис Ксенакис , Ла Монте Янг и Карлхайнц Штокхаузен . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Среди других композиторов, предвосхитивших идеи спектрализма в своих теоретических трудах, — Гарри Партч , Генри Коуэлл и Пол Хиндемит . [ 9 ] Также решающее значение для возникновения спектрализма имело развитие методов анализа и синтеза звука в компьютерной музыке и акустике в этот период, особенно сосредоточенное вокруг IRCAM во Франции и Дармштадта в Германии. [ 10 ]
Джулиан Андерсон считает Пера Норгорда датского композитора «Путешествие на золотой экран» для камерного оркестра (1968) первым «должным образом инструментальным произведением спектральной композиции». [ 11 ] Однако спектрализм как узнаваемое и единое движение возник в начале 1970-х годов, отчасти как реакция против и альтернатива преимущественно ориентированной на тон эстетике сериализма и постсериализма, которая господствовала в то время. [ а ] Ранние спектральные композиторы были сосредоточены в городах Париж и Кельн и были связаны с композиторами Ensemble l'Itinéraire и группы Feedback соответственно. В Париже Жерар Гризи и Тристан Мюрай были самыми выдающимися пионерами спектральных методов; Гризи Espaces Acoustiques Мюраля и Gondwana были двумя влиятельными произведениями того периода. В их ранних работах особое внимание уделялось использованию серий обертонов, методов спектрального анализа , кольцевой и частотной модуляции, а также медленно развивающимся процессам создания музыки, в которой новое внимание уделялось тембру и текстуре. [ 12 ]
Немецкая группа обратной связи, в которую входили Йоханнес Фрич , Месиас Майгуашка , Петер Этвос , Клод Вивье и Кларенс Барлоу , была в первую очередь связана со студентами и учениками Карлхайнца Штокхаузена и примерно в то же время начала разрабатывать спектральные методы. В их работах обычно больше внимания уделялось линейному и мелодическому письму в призрачном контексте по сравнению с работами их французских современников, хотя и со значительными вариациями. [ 13 ] Другая важная группа ранних спектральных композиторов была сосредоточена в Румынии, где возникла уникальная форма спектрализма, частично вдохновленная румынской народной музыкой. [ 14 ] Эта народная традиция, собранная Белой Бартоком (1904–1918), с ее акустическими гаммами, полученными непосредственно из резонанса и натуральных духовых инструментов семейства альфорновых , таких как буциуме и тульнице , а также волынка чимпой , вдохновила нескольких призрачных композиторов. в том числе Корнелиу Цезарь , Анатол Виеру , Аурел Строе , Штефан Никулеску , Горацю Рэдулеску , Янку Думитреску и Октавиан Немеску . [ 15 ]
К концу двадцатого века техники, связанные с композиторами-спекталистами, начали приниматься более широко, и первопроходцы спектрализма начали более полно интегрировать свои техники с техниками других традиций. Например, в своих работах конца 1980-х и начала 1990-х годов и Гризи, и Мюрай начали смещать акцент с более постепенного и регулярного процесса, который характеризовал их ранние работы как более внезапные драматические контрасты, а также более линейное и контрапунктическое письмо. . [ 16 ] Точно так же спектральные техники были переняты композиторами из самых разных традиций и стран, включая Великобританию (с такими композиторами, как Джулиан Андерсон и Джонатан Харви ), Финляндию (такие композиторы, как Магнус Линдберг и Кайя Саариахо ) и Соединенные Штаты. [ 17 ] Дальнейшим развитием является появление «гиперспектрализма». [ нужны разъяснения ] в работах Янку Думитреску и Ана-Марии Аврам. [ 18 ] [ 19 ]
Композиционная техника
[ редактировать ]Призрачное приключение позволило обновиться без имитации основ западной музыки, потому что это не закрытая техника, а отношение.
— Жерар Гризи [ 20 ]
Используемый «арсенал методов и техник» вторичен и является лишь «средством достижения звуковой цели». [ 3 ]
Спектральная музыка фокусируется на явлении и акустике звука, а не на его потенциальных смысловых качествах. Высота звука и интервальное содержание часто получаются из гармонических рядов , включая использование микротонов . Спектрографический анализ акустических источников используется в качестве вдохновения для оркестровки . Реконструкция электроакустических исходных материалов с использованием акустических инструментов - еще один распространенный подход к спектральной оркестровке. В «аддитивном инструментальном синтезе» инструменты назначаются для воспроизведения дискретных компонентов звука, например отдельных партий . амплитудная модуляция , частотная модуляция , разность тонов , гармоническое слияние, остаточный тон, феномен тона Шепарда и другие психоакустические концепции. К музыкальным материалам применяются [ 21 ]
Формальные понятия, важные в спектральной музыке, включают процесс и растяжение времени. [ нужны дальнейшие объяснения ] Хотя развитие «значительно отличается от развития минималистской музыки » тем, что могут быть затронуты все музыкальные параметры, оно также привлекает внимание к очень тонким аспектам музыки. Эти процессы чаще всего достигают плавного перехода посредством интерполяции . [ 22 ] Любой или все эти методы могут использоваться в конкретной работе, хотя этот список не является исчерпывающим.
Румынская . спектральная традиция больше фокусируется на изучении того, как сам звук ведет себя в «живой» среде Звуковая работа не ограничивается гармоническим спектром, а включает преходящие аспекты тембра и негармонические музыкальные компоненты (например, ритм , темп , динамику ). трактуется Более того, звук феноменологически как динамическое присутствие, с которым можно столкнуться при слушании (а не как объект научного исследования). Результатом этого подхода является трансформационный музыкальный язык, в котором постоянное изменение материала вытесняет центральную роль, отведенную структуре в спектрализме «французской школы». [ 23 ]
Композиторы
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Спектральная музыка изначально ассоциировалась с композиторами французского ансамбля l'Itinéraire , в том числе Дюфуром, Жераром Гризи , Тристаном Мюралем и Мишаэлем Левинасом . Для этих композиторов музыкальный звук (или естественный звук) рассматривается как модель композиции, что приводит к интересу к исследованию внутреннего мира звуков. [ 24 ] Джачинто Счелси оказал большое влияние на Гризи, Мюраля и Левинаса; его подход к исследованию одного звука в его произведениях и «плавная» концепция времени (например, в его Quattro pezzi su una nota sola ) сильно повлияли на этих композиторов, заставив их включить в свои произведения новые инструментальные техники и вариации тембра. [ 25 ]
Германия и Румыния
[ редактировать ]Среди других композиторов спектральной музыки — представители немецкой группы Feedback, в первую очередь Йоханнес Фрич , Месиас Майгуашка , Петер Этвос , Клод Вивье и Кларенс Барлоу . Особенности спектрализма также наблюдаются независимо в современном творчестве румынских композиторов Корнелиу Чезара , Штефана Никулеску , Горациу Рэдулеску и Янку Думитреску . [ 1 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Независимо от развития спектральной музыки в Европе, творчество американского композитора Джеймса Тенни включало более пятидесяти значительных произведений, в которых присутствуют черты спектрализма. [ 26 ] На него оказали влияние встречи с научной культурой, которая распространилась в послевоенную эпоху, и «квазиэмпирическая музыкальная эстетика» Джона Кейджа . [ 27 ] Его работы, хотя и имеют сходство с европейской спектральной музыкой, в некотором смысле отличаются, например, его интересом к «пост-кейджанской неопределенности».
Постспектрализм
[ редактировать ]Спектральное движение вдохновило более поздних композиторов, таких как Джулиан Андерсон , Ана-Мария Аврам , Джошуа Файнберг , Георг Фридрих Хаас , Джонатан Харви , Фабьен Леви , Магнус Линдберг и Кайя Саариахо .
Некоторые из французских композиторов-постспектралистов включают Эрика Танги , Филиппа Юреля , Франсуа Париса , Филиппа Леру и Тьерри Блондо . [ 28 ]
В Соединенных Штатах такие композиторы, как Элвин Люсье , Ла Монте Янг , Терри Райли , Мэриэнн Амахер , Фил Ниблок и Гленн Бранка , переносят некоторые влияния призрачной музыки в свои произведения. Творчество Тенни также оказало влияние на ряд композиторов, таких как Ларри Полански и Джон Лютер Адамс . [ 29 ]
В США джазовый саксофонист и композитор Стив Леман , а в Европе французский композитор Фредерик Морен , оба ввели спектральные техники в сферу джаза. [ 30 ] [ 31 ]
Известные работы
[ редактировать ]Характерные спектральные части включают:
- Жерар Гризи : Акустические пространства ( Периоды и части ) (1975)
- Тристан Мюраил : Гондвана (1980)
- Клод Вивье : Одинокий ребенок (1980)
Другие произведения, в которых используются призрачные идеи или методы, включают: [ 11 ] [ 27 ] [ 32 ]
- Пер Норгорд : Путешествие на золотой экран (1968)
- Карлхайнц Штокхаузен : Настроение (1968)
- Джеймс Тенни : Clang и Quintext (1972)
- Мишаэль Левинас : Звонки (1974)
- Тристан Мюраил : Память/Эрозия (1976)
- Жерар Гризи : Вихрь времени (1994–96)
Постспектральные фрагменты включают: [ 33 ] [ 34 ]
- Джон Чоунинг : Стрия (1977)
- Джонатан Харви : Я плачу мертвым, я зову живых (1980)
- Георг Фридрих Хаас : напрасно (2000)
Stria и Mortuos Plango, Vivos Voco — примеры электронной музыки , использующей спектральные техники. [ 35 ] [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]- IRCAM (Институт исследований и координации в области акустики и музыки, Париж)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «...вопрос о тембре , хотя и строго рассмотрен Шенбергом (в его теории «мелодии тембров») и прежде всего Веберном , тем не менее имеет досериальные истоки, особенно у Дебюсси — в этом отношении «отец-основатель» того же ранга, что и Шенберг... Позднее это дало также почву для разрыва со «структурными» ориентациями Булеза и оспаривания наследия сериализма. была осуществлена французской группой L'Itinéraire ( Жерар Гризе , Мишель Левинас , Тристан Мюрай ...)» ( Badiou 2009 , 82).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Андерсон 2001 .
- ^ О'Каллаган 2018 , 57.
- ^ Jump up to: а б Файнберг 2000а , 2
- ^ Андерсон 2000 , 7.
- ^ Рейгл 2008 , [ нужна страница ] .
- ^ Роуз 1996 , 6.
- ^ Москович 1997 , 21–22.
- ^ Андерсон 2000 , 8–14.
- ^ Андерсон 2000 , 8–13.
- ^ Андерсон 2000 , 12, 20.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2000 , 14 лет
- ^ Роуз 1996 , 7, 16.
- ^ Андерсон 2000 , 15–17.
- ^ Андерсон 2000 , 18.
- ^ Халбрейх 1992 , 13–14.
- ^ Андерсон 2000 , 21.
- ^ Андерсон 2000 .
- ^ Хальбрейх 1992 , 50.
- ^ Теодореску-Чоканеа 2004 , 144.
- ^ Гризи и Файнберг 2000 , 3.
- ^ Wannamaker 2008 , 91–92.
- ^ Файнберг 2000a , 107.
- ^ Рейгл 2008 , 16.
- ^ Мюраил 2005 , 182–183.
- ^ Мюраил 2005 , 183–184.
- ^ Wannamaker 2008 , 91.
- ^ Jump up to: а б Ванамейкер 2008 , 123
- ^ Пугин 2001 , 38–44.
- ^ Wannamaker 2008 , 123–124.
- ^ Анон. 2009 .
- ^ Мюраил 2005 , 181–185.
- ^ Макклеллан и.д.
- ^ Файнберг 2000a , 128.
- ^ Йоос 2002 .
- ^ Сайкс 2003 .
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джулиан. 2000. «Предварительная история спектральной музыки». Обзор современной музыки 19, вып. 2 («Спектральная музыка: история и техника»): 7–22.
- Андерсон, Джулиан. 2001. «Спектральная музыка». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Анон. 2009. « Докторант продолжает наследие спектральной музыки профессора ». Исследование: прорывы в знаниях и идеях на веб-сайте Колумбии (по состоянию на 7 мая 2012 г.).
- Бадью, Ален . 2009. Логика миров: Продолжение «Бытия и событий» в переводе Альберто Тоскано . Лондон, Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-9470-2 .
- Корт, Жан-Мишель и Людовик Флорин (ред.). 2015. Встречи джаза и современной музыки . Тулуза: Press Universitaires du Midi. ISBN 978-2-8107-0374-6 .
- Файнберг, Джошуа (ред.). 2000а. Спектральная музыка: история и техника . Амстердам: Ассоциация зарубежных издателей, опубликовано по лицензии издательства Harwood Academic Publishers, © 2000. ISBN 90-5755-131-4 . Составление обзора современной музыки 19, вып. 2.
- Гризи, Жерар и Файнберг, Джошуа . 2000. «Вы сказали Спектральный?». Обзор современной музыки 19, вып. 3:1–3. дои : 10.1080/07494460000640311
- Хальбрех, Гарри . 1992. Румыния, земля девятого неба . Бухарест: Axis Mundi.
- Йоос, Максим. 2002. «Колокол и волна: Введение в спектральную музыку - Тристан Мюраил и Джонатан Харви». Musica falsa: Музыка, искусство, философия , нет. 16 (осень): 30–31.
- Макклеллан, Джеймс. и « Джеймс Макклеллан – профессор ».
- Москович, Вивиана. 1997. «Французская спектральная музыка: Введение». Темп новой серии, нет. 200 (апрель): 21–27.
- Мюраил, Тристан (1 апреля 2005 г.). «Ссельси и L'Itinéraire: исследование звука». Обзор современной музыки 24, вып. 2–3: 181–185. дои : 10.1080/07494460500154830 ISSN 0749-4467
- О'Каллаган, Джеймс. 2018. «Спектральная музыка и обращение к природе». Музыка двадцатого века 15, вып. 1: 57–73. два : 10.1017/S1478572218000063
- Пугин, Тристан. 2001. «Сквозь спектр: новая близость во французской музыке (II)». Темп (217): 38–47.
- Рейгл, Роберт. 2008. «Спектральная музыка старая и новая». В книге «Спектральная мировая музыка: материалы Стамбульской конференции по спектральной музыке» под редакцией Роберта Рейгла и Пола Уайтхеда. [ нужна страница ] . Стамбул: Pan Publishing. ISBN 9944-396-27-3 .
- Роза, Франсуа. 1996. «Введение в подачу французской спектральной музыки». Перспективы новой музыки 34, вып. 2 (Лето): 6–39.
- Сайкс, Клэр. 2003. «Духовный спектрализм: Музыка Джонатана Харви». Musicworks: Исследования в области звука , вып. 87 (осень): 30–37.
- Теодореску-Чоканя, Ливия. 2004. Музыкальный тембр, стратегии композиции . Бухарест: Музыкальное издательство. ISBN 973-42-0344-4 .
- Ваннамейкер, Роберт А. 2008. «Спектральная музыка Джеймса Тенни». Обзор современной музыки 27, вып. 1:91–130. дои : 10.1080/07494460701671558
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аррелл, Крис. 2002. «Раздвигая границы: искусство и наука в музыке Жерара Гризи» . Докторская диссертация, Корнелльский университет.
- Аррелл, Крис. 2008. «Музыка звука: анализ партий Жерара Гризи ». В книге «Спектральная мировая музыка: материалы Стамбульской конференции по спектральной музыке» под редакцией Роберта Рейгла и Пола Уайтхеда. Стамбул: Пан Яинджилик. ISBN 9944-396-27-3 .
- Байе, Жером. 2001. Жерар Гризи: Основы письма . Харматтан.
- Бельдин, Лаурентиу. «Философия, литература и тональная музыка как составляющие спектральной музыки». Трансильванский университет Брашова. Серия VII. [ нужна полная цитата ]
- Броу, Джеффри Арло (23 августа 2018 г.). «Смерть и жизнь спектральной музыки» . Журнал ВАН .
- Бузони, Ферруччо . 1907. «Проект новой эстетики музыкального искусства». В «Могучем волшебнике» и «Выборе невесты»: два театральных стихотворения на музыку; Проект новой эстетики музыкального искусства Ферруччо Бузони, Артура, графа де Гобино и Э.Т.А. Гофмана . Триест: К. Шмидт. Английское издание « Очерк новой эстетики музыки» в переводе с немецкого Т. Бейкера . Нью-Йорк: Г. Ширмер, 1911.
- Коэн-Левинас, Даниэль . 1996. Создание и анализ музыки сегодня . Париж: Эска, 1996. ISBN 2-86911-510-5
- Корничелло, Энтони. 2000. « Тристана Мюраля Организация Тимбрал в распаде ». Докторская диссертация, Университет Брандейса.
- Коуэлл, Генри . 1930. Новые музыкальные ресурсы . Нью-Йорк и Лондон: А. А. Кнопф. Перепечатано с примечаниями и сопроводительным эссе Дэвида Николлса. Кембридж [Англия] и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 0-521-49651-9 (ткань) ISBN 0-521-49974-7 (pbk.)
- Кросс, Джонатан. 2018. «Введение: спектральное мышление». Музыка двадцатого века 15 (1): 3–9.
- Дональдсон, Джеймс. 2021. « Мелодия на пороге спектральной музыки ». Теория музыки онлайн 27, №2.
- Дюфур, Хьюз . 1979. Спектральная музыка . Париж: Société Nationale de Radiodiffusion, Radio France/Международное общество современной музыки (SIMC), III, 30–32.
- Дюфур, Хьюз. 1981. "Спектральная музыка: для практики форм энергии". Двуглавый , №3:85–89.
- Дюфур, Хьюз. 1991. Музыка, сила, письмо . Коллекция Музыка/Прошлое/Настоящее. Париж: Кристиан Бургуа. ISBN 2-267-01023-2
- Экзарх, Димитрис. 2018. «Кожа призрачного времени в «Черном цвете Этуаль» Гризи ». Музыка двадцатого века 15 (1): 31–55.
- Файнберг, Джошуа (ред.). 2000б. Спектральная музыка: эстетика и музыка . Амстердам, Нидерланды: Ассоциация зарубежных издателей. ISBN 90-5755-132-2 . Составление обзора современной музыки 19, вып. 3.
- Файнберг, Джошуа. 2006. Классическая музыка, зачем беспокоиться?: Слушая мир современной культуры ушами композитора . Рутледж. ISBN 0-415-97174-8 , ISBN 978-0-415-97174-4 . [Содержит большую часть того же текста, что и Fineberg 2000a и 2000b.
- Гризи, Жерар . 1987. « Tempus ex machina : размышления композитора о музыкальном времени». Обзор современной музыки 2, вып. 1: 238–275.
- Харви, Джонатан . 2001. «Спектрализм». Обзор современной музыки 19, вып. 3:11–14.
- Хасэгава, Роберт. 2009. «Жерар Гризи и «природа» гармонии» Музыкальный анализ 28 (2–3): 349–371.
- Гельмгольц, Герман фон . 1863. Теория звуковых ощущений как физиологическая основа теории музыки . Брауншвейг: Фридрих Видег и сын. Второе издание 1865 г.; третье издание 1870 г.; четвертое исправленное издание 1877 г.; пятое издание 1896 г.; шестое издание, под редакцией Рихарда Ваксмута, Брауншвейг: А. Vieweg & Sohn, 1913 (перепечатка факсимиле, Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968; Франкфурт-на-Майне: Минерва, 1981; Хильдесхайм и Нью-Йорк: Г. Олмс, 1983, 2000). ISBN 3-487-01974-4 ; Хильдесхайм: Олмс-Вайдманн, 2003 г. ISBN 3-487-11751-7 ; Саарбрюккен: Мюллер, 2007 г. ISBN 3-8364-0606-3 ).
- Переведено из третьего издания Александром Джоном Эллисом под названием « Об ощущениях тона как физиологической основе теории музыки» . Лондон: Лонгманс, Грин и Ко, 1875 г.; второе английское издание, исправленное и исправленное, соответствующее 4-му немецкому изданию 1877 г. (Лондон и Нью-Йорк: Longmans, Green, and Co., 1885); третье английское издание 1895 г.; четвертое английское издание 1912 г.; переиздание издания 1912 года с новым предисловием Генри Маргенау , Нью-Йорк: Dover Books, 1954. ISBN 0-486-60753-4 ; перепечатка издания 1912 года, Уайтфиш, Монтана: Kellinger Publishing, 2005, ISBN 1-4191-7893-8
- Умбертклод, Эрик 1999. Транскрипция в Булезе и Мюрае: от уха до пробуждения . Париж: Харматтан. ISBN 2-7384-8042-X .
- Леви, Фабьен . 2004. «Поворотный момент 1970-х годов: от восприятия, вызванного структурой, к процессам, выведенным из восприятия». Во время прослушивания: Жерар Гризи или красота звуковых теней под редакцией Даниэль Коэн-Левинас , 103–133. Париж: L'Harmattan/Маршрут. [Содержит множество опечаток; исправленная версия
- Мэбери, Бретт. 2006. « Исследование спектральной музыкальной идиомы и ее связи с визуальными образами, особенно в кино и видео ». Магистерская диссертация. Западно-Австралийская академия исполнительских искусств.
- Суриану, Хория. 2001. «Румынская спектральная музыка или другое выражение освобождено», перевод Джошуа Файнберга . Обзор современной музыки 19, вып. 3: 23–32.
- Ванамейкер, Роберт. 2021. Музыка Джеймса Тенни, Том 1: Контексты и парадигмы . Издательство Университета Иллинойса.
- Уилсон, Энди [редактор]. 2013. «Космический оргазм: Музыка Янку Думитреску». Издательство Ункант. ISBN 095-68-1765-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великие композиторы: Горацю Рэдулеску на YouTube
- Ганн, Кайл . 27 апреля 2004 г. «Назовите это спектральным». Деревенский голос .
- Джеффри Арло Браун. 23 августа 2018. Смерть и жизнь спектральной музыки Журнал VAN .
- Гамильтон, Энди. Ноябрь 2003 г. «Букварь: Спектральный состав». Проволока .
- Спектральная музыка (описание курса Йоркского университета, 2013 г.; библиография на вкладке «Чтение и прослушивание»)