Jump to content

Спектральная музыка

(Перенаправлено со Spectral Music )
Спектрограмма частями скрипки, играющей ноту, а затем идеальную квинту над ней, с общими , выделенными белыми черточками ( гармонические спектры ).
Гармонический спектр (содержащий только гармонические обертоны )
Негармонический спектр колокола (пунктирные серые линии обозначают гармонические обертоны)

Спектральная музыка использует акустические свойства звука – или звуковые спектры – в качестве основы для композиции . [ 1 ]

Определение

[ редактировать ]

Говоря техническим языком, спектральная музыка — это акустическая музыкальная практика, в которой композиционные решения часто принимаются на основе сонографических представлений и математического анализа звуковых спектров или математически сгенерированных спектров. Спектральный подход фокусируется на манипулировании спектральными характеристиками, их взаимосвязи и преобразовании. В этой формулировке компьютерный анализ звука и представление аудиосигналов рассматриваются как аналог тембрального представления звука.

Спектральный подход (акустической композиции) зародился во Франции в начале 1970-х годов, и его методы были разработаны, а затем усовершенствованы, в первую очередь в IRCAM , Париж, совместно с Ensemble l'Itinéraire , такими композиторами, как Жерар Гризи и Тристан Мюрай . Хьюго Дюфуру обычно приписывают введение термина musique Spectrume (спектральная музыка) в статье, опубликованной в 1979 году. [ 1 ] [ 2 ] Мюраил описал призрачную музыку как эстетику, а не стиль, не столько набор техник, сколько отношение; как Джошуа Файнберг , это признание того, что «музыка в конечном итоге является звуком, развивающимся во времени». выразился [ 3 ] Джулиан Андерсон указывает, что ряд крупных композиторов, связанных со спектрализмом, считают этот термин неуместным, вводящим в заблуждение и редуктивным. [ 4 ] Стамбульская конференция по спектральной музыке 2003 года предложила дать новое определение термину «спектральная музыка», включив в него любую музыку, в которой тембр является важным элементом структуры или языка. [ 5 ]

Происхождение и история

[ редактировать ]

Хотя обычно считается, что спектрализм как историческое движение зародился во Франции и Германии в 1970-х годах, предшественники философии и техники спектрализма, ценящие природу и свойства звука превыше всего как организующий принцип музыки, восходят к по крайней мере, к началу ХХ века. Среди прото-спектральных композиторов — Клод Дебюсси , Эдгар Варез , Джачинто Шелси , Оливье Мессиан , Дьёрдь Лигети , Яннис Ксенакис , Ла Монте Янг и Карлхайнц Штокхаузен . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Среди других композиторов, предвосхитивших идеи спектрализма в своих теоретических трудах, — Гарри Партч , Генри Коуэлл и Пол Хиндемит . [ 9 ] Также решающее значение для возникновения спектрализма имело развитие методов анализа и синтеза звука в компьютерной музыке и акустике в этот период, особенно сосредоточенное вокруг IRCAM во Франции и Дармштадта в Германии. [ 10 ]

Джулиан Андерсон считает Пера Норгорда датского композитора «Путешествие на золотой экран» для камерного оркестра (1968) первым «должным образом инструментальным произведением спектральной композиции». [ 11 ] Однако спектрализм как узнаваемое и единое движение возник в начале 1970-х годов, отчасти как реакция против и альтернатива преимущественно ориентированной на тон эстетике сериализма и постсериализма, которая господствовала в то время. [ а ] Ранние спектральные композиторы были сосредоточены в городах Париж и Кельн и были связаны с композиторами Ensemble l'Itinéraire и группы Feedback соответственно. В Париже Жерар Гризи и Тристан Мюрай были самыми выдающимися пионерами спектральных методов; Гризи Espaces Acoustiques Мюраля и Gondwana были двумя влиятельными произведениями того периода. В их ранних работах особое внимание уделялось использованию серий обертонов, методов спектрального анализа , кольцевой и частотной модуляции, а также медленно развивающимся процессам создания музыки, в которой новое внимание уделялось тембру и текстуре. [ 12 ]

Немецкая группа обратной связи, в которую входили Йоханнес Фрич , Месиас Майгуашка , Петер Этвос , Клод Вивье и Кларенс Барлоу , была в первую очередь связана со студентами и учениками Карлхайнца Штокхаузена и примерно в то же время начала разрабатывать спектральные методы. В их работах обычно больше внимания уделялось линейному и мелодическому письму в призрачном контексте по сравнению с работами их французских современников, хотя и со значительными вариациями. [ 13 ] Другая важная группа ранних спектральных композиторов была сосредоточена в Румынии, где возникла уникальная форма спектрализма, частично вдохновленная румынской народной музыкой. [ 14 ] Эта народная традиция, собранная Белой Бартоком (1904–1918), с ее акустическими гаммами, полученными непосредственно из резонанса и натуральных духовых инструментов семейства альфорновых , таких как буциуме и тульнице , а также волынка чимпой , вдохновила нескольких призрачных композиторов. в том числе Корнелиу Цезарь , Анатол Виеру , Аурел Строе , Штефан Никулеску , Горацю Рэдулеску , Янку Думитреску и Октавиан Немеску . [ 15 ]

К концу двадцатого века техники, связанные с композиторами-спекталистами, начали приниматься более широко, и первопроходцы спектрализма начали более полно интегрировать свои техники с техниками других традиций. Например, в своих работах конца 1980-х и начала 1990-х годов и Гризи, и Мюрай начали смещать акцент с более постепенного и регулярного процесса, который характеризовал их ранние работы как более внезапные драматические контрасты, а также более линейное и контрапунктическое письмо. . [ 16 ] Точно так же спектральные техники были переняты композиторами из самых разных традиций и стран, включая Великобританию (с такими композиторами, как Джулиан Андерсон и Джонатан Харви ), Финляндию (такие композиторы, как Магнус Линдберг и Кайя Саариахо ) и Соединенные Штаты. [ 17 ] Дальнейшим развитием является появление «гиперспектрализма». [ нужны разъяснения ] в работах Янку Думитреску и Ана-Марии Аврам. [ 18 ] [ 19 ]

Композиционная техника

[ редактировать ]

Призрачное приключение позволило обновиться без имитации основ западной музыки, потому что это не закрытая техника, а отношение.
Жерар Гризи [ 20 ]

Используемый «арсенал методов и техник» вторичен и является лишь «средством достижения звуковой цели». [ 3 ]

Спектральная музыка фокусируется на явлении и акустике звука, а не на его потенциальных смысловых качествах. Высота звука и интервальное содержание часто получаются из гармонических рядов , включая использование микротонов . Спектрографический анализ акустических источников используется в качестве вдохновения для оркестровки . Реконструкция электроакустических исходных материалов с использованием акустических инструментов - еще один распространенный подход к спектральной оркестровке. В «аддитивном инструментальном синтезе» инструменты назначаются для воспроизведения дискретных компонентов звука, например отдельных партий . амплитудная модуляция , частотная модуляция , разность тонов , гармоническое слияние, остаточный тон, феномен тона Шепарда и другие психоакустические концепции. К музыкальным материалам применяются [ 21 ]

Формальные понятия, важные в спектральной музыке, включают процесс и растяжение времени. [ нужны дальнейшие объяснения ] Хотя развитие «значительно отличается от развития минималистской музыки » тем, что могут быть затронуты все музыкальные параметры, оно также привлекает внимание к очень тонким аспектам музыки. Эти процессы чаще всего достигают плавного перехода посредством интерполяции . [ 22 ] Любой или все эти методы могут использоваться в конкретной работе, хотя этот список не является исчерпывающим.

Румынская . спектральная традиция больше фокусируется на изучении того, как сам звук ведет себя в «живой» среде Звуковая работа не ограничивается гармоническим спектром, а включает преходящие аспекты тембра и негармонические музыкальные компоненты (например, ритм , темп , динамику ). трактуется Более того, звук феноменологически как динамическое присутствие, с которым можно столкнуться при слушании (а не как объект научного исследования). Результатом этого подхода является трансформационный музыкальный язык, в котором постоянное изменение материала вытесняет центральную роль, отведенную структуре в спектрализме «французской школы». [ 23 ]

Композиторы

[ редактировать ]

Спектральная музыка изначально ассоциировалась с композиторами французского ансамбля l'Itinéraire , в том числе Дюфуром, Жераром Гризи , Тристаном Мюралем и Мишаэлем Левинасом . Для этих композиторов музыкальный звук (или естественный звук) рассматривается как модель композиции, что приводит к интересу к исследованию внутреннего мира звуков. [ 24 ] Джачинто Счелси оказал большое влияние на Гризи, Мюраля и Левинаса; его подход к исследованию одного звука в его произведениях и «плавная» концепция времени (например, в его Quattro pezzi su una nota sola ) сильно повлияли на этих композиторов, заставив их включить в свои произведения новые инструментальные техники и вариации тембра. [ 25 ]

Германия и Румыния

[ редактировать ]

Среди других композиторов спектральной музыки — представители немецкой группы Feedback, в первую очередь Йоханнес Фрич , Месиас Майгуашка , Петер Этвос , Клод Вивье и Кларенс Барлоу . Особенности спектрализма также наблюдаются независимо в современном творчестве румынских композиторов Корнелиу Чезара , Штефана Никулеску , Горациу Рэдулеску и Янку Думитреску . [ 1 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Независимо от развития спектральной музыки в Европе, творчество американского композитора Джеймса Тенни включало более пятидесяти значительных произведений, в которых присутствуют черты спектрализма. [ 26 ] На него оказали влияние встречи с научной культурой, которая распространилась в послевоенную эпоху, и «квазиэмпирическая музыкальная эстетика» Джона Кейджа . [ 27 ] Его работы, хотя и имеют сходство с европейской спектральной музыкой, в некотором смысле отличаются, например, его интересом к «пост-кейджанской неопределенности».

Постспектрализм

[ редактировать ]

Спектральное движение вдохновило более поздних композиторов, таких как Джулиан Андерсон , Ана-Мария Аврам , Джошуа Файнберг , Георг Фридрих Хаас , Джонатан Харви , Фабьен Леви , Магнус Линдберг и Кайя Саариахо .

Некоторые из французских композиторов-постспектралистов включают Эрика Танги [ фр ] , Филиппа Юреля , Франсуа Париса , Филиппа Леру и Тьерри Блондо . [ 28 ]

В Соединенных Штатах такие композиторы, как Элвин Люсье , Ла Монте Янг , Терри Райли , Мэриэнн Амахер , Фил Ниблок и Гленн Бранка , переносят некоторые влияния призрачной музыки в свои произведения. Творчество Тенни также оказало влияние на ряд композиторов, таких как Ларри Полански и Джон Лютер Адамс . [ 29 ]

В США джазовый саксофонист и композитор Стив Леман , а в Европе французский композитор Фредерик Морен [ фр .; de ] , оба ввели спектральные техники в сферу джаза. [ 30 ] [ 31 ]

Известные работы

[ редактировать ]

Характерные спектральные части включают:

Другие произведения, в которых используются призрачные идеи или методы, включают: [ 11 ] [ 27 ] [ 32 ]

Постспектральные фрагменты включают: [ 33 ] [ 34 ]

Stria и Mortuos Plango, Vivos Voco — примеры электронной музыки , использующей спектральные техники. [ 35 ] [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]
  • IRCAM (Институт исследований и координации в области акустики и музыки, Париж)

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «...вопрос о тембре , хотя и строго рассмотрен Шенбергом (в его теории «мелодии тембров») и прежде всего Веберном , тем не менее имеет досериальные истоки, особенно у Дебюсси — в этом отношении «отец-основатель» того же ранга, что и Шенберг... Позднее это дало также почву для разрыва со «структурными» ориентациями Булеза и оспаривания наследия сериализма. была осуществлена ​​французской группой L'Itinéraire ( Жерар Гризе , Мишель Левинас , Тристан Мюрай ...)» ( Badiou 2009 , 82).

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Джулиан. 2000. «Предварительная история спектральной музыки». Обзор современной музыки 19, вып. 2 («Спектральная музыка: история и техника»): 7–22.
  • Андерсон, Джулиан. 2001. «Спектральная музыка». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Анон. 2009. « Докторант продолжает наследие спектральной музыки профессора ». Исследование: прорывы в знаниях и идеях на веб-сайте Колумбии (по состоянию на 7 мая 2012 г.).
  • Бадью, Ален . 2009. Логика миров: Продолжение «Бытия и событий» в переводе Альберто Тоскано . Лондон, Нью-Йорк: Континуум. ISBN   978-0-8264-9470-2 .
  • Корт, Жан-Мишель и Людовик Флорин (ред.). 2015. Встречи джаза и современной музыки . Тулуза: Press Universitaires du Midi. ISBN   978-2-8107-0374-6 .
  • Файнберг, Джошуа (ред.). 2000а. Спектральная музыка: история и техника . Амстердам: Ассоциация зарубежных издателей, опубликовано по лицензии издательства Harwood Academic Publishers, © 2000. ISBN   90-5755-131-4 . Составление обзора современной музыки 19, вып. 2.
  • Гризи, Жерар и Файнберг, Джошуа . 2000. «Вы сказали Спектральный?». Обзор современной музыки 19, вып. 3:1–3. дои : 10.1080/07494460000640311
  • Хальбрех, Гарри . 1992. Румыния, земля девятого неба . Бухарест: Axis Mundi.
  • Йоос, Максим. 2002. «Колокол и волна: Введение в спектральную музыку - Тристан Мюраил и Джонатан Харви». Musica falsa: Музыка, искусство, философия , нет. 16 (осень): 30–31.
  • Макклеллан, Джеймс. и « Джеймс Макклеллан – профессор ».
  • Москович, Вивиана. 1997. «Французская спектральная музыка: Введение». Темп новой серии, нет. 200 (апрель): 21–27.
  • Мюраил, Тристан (1 апреля 2005 г.). «Ссельси и L'Itinéraire: исследование звука». Обзор современной музыки 24, вып. 2–3: 181–185. дои : 10.1080/07494460500154830 ISSN   0749-4467
  • О'Каллаган, Джеймс. 2018. «Спектральная музыка и обращение к природе». Музыка двадцатого века 15, вып. 1: 57–73. два : 10.1017/S1478572218000063
  • Пугин, Тристан. 2001. «Сквозь спектр: новая близость во французской музыке (II)». Темп (217): 38–47.
  • Рейгл, Роберт. 2008. «Спектральная музыка старая и новая». В книге «Спектральная мировая музыка: материалы Стамбульской конференции по спектральной музыке» под редакцией Роберта Рейгла и Пола Уайтхеда. [ нужна страница ] . Стамбул: Pan Publishing. ISBN   9944-396-27-3 .
  • Роза, Франсуа. 1996. «Введение в подачу французской спектральной музыки». Перспективы новой музыки 34, вып. 2 (Лето): 6–39.
  • Сайкс, Клэр. 2003. «Духовный спектрализм: Музыка Джонатана Харви». Musicworks: Исследования в области звука , вып. 87 (осень): 30–37.
  • Теодореску-Чоканя, Ливия. 2004. Музыкальный тембр, стратегии композиции . Бухарест: Музыкальное издательство. ISBN   973-42-0344-4 .
  • Ваннамейкер, Роберт А. 2008. «Спектральная музыка Джеймса Тенни». Обзор современной музыки 27, вып. 1:91–130. дои : 10.1080/07494460701671558

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аррелл, Крис. 2002. «Раздвигая границы: искусство и наука в музыке Жерара Гризи» . Докторская диссертация, Корнелльский университет.
  • Аррелл, Крис. 2008. «Музыка звука: анализ партий Жерара Гризи ». В книге «Спектральная мировая музыка: материалы Стамбульской конференции по спектральной музыке» под редакцией Роберта Рейгла и Пола Уайтхеда. Стамбул: Пан Яинджилик. ISBN   9944-396-27-3 .
  • Байе, Жером. 2001. Жерар Гризи: Основы письма . Харматтан.
  • Бельдин, Лаурентиу. «Философия, литература и тональная музыка как составляющие спектральной музыки». Трансильванский университет Брашова. Серия VII. [ нужна полная цитата ]
  • Броу, Джеффри Арло (23 августа 2018 г.). «Смерть и жизнь спектральной музыки» . Журнал ВАН .
  • Бузони, Ферруччо . 1907. «Проект новой эстетики музыкального искусства». В «Могучем волшебнике» и «Выборе невесты»: два театральных стихотворения на музыку; Проект новой эстетики музыкального искусства Ферруччо Бузони, Артура, графа де Гобино и Э.Т.А. Гофмана . Триест: К. Шмидт. Английское издание « Очерк новой эстетики музыки» в переводе с немецкого Т. Бейкера . Нью-Йорк: Г. Ширмер, 1911.
  • Коэн-Левинас, Даниэль . 1996. Создание и анализ музыки сегодня . Париж: Эска, 1996. ISBN   2-86911-510-5
  • Корничелло, Энтони. 2000. « Тристана Мюраля Организация Тимбрал в распаде ». Докторская диссертация, Университет Брандейса.
  • Коуэлл, Генри . 1930. Новые музыкальные ресурсы . Нью-Йорк и Лондон: А. А. Кнопф. Перепечатано с примечаниями и сопроводительным эссе Дэвида Николлса. Кембридж [Англия] и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN   0-521-49651-9 (ткань) ISBN  0-521-49974-7 (pbk.)
  • Кросс, Джонатан. 2018. «Введение: спектральное мышление». Музыка двадцатого века 15 (1): 3–9.
  • Дональдсон, Джеймс. 2021. « Мелодия на пороге спектральной музыки ». Теория музыки онлайн 27, №2.
  • Дюфур, Хьюз . 1979. Спектральная музыка . Париж: Société Nationale de Radiodiffusion, Radio France/Международное общество современной музыки (SIMC), III, 30–32.
  • Дюфур, Хьюз. 1981. "Спектральная музыка: для практики форм энергии". Двуглавый , №3:85–89.
  • Дюфур, Хьюз. 1991. Музыка, сила, письмо . Коллекция Музыка/Прошлое/Настоящее. Париж: Кристиан Бургуа. ISBN   2-267-01023-2
  • Экзарх, Димитрис. 2018. «Кожа призрачного времени в «Черном цвете Этуаль» Гризи ». Музыка двадцатого века 15 (1): 31–55.
  • Файнберг, Джошуа (ред.). 2000б. Спектральная музыка: эстетика и музыка . Амстердам, Нидерланды: Ассоциация зарубежных издателей. ISBN   90-5755-132-2 . Составление обзора современной музыки 19, вып. 3.
  • Файнберг, Джошуа. 2006. Классическая музыка, зачем беспокоиться?: Слушая мир современной культуры ушами композитора . Рутледж. ISBN   0-415-97174-8 , ISBN   978-0-415-97174-4 . [Содержит большую часть того же текста, что и Fineberg 2000a и 2000b.
  • Гризи, Жерар . 1987. « Tempus ex machina : размышления композитора о музыкальном времени». Обзор современной музыки 2, вып. 1: 238–275.
  • Харви, Джонатан . 2001. «Спектрализм». Обзор современной музыки 19, вып. 3:11–14.
  • Хасэгава, Роберт. 2009. «Жерар Гризи и «природа» гармонии» Музыкальный анализ 28 (2–3): 349–371.
  • Гельмгольц, Герман фон . 1863. Теория звуковых ощущений как физиологическая основа теории музыки . Брауншвейг: Фридрих Видег и сын. Второе издание 1865 г.; третье издание 1870 г.; четвертое исправленное издание 1877 г.; пятое издание 1896 г.; шестое издание, под редакцией Рихарда Ваксмута, Брауншвейг: А. Vieweg & Sohn, 1913 (перепечатка факсимиле, Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968; Франкфурт-на-Майне: Минерва, 1981; Хильдесхайм и Нью-Йорк: Г. Олмс, 1983, 2000). ISBN   3-487-01974-4 ; Хильдесхайм: Олмс-Вайдманн, 2003 г. ISBN   3-487-11751-7 ; Саарбрюккен: Мюллер, 2007 г. ISBN   3-8364-0606-3 ).
  • Умбертклод, Эрик 1999. Транскрипция в Булезе и Мюрае: от уха до пробуждения . Париж: Харматтан. ISBN   2-7384-8042-X .
  • Леви, Фабьен . 2004. «Поворотный момент 1970-х годов: от восприятия, вызванного структурой, к процессам, выведенным из восприятия». Во время прослушивания: Жерар Гризи или красота звуковых теней под редакцией Даниэль Коэн-Левинас , 103–133. Париж: L'Harmattan/Маршрут. [Содержит множество опечаток; исправленная версия
  • Мэбери, Бретт. 2006. « Исследование спектральной музыкальной идиомы и ее связи с визуальными образами, особенно в кино и видео ». Магистерская диссертация. Западно-Австралийская академия исполнительских искусств.
  • Суриану, Хория. 2001. «Румынская спектральная музыка или другое выражение освобождено», перевод Джошуа Файнберга . Обзор современной музыки 19, вып. 3: 23–32.
  • Ванамейкер, Роберт. 2021. Музыка Джеймса Тенни, Том 1: Контексты и парадигмы . Издательство Университета Иллинойса.
  • Уилсон, Энди [редактор]. 2013. «Космический оргазм: Музыка Янку Думитреску». Издательство Ункант. ISBN   095-68-1765-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de6f1f15c9c9835a951388b367d371d4__1716966300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/d4/de6f1f15c9c9835a951388b367d371d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spectral music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)