Сиронг
Сиронг | |||
---|---|---|---|
китайский | Сиронг | ||
Буквальный смысл | Западный воинственный народ | ||
|
Сиронг ( китайский : 西戎 ; пиньинь : Сиронг ; Уэйд-Джайлс : Си-джун ; букв. «Западные воинственные люди») или Ронг были различными людьми, которые жили в основном на западных окраинах древнего Китая и вокруг них (в современных Ганьсу и Цинхае ). . Они были известны еще во времена династии Шан (1765–1122 гг. До н.э.). [ 1 ] как один из четырех варваров , которые часто (и часто жестоко) взаимодействовали с китайской цивилизацией Хуасия . Обычно они проживали к западу от равнин Гуаньчжун со времен династии Чжоу (1046–221 гг. До н.э.) и позже. [ 2 ] [ 3 ] Они упоминались в некоторых древних китайских текстах как, возможно, генетически и лингвистически связанные с людьми китайской цивилизации . [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Историк Ли Фэн говорит, что в период Западной Чжоу , поскольку термин Жун «воинственные иностранцы» «часто использовался в бронзовых надписях для обозначения «войны», вполне вероятно, что, когда народ назывался «Жун», Чжоу считали его как политические и военные противники, а не как культурные и этнические «другие». [ 6 ] Пол Р. Голдин также предполагает, что Ронг был «псевдоэтнонимом», означающим «воинственный». [ 7 ]
После династии Чжоу этот термин обычно относился к различным народам на западе в период раннего и позднего средневековья. Сиронг также было названием государства в периоды весны и осени и воюющих царств китайской истории. [ нужна ссылка ]
Сиронг вместе с восточными Дунъи , северными Бэйди и южными Наньманами вместе назывались Сыйи ( 四夷 ; «Четыре варвара»). . В «Записях обрядов» Лиджи подробно описаны древние стереотипы о них
Люди этих пяти регионов – Средних штатов и [Ронг], [И] (и других диких племен вокруг них) – имели всю свою природу, которую они не могли изменить. Племена на востоке назывались [Йи]. У них были распущены волосы и нанесены татуировки на тела. Некоторые из них ели еду, не будучи приготовленной. Тех, кто был на юге, звали Ман. Они сделали татуировки на лбу и повернули ноги друг к другу. Некоторые из них (также) ели пищу, не будучи приготовленной. Тех, кто находился на западе, называли [Ронг]. Волосы у них были распущены, и они носили шкуры. Некоторые из них не ели зерновую пищу. Тех, кто находился на севере, называли [Ди]. Они носили шкуры животных и птиц и жили в пещерах. Некоторые из них также не ели зерновую пищу. Жители Средних штатов, а также тех [И], Ман, [Жун] и [Ди] имели свои жилища, где они жили непринужденно; их вкусы, которые они предпочитали; подходящая для них одежда; их надлежащие инструменты для использования; и сосуды их, которых они приготовили в изобилии. В этих пяти регионах языки людей не были взаимопонятными, а их вкусы и желания были разными. Чтобы понять то, что у них на уме, и сообщить о своих симпатиях и желаниях (были офицеры) – на востоке их называли передатчиками; на юге — репрезентативисты; на западе — [Ди-дис]; а на севере — переводчики. [ 11 ] [Термин 狄鞮 didi ( ти-ти ) определяется как: «( др. ) Толкователь Ди, варваров запада». [ 12 ] Переведено и адаптировано с французского.]
Примечание: «срединные государства» ( китайский : 中國 ; пиньинь : Чжунго ) в этой цитате относятся к « Срединному царству », то есть Китаю .
Трехногие керамические сосуды на лопаточных ножках, а также горшки с одной и двумя ручками были основными культурными особенностями Сиронга. [ нужна ссылка ]
Уильям Х. Бакстер и Лоран Сагарт (2014) [ 13 ] реконструировать древнекитайское имя Ронг как 戎 , OC : * nuŋ , мод. Ронг . Сегодня похожие по звучанию самоназванные этнонимы среди современных тибето-бирманских народов в западном Китае включают Ргьялронг из Сычуани , а также Нунг и Чунг на северо-западе Юньнани ( см. также языки Рунг ). Прушек предполагает отношения между Жун во время династии Чжоу и племенами Жэнь ( 人 < OC *ni[ŋ]) во время династии Шан , [ 14 ] однако Жэнь ( 人 ) жил на юге Шаньдуна и севере Цзянсу, то есть к востоку, а не к западу от Шан. [ 15 ]
Хронология
[ редактировать ]По словам Никола Ди Космо , [ 16 ] «Ронг» было расплывчатым термином для обозначения воинственного иностранца. Он размещает их от верховьев долины реки Вэй и вдоль реки Фэнь до бассейна Тайюаня вплоть до гор Тайхан . Это была бы северо-западная окраина тогдашнего Китая, а также переходная зона между земледельческим и степным образом жизни.
- в. 964 г. до н.э.: король Чжоу Му победил Цюаньжун , а в следующем году напал на Западный Жун и Сюжун.
- 859 г. до н. э.: Король Чжоу И (Цзи Се) : столица Чжоу подверглась нападению Жун Тайюаня .
- 877–841 гг. До н.э.: Король Чжоу Ли : набег Западного Жуна и Сяньюня вглубь территории Чжоу.
- 827-782 гг. до н.э.: король Чжоу Сюань посылает государство Цинь атаковать Западную Жун, которая подчиняется и уступает территорию, посылает государство Цзинь против Северной Жун (вероятно, 788 г.); в следующем году уничтожает клан ЖунЦзян.
- 781-771 гг. до н. э.: Король Чжоу Ю убит Цюаньжун, положив конец Западному Чжоу .
- Во времена Западного Чжоу различные группы Жун были разбросаны по городам Северо-Китайской равнины. Похоже, что бейди теснили Ронг с севера.
- 714 г. до н. э.: Северный (Бэй) или Горный (Шань) Жун нападает на государство Чжэн .
- 706 г. до н.э.: Та же группа нападает на Ци .
- 693-662 гг. до н.э.: герцог Чжуан Лу , правитель государства Лу , ведет много войн с Жун.
- 664 г. до н. э.: Шань Жун нападает на государство Янь .
- 662 г. до н. э.: Бэйди изгоняет Жун из Тайюаня .
- 650 г. до н. э.: На Бейжун напали государства Ци и Сюй .
- после 650 г. до н. э. Ронг упоминается редко. Похоже, они были в основном поглощены государствами Ци и Цзинь. [ 17 ]
- 314 г. до н.э.: Цинь победил последнее враждебное племя Жун. [ 18 ] Угрозы от объединенных вторжений кочевников в конечном итоге вновь возникнут под идентичностью сюнну во время последующих династий Цинь и Хань . [ 19 ]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Считается, что Цюаньжун в период Западного Чжоу и Воюющих царств (1122–476 гг. до н. э.) говорили на тибето-бирманской ветви китайско-тибетских языков и объединились с кланом Цзян, чтобы восстать против Чжоу. [ 20 ] [ 21 ] Мэн-цзы упомянул, что даже король Чжоу Вэнь имел предков от «западных варваров» (西夷). [ 22 ]
Ученый 7-го века Ян Шигу сделал такие замечания об усунях , одной из групп, входящих в «западные варвары»: «Среди варваров (戎; Róng ) в западных регионах вид усуней самый необычный. Нынешние варвары (胡人; húrén ), у которых зеленые глаза и рыжие волосы, и которые похожи на макак, являются потомками этого народа»; [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] экзоним Хурен « иностранцы, варвары», [ 23 ] использовался с VI века для обозначения иранских народов , особенно согдийцев , в Средней Азии , помимо других некитайских народов. [ 26 ]
Было установлено, что генетические данные о древних останках Цян, связанных с Сиронгом, демонстрируют высокую генетическую близость с современными китайско-тибетскими народами , а также с древними «фермерами Желтой реки» культуры Яншао . [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Цян люди
- Люди Гьялронга
- Тангуты
- Гуйфан
- Отличие Хуа-И
- Джиджили
- Цян (исторический народ)
- китаецентризм
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Во, Дэниел С.: Профессор. «Тексты Шелкового пути» . Университет Вашингтона . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Гунны и гунны - Политический, социальный, культурный, исторический анализ Китая - Исследование происхождения гуннов, уйгуров, монголов и тибетцев» . www.mperialchina.org .
- ^ Никола Ди Космо, Древний Китай и его враги: рост власти кочевников в истории Восточной Азии, Cambridge University Press, 2004, стр. 108-112.
- ^ «Бронзовое царство в гробницах Западной Чжоу в Байкаопо, Линтай» Институт археологии ( www.kaogu.net.cn Китайская академия общественных наук)
проводит исследование этнического образа северных кочевых народов . Алтайская языковая семья Возможно, это образ племени Сяньюнь, которое когда-то представляло серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу, и было названо «народом-призраком», потому что оно внешне отличалось от китайцев. Проведено исследование этнического образа северных кочевых народов алтайской языковой семьи. Возможно, племя 烃狋, которое когда-то представляло серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу, называлось «Призрачный Клык», потому что оно внешне отличалось от китайского.
- ^ Ли, Фэн (2006), Пейзаж и власть в раннем Китае , Издательство Кембриджского университета, стр. 286.
- ^ Голдин, Пол Р. «Степные кочевники как философская проблема в классическом Китае» в книге «Картирование Монголии: положение Монголии в мире от геологического времени до наших дней». Международные исследовательские конференции Пенсильванского музея, том. 2. Ред. Паула Л.В. Саблофф. Филадельфия: Пенсильванский университет. 2011. с. 235
- ^ См. Линдафф, Кэтрин (2013). «Контекстное объяснение «иностранных» или «степных» факторов, выявленных в захоронениях на кладбище Мацзяюань и открытии горного коридора Тянь-Шань» . Азиатская археология : 81, рисунок 6 (гробница Мацзяюань 3).
- ^ Jump up to: а б Лю, Ян; Ли, Руи; Ян, Цзюньчан; Лю, Жуйлян; Чжао, Госин; Тан, Панпан (26 апреля 2021 г.). «Китай и степь: технологическое исследование изделий из драгоценных металлов из гробницы Сигупан 2 (4–3 вв. до н. э.) в районе Ордоса, Внутренняя Монголия» . Наука о наследии . 9 (1): 46. дои : 10.1186/s40494-021-00520-5 . ISSN 2050-7445 .
- ^ Jump up to: а б Ши, Юн; Вэнь, Яди; Ли, Сяоцзюнь; Лю, Чжаоцзян; Хуан, Юмин; Хэ, Бэй (4 августа 2022 г.). «Передача и инновации в области грануляции золота: применение олова для пайки в древнем Китае» . Наука о наследии . 10 (1): 122. дои : 10.1186/s40494-022-00753-y . ISSN 2050-7445 .
- ^ Ванчжи глава, тр. Джеймс Легг (1879), Ли Ки , Clarendon Press, том 1, стр. 229–230.
- ^ Большой словарь китайского языка Риччи , Vol. В, (2001) с. 938
- ^ Бакстер, Уильям Х. и Лоран Сагарт. 2014. Старый китайский: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-994537-5 .
- ^ Ярослав Прушек . Китайские государства и северные варвары в период 1400-300 гг . до н.э. Нью-Йорк, 1971. стр.38.
- ^ Ди Космо, Никола (1999). «Северная граница в доимперском Китае». В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история Древнего Китая. Издательство Кембриджского университета. п. 908 стр. 885–966.
- ^ Кембриджская история древнего Китая (1999), глава 13
- ^ Никола Ди Космо в Кембриджской истории Древнего Китая, стр. 924
- ^ Марк Эдвард Льюис в Кембриджской истории Древнего Китая, стр. 635
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. «Хунну » britannica.com . Британская энциклопедия онлайн Получено 2 , августа
- ↑ Глава 14 Кейтли, «Истоки китайской цивилизации», 1983 г.
- ^ «Деревня-крепость – этнические меньшинства Юго-Западного Китая» . ethno.ihp.sinica.edu.tw .
- ^ Мэн-цзы Ли Лоу II текст: «Мэн-цзы сказал: «Шунь родился в Чжуфэне, переехал в Фуся, умер в Минтяо и был уроженцем Дуни. Король Вэнь родился в Цичжоу, умер в Биине и был уроженцем Дунъи. Западный И.» Перевод Д.К.Лау (1970:128): «Мэн-цзы сказал: «Шунь был восточным варваром; он родился в Чу Фэне, переехал в Фу Ся и умер в Мин Тяо. западный варвар; он родился в Цичжоу и умер в Пи Ине».
- ^ Jump up to: а б Книга Хань с комментариями Яна Шигу Исходный текст : Усунь имеет самый уникальный внешний вид среди всех армий западных регионов. Сегодняшние люди Ху имеют голубые глаза, красные бороды и похожи на обезьян, что обусловлено их расой.
- ^ Ю, Тайшань. Исследование истории саков , (1998), стр. 141-142. Китайско-платонические статьи, номер 80. Пенсильванский университет.
- ^ Книга Хана , т. 96b. Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2015). «Кай, Хонгай и имена сюнну» . Международный журнал евразийских исследований. 2: с. 62 из 35–63.
- ^ Сун, Мэнъюань; Ван, Цзефей; Лю, Цян; Ин, Цзюнь; Ву, Цянь; Цзян, Ланруй; Ван, Фэй; Чжоу, Юйсян; Сун, Фэн; Ло, Хайбо; Хоу, Ипин; Сун, Синбо; Ин, Биньву (01 ноября 2022 г.). «Отцовская генетическая структура этнической группы Цян в Китае, выявленная с помощью STR и SNP Y-хромосомы высокого разрешения» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 61 : 102774. doi : 10.1016/j.fsigen.2022.102774 . ISSN 1872-4973 . ПМИД 36156385 . S2CID 252254620 .
Более того, древняя ДНК выявила генетические связи между ранними Ди-Цян (Ди и Цян исторически были объединены в одну группу) и ханьскими китайцами [5], [6].
- ^ Ли, Цзявэй; Цзэн, Вэнь; Чжан, Е; Ко, Альберт Мин-Шан; Ли, Чуньсян; Чжу, Хун; Фу, Цяомэй; Чжоу, Хуэй (04 декабря 2017 г.). «Древняя ДНК обнаруживает генетические связи между ранним Ди-Цяном и ханьскими китайцами» . Эволюционная биология BMC . 17 (1): 239. Бибкод : 2017BMCEE..17..239L . дои : 10.1186/s12862-017-1082-0 . ISSN 1471-2148 . ПМК 5716020 . ПМИД 29202706 .
Мы определили, что Могуу был самым ранним примерно 4000 лет назад. Популяция BP Ди-Цян генетически связана с Таоцзячжаем, поскольку имеет до 100% общих отцовских (O3a) и ~ 60% материнских (D4, M10, F, Z) гаплогрупп.
Источники
[ редактировать ]- (на китайском языке) «Изучение корней Цинь» .
- (на китайском языке) Запись династии Мин 1574 года . Издательство Чжунхуа. 1993. ISBN 7-101-00607-8 .
- Большой словарь китайского языка Риччи . 7 томов. Институты Риччи (Париж – Тайбэй). Дескле де Брауэр. 2001. Том. III, с. 555.
- Гипотеза о происхождении племен Саи . Тайшань Ю. Китайско-платонические статьи № 106. Сентябрь 2000 г. Кафедра азиатских и ближневосточных исследований Пенсильванского университета.