Jump to content

Макуши

(Перенаправлено с Макуши )
Макуши
Большой
Деревня Макуши в Бразилии.
Общая численность населения
43,192 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Бразилия 33,603 (2014) [ 1 ]
 Гайана 9,500 (2011) [ 1 ]
 Венесуэла 89 (2011) [ 1 ]
Языки
Макуши , португальский , английский и испанский [ 2 ]
Религия
Религия коренных народов , католицизм

Макуши Makuusi ( Macuxi , португальский : живущий ) — коренной народ, на приграничных территориях южной Гайаны , северной Бразилии в штате Рорайма и в восточной части Венесуэлы . [ 2 ]

Идентификация

[ редактировать ]

Кушиты также известны как кушиты, макусси, кушиты, кушиты, теуэя и тевейя. [ 2 ] Макуши, а также Арекуна, Камаракото и Таурепан считаются подгруппами Пемона . [ 3 ]

Люди макуши говорят на языке макуши , языке макуши-капон, который является частью карибской языковой семьи . Некоторые в Бразилии также говорят по-португальски , некоторые в Венесуэле говорят по-испански , а некоторые в Гайане говорят по-английски . Язык макуши написан латинской графикой , а Новый Завет был переведен на этот язык в 1996 году. [ 2 ]

Макуши не решались обучать своему языку посторонних, поэтому в 1950-х годах язык находился под угрозой, поскольку считался «сленгом» по сравнению с официальным португальским. [ 4 ]

Жилье и образ жизни

[ редактировать ]

Они живут в деревнях, соединенных между собой дорогами и тропинками, а дома построены вокруг центрального двора. В браке пара Макуши живет в деревне семьи жены, и свекор имеет большое значение в родстве Макуши.

Макуши практикуют такие методы охоты и ведения сельского хозяйства, как вахтовое земледелие и отравление рыбы. [ 5 ]

Как и у других групп коренных народов в этом районе, традиционная жизнь Макуши во многом зависит от горькой маниоки, а задачи по выращиванию делятся по полу. Мужчины традиционно расчищают землю, а женщины ухаживают за ней и собирают урожай. В преданиях Макуши маниока была создана для выращивания и находится под присмотром Матери Маниоки ( кисера ян ). Женщины являются основными переработчиками, а основными продуктами являются хлеб из маниоки, фарин, паракари , во (напиток), крахмальная тапиока и казерип. Статус деревни коррелирует с успехом в выращивании маниоки. [ 6 ]

История и культура

[ редактировать ]

Макуши Устная история описывает их как потомков детей солнца, доброжелательного Инсикирана (Иншкирунга) и его злобного брата Макунаимы (или Неги). [ 4 ] которые создали огонь, а также болезни, и они также верят, что открыли Вашаку , Древо Жизни . Макуши верят в жизненный принцип – сткатон – и верят, что он исходит от Солнца. [ 7 ] Подобно другим индейским группам (таким как люди Патамона или Акавайо ), важна роль пиаймана , знахаря или духовного лидера. [ 4 ] и вера в кейнаими (канаима) , тип злого духа, который олицетворяется как «чужой», несущий смерть и несчастья. [ 8 ] Канайма ассоциируется с изменением формы (обычно это животные, такие как ягуары, летучие мыши или броненосцы), и нападения часто направлены на людей, когда они одни, в результате чего они подвергаются нападению и умирают через несколько дней. Другое использование этого термина применяет духовный контекст к скрытной, подобной убийце тактике как форме защиты, но может также нанести вред бенефициарам. [ 9 ]

Самые ранние зарегистрированные упоминания о Макуши относятся к 1740 году в контексте набегов португальско-бразильских рабов под предводительством ирландца Лоренсу Бельфорте. С 1700-х до конца 1800-х годов макуши были вытеснены на север португальскими и бразильскими набегами, а на юг - карибами и доверенными лицами Акавайо голландцев и англичан, ограничивая протяженность своих земель саванной Рупунуни . Хотя есть сообщения о том, что макуши продавали своих в рабство, также было отмечено, что это было сделано под принуждением. В 1800-х годах Макуши «специализировались на производстве гамаков, различных поделок и мощной формы кураре», которые продавались среди других индейских групп в регионе часто за терки маниоки и духовые трубки. [ 9 ]

До европейской колонизации макуши вели полукочевой образ жизни, но с тех пор постоянные поселения образовывались обычно вокруг католических или англиканских миссий или государственных школ. К 1900-м годам многие макуши работали чернорабочими, занимаясь кровопусканием балата или разведением крупного рогатого скота. [ 5 ] Политика Бразилии в отношении коренных народов оказала более заметное влияние на культуру Макуши по сравнению с политикой Гайаны, которая по большей части оставляла их в покое. [ 8 ]

Бразилия

[ редактировать ]

В 18 веке в Бразилии инородцы оккупировали территорию Макуши, основав миссионерские деревни и фермы и вынудив людей Макуши переселиться. [ 10 ]

Правительство Бразилии открыло школы, а также больницы для макуши, и с 2005 года оно проводит кампанию за признание прав на землю по всей Бразилии. Макуши — крупнейшая группа коренного населения Рораймы, составляющая часть населения Боа-Виста . Рапоса-Серра-ду-Сол — признанный район коренных народов Макуши. [ 4 ]

В Гайане макуши поселились в саванне Северной Рупунуни. [ 11 ] Катберт Кэри-Элвес , иезуит, миссионер- поселившийся среди макуши региона Рупунуни (Гайана) в 1909 году, выучил язык и пробыл у них более 23 лет. [ 12 ] управляет Международным центром Ивокрамы Макуши, а деревни Аннаи , Кватаманг, Сурама , Рева , Краш Уотер, Карасабай и Юпукари считаются поселениями Макуши. [ 5 ] На юге Рупунуни, Св. Игнатия и Моко-Моко также поселения Макуши. [ 13 ]

Восстание Рупунуни , которое возглавили известные европейские и индейские фермерские семьи, охватило большую часть традиционной территории Макуши. [ 5 ] и многие Макуши также были убиты.

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Макукси» . Экологический партнер . Проверено 28 февраля 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Макуши». Этнолог. Проверено 30 июля 2012 г.
  3. ^ Ривьер, Питер (2006). Путешествия Роберта Шомбургка по Гвиане, 1835–1844 гг.: Исследования по поручению Королевского географического общества, 1835–1839 гг . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 21. ISBN  978-0-904180-86-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Мело, Лусиана Мариньо де (15 апреля 2016 г.). «Социокультурное формирование Боа-Виста-Рорайма и людей макуши и вапишана в городе: исторический процесс и чувство принадлежности» . Тексты и дебаты (на португальском языке) (28): 60. doi : 10.18227/2217-1448ted.v0i28.3387 . ISSN   2317-1448 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Джаффералли, Дейдра (январь 2017 г.). «Последствия изменения идентичности макуши и традиционных практик для сохранения лесов в Гайане» (PDF) . п. 38 . Проверено 28 февраля 2021 г.
  6. ^ Элиас, Марианна; Соперница, Лаура; Макки, Дойл (зима 2000 г.). «ВОСПРИЯТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЕМ МАНИОТА (MANIHOT ESCULENTA CRANTZ) СРЕДИ АМЕРИНДЕЦОВ МАКУШИ ГАЙАНЫ (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)» (PDF) . Журнал этнобиологии .
  7. ^ «Я фиги дель Соле» (PDF) . Survivalinternational.org (на итальянском языке). 1998 год . Проверено 28 февраля 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Майерс, Ирис (1993). «Макуши Гвианы - граница Бразилии в 1944 году. Исследование культурных контактов» (PDF) . Антопологика . 80 :3–99.
  9. ^ Jump up to: а б Уитакер, Джеймс Эндрю (15 декабря 2017 г.). «Оружие и колдовство: набеги, торговля и Канайма среди Макуши» . Типити: Журнал Общества антропологии низменностей Южной Америки . ISSN   2572-3626 . Проверено 2 марта 2021 г. - через ResearchGate.
  10. ^ «Макукси: Введение». Архивировано 15 мая 2012 года в Wayback Machine Instituto Socioambiental: Povos Indígenas no Brasil. Проверено 30 июля 2012 г.
  11. ^ «Америдейские народы» . Министерство по делам коренных народов . Проверено 18 августа 2020 г.
  12. ^ «Интерьер». Иезуиты в Гайане. Проверено 30 июля 2012 г.
  13. ^ Эдвардс, В.; Гибсон, К. (1979). «Этноистория индейцев Гайаны» . Этноистория . 26 (2): 170. дои : 10.2307/481091 . ISSN   0014-1801 . JSTOR   481091 .
  14. ^ «Сидней Алликок: человек из Ивокрамы» . Карибский бит . Ноябрь 2010 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
  15. ^ «Разрушение стеклянного потолка — Гайанские хроники» . сайт Guyanachronicle.com . Проверено 27 марта 2024 г.
  16. ^ «Горько-сладкий триумф покойного художника из числа коренных народов Джайдера Эсбелла на Венецианской биеннале» . Художественная газета . 21 апреля 2022 г. Проверено 30 мая 2022 г.
  17. ^ «Бернальдина Хосе Педро, хранилище культуры коренных народов, умерла в возрасте 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 февраля 2021 г.
  • Катберт, Кэри-Элвес. Бриджес, Джон, изд. Миссия Рупунуни: история Катберта Кэри-Элвеса . Лондон: Иезуитская миссия, 1985.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4b30cd640196ff191315c7b3bdfa32c__1726242420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/2c/e4b30cd640196ff191315c7b3bdfa32c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Macushi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)