Макуши
Большой | |
---|---|
![]() Деревня Макуши в Бразилии. | |
Общая численность населения | |
43,192 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 33,603 (2014) [ 1 ] |
![]() | 9,500 (2011) [ 1 ] |
![]() | 89 (2011) [ 1 ] |
Языки | |
Макуши , португальский , английский и испанский [ 2 ] | |
Религия | |
Религия коренных народов , католицизм |
Макуши Makuusi ( Macuxi , португальский : живущий ) — коренной народ, на приграничных территориях южной Гайаны , северной Бразилии в штате Рорайма и в восточной части Венесуэлы . [ 2 ]
Идентификация
[ редактировать ]Кушиты также известны как кушиты, макусси, кушиты, кушиты, теуэя и тевейя. [ 2 ] Макуши, а также Арекуна, Камаракото и Таурепан считаются подгруппами Пемона . [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Люди макуши говорят на языке макуши , языке макуши-капон, который является частью карибской языковой семьи . Некоторые в Бразилии также говорят по-португальски , некоторые в Венесуэле говорят по-испански , а некоторые в Гайане говорят по-английски . Язык макуши написан латинской графикой , а Новый Завет был переведен на этот язык в 1996 году. [ 2 ]
Макуши не решались обучать своему языку посторонних, поэтому в 1950-х годах язык находился под угрозой, поскольку считался «сленгом» по сравнению с официальным португальским. [ 4 ]
Жилье и образ жизни
[ редактировать ]Они живут в деревнях, соединенных между собой дорогами и тропинками, а дома построены вокруг центрального двора. В браке пара Макуши живет в деревне семьи жены, и свекор имеет большое значение в родстве Макуши.
Макуши практикуют такие методы охоты и ведения сельского хозяйства, как вахтовое земледелие и отравление рыбы. [ 5 ]
Как и у других групп коренных народов в этом районе, традиционная жизнь Макуши во многом зависит от горькой маниоки, а задачи по выращиванию делятся по полу. Мужчины традиционно расчищают землю, а женщины ухаживают за ней и собирают урожай. В преданиях Макуши маниока была создана для выращивания и находится под присмотром Матери Маниоки ( кисера ян ). Женщины являются основными переработчиками, а основными продуктами являются хлеб из маниоки, фарин, паракари , во (напиток), крахмальная тапиока и казерип. Статус деревни коррелирует с успехом в выращивании маниоки. [ 6 ]
История и культура
[ редактировать ]Макуши Устная история описывает их как потомков детей солнца, доброжелательного Инсикирана (Иншкирунга) и его злобного брата Макунаимы (или Неги). [ 4 ] которые создали огонь, а также болезни, и они также верят, что открыли Вашаку , Древо Жизни . Макуши верят в жизненный принцип – сткатон – и верят, что он исходит от Солнца. [ 7 ] Подобно другим индейским группам (таким как люди Патамона или Акавайо ), важна роль пиаймана , знахаря или духовного лидера. [ 4 ] и вера в кейнаими (канаима) , тип злого духа, который олицетворяется как «чужой», несущий смерть и несчастья. [ 8 ] Канайма ассоциируется с изменением формы (обычно это животные, такие как ягуары, летучие мыши или броненосцы), и нападения часто направлены на людей, когда они одни, в результате чего они подвергаются нападению и умирают через несколько дней. Другое использование этого термина применяет духовный контекст к скрытной, подобной убийце тактике как форме защиты, но может также нанести вред бенефициарам. [ 9 ]
Самые ранние зарегистрированные упоминания о Макуши относятся к 1740 году в контексте набегов португальско-бразильских рабов под предводительством ирландца Лоренсу Бельфорте. С 1700-х до конца 1800-х годов макуши были вытеснены на север португальскими и бразильскими набегами, а на юг - карибами и доверенными лицами Акавайо голландцев и англичан, ограничивая протяженность своих земель саванной Рупунуни . Хотя есть сообщения о том, что макуши продавали своих в рабство, также было отмечено, что это было сделано под принуждением. В 1800-х годах Макуши «специализировались на производстве гамаков, различных поделок и мощной формы кураре», которые продавались среди других индейских групп в регионе часто за терки маниоки и духовые трубки. [ 9 ]
До европейской колонизации макуши вели полукочевой образ жизни, но с тех пор постоянные поселения образовывались обычно вокруг католических или англиканских миссий или государственных школ. К 1900-м годам многие макуши работали чернорабочими, занимаясь кровопусканием балата или разведением крупного рогатого скота. [ 5 ] Политика Бразилии в отношении коренных народов оказала более заметное влияние на культуру Макуши по сравнению с политикой Гайаны, которая по большей части оставляла их в покое. [ 8 ]
Бразилия
[ редактировать ]В 18 веке в Бразилии инородцы оккупировали территорию Макуши, основав миссионерские деревни и фермы и вынудив людей Макуши переселиться. [ 10 ]
Правительство Бразилии открыло школы, а также больницы для макуши, и с 2005 года оно проводит кампанию за признание прав на землю по всей Бразилии. Макуши — крупнейшая группа коренного населения Рораймы, составляющая часть населения Боа-Виста . Рапоса-Серра-ду-Сол — признанный район коренных народов Макуши. [ 4 ]
Гайана
[ редактировать ]В Гайане макуши поселились в саванне Северной Рупунуни. [ 11 ] Катберт Кэри-Элвес , иезуит, миссионер- поселившийся среди макуши региона Рупунуни (Гайана) в 1909 году, выучил язык и пробыл у них более 23 лет. [ 12 ] управляет Международным центром Ивокрамы Макуши, а деревни Аннаи , Кватаманг, Сурама , Рева , Краш Уотер, Карасабай и Юпукари считаются поселениями Макуши. [ 5 ] На юге Рупунуни, Св. Игнатия и Моко-Моко также поселения Макуши. [ 13 ]
Восстание Рупунуни , которое возглавили известные европейские и индейские фермерские семьи, охватило большую часть традиционной территории Макуши. [ 5 ] и многие Макуши также были убиты.
Известные люди
[ редактировать ]- Сидней Алликок (~1954), вице-президент Гайаны. [ 14 ]
- Алистер Чарли (1977 или 1978 г.р.), гайанский политик [ 15 ]
- Джайдер Эсбелл (1979-2021), бразильский художник, активист, автор. [ 16 ]
- Бернальдина Хосе Педро (1945–2020), бразильский активист и вождь племени. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Макукси» . Экологический партнер . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Макуши». Этнолог. Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Ривьер, Питер (2006). Путешествия Роберта Шомбургка по Гвиане, 1835–1844 гг.: Исследования по поручению Королевского географического общества, 1835–1839 гг . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 21. ISBN 978-0-904180-86-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Мело, Лусиана Мариньо де (15 апреля 2016 г.). «Социокультурное формирование Боа-Виста-Рорайма и людей макуши и вапишана в городе: исторический процесс и чувство принадлежности» . Тексты и дебаты (на португальском языке) (28): 60. doi : 10.18227/2217-1448ted.v0i28.3387 . ISSN 2317-1448 .
- ^ Jump up to: а б с д Джаффералли, Дейдра (январь 2017 г.). «Последствия изменения идентичности макуши и традиционных практик для сохранения лесов в Гайане» (PDF) . п. 38 . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Элиас, Марианна; Соперница, Лаура; Макки, Дойл (зима 2000 г.). «ВОСПРИЯТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЕМ МАНИОТА (MANIHOT ESCULENTA CRANTZ) СРЕДИ АМЕРИНДЕЦОВ МАКУШИ ГАЙАНЫ (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)» (PDF) . Журнал этнобиологии .
- ^ «Я фиги дель Соле» (PDF) . Survivalinternational.org (на итальянском языке). 1998 год . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Майерс, Ирис (1993). «Макуши Гвианы - граница Бразилии в 1944 году. Исследование культурных контактов» (PDF) . Антопологика . 80 :3–99.
- ^ Jump up to: а б Уитакер, Джеймс Эндрю (15 декабря 2017 г.). «Оружие и колдовство: набеги, торговля и Канайма среди Макуши» . Типити: Журнал Общества антропологии низменностей Южной Америки . ISSN 2572-3626 . Проверено 2 марта 2021 г. - через ResearchGate.
- ^ «Макукси: Введение». Архивировано 15 мая 2012 года в Wayback Machine Instituto Socioambiental: Povos Indígenas no Brasil. Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «Америдейские народы» . Министерство по делам коренных народов . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ «Интерьер». Иезуиты в Гайане. Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Эдвардс, В.; Гибсон, К. (1979). «Этноистория индейцев Гайаны» . Этноистория . 26 (2): 170. дои : 10.2307/481091 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 481091 .
- ^ «Сидней Алликок: человек из Ивокрамы» . Карибский бит . Ноябрь 2010 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Разрушение стеклянного потолка — Гайанские хроники» . сайт Guyanachronicle.com . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Горько-сладкий триумф покойного художника из числа коренных народов Джайдера Эсбелла на Венецианской биеннале» . Художественная газета . 21 апреля 2022 г. Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Бернальдина Хосе Педро, хранилище культуры коренных народов, умерла в возрасте 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 февраля 2021 г.
- Катберт, Кэри-Элвес. Бриджес, Джон, изд. Миссия Рупунуни: история Катберта Кэри-Элвеса . Лондон: Иезуитская миссия, 1985.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Драматическое видео показывает нападение на индийскую деревню 20 июня 2008 г.