Jump to content

Люди смерти

(Перенаправлено из Сури (Эфиопия) )
Сури (Сури, Мурси, Меен, Квегу)
Сури девочка
Общая численность населения
Спикеры «Сурмика»: 80 000 (1998 г.), 186 875 (2007 г.)
Регионы со значительной численностью населения
юго-западная Эфиопия , Южный Судан
Языки
Сури , Мурси , Меен , Квегу
Религия
Анимизм , христианское меньшинство
Родственные этнические группы
Другие сурмские народы

Сури — собирательное название трех этнических групп (чай, тимага и баале), в основном проживающих в Сури-Вореда, на юго-западе Эфиопии . У них много общего в политическом, территориальном, культурном и экономическом плане, но они говорят на разных языках. Все они говорят на юго-восточных сурмических языках нило-сахарской языковой семьи, в которую входят мун , маджанг языки народов и мен.

Термин Сури - это собирательное название Чай, Тимага и Баале, что выражено в названии «Сури вореда» (= нижний административный район) на юго-западе Эфиопии, граничащем с Южным Суданом. Данные национальной переписи населения Эфиопии 2007 года по этническим группам отличают «Сури» от «Мурси» и «Меенит» (единственное от Меен). [ 1 ] Некоторые авторы использовали термины «Сури» и «Сурма» как синонимы. [ нужны разъяснения ] [ 2 ] или в противоречивых целях.

Сури — агро-скотоводческий народ, населяющий часть зоны Сури-вореда Западного Омо в Эфиопии, в то время как другие группы проживают частично в соседнем Южном Судане. [ 3 ] В 1998 году население Сури составляло 20 622 человека (оценка переписи). [ 3 ] и ок. 32 000 в 2016 году. Сури в культурном отношении схожи с мурси . [ 4 ]

Общая культура

[ редактировать ]
Мурси люди
Племя Сури, Кибиш

Группы Сури имеют схожую культуру и демонстрируют социальное и историческое родство с группами Мурси и Меен . Родина их сравнительно отдаленная, расположена на полузасушливых равнинах, долинах и предгорьях.

Сури любят бой на палках, называемый сагине. Правильнее называть это «церемониальной дуэлью», она служит обрядом посвящения для молодых людей и приносит большой престиж; это особенно важно при поиске невесты. Такие дуэли очень конкурентны, сопряжены с риском серьезных травм, а иногда и смерти.

В молодом возрасте, чтобы украсить себя перед замужеством, большинству женщин удаляют нижние зубы и прокалывают нижнюю губу , а затем растягивают ее, чтобы можно было вставить глиняную пластинку для губ . Некоторые женщины растягивают губы так, что позволяют носить тарелки диаметром до шестнадцати дюймов. [ 5 ] Однако по мере знакомства с другими культурами все большее число девочек теперь воздерживаются от этой практики. Их детей иногда рисуют (защитной) белой глиняной краской, которой можно наносить точки на лицо или тело. [ 6 ] [ 7 ]

Численность деревень Сури обычно варьируется от 40 до 1000 человек, но в некоторых из них может достигать 2500 человек. Жизнь Сури эгалитарна. «Вожди» Сури (называемые комору ) выполняют ритуальные функции, являются всего лишь наиболее уважаемыми старейшинами и не имеют исполнительной власти. Они избираются из числа членов определенного клана. Лишь немногие Сурма знакомы с амхарским языком , официальным языком Эфиопии, и уровень их грамотности относительно низок. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако в последние десятилетия были построены школы, и число грамотных сури растет: некоторые из них сейчас работают в окружной столице местной администрации, а другие учатся в различных городах.

Согласно устному преданию Сури, они пришли с плато Бома , долины Омо и Гоби плато Маджи на свою нынешнюю территорию около 200 лет назад. Сначала они пришли к Акобо (к востоку от Голубого Нила ); затем они двинулись в четырех направлениях: в нижнюю часть Кидхоа Бо Мевуна к горе Бома и в верхнюю часть от плато Гоби Маджи и долины Омо реки Омо к горе Шологой. Эти мигранты также поглотили местные группы. С конца 1890-х годов сури подвергались преследованиям со стороны эфиопских имперских войск и северных поселенцев. В результате этого политико-экономического преследования многие сури отправились на плато Бома на юге Судана, особенно после 1925 года. В 1980-х годах люди сури контрабандой вывозили автоматическое оружие из Судана. [ 10 ]

Сури — не единственная этническая группа на юго-западе Эфиопии: их еще около 12. Между некоторыми из этих групп существует напряженность. У сури есть один главный враг — народ Ньянгатом , народ к югу от них, входящий в большую популяцию Атекер. (также из группы Атекер) регулярно Ньянгатом и еще один враг Сури, Топоса объединяются, чтобы совершить набег на скот Сури. Вторая суданская гражданская война нанесла дополнительный урон Сури. Эти конфликты вытеснили соседние группы на территорию Сури, создавая постоянную конкуренцию за защиту того, что у них есть в виде земли, водных источников и пастбищ. Столкновения чаще всего происходят в засушливый сезон. Примерно в это же время сури перегоняют свой скот на юг в поисках новых пастбищ. Государственные власти пытались привлечь внимание к вопросам разрешения конфликтов и иногда созывали «мирную конференцию» (как в 2008 году). Однако они также конфисковали большие участки земель местных групп под коммерческие аграрные проекты, что еще больше ухудшило ситуацию. Это привело к дальнейшему конфликту и спорам между группами этнических меньшинств и правительством Эфиопии. Растущая автономия Южно-Эфиопского регионального государства после внутренних проблем Эфиопии в последние годы также повлияла на Сури (см. Wagstaff 2015) и связанные с ними меньшинства из-за жесткой этнической конкуренции и соперничества на региональном и местном уровне.

Сообщения о перемещении

[ редактировать ]

По данным «групп по защите интересов племенных народов» ( Survival International и Native Solutions to Conservation Refugees), местные народы, особенно сури, ньянгатом, аньва и мурси, все еще находятся под угрозой перемещения и отказа в доступе к своим традиционным пастбищам и сельскохозяйственным землям. Более десяти лет назад главная проблема для Сури и Мурси возникла из-за того, что правительство привлекло Фонд африканских парков , также известный как «Сохранение африканских парков», из Нидерландов . [ 11 ] [ 12 ] Эти правозащитные группы сообщили, что представители правительственных парков заставили людей Сурма/Сури, Меен и Мурси снять отпечатки пальцев на документах, которые они не могли прочитать. В документах, как сообщается, говорится, что местные жители согласились отказаться от своей земли без компенсации и использовались для легализации границ национального парка Омо , который затем взяли под свой контроль Африканские парки. Когда этот процесс будет завершен, Сури, Мун и т. д. станут «незаконными скваттерами» на их собственной земле. Похожая судьба почти постигла и другие группы, которые также жили на территории парка или рядом с ним, например, Дизи и Ньянгатом. [ 13 ] Нынешние угрозы для средств к существованию Сури и соседних групп представляют собой масштабные государственные предприятия, такие как строительство плотины Гилгель-Гибе III (завершено в 2016 году), которое устранило возделывание берегов реки и привело к нехватке воды , а также продолжающееся строительство огромных моно - плантации сельскохозяйственных культур (сахарного тростника) на большей части пастбищ и посевных площадей. Это серьезно влияет на средства к существованию, биоразнообразие, ресурсы и пространство и не приводит к человеческому развитию местных народов.

Религия и верования

[ редактировать ]

Около 97% народа Сури — анимисты . [ 14 ] У сури есть бог неба по имени Туму (альтернативное название — Тума). [ 15 ] [ 10 ] Сури также верят в духов и прибегают к помощи (женщин) «предсказателей». Другая вера сури связана с вызовом дождя . Этот навык передается по наследству и передается только одному мужчине в определенных кланах. Когда необходимы его услуги, мужчины собирают щепки с определенного дерева. Эти чипсы затем жуют, а оставшийся сок смешивают с глиной. Эту смесь выливают и размазывают по телу мужчины. После этого процесса ожидается дождь.

В последние десятилетия евангелическое христианство приобрело незначительное количество последователей, примерно 200-300 человек. Особенно они заметны в районе города Кибиша и среди тех, кто покинул этот район на учебу. [ 15 ]

Экономика

[ редактировать ]

Экономика Сури основана на сельском хозяйстве. [ 16 ] и скотоводство. Они держат крупный рогатый скот и коз, главный источник богатства. Посаженные культуры включают сорго, кукурузу, маниоку, капусту, фасоль, ямс, пряные растения и некоторые виды табака. В засушливый сезон сури также собирают мед. Сури промывают золото в близлежащих ручьях и продают его за наличные горным торговцам. Женщины Сури также изготавливали глиняные горшки и продавали их соседям, например, Дизи, а также продавали продукты охоты. За последние десятилетия эта деятельность резко сократилась. Теперь они также производят на продажу местное пиво (гезо). Среднестатистический женатый мужчина племени Сури владеет от 30 до 40 коров. Этих коров не убивают, кроме случаев, когда это необходимо для церемониальных целей. У каждого молодого самца есть «любимое» имя скота (рядом с другими). Коровы очень важны для сури – экономически, социально и символически – и порой они рискуют смертью, чтобы защитить свое стадо. О мужчинах сури также судят по тому, сколько у них скота. Мужчины не могут вступить в брак, пока их не станет достаточно, чтобы начать выплачивать выкуп семье невесты. Коровы передаются семье его будущей жены во время и после первой свадебной церемонии. Чтобы восхвалять свой скот или оплакивать его смерть, сури поют им песни.

Культура

[ редактировать ]
Женщина Сурма с пробкой на губе
Мужчина Сурма с боди-артом

Прокалывание губ и мочек, а также вставка губных пластинок являются важной частью культуры Сури. В период полового созревания большинству молодых женщин удаляют нижние зубы, чтобы проколоть нижнюю губу. После прокола губы ее растягивают и в отверстие для пирсинга помещают пластинки для губ увеличивающегося размера. Наличие губной пластинки – признак женской красоты и уместности; Распространено мнение, что чем больше тарелка, тем больше скота «стоит» женщина за выкуп за невесту, хотя некоторые это отрицают. [ ВОЗ? ] [ 17 ]

Человек Сурма со шрамированием рук

В особых случаях люди сури носят на голове яркие цветы и раскрашивают лица и тела. Из-за отсутствия зеркал люди красят друг друга. Краска создается путем смешивания листьев и цветов различных растений, щебня (белого или красного) и воды. [ 16 ]

Сури гордятся своими шрамами и тем, сколько их на себе. Женщины выполняют декоративное скарификацию , разрезая кожу лезвием бритвы, предварительно подняв ее шипом. После разрезания кожи на оставшемся куске кожи в конечном итоге остается рубец. С другой стороны, мужчины традиционно оставляли шрамы на своем теле после того, как убили кого-то из вражеской группы. Вместе с дуэлями на палках (см. ниже) такой довольно болезненный обычай, по мнению некоторых наблюдателей, является способом приучить Сури-младшего видеть кровь и чувствовать боль.

Палочный бой («Сагина»)

[ редактировать ]

Сури очень серьезно относятся к спорту и ритуалу – церемониальным поединкам на палках. В большинстве случаев этим занимаются молодые люди, чтобы завоевать уважение со стороны своих семей и общества. Бои обычно происходят между двумя деревнями во время сбора урожая, собирают большую аудиторию и начинаются с 20-30 представителей каждой стороны, каждый из которых получает возможность сразиться с кем-то с другой стороны. Во время этих боев присутствуют судьи, которые следят за соблюдением правил.

Нередки случаи, когда бои на палках заканчиваются уже после первых нескольких ударов, но в то же время нередки и смертельные случаи, особенно от ударов в живот. Инциденты со стрельбой время от времени возникали между мужчинами, у которых в реальной жизни были другие споры. Законодательство Эфиопии запрещает бои на палках, но традиция живет. [ 18 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

В деревне Сури каждым домом в основном управляет замужняя женщина. [ 10 ] Женщины готовят еду, заботятся о детях и обрабатывают свои поля и сады. Им разрешено использовать свою прибыль по своему усмотрению. Есть и мужские возрастные категории. Молодые люди ( Тегай ) не считаются воинами и не женаты. [ 10 ] В основном они отвечают за выпас и защиту скота. Младшие старейшины ( Рора ) являются доминирующей возрастной категорией, принимающей решения, и вход в них осуществляется посредством ритуала инициации, который проводится каждые 20–30 лет. [ 10 ] Во время этого посвящения молодые люди, которых нужно «повысить по службе», подвергаются испытанию и испытаниям со стороны старейшин, а иногда их морят голодом и бьют до тех пор, пока они не истекут кровью. [ 10 ] Решения в общине Сури принимаются мужчинами на собрании. Женщинам не разрешается высказывать свое мнение во время этих дебатов, но им разрешено делать это до или после дебатов. Эти дебаты завершаются и подводятся итоги ритуального руководителя общины, известного как «комору».

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перепись населения Эфиопии 2007 года, первый проект. Архивировано 4 июня 2012 г. в Wayback Machine , Центральное статистическое агентство Эфиопии (по состоянию на 6 мая 2009 г.).
  2. ^ Унсет, Питер. (1997) «Распутывание двух языков, называемых сури», Периодические статьи по изучению суданских языков , 7:49-69.
  3. ^ Jump up to: а б с «Доклад этнолога: Сури» . Этнолог.орг. 19 февраля 1999 г. Проверено 25 июля 2013 г.
  4. ^ Диммендалл, Геррит. (2002) «Отчет о социолингвистическом исследовании Тирма, Чай, Сури Баале и Муна (Мурси)». Электронные отчеты о проверке SIL 2002-033
  5. ^ Закрыть, Янис Миглавс. (2005) «Мать делает новую тарелку для губ, племя Мурси, регион реки Омо, Эфиопия». Архивировано 7 марта 2006 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Беквит, Кэрол и Анджела Фишер. (1991) «Красноречивый Сурма из Эфиопии», National Geographic , 179.2:76-99.
  7. ^ Хмелярский, Дариуш. (2005) «Тени старой Африки». Архивировано 22 ноября 2006 г. в Wayback Machine , Tripsource.com, Эфиопия.
  8. ^ «Доклад этнолога: Мурси» . Этнолог.орг. 19 февраля 1999 г. Проверено 25 июля 2013 г.
  9. ^ «Доклад этнолога: Меен» . Этнолог.орг. 19 февраля 1999 г. Проверено 25 июля 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж «Би-би-си — Племя — Сури» . www.bbc.co.uk. ​Проверено 8 апреля 2023 г.
  11. ^ Родные решения для беженцев-охранителей. (2006) «Сури, Дизи, Мурси, Меен, Ньянгатом находятся под угрозой со стороны Эфиопского национального парка». Архивировано 7 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Тертон, Дэвид. (2006) «Фонд африканских парков и национальный парк Омо». Архивировано 27 февраля 2008 г. в Archive-It.
  13. ^ Херд, Уилл. (8 августа 2005 г.) «Эфиопия: земле Мурси угрожает правительство». Архивировано 1 октября 2006 г. в Wayback Machine , Survival International.
  14. ^ «Сури Южного Судана и Эфиопии» . Молитесь, Африка . Проверено 8 апреля 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Сури (Чай) — Мурси Онлайн» . www.mursi.org . Проверено 8 апреля 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Редкий взгляд на повседневную жизнь сельского африканского племени» . Получено 28 января 2019 г. - через New York Post.
  17. ^ «Губные пластины — Мурси Онлайн» . www.mursi.org . Проверено 13 апреля 2018 г.
  18. ^ «Турнир по бою на палках племени Мурси в долине Омо » 21 июля

Источники и ссылки

[ редактировать ]
  • Эббинк, Джон (1996). Сури. В: Дж. Миддлтон и А. Рассам, ред . тома . 9 (Африка/Ближний Восток), стр. 10–11. 323–327. Бостон: ГК Холл.
  • Эббинк, Джон (2009). Судьба сури: конфликт и групповая напряженность на юго-западной границе Эфиопии. В: Г. Шли и Э. Уотсон, ред., « Изменение идентичностей и альянсов в Северо-Восточной Африке». Том I: Эфиопия и Кения, стр. 10–1. 35–51. Оксфорд – Нью-Йорк: Berghahn Books.
  • BBC / Discovery Channel В документальном сериале «Племя» (Великобритания)/Going Tribal (США) показан британский исследователь Брюс Пэрри, живущий среди них несколько недель.
  • Эббинк, Джон. (1998) «Ритуальные и политические формы насилия среди сури на юге Эфиопии», Cahiers d'études africaines , 38, cah. 150/152, стр. 271–295.
  • Фонд африканских парков
  • bbc.co.uk
  • gurtong.org
  • Вагстафф, QA (2015) «Развитие, культурный гегемонизм и возникновение конфликтов на юго-западе Эфиопии: агро-скотоводы в беде». Бордо: Африка в мире, Sciences Po Bordeaux ( http://www.lam.sciencespobordeaux.fr/sites/lam/files/note13_observatoire.pdf )
  • Вудс, С. (30 октября 2008 г.) «Воины-кочевники Эфиопии». Rolling Stone , база данных Academic Search Premier, получено 6 марта 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аббинк, Джон «Этнический конфликт в «племенной зоне»: Дизи и Сури в Южной Эфиопии», Журнал современных африканских исследований , 31 (1993), стр. 675–682.
  • Аббинк, Джон 2004. Обращение скотоводов: размышления о миссионерской работе и развитии на юге Эфиопии. В книге А. Кумара Гири, А. ван Харскампа и О. Салеминка (ред.), «Развитие религии, религия развития», стр . 133–142. Делфт: Эбурон.
  • Аббинк, Джон 2009. Туризм и его недовольство: встречи сури-туристов на юге Эфиопии. В: Под ред. С. Бона Гмельха, Туристы и туризм: для читателей. Второе издание, стр. 115–136. Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press, Inc.
  • Эббинк, Джон, Майкл Брайант и Дэниел Бамбу. 2013. Сури Оратура: Введение в общество, язык и устную культуру народа сури (Юго-Западная Эфиопия). Кельн: Издательство Rudiger Köppe, 203 стр. [1]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eaa4752fe743a493ec3dcad320799f66__1722772320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/66/eaa4752fe743a493ec3dcad320799f66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Surma people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)