Jump to content

Яхбаллаха III

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Раббана Маркоса )


Яхбаллаха III
Патриарх Церкви Востока
Миниатюра XV века, изображающая Риккольдо да Монте ди Кроче в зале перед Яхбаллахой III.
Церковь Церковь Востока
Видеть Селевкия-Ктесифон
Избранный ноябрь 1281 г.
Установлено 21 ноября 1281 г.
Срок закончился 13 ноября 1317 г.
Предшественник Денха я
Преемник Тимофей II
Другие сообщения Епископ Северного Китая и Онгуда
Заказы
Посвящение 1279
от Денхи I
Личные данные
Рожденный
Маркос

в. 1245
Умер 13 ноября 1317 г.
Мараге , Ильханат
Национальность Онгуд
Номинал Церковь Востока
Резиденция Мараге , Ильханат

Яхбаллаха III ( ок. 1245–13 ноября 1317 г.), известный в прежние годы как Раббан Маркос (или Маркос ), был Патриархом Востока с 1281 по 1317 год. Как патриарх Яхбаллаха возглавлял Церковь Востока во время жестоких гонений во время правления. хана Газана и его преемника Оляйту . Он признал главенство Папы епископами и попытался создать церковный союз, который был отвергнут несторианскими Церкви Востока. [ 1 ]

Уроженец Кошанга, Маркос путешествовал с Раббаном Бар Саумой , монахом -несторианцем из контролируемого монголами Китая , в Иерусалим . Однако добраться до конечного пункта назначения им помешала война между монголами и мамлюками . Патриарх Денха I Церкви Востока отозвал их и посвятил Маркоса в епископа Катая и Онга, Мар Яхбаллаха. Однако оба предпочли остаться в монастырях Мосула .

Избрание Яхбаллы новым патриархом Церкви Востока было одобрено Абака-ханом по политическим мотивам и рукоположено в 1281 году как Яхбаллаха III. В 1282 году на престол вступил брат Абака-хана Текудер , принявший ислам. Старомонгольская партия буддистов и христиан-несторианцев выступила против Текудера, который начал преследовать Церковь Востока за переход на сторону старомонгольской партии. Яхбаллаха был заключен в тюрьму, но его жизнь спасла мать-христианка Текудера Кутуй Хатун . В 1284 году ханом стал сын Абака-хана Аргун , который пользовался большим уважением как Яхбаллаха, так и Бар-Саума. Аргун стремился к союзу с христианской Европой против мусульман Сирии и Египта и по совету Яхбаллы отправил Бар Сауму с первой в истории восточноазиатской дипломатической миссией в Европу. После захвата Акры мусульманами в 1291 году общественное мнение в Ильханстве начало склоняться в сторону ислама. Отношения между Церковью Востока и ханом сохранялись в период правления Гайхату , преемник Аргуна. Однако с сына Аргуна Газана восхождением на престол мусульмане получили господство. Газан начал преследование христиан, и Яхбаллаха снова был заключен в тюрьму. Его выкупил Хетум II из Армении.

В 1289 году Яхбаллаха разрешил Риккольдо монаху-доминиканцу да Монте ди Кроче проповедовать среди несториан и отказался от их инакомыслия. Он стремился к церковному союзу с католической церковью в Риме . Он начал переговоры в 1302 году, написав письмо Папе Бонифацию VIII и Папе Бенедикту XI в 1304 году, исповедуя в последнем письме католическую веру и признавая главенство Папы над всем христианским миром. Однако уния была отвергнута несторианскими епископами. В 1304 году Оляйту сменил Газана и возобновил гонения на христиан, которые Яхбаллаха безуспешно пытался положить конец. Яхбаллаха умер в Мараге в 1317 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Маркос родился в городе Кошанге (близ современного округа Дуншэн , Внутренняя Монголия ) столице тюркского племени Онгуд . [ 2 ] Его этническое происхождение не совсем ясно. Согласно современному источнику «История Мар Яхбаллахи и Раббана Саумы», он был «восточным турком». Бар Гебреус в своей «Хронографии» называл его « уйгуром , то есть турком». Арабская . хроника несторианского патриарха называет его «турком по происхождению из области Катая (т. е. Северного Китая)» В двух списках патриарха Церкви Востока он упоминается как «турок», а латинская булла называет его «восточным турком». Пьер Джорджио Борбоне предполагает, что Яхбаллаха, вероятно, принадлежал к племени Онгуд, и отвергает утверждение Бар-Хебреуса о его уйгурском происхождении, поскольку уйгуры в то время жили в отдаленном регионе вокруг Турфана . [ 3 ]

В детстве он стал учеником Раббана Бар Саума , несторианского монаха. [ 2 ] Сначала они, вероятно, жили в монастыре Креста в современном районе Фаншань на западе Пекина. [ 4 ] В 1275/76 году Маркос и Бар Саума отправились в путь в сторону Иерусалима . [ 4 ] В начале путешествия Маркосу было около тридцати, а Бар Сауме — сорок восемь. [ 2 ] Они сначала пошли в Ханбалык , [ 2 ] Место рождения Бар Саума, [ 5 ] собрать больше людей в путешествие. Затем они отправились в Кошанг, Тангут , Хотан и Кашгар . Пробыв в Хотане шесть месяцев и обнаружив Кашгар пустым, поскольку его население бежало от «врага», Бар Саума и Маркос отправились в Тараз (к северу от Тянь-Шаня ) на территории современного Казахстана, чтобы воздать должное Кайду-хану и попросить безопасного прохода через него. свою землю, что он позволил. [ 6 ] Два путешественника, вероятно, прошли через Самарканд и Бухару и прибыли в район Хоросана в город Тус , ныне деревню недалеко от Мешхеда на территории современного Ирана . [ 7 ] В Мараге района Азербайджанского они встретились с Патриархом Денхой I. Из Эрбиля они отправились в Мосул и посетили Нисибис и различные несторианские монастыри вдоль реки Тигр . [ 4 ]

Их плану посетить Иерусалим помешала война между монголами и мамлюками , которые в то время граничили друг с другом по реке Евфрат . [ 7 ] Они все еще пытались добраться до Палестины , путешествуя через Армению и Грузию, а затем по морю. Однако их отозвал Патриарх, желавший передать им руководство церковью в Китае. [ 8 ] Патриарх назначил Маркоса епископом Катая и Онга (Северный Китай и племя Онгуд соответственно), дав ему имя Мар Яхбаллаха. В то же время он назвал Бар Саума саора (приезжий епископ) для восточных стран, [ 7 ] и генеральный викарий. [ 8 ] Новые титулы означали, что эти двое вернутся на Восток; однако оба настояли на том, чтобы остаться жить в монастыре, считая себя недостойными новых титулов. [ 7 ] Они оставались в монастыре недалеко от Мосула два года. [ 9 ]

Патриархат

[ редактировать ]

После смерти патриарха Денха I несторианские епископы выбрали Яхбаллаха его преемником в ноябре 1281 года с одобрения Абака-хана , монгольского правителя Ильханства . Причины его избрания были политическими, поскольку Яхбаллаха был знаком с монгольскими обычаями, политикой и языком из-за своего происхождения. [ 10 ] Его знание сирийского языка не говорил по-арабски . было скудным, и он вообще [ 11 ] В присутствии других несторианских епископов Яхбаллаха был хиротонисан в церкви Кохе 21 ноября 1281 года как Яхбаллаха III. Он получил печать, подаренную патриарху до него Мункэ-ханом . [ 11 ]

Абака умер в 1282 году, и ему наследовал его брат Текудер , принявший ислам. Текудер стал непопулярен среди монгольской элиты. [ 12 ] так называемая «старомонгольская» партия христиан-несторианцев и буддистов, [ 13 ] который теперь отдавал предпочтение своему племяннику Аргуну , сыну Абаки. [ 12 ] [ 14 ] Они выразили протест Хубилай-хану , который пригрозил вмешаться. Текудер обвинил Церковь Востока в обращениях к Хубилаю Кану и заключил в тюрьму Яхбаллаха III. [ 14 ] Его жизнь спасла мать Текудера Кутуй-хатун , которая была христианкой. В 1284 году Текудеру наследовал его племянник Аргун. [ 11 ] И Яхбаллаха, и Бар Саума пользовались большим уважением как у Абаки, так и у Аргуна. [ 10 ]

Сменив Текудера, Аргун стремился к союзу с европейскими правителями против мусульман Сирии и Египта. [ 15 ] Он написал Папе Гонорию IV , что Хубилай-хан поручил ему освободить «землю христиан». [ 16 ] он советовался с Яхбаллахом о том, кто должен возглавить посольство в Европе; Яхбаллаха предложил Бар Саума, и Аргун принял его. В 1287 году Бар Саума прибыл в Трабзон на южном берегу Черного моря . июне он отправился в Константинополь , где встретился с императором Византии Андроником , В а затем в Неаполитанское королевство , где встретился с Карлом II . В Риме он узнал о смерти Папы Гонория IV и вместо этого был встречен Коллегией кардиналов . Однако они не смогли ответить на просьбу Аргуна до выборов нового Папы. Бар Саума отправился во Флоренцию и Геную , где встретился с Народным Капитаном . Из Генуи Бар Саума отправился в Ломбардию , а затем в Париж , где встретил Филиппа IV Франции . Пробыв месяц в Париже, Бар Саума встретился с английским королем Эдуардом в Бордо . И английский, и французский короли выразили свою заинтересованность в союзе. Прежде чем вернуться в Рим, Бар Саума провел зиму в Генуе и встретился с Папой Николаем IV после его избрания. [ 15 ] [ 16 ] Папа издал буллу, признающую Яхбаллаху «патриархом всех христиан Востока». [ 1 ] Бар Саума вернулся в Ильханство летом 1288 года. [ 17 ]

Доминиканский монах Риккольдо да Монте ди Кроче отправился на Восток в 1289 году и оставался там десять лет. Да Монте ди Кроче обнаружил, что несториане уделяли больше внимания ритуалам, чем догмам. Он пишет, что у них была либеральная концепция брака, разрешавшая разводы и повторные браки по желанию. Несториане время от времени практиковали обрезание , даже для женщин, и не признавали практику миропомазания больных . Они также воздерживались от мяса. Яхбаллаха отказался от этих инакомыслий и позволил да Монте ди Кроче проповедовать в Багдаде в 1290 году. Несторианская элита хотела вступить в унию с Римом, прежде всего, по политическим причинам. [ 18 ]

Монголы восприняли захват Акры мусульманами в 1291 году как победу ислама над христианством и впоследствии начали склоняться к исламу. [ 19 ] Однако отношения между Церковью Востока и новым ханом Гайхату , сменившим Аргуна в том же году, оставались хорошими. [ 16 ] После его смерти в 1295 году общественное мнение в Ильханстве было на стороне мусульман. [ 20 ] Другой сын Аргуна, Газан , стал ханом в 1295 году. Он привел мусульман к господству. [ 16 ] и начал преследовать христиан [ 20 ] и разрушение церквей. [ 16 ] Он заключил Яхбаллаху в тюрьму и повесил его вверх ногами. [ 16 ] Жизнь Яхбаллы была спасена Хетумом II , который заплатил выкуп, чтобы освободить его из тюрьмы. [ 16 ] [ 21 ] и в 1296 году Яхбаллах вернулся в свое место в Мараге . [ 16 ] В следующем году его резиденция была разграблена и разрушена мусульманами, поэтому он переехал в Эрбиль в Ираке . [ 16 ] Хетум убедил Газана положить конец преследованиям в 1296 году. Он также принял контрмеры, чтобы выплатить христианам компенсацию. [ 21 ] Яхбаллах вернулся в монастырь в Мараге, [ 16 ] реконструкцию которого поддержал Газан, посетивший монастырь в 1303 году. [ 16 ] Однако спорадические преследования продолжались и в других местах. Тем не менее Яхбаллаха пользовался поддержкой Газана до конца своего правления. [ 21 ]

Мы верим в святого римского первопонтифика и универсального отца всех верующих во Христа и исповедуем, что он является преемником блаженного Петра, универсального наместника Иисуса Христа над всеми сынами церкви с востока и запада; любовь и привязанность к которым закрепились в наших сердцах; и мы обязаны Ему послушанием, и просим и умоляем Его благословения, и готовы ко всем Его повелениям, смиренно прося и умоляя Его помощи в нашей нужде и скорбях, в которых мы теперь находимся уже долгое время и остаемся. И пусть добрый отец не отвратит от нас лица своего, ибо все мы братья во Христе и сыновьях Его по истинной католической вере.

- Письмо Яхбаллы Папе Бенедикту XI. [ 22 ]

В 1302 году Яхбаллаха начал переговоры с Римской курией об унии. [ 23 ] и отправил письмо папе Бонифацию VIII . [ 24 ] 18 мая 1304 года Яхбаллаха написал Папе Бенедикту XI письмо. [ 23 ] исповедуя католическую веру, [ 24 ] принятие Папы, [ 25 ] и признание его главенства над всем христианским миром. [ 26 ] Однако несторианские епископы отвергли унию. [ 1 ]

Во время правления хана Оляйту , сменившего Газана в 1304 году, гонения на христиан продолжались. [ 23 ] Хотя лично он был в хороших отношениях с Яхбаллахой, он не хотел или не мог положить конец преследованиям и даже проводил их сам, причем преследование 1306 года запомнилось как самое жестокое. [ 27 ] Вспышка насилия произошла в Эрбиле в 1310 году, многие христиане были убиты, а Яхбаллаха, находившийся там в то время, едва выжил. [ 28 ] Яхбаллаха пытался предотвратить резню христиан, спрятавшихся в Цитадели Эрбиля , но когда мусульмане захватили цитадель 1 июля 1310 года, все они были убиты. [ 29 ] Оляйту не сделал ничего, чтобы предотвратить насилие. [ 28 ] Яхбаллаха, обескураженный неудачей, удалился в Мараге. [ 30 ] Он умер там 13 ноября 1317 года. [ 23 ] [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Баум, Вильгельм (2003). «Эпоха монголов: тринадцатый и четырнадцатый века». В Бауме, Вильгельм; Винклер, Дитмар В. (ред.). Церковь Востока: краткая история . Лондон: Рутледж. ISBN  0415297702 .
  • Браун, Лоуренс Э. (1933). Затмение христианства в Азии: со времен Мухаммеда до четырнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Никола, Бруно (2017). Женщины в монгольском Иране: Хатуны, 1206-1335 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9781474437356 .
  • Диккенс, Марк (2019). Отголоски забытого присутствия: реконструкция истории Церкви Востока в Центральной Азии . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN  9783643911032 .
  • Филони, Фернандо (2017). Церковь в Ираке . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  9780813229652 .
  • Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Рутгерс: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  9780813513041 .
  • Аутербридж, Леонард М. (1952). Затерянные церкви Китая . Лондон: Вестминстер Пресс.
  • Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви: краткая история несторианского христианства в Азии от персидского раскола до современных ассирийцев . Лондон: Независимая пресса.
  • Винклер, Дитмар В. (2020). «Два письма Яхбаллы III Папам Римским: исторический контекст и английский перевод». Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). Артефакт, текст, контекст: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Мюнстер: LIT Verlag. ISBN  9783643911957 .
  • Борбоне, Пьер Джорджио (2008). «Путешествие XIII века из Китая в Европу: «История Мар Яхбаллахи и Раббана Саумы» ». Egitto e Vicino Oriente . 31 : 221–242.
Титулы Церкви Востока
Предшественник
Денха я
(1265–1281)
Католикос-Патриарх Востока
(1281–1317)
Преемник
Тимофей II
(1318– ок. 1332)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0124848c3ad9016bf5aa5f922096e5fb__1707254460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/fb/0124848c3ad9016bf5aa5f922096e5fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yahballaha III - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)