Советские ВВС
Советские ВВС | |
---|---|
Военно-Воздушные Силы СССР Voenno-Vozdushnye Sily SSSR | |
![]() Флаг Советских ВВС | |
Основан | 24 мая 1918 г. |
Расформирован | 14 февраля 1992 г. [ нужна ссылка ] |
Страна | ![]() ![]() ![]() |
Размер | 10 101 самолет (1973 г.) 7859 самолетов (1990 г.) |
Часть | Советские Вооруженные Силы |
Основной состав | Москва |
Маршировать | « Марш пилотов » |
Командиры | |
Главнокомандующий советскими ВВС | Посмотреть список |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() |
Самолет летал | |
Атака | Су-25 |
Бомбардировщик | Ил-28 , Су-24 , Ту-16 , Ту-22 , Ту-22М , Ту-95 , Ту-160 |
Электронный война | А-50 , Ту-126 |
боец | Ла-15 , МиГ-9 , МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ -19 , МиГ-21 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , Су-7 , Су-17 , Су-27 , Як- 15 , Як-17 |
Вертолет | Ми-2 , Ми-8 , Ми-14 , Ми-17 |
Ударный вертолет | Ми-24 |
Перехватчик | MiG-25 , MiG-31 , Su-9 , Su-11 , Su-15 , Tu-128 , Yak-25 , Yak-27 , Yak-28P |
Транспорт | Ан-12 , Ан-22 , Ан-124 , Ил-76 |
Танкер | Ил-78 |
Советские силы Военно - воздушные как «Красные ВВС», были одной из военно-воздушных сил Советского Союза. Другим были Советские Силы ПВО . Военно-воздушные силы были сформированы из компонентов Императорской российской воздушной службы в 1917 году и столкнулись с самым большим испытанием во время Второй мировой войны . Эти группы также участвовали в Корейской войне и распались. с самим Советским Союзом в 1991–92 годах. Активы бывших советских ВВС были впоследствии разделены на несколько военно-воздушных сил бывших , включая новые российские ВВС . советских республик песня.
Происхождение
[ редактировать ]20 декабря 1917 года была образована Всероссийская коллегия управления воздушными силами Старой Армии (перевод неверен). Это был большевистский воздушный штаб, первоначально возглавляемый Константином Акашевым . Наряду с общей послевоенной военной реорганизацией, коллегия была преобразована в «Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот» ( Главвоздухфлот ), созданный 24 мая 1918 года и получивший ведомственный статус высшего управления «Главного управления». [ 1 ]
28 марта 1924 года оно стало Управлением ВВС СССР, а 1 января 1925 года — Управлением ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Советские Вооруженные Силы |
---|
![]() |
Компоненты |
Звания советских воинов |
История советской армии |
После создания советского государства было предпринято много усилий по модернизации и расширению производства самолетов под руководством харизматичного и энергичного командующего генерала Якова Алксниса , который в конечном итоге стал жертвой Иосифа Сталина Великой чистки . [ 2 ] Производство отечественных самолетов значительно возросло в начале 1930-х годов, а к концу десятилетия советские ВВС представили Поликарпова И-15 и И-16, истребители а также бомбардировщики Туполев СБ и Ильюшин ДБ-3 . [ 3 ]
Исторические ВВС России |
---|
Российская Империя |
Императорский военный воздушный флот (1909–1917) |
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика |
Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (1918–1991). |
СССР, Содружество Независимых Государств |
|
Российская Федерация |
|
строение 1927 года
[ редактировать ]В марте 1927 года организационная структура ВВС Красной Армии выглядела следующим образом: [ 4 ]
- Headquarters, VVS RKKA
- Штаб ВВС Московского военного округа
- Штаб 10-й бригады
- 25-й авиационный парк 1-го ранга, 26-й авиационный парк 2-го ранга, 27-й авиационный парк 3-го ранга, 28-й авиационный парк 3-го ранга
- 7-я, 30-я и 40-я авиационные эскадрильи.
- 20-й, 10-й, 45-й и 3-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 10-й бригады
- Штаб ВВС Ленинградского военного округа
- Штаб 1-й бригады
- 1-й авиационный парк 1-го ранга
- 1-я, 28-я, 55-я и 57-я авиационные эскадрильи.
- 1-й, 41-й и 85-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 3-й бригады
- 6-й авиационный парк 1-го ранга
- 11-я, 33-я и 34-я авиационные эскадрильи.
- 21-й отдельный авиационный отряд
- Штаб 1-й бригады
- Штаб ВВС Белорусского военного округа
- Штаб 2-й бригады
- 11-й авиационный парк 1-го ранга
- 22-я и 43-я авиационные эскадрильи
- 4-й и 43-й отдельные авиационные отряды
- Штаб 6-й бригады
- 13-й авиационный парк 1-го ранга
- 5-я, 9-я и 18-я авиационные эскадрильи.
- 84-й отдельный авиаотряд
- Штаб 8-й бригады
- 15-й и 17-й авиационные парки 1-го ранга.
- 16-я и 52-я авиационные эскадрильи
- 5-й, 11-й, 23-й и 27-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 2-й бригады
- Штаб ВВС Украинского военного округа
- 22-й авиационный парк 2-го ранга
- 24-я авиационная эскадрилья
- 30-й отдельный авиационный отряд
- Штаб 5-й бригады
- 20-й авиационный парк 1-го ранга
- 3-я, 20-я и 50-я авиационные эскадрильи.
- 14, 17, 37 и 83-е отдельные авиационные отряды.
- Штаб 7-й бригады
- 21-й авиационный парк 1-го ранга, 23-й авиационный парк 2-го ранга
- 31-я и 36-я авиационные эскадрильи
- 32-й и 8-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Северо-Кавказского военного округа
- 31-й и 32-й авиационные парки 3-го ранга.
- 26-й и 9-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Среднеазиатского военного округа
- 37-й и 38-й авиационные парки 3-го ранга.
- 35-й и 40-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Сибирского военного округа
- 41-й, 42-й и 43-й авиационные парки 3-го ранга.
- 25-й, 19-й и 6-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб ВВС Краснознаменной Кавказской армии
- 34-й и 35-й авиационные парки 3-го ранга.
- 44-й и 70-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Приволжского военного округа
- 39-й авиационный парк 3 ранга
- 42-й отдельный авиационный отряд
- Штаб ВВС Балтийского флота
- 62-й и 66-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Черноморского флота
- 60-я авиационная эскадрилья
- 64-й, 55-й, 48-й, 50-й и 53-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб ВВС Московского военного округа
Части, удостоенные почетных знаков: 7-я Дзержинская, 9-я Ворошиловская, 16-я Ультиматумная, 20-я Фрунзенская, 24-я Ильичская, 30-я Красная Московская, 40-я Ленинская авиационные эскадрильи, а также 6-й Сибирский ревком и 24-й Дальневосточный Ультиматум отдельные авиационные отряды. [ 4 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]Одно из первых крупных испытаний ВВС произошло в 1936 году во время Гражданской войны в Испании , в ходе которой новейшие советские и немецкие самолеты применялись друг против друга в ожесточенных боях воздух-воздух. Поначалу И-16 превосходили любые истребители Люфтваффе и сумели добиться местного превосходства в воздухе, где бы они ни применялись. Однако Советы отказались поставлять самолеты в достаточном количестве, и их воздушные победы вскоре были утеряны из-за их ограниченного использования. Позже Мессершмитты Bf 109, Франко, поставленные испанским националистическим военно-воздушным силам обеспечили превосходство в воздухе националистам , от которого они никогда не откажутся.
19 ноября 1939 года штаб ВВС вновь получил название Главного управления ВВС Красной Армии при штабе ВПРА.
Авиация и пропаганда 1930-х годов
[ редактировать ]Позитивный героизм
[ редактировать ]В начале 1930-х годов идеологический акцент сместился с коллективистской пропаганды на «позитивный героизм». [ 5 ] Вместо прославления социалистического коллективизма как средства общественного развития, Коммунистическая партия Советского Союза начала возвышать людей, совершивших героические действия, продвигавшие дело социализма. [ 5 ] В случае с авиацией правительство начало прославлять людей, которые использовали авиационные технологии, а не прославлять саму технологию. Такие пилоты, как Валерий Чкалов , Георгий Байдуков , Александр Беляков и Михаил Громов , а также многие другие, были возведены в ранг героев за свои навыки пилотирования и достижения.
Заполярные полеты 1937 года.
[ редактировать ]В мае 1937 года Сталин поручил летчикам Чкалову, Байдукову и Белякову совершить в истории первый 20 июня 1937 года авиаторы приземлили свой АНТ-25 в Ванкувере, штат Вашингтон . Месяц спустя Сталин приказал отправить второй экипаж, чтобы еще больше расширить границы современной авиационной техники. В июле 1937 года Михаил Громов вместе со своим экипажем Сергеем Данилиным и Андреем Юмашевым совершил такое же путешествие через Северный полюс и продолжил путь до Южной Калифорнии рекорд самого продолжительного беспосадочного перелета. [ 6 ]
Общественная реакция на трансполярные полеты была эйфорической. СМИ называли летчиков « большевистскими рыцарями культуры и прогресса». [ 7 ] Советские граждане отметили День авиации 18 августа с таким же рвением, как и годовщину Октябрьской революции . [ 8 ] Появилась литература, в том числе стихи, рассказы и романы, прославляющие подвиги знаменитостей-авиаторов. [ 6 ] Художественные фильмы, такие как «Победа» , «Сказки о героических авиаторах» и «Валерий Чкалов» , усилили образ «положительного героя», прославляя индивидуальность авиаторов в контексте социалистического правительства. [ 6 ] [ 9 ]
Фольклорные темы в авиационной пропаганде
[ редактировать ]Советская пропаганда , газетные статьи и другие средства массовой информации стремились связать советских граждан с соответствующими темами из повседневной жизни. В авиации сталинские пропагандисты опирались на русский фольклор . После успехов трансполярных полетов Чкалова и Громова в 1937 году количество примеров резко возросло. Авиаторов символически называли соколами (соколами), орлами (орлами) или богатырями (воинами). [ 10 ]
Газеты рассказывали традиционные русские рассказы ( сказки ) о летчиках, покоряющих время и пространство ( пространство ), преодолевающих барьеры и с триумфом выполняющих свои миссии. [ 11 ] Даже история каждого авиатора имеет корни в древнерусских сказаниях и повествованиях: добродетельные герои стремятся достичь конечной цели, встречая и преодолевая любые препятствия на своем пути. Используя фольклорную риторику, Сталин и советские пропагандисты связали достижения авиации с русским наследием, сделав авиацию более доступной для советского населения. Более того, в повествованиях подчеркивается самоотверженность авиаторов и преданность высшему социалистическому идеалу, указывая на советских лидеров как на вдохновителей и образцов для подражания. [ 11 ]
Советские пропагандисты также эксплуатировали патернализм в авиационной культуре. Средства массовой информации представили Сталина как пример и вдохновитель, отца и образец для подражания для самых выдающихся советских летчиков того периода. [ 12 ] Например, советские газеты, рассказывая истории встреч Сталина и Чкалова, говорили о патернализме Сталина по отношению к молодому летчику. Отцовская метафора была дополнена добавлением материнской фигуры — России, родины, которая произвела на свет таких героических сыновей «отца» Сталина, как Чкалов. [ 11 ]
Использование семейных метафор не только пробудило традиционную наследственную гордость и исторический русский патриотизм, но и укрепило имидж Сталина как великодушного лидера. Самое главное, патернализм способствовал распространению идеи подчинения личности власти. [ 11 ] Благодаря своим отцовским отношениям с советскими летчиками Сталин развил «этос почтительности и послушания». [ 12 ] советскому обществу, которому можно подражать.
Авиация и чистки
[ редактировать ]Успешные достижения советской авиации пришлись и в худшие дни Великой чистки. Заполярные полеты летом 1937 года произошли после ареста и расстрела большого количества офицерского состава Красной Армии . [ 13 ] Пятнадцать из шестнадцати армейских командиров были казнены; более трех четвертей старших офицеров ВВС были арестованы, казнены или освобождены от службы. [ 14 ] Освещение арестов в новостях было относительно небольшим по сравнению с освещением подвигов авиации, что отвлекало внимание от арестов. [ 15 ]
Ранний бой
[ редактировать ]Некоторый практический боевой опыт был получен при участии в гражданской войне в Испании и против Японии в приграничных конфликтах на Дальнем Востоке . Незадолго до начала войны с Германией советская добровольческая группа была отправлена в Китай для подготовки летчиков ВВС Китайской Республики для продолжающейся войны с японцами. Однако этот опыт оказался малопригодным во время Зимней войны против Финляндии в 1939 году, когда десятки неопытных советских пилотов бомбардировщиков и истребителей были сбиты относительно небольшим количеством пилотов финских ВВС . ВВС вскоре узнало, что установленные советские процедуры противовоздушной обороны, заимствованные из гражданской войны в Испании, такие как формирование оборонительных кругов при атаке, неэффективны против финнов, которые использовали тактику пикирования и масштабирования, чтобы сбивать своих советских противников в больших количествах.
На 1 января 1941 года, за шесть месяцев до операции «Барбаросса» , в ВВС Советской Красной Армии насчитывалось 363 900 военнослужащих, что составляло 8,65% всего личного состава вооруженных сил Советского Союза. [ 16 ] Первые три воздушные армии, получившие обозначение Воздушные армии специального назначения, были созданы в период с 1936 по 1938 год. [ 17 ] 5 ноября 1940 года они были преобразованы в Дальнюю бомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (до февраля 1942 года) из-за недостаточной боевой эффективности во время Зимней войны с Финляндией. [ 18 ]
Неудачи авиации в начале Второй мировой войны
[ редактировать ]Советская авиация 1930-х годов также оказала особое влияние на военные неудачи СССР в начале Второй мировой войны. К 1938 году Советский Союз располагал крупнейшими военно-воздушными силами в мире, но советский авиационный дизайн явно отставал от западных технологических достижений. [ 19 ] Вместо того, чтобы сосредоточиться на разработке тактических самолетов, советские инженеры разработали тяжелые бомбардировщики, пригодные только для дальних полетов, другими словами, самолеты, которые будут использоваться для рекордных полетов, подобных полету Чкалова. [ 20 ] [ 21 ] Сосредоточение внимания советского правительства на эффектных трюках и феноменальных рекордных миссиях истощило ресурсы, необходимые для советской обороны. Когда нацистская Германия напала на Советский Союз в июне 1941 года, быстро стало очевидно, что советские ВВС не готовы к войне. [ 22 ] Плохое планирование и отсутствие организации привели к тому, что самолеты остались на авиабазах, что позволило Люфтваффе уничтожить 4000 советских самолетов за первую неделю. [ 23 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война , Советские Вооруженные Силы еще не были готовы или пригодны для победы в войне: Иосиф Сталин сказал в 1931 году, что советская промышленность «отстает от 50 до 100 лет». [ 24 ] западные державы. К концу войны годовое производство советских самолетов резко возросло, достигнув в 1944 году 40 241 машины. За время войны было произведено 157 261 машина, из них 125 655 боевых типов. [ 25 ]


В начале войны ВВС Красной Армии состояли из Дальнебомбардировочной авиации (Дальнебомбардировочная авиация); Фронтовая авиация, обслуживающая различные фронты сухопутных войск; Армейская авиация; и Силовая авиация, все они подчиняются Государственного комитета обороны . Главному управлению ВВС Красной Армии [ 26 ] К середине 1943 года Фронтовая авиация поглотила армейскую и войсковую авиацию.
Одной из основных причин больших потерь самолетов в начальный период войны с Германией было не отсутствие современной тактики, а недостаток опытных пилотов и экипажей наземного обеспечения, уничтожение многих самолетов на взлетно-посадочных полосах из-за неспособности командования их рассеяние и быстрое продвижение войск Хир , заставившее советских летчиков обороняться во время операции «Барбаросса», столкнувшись при этом с более современными немецкими разработками. [ 27 ] За первые несколько дней вторжения в Советский Союз Люфтваффе уничтожило около 2000 советских самолетов, большая часть которых находилась на земле, потеряв всего 35 (из которых 15 не имели боевого назначения). [ 28 ]
Основными самолетами ВВС во время Великой Отечественной войны были бронированный штурмовик-моноплан Ил-2 « Штурмовик» и серия -115 конструкции ОКБ А.С. Яковлева ОКБ одномоторных истребителей , начиная с Як-1 и его преемников. [ 27 ] Ил-2 стал (построено 36 183 штуки) самым производимым военным самолетом всех времен, при этом четыре основные версии истребителей Як (Як-1, -3, -7 и -9) были немного более многочисленными, в общей сложности из них 36 716 человек. Эти два основных типа вместе составляли около половины численности ВВС на протяжении большей части войны. Як-1 представлял собой современную конструкцию 1940 года и имел простор для развития, в отличие от зрелого Messerschmitt Bf 109, выпущенного в 1935 году . Як -9 довел ВВС до паритета с Люфтваффе и в конечном итоге позволил им одержать верх, пока в 1944 году многие пилоты Люфтваффе сознательно не избегали боя с последним и лучшим вариантом, получившим внеочередной номер Як-3 . Другими основными типами ВВС были истребители Лавочкина (в основном Ла-5 ), Пе-2 «Петляков» двухмоторные штурмовики и простой, но функциональный и универсальный средний бомбардировщик Ил-4 .
31-й бомбардировочный авиационный полк, оснащенный Пе-2, был одним из первых гвардейских бомбардировочных подразделений в ВВС — 4-м гвардейским бомбардировочным авиаполком . [ 29 ] Звание присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в ходе оборонительных действий и контрнаступления советских войск под Тихвином.
Женщины
[ редактировать ]Единственные среди участников боевых действий Второй мировой войны, советские ВВС инициировали программу по привлечению женщин с имеющейся летной подготовкой в боевые авиационные группы. Марина Раскова , одна из очень немногих женщин в ВВС до войны, использовала свое влияние на Сталина для формирования трех женских авиаполков: 586-го истребительного авиационного полка , 587-го бомбардировочного авиационного полка и 588-го ночного бомбардировочного авиационного полка ( они же Ночные ведьмы .) Женщины управляли самолетами настолько тяжелыми, что иногда двум из них приходилось тянуть назад джойстик при взлете. [ 30 ]
Последние две части ВВС были переименованы в гвардейские. Помимо трех официальных полков, отдельные советские женщины иногда служили вместе с летчиками в группах, в остальном состоящих исключительно из мужчин. [ 31 ] Женщины-пилоты, штурманы, артиллеристы, механики, специалисты по вооружению и другой женский наземный персонал составляли более 3000 военнослужащих ВВС . Женщины-пилоты совершили 24 000 боевых вылетов.
Инновации и ленд-лиз
[ редактировать ]Хотя на местах располагались десятки дивизий Красной Армии, сформированных из отдельных советских республик, авиационных полков, сформированных из национальных меньшинств, по-видимому, было очень мало, среди них был 1-й латышский ночной авиационный полк. [ 32 ]

Главный маршал авиации Александр Новиков руководил ВВС с 1942 года до конца войны, ему принадлежит заслуга внедрения ряда инноваций и систем вооружения. В последний год войны немецкие военные и гражданские лица, отступавшие в сторону Берлина, были преследованы присутствием «низколетящих самолетов», обстреливающих и бомбящих их, - деятельность, в которой даже древний Поликарпов По-2 , много летно-тренировочный (учебный) биплан конструкции 1920-х годов. Однако это была лишь малая часть того опыта, который Вермахт получил благодаря изощренности и превосходству красных ВВС. Только в одной стратегической операции Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции и 5-я 17 -я воздушные армии и авиация морской авиации ЧФ добились превосходства в самолётах 3,3 к 1 над Luftflotte 4 и Королевскими ВВС Румынии , что позволило практически полностью освободиться от Воздушное преследование сухопутных войск 2-го и 3-го Украинских фронтов . [ 33 ]
Как и многие страны-союзники во Второй мировой войне, Советский Союз получал западные самолеты по ленд-лизу и англо-советскому соглашению , в основном Bell P-39 Airacobras , Bell P-63 Kingcobras , Curtiss P-40 Kittyhawks , Douglas A-20. Havocs , Hawker Hurricanes и North American B-25 Mitchells . Некоторые из этих самолетов прибыли в Советский Союз вовремя для участия в битве под Москвой, в частности в составе ПВО или советских войск ПВО. [ 34 ] Советские летчики на P-39 набрали наибольшее количество индивидуальных убийств среди всех, когда-либо летавших на американских самолетах. Два авиаполка были оснащены Supermarine Spitfire Mk.Vbs в начале 1943 года, но сразу же понесли огромные потери из-за дружественного огня , поскольку британские самолеты слишком напоминали немецкий Bf 109. [ 35 ] Тогда Советскому Союзу было поставлено около 1200 самолетов Spitfire Mk. IX 1943 года. Советским летчикам они нравились, но не подходили для советской боевой тактики и суровых условий на передовых аэродромах вблизи линии фронта. Спитфайры Мк. Поэтому IX были переданы в подразделения ПВО и использовали свои высотные характеристики для перехвата и преследования немецких бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. К 1944 году Spitfire IX был основным истребителем, использовавшимся в этой роли, и оставался таковым до 1947 года. На самолеты, полученные по ленд-лизу из США и Великобритании, приходилось почти 12% всей советской авиации. [ 36 ]
Величайшим советским асом-истребителем Второй мировой войны был Иван Никитович Кожедуб , одержавший 62 победы с 6 июля 1943 года по 16 апреля 1945 года. [ 37 ] лучший результат среди летчиков-истребителей союзников во Второй мировой войне.
Холодная война
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2010 г. ) |

В 1945–46 ВВС армии ТПКА вновь стали ВВС СССР. Его возможности возросли, чему способствовала передача технологий Западом: сбитые самолеты Boeing B-29 Superfortress на Дальнем Востоке и британская передача реактивных двигателей Rolls-Royce Nene . Эти силы стали одной из лучших служб Советских Вооруженных Сил благодаря разнообразию типов самолетов, их возможностям, а также силе и подготовке пилотов. Его подразделение ПВО стало независимым компонентом вооруженных сил в 1949 году, а в 1954 году достигло статуса полноправных сил как Советские Силы ПВО .
В годы «холодной войны » советские ВВС были перевооружены, усилены и внедрены современные воздушные доктрины. На пике своего развития в 1980 году они могли использовать около 10 000 самолетов, что делало их крупнейшими в мире военно-воздушными силами того времени. [ 38 ]
Советские ВВС тайно участвовали в Корейской войне . Двенадцать истребительных дивизий численностью 26 000 пилотов участвовали в боях воздух-воздух с ВВС США и других союзников, нанеся значительные потери. 64- й истребительный авиационный корпус руководил советскими силами-перехватчиками. Чтобы сохранить свое участие в секрете, Иосиф Сталин приказал МиГ-15 советских ВВС, участвовавшим в конфликте, летать с опознавательными знаками Корейских народных ВВС и ВВС НОАК , носить китайскую форму и говорить только китайские по радио фразы. воздух. [ 39 ]
В 1977 году ВВС и советские Силы ПВО были реорганизованы в странах Балтии и Ленинградской области в качестве пробного запуска более крупной реорганизации в 1980 году, охватывающей всю страну. [ 40 ] Все истребительные части ПВО были переданы в состав ВВС, в Войсках ПВО остались только зенитно-ракетные части и радиолокационные части. 6 -я отдельная армия ПВО была расформирована, а 15-я воздушная армия стала Военно-воздушными силами Прибалтийского военного округа . [ 40 ] Затем эксперимент был применен по всей стране в 1980 году. [ 40 ] Две из трех авиационных школ Войск национальной противовоздушной обороны были переданы ВВС. [ 41 ]
Западные аналитики обнаружили, что советским неславянам , в том числе евреям, армянам и азиатам, как правило, запрещалось занимать руководящие должности и занимать элитные или стратегические должности в ВВС, РВСН и советском военно-морском флоте из-за сомнений в лояльности этнических группировок. меньшинства. Аналитик RAND С. Эндерс Уимбуш сказал: «Солдаты явно набираются таким образом, который отражает беспокойство общества. У среднего российского гражданина и советского политика, принимающего решения, возникают вопросы о лояльности неславян, особенно выходцев из Центральной Азии». [ 42 ] Одом, писавший через восемь лет после распада СССР, отмечал, что 97% офицерского состава составляли русские, украинцы или белорусы. [ 43 ]
Во время холодной войны ВВС была разделена на три основных направления: авиацию дальнего действия (DA) с дальними бомбардировщиками ; Фронтовая авиация ( Фронтовая авиация - ФА), ориентированная на противовоздушную оборону поля боя, непосредственную поддержку с воздуха и пресечение ; и Военно-транспортная авиация ( Военно-транспортная авиация – ВТА), которая контролировала все транспортные самолеты. Советские Силы ПВО , которые использовали самолеты-перехватчики и ракеты класса «земля-воздух», в то время были отдельной и отдельной службой в советской военной организации. [ 44 ] Еще одной независимой службой была авиация ВМФ СССР — Советская морская авиация при Ставке ВМФ.

Официальным днем ВВС был День советского воздушного флота , во время которого часто проводились заметные авиашоу, призванные продемонстрировать достижения советской авиации за последние годы на московском аэродроме Тушино . [ 45 ]
Распад Советского Союза
[ редактировать ]После распада Советского Союза в декабре 1991 года авиация и личный состав советских ВВС были разделены между новыми независимыми государствами. Россия получила большую часть этих сил, примерно 40% самолетов и 65% живой силы, которые составляют основу новых российских ВВС .
Силы в конце 1980-х годов
[ редактировать ]

Авиационные средства советских ВВС были разделены на четыре типа войск (син. вид авиации ) — авиацию дальнего действия, фронтовую авиацию, военно-транспортную авиацию и армейскую авиацию (которая в случае войны перейдет в состав Сухопутных войск). В состав воздушных армий фронтовой авиации были включены учреждения подготовки летчиков.
Тип авиации | Авиационное подразделение | Высшие командные эшелоны | Примечания |
---|---|---|---|
Long Range Aviation ( дальная авиация ) | одна рука | Воздушные армии резерва Верховного военного командования (стратегического назначения) ( ВА РГК ( СН )) Главного штаба ВВС. | Включено:
|
Frontal Aviation ( фронтовая авиация ) | Fighter aviation ( истребительная авиация ) |
|
Обеспечивал воздушное прикрытие сухопутных войск и сопровождение собственных авиационных средств. Второстепенные задачи включали наземную атаку с применением неуправляемых боеприпасов, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее состав входили Су-27С, МиГ-29 и МиГ-23МЛД. |
Bomber aviation ( бомбардировочная авиация ) | Основная задача заключалась в прорыве средств ПВО противника и нанесении высокоточных ударов по объектам противника на оперативной глубине. Второстепенные задачи включали непосредственную поддержку с воздуха, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее авиаполках эксплуатировались Су-24 и модернизированные Су-24М, а также несколько (не более 20) для подавления ПВО противника специализированных Су-24МП . | ||
Fighter-bomber aviation ( истребительно-бомбардировочная авиация ) | Основная задача заключалась в прорыве средств ПВО противника и нанесении высокоточных ударов по объектам противника на тактической глубине. Второстепенные задачи включали непосредственную поддержку с воздуха, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее авиаполках эксплуатировались МиГ-27 и (в ограниченном количестве) Су-17М. | ||
Ground attack aviation ( штурмовая авиация ) | Основной задачей была непосредственная авиационная поддержка поля боя и уничтожение бронетанковых целей с малых и сверхмалых высот. Ее авиаполки летали на Су-25. | ||
Reconnaissance aviation ( разведывательная авиация ) | В состав разведывательной авиации входили подразделения двух типов:
| ||
Transport aviation ( транспортная авиация ) | Военно-транспортная авиация обеспечивала советским вооруженным силам стратегические воздушные перевозки и десантирование. Транспортная авиация обеспечивала возможности тактических перебросок, средств связи и медицинской эвакуации. В его состав входили смешанные авиаполки и смешанные авиационные эскадрильи, летающие в основном на самолетах Ан-26 и вертолетах Ми-8. | ||
Special Aviation ( специальная авиация ) | Основные подразделения в этой категории включали самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки на базе модифицированных авиалайнеров, вертолеты РЭБ и РЭБ, а также воздушные командные пункты, в основном на базе разведывательных эскадрилий Ми-8 и БПЛА . | ||
Military transport aviation ( Военно-транспортная авиация ) | одна рука | Штаб военно-транспортной авиации Главного штаба ВВС. | |
Army aviation ( армейская авиация ) | одна рука | В составе Воздушных армий в мирное время. В случае войны передать в Сухопутные войска. В конце 1990-х годов, накануне распада СССР, армейская авиация была передана в состав Сухопутных войск и стала одним из их родов. |
Высшие командные эшелоны ВВС
[ редактировать ]Оперативно подчинялся Главному штабу ВВС. | |||
---|---|---|---|
штаб-квартира | Примечания | ||
Units directly subordinated to the Main Staff of the Air Forces ( Части центрального подчинения Главного штаба ВВС ) | См. раздел «Непосредственное подчинение Главному штабу ВС» ниже. | Москва, РСФСР | |
Military Transport Aviation Command ( Командование военнотранспортной авиации ) | Москва, РСФСР | Принадлежал к Военно-транспортной авиации. | |
Aviation of the Reserve of the Supreme Military Command ( Авиация Резерва Главного Командования ) | 30th Smolenskaya Red Banner Air Army of Strategic Purpose ( 30-я Смоленская краснознаменная воздушная армия стратегического назначения ) | Иркутск, РСФСР. | Принадлежал к Дальней авиации. |
37th Air Army of Strategic Purpose ( 37-я воздушная армия стратегического назначения ) | Москва, РСФСР | Принадлежал к Дальней авиации. | |
46th Air Army of Strategic Purpose ( 46-я воздушная армия стратегического назначения ) | Смоленск, РСФСР. | Принадлежал к Дальней авиации. | |
4th Air Army of Operational Purpose ( 4-я воздушная армия оперативного назначения ) | Легница, Польская Народная Республика. | Принадлежал к Фронтовой авиации. В составе штаба ВВС в мирное время. Передать Верховному Главнокомандованию Западным стратегическим направлением управление в военное время. | |
24th Air Army of Operational Purpose ( 24-я воздушная армия оперативного назначения ) [ 46 ] | Vinnitsa, Ukrainian SSR | Принадлежал к Фронтовой авиации. В составе штаба ВВС в мирное время. Передать Верховному Главнокомандованию Юго-Западного стратегического направления управление в военное время. воздушная армия КМД Базировалась в Киевском военном округе в мирное время, в результате чего собственная 17-я краснознаменная ( 17-я краснознаменная воздушная армия ) в мирное время формировалась из учебных подразделений. | |
В оперативном подчинении военных округов и групп войск. | |||
High Command of the Forces of the Western Strategic Direction ( Главное командование войск Западного направления ) - HQ in Legnica, Polish People's Republic | |||
непосредственно подчиненный | (переведен из штаба ВВС в военное время):
4th Air Army of Operational Purpose ( 4-я воздушная армия оперативного назначения ) |
Легница, Польская Народная Республика. | |
Western Group of Forces ( Западная группа войск ) | 16- я Краснознаменная воздушная армия | Вюнсдорф (пригород Цоссена ), Германская Демократическая Республика | Западная группа войск — это новое название недавно переименованной Группы советских войск в Германии , базирующейся в Германской Демократической Республике . |
Central Group of Forces ( Центральная группа войск ) | Никакой воздушной армии.
(131-я смешанная авиационная дивизия) |
Миловице , Чехословацкая Народная Республика. | Центральная группа войск базировалась на территории Чехословацкой Народной Республики . |
Northern Group of Forces ( Северная группа войск ) | Никакой воздушной армии.
(4-я воздушная армия оперативного назначения базировалась в ЗО Северной группы войск.) |
Северная группа войск базировалась на территории Польской Народной Республики . | |
Belorussian Military District ( Белорусский военный округ ) | 26th Red Banner Air Army ( 26-я краснознаменная воздушная армия ) | Minsk, Belarus SSR | 15 июня 1992 года приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 05 штаб 26-й воздушной армии стал командованием Военно -воздушных сил Республики Беларусь . |
Carpathian Military District ( Прикарпатский военный округ ) | 14- я Краснознаменная воздушная армия | Lviv, Russian SSR | |
(ВМС в оперативном подчинении):
Twice awarded the Red Banner Baltic Fleet ( Дважды Краснознамённый Балтийский флот ) |
ВВС Балтийского флота
( ВВС Балтийского флота ) |
Kaliningrad, Kaliningrad Oblast, RSFSR | Принадлежал к морской авиации. |
(Войска ПВО оперативно приданы): | 2nd Separate Air Defence Army ( 2-я отдельная армия ПВО ) | Minsk, Belarus SSR | Принадлежал к Войскам ПВО. |
High Command of the Forces of the South-Western Strategic Direction ( Главное командование войск Южно-Западного направления ) - HQ in Chișinău , Moldavian SSR | |||
непосредственно подчиненный | (переведен из штаба ВВС в военное время):
24th Air Army of Operational Purpose ( 24-я воздушная армия оперативного назначения ) |
Vinnitsa, Ukrainian SSR | |
Южная группа войск
( Южная группа войск ) |
36- я Краснознаменная воздушная армия | Дебрецен, Венгерская Народная Республика | Южная группа войск базировалась на территории Венгерской Народной Республики . |
Киевский военный округ
( Киевский военный округ ) |
17- я Краснознаменная воздушная армия | Киев, Украинская ССР. | Состоял из высших учебных заведений ВВС. |
Одесский военный округ
( Одесский военный округ ) |
5-я Краснознаменная воздушная армия | Одесса, Украинская ССР. | |
(ВМС в оперативном подчинении): | Военно-воздушные силы Черноморского флота
( ВВС Черноморского флота ) |
Севастополь, Украинская ССР. | Принадлежал к морской авиации. |
High Command of the Forces of the Southern Strategic Direction ( Главное командование войск Южного направления ) - HQ in Baku , Azerbaijan SSR | |||
Северо-Кавказский военный округ
( Северо-Кавказский военный округ ) |
Air Forces of the North Caucasus Military District ( ВВС Северо-Кавказского военного округа ) | ||
Закавказский военный округ
( Закавказский военный округ ) |
34-я воздушная армия | Тбилиси, Грузинская ССР. | |
Туркестанский военный округ
( Туркестанский военный округ ) |
73-я воздушная армия | Алма-Ата, Казахская ССР. | До 1 июня 1989 года воздушная армия ТВД представляла собой 49-ю воздушную армию (штаб — Ташкент, Узбекская ССР). 73-я воздушная армия контролировала средства ВВС Среднеазиатского военного округа . 1 июня 1989 года CAMD было расформировано и снова интегрировано в TMD. Таким образом, две воздушные армии также были объединены, при этом новое командование сохранило обозначение 73-й. |
High Command of the Forces of the Far East ( Главное командование войск Дальнего Востока ) - HQ in Ulan-Ude , RSFSR | |||
Far Eastern Military District ( Дальневосточный военный округ ) | 1st Red Banner Air Army ( 1-я краснознаменная воздушная армия ) | Khabarovsk, RSFSR | |
Transbaikal Military District ( Забайкальский военный округ ) | 23- я Краснознаменная воздушная армия | Chita, RSFSR | |
(ВМС в оперативном подчинении): | ВВС Тихоокеанского флота
( ВВС Тихоокеанского флота ) |
Vladivostok, RSFSR | Принадлежал к морской авиации. |
внутренние военные округа | |||
Московский военный округ
( Московский военный округ ) |
Air Forces of the Moscow Military District ( ВВС Московского военного округа ) | Бывшая 78-я воздушная армия. | |
Ленинградский военный округ
( Ленинградский военный округ ) |
76- я Краснознаменная воздушная армия | Leningrad, RSFSR | |
Прибалтийский военный округ
( Прибалтийский военный округ ) |
15-я воздушная армия | Рига, Латвийская ССР. | |
Приволжско-Уральский военный округ
( Приволжско-Уральский военный округ ) |
Air Forces of the Volga-Ural Military District ( ВВС Приволжско-Уральского военного округа ) | Sverdlovsk (present-day Yekaterinburg), RSFSR | 1 сентября 1989 года Приволжский военный округ и Уральский военный округ были объединены в Приволжско-Уральский военный округ. Ввиду удаленности от линии фронта в условиях возможного вооруженного конфликта на два военных округа возлагалась в основном подготовка кадров (в том числе подготовка пилотов для ВВС). По этой причине вновь объединенный военный округ занимал 1-е место по общему количеству самолетов всех военных округов и группировок войск (1735 единиц), но с учетом только боевых самолетов оно сменилось на 16-е место. |
Сибирский военный округ
( Сибирский военный округ ) |
Air Forces of the SIberian District ( ВВС Сибирского военного округа ) | Ввиду удаленности от линии фронта в условиях возможного вооруженного конфликта перед ЮВО велась в основном подготовка (в том числе подготовка пилотов для ВВС). По этой причине военный округ занимал медианное 9-е место по общему количеству самолетов среди всех военных округов и группировок войск, но с учетом только боевых самолетов оно сменилось на последнее 19-е место. [ 47 ] | |
Кроме того, 34-й смешанный авиационный корпус ( 34-й смешанный авиационный корпус ), позже переименованный в ВВС 40-й армии, поддерживал 40-ю армию в Афганистане во время советско-афганской войны . Ее штаб находился в Кабуле, Демократическая Республика Афганистан , рядом со штабом самой 40-й армии.
Непосредственно подчиняется Главному штабу ВС.
[ редактировать ]Several formations and flying units were directly subordinated to the Air Forces Main Staff ( Главный штаб ВВС ). [ 48 ] Они обеспечивали воздушный транспорт для высокопоставленных правительственных и военных чиновников, летные испытания или поддержку других областей исследований и разработок.
Подразделения, находящиеся в непосредственном подчинении Главного штаба :
- 21-я авиационная эскадрилья летающих лабораторий - Кубинка - Ан-12, Ан-26, Ми-8.
- 27-я вертолётная эскадрилья — Семипалатинск , Казахская ССР — Ми-8 (оказывала связную летную поддержку Семипалатинского полигона , ядерного полигона)
- 101-я испытательная авиационная эскадрилья (по некоторым данным 287-я) — Нукус , Узбекская ССР — Ан-26, Ми-8 (оказывала поддержку 8-го полигона Станции химической защиты на плато Устюрт )
- 220-я испытательная авиационная эскадрилья специального назначения - Аральск, Казахская ССР - Ан-72, Ан-26, Ми-26, Ми-8, Ан-2 (обеспечивала бортовое телеметрическое наблюдение ракетного полигона Капустин Яр . аэродром также обеспечивал полеты связи на сверхсекретный полигон бактериологической борьбы «Бархан» на острове Возрождения )
- неопознанная авиационная эскадрилья - Клин - Ту-134, Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ми-8 (авиабаза Клин также считалась "домашним" аэродромом авиации Войск ПВО и базировался смешанный авиаполк там с задачей обеспечить полеты связи Главного штаба Войск ПВО и повышение летной квалификации офицеров-летчиков высшего звена)
- Эскадрилья транспортной авиации — Приволжский (под Астраханью ) — Ил-18, Ан-26, Ми-8 (обеспечивала полеты связи 116-му Центру боевого применения авиации ПВО).
- 2-й Государственный центральный полигон (обозначение в некоторых источниках указано как) - Семипалатинск
- Эскадрилья транспортной авиации - ЗАТО Курчатов-21 (также иногда обозначается как Семипалатинск-21) - Ан-30РР, Ан-24РР, Ми-8/9 (РР - Радиационная разведка)
- Эскадрилья транспортной авиации - Семипалатинск (аэродром Жанасемей) - Ан-30, Ан-24РР
- 5-й Центральный научно-исследовательский институт (обозначение в некоторых источниках - Воронежский
- Составная авиационная эскадрилья - аэропорт Воронеж - Ил-20, Ми-8 ( РЭБ )
- 8-я авиационная дивизия специального назначения - Чкаловский
- 353-й авиационный полк специального назначения - Чкаловский - Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ил-76, Ан-72.
- 354-й авиационный полк специального назначения - Чкаловский - Ил-76, Ил-22, Ан-12, Ан-26, Ан-24.
- (355-й авиационный полк особого назначения - Чкаловский - расформирован в 1989 году и включён в состав 353-го авиационного полка вместе с самолётами Ту-134 и Ту-154)
- Сводная авиационная эскадрилья - Чкаловский - Ил-80 (4 самолета), Ил-76РТ (2 самолета) (придана 8-й АДСП для управления воздушным движением, наземного обеспечения и технического обслуживания, но подчиняется непосредственно Минобороны. Ил-80 Был вариантом Ил-86 для воздушного командного центра и советским аналогом Е-4 . Четыре Ил-80 получили командную оперативную группу из офицеров, приписанных к Министерству обороны. Два Ил-76РТ были самолетами-ретрансляторами и не имели на борту командно-оперативной группы. Они обеспечивали сверхвысокочастотную связь между советской ядерной триадой и командными центрами и были оснащены тормозной антенной решеткой. общая длина которого могла достигать 6 километров. РПКСН ВМФ и авиация дальнего действия ВВС обычно использовали альтернативные каналы связи, поэтому основной задачей Ил-76РТ оставалось обеспечение связи со стратегической ракетой. Войска Система управления войсками получила обозначение «Звено» ( «Звено» ) и включала Ил-80, Ил-76РЦ, подземное шахтное базирование. «Периметр» и железнодорожные ракеты командного оповещения «Горн» .
- Главное командование войск Южного стратегического направления — Баку , Азербайджанская ССР.
- 300-я смешанная авиационная эскадрилья - Кала - Ту-154, Ту-134, Ил-22, Ан-26, Ан-24, Ми-6, Ми-8/9, Ка-27ПС, Ан-2, Ми-2.
- Главное командование войск Юго-Западного стратегического направления — Кишинев , Молдавская ССР
- 153-я смешанная авиационная эскадрилья - Кишинев - Ту-134, Ил-22, Ан-72, Ан-26, Ан-24, Ми-8/9.
- Организация Варшавского договора
- 929-й Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова Министерства обороны СССР - Ахтубинск (испытания каждого типа военных самолетов, предназначенных для ВВС, Войск ПВО, Морской авиации и на экспорт)
- 75th Composite Aviation Regiment - Akhtubinsk - Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ан-72, Ту-154, Ми-8
- 333-й смешанный авиационный полк - Ахтубинск - Ту-16, МиГ-21.
- Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС - Ахтубинск - МиГ-21, Л-39, Як-40, Ан-26, Ми-8.
- Composite Aviation Regiment of Specific Purpose - Су-27, МиГ-29, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ка-29, Ан-12, Ан-72, Ил-38, Ту-142, MI-6, Mi-8, Як-38 (flight testing of naval aviation)
- 368-я смешанная авиационная эскадрилья - аэропорт Нальчик - Ан-12, Ми-8 (горные испытания)
- 47-я смешанная авиационная эскадрилья - Ан-26, Ми-8.
- Составная авиационная эскадрилья - Ил-76, Ан-12, Ан-72, Ан-26.
- Вертолетная эскадрилья - Ми-26, Ми-6, Ми-8.
- Авиационный рейс (возможно, два отдельных авиарейса с базированием в Чкаловском, один на Ил-20, другой на Ил-22)
- Нижнетагильский институт испытания металлов
- Летно-испытательная база - аэродром Салка, Нижний Тагил - Ту-16, Су-24, Су-25, МиГ-21, Ан-12, Ан-24 (испытания авиационного вооружения)
Военно-транспортная авиация
[ редактировать ]Советская Военно-транспортная авиация в конце 1980-х годов имела следующую структуру: [ 49 ]
Военно-транспортное авиационное командование , Москва, РСФСР.
- 18-я гвардейская Таганрогская, ордена Красного Знамени, орденов Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия , Шяуляй , Литовская ССР
- 128-й гвардейский Ленинградский ордена Краснознамённый военно-транспортный авиационный полк, Паневежис , Литовская ССР — Ильюшин Ил-76М
- 196-й гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк, Тарту , Эстонская ССР — Ильюшин Ил-76М
- 600-й военно-транспортный авиационный полк, Кедайняй , Литовская ССР — Ил-76
- 117-й Берлинский ордена Кутузова авиационный полк радиоэлектронной борьбы , Шяуляй , Литовская ССР — Антонов Ан-12ПП/ППС
- 6th Guards Запорожская , награжденная Order of Bogdan Khmelnitsky Military Transport Aviation Division, Kryvyi Rih , Ukrainian SSR [ 50 ]
- 37-й военно-транспортный авиационный полк, Арциз , Украинская ССР — Ил-76
- 338th Military Transport Aviation Regiment, Запорожья , Украинский SSR - Илюшин Il-76
- 363rd Cherkaskiy , награжденный Order of Suvorov и Order of Bogdan Khmelnitsky Military Transport Aviation Regiment, Kryvyi Rih , Russian SSR - Ilyushin Il-76
- 7-я военно-транспортная авиационная дивизия Мелитополь , Украинская ССР.
- 25th Moskovskiy Military Transport Aviation Regiment - Ilyushin Il-76
- 175-й военно-транспортный авиационный полк - Ильюшин Ил-76
- 369-й военно-транспортный авиационный полк - Ильюшин Ил-76
- 3-я гвардейская Смоленская ордена Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия, Витебск , Белорусская ССР
- 110th Military Transport Aviation Regiment, Krechevitsy (near Novgorod ), RSFSR - Ilyushin Il-76
- 334-й Берлинский Краснознаменный , Витебск , Белорусская ССР — Ильюшин Ил-76
- 12th Mginskaya Red Banner Military Transport Aviation Division , Tver , RSFSR
- 566-й Солнечногорский , ордена Красного Знамени и Кутузова военно-транспортный авиационный полк, Сешта (под Брянском ), РСФСР — Антонов Ан-124
- 978-й военно-транспортный авиационный полк, Сешта (под Брянском ), РСФСР — Ан-124 (2 эскадрильи), Ил-76 (1 эскадрилья)
- 8th Military Transport Aviation Regiment, Tver, RSFSR - Antonov An-22
- 81-й военно-транспортный авиационный полк, Иваново - Северный - Ан-22
- отдельные полки Военно-транспортной авиации:
- 192nd Guards Kerchenskiy Red Banner Military Transport Aviation Regiment, Ukkurey , Chita Oblast, RSFSR - Ilyushin Il-76MD
- 708th Military Transport Aviation Regiment, Taganrog , Rostov Oblast, RSFSR - Ilyushin Il-76MD
- 930th Komsomolskiy Transylvanskiy Red Banner Military Transport Aviation Regiment, Zavitinsk , Amur Oblast, RSFSR - Antonov An-12
- 194-й Краснознамённый гвардейский Брянский военно -транспортный авиационный полк имени Н. Ф. Гастелло , Фергана , Узбекская ССР — Антонов Ан-12
- учебные заведения
- 610-й Центр боевой подготовки и переоборудования летного состава Военно-транспортной авиации, Иваново - Северный - Ил-76 (2 учебных и 1 испытательно-оценочная эскадрильи)
- мобилизационные средства военного времени
- Государственный авиаперевозчик «Аэрофлот» был мобилизационным резервом Военно-транспортной авиации на время войны, при этом некоторые самолеты Ил-76 гражданской авиакомпании сохранили кормовые турели самообороны ( Аэрофлот Ил-76МД ).
- средства воздушной перевозки за пределами Военно-транспортной авиации
- 8-я авиационная дивизия специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — транспортно-командная авиационная часть высших должностных лиц СССР.
- 70-й транспортный полк специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ильюшин Ил-62 , Ил-86 , Ил-76
- 353-й транспортный полк специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ан-12 , Ан-26 , Ан-24
- 354th Transport Regiment of Special Purpose, Moscow - Chkalovskiy Air Base , RSFSR - Tupolev Tu-134 , Tu-154
- Отдельная авиационная эскадрилья управления и ретрансляции, Москва — Авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ил-80 , Ил-82
- В каждом командовании Стратегического направления и в каждом военном округе также имелся сводный авиационный полк, в состав которого входили транспортные самолеты Ан-24, Ан-26 (возможно, Ан-12), вертолеты Ми-8 (возможно) Ми-2 и Ту-134 в качестве командующий стратегическим направлением или личной транспортной авиацией военного округа.
- 8-я авиационная дивизия специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — транспортно-командная авиационная часть высших должностных лиц СССР.
Учебные училища ВВС и ПВО.
[ редактировать ]В список военных училищ «Красной звезды» от 17 января 1980 года входило 24 училища ВВС. [ 51 ] Сообщалось о девяти высших авиационных школах пилотов (в том числе Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков в Борисоглебске ), двух штурманских училищах (в том числе Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов/50 лет ВЛКСМ ), Харьковском высшем военном авиационном училище. Командное училище связи, пять трехлетних техникумов, шесть инженерных училищ ВВС (в том числе Киевское высшее военное авиационное инженерное училище). ), и Курганское высшее военно-политическое авиационное училище.
В 1988 году в состав школ входили: [ 52 ]
- 5-й Центральный курс подготовки и усовершенствования авиационного персонала, г. Фрунзе , Чуйская область , Киргизская ССР (штаб ВВС)
- 796-й Краснознаменный центр подготовки офицеров истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, г. Тоцкое , Оренбургская область (штаб ВВС)
- Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО (ВВС Северо-Кавказского военного округа )
- Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВС Приволжско -Уральского военного округа )
- Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (штаб Барнаул , Алтайский край ) (ВВС Сибирского военного округа) — 44-й (Панфиловский) , 54-й, 99-й, 662-й учебные авиаполки в 1990 году. [ 53 ]
- Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков ( Борисоглебск , ВВС НЦМД)
- Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.
- Kacha Higher Military Aviation School of Pilots ( Volgograd , HQ VVS)( ru:Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков )
- Канское военное авиационное училище пневматических стрелков-радистов ВВС ( г. Канск , ВВС Сибирского военного округа)
- Krasnodar Higher United Flight-Technical School ( Krasnodar , VVS NCMD; ru:Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков )
- Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков ( Оренбург , ВВС Приволжско-Уральского военного округа)
- Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (Саратов, ВВС Приволжско-Уральского военного округа; вертолетная подготовка)
- Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО ( Ставрополь , ВВС Северо-Кавказского военного округа )
- Сызранское высшее военное авиационное училище пилотов
- Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков ( Тамбов , Тамбовская область , ВВС Московского военного округа )
- Уфимское высшее военное авиационное училище пилотов ( Уфа )
- Yeysk Higher Military Aviation School for Pilots ( Yeysk , ru:Ейский высший военный авиационный институт )
- 17-я воздушная армия ( Киевский военный округ , преимущественно учебная армия)
- Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков ( Чернигов , ВВС Киевского военного округа )
- Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков ( Харьков - Чугуев , ВВС Киевского военного округа )
- Voroshilovgrad Higher Military Aviation School of Navigators ( Lugansk )
Существует также список баз советских ВВС с указанием различных авиабаз этих сил.
Главнокомандующие
[ редактировать ]Инвентаризация ВВС СССР в 1990 году
[ редактировать ]




- 175 стратегических бомбардировщиков [ 54 ]
- 160 Tupolev Tu-95
- 15 Tupolev Tu-160
- 390 средних бомбардировщиков [ 54 ]
- 80 Tupolev Tu-16
- 120 Tupolev Tu-22
- 190 Tupolev Tu-22M
- 1275 бойцов
- 50 Mikoyan-Gurevich MiG-21
- 595 Mikoyan-Gurevich MiG-23
- 90 Су-27
- 540 Mikoyan MiG-29
- 2510 штурмовиков [ 55 ]
- 535 Сухой Су-17
- 830 Су-24
- 340 Су-25
- 905 Mikoyan MiG-27
- 74 танкера
- 14 Ильюшин Ил-78
- 40 Myasishchev M-4 'Molot'
- 20 Tupolev Tu-16
- 835 самолетов разведки и радиоэлектронного противодействия (РЭБ)
- 50 Mikoyan-Gurevich MiG-21
- 160 Mikoyan-Gurevich MiG-25
- 135 Су-17
- 150 Су-24
- 170 Yakovlev Yak-28
- 120 Tupolev Tu-16
- 20 Tupolev Tu-22M
- 30 Ильюшин Ил-22
- 577 транспортных самолетов
- 12 Антонов Ан-124
- 55 Антонов Ан-22
- 125 Антонов Ан-12
- 385 Ильюшин Ил-76
- 2935 гражданских и других транспортных самолетов, обычно самолетов Аэрофлота , которые легко переоборудовались.
Эволюция раунделя
[ редактировать ]![]() |
Красная пятиконечная звезда без каймы использовалась до 1943 года. |
---|---|
![]() |
Красная звезда с черной круглой каймой внутри звезды иногда использовалась в 20-х и 30-х годах. [ 56 ] |
![]() |
Красная звезда с черной каймой использовалась в период с 1941 по 1943 год, но постепенно была снята с производства. [ 56 ] |
![]() |
В начале сороковых годов многие военно-воздушные силы по всему миру начали обводить свои медали белой каймой. Советский Союз тоже экспериментировал с этим. [ 56 ] В конце 1942 года красные звезды почти повсеместно стали обводить белой краской; В 1943 году стандартным опознавательным знаком ВВС Красной Армии стала звезда с белой каймой. [ 57 ] |
![]() |
Красная звезда с желтой каймой в 1942-1945 годах использовалась крайне редко. [ 56 ] |
![]() |
Красная звезда с выпуклой штриховкой и бело-красной каймой известна как «Кремлевская звезда». Использовался умеренно в 1940-1945 гг. [ 56 ] |
![]() |
Красная пятиконечная звезда с бело-красной каймой впервые начала появляться на советских самолетах в конце 1943 года и стала широко использоваться в последующие годы. С 1945 года такая звезда использовалась практически повсеместно. Опознавательный знак был нанесен на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, вертикальное оперение и борта хвостовой части фюзеляжа. В пятидесятые годы этот вариант опознавательного знака назывался звездой победы. Применялся в ВВС СССР до его распада, в ВВС России до 2010 года и вновь с 2013 года. В настоящее время находится на вооружении Вооружённых Сил Республики Беларусь . |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Главное управление Военно-Воздушных сил Красной Армии" [GUVVS] (in Russian). RKKA. Archived from the original on 29 May 2008 . Retrieved 31 May 2008 . ; «Структура управления советскими ВВС в 1918–1941 гг.» . О воздушной силе. 2008. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Хайэм и Гринвуд 1998 , стр. 40–46.
- ^ warintheskies.com, Майк Колклаф. «Советские ВВС (ВВС)» . www.warintheskies.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Yeliseyev 2016 , p. 472.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2006 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 2006 , с. 230.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 63.
- ^ Бергман, Джей (январь 1998 г.). «Валерий Чкалов: советский летчик как новый советский человек». Журнал современной истории . 33 (1): 136. дои : 10.1177/003200949803300108 . S2CID 157937639 .
- ^ Фитцпатрик, Шейла (1999). Повседневный сталинизм: обычная жизнь в необычные времена: Советская Россия в 1930-е годы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 73.
- ^ Палмер 2005 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Палмер 2005 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Бергман, стр.149
- ^ Бэйлз 1976 , стр. 63–4.
- ^ Палмер 2006 , с. 248.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 64.
- ^ Хардести 1991 , с. 55.
- ^ 2-я воздушная армия была создана 15 марта 1937 года на Дальнем Востоке, а несколько позже — 3-я воздушная армия в Северо-Кавказском военном округе .
- ^ «Харин» . Все тузы .
- ^ Бэйлз 1976 , с. 73.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 69.
- ↑ Бэйлз цитирует статью красного генерала ВВС Алксниса: «Конструктор, создающий и оборудующий самолет, должен быть ориентирован не на феноменально одаренных летчиков, а на рядовых пилотов».
- ^ Бэйлз 1976 , с. 55.
- ^ Уайтинг, Кеннет (1986). Советская ВВС (переработанная ред.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 125.
- ^ «Почему Сталин пришел к власти?» . Социалистический рабочий онлайн . 1 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Хардести 1991 , с. 225.
- ^ Гланц, Возрождение Колосса, 311.
- ^ Перейти обратно: а б Бакли, Джон (1999). Воздушная мощь в эпоху тотальной войны . Издательство Университета Индианы. стр. 134, 143. ISBN. 0-253-33557-4 .
- ^ Рэтли III, майор Лонни О (март – апрель 1983 г.). «Урок истории: Люфтваффе и Барбаросса» . Обзор воздушного университета . База ВВС США Максвелл: воздушная и космическая мощь. Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ↑ Майкл Холм, 4-й гвардейский Новгородский бомбардировочный авиационный полк. Архивировано 18 марта 2012 года в Wayback Machine . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ Рейган, Джеффри. Военные анекдоты (1992) с. 56, Издательство Гиннесс ISBN 0-85112-519-0
- ^ Хардести 1991 , с. 193.
- ^ «1-й Латышский ночной авиационный полк ( легкобомбардировочный режицкий )» (на русском языке). AllAces.ru. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Вагнер, Рэй (ред.) и Лиланд Фетцер (пер.). Советские ВВС во Второй мировой войне: Официальная история . Мельбурн: Wren Publishing, 1973, стр.301. ISBN 0-85885-194-6 .
- ^ Хилл, Александр (2007). «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941 – июнь 1942». Журнал военной истории . 71 (3): 773–808. дои : 10.1353/jmh.2007.0206 . JSTOR 30052890 . S2CID 159715267 .
- ^ Хардести 1991 , с. 135.
- ^ Красный Феникс , с. 253 (Приложения)
- ^ «История авиации: Интервью с советским асом Великой Отечественной войны Иваном Кожедубом» . ИсторияНет . 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 г. . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Хеймс, Дэвид Р. «Русские авиационные полки 1941–» . Самолет. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.
- ^ Карсон 2018 , стр. 157–163.
- ^ Перейти обратно: а б с Холм 2011 .
- ^ Скотт и Скотт, Вооруженные Силы СССР, Третье издание, 1984, 165.
- ^ «СССР: Военная машина Москвы» . Время . 23 июня 1980 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Одом 1998 , стр. 45–46.
- ^ Зикель и Киф 1991 .
- ^ Предыстория МАКСа - содержит полную информацию о российских и советских авиасалонах.
- ^ Стивен Дж. Залога, «Вооруженные силы Украины», Jane's Intelligence Review , март 1992 г., стр.135.
- ^ Перейти обратно: а б Drozdov 2016 .
- ^ Drozdov 2016 , pp. 9–10.
- ^ "ввс" . 20 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Фесков и др. 2004, с. 146.
- ^ Кристина Ф. Шелтон, «Советская система военного образования для ввода в эксплуатацию и подготовки офицеров» [ мертвая ссылка ] , библиографическое описание и ссылка на документ в формате PDF , Приложение.
- ^ Холм, Майкл. «Летные школы и учебные центры» . WW2.ДК. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков» . ww2.dk . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Россия: Дальняя авиация» . GlobalSecurity.org. 2010. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «Россия: Инвентаризация ВВС» . GlobalSecurity.org. 2010. Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эрик Пилавский, цвета истребителей Советских ВВС 1941-1945 гг., Classic Publications.
- ^ Схема построения звезд Archived 2013-04-20 at the Wayback Machine .// Yandex.Photos
- Карсон, Остин (31 декабря 2018 г.). Секретные войны: скрытый конфликт в международной политике . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9780691184241-006 . ISBN 978-0-691-18424-1 . S2CID 239293400 .
- Drozdov, Sergey (March 2016). "Была такая авиация... Эхо былой воздушной мощи" [There Once Was Such Aviation... Echo of Air Power Past]. Авиация и космонавтика [Aviation and Spaceflight] .
- Хардести, Фон (1991) [1982]. «Где были наши ВВС?» . Красный Феникс: Расцвет советской авиации 1941–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 55 . ISBN 0-87474-510-1 .
- Хайэм, Робин; Гринвуд, Джон Т. (1998). Российская авиация и авиация в ХХ веке . Рутледж Пресс. ISBN 978-0-7146-4784-5 .
- Холм, Майкл (23 августа 2011 г.). «1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия» . WW2.ДК. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года.
- Одом, Уильям Э (2000). Крах советской армии . Издательство Йельского университета.
- Палмер, Скотт (2006). Диктатура в воздухе: авиационная культура и судьба современной России . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85957-3 .
- Палмер, Скотт (2005). «Икар, Восток: символические контексты бегства русских». Славянский и восточноевропейский журнал . 49 (1). дои : 10.2307/20058219 . JSTOR 20058219 .
- Скотт, Харриет Фаст; Скотт, Уильям Ф. (1984). Вооруженные Силы СССР (3-е изд.).
- Залога, Стив; Волстад, Рон (1987). Внутри Советской Армии сегодня .
- Зикель, Раймонд Э; Киф, Юджин К. (1991). Советский Союз: страноведение . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. Федеральный исследовательский отдел. Продается Супт. доц., УСГПО
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт. Советские самолеты и авиация, 1917–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994. ISBN 1-55750-770-8 .
- Бэйлз, Кендалл (1976). «Технология и легитимность: советская авиация и сталинизм в 1930-е годы». Технологии и культура . 17 (1): 55–81. дои : 10.2307/3103253 . JSTOR 3103253 . (январь 1976 г.)
- Бергман, Джей (январь 1998 г.). «Валерий Чкалов: советский летчик как новый советский человек». Журнал современной истории 33 (1): 136.
- Бойд, Александр. Советские ВВС с 1918 года . Нью-Йорк: Штейн и Дэй, 1977. С разделом черно-белых фотопластинок и диаграмм. карты и диаграммы вместе с указателем. Впервые опубликовано в журнале «Советские ВВС» Макдональдом и Джейнсом (Великобритания) в 1977 году.
- Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN 0143-5450 .
- Уимбуш, С. Эндерс; Алексиев, Алекс (1982). Этнический фактор в Советских Вооружённых Силах . РЭНД.
- Гость, Карл-Фредрик. «Обратный разговор». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 78–79. ISSN 0143-5450 .
- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (ноябрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (104): 37–56. ISSN 1243-8650 .
- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (декабрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 50–56. ISSN 1243-8650 .
- Лоза, Д.Ф. Атака аэрокобр: советские асы, американские P-39 и воздушная война против Германии . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса, 2001. ISBN 0-7006-1140-1 .
- Мейсон, Ричард Энтони и Джон Уильям Рэнсом Тейлор. Самолеты, стратегия и действия советских ВВС. Лондон: Джейн, 1986.
- Мойнахан, Брайан (1989). Когти медведя: История Красной Армии от революции до наших дней .
- Палмер, Скотт (2005). «Икар, Восток: символические контексты бегства русских». Славянский и Восточноевропейский журнал 49 (1): 38.
- Пеннингтон, Рейна. (2002) Крылья, женщины и война: советские летчицы в боях Второй мировой войны . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса, 2002. ISBN 0-7006-1145-2 .
- Фон Хардести; Илья Гринберг (2012). Восстание Красного Феникса: Советские ВВС во Второй мировой войне (2-е изд.). Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-1828-6 .
- Вагнер, Рэй (редактор), Фетцер, Леланд (пер.), Советские ВВС во Второй мировой войне: официальная история , Wren Publishing, Мельбурн, 1973 г. ISBN 0-85885-194-6
- Уайтинг, Кеннет (1986). Советская авиация (переработанная ред.). Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- Yeliseyev, Sergey (2016). Организационное строительство отечественных военно-воздушных сил (1930–1931 гг.) (PDF) (in Russian). Moscow: Center of Military Strategic Research, Military Academy of the General Staff.
- "Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Часть 1" by A.G. Lenskiy and M.M. Tsybin, Saint Petersburg 2013, 164 pages
- "Все истребительные авиаполки Сталина" by V. Anokhin and M Bykhov, Moscow 2014, 944 pages
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Диктатура авиации Веб-сайт и блог, посвященные истории советской/российской авиации.
- Globalsecurity.org о российском воздушном вооружении, полезном для структуры советских ВВС