Вако CG-4
CG-4/Адриан | |
---|---|
CG-4А | |
Роль | Военный планер |
Производитель | Авиационная компания Вако |
Построено | Цессна Форд Гибсон Техника |
Первый полет | 1942 |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Королевские ВВС Королевские ВВС Канады ВМС США |
Количество построенных | >13 903 |
Варианты | Вако CG-15 |
Waco CG-4 был наиболее широко используемым американским десантно-грузовым военным планером времен Второй мировой войны . он получил обозначение CG-4A В ВВС США . [ 1 ] и получил служебное имя Адриан (в честь римского императора от британцев ).
Планер был разработан компанией Waco Aircraft Company . Летные испытания начались в мае 1942 года. В итоге было поставлено более 13 900 CG-4A.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]CG-4A был построен из дерева и металла с тканевой обшивкой, а его экипаж состоял из пилота и второго пилота. Он имел два неподвижных основных колеса и хвостовое колесо.
CG-4A мог перевозить 13 военнослужащих и их оборудование. Грузовые нагрузки могут быть 1 / 4 -тонный грузовик (например, джип ), 75-мм гаубица или Прицеп массой 1 ⁄ 4 тонны, загружаемый через откидывающуюся вверх носовую часть. Douglas C-47 Skytrains обычно использовались в качестве буксировочных самолетов. Несколько буксиров Curtiss C-46 Commando использовались во время и после операции «Грабеж» при переправе через Рейн в марте 1945 года.
Буксирный трос USAAF CG-4A был толщиной 11 ⁄ дюймов (17 мм) Нейлон , длина 350 футов (110 м). Линейка пикапов CG-4A была Нейлон диаметром 15 ⁄ дюймов (24 мм), но длиной всего 225 футов (69 м), включая двойную петлю.
Чтобы определить области, где стратегические материалы единственный XCG-4B с использованием дерева в качестве основной конструкции. могут быть сокращены, в Timm Aircraft Corporation был построен [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]С 1942 по 1945 год завод Iron Mountain Plant компании Ford Motor Company в Кингсфорде, штат Мичиган , построил 4190 единиц планеров модели CG-4A для использования в боевых действиях во время Второй мировой войны. Завод в Кингсфорде построил больше планеров CG-4A, чем любая другая компания в стране, и при гораздо меньших затратах, чем другие производители.
Генеральными подрядчиками производства CG-4A были 16 компаний:
- Babcock Aircraft Company из ДеЛэнда, Флорида (60 единиц по 51 000 долларов каждая) [ 3 ]
- Cessna Aircraft Company из Уичито, штат Канзас (750 единиц). Весь заказ был передан по субподряду новому заводу Boeing Aircraft Company в Уичито.
- Самолеты Содружества Канзас -Сити, Канзас (1470 единиц)
- Ford Motor Company из Кингсфорда, Мичиган (4190 единиц по 14 891 доллару каждая)
- Самолеты G&A из Уиллоу Гроув, Пенсильвания (627 единиц)
- General Aircraft Corporation of Astoria, Квинс, Нью-Йорк) (1112 единиц)
- Холодильник Gibson из Гринвилля, Мичиган (1078 единиц)
- Корпорация Laister-Kauffman в Сент-Луисе, штат Миссури (310 единиц)
- Национальная авиастроительная корпорация Элвуда , Индиана (одна единица по астрономической цене 1 741 809 долларов) [ 4 ]
- Северо-западная авиационная корпорация Миннеаполиса , Миннесота (1510 единиц)
- Пратт-Рид из Дип-Ривер, Коннектикут (956 единиц)
- Ridgefield Manufacturing Company из Риджфилда, Нью-Джерси (156 единиц)
- Robertson Aircraft Corporation из Сент-Луиса, штат Миссури (170 единиц)
- Timm Aircraft Company из Ван Найс, Калифорния (434 единицы)
- Waco Aircraft Company из Троя, штат Огайо (1074 [999] единиц по 19 367 долларов каждая) [ 5 ]
- Мебельная компания Ward из Форт-Смит, Арканзас (7 единиц) [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
На заводах по производству планеров работали 24-часовые смены. Один рабочий в ночную смену на заводе Wicks Aircraft Company в Канзас-Сити написал:
С одной стороны огромной замурованной комнаты работает вентилятор, с другой — каскад воды, не позволяющий воздуху перенасыщаться краской. Мужчины управляют краскораспылителями, покрывая огромные крылья планера цветом цвета хаки или синего цвета и завершая его захватывающей белой звездой, заключенной в синий круг, которая летит по всему миру в поисках победы... Крылья сначала покрываются брезентовой тканью, натянутой, как обои на фанеру, затем каждый шов, закрепление, открытое место, закрытое место и край проклеиваются клейкой лентой, которая не только делает крылья воздухонепроницаемыми, но и покрывает мои руки. мои брюки, мои брови, мои волосы и мои инструменты с быстросохнущим слоем, который отслаивается, как лак для ногтей, или стирается растворителем, который жжет как ад. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Планерная база Седалиа была первоначально активирована 6 августа 1942 года. В ноябре 1942 года база стала армейским аэродромом Седалиа (после войны будет переименована в базу ВВС Уайтмен ) и была передана в состав 12-го авианосного командования ВВС США. . Поле служило тренировочной площадкой для пилотов-планеристов и десантников. В число назначенных самолетов входили планер CG-4A, Curtiss C-46 Commando и Douglas C-47 Skytrain . Однако С-46 не использовался в бою в качестве планерного буксира до операции «Грабеж » (переправа через Рейн) в марте 1945 года.
CG-4A вступил в строй в июле 1943 года во время вторжения союзников на Сицилию . Их переправили на расстояние 450 миль через Средиземное море из Северной Африки для ночных атак, таких как операция «Лэдброк» . Неопытность и плохие условия способствовали большим потерям. Они участвовали в высадке американского десанта в Нормандии 6 июня 1944 года, а также в других важных воздушно-десантных операциях в Европе и на Китайско-Бирма-Индийском театре военных действий . Хотя это и не входило в намерения армейских ВВС, высокопоставленные европейские офицеры театра военных действий и боевой персонал обычно считали планеры расходным материалом и оставляли их или уничтожали после приземления. Хотя оборудование и методы извлечения летающих планеров были разработаны и доставлены в Европу, половина этого оборудования оказалась недоступной некоторым высокопоставленным офицерам. [ нужна ссылка ] Несмотря на отсутствие поддержки системы восстановления, несколько планеров были возвращены в Нормандии и еще больше в ходе операции Market Garden в Нидерландах и Везеле , Германия.
CG-4A нашел одобрение там, где его небольшой размер был преимуществом. Более крупный британский Airspeed Horsa мог перевозить больше солдат (28 мест, джип или противотанковую пушку ), а британский General Aircraft Hamilcar мог перевозить 7 тонн (достаточно для легкого танка ), но CG-4A мог приземлиться в меньшие помещения. Кроме того, используя довольно простую систему захвата, летающий C-47, оснащенный хвостовым крюком и тормозным барабаном троса, мог «подхватить» ожидающий на земле CG-4A. [ 10 ] Система использовалась при спасении на высоте 1945 года выживших после катастрофы Gremlin Special 1945 года в горной долине Новой Гвинеи. [ 11 ]
CG-4A также использовался для доставки припасов партизанам в Югославии .
После окончания Второй мировой войны большая часть оставшихся CG-4A была объявлена излишками и почти все были проданы. Многие были куплены за дрова в больших транспортных ящиках. Другие были куплены для переоборудования в буксируемые кемпинговые домики с отрезанными крыльями и хвостовой частью и буксировались за заднюю часть, а другие были проданы для охотничьих домиков и домиков для отдыха на берегу озера.
Последнее известное использование CG-4A было в начале 1950-х годов ВВС США вместе с арктическим отрядом, помогавшим научным исследованиям. CG-4A использовались для спуска личного состава на плавучие льдины и подъема с них, при этом планер буксировался, выпускался для посадки, а затем подбирался позже самолетом того же типа с использованием разработанного метода крюка и троса. во время Второй мировой войны. Единственной модификацией CG-4A стала установка широких лыж вместо шасси для посадки на арктические льдины. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]

- XCG-4
- Прототипы, два построенных и одна статья для стресс-тестов.
- CG-4А
- Основным серийным вариантом, уцелевшим стал G-4A в 1948 году, 13 903 штуки построено 16 подрядчиками.
- XCG-4B
- Один CG-4A производства Timm с фанерной конструкцией.
- XPG-1
- Один CG-4A, переоборудованный компанией Northwestern с двумя двигателями Franklin 6AC-298-N3.
- XPG-2
- мощностью 175 л.с. (130 кВт) Ranger L-440-1 Один CG-4A, переоборудованный компанией Ridgefield с двумя двигателями
- XPG-2А
- Две статьи: двигатели XPG-2 заменены на 200 л.с. (150 кВт) плюс один CG-4A, переоборудованный также с двигателями мощностью 200 л.с. (150 кВт).
- ПГ-2А
- Серийный PG-2A с двумя L-440-7 мощностью 200 л.с. (150 кВт), переименованными в G-2A в 1948 году, 10 построено компанией Northwestern.
- XPG-2B
- Отмененный вариант с двумя двигателями Р-775-9.
- ЖРО-1
- CG-4A передана ВМС США (13 единиц)
- Г-2А
- ПГ-2А переименован в 1948 г.
- Г-4А
- CG-4A переименован в 1948 г.
- Г-4С
- Г-4А с другим фаркопом, 35 переоборудований
- Адриан Мк.I
- Обозначение Королевских ВВС для CG-4A, поставлено 25 штук.
- Адриан Мк.II
- Обозначение Королевских ВВС для CG-4A с изменениями в оборудовании
Операторы
[ редактировать ]
- Чехословацкие ВВС эксплуатировали 2 самолета Waco, получивших обозначение НК-4. [ 13 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 1 августа 1943 года: CG-4A-RO 42-78839 , построенный подрядчиком Robertson Aircraft Corporation . [ 14 ] потерял правое крыло и рухнул на землю сразу после спуска самолетом-буксировщиком над Ламберт-Филд , Сент-Луис, штат Миссури , США. Несколько тысяч зрителей собрались на первую публичную демонстрацию планера, построенного в Сент-Луисе, которым управляли два члена экипажа USAAF и на котором находились мэр Сент-Луиса Уильям Д. Беккер , соучредитель Robertson Aircraft майор Уильям Б. Робертсон и еще 6 VIP-пассажиров; все 10 пассажиров погибли в результате крушения. [ 15 ] Авария была связана с выходом из строя неисправного крепления стойки крыла, предоставленного субподрядчиком; расследование после крушения предъявило Robertson Aircraft обвинение в недостаточном контроле качества ; несколько инспекторов были освобождены от должности. [ 14 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- 42-43809 - Экспонат в Музее армейских летательных аппаратов в Миддл-Уоллопе, Хэмпшир . [ 16 ]
- 45-13696 — CG-4A на реставрации в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 17 ] [ 18 ]
- 45-14647 — Секция кабины на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 19 ]
- 45-15009 - CG-4A на статической экспозиции в Музее управления воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр недалеко от Дувра, штат Делавэр . [ 20 ]
- 45-15574 – На статической экспозиции в Музее «Колыбель авиации» в Гарден-Сити, Нью-Йорк . [ 21 ] [ 22 ]
- 45-15691 – Выставлен в музее Silent Wings в Лаббоке, штат Техас . [ 23 ]
Кабина CG-4A в музее Silent Wings, 2008 г. - 45-15965 – Выставлен в воздушном зоопарке Каламазу в Портедже, штат Мичиган . Он окрашен как 42–46574. [ 24 ] [ 25 ]
- 45-17241 - На статической экспозиции в Воздушно-десантном музее в Сент-Мер-Эглиз, Нормандия . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
- 45-27948 — CG-4A на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 29 ]
- Реплика – экспонируется в Музее Второй мировой войны Fagen Fighters в Гранит-Фолс, Миннесота . [ 30 ]
- Реплика – выставлена в Музее Боевого Сокола в Гринвилле, Мичиган . [ 31 ]
- Неизвестно – выставлено в Историческом фонде Меномини-Рейндж в Айрон-Маунтин, штат Мичиган . [ 32 ]
- Неизвестно — CG-4A выставлен в Национальном парящем музее в Эльмире, Нью-Йорк . [ 33 ]
- Неизвестно — часть кабины пилотов выставлена в Центре наследия базы ВВС Трэвис в Фэрфилде, Калифорния . [ 34 ]
- CG-4A на выставке в музее Silent Wings в Лаббоке, штат Техас . [ 35 ]
- Неизвестно — CG-4A выставлен в Мемориальном музее Дона Ф. Пратта в Форт-Кэмпбелле недалеко от Кларксвилля, штат Теннесси . [ 36 ]
- Неизвестно — CG-4A на статической экспозиции в Йоркширском музее авиации в Элвингтоне, Йоркшир . [ 37 ]
- Неизвестно - выставлен в Фонде штурмовых планеров в Шобери, Шропшир . [ 38 ]
- Неизвестно – находится на статической экспозиции в Музее воздушно-десантных и специальных операций в Фейетвилле, Северная Каролина . [ 39 ]
- Неизвестно – находится на статической выставке во время реставрации в Мемориальном музее ветеранов США в Хантсвилле, штат Алабама . [ 40 ]
- Реплика — носовая часть CG-4 «Адриан» выставлена в Музее самолетов Южного Йоркшира , Донкастер , Великобритания . Реплика была произведена для фильма «Спасти рядового Райана» . [ 41 ]
Технические характеристики (CG-4A)
[ редактировать ]

Данные Уголка любителей авиации. [ 42 ] и Инструкция по летной эксплуатации планера армейской модели CG4A (ТО № 09-40СА-1) [ 43 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два пилота
- Вместимость: 13 военнослужащих, или грузовик (джип) массой в четверть тонны и 4 солдата, или 6 литров и полезная нагрузка 4197 фунтов (1904 кг). [ 44 ]
- Длина: 48 футов 8 дюймов (14,8 м)
- Размах крыльев: 83 фута 8 дюймов (25,5 м)
- Высота: 15 футов 4 дюйма (4,7 м)
- Площадь крыла: 900 кв. футов (83,6 м 2 )
- Пустой вес: 3900 фунтов (1769 кг)
- Полная масса: 7500 фунтов (3402 кг)
- Максимальный взлетный вес: 7500 фунтов (3402 кг)
- Максимальный взлет (аварийная нагрузка): 9000 фунтов (4100 кг).
Производительность
- Максимальная скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов) CAS [ № 1 ] при весе 7500 фунтов (3400 кг)
128 миль в час (206 км/ч) CAS / 135 миль в час (217 км/ч) IAS при 9000 фунтов (4100 кг)
- Крейсерская скорость: 73 миль в час (117 км/ч, 63 узла) по IAS [ Н 2 ]
- Скорость сваливания: 49 миль в час (79 км/ч, 43 узла) [ Н 3 ] с расчетной нагрузкой 7500 фунтов (3400 кг)
- Никогда не превышайте скорость : 150 миль в час (241 км/ч, 130 узлов) по IAS. [ Н 4 ]
- Максимальное качество планирования: 12:1 [ 45 ]
- Нагрузка на крыло: 8,33 фунта/кв. футов (40,7 кг/м). 2 )
- Скорость снижения : около 400 футов/мин (2 м/с) при тактической скорости планирования (IAS 60 миль в час; 97 км/ч).
- Разбег приземления : 600–800 футов (180–240 м) для обычного трехточечного приземления; «При более высокой аварийной полной массе следует ожидать посадочных пробегов примерно от 2000 до 3000 футов (от 610 до 910 м)...»
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Вако CG-13 (CG-13A)
- Вако CG-15 (CG-15А)
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Скорость полета Хорса
- ДФС 230
- Генерал Эйркрафт Гамилькар
- Дженерал Эйркрафт Хотспур
- Гота Го 242
- Конструкции грузовых планеров Schweizer
- Слингсби Хенгист
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фицсаймонс 1978, с. 1199.
- ^ "Информация о планере WACO CG-4A". Планерно-военный музей Второй мировой войны . Проверено: 30 мая 2015 г.
- ^ Джексон, Дэвид Д. «Предприятия по производству планеров в США во время Второй мировой войны». Боевые птицы и авиашоу . Проверено: 30 мая 2015 г.
- ^ Диль 2002, с. 81.
- ^ Беднарек, Джанет Роуз Дейли и Майкл Х. Беднарек. Мечты о полете: авиация общего назначения в США. 1074 Чарльза Дэя - «Безмолвные, армейский аэродром округа Клинтон»
- ^ Андраде 1979, с. 96.
- ^ "Уэйко CG-4." Зелень Скрипача / Получено; 29 марта 2012 г.
- ^ "Уэйко CG-4." niehorster.orbat.com. Получено; 29 марта 2012 г.
- ^ Раф, Джейн Бизли. «Моя тетя-наркоманка: «Скользящая Глэдис» на военном заводе». «Семейная история Фелпса. Дата обращения: 29 марта 2012 г.».
- ^ «Безмолвный партнер самолета». Популярная наука, февраль 1944 г., с. 98.
- ^ "Спасение планера из Новой Гвинеи, Шангрил-ла". Сидней Морнинг Геральд, 2 июля 1945 года.
- ^ "Аэропорт Айс Кьюб". «Популярная механика» , сентябрь 1952 г., с. 137.
- ^ Соукуп 1979, стр. 693.
- ^ Jump up to: а б Геро 2010, стр. 24-25
- ^ Associated Press, «Мэр и девять человек погибли в результате крушения планера в Сент-Луисе», The Dallas Morning News , Даллас, Техас, понедельник, 2 августа 1943 года, номер 306, стр. 1.
- ^ «Досье по планеру — Weaver Aircraft Company of Ohio (WACO)CG-4, серийный номер 42-43809 USAF, серийный номер BAPC-185» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Вако НЗР Адриан (CG-4A)» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. 17 декабря 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Weaver Aircraft Company of Ohio (WACO)CG-4, серийный номер 45-13696 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Weaver Aircraft Company of Ohio (WACO)CG-4, серийный номер 45-14647 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «ЦГ-4А» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Стофф, Джошуа (сентябрь 2002 г.). «Счастливый конец Уэйко» . Воздух и космос . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Weaver Aircraft Company of Ohio (WACO) CG-4A, серийный номер 45-15574 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «История музея» . Музей «Тихие крылья» . Город Лаббок, штат Техас . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Вако CG-4A Адриан» . Воздушный зоопарк . Воздушный зоопарк . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Weaver Aircraft Company of Ohio (WACO) CG-4, серийный номер 45-15965» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Планеры WACO и HORSA» . Воздушно-десантный музей . Музей Воздушно-десантных войск . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Здание ВАКО» . Воздушно-десантный музей . Музей Воздушно-десантных войск . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «ВЫЖИВАНИЕ CG-4A» . Археологическая группа Бельгийской ассоциации истории авиации . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Вако CG-4A Адриан» . Национальный музей ВВС США . 16 апреля 2015 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «БОЕВОЙ ПЛАНЕР WACO CG-4A» . Музей истребителей Фагена Второй мировой войны . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «[Домашняя страница]» . Военный музей «Боевой сокол» . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Планерный и военный музей Второй мировой войны» . Исторический фонд хребта Меномини . Исторический фонд хребта Меномини . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «ВАКО/CG-4А» . Национальный музей парения . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ «Вторая мировая война» . Центр наследия базы ВВС Трэвис . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ «История музея» . Музей «Тихие крылья» . Город Лаббок, штат Техас . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «МУЗЕЙ ДОНА Ф. ПРАТТА» . Исторический фонд Форта Кэмпбелл . Исторический фонд Форта Кэмпбелл . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Вако Адриан CG-4A» . Йоркширский музей авиации . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Самолет» . Фонд штурмовых планеров . Трест штурмовых планеров . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «ГЛАВНЫЕ ЭКСПОНАТЫ» . Фонд Музея воздушно-десантных и специальных операций . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Планер G-4A Планер времен Второй мировой войны» . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» .
- ^ Прочтите CG-4A «Адриан».
- ^ Инструкция по летной эксплуатации пилота армейского планера модели CG4A (ТО № 09-40CA-1) .
- ↑ Инструкция по монтажу и эксплуатации планера CG-4A (ТО № 09-40CA-2), 15 февраля 1943 г.
- ^ «ВАКО CG-4А» . airbum.com .
Библиография
[ редактировать ]- Руководство ВВС № 50-17, Руководство по подготовке пилотов планера CG-4A. Правительство США, 1945 год, некоторые страницы доступны на Wikimedia Commons, категория: Waco CG-4.
- ААФ ТО НЕТ. 09-40CA-1, Инструкция по летной эксплуатации пилота армейского планера CG-4A британской модели Hadrian. Правительство США, 1944 год, доступно на Wikimedia Commons, Категория: Waco CG-4.
- Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года. Эрл Шилтон, Лейстер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Диль, Алан Э., доктор философии. Безмолвные рыцари: разоблачение военных происшествий и их сокрытия. Даллес, Вирджиния: Brassey's, Inc., 2002. ISBN 1-57488-412-3 .
- Фицсаймонс, Бернард, изд. «Вако CG-4А». Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века, том 11. Лондон: Феб, 1978. ISBN 978-0-241-10864-2 .
- Геро, Дэвид Б. Катастрофы военной авиации: значительные потери с 1908 года . Спаркфорд, Йовил, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing, 2010, ISBN 978-1-84425-645-7 .
- Мастерс, Чарльз Дж., Планеры Нептуна: атака американских планеров в день Д. Карбондейл, Иллинойс: Издательство Южного Иллинойского университета, 1995. ISBN 978-0-809-32008-0 .
- Соукуп, Олдржих (1979). «Чехословацкие военные планеры (И.)» [Чехословацкие военные планеры (И.)]. Авиация и космонавтика (на чешском языке). Том. 55, нет. 18 693–695.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 3D-модель Waco CG-4
- «Безмолвный партнер самолета». Popular Science , февраль 1944 г., стр. 94–101. Первая большая статья о CG-4A, опубликованная во время Второй мировой войны; редкие фотографии и рисунки
- «Парад планеров» , «Популярная механика» , август 1944 г., стр. 14–15.
- Итак, мы купили планер – летаем
- Фонд штурмовых планеров
- Музей Тихих Крыльев
- Музей воздушно-десантных и специальных операций армии США, выставка планеров CG-4A времен Второй мировой войны, Форт-Брэгг, Северная Каролина
- Подробные фотографии CG-4A в Национальном парящем музее.
- Более подробные фотографии CG-4A в Национальном музее парения, включая страницы руководства.
- Национальная ассоциация пилотов планеров времен Второй мировой войны, Inc.
- Руководство по подготовке пилотов планера CG-4A - Цифровые коллекции Летного музея
- Обучение полетам на планере - Цифровые коллекции Музея полетов