Коренные народы в Боливии
![]() | |
Регионы со значительным населением | |
---|---|
![]() 20-62% Боливии населения [ 1 ] [ 2 ] | |
Языки | |
Аймара , гуарани , кечуа , испанский и другие языки коренных народов | |
Религия | |
Римско -католицизм , евангелизм , нерелигиона , местные религии | |
Связанные этнические группы | |
Aymarís , Guaranís , Quechuas , Mestizos в Боливии |
коренных народов в Боливии или местных боливийцев У боливийские народ , которые имеют коренное происхождение. Они составляют от 20 до 60% населения Боливии 11 306 341, [ 1 ] В зависимости от различных оценок и в зависимости от того, что выбор Mestizo доступен в качестве ответа в данной переписи, и в этом случае большинство населения идентифицируют себя как Mestiz,, [ 1 ] и они принадлежат к 36 признанным этническим группам. Аймара и кечуа являются крупнейшими группами. [ 3 ] География Боливии включает Анды , Гран Чако и тропический лес Амазонки .
Дополнительными 30–68% населения составляют метиз, с смешанным европейским и коренным происхождением. [ 1 ]
Земли
[ редактировать ]
Земли в совокупности, принадлежащих коренным боливистам, являются местными общественными землями или Tierras Comunitarias de Origen (TCOS). Эти земли охватывают 11 миллионов гектаров , [ 3 ] и включают в себя такие общины, как Каа-Ийя дель-Гран Национальный парк Чако и Интегрированное природное управление , национальный парк Исиборо Секур и коренной территорию , биосферный заповедник Пилон Ладжас и общинные земли , а также местные земли реки Юки-Ичило .
Права
[ редактировать ]
В 1991 году правительство Боливии подписало Конвенцию коренных и племенных народов, 1989 г. , основную международную международную конвенцию, защищающую права коренных народов . 7 ноября 2007 года правительство приняло закон № 3760, в котором одобрило декларацию ООН о правах коренных народов . [ 3 ]
В 1993 году закон конституционной реформы признал права коренных народов. [ 4 ]
Социальные протесты и политическая мобилизация
[ редактировать ]Революция: 1952
[ редактировать ]Исторически коренные народы в Боливии страдали многолетней маргинализации и отсутствия представления. [ 4 ] Однако в конце двадцатого века всплыл всплеск политической и социальной мобилизации в общинах коренных народов. [ 4 ] 1952 года Боливийская национальная революция , которая освободила боливийцев и дала гражданству коренных народов гражданство, все еще дала мало политического представительства общинах коренных народов. [ 4 ] Именно в 1960 -х и 1970 -х годах социальные движения, такие как движение Катараста , также начали включать в себя проблемы коренных народов. [ 4 ] Движение Катариста, состоящее из общин Аймара Ла -Паса и Альтиплано , пыталось мобилизовать общину коренных народов и продолжить политическую идентичность коренных народов посредством основной политики и жизни. [ 5 ] Хотя движение Катариста не смогло создать национальную политическую партию, это движение повлияло на многие крестьянские союзы, такие как Конфедерация Синдика Ания де Трабаджадорес Кампезинос де Боливия ( объединенная синдическая конфедерация крестьянских рабочих Боливии ). [ 4 ] Движение Катаристы 1970 -х и 1980 -х годов вымерло к концу десятилетия; Тем не менее, многие из тех же проблем снова выросли в 1990 -х годах. [ 4 ]
Социальное движение: 1990 -е и 2000 -е годы
[ редактировать ]В 1990 -х годах был большой всплеск политической мобилизации для общин коренных народов. [ 4 ] Президент Санчес де Лозада принял такие реформы, как Закон о конституционной реформе 1993 года, чтобы признать права коренных народов в боливийской культуре и обществе. Тем не менее, многие из этих реформ потерпели неудачу, так как правительство продолжало принимать разрушительные экологические и антикоренные правила и правила. [ 4 ] Через год после того, как Закон о конституционной реформе 1993 года принял признание прав коренных народов, закон об участии населения 1994 года децентрализованные политические структуры, предоставляя муниципальным и местным органам власти большую политическую автономию. [ 4 ] Два года спустя законодательство о выборах в 1996 году больше расширенных политических прав коренных народов, поскольку национальный конгресс перешел в гибридную пропорциональную систему, увеличив число представителей коренных народов. [ 4 ]
Экологическая несправедливость стала поляризационной проблемой, так как многие коренные общины протестовали против поддерживаемой правительством приватизации и ликвидации природных ресурсов и ландшафтов. [ 6 ] Производство листьев коки является важным сектором боливийской экономики и культуры, особенно для кемпиносов и коренных народов. [ 7 ] Уровень производства коки, высоко поддерживаемая США и его война с наркотиками и правительство Боливии, вызвало тяжелые протесты со стороны коренных народов. [ 6 ] Один из главных лидеров движения Коки Лист, Эво Моралес , стал голосовым противником против государственных усилий по искоренению коки. Напряженность листьев коки началась в регионе Чепэр в 2000 году и стала насильственной, когда начались протесты против чиновников полиции и жителей. В течение этого времени протестующие организовали дорожные блокады, а движение останавливается в знак протеста против низких цен. [ 8 ] Производители листьев коки продолжали сопротивляться политике правительства по производству еще больше обесценивать вес и захватить контроль над крестьянской конфедерацией ( единая профсоюзная конфедерация крестьянских работников Боливии ). [ 9 ] С руководством Эво Моралеса, кокакелерои смогли сформировать коалиции с другими социальными группами и в конечном итоге создать политическую партию, движение к социализму (MAS). [ 7 ]
Точно так же водная война 2000 года приобрела эти протесты с вниманием. [ 10 ] Водная война началась в городе Кочабамба , где частная компания Bechtel начала увеличивать ставки для воды после того, как правительство заключило контракт на приватизацию системы водоснабжения Кочабамбы . [ 10 ] Когда жители Кочабамбы поняли, что они не могут позволить себе заплатить за этот ресурс, они начали протестовать в союзе с городскими работниками, сельскими крестьянами и студентами. [ 9 ] Массовый протест привел к чрезвычайному положению, поскольку столкновения с полицией и протестующими стали более жестокими. [ 5 ] Протесты были в значительной степени успешной и привели к изменению приватизации. [ 5 ]
Кроме того, в 2003 году, когда зависимость от природных ресурсов в экономике Боливии выросла, сопротивление произошло от коренного сообщества Боливии в форме газовых войн. [ 11 ] Этот конфликт, который вырос из водных войн, United Coca Farmers, профсоюзов и граждан в знак протеста против продажи газовых запасов Боливии в Соединенные Штаты через порт Чили. [ 10 ] Опять же, коренные народы участвовали вместе с шахтерами, учителями и простыми гражданами через дорожную блокаду и нарушение движения. [ 10 ] Политические протесты за социальные и экономические реформы были последовательным методом мобилизации и включения коренных народов в политический процесс. [ 10 ] Они завершили успешные результаты и создали платформу для прав коренных народов. Протестные движения вскоре проложили путь для юридических и политических изменений и представительства.
Коренной марш в 2011 году
В 2011 году боливийские активисты коренных народов начали длинный марш протеста от равнинов Амазонки в столицу страны, против правительственного плана построить шоссе 306 км (190 миль) через национальный парк на территории коренных народов. [ 12 ]
Субцентральный национальный парк Исиборо Секур и коренная территория (Типнис), Конфедерация коренных народов Боливии (Цидоб) и Национальный совет конфедерации коренных народов и Маркаса Кулласую (Конамак) - поддержаны другими индигенными и экологическими группами - ОРИНАРИНА Марш из Тринидада, Бени, на национальную столицу Лос -Анджелеса Пас в противодействии проекту, начиная с 15 августа 2011 года. [ 13 ]
«Одной из последней тактики, развернутой правительствами для обойти участие в оспаривании коренных народов, является проконсультирование некоренных общин коренных народов. Это произошло с общинами в случае дорожного проекта через национальный парк Боливии Секюр и коренная территория (Типнис)». Международное давление, созданное после того, как правительство Эво Моралес насильственно подавило большой коренной марш против дорожного проекта в «Резне Чапарины». [ 14 ]
Это привело к резне Чапарины, 25 сентября 2011 года, национальная полиция жестоко подавлена коренными маршами, протестующими против строительства государственного шоссе через территорию коренного и национального парка Типниса. [ 15 ]
Эво Моралес и множество
[ редактировать ]Одним из самых больших успехов для коренной общины Боливии были выборы Evo Morales , бывшего лидера Cocaleros и первого президента коренных народов Боливии. [ 16 ] Президент Моралес попытался создать плюснационное и постколониальное государство для расширения коллективных прав коренных народов. [ 17 ] Конституция 2009 года признала наличие различных сообществ, которые проживают в Боливии и дали коренным народам право на самоуправление и автономию над их наследственными территориями . [ 17 ] Расширение Конституции, законодательство о автономиях и децентрализации 2010 года, изложено правовые правила и процедуры, которые общины коренных народов должны принимать для получения автономии. [ 16 ] Благодаря этим усилиям по децентрализации Боливия стала первым плуринационным государством в Южной Америке. [ 18 ] Тем не менее, многие общины коренных народов утверждают, что процесс получения автономии является неэффективным и длительным. [ 17 ] Наряду с проблемами коренных народов, существуют внутренние проблемы и конкурирующие интересы между ограничительной правовой базой Боливии, либеральной политикой и концепцией самоуправления коренных народов. [ 16 ] Тем не менее, добавление субаутомии в правительстве Боливии сделало успехи, включая общины коренных народов в политический процесс.
Достижения
[ редактировать ]В 2015 году боливийцы снова вошли в историю, выбрав первого президента коренного народа Верховного суда , пастора судьи Кристины Мамани . [ Цитация необходима ] Мамани - адвокат из боливийского нагорья из общины Аймара. [ 19 ] Она выиграла выборы с наибольшим количеством голосов. [ 19 ] Верховный суд состоит из девяти членов и девяти альтернативных судей, каждый из которых представляет девять департаментов в Боливии. [ 20 ] Судьи избираются на популярных беспартийных выборах с шестью годами. [ 20 ]
Группа
[ редактировать ]Премолумбийские культуры
[ редактировать ]- Tiwanaku , 300–1000 Ad Ad
- Культура Mollo , 1000–1500 Ad
- Люпака
- Пруд
- Люди Пейгуагуа
- Уру-мурато
Современные группы
[ редактировать ]- Арана ( Кавина ) [ 21 ]
- Аймара , Анды [ 21 ]
- Айорео , Гран Чако [ 21 ]
- Baure , Me Department [ 21 ]
- Бореро , отделение Crusal Santa [ 21 ]
- Каллавалла , Анд [ 21 ]
- Скачать ( Канияна ), низменность [ 21 ]
- Cavineños , северная Боливия [ 21 ]
- Каюбаба ( Каювава , Каюваба ), Департамент Бени [ 21 ]
- Чакобо , северо -западный департамент Бени [ 21 ]
- Чейн ( Изоценьо ), Департамент Санта -Крус
- Чипайя ( Пукина ), отдел Оруро [ 21 ]
- Chiquitano ( Chiquito , Tarapecosi ), Департамент Санта -Крус [ 21 ]
- Это Ejja (Esse Exa, Hurayo , Titinaring), Северо -Западная Боливия [ 21 ]
- Гуарани , боливийский гуарани или чиригуано или чиригуано [ 21 ]
- Гуарую [ 21 ]
- Гуато
- Игнациано ( моксо ), товары [ 21 ]
- Итене ( Итенео , Итенез ), благословлен [ 21 ]
- Itonama ( Enlings , Saramo ) [ 21 ]
- Проверять
- Джора ( время ) [ 21 ]
- Леко ( Рик'а ), Ист -Лейк Титикка [ 21 ]
- Машины ( Максине ), отдел паннинга [ 21 ]
- Movi , Beni [ 21 ]
- Nivaclé , Ashlushlay , Axluslayy , Chulupí , Great Chaco
- Пакахуара ( Пакавара ), Бени [ 21 ]
- Винака ( Бауна ), я собираюсь [ 21 ]
- Pauserna Guarayu-Ta, Paucerne, Pauserna-GuarasugwéЭто [ 21 ]
- Кечуа ( Кичуа ), Боливия [ 21 ]
- Reemano ( кровопролитие , Сан -Борджино ), Бен [ 21 ]
- Саравека , Санта -Крус [ 21 ]
- Snabo ( MBI Chee , Mbya ) [ 21 ]
- Сирионо , Бени и Санта -Крус [ 21 ]
- Такана ( Такана ), Департамент Ла -Паз [ 21 ]
- Tapieté ( Гуранго , Жангуа , Тирумбу , Янайгуа ), депутатная Тариса) , [ 21 ]
- TOBA ( QOM ), Департамент Тариджи [ 21 ]
- Торомона ( Торомоно ), отдел Ла -Паса [ 21 ]
- Тринитарий ( Mojos , Moxos ), Бени [ 21 ]
- Циан ( Чимане , Моссетен ), Бени [ 21 ]
- Burth ( Iru-Itu , Morato , Burto ), Департамент Curro [ 21 ]
- Wichis ( Noctenne , Noctenes , Oktenai , Weenhayek ), Weenhayek), Таджа [ 21 ]
- Юмаван ( Джаминава , Яманва , отдел Пенге [ 21 ]
- Yuqui ( Bia , Yuki ) [ 21 ]
- Юракаре ( Юра ), Бени и Кочабамба [ 21 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Демография Боливии
- Mestizos в Боливии
- Белые боливийцы
- Конфедерация коренных народов Боливии
- Андская музыка
- Андский текстиль
- Экеко , Андский Бог изобилия
- Форт Самайпата , археологическое место
- Гуарани мифология
- История боливийской национальности
- Каллавей , традиционные целители
- Янантитин , дополнительный дуализм в андской философии
Библиография
[ редактировать ]- Оссио Акунья, Хуан М. Мессианская идеология андского мира . Игнасио Прадо Пастор.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «ЦРУ - мировой факт - Боливия» . ЦРУ Получено 2013-10-07 .
- ^ «Куда ушли все коренные народы? Боливия видит падение на 20 процентов» . Indiancountrytoday.com . 13 сентября 2018 года . Получено 20 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Коренные народы в Боливии». Международная рабочая группа по делам коренных народов. Получено 2 декабря 2013 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Брайск, Элисон; Беннетт, Наташа (2012). «Голос в деревне: коренные народы соревнуются с глобализацией в Боливии». Браун журнала мировых дел . 18 (2): 115–127. JSTOR 24590867 .
- ^ Jump up to: а беременный в Соль, Сандра (2006). «На пути к гегемонии: рост коренных движений Боливии» (PDF) .
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а беременный Хили, Кевин (1991). «Политическое восхождение на крестьянских производителей листьев коки Боливии». Журнал мелаамериканских исследований и мировых дел . 33 (1): 87–121. doi : 10.2307/166043 . JSTOR 166043 .
- ^ Jump up to: а беременный Малер, Джон (сентябрь 2013 г.). «Сдвиг масштаба движений Cocelero в Перу и Боливии» (PDF) . CALHOUN: Международный архив военно -морской аспирантуры .
- ^ Шефер, Тимо (2009). «Привлечение современности: политика, создавая коренные движения в Боливии и Эквадоре, 1900-2008» . Третий мир ежеквартально . 30 (2): 397–413. doi : 10.1080/01436590802681116 . JSTOR 40388122 . S2CID 154341239 .
- ^ Jump up to: а беременный Shoaei, Maral (2012). MAS и коренные народы Боливии (магистрация). Университет Южной Флориды - через Scholar Commons.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Арсе, Moisés; Райс, Роберта (2009). «Общественный протест в пост-стабилизации Боливии». Латиноамериканский исследовательский обзор . 44 (1): 88–101. doi : 10.1353/lar.0.0071 . JSTOR 20488170 . S2CID 144317703 .
- ^ Fabricant, Николь (2012). «Отложения истории». Мобилизация перемещения Боливии: коренная политика и борьба за землю . Университет Северной Каролины Пресс. С. 17–44. doi : 10.5149/9780807837511_fabricant.6 . ISBN 9780807872499 Полем JSTOR 10.5149/9780807837511_Fabricant.6 .
- ^ " План Альджазера 16 августа
- ^ "Bolivia Amazon protesters resume Tipnis road march"Полем Би -би -си 1 октября
- ^ PICQ, Мануэла (22 декабря 2012 г.). «Неспособность проконсультироваться с триггерами творчества коренных народов» . Альджазера .
- ^ Ахтенбург, Эмили (21 ноября 2013 г.). «Боливия: два года после того, как Чапарина все еще нет ответов» . Накла .
- ^ Jump up to: а беременный в Токман, Джейсон; Кэмерон, Джон; Плата, Уилфредо (2015). «Новые институты коренного самоуправления в Боливии: между автономией и самодисциплинией». Латиноамериканские и карибские этнические исследования . 10 : 37–59. doi : 10.1080/174422222.2015.1034442 . S2CID 5722035 .
- ^ Jump up to: а беременный в Токман, Джейсон; Кэмерон, Джон (2014). «Корентная автономия и противоречия плюринационализма в Боливии». Латиноамериканская политика и общество . 56 (3): 46–69. doi : 10.1111/j.1548-2456.2014.00239.x . JSTOR 43284913 . S2CID 146457127 .
- ^ Эллиот-Мейзель, Эмили (весна 2014). «Сельская местная автономия: случай децентрализации в Боливии» .
- ^ Jump up to: а беременный «Новые лица Боливии о справедливости» . Накла . Получено 2018-11-18 .
- ^ Jump up to: а беременный «Боливия - судебная власть» . CountryStudies.us . Получено 2018-11-17 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но из в нравиться это к и ал являюсь анонца в «Языки Боливии». Этнолог. Получено 2 декабря 2013 года.