Роберт Эддисон
Роберт Эддисон | |
---|---|
Рожденный | Роберт Лидам Эддисон 10 июня 1908 г. |
Умер | 14 декабря 1991 г. | (83 года)
Национальность | Английский |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1930–1991 |
Роберт Лидам Эддисон , ОБЕ (10 июня 1908 – 14 декабря 1991) был английским актером, который, несмотря на свою долгую карьеру классического актера театра, вероятно, наиболее широко известен по роли Рыцаря Грааля в фильме «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» . Он также сыграл Мерлина в телесериале BBC «Легенда о короле Артуре» и трагического перевозчика в эпизоде сериала «Рассказчик » «Дитя удачи».
Эддисон был отмеченным наградами актером, известным своим сладкозвучным баритоном и длинной, стройной фигурой ростом 6 футов 3 дюйма (1,91 м). На протяжении своей 60-летней карьеры он был постоянно востребован как актер и работал со многими величайшими театральными актерами Великобритании, часто в первые годы их карьеры, включая Иэна Маккеллена , Дерека Джейкоби и Мэгги Смит .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эддисон родился в Иокогаме , Япония, в семье Эдвина Эддисона и Хильды Мюриэл Лидэм. У него был брат-близнец, [ нужна ссылка ] Талбот Лидам Эддисон, который позже стал контр-адмиралом Королевского флота и получил Крест за выдающиеся заслуги. [ 1 ] и Почетнейший орден Бани . Другой брат стал директором инжиниринговой компании, а младшим братом стал Роджер Эддисон . [ нужна ссылка ]
С пяти лет Эддисон знал, что хочет стать актером. Оба его родителя были членами драматического клуба Иокогамы, где он часто видел, как они оба выступали на сцене. В своих более поздних мемуарах он вспоминает, как «когда они наклонились, чтобы поцеловать меня на ночь… запах макияжа и пудры полностью околдовал меня. я был очень могущественным». [ нужна ссылка ]
Его отец был инженером-строителем и умер в 1917 году. Следовательно, его мать решила вернуться в Англию со своими четырьмя сыновьями через Британскую Колумбию , Канада. Именно здесь Эддисон вместе со своим братом-близнецом учился в школе-интернате в Виктории в течение следующих нескольких лет . После перемирия 1919 года семья вернулась в Англию. Хотя семья его матери родом из Лидса , она поселилась в Хейуордс-Хит , Сассекс . [ 2 ]
Образование
[ редактировать ]Эддисон, 14 лет, вместе с тремя другими своими братьями получил образование в школе Чартерхаус . Он был чрезвычайно разочарован, обнаружив, что драматического общества не существует, особенно учитывая, что среди его прошлых выпускников были такие корифеи театра, как Джонстон Форбс-Робертсон , Сирил Мод , Ричард Гулден и Макс Бирбом . [ 3 ]
Ожидалось, что он пойдет по стопам своего деда по материнской линии и дяди по отцовской линии и станет врачом, поэтому, хотя и неуверенно, Эддисон позже учился в Тринити-колледже в Кембридже, где изучал медицину. За время пребывания там он развил свою страсть к актерскому мастерству и театру. Он был членом ADC и Общества Марлоу , а с 1929 по 1930 год занимал пост президента Кембриджского любительского драматического клуба . Будучи президентом, он позже вспоминал, как позорно занес в черный список Аластера Кука из-за «очень подозрительного ланкаширского акцента». Во время своего пребывания там он играл Вирджинию вместе с Джорджем Райландсом в «Кориолане» и Беатрис с Майклом Редгрейвом Гольдони в роли Флориндо в «Слуге двух господ» . [ 3 ]
Именно во время учебы в Кембридже Эддисон дебютировал в Фестивальном театре Кембриджа в «Секрете леди Одли» 23 июня 1930 года вместе с Флорой Робсон в роли леди Одли. Позже Эддисон сказал, что считает это своей первой профессиональной заслугой, однако «на самом деле я получил не зарплату, а серебряный портсигар в конце десяти недель». [ 3 ]
В результате того, что его увлечения, очевидно, остались где-то в другом месте, Эддисон позже рассказал, что он «спустился» без ученой степени, но «не думал, что это вообще имеет значение, но если бы выбранная мной профессия подвела меня, я бы, вероятно, не чувствовал себя ни в какой такой беззаботный». [ 3 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В начале своей карьеры он провел год в Вестминстерском театре , снова дебютировав в Лондоне в «Анатоме» с Флорой Робсон и Генри Эйнли под руководством Тайрона Гатри . Позже он долгое время работал еженедельным представителем в Кройдоне. В 1934 году он привлек внимание Бена Грета и до 1939 года появлялся в нескольких постановках в течение трех сезонов в Театре под открытым небом в Риджентс-парке . Его увидел и отметил Ноэль Кауард во время выступления в комедии « Да и нет» , а позже пригласил Вэл Гилгуд появиться в радиопостановках на BBC. [ 3 ]
За свою разнообразную карьеру он отыграл шесть сезонов за « Олд Вик» . Одним из первых он взял на себя роли Ле Бо и Уильяма от Алека Гиннесса с Эдит Эванс в роли Розалинды.
В 1938 году, когда война была неминуема, он «присоединился», но вскоре временно отложил это дело, чтобы появиться в как можно большем количестве пьес, пока он действительно не понадобится. Следовательно, в 1939 году он смог появиться в роли Перикла и Оберона в Риджентс-парке. Он также мог принять участие в помолвке Его Величества Теннента и сыграть вместе с ним в Ноэля Кауарда » «Эта счастливая порода и его полуавтобиографической пьесе « Настоящий смех» в роли Роланда Мауле. Позже Эддисон вспоминал, как «Иногда в жизни актера появляется роль, которая кажется его собственной. Не часто со мной, но Роланд Мауле в «Настоящем смехе» был одним из них (и я думаю, что Ноэль именно это и имел в виду)» . Однако предстоящие постановки были остановлены в середине репетиции из-за Второй мировой войны , и, к его сожалению, ему не удалось «создать» Роланда. Эта честь была оказана Джеймсу Дональду . Позже он появился в возрождении в 1947 году, но, по его собственным словам, «некоторая часть позолоты исчезла с пряников». Одной из последних его постановок перед отъездом была пьеса Шекспира. «Ромео и Джульетта» в 1940 году, где он сыграл Ромео вместе с Памелы Браун . Джульеттой [ 3 ]
Война действительно его разозлила, так как он должен был появиться в двух безошибочных хитах Кауарда в Вест-Энде, и ожидался трансфер на Бродвее. В 1940 году он был призван в Королевский флот , но официально стал рядовым 5 мая 1941 года и прошел обучение в военно-морском учреждении в Фэрхэме, а затем перевел казармы в Портсмут. Именно во время медицинского рентгена они обнаружили, что сердце Эддисона располагалось не на той стороне грудной клетки, но считалось, что, если оно не вызывало никаких проблем раньше, это не причина, по которой это следует делать сейчас. Его призвали на HMS King George V в Росайте. был назначен временным младшим лейтенантом Королевского военно-морского добровольческого резерва . Вскоре он поднялся по карьерной лестнице и 5 июня 1942 года [ 4 ] и был отправлен на HMS King Alfred , который был учебной базой для офицеров. В результате он теперь мог носить офицерскую форму (ему нравилось, что она была сшита на заказ Гивесом ). Одной из частей его офицерской подготовки было посещение курсов ножа и вилки в Гринвиче, где его, как офицера, буквально учили пользоваться посудой. В 1943 году ему было присвоено звание временного лейтенанта. [ 5 ] и назначен на авианосец HMS Illustrious . По прибытии на борт его встретил другой офицер, Майкл Хордерн , который впоследствии также стал признанным актером. Во время своего пребывания там корабль был атакован самолетами-камикадзе на Пасху 1945 года. Эддисон в конце концов провел три года на борту «Илластриуса» , чувствуя себя «человеком, которого забыло Адмиралтейство», поскольку назначения обычно заключались только на два года. [ 3 ]
Ян Маккеллен позже вспоминал один анекдот из военного опыта Эддисона, когда он исполнял партию Гертруды Лоуренс в офицерском исполнении « Красных перцев и дымящегося дуба» Кауарда : «После выступления старшина тяжело дышал, что Роберт всегда считал лучшим замечанием, которое он когда-либо говорил: «Знаешь, Эддисон, я никогда не знал, что ты такой чертовски милый!» [ 6 ]
Эддисона наконец демобилизовали в марте 1946 года. Вскоре после этого он провел еще два сезона в бристольском «Олд Вик» , где сыграл Яго и был известен своим «Гамлетом» с Джейн Уэнам в роли Офелии , который позже перешел в театр Сент-Джеймс в 1948 году. В конце концов Эддисону удалось сыграть те роли, которые он надеялся создать вместе с Кауардом в возрождении двойного счета Кауарда, которое было прервано войной.
В 1950 году его пригласили присоединиться к престижной труппе «Олд Вик», и он был частью компании, которая вновь открыла лондонский театр «Олд Вик» после того, как он был серьезно поврежден во время войны. Первой постановкой стала «Двенадцатая ночь » с Пегги Эшкрофт в роли Виолы и Полом Роджерсом в роли Мальволио ; Позже постановка гастролировала по Италии.
На протяжении всей своей карьеры Эддисон постоянно работал и выступал в пьесах Шекспира и других классических произведениях, позже сыграв комические роли Фесте и сэра Эндрю Агечика в «Двенадцатой ночи » и Короля Лира на нью-йоркской сцене. Он также был знакомой фигурой в пьесах Ибсена , Чехова и Софокла , а также сыграл каноника Чезюбла в Оскара Уайльда пьесе « Как важно быть серьезным» вместе с Флорой Робсон в роли мисс Призм.
В апреле 1958 года он стал активным членом комитета Общества театральных исследований и часто читал лекции, позже став его председателем и вице-президентом.
В 1960 году он сыграл Полония в « Гамлете» Джереми Бретта в Театре Стрэнд . Позже ему предстояло сыграть капитана Крюка в «Питер Пэн» , поскольку Аластер Сим отказывался играть дважды в день.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1967 году он был приглашен на роль Игрока в фильме Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Нью-Йорке. Спектакль открылся в Вашингтоне, и Variety назвал его «превосходным», но после пяти спектаклей его заменили, и этот опыт оставил его очень уязвленным. «Казалось, проблема была в том, что я не был Грэмом Крауденом », — вспоминал он позже.
В 1969 году он подружился на всю жизнь с Яном Маккелленом , с которым он впервые встретился, когда они появились в легендарных постановках компании Prospect Theater Company с двойным Биллом по пьесам Шекспира «Ричард II» Марлоу и «Эдвард II» , где Маккеллен играл обе главные роли попеременно по вечерам, а Эддисон играл Лайтборна. и герцог Йоркский соответственно. Эддисон выиграл премию Кларенса Дервента 1970 года как «Лучший мужчина второго плана» за исполнение «Лайтборна». [ 7 ] Позже он вспоминал: «Мне было стыдно за то, как мне нравилось играть Лайтборна в «Эдварде II» (безусловно, одна из лучших небольших ролей в драматургии!)».
В интервью биографу Маккеллена он вспоминал: «Это было чудесное время… В театре Пикадилли всегда были очереди в кассах, и молодые актеры очень волновались, и я думал, бедняжки, их обделили». . Эддисон любил находиться в компании и «испытывал к Яну величайшее восхищение и привязанность. Роль герцога Йоркского была на самом деле скучной, но мне нравилось ее играть, и Ричард Коттрелл применил ко мне свою значительную силу убеждения [как режиссера], чтобы я сыграл ее». это и Лайтборн, я был очень рад сделать это, поскольку считал, что это единственная возможная роль для меня - я не мог видеть себя одним из этих ланкастерских баронов». [ 8 ]
В 1974 году его пригласили присоединиться к Маккеллена и Эдварда Петербриджа демократически управляемой Актерской труппе . Цель труппы, посредством решений большинства, заключалась в том, чтобы коллективная труппа актеров выбирала пьесы на демократической основе и чередовала главные и второстепенные роли. Позже Эддисон заявил: «Я был очень тронут, когда меня попросили присоединиться к компании. Я был намного старше всех остальных. знал, что сказать!» [ 8 ]
В течение сезона он сыграл главную роль в «Короле Лире» и получил большое признание. Когда мне предложили роль, Эддисон позже вспоминал: «Я был очень тронут, когда меня попросили сыграть Лира. Я должен был играть в пьесе в Колчестере, и по возвращении я нашел записку от остальных членов труппы, предлагающих мне эту роль. Я плакал. , что удивительно, потому что я всегда хотел сыграть эту роль». [ 8 ]
За этот период он выступал как в Великобритании, так и в Америке. Позже Маккеллен вспоминал, как во время исполнения чеховского «Лесного демона» в Бруклинской музыкальной академии они делили гримерку на уровне сцены, где, по общему мнению, умер Энрико Карузо . [ 9 ]
Он был частью труппы Национального театра во время его последнего выступления в «Олд Вик». 4 октября 1976 года он произнес первую речь в Театре Оливье Королевского национального театра в качестве пролога к опере Кристофера Марло « Тамерлан Великий» . Эддисон очень гордился тем, что мог сказать, что он был и навсегда останется единственным актером в мире, открывшим и «Саут-Бэнк», и (шесть лет спустя) «Барбакан» .
В 1978 году он также получил театральную премию Общества Вест-Энда (ныне премия Лоуренса Оливье ) в номинации «Лучший актер второго плана» за свои выступления в «Двенадцатой ночи Эндрю Агечика» / «Фесте» , роль, которую он последний раз играл в 1950 году.
В 1985 году его друг Маккеллен позже попросил его присоединиться к новой труппе Маккеллена/Петербриджа в Королевском национальном театре , к которой, к сожалению, он не смог присоединиться, но снова был «тронут, когда его попросили».
Эддисон также оставил свой след на радио, в бесчисленных драмах BBC на протяжении десятилетий, с некоторыми из его последних ролей, включая « Смерть в Кентерберийских рассказах» и роли в адаптации японских пьес Но . Его работа на телевидении включала бравурную роль дяди Сайласа в постановке 1968 года на Темзе телесериала «Тайна и воображение» . Его карьера в кино была ограниченной, но включала роль второго плана в Питера Устинова комедии 1948 года «Наоборот» , электрического «Ника» в «Мальчике, который пожелтел» (1972) и роль президента колледжа в «Американских друзьях» (1991).
Однако самая заметная, хотя и небольшая, роль Эддисона была в фильме «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» в роли древнего Рыцаря Грааля. Некоторое время предполагалось, что эту роль сыграет Лоуренс Оливье , но он был слишком болен. [ 10 ] На момент съемок Эддисону был 81 год. Его фраза «Он выбрал неудачно» — одна из самых цитируемых строк в фильме. Джулиан Гловер , сыгравший злодея Уолтера Донована, вспоминал, что Эддисон был взволнован и нервничал по поводу своего возвращения в кино, часто спрашивая, правильно ли он сыграл. Вспоминая позже работу с Эддисоном, Гловер сказал:
«Он был таким замечательным актером, Роберт. У него был фантастический голос, замечательный раскачивающийся голос. Он пришел, и я подумал, что он придал этой роли невероятный авторитет, но в то же время он смог сыграть эту замечательную фразу». выбрал неудачно» настолько сухо, что это было действительно смешно. Когда я это увидел, он просто рассмеялся»
Его последняя работа с Маккелленом была в фильме Мартина Шермана « Бент» в роли дяди Фредди в 1990 году, ту же роль, которую Маккеллен позже сыграл в фильме 1997 года .
Эддисон был награжден Орденом Британской империи в Списке наград по случаю дня рождения королевы 1988 года за заслуги перед драмой.
Смерть
[ редактировать ]бросал курить Будучи курильщиком на протяжении всей жизни и несмотря на то, что ежегодно на время Великого поста , Эддисон умер от бронхиальной пневмонии в лондонской больнице в 1991 году в возрасте 83 лет. [ 11 ]
За свою долгую карьеру Эддисон собрал обширную личную коллекцию театрального материала. Коллекция включала керамику, архитектурные планы и рисунки, а также акварели, гравюры, редкие книги и восковые фигуры. Большая часть коллекции была собрана после Второй мировой войны за счет приобретений у известных лондонских дилеров и загородных торговых точек, которые посещались во время турне. Он считался «одной из лучших коллекций грузинского театрального материала, находящейся в частных руках, большая часть которого была редкой или уникальной и имела национальное значение». После его смерти коллекция была позже приобретена Театральным музеем у распорядителей его поместья в качестве приемки вместо налога на наследство. Его коллекцию сейчас курирует Музей Виктории и Альберта . [ 12 ]
Позже выяснилось, что он написал начало мемуаров под названием «Величественная служба: автобиографические мемуары» . Эти 22 страницы были позже опубликованы Обществом театральных исследований в 1992 году.
Эддисон приходился двоюродным дедушкой телеведущему Далласу Кэмпбеллу . Позже Кэмпбелл сказал: «Я помню, как в 1981 году, десятилетним подростком, сидел в кинотеатре и смотрел Харрисона Форда в первом фильме об Индиане Джонсе, и сразу же заинтересовался археологией. Я был подростком, когда дядя Боб снимался в третьем фильме. «Последний крестовый поход» , и я так гордился им, что помню, как ходил в кино и говорил людям, что он мой дядя, но мне никто не поверил».
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1936 | Что будет дальше | летчик | В титрах не указан |
1938 | Шестьдесят славных лет | Фонарь профессор | Первая зачисленная роль в кино |
1940 | Конвой | Пилот HMS Apollo | В титрах не указан |
1946 | Школа Тайн | Диктор радио управления воздушным движением | В титрах не указан |
1948 | Наоборот | г-н Блинкхорн | |
1954 | Ангел, заложивший свою арфу | Голос | Только голос |
1964 | Селкирк из Красной реки | Лорд Селкирк | Короткометражный фильм |
1966 | Я был здесь счастлив | ||
1972 | Мальчик, который пожелтел | Ник | |
1989 | Индиана Джонс и последний крестовый поход | Рыцарь Грааля | |
1991 | Американские друзья | Рашден - Президент | Финальный фильм |
Телевидение
[ редактировать ]1938 | Доктор «Моя книга» | телефильм | |
1939 | Путешествие паломника | Верный | телефильм |
1939 | Анатом | Raby | телефильм |
1946 | Как важно быть Эрнестом | Джон Уортинг | телефильм |
1946 | Два джентльмена из Сохо | Лорд Уизерс | телефильм |
1951 | Для детей | Гермес | Эпизод: Судьба города |
1952 | Воскресный ночной театр | Хьюберт Мэннинг | Эпизод: Энн Вероника |
1952 | Храмовая глупость | Джордж Фицношус | телефильм |
1953 | Дело в Ассино | Тибальди | телефильм |
1953 | Игра по средам | Джон Крестфорд в «Счастье — моя цель» / Габриэль в «Мак и атом» | 2 серии |
1953 | Неприятный человек | Николас Дрю | телефильм |
1954 | Воскресный ночной театр | Понтий Пилат | Эпизод: Друг Цезаря |
1955 | Сладкий Коз | Гектор Партридж | телефильм |
1956 | Воскресный ночной театр | Просперо | Эпизод: «Буря» |
1957 | Испытание огнем | Король Карл VII | телефильм |
1958 | Воскресный ночной театр | Герцог Братьев | Эпизод: Благородный испанец |
1958 | Игра недели ITV | Дон Педро де Миура | Эпизод: Сильные одиноки |
1959 | Игра недели ITV | г-н Аркуларис | Эпизод: Мистер Аркуларис |
1959 | Юстас Даймондс | Лорд Тоун | 5 серий |
1960 | Игра недели ITV | Царь Приам | Эпизод: Тигр у ворот |
1960 | Они творили историю | Джозеф Листер | Эпизод: Джозеф Листер |
1963 | Мопассан | Анри д'Апреваль | Эпизод: Отцы и дети |
1964 | Четверг Театр | Александр МакКолджи Гиббс | Эпизод: Коктейльная вечеринка |
1964 | Театр 625 | Скуратов в «Всех заговорщиков: Справедливые» / Дюшемен в «Конце парада: Некоторые этого не делают» | 2 серии |
1965 | Из неизвестного | Tzhilyantsi | Эпизод: Андовер и Андроид |
1966 | Игра по средам | Архивикарий | Эпизод: Обезьяна и сущность |
1967 | Кресло Театр | Эпизод: Не забывайте основы | |
1967 | Театр 625 | Учитель | Эпизод: Меморандум |
1967 | Ложный доктор | Геронте | 2 серии |
1968 | Тайна и воображение | Карсвелл в «Касании рун» / Сайлас Рутин в «Дяде Сайласе» | 2 серии |
1970 | Трагедия короля Ричарда II | герцог Йоркский | телефильм |
1970 | Эдвард II | Лайтборн/архиепископ Кентерберийский | телефильм |
1973 | Игра месяца | Князь Андроников | Эпизод: Распутин |
1974 | Игра месяца | герцог | Эпизод: Приключения Дон Кихота |
1975 | 2-й дом | Актер в Узлах | Эпизод: Игрок Тобака |
1976 | Небо | Гудчайлд | 6 серий |
1977 | Бархатная перчатка | Отец Андрей | Эпизод: Племянница тети |
1979 | Легенда о короле Артуре | Мерлин | 2 серии |
1979 | Театр BBC2 | Доктор Стилл | Эпизод: Близость с доктором Стиллом |
1979 | Вторая часть жизни короля Генриха Четвертого, включая его смерть и коронацию короля Генриха Пятого. | Судья Роберт Шеллоу | телефильм |
1981 | Богнор (сериал) | Джон | 6 серий |
1986 | Фиванские пьесы Софокла | Хор | 2 серии |
1987 | Портерхаус Блю | Старый Мастер | 1 серия |
1987 | Совок | Страна - Траутбек | телефильм |
1987 | Леди не для сжигания | Капеллан | телефильм |
1988 | Рассказчик | Паромщик | Эпизод: Дитя удачи |
1989 | Кэмпион | Роберт Скинн | Эпизод: Дело о покойной свинье: Часть 2 |
1990 | Данте ТВ | Харон | Эпизод: Песни 3 и 4 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «№37119» . Лондонская газета (Приложение). 14 июня 1945 г. с. 2969.
- ^ Пиво, Стаффорд (август 2000 г.). «Роджер Тэтэм Эддисон: благодарность» . Журнал Общества операционных исследований . 51 (8): 1004–1007. дои : 10.1057/palgrave.jors.2600989 . ISSN 0160-5682 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эддисон, Роберт (1992). Величественная служба: автобиографические мемуары . Лондон, Великобритания: Британское общество театральных исследований.
- ^ «№35601» . Лондонская газета . 19 июня 1942 г. с. 2710.
- ^ «№36016» . Лондонская газета . 14 мая 1943 г. с. 2167.
- ^ Ребеллато, Дэн (1999). 1956 и все такое: создание современной британской драмы . Лондон, Великобритания: Routledge . ISBN 978-0-415189392 .
- ^ «Театральная компания «Проспект»» . Ян Маккеллен .
- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон, Джой Лесли (1986). Ян МакКеллен: Биография . Лондон, Великобритания: Weidenfeld & Nicolson . ISBN 978-0-297810568 .
- ^ «Актерская труппа» . Ян Маккеллен .
- ^ Нолле, Шэрон (24 мая 2014 г.). «25 вещей, которые вы (вероятно) не знали об «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе» » . Кивифон . Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Эндрюс, Дебора; Тернер, Роланд (1991). Ежегодный некролог . Сент-Джеймс Пресс. стр. 730–732. ISBN 978-1-558621756 .
- ^ «Подарок на первую ночь» . Музей Виктории и Альберта . 1989.
- Бенедик, Адам (16 декабря 1991 г.). «Некролог: Роберт Эддисон». Независимый .
- Хэнсон, Норман (1979). Пилот авианосца . Кембридж: Патрик Стивенс. ISBN 978-0-850593495 .