Комиссия ООН по правам человека
Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека ( УВКПЧ ) была функциональной комиссией в общих рамках Организации Объединенных Наций с 1946 года, пока она не была заменена Советом Организации Объединенных Наций по правам человека в 2006 году. Это был вспомогательный орган Экономического и Социального Совета ООН. (ЭКОСОС), а в его работе ему также помогало Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ ООН). Это был главный механизм ООН и международный форум, занимавшийся продвижением и защитой прав человека .
15 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов проголосовала за замену УВКБ ООН Советом ООН по правам человека . [1]
История
[ редактировать ]КПЧ ООН был создан в 1946 году ЭКОСОС и был одной из первых двух «Функциональных комиссий», созданных в рамках ранней структуры ООН (вторая — Комиссия по положению женщин ). Это был орган, созданный в соответствии с положениями Устава ООН (в частности, согласно статье 68 ), под которым все государства-члены ООН подписались .
Впервые оно собралось в январе 1947 года и учредило редакционный комитет Всеобщей декларации прав человека , которая была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.
Тело прошло две отдельные фазы. С 1947 по 1967 год он сосредоточился на продвижении прав человека и помощи государствам в разработке договоров, но не на расследовании или осуждении нарушителей. [2] Это был период строгого соблюдения принципа суверенитета .
В 1967 году Комиссия приняла интервенционизм в качестве своей политики. Контекстом десятилетия была деколонизация Африки и Азии , и многие страны континента настаивали на более активной политике ООН по вопросам прав человека, особенно в свете массовых нарушений апартеида в Южной Африке . Новая политика означала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и составлять отчеты о них.
Чтобы обеспечить более эффективное выполнение этой новой политики, были внесены и другие изменения. В 1970-е годы появилась возможность создания географически ориентированных рабочих групп. Эти группы будут специализироваться на расследовании нарушений в конкретном регионе или даже в одной стране, как это было в случае с Чили . В 1980-х годах были созданы тематические рабочие группы, которые специализировались на конкретных видах злоупотреблений.
Однако ни одна из этих мер не смогла сделать Комиссию настолько эффективной, насколько хотелось, главным образом из-за присутствия нарушителей прав человека и политизации органа. В последующие годы, вплоть до своего закрытия, УВКБ ООН становилось все более дискредитированным как среди активистов, так и среди правительств.
Комиссия провела свое последнее заседание в Женеве 27 марта 2006 г., и в том же году ее заменил Совет ООН по правам человека.
Мандат
[ редактировать ]Комиссия по правам человека была призвана изучать, отслеживать и публично сообщать о ситуациях с правами человека в конкретных странах или территориях (известных как страновые механизмы или мандаты), а также об основных явлениях нарушений прав человека во всем мире (известных как тематические механизмы или мандаты). . [3] Ожидается также, что Отдел по правам человека ООН будет поддерживать и защищать Всеобщую декларацию прав человека .
Структура
[ редактировать ]На момент закрытия Комиссия состояла из представителей 53 стран-членов, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов не было: каждый год (обычно в мае) примерно треть его мест выдвигалась на выборы, и избранные назначались на трехлетний срок.
Места в Комиссии распределялись по регионам с использованием механизма региональных групп Организации Объединенных Наций . В последний год его работы в 2005 году представительство по регионам было следующим.
- 15 от Африканской группы:
- Буркина-Фасо , Республика Конго , Египет , Эритрея , Эфиопия , Габон , Гвинея , Кения , Мавритания , Нигерия , Южная Африка , Судан , Свазиленд , Того , Зимбабве
- 12 из Азиатской группы:
- Бутан , Китайская Народная Республика , Индия , Индонезия , Япония , Малайзия , Непал , Пакистан , Катар , Республика Корея , Саудовская Аравия , Шри-Ланка
- 5 из Восточноевропейской группы :
- Армения , Венгрия , Румыния , Российская Федерация , Украина
- 11 от Группы Латинской Америки и Карибского бассейна:
- 10 из Группы западноевропейских и других стран :
- Австралия , Канада , Финляндия , Франция , Германия , Ирландия , Италия , Нидерланды , Великобритания , США.
Комиссия будет собираться каждый год на очередные сессии продолжительностью шесть недель в марте и апреле в Женеве , Швейцария. В январе 2004 г. Австралия была избрана председателем 60-й сессии. В январе 2005 г. Индонезия была избрана председателем 61-й сессии. Перу было избрано председателем 62-й сессии в январе 2006 г. Комиссия провела свое последнее заседание в Женеве 27 марта 2006 г.
Подкомиссия по поощрению и защите прав человека
[ редактировать ]В 1999 году Экономический и Социальный Совет изменил свое название с Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на Подкомиссию по поощрению и защите прав человека ». [4]
Подкомиссия по поощрению и защите прав человека была основным вспомогательным органом Комиссии по правам человека. В его состав вошли двадцать шесть экспертов, в обязанности которых входило проведение исследований, особенно в свете Всеобщей декларации прав человека , и вынесение рекомендаций Комиссии относительно предотвращения дискриминации любого рода, касающейся прав человека и основных свобод, а также защиты прав человека. расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств. Членство было выбрано с учетом справедливого географического распределения.
Подкомиссия учредила семь рабочих групп, которые расследуют конкретные проблемы в области прав человека, в том числе:
- Меньшинства
- Транснациональные корпорации
- Отправление правосудия
- Антитерроризм
- Современные формы рабства
- Коренное население
- Коммуникация
- Социальный форум
Совет ООН по правам человека взял на себя ответственность за Подкомиссию, когда она заменила Комиссию по правам человека в 2006 году.
Специальные процедуры
[ редактировать ]Комиссия по правам человека установила 30 специальных процедур или механизмов для решения конкретных ситуаций в странах или тематических вопросов, таких как свобода выражения мнений и убеждений, пытки , право на питание и право на образование . [5]
Лица, обладающие опытом в конкретных областях прав человека, назначались председателем Комиссии на должность специальных докладчиков на срок не более шести лет. Это неоплачиваемые независимые эксперты, которые для своей работы получают кадровую и материально-техническую поддержку от Управления Верховного комиссара по правам человека. Их основная деятельность заключается в изучении, мониторинге, консультировании и публичном освещении ситуации с правами человека в конкретных странах или территориях. Они могут писать правительствам о сообщениях о нарушениях и проводить ознакомительные визиты в страны, которые их приглашают. [6]
Специальные механизмы классифицируются по тематическим [7] и страновые мандаты. [8]
Специальные процедуры также включают рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые отслеживают и расследуют конкретные проблемы в области прав человека. Комиссией были созданы три группы:
- Рабочая группа по произвольным задержаниям
- Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
- Рабочая группа по использованию наемников как средству противодействия осуществлению права народов на самоопределение
Специальные процедуры сейчас находятся под руководством Совета ООН по правам человека .
Критика
[ редактировать ]Комиссию неоднократно критиковали за состав ее членов. В частности, некоторые из ее стран-членов сами имели сомнительную репутацию в области прав человека , включая государства, представители которых были избраны председателями Комиссии. [9] Страны, имеющие опыт нарушений прав человека, таких как пытки, внесудебные казни , политические тюремные заключения и исчезновения, вероятно, добивались избрания в Комиссию, чтобы создать положительный международный имидж. Членство в комиссии также обеспечивало некоторую политическую защиту от критики этих злоупотреблений. [10]
Другая критика заключалась в том, что Комиссия не участвовала в конструктивном обсуждении вопросов прав человека, а была форумом для политически избирательного поиска виновных и критики. Желание государств с проблемами в области прав человека быть избранными в Комиссию рассматривалось в основном как способ защитить себя от таких нападок. [11] [12]
Группы активистов уже давно выражают обеспокоенность по поводу членства Китайской Народной Республики , Зимбабве , России , Саудовской Аравии и Пакистана , а также прошлого членства Алжира , Сирии , Ливии , Уганды и Вьетнама в Комиссии. Эти страны имели обширный опыт нарушений прав человека, и одной из проблем было то, что, выступая против резолюций Комиссии, осуждающих нарушения прав человека, они косвенно способствовали деспотизму и внутренним репрессиям. [9]
4 мая 2004 года посол США Сичан Сив вышел из Комиссии после безальтернативного избрания Судана в комиссию, назвав это «абсурдом» в свете этнической чистки Судана в регионе Дарфур . [13] Одним из главных последствий избрания Судана в Комиссию стало нежелание некоторых стран работать через Комиссию. Например, 30 июля 2004 г. именно Совет Безопасности ООН , а не Комиссия, принял резолюцию (13 голосами против 0, при этом Китай и Пакистан воздержались), угрожающую Судану неопределенными санкциями, если ситуация в регионе Дарфура не изменится. не улучшиться в течение следующих 30 дней. [ нужна ссылка ] Причиной этой акции были нападения арабских ополченцев Джанджавид Судана на неарабское африканское мусульманское население Дарфура, региона на западе Судана.
Комиссия также неоднократно подвергалась критике со стороны Соединенных Штатов за нежелание решать другие проблемы прав человека. В 2001 году Соединенные Штаты были исключены из состава Комиссии другими государствами-членами, многие из которых подверглись критике за нарушения прав человека. [14] а в 2003 году Сирия выдвинула предложение обсудить военные преступления США в Ираке . Но журналистка Энн Эпплбаум написала: « Европейский Союз и Соединенные Штаты также не освобождены от вины», сославшись на их нерешительность при голосовании по критике России действий в Чечне . [15]
Израиль
[ редактировать ]Комиссия также подверглась критике со стороны защитников Израиля за предвзятое отношение к Израилю . [16] В 2002 году Энн Баефски , профессор международного права Йоркского университета в Торонто, написала, что «члены комиссии стараются избегать прямой критики государств с проблемами прав человека, часто сосредотачиваясь на Израиле, государстве, которое, согласно анализу кратких отчетов, на протяжении более 30 лет занимал 15 процентов комиссионного времени и был предметом трети резолюций по конкретным странам». [17] 15 апреля 2002 г. Комиссия одобрила резолюцию, подтверждающую «законное право палестинского народа сопротивляться израильской оккупации, чтобы освободить свою землю и иметь возможность осуществить свое право на самоопределение». [18] При этом палестинский народ был объявлен «выполняющим свою миссию, одну из целей и задач Организации Объединенных Наций». Из 53 членов комиссии 40 стран проголосовали за, пять проголосовали против и семь воздержались. Хотя широко сообщалось, что резолюция оправдывает сопротивление Израилю «всеми доступными средствами, включая вооруженную борьбу», сама резолюция не содержит этих слов. [19] [ необходимы дополнительные ссылки ] Альфред Мозес, бывший посол США в Комиссии, а ныне председатель наблюдательной группы UN Watch , заявил, что «голосование за эту резолюцию — это голосование за палестинский терроризм». [20] В письме в Комиссию от 15 ноября 2002 г., после нападения палестинцев на израильтян в городе Хеврон, Набиль Рамлави, постоянный наблюдатель от Палестины при ООН, обратился к резолюции как к оправданию нападения. [21]
Права человека и психическое здоровье
[ редактировать ]В 1977 году Комиссия сформировала «Подкомиссию для изучения, с целью разработки руководящих принципов, если это возможно, вопроса о защите лиц, задержанных по причине психического заболевания, от лечения, которое могло бы отрицательно повлиять на человеческую личность и его физическая и интеллектуальная целостность». Подкомиссии было поручено «определить, существуют ли адекватные основания для задержания лиц по причине психического заболевания». В результате были разработаны руководящие принципы ООН «Принципы защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи» . [22] подверглись критике за игнорирование и неспособность защитить права пациентов, находящихся в принудительном порядке. [23]
Геноцид
[ редактировать ]Комиссия ООН по правам человека (UNCHR) приняла ряд резолюций, касающихся геноцида : Решение UNCHR 9 (XXXV); 1986/18; 1987/25; 1988/28; 1989/16; 1990/19; «Пятидесятая годовщина принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», 1998/10; и «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», 1999/67. [24]
В 1978 году УВКБ ООН одобрило рекомендацию Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств о широком распространении доклада Рухашьянкико . [25]
В августе 1992 года УВКБ ООН «абсолютно осудило концепцию и практику «этнической чистки»» в бывшей Югославии, но не назвало ее геноцидом. Резолюция Комиссии была одобрена вышестоящим органом УВКБ ООН – Экономическим и Социальным Советом ООН . [24] В ноябре 1992 года УВКБ ООН «призвал [ред] все государства рассмотреть, в какой степени действия, совершенные в Боснии… и в Хорватии, представляют собой геноцид в соответствии с [ Конвенцией о геноциде ]». [24]
По требованию Канады в мае 1994 года было созвано экстренное совещание по вопросу продолжающегося геноцида в Руанде. Рене Дени-Сеги был назначен специальным докладчиком, немедленно посетил Руанду и незамедлительно опубликовал отчет о масштабах геноцида. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ООН создает новый орган по правам человека» . Би-би-си . 15 марта 2006 г.
- ^ «Краткий исторический обзор Комиссии» . Совет ООН по правам человека . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «Административный комитет по координации (АКК)» (PDF) . Административный комитет по координации (АКК). Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2014 г.
- ↑ Подкомиссия по поощрению и защите прав человека , дата обращения 19 апреля 2010 г.
- ^ [1] Архивировано 28 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Специальные процедуры по правам человека: факторы влияния» (PDF) . Проверено 28 августа 2014 г.
- ↑ Тематические мандаты . Архивировано 28 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ↑ Мандаты страны . Архивировано 5 марта 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Позор ООН» . Нью-Йорк Таймс . 26 февраля 2006 г. Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Вриланд, Джеймс Рэймонд (11 мая 2019 г.). «Коррумпирующие международные организации» . Ежегодный обзор политической науки . 22 (1): 205–222. doi : 10.1146/annurev-polisci-050317-071031 . ISSN 1094-2939 .
- ^ Аннан, Кофи (2005). «При большей свободе, доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций для принятия решения главами государств и правительств в сентябре 2005 года» . Организация Объединенных Наций.
- ^ Кроссетт, Барбара (1 декабря 2008 г.). «Разочаровывающая история. Будет ли новый Совет по правам человека серьезно относиться к своему мандату?» . Журнал Америки . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ Судан сохраняет пост ООН по правам человека - Мировые новости - nbcnews.com
- ^ МакМахон, Роберт (9 апреля 2008 г.). «ООН: США теряют место в Комиссии по правам человека в результате неожиданного голосования» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 июля 2010 г. Проверено 4 мая 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Борьба с антиизраильской предвзятостью в Комиссии ООН по правам человека» . ООН Уотч . 4 января 2006 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 г. Проверено 24 октября 2013 г.
- ↑ Энн Баевски: Покончить с предвзятостью в системе прав человека New York Times, 22 мая 2002 г.
- ^ Комиссия ООН по правам человека, Резолюция 2002/8. «E/CN.4/RES/2002/8 от 15 апреля 2002 г.» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 27 марта 2012 г. , Док. ООН. E/CN.4/RES/2002/8, 15 апреля 2002 г.
- ^ См., например, « Вопрос о нарушении прав человека на оккупированных арабских территориях, включая Палестину». Архивировано 2 апреля 2015 г., Комиссия Wayback Machine по правам человека, пятьдесят восьмая сессия, пункт 8 повестки дня. E/CN.4/2002/ Л.16. 9 апреля 2002 г.
- ^ Стивен Эдвардс: ООН поддерживает палестинское насилие «Христианское действие для Израиля», 16 апреля 2002 г.
- ↑ Эд Морган: Бойня-6: Обновление закона войны, часть 2 из 2. Архивировано 3 июня 2011 г., в Wayback Machine немецком юридическом журнале , Vol. 5 № 5–1 мая 2004 г.
- ^ GA Рез. 119, ГАОР ООН, 46-я сессия, Доп. № 49, том. 1, стр. 188–192, Док. ООН. A/46/49 (Vol. I) (1992-02-18) [A/RES/46/119 Принципы защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи, принятые 17 декабря 1991 г.] .
- ^ Ричард Госден, « Принудительная психиатрия, права человека и участие общественности », в: Брайан Мартин, изд., «Технологии и участие общественности» (Университет Вуллонгонга, 1999), стр. 143–167. Архивировано 14 октября 2004 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д Шабас, Уильям (2000). Геноцид в международном праве: преступления преступлений , Cambridge University Press, ISBN 0-521-78790-4 , ISBN 978-0-521-78790-1 стр. 468 469
- ^ Шабас, стр. 466, сноска 124 со ссылкой на Решение 9 (XXXV) УВКБ ООН.