Jump to content

Турангалила-Симфония

Турангалила-Симфония
для фортепиано, волн Мартено и оркестра
Оливье Мессиан
Мессиан (1986)
Другое имя Турангалила
Каталог Симеоне: I/29
Период музыка 20-го века
Жанр Симфония
По заказу Серж Кусевицкий
На основе Тристан и Изольда
Составленный 17 июля 1946 г. - 29 ноября 1948 г. (ред. 1990 г.)
Преданность Памяти Натальи Кусевицкой (рукопись; опубликованный экземпляр без посвящения)
Издатель Дюран
Продолжительность около 80 минут
Движения Десять
Подсчет очков Большой оркестр , Ondes Martenot и фортепиано.
Премьера
Дата 2 декабря 1949 г.
Расположение Бостон
Дирижер Леонард Бернштейн
Исполнители Бостонский симфонический оркестр
Ивонн Лорио (фортепиано)
Жинетт Мартено ( ondes Martenot )

Симфония «Турангалила» — единственная симфония Оливье Мессиана (1908–1992). Она была написана для оркестра больших сил в 1946—1948 годах по заказу Сержа Кусевицкого для Бостонского симфонического оркестра . Наряду с Quatuor pour la fin du temps , симфония является одним из самых заметных произведений композитора.

Леонард Бернстайн дирижировал премьерой в Бостоне 2 декабря 1949 года, а 10 декабря последовала премьера в Нью-Йорке. [ 1 ] [ 2 ] Спектакли в декабре 1949 года включали антракт после пятой части; это была единственная работа по программе. Комиссия не уточнила продолжительность, оркестровые требования или стиль произведения, оставив решение за композитором. [ 3 ] Кусевицкий должен был дирижировать премьерой, но заболел, и эта задача выпала на долю Бернштейна. [ 4 ] [ а ] который никогда больше не проводил эту работу. [ 1 ] Солисткой фортепиано была Ивонн Лорио , которая впоследствии стала второй женой Мессиана, а Жинетт Мартено играла волны Мартено в первом и нескольких последующих выступлениях.

С 1953 года сестра Ивонны, Жанна Лорио, играла на волнах Мартено во многих выступлениях и записях. [ 6 ]

Концепция

[ редактировать ]

Хотя большинство сочинений Мессиана религиозны по своему вдохновению, во время написания симфонии композитор был очарован мифом о Тристане и Изольде , а Симфония Турангалилы составляет центральное произведение в его трилогии сочинений, посвященных темам романтической любви и любви. смерть; другие пьесы - «Харави» для фортепиано с сопрано и речанты Cinq для несопровождаемых трио сопрани, альт, теноров и басов. [ 7 ] Считается одним из величайших музыкальных произведений ХХ века; его комиссар назвал «самым важным произведением классической музыки, когда-либо написанным со времен » Игоря Стравинского « Весны священной ». Типичное представление длится около 80 минут. Мессиан классно охарактеризовал всю симфонию как «песню о любви; гимн радости». [ 8 ]

Хотя концепция ритмической гаммы, соответствующей хроматической гамме высот, встречается в работах Мессиана еще в 1944 году, в Vingt речь идет о sur l'enfant-Jésus (работа, которую Мессиан цитирует в четвертой части), расположение таких длительностей в фиксированный сериал впервые встречается в первом эпизоде ​​части «Турангалила 2» в этом произведении и является важным историческим шагом на пути к концепции интегрального сериализма. . [ 9 ]

Название произведения и его частей были добавлены к проекту поздно и выбраны после того, как Мессиан составил список частей произведения. Он описал это имя в своих письмах с 1947 по 1948 год. [ 10 ] Он получил название от двух санскритских слов: туранга ( तुरङ्ग ) и лила ( लीला ), которые он объяснил следующим образом: [ 8 ]

« Лила » буквально означает игру, но игру в смысле божественного воздействия на космос, игру созидания, разрушения, реконструкции, игру жизни и смерти. «Лила» — это тоже любовь. «Туранга»: это время, которое бежит, как скачущая лошадь; это время, которое течет, как песок в песочных часах. «Туранга» — это движение и ритм. Таким образом, «Турангалила» означает одновременно песню о любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.

Мессиан описал радость Турангалилы как «сверхчеловеческую, переполняющую, ослепляющую, безграничную». [ 8 ] В 1990 году он переработал оркестровку произведения. [ 6 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение написано для большого оркестра с особенно большой ударной секцией:

Сложная фортепианная партия включает в себя несколько сольных каденций .

Циклические темы

[ редактировать ]
Ondes Martenot , ранний электронный инструмент, используется в чувственных и драматических частях Турангалилы, таких как «тема любви».

Рассказывая о произведении, Мессиан выделил четыре циклические темы , которые повторяются повсюду; есть и другие темы, характерные для каждого движения. [ 8 ] В партитуре темы пронумерованы, но в более поздних произведениях он давал им названия, чтобы их было легче идентифицировать, не предполагая, что названия будут иметь какое-либо другое, литературное значение.

Это тема статуи , представленная тромбонами и тубой . По словам Мессиана, он обладает гнетущей, ужасающей жестокостью древних мексиканских памятников и всегда вызывал страх. Играется в медленном темпе, pesante . [ б ]
Это цветочная тема . Его представляют два кларнета.
Эта тема, самая важная из всех, — тема любви . Он появляется во многих различных обличиях: от приглушенных струнных в шестой части до полноценной оркестровой обработки в кульминации финала.
Простая цепочка аккордов, используемая для создания противоположных аккордов на фортепиано и пересекающихся контрапунктов в оркестре.

Структура

[ редактировать ]

Произведение состоит из десяти частей , связанных общими темами, указанными выше, и другими музыкальными идеями:

  1. Введение. Умеренный, немного оживленный
    «Подъемник занавеса», представляющий «тему статуи» и «цветочную тему», за которой следует основная часть движения, в которой накладываются две группы остинато с ритмическими знаками препинания. Реприза темы «статуи» завершает вступление.
  2. Песня о любви 1. Умеренная, тяжелая.
    После атонального вступления эта часть построена на чередовании быстрой и страстной темы, в которой доминируют трубы, и мягкой и нежной темы для струнных и онд.
  3. Турангалила 1. Почти медленный, мечтательный.
    Заявлены три темы: одна начинается с соло кларнета, вторая - для низких духовых инструментов и струнных, а третья - извилистая тема для деревянных духовых инструментов. Затем движение развивается, а затем перекрывает темы с добавлением нового ритма перкуссии.
  4. Песня о любви 2. Хорошо модерируется
    Эта часть , представленная скерцо для пикколо и фагота, состоит из девяти частей, некоторые из которых напоминают и развивают музыку, услышанную ранее. Спокойная кода ля мажор завершает пьесу.
  5. Радость Крови Звезд. Живой, страстный и радостный
    Неистовый танец, основная тема которого — быстрый вариант «темы статуи». Для Мессиана это был союз двух влюбленных, рассматриваемый как трансформация космического масштаба. Танец прерывается сокрушительной фортепианной каденцией перед короткой оркестровой кодой.
  6. Сад сна любви. Очень умеренный, очень нежный
    Первое полное исполнение «любовной» темы в струнных и ондах сопровождается идеализированным пением птиц, исполняемым на фортепиано, и другими оркестровыми колористическими эффектами. По словам Мессиана, «Двое влюбленных заключены в любовный сон. Из них выходит пейзаж...»
  7. Турангалила 2. Немного оживленный, очень умеренный.
    Совершенно атональная часть, призванная вызвать ужас, с преобладающей ролью ансамбля ударных инструментов.
  8. Развитие любви. Хорошо модерируется
    Для Мессиана титул можно рассматривать двояко. Для влюбленных это ужасно: объединенные приворотным зельем, они оказываются в ловушке нарастающей до бесконечности страсти. произведения В музыкальном плане это часть развития .
  9. Турангалила 3. Хорошо модерируется
    Тему вводит деревянный духовой инструмент. Ансамбль ударных из пяти частей представляет ритмическую серию , которая затем поддерживает набор наложенных вариаций на тему деревянных духовых инструментов.
  10. Финал. Умеренно, почти оживленно, с большой радостью
    Часть имеет форму сонаты: духовые фанфары в сочетании с быстрой вариацией «темы любви» развиваются и приводят к длинной коде, окончательной версии темы «любви», исполняемой фортиссимо всем оркестром. Произведение заканчивается огромным аккордом F мажор. По словам Мессиана, «слава и радость не имеют конца».

Первоначальный план композитора заключался в том, чтобы создать симфонию из четырех обычных частей, которые в конечном итоге стали номерами 1, 4, 6 и 10. Затем он добавил три части Турангалилы , которые он первоначально назвал талас , отсылка к использованию ритма в Индийская классическая музыка . Наконец, были вставлены 2-я, 5-я и 8-я части. [ 11 ] Вначале Мессиан разрешил отдельное исполнение частей 3, 4 и 5 как «Три тала» (не путать с первоначальным использованием этого термина для трех частей Турангалилы), но позже стал не одобрять исполнение отрывков.

Морис Ле Ру дирижирует Симфонией Турангалилы

Мировая премьера не была записана, а сам Бернштейн не вернулся к работе ни в концертном исполнении, ни в студии звукозаписи, но существует запись части репетиций премьеры в Бостоне с участием пятой и шестой частей.

Он был выпущен в 2013 году как часть ранее не издававшихся записей Бернштейна (Music and Arts WHRA-6048).

Записи Турангалила-Симфонии
Дирижер Оркестр Фортепиано Онды Мартено Этикетка Каталог Выпущенный Формат Примечания
Роже Дезормьер Национальный оркестр РТФ Ивонн Лориод Жинетт Мартено КОГДА [ нужна полная цитата ] 1950 Концертная запись европейской премьеры на фестивале в Экс-ан-Провансе 25 июля 1950 года.
Ганс Росбауд Симфонический оркестр SWF Баден-Бадена Ивонн Лориод Жинетт Мартено Верго ВОЗ 6401-2 1992 Записано 23/24 декабря 1951 г.
Морис Ле Ру Национальный оркестр РТФ Ивонн Лориод Жанна Лорио Вега/ Аккорд
  • ВАЛ 127
  • Вега С 30 СТ 20033/4
  • Вега С 35 Х 940
1962
  • Бокс-сет
  • 10-дюймовые пластинки
  •  
Запись осуществлялась под руководством Мессиана в 1961 году. Выпущена во Франции.
Жан Фурне Филармония радио Нидерландов Ивонн Лориод Жанна Лорио Q-диск [ нужна полная цитата ] 1967 Жить
Сейджи Одзава Симфонический оркестр Торонто Ивонн Лориод Жанна Лорио РКА [ 12 ] 1967
Андре Превен Лондонский симфонический оркестр Мишель Берофф Жанна Лорио я СЛС 5117 1977 Двойной LP
Луи де Фроман Симфонический оркестр РТЛ Ивонн Лориод Жанна Лорио Форлейн [ нужна полная цитата ] 1982 Жить
Эса-Пекка Салонен Филармонический оркестр Пол Кроссли Тристан Мюраил
  • И2М 42126
  • G010003836824C
  • 1985
  • 2018
  • 2 пластинки
  • компакт-диск
Саймон Рэттл Симфонический оркестр города Бирмингема Питер Донохью Тристан Мюраил я
  • EX270468-3
  • 747463-8
1986
  • LP
  • компакт-диск
Мён-Вун Чунг Оркестр оперы Бастилии Ивонн Лориод Жанна Лорио Немецкий граммофон 0289 431 7812 9 1990 компакт-диск Первая запись исправленной версии под руководством Мессиана.
Риккардо Шайи Королевский оркестр Консертгебау Жан-Ив Тибоде Такаши Харада Декка
  • 1993
  • 2012
  •  
  • компакт-диск
Марек Яновский Филармонический оркестр Радио Франции Роджер Мураро Валери Хартманн-Клавери РКА 09026 61520 2 1992
Ян Паскаль Тортелье Филармония Би-би-си Говард Шелли Валери Хартманн-Клавери Чандос ЧАН9678 1998 компакт-диск
Энтони Уит Симфонический оркестр Польского национального радио Франсуа Вайгель Томас Блох Наксос 8.554478-9 декабрь 1998 г. компакт-диск
Ганс Вонк Симфонический оркестр Сент-Луиса Гаррик Олссон Жан Лорендо Пентатон [ нужна полная цитата ] 1999 Жить
Кент Нагано Берлинский филармонический оркестр Пьер-Лоран Эмар Доминик Ким Тельдек 8573-82043-2 2001 компакт-диск Концертная запись в марте 2000 года в Берлине.
Норичика Иимори Токийский симфонический оркестр Казуоки Фуджи Такаши Харада Каньон [ нужна полная цитата ] 2001
Рюсуке Нумаджири Японский филармонический оркестр Ичиро Нодайра Такаши Харада Экстон [ нужна полная цитата ] 2002 Жить
Тьерри Фишер Национальный оркестр Уэльса BBC Роджер Мураро Жак Чамкертен Би-би-си Музыка [ нужна полная цитата ] 2006 Жить
Хироюки Иваки Мельбурнский симфонический оркестр Каори Кимура Такаши Харада Классика ABC 4812873 2007 компакт-диск Концертная запись 1985 года. Переиздан в 2007 году.
Сильвен Камбрелинг Симфонический оркестр SWR Баден-Бадена и Фрайбурга Роджер Мураро Валери Хартманн-Клавери Хэнсслер Классик 93.225 2008 компакт-диск
Хуанхо Мена Бергенский филармонический оркестр Стивен Осборн Синтия Миллар Гиперион А67816 2012 компакт-диск
Ханну Линту Симфонический оркестр Финского радио Анджела Хьюитт Валери Хартманн-Клавери Ундина ОДЭ12515 2014 компакт-диск
Ютака Садо Тонкюнстлерский оркестр Роджер Мураро Валери Хартманн-Клавери Тонкюнстлерский оркестр ТОН2005 2018 компакт-диск
Густаво Химено Симфонический оркестр Торонто Марк-Андре Амлен Натали Форджет Гармония мира ХММ905336 2024 компакт-диск Жить

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Музыкальный журналист Эндрю Форд писал, что Бернштейн был «идеальным дирижером для этого, и это сделало имя Мессиана более широко известным», [ 5 ]
  2. ^ Этот пример взят из буклета компакт-диска, включенного в запись Чанга. [ 8 ] Он был написан собственной рукой Мессиана, и его нижний ре (D 2 ) присвоен третьему тромбону, как показано на рисунке. Однако в опубликованной партитуре 1990 г. [ 6 ] нота пишется на октаву выше (D 3 ).
  1. ^ Jump up to: а б « Турангалила-симфония » . Бостонский симфонический оркестр . Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 12 апреля 2024 г.
  2. ^ Даунс, Олин (11 декабря 1949 г.). «Бернштейн руководит работой Мессиана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 апреля 2024 г.
  3. Примечания к программе прилагаются к Naxos Records записи Симфонического оркестра Польского национального радио с Франсуа Вайгелем (фортепиано), Томасом Блохом ( ondes Martenot ) и Антони Витом (дирижер).
  4. ^ Томас Баркер, «Социальная и эстетическая ситуация религиозной музыки Оливье Мессиана: Турангалила-Симфония». Международное обозрение эстетики и социологии музыки . 43, нет. 1 (2012): 53–70; цитата на 53
  5. ^ Эндрю Форд (2012). Попробуйте насвистеть это: сочинения о музыке . Коллингвуд, Виктория: Black Inc., с. 261. ИСБН  9781863955713 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Полный балл, паб, Дюран.
  7. ^ Питер Хилл и Найджел Симеоне (2005). Мессиан . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-10907-5 . [ нужна страница ]
  8. ^ Jump up to: а б с д и Мессиан, Оливье (2004) [1991]. Turangalîla Symphony (буклет на компакт-диске). Оркестр Оперы Бастилии , Мён Вун Чунг , Ивонн Лорио, Жан Лорио. Дойче Граммофон . п. 1. DG 431 781–2. ; Пейдж, Тим (20 февраля 2002 г.). «Живой онлайн: Форум классической музыки» . Вашингтон Пост . Проверено 11 июля 2020 г.
  9. ^ Роберт Шерлоу Джонсон , Мессиан , исправленное и обновленное издание (Беркли: University of California Press. 1989): 94, 192.
  10. ^ Хилл 2005, 172.
  11. ^ Хилл 2005, 171.
  12. ^ Гурвиц, Дэвид (5 ноября 2004 г.). «Мессиан: Турангалила/Одзава» . Классика сегодня . Симфония Мессиана Турангалилы . Проверено 14 февраля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шентон, Эндрю (2023). Симфония «Турангалила» Оливье Мессиана . Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c8b434e75b45de147f3a19e03ca2695__1724067180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/95/2c8b434e75b45de147f3a19e03ca2695.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turangalîla-Symphonie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)