Турангалила-Симфония
Турангалила-Симфония | |
---|---|
для фортепиано, волн Мартено и оркестра | |
Оливье Мессиан | |
![]() Мессиан (1986) | |
Другое имя | Турангалила |
Каталог | Симеоне: I/29 |
Период | музыка 20-го века |
Жанр | Симфония |
По заказу | Серж Кусевицкий |
На основе | Тристан и Изольда |
Составленный | 17 июля 1946 г. - 29 ноября 1948 г. (ред. 1990 г.) |
Преданность | Памяти Натальи Кусевицкой (рукопись; опубликованный экземпляр без посвящения) |
Издатель | Дюран |
Продолжительность | около 80 минут |
Движения | Десять |
Подсчет очков | Большой оркестр , Ondes Martenot и фортепиано. |
Премьера | |
Дата | 2 декабря 1949 г. |
Расположение | Бостон |
Дирижер | Леонард Бернштейн |
Исполнители | Бостонский симфонический оркестр Ивонн Лорио (фортепиано) Жинетт Мартено ( ondes Martenot ) |
Симфония «Турангалила» — единственная симфония Оливье Мессиана (1908–1992). Она была написана для оркестра больших сил в 1946—1948 годах по заказу Сержа Кусевицкого для Бостонского симфонического оркестра . Наряду с Quatuor pour la fin du temps , симфония является одним из самых заметных произведений композитора.
Леонард Бернстайн дирижировал премьерой в Бостоне 2 декабря 1949 года, а 10 декабря последовала премьера в Нью-Йорке. [ 1 ] [ 2 ] Спектакли в декабре 1949 года включали антракт после пятой части; это была единственная работа по программе. Комиссия не уточнила продолжительность, оркестровые требования или стиль произведения, оставив решение за композитором. [ 3 ] Кусевицкий должен был дирижировать премьерой, но заболел, и эта задача выпала на долю Бернштейна. [ 4 ] [ а ] который никогда больше не проводил эту работу. [ 1 ] Солисткой фортепиано была Ивонн Лорио , которая впоследствии стала второй женой Мессиана, а Жинетт Мартено играла волны Мартено в первом и нескольких последующих выступлениях.
С 1953 года сестра Ивонны, Жанна Лорио, играла на волнах Мартено во многих выступлениях и записях. [ 6 ]
Концепция
[ редактировать ]Хотя большинство сочинений Мессиана религиозны по своему вдохновению, во время написания симфонии композитор был очарован мифом о Тристане и Изольде , а Симфония Турангалилы составляет центральное произведение в его трилогии сочинений, посвященных темам романтической любви и любви. смерть; другие пьесы - «Харави» для фортепиано с сопрано и речанты Cinq для несопровождаемых трио сопрани, альт, теноров и басов. [ 7 ] Считается одним из величайших музыкальных произведений ХХ века; его комиссар назвал «самым важным произведением классической музыки, когда-либо написанным со времен » Игоря Стравинского « Весны священной ». Типичное представление длится около 80 минут. Мессиан классно охарактеризовал всю симфонию как «песню о любви; гимн радости». [ 8 ]
Хотя концепция ритмической гаммы, соответствующей хроматической гамме высот, встречается в работах Мессиана еще в 1944 году, в Vingt речь идет о sur l'enfant-Jésus (работа, которую Мессиан цитирует в четвертой части), расположение таких длительностей в фиксированный сериал впервые встречается в первом эпизоде части «Турангалила 2» в этом произведении и является важным историческим шагом на пути к концепции интегрального сериализма. . [ 9 ]
Название произведения и его частей были добавлены к проекту поздно и выбраны после того, как Мессиан составил список частей произведения. Он описал это имя в своих письмах с 1947 по 1948 год. [ 10 ] Он получил название от двух санскритских слов: туранга ( तुरङ्ग ) и лила ( लीला ), которые он объяснил следующим образом: [ 8 ]
- « Лила » буквально означает игру, но игру в смысле божественного воздействия на космос, игру созидания, разрушения, реконструкции, игру жизни и смерти. «Лила» — это тоже любовь. «Туранга»: это время, которое бежит, как скачущая лошадь; это время, которое течет, как песок в песочных часах. «Туранга» — это движение и ритм. Таким образом, «Турангалила» означает одновременно песню о любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.
Мессиан описал радость Турангалилы как «сверхчеловеческую, переполняющую, ослепляющую, безграничную». [ 8 ] В 1990 году он переработал оркестровку произведения. [ 6 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для большого оркестра с особенно большой ударной секцией:
Деревянные духовые инструменты
|
Ударные (12 перкуссионистов [ 6 ] )
|
Сложная фортепианная партия включает в себя несколько сольных каденций .
Циклические темы
[ редактировать ]
Рассказывая о произведении, Мессиан выделил четыре циклические темы , которые повторяются повсюду; есть и другие темы, характерные для каждого движения. [ 8 ] В партитуре темы пронумерованы, но в более поздних произведениях он давал им названия, чтобы их было легче идентифицировать, не предполагая, что названия будут иметь какое-либо другое, литературное значение.
Это тема статуи , представленная тромбонами и тубой . По словам Мессиана, он обладает гнетущей, ужасающей жестокостью древних мексиканских памятников и всегда вызывал страх. Играется в медленном темпе, pesante . [ б ] |
Это цветочная тема . Его представляют два кларнета. |
Эта тема, самая важная из всех, — тема любви . Он появляется во многих различных обличиях: от приглушенных струнных в шестой части до полноценной оркестровой обработки в кульминации финала. |
Простая цепочка аккордов, используемая для создания противоположных аккордов на фортепиано и пересекающихся контрапунктов в оркестре. |
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из десяти частей , связанных общими темами, указанными выше, и другими музыкальными идеями:
- Введение. Умеренный, немного оживленный
«Подъемник занавеса», представляющий «тему статуи» и «цветочную тему», за которой следует основная часть движения, в которой накладываются две группы остинато с ритмическими знаками препинания. Реприза темы «статуи» завершает вступление. - Песня о любви 1. Умеренная, тяжелая.
После атонального вступления эта часть построена на чередовании быстрой и страстной темы, в которой доминируют трубы, и мягкой и нежной темы для струнных и онд. - Турангалила 1. Почти медленный, мечтательный.
Заявлены три темы: одна начинается с соло кларнета, вторая - для низких духовых инструментов и струнных, а третья - извилистая тема для деревянных духовых инструментов. Затем движение развивается, а затем перекрывает темы с добавлением нового ритма перкуссии. - Песня о любви 2. Хорошо модерируется
Эта часть , представленная скерцо для пикколо и фагота, состоит из девяти частей, некоторые из которых напоминают и развивают музыку, услышанную ранее. Спокойная кода ля мажор завершает пьесу. - Радость Крови Звезд. Живой, страстный и радостный
Неистовый танец, основная тема которого — быстрый вариант «темы статуи». Для Мессиана это был союз двух влюбленных, рассматриваемый как трансформация космического масштаба. Танец прерывается сокрушительной фортепианной каденцией перед короткой оркестровой кодой. - Сад сна любви. Очень умеренный, очень нежный
Первое полное исполнение «любовной» темы в струнных и ондах сопровождается идеализированным пением птиц, исполняемым на фортепиано, и другими оркестровыми колористическими эффектами. По словам Мессиана, «Двое влюбленных заключены в любовный сон. Из них выходит пейзаж...» - Турангалила 2. Немного оживленный, очень умеренный.
Совершенно атональная часть, призванная вызвать ужас, с преобладающей ролью ансамбля ударных инструментов. - Развитие любви. Хорошо модерируется
Для Мессиана титул можно рассматривать двояко. Для влюбленных это ужасно: объединенные приворотным зельем, они оказываются в ловушке нарастающей до бесконечности страсти. произведения В музыкальном плане это часть развития . - Турангалила 3. Хорошо модерируется
Тему вводит деревянный духовой инструмент. Ансамбль ударных из пяти частей представляет ритмическую серию , которая затем поддерживает набор наложенных вариаций на тему деревянных духовых инструментов. - Финал. Умеренно, почти оживленно, с большой радостью
Часть имеет форму сонаты: духовые фанфары в сочетании с быстрой вариацией «темы любви» развиваются и приводят к длинной коде, окончательной версии темы «любви», исполняемой фортиссимо всем оркестром. Произведение заканчивается огромным аккордом F ♯ мажор. По словам Мессиана, «слава и радость не имеют конца».
Первоначальный план композитора заключался в том, чтобы создать симфонию из четырех обычных частей, которые в конечном итоге стали номерами 1, 4, 6 и 10. Затем он добавил три части Турангалилы , которые он первоначально назвал талас , отсылка к использованию ритма в Индийская классическая музыка . Наконец, были вставлены 2-я, 5-я и 8-я части. [ 11 ] Вначале Мессиан разрешил отдельное исполнение частей 3, 4 и 5 как «Три тала» (не путать с первоначальным использованием этого термина для трех частей Турангалилы), но позже стал не одобрять исполнение отрывков.
Записи
[ редактировать ]
Мировая премьера не была записана, а сам Бернштейн не вернулся к работе ни в концертном исполнении, ни в студии звукозаписи, но существует запись части репетиций премьеры в Бостоне с участием пятой и шестой частей.
Он был выпущен в 2013 году как часть ранее не издававшихся записей Бернштейна (Music and Arts WHRA-6048).
Дирижер | Оркестр | Фортепиано | Онды Мартено | Этикетка | Каталог | Выпущенный | Формат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Роже Дезормьер | Национальный оркестр РТФ | Ивонн Лориод | Жинетт Мартено | КОГДА | [ нужна полная цитата ] | 1950 | Концертная запись европейской премьеры на фестивале в Экс-ан-Провансе 25 июля 1950 года. | |
Ганс Росбауд | Симфонический оркестр SWF Баден-Бадена | Ивонн Лориод | Жинетт Мартено | Верго | ВОЗ 6401-2 | 1992 | Записано 23/24 декабря 1951 г. | |
Морис Ле Ру | Национальный оркестр РТФ | Ивонн Лориод | Жанна Лорио | Вега/ Аккорд |
|
1962 |
|
Запись осуществлялась под руководством Мессиана в 1961 году. Выпущена во Франции. |
Жан Фурне | Филармония радио Нидерландов | Ивонн Лориод | Жанна Лорио | Q-диск | [ нужна полная цитата ] | 1967 | Жить | |
Сейджи Одзава | Симфонический оркестр Торонто | Ивонн Лориод | Жанна Лорио | РКА | [ 12 ] | 1967 | ||
Андре Превен | Лондонский симфонический оркестр | Мишель Берофф | Жанна Лорио | я | СЛС 5117 | 1977 | Двойной LP | |
Луи де Фроман | Симфонический оркестр РТЛ | Ивонн Лориод | Жанна Лорио | Форлейн | [ нужна полная цитата ] | 1982 | Жить | |
Эса-Пекка Салонен | Филармонический оркестр | Пол Кроссли | Тристан Мюраил |
|
|
|
||
Саймон Рэттл | Симфонический оркестр города Бирмингема | Питер Донохью | Тристан Мюраил | я |
|
1986 |
|
|
Мён-Вун Чунг | Оркестр оперы Бастилии | Ивонн Лориод | Жанна Лорио | Немецкий граммофон | 0289 431 7812 9 | 1990 | компакт-диск | Первая запись исправленной версии под руководством Мессиана. |
Риккардо Шайи | Королевский оркестр Консертгебау | Жан-Ив Тибоде | Такаши Харада | Декка |
|
|
|
|
Марек Яновский | Филармонический оркестр Радио Франции | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | РКА | 09026 61520 2 | 1992 | ||
Ян Паскаль Тортелье | Филармония Би-би-си | Говард Шелли | Валери Хартманн-Клавери | Чандос | ЧАН9678 | 1998 | компакт-диск | |
Энтони Уит | Симфонический оркестр Польского национального радио | Франсуа Вайгель | Томас Блох | Наксос | 8.554478-9 | декабрь 1998 г. | компакт-диск | |
Ганс Вонк | Симфонический оркестр Сент-Луиса | Гаррик Олссон | Жан Лорендо | Пентатон | [ нужна полная цитата ] | 1999 | Жить | |
Кент Нагано | Берлинский филармонический оркестр | Пьер-Лоран Эмар | Доминик Ким | Тельдек | 8573-82043-2 | 2001 | компакт-диск | Концертная запись в марте 2000 года в Берлине. |
Норичика Иимори | Токийский симфонический оркестр | Казуоки Фуджи | Такаши Харада | Каньон | [ нужна полная цитата ] | 2001 | ||
Рюсуке Нумаджири | Японский филармонический оркестр | Ичиро Нодайра | Такаши Харада | Экстон | [ нужна полная цитата ] | 2002 | Жить | |
Тьерри Фишер | Национальный оркестр Уэльса BBC | Роджер Мураро | Жак Чамкертен | Би-би-си Музыка | [ нужна полная цитата ] | 2006 | Жить | |
Хироюки Иваки | Мельбурнский симфонический оркестр | Каори Кимура | Такаши Харада | Классика ABC | 4812873 | 2007 | компакт-диск | Концертная запись 1985 года. Переиздан в 2007 году. |
Сильвен Камбрелинг | Симфонический оркестр SWR Баден-Бадена и Фрайбурга | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | Хэнсслер Классик | 93.225 | 2008 | компакт-диск | |
Хуанхо Мена | Бергенский филармонический оркестр | Стивен Осборн | Синтия Миллар | Гиперион | А67816 | 2012 | компакт-диск | |
Ханну Линту | Симфонический оркестр Финского радио | Анджела Хьюитт | Валери Хартманн-Клавери | Ундина | ОДЭ12515 | 2014 | компакт-диск | |
Ютака Садо | Тонкюнстлерский оркестр | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | Тонкюнстлерский оркестр | ТОН2005 | 2018 | компакт-диск | |
Густаво Химено | Симфонический оркестр Торонто | Марк-Андре Амлен | Натали Форджет | Гармония мира | ХММ905336 | 2024 | компакт-диск | Жить |
См. также
[ редактировать ]- 100 классических музыкальных произведений Франции (ABC)
- Лила (Футурама) (персонаж, названный в честь Симфонии Турангалилы)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Музыкальный журналист Эндрю Форд писал, что Бернштейн был «идеальным дирижером для этого, и это сделало имя Мессиана более широко известным», [ 5 ]
- ^ Этот пример взят из буклета компакт-диска, включенного в запись Чанга. [ 8 ] Он был написан собственной рукой Мессиана, и его нижний ре (D 2 ) присвоен третьему тромбону, как показано на рисунке. Однако в опубликованной партитуре 1990 г. [ 6 ] нота пишется на октаву выше (D 3 ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Турангалила-симфония » . Бостонский симфонический оркестр . Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Даунс, Олин (11 декабря 1949 г.). «Бернштейн руководит работой Мессиана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ↑ Примечания к программе прилагаются к Naxos Records записи Симфонического оркестра Польского национального радио с Франсуа Вайгелем (фортепиано), Томасом Блохом ( ondes Martenot ) и Антони Витом (дирижер).
- ^ Томас Баркер, «Социальная и эстетическая ситуация религиозной музыки Оливье Мессиана: Турангалила-Симфония». Международное обозрение эстетики и социологии музыки . 43, нет. 1 (2012): 53–70; цитата на 53
- ^ Эндрю Форд (2012). Попробуйте насвистеть это: сочинения о музыке . Коллингвуд, Виктория: Black Inc., с. 261. ИСБН 9781863955713 .
- ^ Jump up to: а б с д и Полный балл, паб, Дюран.
- ^ Питер Хилл и Найджел Симеоне (2005). Мессиан . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10907-5 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Мессиан, Оливье (2004) [1991]. Turangalîla Symphony (буклет на компакт-диске). Оркестр Оперы Бастилии , Мён Вун Чунг , Ивонн Лорио, Жан Лорио. Дойче Граммофон . п. 1. DG 431 781–2. ; Пейдж, Тим (20 февраля 2002 г.). «Живой онлайн: Форум классической музыки» . Вашингтон Пост . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Роберт Шерлоу Джонсон , Мессиан , исправленное и обновленное издание (Беркли: University of California Press. 1989): 94, 192.
- ^ Хилл 2005, 172.
- ^ Хилл 2005, 171.
- ^ Гурвиц, Дэвид (5 ноября 2004 г.). «Мессиан: Турангалила/Одзава» . Классика сегодня . Симфония Мессиана Турангалилы . Проверено 14 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шентон, Эндрю (2023). Симфония «Турангалила» Оливье Мессиана . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Turangalîla-Symphonie Веб-сайт Оливье Мессиана Филармонического оркестра. В нем представлены фильмы, фотографии, документы и многое другое. Интервью с Эсой-Пеккой Салоненом, осмотр использованной перкуссии и посещение места премьеры в Бостоне.
- Программные ноты к Симфонии «Турангалила» Рональда Галлмана
- О водах Мартено: факты, видео, фотографии, записи, плееры...
- Аудиоотрывки из всех 10 частей Симфонии.