Иосия
Иосия | |
---|---|
Царь Иудеи | |
Царствование | 640–609 гг. до н.э. |
Предшественник | Амон |
Преемник | Иоахаз |
Рожденный | в. 648 г. до н.э. вероятно, Иерусалим |
Умер | Таммуз (июль/август) 609 г. до н.э. (38–39 лет) Иерусалим |
Супруг | Зебуда Хамутал |
Проблема | Йоханан Иоаким Седекия Иоахаз |
Дом | Дом Давида |
Отец | Амон |
Мать | Джедида |
Иосия ( / dʒ oʊ ˈ s aɪ . ə / ) [1] [2] или Ёсиягу [а] был 16-м царем Иудеи ( ок. 640–609 до н. Э.). Согласно еврейской Библии , он провел крупные религиозные реформы, отменив официальное поклонение другим богам, кроме Яхве . До 1990-х годов библейское описание реформ Иосии обычно считалось более или менее точным, но сейчас это активно обсуждается. [3] Согласно Библии, Иосия стал царем Иудейского царства в возрасте восьми лет после убийства своего отца, царя Амона , и правил 31 год, с 641/640 по 610/609 гг. до н.э. [4]
Иосия известен только из библейских текстов; никаких упоминаний о нем не существует в других сохранившихся текстах того периода из Египта или Вавилона , и никаких явных археологических свидетельств, таких как надписи, носящие его имя, никогда не было найдено. [5] Однако печать с именем « Нафан-мелех », имя административного чиновника при царе Иосии согласно 4 Царств 23:11 , датируемая VII веком до н. э., была найдена на месте археологических раскопок в Иерусалиме. Первооткрыватели полагают, что эта печать представляет человека, упомянутого во 4 Царств 23:11. [6] Кроме того, большинство ученых полагают, что Иосия существовал исторически и что отсутствие документов связано с тем, что сохранилось мало каких-либо документов этого периода, а также с тем, что Иерусалим был оккупирован, завоеван и перестроен на протяжении тысячелетий. [7]
Библейское повествование
[ редактировать ]Библия описывает его как праведного царя, царя, который «ходил всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» ( 4 Царств 22:2 ; 2 Паралипоменон 34:2 ). Он также является одним из царей, упомянутых в Иисуса в Евангелии от Матфея , одной из двух родословных Иисуса в Новом Завете (ср. Мф. 1: 10–11 родословной ).
Семья
[ редактировать ]Согласно библейскому повествованию, Иосия был сыном царя Амона и Едиды , дочери Адайи из Воскафа . [8] Его дед Манассия был одним из царей, которых обвиняли в том, что он отвернулся от поклонения Яхве . Манассия приспособил Храм для идолопоклоннического поклонения. Прадедом Иосии был царь Езекия , известный реформатор, которого также уважали библейские авторы за то, что он «делал то, что было правильно в очах Господа, как это делал Давид. [9]
У Иосии было четыре сына: Иоханан и Елиаким (родившийся около 634 г. до н.э.), чьей матерью была Зевида, дочь Федаии из Румы; и Шаллум (633/632 г. до н.э.) и Маттаньягу (ок. 618 г. до н.э.), чьей матерью была Хамутал , дочь Иеремии из Ливны . [10] изменил имя Елиакима фараон Нехо Египетский на Иоаким . [11]
Его третий сын Шаллум сменил Иосию на посту царя Иудеи под именем Иоахаз . [12] Преемником Шаллума стал Елиаким под именем Иоаким . [13] которому наследовал его собственный сын Иехония ; [14] затем на престоле наследовал Иехония его дядя Маттаньягу под именем Седекия . [15] Седекия был последним царем Иудеи до того, как царство было завоевано Вавилоном и народ был изгнан .
Религиозная реформа
[ редактировать ]Во Второй книге Паралипоменон записано, что Иосии было восемь лет, когда он стал царем. На восьмом году своего правления он «начал искать Бога отца своего Давида», а на двенадцатом году своего правления он начал программу разрушения баалистских жертвенников и изображений по всему Иерусалиму и Иудее. [16] Летописец подробно описывает выполнение этой программы, тогда как рассказ в «4 Царств» начинается с восстановления храма в Иерусалиме, которое, как говорят оба рассказа, было начато на восемнадцатом году его правления. [17]
Иосия приказал первосвященнику Хелкии использовать деньги, собранные за долгие годы, на ремонт храма. Когда Хелкия расчищал сокровищницу Храма, он обнаружил свиток, описанный в 4 Царств как «книга Закона». [18] и во 2 Паралипоменон как «книга Закона Господня, данная Моисеем ». [19] Фраза «сефер ха-тора» (ספר התורה) в 4 Царств 22:8 идентична фразе, используемой в Иисусе Навине 1:8 и 8:34 для описания священных писаний, которые Иисус Навин получил от Моисея. Книга не идентифицируется в тексте как Тора , и многие ученые полагают, что это была либо копия Книги Второзакония , либо текст, который стал частью Второзакония. [20]
Однако было отмечено, что история ремонта Храма основана на ремонте, заказанном более ранним иудейским царем Иоасом (правившим ок. 836–796 гг. до н. э.) в 4 Царств 12 . [21]
Хелкия представил этот свиток вниманию Иосии. Иосия посоветовался с пророчицей Олдой , которая заверила его, что предсказанное в документе зло за несоблюдение его указаний придет, но не в его дни; «Потому что, — сказала она, — сердце твое было нежно, и ты смирил себя пред Господом». [8] Было созвано собрание старейшин Иуды и Иерусалима, а также всего народа, и тогда Иосия поощрял исключительное поклонение Яхве, запретив все другие формы поклонения. Инструменты и символы поклонения Ваалу и « воинству небесному » были убраны из иерусалимского храма. Местные святилища, или высоты , были разрушены, от Вирсавии на юге до Вефиля и городов Самарии на севере. [8] Иосия приказал казнить языческих священников и даже приказал эксгумировать кости мертвых священников Вефиля из их могил и сжечь на их алтарях. Иосия также восстановил празднование Пасхи .
Согласно 3 Царств 13:1–3, неназванный «человек Божий» (иногда называемый Иддо ) пророчествовал царю Иеровоаму из северного израильского царства (Самарии) примерно триста лет назад , что «сын по имени Иосия будет родишься в доме Давидовом» и что он разрушит жертвенник в Вефиле . И единственным исключением из этого разрушения была могила безымянного пророка, которого он нашел в Вефиле ( 4 Царств 23:15–19 ), который предсказал, что эти религиозные объекты, воздвигнутые Иеровоамом , однажды будут разрушены (см. 3 Царств 13 ). Иосия приказал оставить двойную могилу «человека Божьего» и вефильского пророка, поскольку эти пророчества сбылись.
Реформы Иосии описаны в двух библейских повествованиях: 4 Царств 22–23 и 2 Паралипоменон 34–35. Они начались с прекращения древних израильских религиозных практик и астральных культов, ставших популярными в VIII веке, и привели к централизации богослужения в Иерусалиме и разрушению храма в Вефиле. [22] Некоторые ученые отвергли всю историчность этих рассказов. [23] [24] [25] в то время как другие защищали историческое существование религиозной реформы во время правления Иосии. [26] [27] [28] [29]
Согласно более позднему сообщению во 2 Паралипоменон , Иосия разрушил жертвенники и изображения языческих божеств в городах колен Манассии , Ефрема и « Симеона , вплоть до Неффалима » ( 2 Паралипоменон 34:6–7 ), которые находились за пределами свое царство, Иудею, и вернул Ковчег Завета в Храм . [30]
Книга Закона
[ редактировать ]В еврейской Библии говорится, что священник Хелкия нашел в храме «Книгу Закона» на ранних этапах ремонта храма Иосии. [31] [32] [33] Затем Хелкия передал свиток своему секретарю Шафану , который отнес его царю Иосии. Согласно Библии, царь Иосия затем полностью изменил свою форму руководства, вступив в новую форму завета с Господом. Он уничтожил все языческие культы, сформировавшиеся на его земле. Затем он вместе со своим народом вступил в этот новый завет с Господом, чтобы соблюдать заповеди Господни. [34]
На протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков библеисты считали, что эта «Книга Закона» была ранней версией Книги Второзакония , но недавние библейские ученые рассматривают ее как в значительной степени легендарное повествование об одной из самых ранних стадий. создания девтерономического произведения. [35] Уильям Дж. Девер , например, утверждает, что Книга Закона на самом деле была составлена ортодоксальными священниками-яхвистами, которые приписали ее легендарной фигуре Моисея , а затем спрятали ее в Храме, где она была драматически обнаружена; Таким образом, казалось бы, появилось «чудесное новое Слово от Яхве », дающее Иудее шанс искупить свою вину и спастись от наступления Нововавилонской империи . [36]
Многие ученые считают, что все основное повествование, от Иисуса Навина до 2-х царей, включает в себя Девтерономическую историю (ДтрХ), написанную во время правления Иосии. [37] [38] Фактически, некоторые современные европейские богословы даже заходят так далеко, что утверждают, что большая часть Торы и Девтерономической истории была составлена и завершена несколькими столетиями позже, во время персидского периода. [39] Однако большинство исследователей Библии приходят к выводу, что Девтерономическая история была составлена с использованием других более ранних источников, включая краткую хронику имен царей, возраста в начале их правления и имен их матерей. [40]
Пророки и царь Иосия
[ редактировать ]По раввинскому толкованию, Олда сказала посланникам царя Иосии: «Скажите человеку, который послал вас ко мне…» ( 4 Царств 22:15 ), указывая своим бесцеремонным языком, что для нее Иосия был подобен любому другому человеку. Царь обратился к ней, а не к Иеремии, потому что он думал, что женщины легче вызывают жалость, чем мужчины, и что поэтому пророчица с большей вероятностью, чем Иеремия, будет ходатайствовать за него перед Богом. [41] Олда была родственницей Иеремии, оба были потомками Раав от ее брака с Иисусом Навином. [42] Пока Иеремия увещевал и проповедовал покаяние мужчинам, она делала то же самое с женщинами. [43] Олда была не только пророчицей, но и публично преподавала в школе. [44] согласно некоторым учениям, особенно устному учению. Сомнительно, имеют ли «Ворота Олды» во Втором Храме (Миддот 1:3) какую-либо связь с пророчицей Олдой; возможно, это означало «Кошачьи ворота»; однако некоторые ученые связывают ворота со школьным зданием Хульды (от Раши до королей lc).ECLG
Пророческая деятельность Иеремии началась в царствование Иосии; он был современником своей родственницы пророчицы Хульды и своего учителя Софонии. [45] Эти три пророка разделили свою деятельность: Хульда обращался к женщинам, а Иеремия — к мужчинам на улице, а Софония проповедовал в синагоге. [46] Когда Иосия восстановил истинное поклонение, Иеремия отправился к изгнанным десяти коленам, которые он привел в Израиль под власть благочестивого царя. [47] Хотя Иосия пошел войной на Египет вопреки совету пророка, Иеремия знал, что это была ошибка со стороны благочестивого царя; [48] а позже он горько оплакивает смерть царя: четвертая глава «Плача» начинается с панихиды по Иосии. [49]
Царь Иосия, предвидевший надвигающуюся национальную катастрофу, спрятал Ковчег и его содержимое (включая жезл Аарона, сосуд с манной и масло для помазания) в потайной комнате, построенной царем Соломоном. [50] ] (Тосефта, Сота, 13а); ср. Вавилонский Талмуд ( Кереитхот 5б) и их местонахождение останутся неизвестными до тех пор, пока в мессианскую эпоху пророк Илия не откроет их (Мехилта lc). [51]
Международные отношения
[ редактировать ]Когда примерно в 641/640 г. до н. э. Иосия стал царем Иуды, международная ситуация менялась. Ассирийская еще империя начала распадаться, Нововавилонская империя не пришла на смену ей, а Египет на западе все еще восстанавливался после ассирийского правления. В этом вакууме власти Иерусалим мог какое-то время управлять собой без иностранного вмешательства.
Весной 609 г. до н.э. фараон Нехо II повел значительную армию к реке Евфрат , чтобы помочь Неоассирийской империи , которая разрушалась под нападениями Мидян и Нововавилонской империи . [52] Пройдя прибрежным маршрутом Виа Марис в Сирию во главе большой армии, состоящей в основном из наемников; При поддержке своего средиземноморского флота, идущего вдоль берега, Нехо прошел низменные районы Филистии и Сарона . Однако проход через хребет холмов, замыкающий на юге великую Изреельскую долину, был заблокирован иудейской армией под предводительством Иосии. Причина попытки Иосии остановить египетскую кампанию неизвестна, но он, возможно, считал, что ассирийцы и египтяне были ослаблены смертью фараона Псамтика I всего годом ранее (610 г. до н.э.): Псамтик был назначен и утвержден ассирийцами. цари Асархаддон и Ашурбанипал . [52] Согласно «Библейским книгам летописей» , Нехо не намеревался воевать с иудеями и был сбит с толку решением Иосии напасть на него, якобы отправив письмо, в котором говорилось: «Что мы сделали друг другу, царь Иудейский? Я не приду». против тебя в этот день». [53]
Иосия попытался заблокировать наступление у Мегиддо жестокая битва , в которой Иосия был убит. , где завязалась [54] Затем Нехо объединил свои силы с ассирийским Ашур-убаллитом II и переправился через Евфрат, чтобы осадить Харран . Объединенным силам не удалось захватить город, и Нечо отступил на север Сирии.
Смерть
[ редактировать ]В Библии есть два рассказа о смерти Иосии. Во Второй книге Царств просто говорится, что Нехо II встретил Иосию в Мегиддо и убил его ( 4 Царств 23:29 ), тогда как вторая книга Паралипоменон ( 2 Паралипоменон 35:20–27 ) дает более подробное описание и утверждает, что Иосия был смертельно ранен. был ранен египетскими лучниками и был доставлен обратно в Иерусалим умирать. В последнем рассказе его смерть была приписана тому, что он «не послушал того, что сказал Нехо по повелению Бога…», когда Нехо заявил: «Что мне до тебя, царь Иудеи? Я не иду против тебя сегодня, но против дома, с которым я воюю; и Бог повелел мне спешить, перестань противиться Богу, который со мной, чтобы Он не погубил тебя». [55] Согласно 2 Паралипоменон 35:25 , Иеремия написал оплакивание смерти Иосии. [56]
Некоторые ученые считают сообщение в Паралипоменонах ненадежным. [57] поскольку оно основано на описании смерти другого царя, Ахава, в 3 Царств, и соответствует религиозной программе Летописца, приписывающей смерть праведного царя некоторой форме греха. [58]
Некоторые исследователи на основании рассказа в книге Царств пришли к выводу, что Иосия не встретился с Нехо в битве, а был вызван Нехо как вассалом, расследован и обезглавлен за неуплату правильной дани или налога Египту. [59]
В раввинистической литературе отмечается благочестие Иосии и его отца Амона: «Тот факт, что Амон был самым грешным из всех нечестивых царей Иуды (II Пар., xxxiii, 23), представлен в Талмуде (Санх. 103b) следующим образом: ( Сан. 104а) Ахаз приостановил жертвенное богослужение, Манассия разрушил жертвенник, Амон превратил его в место запустения [покрыл его паутиной]; Ахаз запечатал свитки Закона (Ис. 8:16), Манассия вырезал священное имя, Амон полностью сжег свитки [ср. Седер Олам, Р. XXIV. Это взято из истории о нахождении Книги Закона, II Царств, XXII 8]; Амон поступил так же, как, как говорят, поступил Нерон по отношению к своей матери Агриппине, и тем не менее, из уважения к своему сыну Иосии, имя Амона не было внесено в список царей, исключенных из будущего мира». [51] [60] также, что смерть Иосии произошла потому, что, несмотря на его искреннюю религиозную реформу, он фактически был обманут; поэтому он отказался прислушаться к Пророку Иеремии, думая, что ни один меч не пройдет через Землю Израиля. В него попало 300 дротиков; он не жаловался, а только признавал: «Господь праведен, ибо я восстал против Его повеления. [60]
Преемственность
[ редактировать ]После неудачи в Харране фараон Нехо оставил значительные силы в Иудее и вернулся в Египет . На обратном пути Нехо обнаружил, что Иоахаз сменил своего отца Иосию на посту царя Иудеи. ( 4 Царств 23:31 ) Нехо сверг Иоахаза, который был царем Иудеи всего три месяца, и заменил его старшим братом Иоахаза, Иоакимом . Нехо обложил Иуду сбором в сто талантов серебра (около 3 3 ⁄ . тонны или около 3,4 метрических тонны) и талант золота (около 75 фунтов или около 34 килограммов) Затем Нехо взял Иоахаза обратно в Египет в качестве своего пленника. Поражение Иосии при Мегиддо, по сути, представляет собой конец правления линии Давида , поскольку преемники Иосии не только просуществовали недолго, но и относительная независимость Иуды рухнула перед лицом возрождающегося Египта, стремившегося восстановить свой традиционный контроль над регион и неизбежный подъем Вавилонской империи, которая также стремилась к контролю.
Нехо покинул Египет в 609 г. до н. э., чтобы освободить ассирийский Харран, находившийся в осаде Вавилона. Действия Иосии могли оказать помощь вавилонянам, вступив в бой с египетской армией. [61]
Источники
[ редактировать ]Единственными текстовыми источниками информации о правлении Иосии являются Библия. [5] особенно 2 Царств 22–23 и 2 Паралипоменон 34–35 . Никаких археологических свидетельств существования Иосии как личности не существует. Однако в Городе Давида в Иерусалиме был найден перстень-печатка с именем одного из чиновников царя Иосии, Нафана-мелеха , упомянутого во 2 Царств 23:11 . Надпись на кольце гласит: «(принадлежит) Натану-Мелеху, Слуге Царя». [6] Хотя в нем может не упоминаться имя царя Иосии, оно, похоже, относится к тому же периоду времени, в котором он жил. Печати и отпечатки печатей того периода демонстрируют переход от печатей более раннего периода, на которых изображены звезды и луна, к печатям, на которых есть только имена, что, возможно, указывает на соблюдение Иосией монотеизма. [62] Никаких других археологических свидетельств религиозных реформ Иосии обнаружено не было. [62] за возможным исключением Тель-Дотана . [29]
Дату смерти Иосии можно установить достаточно точно. Вавилонские хроники датируют битву при Харране между ассирийцами и их египетскими союзниками против вавилонян от Таммуза (июль – август) до Элула (август – сентябрь) 609 г. до н.э. На этом основании Иосия был убит в месяце Таммуза (июль – август) 609 г. до н. э., когда египтяне направлялись в Харран. [63]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит : יֹאשִׁיָּהוּ , современный : Yōʾšiyahū , тиберийский : Yōʾšīyyahū , что буквально означает «исцеленный Яхом » или «поддерживаемый Яхом»; Греческий : Ἰωσίας ; Латынь : Иосий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (1990). Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 386. ИСБН 0-582-05383-8 . запись "Иосия"
- ^ «Иосия» Dictionary.com . Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ Граббе, Лестер Л. (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Издательство Блумсбери. п. 249. ИСБН 978-0-567-67044-1 .
Когда-то было принято принимать реформу Иосии за чистую монету, но в настоящее время этот вопрос активно обсуждается (Albertz 1994: 198–201; 2005; Lohfink 1995; PR Davies 2005; Knauf 2005a).
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 0-8254-3825-X , 9780825438257, 217.
- ^ Перейти обратно: а б Альперт, Бернар; Альперт, Фрэн (2012). Археология и библейские записи . Книги Гамильтона. п. 74. ИСБН 978-0-7618-5835-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Мендель-Геберович, Анат; Шалев, Йифтах; Бохер, Эфрат; Шалом, Ницан; Гадот, Юваль (2019). «Недавно обнаруженная личная печать и булла из раскопок стоянки Гивати в Иерусалиме» . Израильский журнал исследований . 69 (2): 154–174. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27098633 .
- ^ Эванс, Пол С. (2020). «Поздняя монархия в истории и библейской историографии» . В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. п. 121. ИСБН 978-0-19-007411-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Иосия» , Еврейская энциклопедия (1906).
- ^ 2 Царств 18:3 ; 2 Паралипоменон 29:2
- ^ 1 Паралипоменон 3:15 , 4 Царств 23:36 , 24:18 , 23:31.
- ^ 2 Царств 23:34
- ^ 1 Паралипоменон 3:15 , Иеремия 22:11.
- ^ 2 Паралипоменон 36:4
- ^ 2 Паралипоменон 36:8
- ^ 4 Царств 24:17
- ^ 2 Паралипоменон 34: 1–3.
- ^ 2 Царств 22:3 ; 2 Паралипоменон 34:8
- ^ 2 Царств 22: 8–11.
- ↑ 2 Паралипоменон 34:14.
- ^ Суини, Марвин А. (2001), Царь Иуды Иосия , Oxford University Press, стр.137. ISBN 978-0-19-513324-0 .
- ^ Энциклопедия иудаики (второе издание, том 11), стр. 459.
- ↑ Энциклопедия иудаики , второе издание, том 11, стр. 459.
- ^ Паккала, Юха (2010). «Почему культовые реформы в Иудее, вероятно, не произошли» . В Краце, Рейнхард Г.; Шпикерманн, Герман (ред.). Один Бог – Один Культ – Одна Нация . Де Грютер. стр. 201–235. ISBN 9783110223576 . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Фрид, Лисбет С. (2002). «Высокие места (Бамот) и реформы Езекии и Иосии: археологическое исследование» . Журнал Американского восточного общества : 437–464 . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Граббе, Лестер (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Т&Т Кларк. п. 249-250. «У нас нет прямых доказательств за пределами библейского текста, что заставляет нас, по крайней мере, задаться вопросом, не является ли это выдумкой Второзакония. Предполагаемое отсутствие каких-либо упоминаний об этой реформе у Иеремии всегда было большой загадкой. Кое-кто находил аллюзии тут и там, но надо признать, что они на удивление неясны. Учитывая общее послание и позицию Иеремии, ему следовало бы принять такую реформу и дать обильные комментарии по этому поводу».
- ^ Нааман, Надав (2011). «Обнаруженная книга и легитимация реформы Иосии». Журнал библейской литературы . 130 (1): 47–62. дои : 10.2307/41304187 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 41304187 . S2CID 153646048 .
- ^ Ремер, Томас (2017). «Взлет и падение Иосии» . В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Пенн Стейт Пресс. стр. 329–340. ISBN 978-1-57506-787-2 .
- ^ Хесс, Ричард С. (2022). «4 Царств 22–3: Вера в единого Бога в Иудее до плена?» . В Уотсоне, Ребекка С.; Кертис, Адриан Х.В. (ред.). Беседы на ханаанские и библейские темы: творение, хаос и монотеизм . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 135–150. ISBN 978-3-11-060629-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Элицур, Йоэль (2023). «Алтарь в Тель-Дотане – след реформы Иосии?» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 36 (1): 62–89.
- ^ 2 Паралипоменон 35: 1–4.
- ^ Хоффмайер, Джеймс К. (2020). «Открытие Книги Закона во 4 Царств 22:8-10 в свете литературного Возрождения восьмого-седьмого веков на древнем Ближнем Востоке» . В Блоке, Дэниел И.; Деуэль, Дэвид С.; Коллинз, К. Джон; Лоуренс, Пол Дж. Н. (ред.). Пишите, чтобы они могли читать: Исследования грамотности и текстуализации на Древнем Ближнем Востоке и в Еврейских Писаниях: Очерки в честь профессора Алана Р. Милларда . Wipf и Stock Publishers. п. 279. ИСБН 978-1-7252-5210-3 .
- ^ 2 короля 22
- ^ 2 Паралипоменон 34
- ^ Менденхолл, Джордж (сентябрь 1954 г.). «Формы завета в израильской традиции». Библейский археолог . 17 (3): 73–76. дои : 10.2307/3209151 . JSTOR 3209151 . S2CID 166165146 .
- ^ «Книга реформы Иосии» , Bible.org. Проверено 24 июля 2011 г.
- ^ Девер, Уильям Г. (10 мая 2001 г.). Что знали библейские авторы и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 100. ИСБН 978-0-8028-2126-3 .
- ^ Фридман 1987
- ^ Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман, «Раскопанная Библия: новое видение археологией древнего Израиля и происхождение его священных текстов» , Touchstone, Нью-Йорк, 2002 г.
- ^ Конрад Шмид, «Персидская имперская авторизация как историческая проблема и как библейская конструкция», в Г. Н. Кнопперсе и Б. М. Левисоне (ред.): Пятикнижие как Тора: новые модели для понимания его распространения и принятия , Eisenbrauns 2007
- ^ Граббе, Лестер Л. (1 декабря 2016 г.). 1 и 2 царя: Введение и учебное пособие: История и история Древнего Израиля (1-е изд.). Т&Т Кларк. АСИН B01MTO6I34 .
- ^ Мегилла 14а, б; сравнить Седер Олам Р. 21
- ^ Сифре, номера 78; Мегила 14а, б
- ^ Песихта Раба 26 [ред. Фридман, с. 129]
- ↑ Таргум к 4 Царств 22:14.
- ^ сравните Маймонида во введении к «Яду»; в Плаче Рабы 1:18 Исаия упоминается как учитель Иеремии.
- ^ Песихта Рабба LC
- ^ 'Арачин 33а
- ^ Плач Рабы LC
- ^ Плач Раба 4:1; Таргум II Хрон. 35:25
- ^ «Закопанное сокровище: Погребение ковчега — Chabad.org» .
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Дж. Мендельсон; Кауфман Колер; Моррис Джастроу (1906). «Амон, царь Иудеи» . Еврейская энциклопедия . Том. Я (1-е изд.). Фанк и Вагналлс. стр. 526–527.
- ^ Перейти обратно: а б Куган, Майкл Дэвид; Куган, Майкл Д. (8 января 2001 г.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195139372 – через Google Книги.
- ^ 2 Паралипоменон 35:21.
- ^ Суини, Марвин А. Царь Иуды Иосия , Oxford University Press, 2001, стр. 309. ISBN 978-0-19-513324-0
- ^ 2 Паралипоменон 35:21.
- ^ Хилл, Эндрю Э. (11 мая 2010 г.). 1 и 2 Паралипоменон . Зондерван Академик. ISBN 9780310865612 – через Google Книги.
- ^ Талшир, Зипора, « Три смерти Иосии и слои библейской историографии » (2 Царств XXIII 29–30; 2 Паралипоменон XXXV 20–5; 1 Ездра I 23–31), Vetus Testum XLVI, 2, 1996
- ^ Энциклопедия иудаики , второе издание, том. 11, стр. 458–459.
- ^ Кан, Дэниел, « Почему Нехо II убил Иосию? »
- ^ Перейти обратно: а б Гинзберг, Луи; Коэн, Боаз (8 января 1913 г.). «Легенды евреев» . Еврейское издательское общество Америки – через Google Книги.
- ^ Гордон Д. Фи; Роберт Л. Младший Хаббард (4 октября 2011 г.). Компаньон Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 258. ИСБН 978-0-8028-3823-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-86912-4 .
- ^ Тиле, Таинственные числа 182, 184–185.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Раскопанная Библия : новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов о возможной роли Иосии в создании Библии .
- Герц, Дж. Х. (1936). Пятикнижие и Гафтор . Второзаконие . Издательство Оксфордского университета, Лондон.
- Фридман, Р. (1987). Кто написал Библию? Нью-Йорк: Summit Books.