Ученый-чиновник
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Ученый-чиновник | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | учёный-бюрократ | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Великий учёный | ||
Китайские иероглифы | учёный-бюрократ | ||
Корейское имя | |||
хангыль | дворянин | ||
Ханджа | учёный-бюрократ | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | учёный-бюрократ | ||
Хирагана | я хочу это сделать | ||
|
Учёные -чиновники , также известные как литераторы , учёные-джентльмены или учёные-бюрократы ( китайский : 士大夫 ; пиньинь : ши дафу ), были правительственными чиновниками и престижными учёными в китайском обществе, образуя отдельный социальный класс.
Ученые-чиновники были политиками и правительственными чиновниками, назначенными императором Китая для выполнения повседневных политических обязанностей от династии Хань до конца династии Цин в 1912 году, . последней императорской династии Китая После династии Суй эти чиновники в основном происходили из ученых-дворян (紳士 shēnshì ), которые получили ученые степени (такие как сюцай , дзюрен или дзинши ), сдав императорские экзамены . Ученые-чиновники составляли элитный класс имперского Китая. Они были высокообразованными, особенно в области литературы и искусства, включая каллиграфию и конфуцианские тексты. Они доминировали в государственной администрации и местной жизни Китая до начала 20 века. [ 1 ]
Истоки и формирования
[ редактировать ]Происхождение Ши и Дафу
[ редактировать ]Ученый-чиновник как понятие и социальный класс впервые появился в период Воюющих царств ; до этого Ши и Да Фу были двумя разными классами. Во времена династии Западная Чжоу герцог Чжоу разделил социальные классы на короля, феодалов, да Фу, Ши, простых людей и рабов. Да Фу были людьми из аристократии, которые служили офицерами и были более высоким классом, чем Ши, которые были людьми из социального класса между Да Фу и обычными людьми и могли служить только чиновниками низкого уровня.
В период Воюющих царств, с аннексическими войнами между государствами и ростом бюрократии, многие талантливые люди из класса Ши оказывали ценные услуги своим лордам. Ши стал более влиятельным, и Да Фу постепенно превратился в официальную должность в бюрократии, а не в наследственное пэрство. Ши и Да Фу постепенно объединились и стали учеными-чиновниками (士大夫 Ши Да Фу).
Древние социальные классы
[ редактировать ]Феодальная социальная структура разделила простых людей на четыре категории, на высшем уровне которых были ученые-чиновники. Эта структура является еще одной важной институциональной основой формирования и процветания ученых-чиновников. В состав этих четырех профессий входили ученые-чиновники, фермеры, ремесленники и ремесленники/торговцы.
Взаимодействие с конфуцианством
[ редактировать ]Конфуцианство является ядром традиционной китайской культуры и теоретической основой самодержавной феодальной монархии. [ 2 ] Конфуцианская школа мысли стала основным направлением традиционного китайского общества, а конфуцианское образование также стало основой отбора чиновников на большинстве уровней управления.
Несмотря на иерархические тенденции конфуцианства, ученые-чиновники и министры не являются просто послушными подчиненными правителя, но теоретически играют равные роли в поддержании общественного порядка. Это включает в себя возможность выступить против правителя или противостоять ему, если он окажется неспособным поддерживать праведные принципы и не сможет обеспечить и способствовать благополучию народа. Таким образом, баланс сил в идеале разделен между меритократическими учеными-конфуцианцами и династическими императорами, и правитель должен сохранять власть с согласия своих министров, которые имеют полное право санкционировать и насильственно свергать тирана или несостоятельного правителя. [ 3 ] [ 4 ]
Во времена династий Сун и Мин конфуцианские философы объединили даосскую и буддийскую мысль, чтобы создать неоконфуцианскую школу , еще больше обогатив конфуцианскую идеологическую систему. Это напрямую увеличило процветание класса ученых-чиновников, а также способствовало формированию уникального морального кодекса ученых-чиновников, который оказал огромное влияние на китайских литераторов последующих поколений.
Системы отбора талантов в Древнем Китае
[ редактировать ]Традиционные китайские системы официального отбора являются институциональной основой формирования ученых-чиновников.
События
[ редактировать ]Хань до Северной и Южной династий (202 г. до н.э. - 589 г. н.э.)
[ редактировать ]Использование рекомендательной системы и системы девяти рангов для отбора государственных чиновников и кандидатов было популярно в течение длительного периода, начиная с династии Хань и заканчивая периодом Северной и Южной династий . Ученые-чиновники в этот период обычно из видных родов, [ 6 ] включая клан Чжэн Синъяна , клан Се командования Чэня , клан Цуй Цинхэ , клан Цуй Болина , клан Ван Ланья , клан Ван Тайюаня и клан Лу Фаньяна . Эти кланы отличались наличием конфуцианских ученых и высокопоставленных государственных чиновников, при этом члены семей мужского пола служили официальными лицами на протяжении поколений, а некоторые кланы или семьи служили нескольким канцлерам. Они сформировали огромную сеть посредством политических браков друг с другом или с императорской семьей, а также сформировали монополию на образование и государственных чиновников. [ 7 ] [ 8 ]
Династии Суй и Тан (581–907)
[ редактировать ]Экзамен на государственную службу, официально учрежденный в 587 году, позволял отбирать ученых-чиновников. Начиная с династии Суй , люди с подходящим семейным происхождением, сдавшие этот экзамен, становились учеными-чиновниками. В начале правления династии Тан императрица У Цзэтянь реформировала и усовершенствовала систему императорских экзаменов, учредив Столичный экзамен ; людей, сдавших его, называли Цзиньши (столичные выпускники высшей степени), а людей, сдавших провинциальный экзамен, называли Джурен (выпускники провинций). [ 9 ] Реформы Ву постепенно привели к сегодняшней концепции ученых-чиновников и интеллектуального класса. [ 10 ] Правительство будет выбирать ученых-чиновников, проверяя их стихи и эссе на знание конфуцианских текстов и некоторых буддийских текстов. [ 11 ] Интеллигенция, сдавшая экзамен, выполняла функции чиновников. Многие известные поэты Тан были учеными-чиновниками, например, Ду Му . Однако, поскольку династия Тан была быстро меняющимся периодом окончательного формирования структуры и состава ученых-чиновников, существует некоторая двусмысленность в употреблении слов «ученые-чиновники»: согласно Старой книге Тан , ученые /интеллектуалы, сдавшие императорский экзамен, но не занявшие официальной должности, могли быть отнесены только к Ши 士; согласно Новой книге Тан , пока они были учёными, официальными или нет, их можно было называть учёными-чиновниками. [ 12 ]
Династия Сун (960-1279)
[ редактировать ]Династия Сун была золотым веком для ученых-чиновников. К этому времени сдача Имперского экзамена стала для людей основным способом занять официальную должность в правительстве. Благодаря непрерывным улучшениям и реформам Имперского экзамена бюрократия полностью заменила аристократию, и государство ученого-офицера было полностью установлено. [ 13 ] [ 14 ] Сун была единственной династией в истории Китая, которая предоставляла ученым и чиновникам судебную привилегию. Благодаря влиянию императора-основателя Сун Чжао Куангинь , почти все императоры Сун проявляли большое уважение к интеллектуалам. Если учёный-чиновник из династии Сун совершил преступление, он не мог быть привлечен к прямой ответственности. Вместо этого внутренний импичмент заменил формальный судебный процесс. Если его преступление не было серьезным, его нужно было наказать только выговором вместо уголовного наказания. [ 15 ]
Династии Юань, Мин и Цин (1271–1912)
[ редактировать ]Во времена династий Юань , Мин и Цин стереотипный стиль письма в формате восьминогого эссе (八股文). на императорском экзамене доминировал [ 16 ] и ученые-чиновники этого периода были относительно неспособны свободно говорить и творить из-за суровой политической среды. Тесная связь между императорским экзаменом и официальным положением все еще сохранялась, хотя во всем обществе сформировался климат «хорошо учиться, чтобы стать чиновником» 学而优则仕. [ 17 ]
В 1905 году правительство Цин отменило имперскую экзаменационную систему, что привело к постепенному исчезновению ученых-чиновников.
Неправительственные функции
[ редактировать ]Поскольку лишь немногие избранные могли стать судебными или местными чиновниками, большинство ученых-литераторов оставались в деревнях или городах в качестве социальных лидеров. Ученые-дворяне осуществляли меры социального обеспечения , преподавали в частных школах, помогали вести переговоры по мелким юридическим спорам, руководили общественными проектами, поддерживали местный закон и порядок, проводили конфуцианские церемонии, помогали правительству в сборе налогов и проповедовали конфуцианские моральные учения. Как класс, эти ученые утверждали, что олицетворяют мораль и добродетель. Окружной магистрат , которому по постановлению не разрешалось служить в своем родном округе, зависел от местных дворян в советах и реализации проектов, что давало им возможность приносить пользу себе и своим клиентам.
Оценки
[ редактировать ]Теоретически эта система создаст меритократический правящий класс, в котором лучшие студенты будут управлять страной. Имперские экзамены давали многим людям возможность добиться политической власти и чести и, таким образом, поощряли серьезное стремление к формальному образованию. Поскольку система формально не проводила дискриминацию по социальному статусу, она открывала возможности для восходящей социальной мобильности. Однако, несмотря на то, что сильный упор экзаменационной бюрократии на конфуцианскую литературу гарантировал, что наиболее красноречивые писатели и эрудированные ученые достигли высоких должностей, в системе отсутствовали формальные гарантии против политической коррупции, а только конфуцианская мораль. [ 18 ] учения проверяются на экзаменах. Как только их политическое будущее было обеспечено успехами на экзаменах, чиновники поддались искушению коррупции и злоупотребления властью.
Ученый из Принстона Бенджамин Элман пишет, что некоторые критиковали экзаменационную элиту за то, что она препятствовала развитию Китая в течение последнего столетия, но подготовка к экзаменам обучала правительственных чиновников общей культуре и что «классические экзамены были эффективной культурной, социальной, политической и образовательной конструкцией». это отвечало потребностям династической бюрократии и одновременно поддерживало социальную структуру поздней империи». [ 19 ]
С развитием международного влияния системы экзаменов на государственную службу в древнем регионе Восточной Азии ученые-чиновники также стали важной социальной основой древней Кореи (включая Когурё , Силла и Пэкче ), Королевства Рюкю и Вьетнама.
См. также
[ редактировать ]- образованный средний класс
- Верхняя ветвь , китайское дворянство колониальной Индонезии.
- Магистрат округа , должностное лицо, отвечающее за округ
- Четыре искусства
- Джунци
- Чумы
- Помещичье дворянство в Китае
- Мандарин (бюрократ)
- Янбан , корейская форма учёного-чиновника.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ли, Су (31 декабря 2018 г.), Юнлэ, Чжан; Белл, Дэниел А. (ред.), «ГЛАВА 3. Ученые-официальные лица» , Конституция Древнего Китая , Принстон: Princeton University Press, стр. 98–138, doi : 10.23943/9781400889778-006 , ISBN 978-1-4008-8977-8 , S2CID 186384234 , получено 4 декабря 2020 г.
- ^ ДиЧИККО, ДЖОЭЛ М. (2003). «Развитие лидеров в Древнем Китае, Риме и Персии» . Ежеквартальный журнал государственного управления . 27 (1/2): 6–40. дои : 10.1177/073491490302700102 . ISSN 0734-9149 . JSTOR 41288186 .
- ^ Юй, Ин-ши (2021). «Конфуцианская культура против династической власти в истории Китая». Большая Азия . 34 (1–2).
- ^ Гарднер, Дэниел К. (26 июня 2014 г.). Конфуцианство: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–44, 54–58, 98–100. ISBN 9780190236809 .
- ^ «120». Книга Поздней Хань .
Корона Цзиньсяня, древняя корона из шелковой ткани и униформа ученых. Высота передней части составляет семь дюймов, высота задней части — три дюйма, а длина — восемь дюймов. У герцогов есть три ляна: от среднего класса в две тысячи ши до двух лян доктора и от степени доктора до частного ученика Сяо Ши, у всех есть один лян. Семья клана Лю также имела две балки и короны, что свидетельствовало о том, что они носили больше одежды.
- ^ Ван, Юнпин (01 января 2010 г.). «Разрыв и преемственность: ученая-официальная клановая культура шести династий и наследие китайской цивилизации» . Границы истории в Китае . 5 (4): 549–575. дои : 10.1007/s11462-010-0111-y . ISSN 1673-3401 . S2CID 162213370 .
- ^ Холкомб, Чарльз (2019). «Восточный Цзинь» . В Дьене, Альберт Э; Кнапп, Кейт Н. (ред.). Кембриджская история Китая . стр. 96–118. дои : 10.1017/9781139107334 . ISBN 978-1-139-10733-4 .
- ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
- ^ Ван, Жуй (08 ноября 2012 г.). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8703-9 .
- ^ «Эволюция системы отбора должностных лиц и литературное творчество - «Журнал Пекинского университета (философия и социальные науки)», 2017年06期» . ru.cnki.com.cn. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Соколова, Анна (2020). «Ученые-чиновники Мидтан как местные покровители буддийских монастырей» . Журнал Немецкого восточного общества . 170 (2): 467–490. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.170.2.0467 . ISSN 0341-0137 . JSTOR 10.13173/zeitdeutmorggese.170.2.0467 . S2CID 226765849 .
- ^ «Характеристики и изменения «ученых-бюрократов» в династии Тан» www.1xuezhe.exuezhe.com Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Сочетание ученых и бюрократии: установление гражданской политики ученого-офицера в династии Сун - Журнал Аньхойского педагогического университета (Философия и социальные науки, 2005年05期») . en.cnki.com.cn. Проверено в 2020-12 гг. -18 .
- ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
- ^ Ву, Чин-шань (2008). Подчиненные и злодеи: восприятие клерков песноведами-чиновниками (Тезис). OCLC 312130272 . ПроКвест 304329586 .
- ^ Ван, Жуй (2012). Китайская императорская экзаменационная система: аннотированная библиография . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8703-9 . [ нужна страница ]
- ^ «Эволюция системы отбора должностных лиц и литературное творчество - Журнал Пекинского университета (философия и социальные науки), 2017年06期» . ru.cnki.com.cn. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Протест: моральный императив китайского ученого-чиновника» . Ассоциация азиатских исследований . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Элман (2009) , с. 405.
Источники
[ редактировать ]- Элман, Бенджамин А. (2009), «Экзамены на государственную службу (Кеджу)» (PDF) , Китайская энциклопедия Беркшира , Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Беркшир, стр. 405–410
- Юнлэ, Чжан и Дэниел А. Белл, редакторы. «Ученые-чиновники». «Конституция Древнего Китая», Су Ли и Эдмунд Райден, Princeton University Press, ПРИНСТОН; ОКСФОРД, 2018 г., стр. 98–138. ДЖСТОР [ 1 ]
- Лю, Бо. «Многовалентный образ быка в песенной живописи». Журнал исследований Сун-Юань, том. 44, 2014, стр. 33–84. ДЖСТОР [ 2 ]
- «Ученые-чиновники: борьба за правильную позицию». Процветание в условиях кризиса: буддизм и политические потрясения в Китае, 1522–1620 гг., Дьюэй Чжан, издательство Columbia University Press, Нью-Йорк, 2020, стр. 119–155. ДЖСТОР [ 3 ]
- Ван, Руи. Вклад У Цзэтяня в культурное развитие династии Тан . ПроКвест, 2008.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшерик, Джозеф и Мэри Бэкус Рэнкин (1990). Китайские местные элиты и модели доминирования . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520067630 . . Бесплатный онлайн-текст.
- Макс Вебер , Религия Китая: конфуцианство и даосизм (1916; перевод 1951).
- Джерри Бентли и Херб Зиглер. Традиции и встречи – глобальный взгляд на прошлое .
- Чжан, Чжунли (1955). Китайское дворянство; Исследования их роли в китайском обществе девятнадцатого века . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поздний цинский Китай: реформы и восстание (1898–1900 гг.)
- Воссоединение и Возрождение китайской цивилизации: эпоха династий Тан и Сун
- Китайский ученый-официальное образование об Азии, Колумбийский университет.
- ^ Ли, Су; Райден, Эдмунд (2018). Конституция Древнего Китая . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17159-3 . JSTOR j.ctt20fw8c6 .
- ^ Лю, Бо (2014). «Многовалентный образ Быка в песенной живописи» . Журнал исследований Сун-Юань . 44 : 33–84. ISSN 1059-3152 . JSTOR 44511239 .
- ^ Чжан, Дэвэй (2020). Процветание в условиях кризиса: буддизм и политическая нестабильность в Китае, 1522–1620 гг . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/zhan19700 . ISBN 978-0-231-19700-7 . JSTOR 10.7312/zhan19700 . S2CID 227777467 .