Шиа
Шева ( амхарский : شەوا ; оромо : Шаваа ; сомалийский : Шава; арабский : شيوا ), ранее романизированный как Шуа , Шоа , Шова , Шува ( Scioà по- итальянски). [ 1 ] ), — историческая область Эфиопии , которая ранее была автономным королевством в составе Эфиопской империи . современная столица Эфиопии Аддис-Абеба В его центре расположена .
Города Дебре Берхан , Анцокия , Анкобер , Энтото и, после того как Шева стала провинцией Эфиопии, Аддис-Абеба в разное время служили столицей Шевы. , состоящая из районов , Тегулет , Ифат , Менжар и Булга , населена амхарами . Шевы Большая часть северной Менц христианами - Монастырь Дебре Либанос расположен Оромия. в районе Селале, [ 2 ] Современная Шева включает историческую провинцию Эндагабатан . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Шева впервые появляется в исторических записях как часть мусульманского государства ( династия Махзуми ), которое, по мнению GWB Хантингфорда, было основано в 896 году и имело столицу в Валале . [ 4 ] В ходе недавнего открытия группа французских археологов обнаружила три городских центра, которые, как полагают, были остатками бывшего султаната Ифат , причем наиболее примечательным из них является поселок Нора в восточной части Шевы. [ 5 ] [ 6 ]
Екуно Амлак основал свое восстание против династии Загве из анклава в Шве. Он утверждал, что предки Соломона, прямые потомки аксумских императоров до Загве, которые использовали Шву в качестве своего убежища, когда их выживанию угрожали Гудит и другие враги. По этой причине регион получил название «Шева», что означает «спасение» или «спасение». Это утверждение подтверждается книгой «Кебра Нагаст» , написанной одним из потомков Екуно Амлака, в которой Шева упоминается как часть царства I. Менелика Аксум и его предшественник Демт в I тысячелетии до нашей эры в основном ограничивались Северной Эфиопией и Эритреей. Однако в конечном итоге Шева стала частью Абиссинии после возвышения династии Амхара Соломоновых . [ 7 ] Давит I и его преемники оставались в Фатагаре долгое время (часть Шевы) в Тобии (Ифат, Фатагар). Провинция послужила родиной будущих императоров Зары Якоба и Давида II . Затем Зара Якоб и Наод сделают Дебре Берхан и Звай своими столицами соответственно. В 1528 году Шева была захвачена мусульманскими захватчиками из султаната Адал на востоке, и ее древние города были разрушены. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Большая часть Шевы была захвачена оромо в конце 16 века. Оромо, его восточная окраина была населена народом Харла По сообщениям Каррайю . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Согласно устным преданиям, у Шевы был могущественный царь по имени Сарако, который не позволял людям носить оружие. Некий великан восстал против Сарако и его детей и уничтожил их. Когда кланы Борана, Гомбичу и Ада вошли в Шева, но не нашли никого, кто мог бы их остановить, так как дети Сарако были убиты. Энрико Черулли считает, что эта традиция связана с традицией Амхары о высокомерном короле, которую приписывают императору Давиту II . Однако он также отмечает, что Сарако — это гуражское имя императора Зары Якоба , из этого он делает вывод, что оромо приобрели традицию сарако благодаря своему контакту с гураге. [ 15 ]
Правящая семья Амхара Шеван была основана в конце 17 века Негаси Христом , который укрепил свой контроль вокруг Ифата и расширил свою территорию на юг, отвоевав Менца , Тегулета и Мерхабете у оромос. Придя к власти, Сахле Селассие присоединился к Абичу Оромо и обратил свое внимание на Тулама Оромо , которого он победил в начале 1820-х годов. После этой победы он восстановил Дебре Берхан, сожженный во время набега оромо, а также ряд других городов и укрепил свою власть, основав ряд укрепленных деревень, таких как Анголалла , на территории Абичу. Он расширил границу Шевы до Булги и Караю, на юго-восток до Арси и на юг до территорий Гураге. Сахле Селассие почувствовал, что свое положение достаточно безопасно, и провозгласил себя Негусом, или королем народов Шева, Ифат, Оромо и Гураге, без полномочий императора Эфиопии в Гондаре. Через несколько лет [ 16 ]
После смерти Сахле Селассие в 1847 году Шева попала под власть его сына Хайле Мелекота . Вскоре Шева привлек внимание императора Теодроса II , который мобилизовал свою армию в Волло и двинулся в Шева в октябре 1855 года. Император продвинулся в Тегулет , и примерно в то же время оромо воспользовались возможностью восстать и сожгли Анкобер дотла. Хайле Мелекот решил не дать Дебре Берхану попасть в руки своего врага и поджег город. Затем он сбежал на близлежащий холм, где надеялся спрятаться, но вскоре умер от болезни 10 ноября. После Хайле Мелекот' После смерти Тевдора противники Тевдора сплотились вокруг сына покойного короля Менелика II . Тевдорос покинул свой лагерь в Дебре Берхане и преследовал мальчика до Бакарата, где тот был схвачен и заключен в тюрьму в своей горной крепости в Амба Мариам . Разгромив амхарскую оппозицию в провинции, Тевдорос затем обратил свое внимание на оромо и, по словам Занаба, «уничтожил всех галлас, от Дебре Берхана до Анкобера, так что их трупы покрыли землю, как ковер». [ 17 ]
Менелик II , сбежавший из Амба Мариам в конце июня 1865 года, когда ему был двадцать один год, быстро вернулся в опустошенную войной Шву. В течение первой половины своего правления он приказал восстановить различные укрепленные города, такие как Анкобер , Дебре Берхан и Варра-Илу. Преимущество этих мест заключалось в том, что они находились в центре его владений, что позволяло ему поддерживать контакты с христианами на юге и мусульманами-оромос на северо-востоке. Кроме того, в окрестностях города были богатые пастбища, способные прокормить многочисленную конницу и другой домашний скот. После египетско-эфиопской войны император Йоханнес IV , который был возмущен претензиями Менелика на звание императора, вошел в Шву и разорил города. Менелик, понимая, что сопротивление бесполезно, был вынужден подчиниться Йоханнесу. [ 18 ]
Спасаясь от влияния Йоханнеса, Менелик в 1884 году перенес свою столицу на юг из Анкобера на гору Энтото . Там его жену Тайту Бетул привлек близлежащий источник, известный местным жителям оромо как Финфинне. Весной 1886 года Менелик выбрал место для Аддис-Абебы , своей будущей столицы. Строительство началось сразу же, и, когда в 1889 году Менелик стал императором всей страны, Аддис-Абеба стала столицей Эфиопии. [ 19 ]
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 991.
- ^ «Нирас в Эфиопии» . www.niras.com . 24 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2013 г. Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Хасан, Мохаммед. Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 234.
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии с первого века нашей эры до 1704 года , (Oxford University Press: 1989), стр. 76
- ^ Франсуа-Ксавье, Фовель. Нора, средневековый исламский город в Эфиопии (14-15 века ) Проект ERC COG Horneast.
- ^ Хирш, Бертран (2006). «Признание трех мусульманских городов средневековья в Ифате» . Анналы Эфиопии . 27 :134.
- ^ Нил: Энциклопедия географии, истории и культуры . Абк-Клио. 12 мая 2017 г. ISBN 9781440840418 .
- ^ Материалы девятого международного конгресса . Просмотр фрагмента. 1988. с. 105.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Линчеи, Национальная академия деи (1974). Текущие проблемы . 550. стр. Просмотр фрагмента.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Линчеи, Национальная академия деи (1974). Текущие проблемы . п. 551.
- ^ Линчеи, Национальная академия деи (1974). Тетрадь «Актуальные проблемы культурологии» . Просмотр фрагмента. п. 549.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Браукампер, Ульрих. Сборник очерков исламской истории и культуры в Южной Эфиопии . ЛитВерлаг. п. 17.
- ^ Мохаммед, Аянту. Картирование исторических следов: методогенез, идентичность и представление харела: историческое и антропологическое исследование (PDF) . Университет Волло. п. 111.
- ^ Харла Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
- ^ «Оромо Эфиопии 1500–1800 гг.» (PDF) . п. 243.
- ^ Мордехай Абир, Эфиопия: Эра принцев (Лондон: Longmans, 1968), стр. 144 и далее.
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов с середины 19 века до 1935 года . п. 151.
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов с середины 19 века до 1935 года . п. 157.
- ^ «Шева» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года.