Бесплатные автобусы в Большом Манчестере
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2018 г. ) |
![]() | |
![]() Optare Versa на станции Манчестер Пикадилли в 2019 году | |
Родитель | Транспорт для Большого Манчестера |
---|---|
Основан | 1 июля 1974 г. (как центральная линия) 26 сентября 2002 г. (как Метрошаттл) 28 октября 2018 г. (как бесплатный автобус) |
Местный | Большой Манчестер |
Зона обслуживания | центр Манчестера Манчестер Чайнатаун Динсгейт Станция Виктория Салфорд Сентрал Спиннингфилд |
Тип услуги | Автобусные перевозки с нулевым тарифом |
Флот | Выбрать Версу Выбирайте только SR |
Оператор | Пчелиная сеть |
Веб-сайт | сайт бесплатных автобусов |
Бесплатный автобус [1] — это автобусная система с нулевым тарифом , которая работает в Большом Манчестере . Система была впервые введена в центре Манчестера в 2002 году: три маршрута связывают основные магистрали и станции города с его основными коммерческими, финансовыми и культурными районами.
Манчестер
[ редактировать ]История
[ редактировать ]
Транспорт через Большого Манчестера агломерацию исторически страдал от плохого сообщения с севера на юг из-за того, что главные железнодорожные станции Манчестера, Пикадилли и Виктория , [2] [3] были построены в 1840-х годах на периферии за пределами центра Манчестера . В 1960-х и 1970-х годах управление общественного транспорта SELNEC рассмотрело ряд предложений по соединению северного и южного железнодорожных вокзалов Манчестера, включая несколько типов монорельсовых систем. [4] и системы типа метро . [5] [6] Была предложена схема строительства подземного железнодорожного сообщения через центр Манчестера , известного как туннель Пикк-Вик , но это не позволило привлечь необходимое государственное финансирование, и проект был отменен в 1977 году. [7] [8]
Чтобы решить проблему междугороднего транзита, Управление пассажирского транспорта Большого Манчестера (преемник SELNEC) предложило новое кольцевое автобусное сообщение между станциями Пикадилли и Виктория. [9] Первоначально против нового автобусного сообщения Centreline выступила Ассоциация владельцев такси, но он был одобрен комиссаром дорожного движения Северо-Запада . [10] Впервые Centreline эксплуатировалась с использованием парка Seddon Pennine IV мидибусов , известных своим миниатюрным внешним видом. [11] GMPTE также представила на Centreline экспериментальный аккумуляторный электрический автобус Lucas Electric Bus, который был основан на шасси и кузове Seddon. Это был второй электрический автобус в Большом Манчестере, первым из которых был экспериментальный Silent Rider от SELNEC , но в конечном итоге он был выведен из эксплуатации. [12] Компания Centreline, работающая под брендом Greater Manchester Transport , вступила в эксплуатацию 1 июля 1974 года. С пассажиров взималась фиксированная плата за проезд в размере 2 пенсов за каждую поездку. [13]

Centreline продолжала обеспечивать транзитное сообщение между станциями в течение нескольких лет. После дерегулирования автобусов , услугой управляла компания GM Buses . В 1992 году новая Metrolink система легкорельсового транспорта начала работать через центр Манчестера, обеспечивая сообщение электрического трамвая между станциями магистральной линии, хотя Centreline продолжала работать. В 2002 году название Centreline исчезло с улиц Манчестера, поскольку служба была переименована в Metroshuttle . [13] Компания First Manchester была выбрана компанией Transport for Greater Manchester (TfGM) для управления этой услугой и сохранила контракт. Были введены два маршрута под номерами 1 и 2 . Служба прошла чрезвычайно успешно. Маршрут 3 был открыт в сентябре 2005 года и связывает дополнительные районы центра города.
С 28 октября 2018 года в связи со снижением пассажиропотока [14] обслуживание было сокращено до 2 маршрутов и переименовано в бесплатный автобус . [15] Оба маршрута были переданы компании Go North West 2 июня 2019 года вместе с частью бизнеса First Greater Manchester. [16] [17]
Партнерство
[ редактировать ]Metroshuttle в Манчестере — это партнерство TfGM, городского совета Манчестера , национальных автостоянок и застройщика Allied London. [18] Услуга предоставляется по нулевому тарифу (бесплатно) и не требует каких-либо билетов или пропусков. Allied London владеет Spinningfields многофункциональным комплексом , и все три маршрута обслуживают этот объект. Сервис также частично поддерживается за счет рекламы. First Greater Manchester вносит свой вклад в рекламу. Бесплатная услуга обходится примерно в 1,2 миллиона фунтов стерлингов в год. [19]
Маршруты
[ редактировать ]2002-2018
[ редактировать ]Metroshuttle – это партнерство Transport for Greater Manchester , городского совета Манчестера , национальных автостоянок и застройщика Allied London . [20] Услуга предоставляется по нулевому тарифу (бесплатно) и не требует каких-либо билетов или пропусков.
Сеть Manchester Metroshuttle состоит из трех служб, каждая из которых находится под управлением компании First Greater Manchester . Первоначально услуги осуществлялись с использованием выделенного парка из 18 микроавтобусов Optare Solo с брендингом маршрутов, нанесенным для всех услуг: Маршрут 1 (оранжевый), Маршрут 2 (зеленый), Маршрут 3 (фиолетовый). Некоторые Solos имели стандартную окраску, состоящую из серебристо-серого цвета вместо цветов маршрута, что позволяло использовать их на любом маршруте. В ноябре 2010 года 20 электрических гибридов Optare Versas . на смену Solos пришли [21] В июле 2014 года были представлены три электрических Optare Versas. [22] Автобусные остановки Metroshuttle также имеют тот же цвет маршрута, что и останавливающийся там соответствующий автобус.
Metroshuttle Маршруты 1 и 2 начали работу в сентябре 2002 года и заменили предыдущую линию Centreline в центре города . Allied London владеет Spinningfields многофункциональным комплексом , который обслуживается этим маршрутом. [23] Metro Shuttle Маршрут 3 начал работу в сентябре 2005 года, связывая дополнительные районы города.
Это маршруты по состоянию на январь 2017 года. [24]
Метрошаттл Маршрут 1 | Метрошаттл Маршрут 2 | Метрошаттл Маршрут 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оператор: Первый Большой Манчестер
|
Оператор: Первый Большой Манчестер |
Оператор: Первый Большой Манчестер |
* обозначает только часы пик (07:25–09:30 и 16:30–19:20 с понедельника по пятницу).
- Автобус Metroshuttle Маршрут 1
- Автобус Metroshuttle Маршрут 2
- Автобус Metroshuttle Маршрут 3
2018-2024
[ редактировать ]Для новой услуги 2018 года потребовалось 10 автобусов, [25] и управляется Go North West . С 28 октября 2018 года бесплатный автобус курсирует по следующим маршрутам:
- Маршрут 1: станция Пикадилли – сады Пикадилли – Маркет-стрит – Спиннингфилдс – площадь Святого Петра – автобусная станция Чорлтон-стрит – станция Пикадилли.
- Маршрут 2: станция Пикадилли – станция Оксфорд Роуд – Динсгейт – станция Виктория – развязка Шудехилл – Северный квартал – станция Пикадилли. [26]
В часы пик (с понедельника по пятницу, с 06:30 до 09:10 и с 16:00 до 18:30) маршрут 2 дополнительно проходил через центральный вокзал Солфорда . [26]
Обе службы работали каждые 10 минут в течение дня, каждые 15 минут после 18:30 и каждые 12 минут по воскресеньям и праздничным дням. [26]
2024-
[ редактировать ]1 бесплатный автобус | 2 бесплатных автобуса |
---|---|
Маршрут в один конец
| Маршрут в один конец
|
Болтон
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Metroshuttle Болтона впервые начал работать 17 ноября 2008 года и следует аналогичной операции Metroshuttle Манчестера с 12-месячным испытанием. Компания Bluebird Bus & Coach была выбрана TfGM для управления этой услугой. [27] Компания предоставляла эту услугу до 25 января 2010 года, когда Maytree Travel . ее управление взяла на себя [28] Маршрут услуги менялся трижды: первый раз для обслуживания супермаркета Sainsbury's в городе, а затем еще раз в январе 2011 года, когда контракт с услугой был продлен на 12 месяцев. [29] и перенаправлен для обслуживания университета и прилегающего к нему развлекательного и оздоровительного центра Bolton One. В результате изменения маршрута интервал движения сократился с каждых 10 минут до каждых 15 минут. [30]
В ноябре 2012 года было объявлено, что контракт на оказание услуг был продлен еще на год и что компания South Lancs Travel успешно выиграла тендер на строительство шаттла Bolton Metroshuttle. Компания взяла на себя управление услугой с 31 декабря 2012 года и использует дизельные гибридные автомобили Optare Versa, приобретенные Transport for Greater Manchester. [31] Маршрут снова был изменен: участок маршрута Университет/Болтон-1 был удален. Это привело к увеличению частоты до каждых 12 минут.
После дальнейшего продления контракта тендер на строительство Bolton Metroshuttle выиграла компания Cumfybus , которая взяла на себя эту услугу в 2013 году. Транспортные средства Transport for Greater Manchester (TFGM) были переведены из Diamond North West в депо Cumfybus в Болтоне.
4 сентября 2017 года открылась новая транспортная развязка Болтона на Грейт-Мур-стрит, и все услуги были переведены со старого автовокзала Мур-Лейн. В результате многие местные автобусные маршруты были изменены. В состав Bolton Metroshuttle были внесены изменения, чтобы обслуживать недавно установленную остановку за пределами Bolton Market, которая теперь будет первой остановкой после выезда с развязки. Частота была снижена до каждых 15 минут, чтобы обеспечить дополнительную маршрутизацию.
После последнего тендера с 3 января 2018 года автобус Bolton Metroshuttle находится в эксплуатации Vision Bus.
Партнерство
[ редактировать ]Metroshuttle Болтона — это партнерство TfGM и Совета Болтона . Услуга полностью бесплатна и не требует каких-либо билетов или пропусков. Бесплатная услуга обойдется примерно в 200 000 фунтов стерлингов в год. [32]
Маршрут
[ редактировать ]Первоначально компания Bolton Metroshuttle состояла из двух 25-местных Alexander Dennis Enviro200 с черно-красной маркировкой маршрута. одноэтажных автобусов [33] хотя ситуация изменилась после того, как эту услугу взяла на себя компания Maytree Travel, которая заменила ее синим брендом. [34] В 2012 году компания Transport for Greater Manchester предоставила два дизель-электрических гибридных автомобиля Optare Versa синего цвета с торговой маркой Metroshuttle, аналогичной окраске автомобилей, предоставляемых для служб Metroshuttle в Манчестере и Стокпорте.
Служба начинается на стенде F на развязке Болтона, затем обслуживает рынок Болтон (рядом со старой автобусной станцией Мур-Лейн), затем возвращается к железнодорожной станции и движется против часовой стрелки вокруг центра города, используя существующие остановки в центре города, прежде чем вернуться в Развязка.
Маршрут 500 |
---|
Оператор: Vision Bus |
Стокпорт
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Metroshuttle Стокпорта впервые начал работать на Рождество 2007 года в качестве дополнительного шаттла, предназначенного для облегчения перевозки пожилых людей и инвалидов по Стокпорту. Он был вновь введен в эксплуатацию 29 ноября 2008 года в качестве постоянного объекта. Автобус под брендом Stockport Shuttle Bus эксплуатировался компанией Solutions SK от имени Совета Стокпорта . [35] до того, как в следующем месяце операции были переключены на Freshfield Coaches, после того как выяснилось, что SolutionsSK использовала эту услугу с лицензией на грузовые перевозки. [36] В августе 2009 года служба была переименована и стала частью сети Metroshuttle, и в ознаменование этого изменения ей была присвоена новая окраска. До этого флот (состоявший из Optare Solos ) был неокрашенным и изрядно обветшалым, даже отсутствовали жалюзи. Парк был заменен новыми самолетами Alexander Dennis Enviro200 , оснащенными цифровыми дисплеями. [37] В 2010 году оператор услуги сменился: Олдхэма . услугу взяла на себя компания Swan's Travel из [38] на краткосрочной основе, прежде чем его заменила Bluebird . в октябре 2010 года [39] Bluebird управляла сервисом до марта 2011 года, когда сервис перешел во владение компании Stagecoach Manchester . [40] которые управляют большинством услуг в Стокпорте. Дилижанс работал до 1 июля 2012 года, когда он был переведен в Arriva North West компании Уитеншоу депо . После конца 2012 года Manchester Community Transport обслуживала 3 дизельных гибридных автомобиля Optare Versa , приобретенных Transport для Большого Манчестера, а также обслуживала другие автобусы в депо Стокпорта. Услуга прекращена 27 апреля 2019 года.
Маршрут
[ редактировать ]Автобус Metroshuttle Стокпорта курсировал по двум петлям вокруг центра города Стокпорт и использовал существующие остановки, а также специальные остановки в районах, где в центре города не работают другие службы. Служба начиналась с автовокзала Стокпорта и следовала до железнодорожного вокзала Стокпорта через Центральный вокзал Стокпорта, а затем возвращалась на автовокзал, затем через Мерси-сквер, Бриджфилд-стрит, Уоррен-стрит (для Sainsbury's и Asda ), Грейт-Портленд-стрит до Tesco, а затем возвращалась через Найтсбридж. Уоррен-стрит (снова для Sainsbury's и Asda), Миллгейт, Черчгейт, Литтл-Андербанк и Грейт-Андербанк до автовокзала Стокпорта.
Маршрут 300 |
---|
Оператор: Manchester Community Transport |
Олдем
[ редактировать ]История
[ редактировать ]В июне 2012 года трамвайная сеть Manchester Metrolink начала курсировать до Олдхэма, причем трамваи ходили до временной трамвайной остановки Oldham Mumps , расположенной недалеко от бывшего железнодорожного вокзала , прежде чем трамваи начали курсировать через центр города и через новую остановку Oldham Mumps в 2014 году. После критики Для долгих прогулок пассажиров по крутым холмам в центр города компания Transport for Greater Manchester и Совет Олдхэма организовали бесплатную услугу, соединяющую трамвайную остановку с центром города. [41]
Услуга носила название Metroshuttle и начала работу 30 июля 2012 года. [42] работает получасовое обслуживание. С 1 октября 2012 года интервал движения увеличился до 20 минут, а также были представлены гибриды Optare Versa , аналогичные тем, которые используются в услугах Manchester Metroshuttle . [43]
С середины ноября 2012 года до Рождества услуга была продлена до 20:00 по четвергам, а также по будням за неделю до Рождества, чтобы привлечь рождественских покупателей в Олдхэме. [44] Служба продолжалась до тех пор, пока город не стала обслуживаться компанией Metrolink . [45]
Маршрут
[ редактировать ]Автобус Oldham's Metroshuttle отправляется возле станции Metrolink на Виктория-стрит. Затем рейс направляется в центр города Олдхэм по объездной дороге Олдхэм-Уэй ( A62 , прежде чем отправиться в город через Кинг-стрит, останавливаясь возле Мекки Бинго . Ранее рейс временно курсировал до кольцевой развязки на Манчестер-стрит, а затем вверх по Манчестер-стрит, останавливаясь возле Aldi, пока Кинг-стрит была закрыта из-за работ Metrolink, идущих в центре города.
От Кинг-стрит движение продолжается до центра города и автовокзала с остановкой на станции Чипсайд на стенде C. Затем маршрут следует по тому же маршруту, что и некоторые платные услуги, через Сент-Мэри-Уэй, Лорд-стрит, Йоркшир-стрит. и Принсес-стрит обратно на Олдхэм-Уэй, а затем повернуть к трамвайной остановке на другой стороне проезжей части через Хаддерсфилд-роуд, Кросс-стрит и Лис-роуд. Дополнительная остановка на Лис-роуд была введена в октябре 2012 года. [43]
Маршрут 400 |
---|
Оператор: Manchester Community Transport |
Будущее
[ редактировать ]После успеха Metroshuttle компания Transport for Greater Manchester изучает возможность внедрения маршрутов Metroshuttle в других городах Большого Манчестера, чтобы обеспечить высококачественное автобусное сообщение в центре города, которое свяжет ключевые узлы общественного транспорта и автостоянки с основными магазинами розничной торговли. коммерческие, развлекательные и культурные направления в центрах городов. [46]
Другие города, такие как Бери и Уиган, упоминались для прокладки маршрутов. [47] однако вероятность этого снизилась после отклонения платы за въезд в Манчестер в декабре 2008 года. Однако в июле 2012 года Олдхэм получил услуги метро.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «бесплатный автобус» . Посетите Манчестер . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Огден и старший 1992 , с. 4.
- ^ Уильямс 2003 , с. 273.
- ^ «Монорельсовая дорога в Манчестер?» . archive.commercialmotor.com . 28 января 1966 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Де Лью, Катер и партнеры; Хеннесси, Чедвик, О'Хеоча и партнеры (август 1967 г.). Исследование скоростного транспорта Манчестера, Том 2 .
- ^ Старки, DNM (22 октября 2013 г.). Транспортное планирование, политика и анализ: Серия городского и регионального планирования . Эльзевир. п. 35. ISBN 9781483156439 . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Фицджеральд, Тодд (11 августа 2015 г.). «Выяснилось: 100 лет неудачных транспортных планов Манчестера, включая монорельсовую дорогу и метро» . мужчины . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Уэйнрайт, Мартин (14 марта 2012 г.). «Манчестерское метро, которого никогда не было» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 января 2017 года.
- ^ Брук, Ричард; Додж, Мартин (2012). Infra_MANC — Послевоенная инфраструктура Манчестера (PDF) . Галерея РИБА/КУБ. п. 134. Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 27 января 2016 г. (каталог выставки)
- ^ «Комиссары утвердили автобусно-железнодорожное сообщение» . Commercial Motor : 21. 14 июня 1974 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2017 г. Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Уильямс, Пол (15 сентября 2016 г.). Манчестерские автобусы . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 9781445653150 . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «Аккумуляторный автобус Lucas для Манчестера» . Commercial Motor : 21. 14 июня 1974 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2017 г. Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хронология транспорта Большого Манчестера - Музей транспорта, Большой Манчестер» . www.gmts.co.uk. Архивировано из оригинала 26 октября 2015 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «Присуждение контракта на метроперевозку» . Комитет ТФГМ . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Наслаждайтесь бесплатным путешествием по центру Манчестера на бесплатном автобусе» (PDF) . ТфГМ . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ First Manchester продает 160 автобусов и их депо Cheetham Hill за 11,2 миллиона фунтов стерлингов Manchester Evening News 19 февраля 2019 г.
- ↑ Расписания . Архивировано 2 июня 2019 г. в Wayback Machine Go North West.
- ^ «Метрошаттл готовится к расширению» . Манчестерские вечерние новости . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Автобусы » Журнал
- ↑ Metroshuttle готовится к расширению Manchester Evening News , 18 апреля 2010 г.
- ↑ Свобода города с Manchester Metroshuttle. Архивировано 30 марта 2012 г. в Wayback Machine, 2 ноября 2010 г.
- ↑ Бесплатный центр города Metroshuttle становится электрическим Optare, 31 июля 2014 г.
- ^ Metroshuttle. Архивировано 26 октября 2017 года в Wayback Machine Transport for Greater Manchester.
- ^ «Метрошаттл: бесплатный проезд на автобусе по городу и поселкам» .
- ^ «Присуждение контракта на метроперевозку» . Комитет ТФГМ . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Наслаждайтесь бесплатным путешествием по центру Манчестера на бесплатном автобусе» (PDF) . ТфГМ . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Болтон Метрошаттл взлетает, Стокпорт должен прибыть к Рождеству» . Манчестерские автобусы . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ «Увеличен пробег бесплатного автобусного сообщения Болтона» . ТфГМ. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ «Продление на один год бесплатных маршрутных автобусов» . Болтонские новости . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Предстоящие изменения в автобусной сети – 7 января 2011 г.» . ГМИТА . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ «Бесплатное автобусное сообщение с центром города Болтон продолжится» . Транспорт для Большого Манчестера. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ «Свободный метрошаттл взлетает в Болтоне» . Болтонские новости . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Еще один взгляд на шаттл Bolton Metroshuttle» . Манчестерские автобусы . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Ещё год ездить на маршрутном автобусе по городу» . Болтонские новости . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ «Болтон Метрошаттл взлетает, Стокпорт должен прибыть к Рождеству» . Манчестерские автобусы . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Ошибка Metroshuttle в Стокпорте привела к смене оператора» . Манчестерские автобусы . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Шаттл до центра города Стокпорт получает бренд Metroshuttle» . Манчестерские автобусы . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Продление услуги метро в Стокпорте» . Группа действий по транспорту – Манчестер. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 24 августа 2010 г.
- ^ «Уведомления и разбирательства – Северо-Запад – Номер публикации 2575» (PDF) . ВОСА . Проверено 27 октября 2010 г.
- ^ «TfGM – Автобусы – Последние изменения» . ТфГМ. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Все в маршрутке метро» . Олдемская хроника . 27 июля 2012 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «В центре города запускается маршрутный автобус метро» . Совет Олдема. Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Маршрутный автобус Metrolink становится зеленым» . Олдемская хроника . 28 сентября 2012 года . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ «Предстоящие изменения в автобусной сети – 23 ноября 2012 г.» . Транспорт для комитета Большого Манчестера. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ «Бесплатный автобус MetroShuttle продолжит работу | Совет Олдхэма» . Архивировано из оригинала 3 мая 2013 года.
- ^ «Приоритеты политики GMPTA на 2008/09 год» (PDF) . ГМПТА . Проверено 17 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Метрошаттл готовится к расширению» . Манчестерские вечерние новости . Проверено 26 августа 2009 г.
- Огден, Эрик; Старший, Джон (1992). Метролинк . Глоссоп, Дербишир: Транспортное издательство. ISBN 0-86317-155-9 .
- Уильямс, Гвиндаф (2003). Предприимчивый центр города: вызов развитию Манчестера . Рутледж. ISBN 978-0-415-25262-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]