Итальянская готическая архитектура
Годы активности | 12-15 века |
---|---|
Расположение | Италия |
Итальянская готика (также описываемая и определяемая как «умеренная» готика) имеет характеристики, которые значительно отличают ее от места зарождения готической архитектуры, а именно Франции, и от других европейских стран, в которых этот язык распространился (Великая Бретань, Германия, Испания). [ 1 ]
Итальянские архитекторы предпочитали сохранять традиционные методы строительства, сложившиеся в предыдущие века; архитектурные решения и технические новшества французской готики использовались редко. Парящая высота имела меньшее значение, чем в Северной Европе. Во многих регионах наиболее распространенным строительным материалом был кирпич, а не камень, а для отделки широко использовался мрамор. [ 2 ] В 15 веке, когда готический стиль доминировал как в Северной Европе, так и на Итальянском полуострове, Северная Италия стала родиной архитектуры эпохи Возрождения . [ 1 ]
Хронология
[ редактировать ]- Прибытие цистерцианской и францисканской архитектуры (начало 13 века)
- Ранняя готика (ок. 1228–1290)
- Зрелая готика (1290–1385)
- Поздняя готика (с 1385 по 16 век)
Ранняя итальянская готика (13 век)
[ редактировать ]Готический стиль впервые был завезен в Италию в 12 веке монахами цистерцианского и францисканского орденов . Цистерцианский орден был основан во Франции в 1098 году как отколовшийся от Бенедиктинского ордена , который цистерцианцы считали слишком слабым. Цистерцианцы были полны решимости более строго следовать Правилу святого Бенедикта . Они строили строгие церкви сначала в романском стиле, а затем с готическими чертами, но с полным отсутствием декора. Цистерцианцы запретили любые формы искусства, скульптуры и витражей. Колокольни отсутствовали или были очень простыми. Не разрешалось ничего, что не имело бы существенной практической цели. Эти церкви обычно находились далеко от центра города. Первыми готическими сооружениями в Италии были цистерцианские церкви аббатства Фосанова и аббатства Казамари , построенные по образцу цистерцианских церквей в герцогстве Бургундском , в частности оригинальной цистерцианской церкви аббатства Сито . [ 3 ] Казамари изначально был построен как бенедиктинская церковь, но был полностью перестроен, чтобы соответствовать стандартам простоты и строгости цистерцианцев. [ 1 ] Цистерцианцы построили несколько церквей по всему итальянскому полуострову, в основном в сельской местности. Они дошли до Сицилии , где построили незавершенную базилику Мурго недалеко от Лентини в провинции Сиракузы , начатую в 1225 году. [ 4 ]
Распространению французского стиля готики, введенного цистерцианцами, противостояла иерархия католической церкви в Риме , которая предпочитала возвращение к более раннему стилю архитектуры при Константине Великом и Византийской империи . Первая готическая церковь в Риме, Санта-Мария-сопра-Минерва , доминиканская церковь, была копией Санта-Мария-Новелла во Флоренции и начала строиться только в 1280 году. [ 4 ]
-
Цистерцианское аббатство Фоссанова (основано в 1208 г.)
-
Аббатство Казамари (перестроено в 1207–1213 гг.)
-
Интерьер аббатства Казамари
Францисканцы . были основаны святым Франциском Ассизским в 1208 году. Их доктрина призывала донести свою весть до широких слоев населения, что означало строительство церквей с большими нефами без каких-либо визуальных препятствий для проповеди проповедей большим собраниям В отличие от цистерцианских церквей, они приветствовали искусство в своей архитектуре. Верхние части их первой крупной церкви, базилики Сан-Франческо Ассизского (1228–1253 гг.), были украшены красочными фресками Чимабуэ , изображающими жизнь Святых. [ 1 ] Базилика имела форму простого латинского креста и не имела ни малейшего стремления к высоте французской готики. Он был построен из кирпича, покрыт изнутри штукатуркой. Витражи были уменьшены в размерах, просты и бесцветны. [ 5 ]
Францисканцы построили еще одну важную церковь, Сан-Франческо, Болонья , в (1236–1230 гг.), которая была ближе к модели французской готики. Он был построен из красного кирпича, положив начало традиции архитектуры Болоньи, продолжавшейся два столетия. Фасад был похож на фасад романских церквей, но внутри имел более готическую форму, с нефами, амбулаторией с расходящимися часовнями и контрфорсами. Другие важные ранние здания включали Пармский баптистерий Бенедетто Антелами и базилику Сант-Андреа в Верчелли , которая показала влияние Антелами.
-
Базилика Сан-Франческо Ассизского (завершено в 1263 г.)
-
Неф верхней базилики Сан-Франческо в Ассизи с фресками Чимабуэ.
-
Сан-Франческо, Болонья (1236–1263)
-
Интерьер Сан-Франческо, Болонья
Сиенский собор (1215–1263 гг.), строительство которого началось в середине 13 века, является еще одной важной достопримечательностью ранней итальянской готики. Его интерьер представляет собой смесь готических и романских элементов, таких как куполообразная перекрестная башня и горизонтальная обвязка внутренних колонн полихромным мрамором. Самой яркой и оригинальной готической особенностью является украшенный фасад на западном конце со скульптурным декором, спроектированным и частично вырезанным Джованни Пизано в 1284–1320 годах. [ 6 ]
-
Фасад Сиенского собора (1215–1263 гг.)
-
Алтарь и полихромные мраморные колонны Сиенского собора
- Церковь Санта-Мария-делла-Спина , Пиза (1230 г.)
- Базилика Сант-Антонио Падуанский
- Церковь Сан-Франческо, Болонья (1236–1263 гг.)
- Церковь Санта-Мария-Новелла , Флоренция.
Зрелая или высокая итальянская готика (14 век)
[ редактировать ]Флорентийский собор
[ редактировать ]Строительство ряда крупных итальянских готических зданий было начато в конце 13 века и завершено в 14 веке. Строительство Флорентийского собора , спроектированного Арнольфо ди Камбио , было начато в 1296 году. Он не отличается исключительной высотой, но в интерьере создается ощущение простора, создаваемое слиянием нефа и проходов. Работа продвигалась очень медленно. Колокольня, спроектированная Джотто , была начата в 1334 году. Работы продолжились после смерти Джотто в 1337 году, сначала при Андреа Пизани, а затем, в 1350-х годах, при Франческо Таленти . Колокольня квадратная, украшена мрамором с прямолинейными панелями и соответствует итальянской романской традиции. Он был во многом создан по образцу более старого баптистерия (1060–1150 гг.). [ 6 ]
Планы собора были изменены между 1357 и 1360 годами несколькими комитетами художников, скульпторов и художников, отдавая приоритет украшению. Городские власти Флоренции очень серьезно отнеслись к нему как к гражданскому памятнику, финансируя его за счет налога со всех жителей города мужского пола и даже понизив уровень улиц вокруг него, чтобы он был более заметен. Новый измененный план, принятый в 1366 году, предусматривал создание массивного купола такой же ширины, как объединенный неф и проходы, на восьмиугольном основании с тремя апсидами. Технические проблемы строительства такого большого купола не были решены до 15 века с появлением нового плана Брунеллески . [ 6 ] Довольно простой первоначальный фасад был снесен, чтобы построить купол; нынешний фасад был построен только в 19 веке. Восточная часть собора в значительной степени сохраняет свою первоначальную готическую архитектуру.
-
Модель оригинального фасада
-
Дуомо (15 век) и колокольня (14 век) Флорентийского собора (1296–1366 гг.)
-
Готический восточный конец Флорентийского собора
Кафедральный собор Орвието
[ редактировать ]Строительство собора Орвието заняло три столетия, с 1290 по 1591 год, почти весь период готики. Он был основан Папой Урбаном IV как паломническая церковь для демонстрации реликвии провозглашенного чуда, капрала Больсены . Архитектура фасада выполнена в основном романском стиле. [ 7 ]
В 1309 году мастером-строителем стал Лоренцо Майтани , архитектор и скульптор из Сиены. Он переработал планы, чтобы придать им большую структурную целостность и более унифицированную форму. Первоначальный план фасада был создан по образцу Сиенского собора. При Майтани он постепенно стал витриной готического искусства; внутренняя и верхняя части фасада были украшены мозаикой, скульптурными фигурами и рельефами из мрамора и бронзы. [ 6 ] Верхние части мозаики фасада позолочены. В интерьере наиболее яркими чертами являются полосчатые полихромные колонны и стены, покрытые фресками. [ 6 ] [ 8 ]
Ряд церквей в этот период следовали стилю Сан-Франческо в Болонье и были построены из красного кирпича, оштукатуренного внутри, а не из камня. Архитекторы многих итальянских готических церквей игнорировали использование аркбутанов во французской готике и использовали деревянные связующие балки через неф для поддержки верхних стен. [ 9 ]
-
Фасад собора Орвието
-
Неф собора Орвието
Поздняя готика (конец 14 века)
[ редактировать ]
Миланский собор
[ редактировать ]Миланский собор , также называемый Дуомо, был начат в конце четырнадцатого века. Это был один из самых амбициозных итальянских готических соборов и один из немногих, в котором были адаптированы многие структурные особенности французской готики, включая контрфорс и арочный ребристый свод . Он также имеет богато украшенный внешний вид со множеством башен и крокетов, а также большим количеством статуй и рельефов. Работы начались в 1387 году, в основном на основе планов двух французских соборов, Буржского собора и Ле-Манского собора , с планом высокого центрального нефа, ступенчато спускающегося вниз по проходам. В то же время он следовал итальянскому предпочтению большого внутреннего пространства. В планировании и ранней работе участвовало огромное количество выдающихся мастеров-каменщиков со всей Европы, в том числе Жан Миньо и Николя де Бонавентура из Парижа, Ганс Парлер из Германии и известный итальянский математик Габриэле Сторналоко. [ 9 ]
Строительство продолжалось с многочисленными перерывами на протяжении веков; окончательно он был завершен только в 1965 году; стиль в целом был сохранен неизменным, особенно в отношении внешнего вида, но, например, двери и окна на переднем фасаде имеют классические дверные коробки эпохи Возрождения и Барокко. Его примечательные особенности включают гигантские колонны, чьи богато украшенные капители посередине колонн украшены статуями; бледно-розовый мрамор, облицовывающий интерьер и экстерьер; и лес каменных вершин, украшающий верхние части. [ 9 ] Хотя интерьер полностью выполнен в итальянском стиле, снаружи он покрыт декоративным узором, похожим на стиль искусственный шелк в Северной Европе. [ 10 ]
, построенная в основном в 15 веке Чертоза Павии , построенная правителями Милана к югу от города, демонстрирует аналогичный экстравагантно украшенный стиль, но теперь переходящий в классическое возрождение эпохи Возрождения.
-
Сводчатый потолок и капители колонн со статуями
-
Глядя вверх в Чертозу Павии
- Базилика Санта-Кроче, Флоренция
- Палаццо Веккьо , Флоренция
- Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , Венеция.
- Базилика Сан-Петронио в Болонье.
Венецианская готика (14–15 века)
[ редактировать ]В XIV и XV веках было построено несколько новых церквей в стиле венецианской готики, в том числе церковь францисканцев Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , начатая в 1340 году. Построенная из кирпича, она имела три нефа и апсиду с шестью излучающие часовни и ребристые своды, исходящие из массивных цилиндрических колонн. [ 11 ] Доминиканцы также построили новую церковь Санти Джованни э Паоло (15 век) с тремя нефами, разделенными колоннами, с готическими капителями, арками и декором. Пожар 1419 года сильно повредил базилику Святого Марка , что потребовало строительства нового южного фасада. Он был богато украшен множеством готических башен и шатров. [ 11 ]
-
Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (начало 1340 г.)
-
Интерьер Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.
-
Святые Иоанн и Павел (15 в.)
-
Интерьер Санти Джованни э Паоло
-
Готическая линия крыши южного фасада базилики Святого Марка.
Самыми оригинальными образцами венецианской готики были не церкви, а дворцовые резиденции, построенные для венецианских аристократов и купцов. Пика расцвета Венецианская республика достигла в 15 веке, особенно после падения Византийской империи в 1453 году, что сделало Венеция – торговый центр Восточного Средиземноморья. [ 11 ] Дворец дожей , строительство которого было начато в середине 14 века, но значительно расширено в 1420-х годах, включал в себя апартаменты дожей, палаты советов, суды, тюрьму и зал заседаний нижней палаты венецианского парламента. Первый и второй этажи имели двойную колоннаду, а верхние этажи были отделаны белым и розовым мрамором с тонкими геометрическими узорами. [ 12 ]
Основными примерами аристократических резиденций являются Палаццо Пизани и Палаццо Фоскари , но самым известным примером является Ка' д'Оро , или «Золотой дом», построенный между 1421 и 1444 годами для Марко Контарини. Он имел портик и двойную галерею, которые изначально были позолочены, что и дало дворцу свое название. [ 11 ]
-
Дворец дожей , Венеция (середина 14 – 15 вв.)
-
Ка д'Оро на Большом канале (1421–1444 гг.)
Гражданское планирование и светская архитектура
[ редактировать ]Начиная со второй половины 13 века, Италия произвела больше образцов светской готической архитектуры, чем другие части Европы. Здания часто строились Капитаном дель Популо каждого города, организацией, которая представляла гильдии и богатых купцов города. Основные примеры включают Капитано дель Пополо в Орвието , Палаццо Коммунале в Пьяченце и массивный Палаццо дель Капитано, или Барджелло , во Флоренции . [ 9 ] Другие важные примеры можно найти в Сиене, Флоренции и Венеции. Они проиллюстрировали важность итальянских городов как банковских центров и растущую гражданскую гордость. Эти здания были открыты снаружи, с лоджиями на первом этаже, большими верхними окнами, балконами и наружными лестницами, а также часто имели большие залы, украшенные фресками. [ 9 ]
Еще одним ярким примером готического городского планирования является веерообразная Кампо, или городская площадь, в Сиене , над которой доминируют Палаццо Публико (1298–1348) и Торре делла Манджа, самая высокая муниципальная башня в Италии. Флоренция построила аналогичный муниципальный дворец, Палаццо Веккьо (1299–1310), хотя он сохранил многие черты крепости. Ярким примером частного флорентийского дворца является Лоджия делла Синьория (1370-е годы), расположенная рядом с Палаццо Веккьо, круглые арки и линия крыши которого предполагают грядущий Ренессанс. [ 12 ]
-
Палаццо Веккьо (1299–1310) во Флоренции.
-
Лестница и внутренний двор Барджелло во Флоренции (начало 1255 г.)
Замки и укрепления
[ редактировать ]В Сицилийском Королевстве в начале 13 века важную программу гражданского и военного строительства продвигал сицилийский король Фридрих II , который был императором Священной Римской империи и через свою мать Констанцию, королеву Сицилии, внука великого норманнского короля. Рожер II Сицилийский . Император призвал архитекторов и мастеров, построивших цистерцианские монастыри, построить замки и укрепления. Наиболее важные сооружения включают Кастель-дель-Монте в Апулии и Кастелло-Маниаче, защищающий гавань Сиракуз в Италии . [ 4 ]
-
Кастель-дель-Монте в Апулии (1240-е гг.)
-
Замок Маньяс в Сиракузах, Сицилия (1232–1240 гг.)
См. также
[ редактировать ]- Готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Венецианская готика
- Хронология итальянской архитектуры
- Международное готическое искусство в Италии
Примечания и цитаты
[ редактировать ]Архитектура Италии |
---|
![]() |
Периоды и стили |
Дворцы и сады |
Известные работы |
Известные архитекторы |
|
По регионам |
Другие темы |
- ^ Jump up to: а б с д Уоткин 1986 , стр. 166–67.
- ↑ Британская энциклопедия, «Западная архитектура, итальянская готика» (получено 28 августа 2020 г.)
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с Частель 2015 , с. 99.
- ^ Уоткин 1986 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоткин 1986 , с. 169.
- ^ «Собор Орвието» . Мир чудес.
- ^ «Собор Орвието» . Мир чудес.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоткин 1986 , с. 170.
- ↑ Онлайн-энциклопедия «Британника», «Западная архитектура – итальянская готика – Миланский собор» (получено 28 августа 2020 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Частель 2015 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 171.
Библиография
[ редактировать ]- Частель, Андре (2015) [1956]. Итальянское искусство (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-08137-056-2 .
- Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .